Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подготовки специалистов для муниципальных пассажирских перевозок'

Актуальные вопросы подготовки специалистов для муниципальных пассажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD TRAFFIC SAFETY / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIONS IN EDUCATION / ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ / TRAINING OF DRIVERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС / PROFESSIONAL CONTEST / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / RESOURCES SAVING / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ / ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ / TRANSPORT SYSTEM EFFICIENCY / ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / SIMULATOR TRAINING / ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА / FUEL ECONOMY / TECHNICAL EXPLOITATION OF CARS / DRIVERS TRAINING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турбин Игорь Викторович, Епишкин Вячеслав Евгеньевич, Чертакова Елена Михайловна

Рассматривается практика многолетнего сотрудничества Института машиностроения Тольяттинского государственного университета и Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия №3 г. Тольятти. Описаны принципы подготовки специалистов автотранспортной отрасли, элементы совместной работы университета и автопредприятия при подготовке выпускных работ по тематике «Реконструкция производственных участков АТП № 3». В дипломных и выпускных работах рассматриваются резервы повышения эффективности городских пассажирских перевозок на примере МП ТПАТП №3, в частности, даются анализ текущего состояния производственно-технологической структуры предприятия, предложения по совершенствованию технологий текущего обслуживания и ремонта автобусов, рекомендации по современным планировочным решениям основных и вспомогательных производственных подразделений. Рассмотрены конкурсы профессионального мастерства как одна из форм повышения мастерства работников. Отмечен высокий уровень подготовки водителей АТП № 3, занимающих призовые места на всероссийских конкурсах начиная с 2001 года. В то же время выявлены резервы, способные повысить эффективность совершенствования водительского мастерства. Предложена современная методика с применением электронных тренажеров, позволяющая в экономичном режиме отработать наиболее сложные элементы вождения. Описаны перспективы внедрения в процесс подготовки программного обеспечения «Интерактивная автошкола».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турбин Игорь Викторович, Епишкин Вячеслав Евгеньевич, Чертакова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL QUESTIONS OF TRAINING SPECIALISTS FOR MUNICIPAL PASSENGER TRANSPORTATIONS

The practice of many years collaboration between Mechanical engineering Institute of Togliatti State University and Municipal passenger traffic enterprise No 3, Togliatti, is under attention. The principles of training specialists in trucking industry, elements of joint work of the University and the traffic enterprise when preparing graduating works on the subject “Reconstruction of industrial sites ATP No3” are described. Diploma and graduate works consider the reserves of municipal passenger traffic efficiency at the example of MP TEATP No 3, and in particular, give analysis of current condition of industrial and technological structure of the enterprise, proposal on improvement of current maintenance and repair of recommendation on modern planning decisions for main and additional industrial units. The professional skills contests considered as one of the forms of workers skills improvement. The high level of training ATP No 3 drivers is highly estimated as they had taken prizes at allRussian competitions since 2001. At the same time, there are reserves capable to increase efficiency of driving skill improvement. The modern suggested methods with application of electronic simulators allow training the most difficult elements of driving in eco mode. The prospects of introduction into the process of preparing the software “interactive driving school” described.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подготовки специалистов для муниципальных пассажирских перевозок»

педагогические науки

УДК 377.44

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

© 2017

Турбин Игорь Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Епишкин Вячеслав Евгеньевич, старший преподаватель кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Чертакова Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Предпринимательское и трудовое право» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 16в, e-mail: amitera@tltsu.ru)

Аннотация. Рассматривается практика многолетнего сотрудничества Института машиностроения Толь-яттинского государственного университета и Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия №3 г. Тольятти. Описаны принципы подготовки специалистов автотранспортной отрасли, элементы совместной работы университета и автопредприятия при подготовке выпускных работ по тематике «Реконструкция производственных участков АТП № 3». В дипломных и выпускных работах рассматриваются резервы повышения эффективности городских пассажирских перевозок на примере МП ТПАТП №3, в частности, даются анализ текущего состояния производственно-технологической структуры предприятия, предложения по совершенствованию технологий текущего обслуживания и ремонта автобусов, рекомендации по современным планировочным решениям основных и вспомогательных производственных подразделений. Рассмотрены конкурсы профессионального мастерства как одна из форм повышения мастерства работников. Отмечен высокий уровень подготовки водителей АТП № 3, занимающих призовые места на всероссийских конкурсах начиная с 2001 года. В то же время выявлены резервы, способные повысить эффективность совершенствования водительского мастерства. Предложена современная методика с применением электронных тренажеров, позволяющая в экономичном режиме отработать наиболее сложные элементы вождения. Описаны перспективы внедрения в процесс подготовки программного обеспечения «Интерактивная автошкола».

