Научная статья на тему 'Актуальные проблемы технологического образования школьников и подготовки учителей технологии'

Актуальные проблемы технологического образования школьников и подготовки учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2256
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ / TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL EDUCATION / TEACHER OF TECHNOLOGY / THE SCIENTIFIC SUPERVISION OF TECHNOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретивых М.В., Матяш Н.В., Воронин А.М.

В статье технологическое образование школьников рассматривается в качестве необходимого компонента общего образования, обосновывается статус «Технологии» как базовой научной дисциплины и предметной области в общем образовании, анализируются актуальные проблемы совершенствования подготовки в вузе учителей технологии и научно-методического руководства технологическим образованием школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ретивых М.В., Матяш Н.В., Воронин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы технологического образования школьников и подготовки учителей технологии»

УДК 378.12

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

И ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ретивых М.В., Матяш Н.В., Воронин А.М.

В статье технологическое образование школьников рассматривается в качестве необходимого компонента общего образования, обосновывается статус «Технологии» как базовой научной дисциплины и предметной области в общем образовании, анализируются актуальные проблемы совершенствования подготовки в вузе учителей технологии и научно-методического руководства технологическим образованием школьников.

Ключевые слова: технология, технологическое образование, учитель технологии, научно-методическое руководство технологическим образованием школьников.

ACTUAL PROBLEMS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS AND TRAINING OF TEACHERS OF TECHNOLOGY

Retiviykh M.V., Matyash N. V., Voronin A.M.

In the article the technological education of students is seen as a necessary component of General education, justifies the status of "Technology" as a basic scientific discipline and subject area in General education, analyzes the current problems of improving the preparation of the University teachers of technology and scientific methodical management of the technological education of students.

Keywords: technology, technological education, teacher of technology, the scientific supervision of technological education of students.

Технологическая революция ХХ1в. обуславливает необходимость формирования научно-технологического потенциала, адекватного вызовам и потребностям мирового социально - технологического и научного развития. Поэтому неслучайно во многих странах мира (Австрии, Великобритании, Германии, Израиле, Китае, США, Швеции и др.) в школах изучается учебный предмет «Технология», который активно поддерживается промышленниками и

бизнесменами.

Мировой опыт свидетельствует, что предметная область «Технология», наряду с гуманитарной и естественнонаучной составляющими, является необходимым компонентом общего образования. Естественнонаучный, гуманитарный и технологический компоненты составляют фундаментальное ядро современного общего образования (рис.1).

Условные обозначения:

1- естественнонаучный компонент образования;

2- гуманитарный компонент образования;

3- технологический компонент образования.

Рис.1. Фундаментальное ядро современного общего образования

Технологический компонент в фундаментальном ядре общего образования выполняет следующие функции:

- синтезирует в себе естественнонаучные и гуманитарные знания школьников, предоставляет им возможность творческого применения этих знаний в преобразовательной деятельности;

- способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в

процессе планирования, организации и анализа результатов преобразовательной деятельности;

- обеспечивает преемственность в переходе от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и профессионально-трудовой деятельности.

В этой предметной области важную роль играет проектно-исследовательская деятельность обучающихся, способствующая их творческому развитию.

1

3

2

Таким образом, предметная область «Технология» является объективно необходимым компонентом современного образования и входит в его фундаментальное ядро.

Как известно, по инициативе профессора Брянского государственного университета, члена-корреспондента РАО В.Д. Симоненко в 1993 году образовательная область «Технология» была включена в учебный план российской школы с 1 -го по 11-й класс с целью формирования у подрастающего поколения технологической культуры.

Однако в последние годы в России технологическому образованию школьников стало значительно меньше уделяться внимания. Специалисты отмечают, что неуклонно сокращается количество часов на изучение технологии. В соответствии с ФГОС основного общего образования на изучение технологии выделено в начальной школе 1 час в неделю(включая изучение компьютера), в 5-7 классах - 2 часа в неделю, в 8 классе- 1 час в неделю. В 9-х классах технология не изучается вообще.

Стандартом среднего (полного) общего образования «Технология» исключена из обязательной части образовательной программы, «Технология» не входит в фундаментальное ядро образования, не включена в перечень экзаменов по выбору выпускника школы, перестали проводиться конкурсы проектных работ школьников по технологии. В педагогических университетах сокращается число студентов - будущих учителей технологии [3, с. 16-17].

