Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» в Академии гражданской защиты МЧС России'

Актуальные вопросы подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» в Академии гражданской защиты МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясников Д.В., Баринов М.Ф., Лавриненко Д.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» в Академии гражданской защиты МЧС России»

Актуальные вопросы подготовки бакалавров

по направлению «Техносферная безопасность»

в Академии гражданской защиты МЧС России

Мясников Д. В., Баринов М. Ф., Лавриненко Д. Ф.,

Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки

В Академии обучение бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» осуществляется с 2009 года. Обучение проходят курсанты командно-инженерного факультета и факультета по подготовке иностранных специалистов. С 2011 года наряду с курсантами по направлению «Техносферная безопасность» обучаются и студенты инженерного факультета. Ведущей кафедрой в этой области является кафедра аварийно-спасательных работ командно-инженерного факультета [1].

В настоящее время в Академии по направлению «Техносферная безопасность» обучаются 162 курсанта и 56 студентов. В 2013 году был осуществлён первый выпуск бакалавров, подготовленных по указанному направлению. Из 62 человек, поступивших на обучение, было выпущено 47. Таким образом, процент выполнения государственного заказа на подготовку бакалавров составляет 75,8.

Основная часть выпускников проходит дальнейшую службу в спасательных воинских формированиях. Кроме того, бакалавров техносферной безопасности принимают на службу в органы управления и НЦУКС. Следует отметить, что всем выпускникам за время обучения была присвоена квалификация «спасатель», а 14 бакалавров были аттестованы на квалификацию «спасатель 3 класса».

Одним из наиболее важных аспектов подготовки бакалавров является проведение практических занятий и всех видов практик. Учебным планом в соответствие с ФГОС предусмотрено проведение учебной, производственной и преддипломной практик. Практики проводятся на каждом курсе обучения.

Со студентами практические занятия и учебная практика проводятся на базе полигона 179 СЦ, г. Ногинск. В ходе обучения они получают навыки применения аварийно-спасательного инструмента, горной подготовки, спасения на воде. Кроме того, студенты обучаются технологии поиска пострадавших. Производственная практика студентов осуществляется в Муниципальном бюджетном учреждении «Химспас», с которым заключён соответствующий договор.

У курсантов наряду с занятиями в Ногинске предусмотрены выезды в центры подготовки спасателей региональных поисково-спасательных отрядов и учебно-спасательный центр «Вытегра». В реальных условиях с курсантами проводятся занятия по горной и альпинистской подготовке, передвижению по горным рекам, спасению на акваториях. После каждого выезда они получают свидетельства или удостоверения о прохождении обучения.

Аттестация на квалификацию «спасатель» с выдачей удостоверения и книжки спасателя производится в конце третьего курса, когда согласно учебному плану обучающиеся прошли в полном объёме дисциплины, необходимые

для получения квалификации в соответствии с «Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России» [2].

С проведением практических занятий и учебной практики связаны основные проблемы. Прежде всего, затруднён вопрос обеспечения обучающихся специальным обмундированием и снаряжением. Имущества кафедры не хватает на всю группу обучающихся, обмундирование не подогнано по размерам. В то же время существует приказ Министра о том, что «обеспечение исправной спасательной и специальной техникой, оборудованием и снаряжением, материально-техническое обеспечение возлагается на 179 Спасательный центр, учебные спасательные центры и центры подготовки спасателей МЧС России» [3]. На деле согласование этого вопроса с принимающими сторонами было сильно затруднено. В 2013 году удалось поднять согласование вопросов получения материальных средств от 179 Спасательного центра, учебных спасательных центров и центров подготовки спасателей МЧС России на более высокий уровень за счёт писем в ДПСС и ДКП.

Не лучше обстоит дело с таким специфическим видом практики как практика привития навыков выживания, которая проводится в зимний период в Ногинске и предусматривает обучение автономному существованию в течение нескольких суток в условиях изоляции. Для этого необходимо использовать специальную одежду и обувь. У кафедры такой одежды в достаточном количестве нет. В связи с этим в настоящее время решается вопрос обеспечения специальным обмундированием силами вещевой службы Академии и силами самих обучающихся.

До недавнего времени проблемой являлось проведение практических занятий непосредственно в Академии. Специализированного полигона для отработки навыков работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием не существовало, глубоководный бассейн для водолазной подготовки не используется. Кафедрой была создана площадка для работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием. В настоящее время на площадке проводятся занятия с курсантами и студентами. Она включает несколько учебных точек для отработки различных операций.

Таким образом, проведение практических занятий с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием получилось вывести на новый уровень. Но площадка требует дальнейшего совершенствования с привлечением дополнительных материальных и финансовых средств. Для использования глубоководного бассейна необходимо ввести в эксплуатацию барокамеру. Для этого были обучены и аттестованы в Ростехнадзоре сотрудники Академии. Но осталась проблема с технической документацией барокамеры, необходимой для постановки её на учёт в Ростехнадзор, которая решается в настоящее время.

К сожалению, сам учебный план подготовки бакалавров-курсантов имеет ряд недоработок. Согласно Указу Президента от 30.09.2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России» на них возложена задача участия в территориальной обороне в военное время [4]. В то же время, у курсантов не предусмотрено проведение общевоенных дисциплин, таких как тактика, топография и др. Курсанты-выпускники, распределяющиеся в спасательные

воинские формирования, не имеют достаточных знаний и навыков, необходимых для решения задач военного времени.

Таким образом, процесс подготовки бакалавров по направлению «Техно-сферная безопасность» требует совершенствования. Необходимо уделить внимание обеспечению всех видов практик, внести изменения в учебный план, совершенствовать учебно-материальную базу для проведения практических занятий.

Библиографический список

1. Приказ Министра от 23 ноября 2005 г. № 836 «О применении в системе МЧС России Приказа Минобороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации»».

2. Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России, 2009.

3. Приказ Министра от 22 марта 2012 года № 138 «О проведении занятий с курсантами и слушателями образовательных учреждений МЧС России в 179 Спасательном центре МЧС России, учебных спасательных центрах и центрах подготовки спасателей МЧС России»

4. Указ Президента от 30.09.2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».

О формировании криминалистических знаний у обучающихся на I ступени высшего образования

по специальности

«Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

Набатова А. Э.,

Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь, г. Гомель

В настоящее время, учреждения высшего образования МЧС Республики Беларусь осуществляют подготовку инженеров по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по образовательному стандарту высшего образования I ступни третьего поколения [1].

Важным элементом данного стандарта является «Компонент учреждения высшего образования», в рамках которого определены специальные дисциплины, направленные на формирование компетенций будущего специалиста по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важное место в компоненте учреждения высшего образования занимает дисциплина «Надзорная и правоприменительная деятельность». Целью ее изучения является подготовка высококвалифицированных специалистов для органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, обладающих глубокими теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями в организации государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, государственного по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.