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, инновации в образовании, подготовка водителей, профессиональный конкурс, ресурсосбережение, техническая эксплуатация автомобилей, технологии подготовки водителей, эффективность транспортной системы, тренажерная подготовка, экономия топлива.

ACTUAL QUESTIONS OF TRAINING SPECIALISTS FOR MUNICIPAL PASSENGER TRANSPORTATIONS

© 2017

Turbin Igor Victorovich, candidate of technical sciences, associate professor of the chair «The designing and operation of the car» Epishkin Vyacheslav Evgenievich, senior teacher of the chair «The designing and operation of the car» Chertakova Elena Mihaylovna, a candidate of science, an associate professor of the department «Enterprise and labour law» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 16v, e-mail: amitera@tltsu.ru)

Abstract. The practice of many years collaboration between Mechanical engineering Institute of Togliatti State University and Municipal passenger traffic enterprise No 3, Togliatti, is under attention. The principles of training specialists in trucking industry, elements of joint work of the University and the traffic enterprise when preparing graduating works on the subject "Reconstruction of industrial sites ATP No3" are described. Diploma and graduate works consider the reserves of municipal passenger traffic efficiency at the example of MP TEATP No 3, and in particular, give analysis of current condition of industrial and technological structure of the enterprise, proposal on improvement of current maintenance and repair of recommendation on modern planning decisions for main and additional industrial units. The professional skills contests considered as one of the forms of workers skills improvement. The high level of training ATP No 3 drivers is highly estimated as they had taken prizes at all- Russian competitions since 2001. At the same time, there are reserves capable to increase efficiency of driving skill improvement. The modern suggested methods with application of electronic simulators allow training the most difficult elements of driving in eco mode. The prospects of introduction into the process of preparing the software "interactive driving school" described.

Keywords: road traffic safety, innovations in education, training of drivers, professional contest, resources saving, technical exploitation of cars, drivers training technologies, transport system efficiency, simulator training, fuel economy.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Городские пассажирские перевозки - важный фактор общественной жизни, одна из сторон процесса автомобилизации. Также как и другие элементы транспортной системы, обеспечивающие её эффективность и надежность, пассажирские перевозки требуют всестороннего изучения для разработки направлений совершенствования [1]. Развитие автомобильных перевозок предусмотрено Транспортной стратегией РФ [2] и другими нормативными документами. Реализация этих решений невозможна без квалифицированных кадров. Рассмотрим реализацию основных принципов подготовки специалистов автотранспортной отрасли на примерах многолетней практики плодотворного сотрудничества Института машиностроения Тольяттинского государственного университета (ТГУ) и Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия №3 г.Тольятти (МП

ТПАТП №3).

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Муниципальное предприятие «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3» (МП ТПАТП №3) является одним из трех транспортных учреждений городского округа Тольятти, наряду с Муниципальным предприятием «Тольяттинское троллейбусное управление» и Муниципальным казенным учреждением городского округа Тольятти «Центр организации дорожного движения». Муниципальное предприятие «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3» создано в 1984 г. Основной задачей МП ТПАТП №3 является предоставление транспортных услуг населению города Тольятти. Предприятие является в настоящем и намерено оставаться в будущем одним из ведущих авто-

pedagogical sciences

транспортных предприятии города, предоставляющим самым широким группам потребителей доступную и надежную систему пассажирских перевозок.

Предприятие выполняет регулярные пассажирские перевозки по 49 муниципальным маршрутам (28 городских, 21 - в направление ОАО АВТОВАЗ). Значительную долю занимают заказные перевозки - МП ТПАТП №3 является крупнейшим перевозчиком ОАО «АВТОВАЗ». Протяженность маршрутной сети - 1 162,5 км, ежедневно на линии выходит 341 единица. Дополнительно в период с середины апреля до середины октября выполняются перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам в части регулярных перевозок на садово-дачные массивы 24 маршрута. Протяженность маршрутной сети - 1 472,3 км. Перевозки пассажиров выполняются автобусами большой и особо большой вместимости марок. Всего в МП ТПАТП №3 - 361 автобус, из них 234 низ-копольных МАЗ-103 и МАЗ-107. Всего на предприятии трудится около 1,5 тысячи человек. Весь подвижной состав оборудован автоинформаторами, устройствами которые информируют пассажиров о ходе движения автобуса по маршруту. С 2009 года на транспорте предприятия используется система безналичной оплаты проезда.