На наш взгляд, такая ситуация была спровоцирована ФГОС основного общего образования, который был утвержден в 2010 году

В этом стандарте «Технология» рассматривается как прикладная учебная дисциплина прагматической направленности. В нем не отражены такие понятия, как «технологическая культура», «технологический процесс», «технологическая система», «проектно-технологиче-ское мышление».

Президент Российской Федерации В.В.Путин своим поручением от 04.05.20016г. обязал руководителей Минобрнауки РФ принять меры по совершенствованию преподавания в общеобразовательной школе учебного предмета «Технология» и проведению Всероссийских конкурсов проектов по технологии.

В большой степени проблему технологического образования школьников актуализирует «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» на период до

2035 года, утвержденная Указом Президента РФ №642 от 1.12.2016 [2]. Стратегия предусматривает создание в Российской Федерации научно -технологической системы, включающей, в том числе, разработку и внедрение природосообраз-ных, интеллектуальных, цифровых, «безлюдных» технологий, развитие научно-технологического творчества и предпринимательства.

Это обуславливает проблему интеллектуализации технологического образвоания школьников, ознакомления их с основами научно-исследовательской деятельности, повышения роли проектно-технологического творчества.

Ключевой проблемой является повышение статуса «Технологии» как базовой научной дисциплины и предметной области в общем образовании.

Как известно, этимологически понятие «технология» происходит от латинского «techne» - искусство, мастерство и «logos»- учение, наука. Таким образом, «технология» буквально - это, прежде всего, наука о мастерстве, а не только само мастерство.

Технология является философской, социально-культурологической, гносеологической, психолого-педагогической категорией, которая находится в постоянном развитии.

Мы считаем, что в качестве методологических оснований предметной области «Технология» следует считать психологический принцип возрастной сензитивности, культурологический и интегративный подходы, а также научные положения профориентологии.

Раскроем способы реализации этих методологических положений в обосновании содержания предметной области «Технология».

Принцип возрастной сензитивности обуславливает необходимость учета способности учащихся определенного возраста овладеть теми или иными технологиями и видами преобразовательной деятельности.

Учащиеся начальных классов овладевают в основном деятельностью по самообслуживанию. Учащиеся 5-9 классов могут овладеть основами современных технологий и методикой профессионального самоопределения. Старшеклассники способны осознать основные направления научно-технологического развития современной цивилизации и ознакомиться с методами научно-исследовательской деятельности. У них должна быть сформирована готовность к обоснованному профессиональному самоопределению.

Культурологический подход предполагает в качестве цели технологического образования школьников считать поэтапное формирование у них технологической культуры как компонента общей культуры, обуславливающей их способность к преобразовательной деятельности. Этот подход позволяет выделить следующие этапы формирования технологической культуры школьников:

- 1-4 классы: Введение в технологическую культуру;

- 5-9 классы: Основы технологической культуры;

-10-11классы: Введение в научно - технологическую культуру.

Интегративный подход обуславливает изучение школьниками современных и перспективных технологий в обобщенном, интегрированном формате как технологий различных видов преобразовательной деятельности.

Целью технологического образования школьников является их развитие как субъектов преобразовательной и будущей профессиональной деятельности, формирование технологической культуры как компонента общей культуры. Поэтому в школе надо изучать не конкретные технологии, а их интегративные основы, специальные технологии молодые люди будут изучать в системе профессионального образования.

Так, например, технология строительства зданий в интегрированном формате включает в себя следующие этапы: составление проекта, выбор места для строительства, подготовка фундамента, строительство стен и помещений, возведение крыши, устройство отопительной, канализационной и осветительной систем, штукатурные и малярные работы, благоустройство территории, приемка объекта комиссией и его сдача в эксплуатацию.

Со строительством зданий связаны следующие профессии: архитектор, проектировщик, прораб, крановщик, каменщик, плотник, сварщик, штукатур, маляр, сантехник, электрик и др.

В процессе изучения интегративных технологий можно устанавливать межпредметные связи практически со всеми школьными дисциплинами.