МП ТПАТП №3 является базовым предприятием для производственной практики студентов ТГУ. Ежегодно несколько выпускников автомобильной специальности Университета защищают выпускные работы по тематикам «Реконструкция производственных участков АТП № 3», используя учебные и методические пособия, подготовленные специалистами Института машиностроения ТГУ [3, 4]. В дипломных и выпускных работах рассматриваются резервы повышения эффективности городских пассажирских перевозок на примере МП ТПАТП №3 с учетом требований безопасности к подвижному составу [5] и основных принципов технической эксплуатации автомобилей [6]. В соответствии с выбранным производственным участком выполняется анализ текущего состояния производственно-технологической структуры предприятия, и даются обоснованные предложения по совершенствованию технологий текущего обслуживания и ремонта автобусов. При этом в дополнение к традиционным нормативам по обслуживанию и ремонту [7], при разработке планировочных решений основных и вспомогательных производственных подразделений используются современные рекомендации и решения [8]. Часть исследований по совершенствованию методики расчета предприятий автомобильного транспорта на примере МП ТПАТП №3 [9, 10, 11] опубликованы в виде научных докладов.

Однако рассматривая вопросы безопасности автомобильных перевозок, следует обращать не только на механические элементы транспортной системы, которые, безусловно, имеют большое значение. Отраслевая наука, при решении проблем надежности транспортной системы, использует модель ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда), принимая во внимание, что водитель важнейший элемент безопасности дорожного движения [12]. С учетом этого в сотрудничестве Тольяттинского государственного университета и МП ТПАТП №3 развивается новое направление - совершенствование мастерства водителей [13].

Формирование целей статьи (постановка задания). Рассматривая вопросы повышения мастерства водителей автобусов, следует учитывать, что система подготовки начинающих водителей относительно недавно претерпела реформу, три года назад Примерная программа подготовки [14] была существенно переработана. Несмотря на то, что за это время выявились определенные недостатки новой программы [15], следует отметить её прогрессивность. Прежде всего, это касается возможности непрерывной подготовки водителя и применения технических средств обучения. Специалистами ТГУ исследованы и предлагаются перспективные инновационные технологии подготовки водителей [16],

из которых выделим два направления, актуальных для применения МП ТПАТП №3. Одно из них, это конкурсы профессионального мастерства как одна из форм повышения мастерства работников, причем не только водителей [17]. Вторым направлением интенсивной подготовки и переподготовки водителей является применение автотренажеров.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Следует отметить, что участие в конкурсах профессионального мастерства среди водителей - это визитная карточка водителей МП ТПАТП №3, чей высокий уровень подготовки водителей подтверждают призовые места в городских, областных и всероссийских конкурсах в течение почти двадцати лет. В этом можно отметить персональные заслуги директора МП ТПАТП №3 А. Ю. Абрамова и начальника отдела безопасности движения предприятия А.А. Борюшкина. В качестве примера приведем некоторые из этих достижений.

В сентябре 2001 года участвуя во всероссийском конкурсе профессионального мастерства и представляя Самарскую область, водители МП ТПАТП №3 Лябаев П.А. и Роон С.В. заняли 3-е призовое место, выступая в номинации «Автобусы большой вместимости - ЛиАЗ-5256» и «Автобусы особо большой вместимости -Икарус-280».

Тольяттинские водители, представляя Самарскую область, получали призовые места на многих всероссийских конкурсах: 2003 год - г. Москва, 2005 год - г. Коломна, 2009 год - г. Москва, 2011 год -г. Липецк.

В 2012 году финальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства водителей автобусов-был проведен в г. Красноярске. От Самарской области участвовали водители МП ТПАТП №3№3 Лябаев П.А., Меркушев П.В. и Шишагин М.Ю. В упорную борьбу вступили 34 участника. Под 34-м номером выступал 26-летний Шишагин М. Ю., который занял 2-е призовое место. Тренером команды был заместитель директора по безопасности движения А.А. Борюшкин.

В 2016 году в Тольятти на территории МП ТПАТП №3 проходил уже 18-й городской конкурс профессионального мастерства водителей автобусов. Конкурсанты выступали в номинации «Автобусы большой вместимости» - МАЗ-103 и ЛиАЗ-5256. 1-ое место заняли водители МП ТПАТП №3 Лябаев П.А. и Лаврухин П.С. 2-ое место заняли водители МП ТПАТП №3 Бирюков П.В. и Шишагин М.Ю.

В июле 2016 г. в Тольятти же проводился 15-й областной конкурс. Участие принимали 28 участников из Самарской области: г. Самара, г. Тольятти, г. Новокуйбышевск, г. Сызрань, г. Отрадный. Команду МП ТПАТП №3, состоящую из 8 водителей, тренировал начальник ОБД предприятия А.А. Борюшкин. Первый этап конкурса - теоретический, проверка знаний ПДД, которая проводилась на компьютерах, предоставленных Автошколой «РОСТО-Т». Лучший результат был у Лаврухина П.С.: 20 правильных ответов из 20 вопросов по ПДД решено за 33 секунды. Затем проводился 2-ой этап соревнования - скоростное маневрирование. Первые места в каждой номинации получили водители МП ТПАТП №3. На автобусе ЛиАЗ-5256: Лаврухин П.С. и Рыков К.А. На автобусе ЛиАЗ-529370 (газовый): Лябаев П.А. и Шишагин М.Ю. На автобусе МАЗ-206 (автобус средней вместимости): Карих Д.М. и Тихонов Д.В.

Водители МП ТПАТП №3 очередной раз подтвердили, что город Тольятти не зря имеет репутацию «автомобильной столицы» и своими достижениями продолжили успехи известных тольяттинских автоспортсменов [18].

В то же время требования к водителю автобуса растут, на повестку дня выходят проблемы экономичности [19] и экологичности [20] перевозок, которые во многом зависят от водительского мастерства. В настоящее время можно отметить, что знание ПДД и умение ско-

педагогические науки

ростного вождения недостаточно для оценки водителя. Исследования, проведенные специалистами Института машиностроения ТГУ показывают, что есть резервы технологий обучения, способные повысить эффективность совершенствования водительского мастерства. Например, возможности применения современных автотренажеров [21]. Предлагается при подготовке к соревнованиям применять методики тренировок с применением электронных тренажеров, позволяющие в экономичном режиме отработать наиболее сложные элементы вождения.

В качестве примера рассмотрим перспективы внедрения в процесс подготовки продукцию российского разработчика «Компания Форвард», предназначенного для проведения занятий по подготовке водителей категории D. Тренажеры автобусов имеют оригинальный симуля-тор, основной экран и 2 экрана имитирующие зеркала, обратную связь руля и виртуальную или оригинальную панель приборов. Возможна поставка динамического тренажера и программирование дорожной среды конкретной местности.

В дополнение к тренажеру возможно применение программного обеспечения «Интерактивная автошкола. Пассажирский транспорт», которое позволяет моделировать любые дорожные ситуаций с использованием объектов интерактивной галереи с последующей записью ролика или сохранением статической картинки, а также создавать любые типы дорог и перекрестков с помощью нанесения на готовые шаблоны дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров с возможностью их переключения в процессе моделирования дорожной ситуации. Эта программа предназначена для проведения групповых занятий по подготовке водителей категории Б.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе многолетнего сотрудничества Института машиностроения Тольяттинского государственного университета и Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия №3 г. Тольятти следует продолжать практику подготовки специалистов автотранспортной отрасли, развивать элементы совместной работы Университета и автопредприятия при подготовке выпускных квалификационных работ. В дипломных и выпускных работах рекомендуется разрабатывать резервы повышения эффективности городских пассажирских перевозок на примере МП ТПАТП №3, в частности, анализ состояния производственно-технологической структуры предприятия, поиск путей совершенствования технологий текущего обслуживания и ремонта автобусов, давать рекомендации по современным планировочным решениям основных и вспомогательных производственных подразделений.

Конкурсы профессионального мастерства зарекомендовали себя как одна из форм повышения мастерства работников и объективной оценки уровня подготовки водителей. Это подтверждают водители МП ТПАТП №3, которые занимают призовые места на всероссийских конкурсах начиная с 2001 года. В качестве перспективы исследования предлагается развивать повышение водительского мастерства с учетом критериев экономичности и экологичности вождения. Предложена современная методика с применением электронных тренажеров, позволяющая в экономичном режиме отработать наиболее сложные элементы вождения, а также разработка и внедрение в процесс подготовки современных технических средств на примере программного обеспечения «Интерактивная автошкола».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доронкин В. Г. , Епишкин В.Е., Колачева Н. В. К вопросу моделирования процесса автомобилизации / В.Г. Доронкин, В.Е. Епишкин, Н.В. Колачева // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63) . С.23-30.

2. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г.

№ 1724-р «Об утверждении Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» (с изменениями на 2017 г.).

3. Петин Ю. П. Технологическое проектирование предприятий автомобильного транспорта : учеб.-метод. пособие / Ю. П. Петин, Г. В. Мураткин, Е. Е. Андреева ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. "Проектирование и эксплуатация автомобилей". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - 102 с.

4. Малкин В.С., Живоглядов Н.И, Андреева Е.Е. Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования: Учебное пособие по курсовому проектированию для студентов специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». - Тольятти: ТГУ, 2005. - 124 с.

5.Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, опубликован 23 сентября 2009 г.

6. Малкин В. С. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей : учеб.пособие / В. С. Малкин ; ТГУ ; Каф. "Техн. эксплуатация и ремонт автомобилей". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2004. - 110 с.

7. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта [Текст.] / Минавтотранс РСФСР. - М. : Транспорт, 1986. - 36 с.;

8. Епишкин В. Е. Проектирование станций технического обслуживания автомобилей : учеб.-метод. пособие по выполнению курсового проектирования по дисциплине "Проектирование предприятий автомоб. транспорта" / В. Е. Епишкин, А. П. Караченцев, В. Г. Остапец ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. "Проектирование и эксплуатация автомобилей". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2012.

9. Епишкин В.Е. Методика расчета предприятий автомобильного транспорта / В. Е. Епишкин, И. В. Турбин // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса : сборник статей VIII Международной научно-производственной конференции. - Пенза : Пензенская ГСХА, 2014. - С. 45-49.

10. Петин Ю.П. Организация и технология технического обслуживания № 1 на пассажирском АТП № 3 г. Тольятти / Ю. П. Петин, В. Е. Епишкин, С. А. Заозеров // Транспорт. Экономика. Социальная сфера. Актуальные проблемы и их решения : сборник статей Международной научно-практической конференции. -Пенза : Пензенская ГСХА, 2014. - С. 106-111.

11. Епишкин В.Е. Совершенствование методики расчета предприятий автомобильного транспорта / В. Е. Епишкин // Теплофизические и технологические аспекты повышения эффективности машиностроительного производства : труды IV Международной научно-технической конференции (Резниковские чтения), Тольятти, 27-29 мая 2015 г. Т. 2. - Тольятти : ТГУ, 2015. - С. 169175.

12. Караченцев А.П., Доронкин В.Г. Оценка мастерства водителя автомобиля как элемент безопасности транспортных систем // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013 - № 2 (24) - С. 153-155.

13. Доронкин В.Г. Подготовка водителей как составной элемент современной городской транспортной системы. В сб. Стратегическое планирование развития городов России. Памяти первого ректора ТГУ С.Ф. Жилкина : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - В 2-х т. - Тольятти : ТГУ, 2010. - Т. 2. - С. 84-89.

14. Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории <Ю». Утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 №1408.

15. Доронкин В.Г. Актуальные вопросы экологической подготовки начинающих водителей / В.Г. Доронкин // Инновационные подходы к обеспечению

pedagogical sciences

устойчивого развития социо-эколого-экономических систем: материалы III Международной конференции, посвященной 85-летию Самарского Государственного Экономического Университета - 2016 г. - с. 22-26.

16. Доронкин В.Г., Чертакова Е.М. Перспективные инновационные технологии подготовки водителей автомобилей. В сб. Формирование и становление рынка интеллектуальной собственности: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Тольятти : Издательство ООО типография «Форум», 2015. - С. 117-119.

17. Доронкин В.Г., Ельцов В.В., Чертакова Е.М. Подготовка и проведение соревнований WorldSkills как инновационный метод подготовки технических специалистов в системе СПО / Инженерное образование. 2016. № 19. С. 33-37.

18. Доронкин В.Г., Лямин А.С. Развитие автомобильного спорта в городе Тольятти: 1966-2016 гг. // Балтийский гуманитарный журнал - 2017. Том 6. № 1(18). - С. 86-89.

19. Доронкин В. Г. , Караченцев А. П., Колачева Н. В. Методы решения проблемы экономичного вождения на основе математического моделирования / В.Г. Доронкин, А.П. Караченцев, Н.В. Колачева // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С.32-37.

20. Колачева Н.В., Чертакова Е.М. Влияние действий водителей на городскую окружающую среду. Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - с. 32-35.

21. Доронкин В.Г., Лунин Е.В. Опыт разработки элементов тренажерной подготовки водителя автомобиля. В сб. Транспорт. Экономика. Социальная сфера. (Актуальные проблемы и их решения): сборник статей Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014 - С. 32-35.

Статья выполнена в рамках Российского фонда фундаментальных исследований (РГНФ № 16-1263003)

Статья поступила в редакцию 30.06.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.