«Сквозными» линиями, задачами предметной области «Технология» является:

- трудовое воспитание, формирование

потребности в труде;

- формирование технологической культуры;

- развитие проектно-исследовательской деятельности и формирование элементов научно-исследовательской деятельности;

- интеллектуализация содержания технологической деятельности от ручного труда в начальной школе до проектной и научно-исследовательской деятельности в основной и средней школе;

- профессиональная ориентация, формирование осознанного профессионального самоопределения;

- формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Исходя из этих предпосылок, «Технология» как базовая научная дисциплина и предметная область в общем образовании может быть предоставлена графически следующим образом (рис.2).

«Сквозной» модуль «Культура профессионального самоопределения» может быть реализован следующим образом:

- в начальной школе учащиеся знакомятся с доступными профессиями (родителей, родственников, знакомых);

- в основной школе по каждой интегрированной технологии учащиеся ознакамлива-ются с перечнем профессий, связанных с этими технологиями;

- в 9 классе изучается профориентацион-ный курс «Профессиональное самоопределение»;

- в выпускных классах школьники выполняют профориентационные проекты: «О какой профессии я мечтаю» (4 класс); «Моя будущая профессия» (9 класс); «Моя готовность к профессиональному самоопределению» (11 класс, 1-е полугодие).

Мы считаем, что в контексте «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» старшеклассники должны ознакомиться с перспективными технологиями и этапами научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, содержание технологического образования школьников в современных условиях можно представить следующим образом.

Основы технологической культуры (закономерности и этапы технологического развития цивилизации; сущность понятий «технология», «технологический процесс», «технологическая система»; классификация технологий; трансферт технологий; основные направления научно-технологического развития Российской Федерации; сущность и структура проектно-технологической деятельности.) Современные интегрированные технологии (материальные, информационные, гуманитарные). Перспективные интегрированные технологии (при-родосообразные, интеллектуальные, цифровые, «безлюдные», робототехнологии). Технология профессионального самоопределения

Модуль «Введение в технологическую культуру» (1-4 классы).

Модуль «Основы технологической культуры» (5-9 классы).

3. Модуль «Введение в научно-технологическую культуру» (10-11 классы).

4. Модуль «Культура профессионального самоопределения» (сквозной).

Рис.2. «Технология» как базовая научная дисциплина и предметная область в общем образовании

Таблица 1

Содержание технологического образования школьников в современных условиях

Начальная школа (1-4 класс) Модуль «Введение в технологическую культуру»

- культура здоровья и здорового образа жизни; - культура питания; - культура одежды; - культура дома. - культура умственного труда; - культура речи, поведения и общения; - технология приготовления простых блюд; - компьютерная грамотность; - выбор профессии.

Основная школа (5-9 классы) Модуль «Основы технологической культуры»

- закономерности и этапы технологического развития цивилизации, сущность понятий «технология», «технологический процесс», «технологическая система», «проектно-технологическая культура»; - классификация и трансферт технологий; - интегрированные материальные технологии машиностроения, строительства и архитектуры, обработки конституционных и текстильных материалов, кулинарной обработки пищевых продуктов и приготовление блюд. - информационные технологии; - робототехнологии; - гуманитарные технологии: социальные, художественно-творческие, педагогические, медицинские, управленческие; - технологии проектирования, конструирование и модели- рования; - технологии предпринимательства, рекламы и маркетинга; - технология профессионального самоопределения.

1.

Средняя (полная) школа (10-11 классы) Модуль «Введение в научно-технологическую культуру»

- природосообразные технологии; - интеллектуальные технологии; - цифровые технологии; - «безлюдные» технологии. - основы технологии научно-технологического творчества и предпринимательства; - основы технологии научно-исследовательской деятельно- сти; - технология формирования готовности к профессиональ- ному самоопределению.

В процессе изучения основ интегрированных технологий школьники должны опираться на прочные знания по другим предметным областям. По этим технологиям учащиеся должны выполнять творческие проекты по выбору (по одному проекту в каждой четверти).

Таким образом, «Технология» как базовая научная дисциплина и предметная область в общем образовании имеет два аспекта: теоретический и практический.

Теоретический аспект связан с изучением основ технологической культуры, проектно-тех-нологической деятельности, интегрированных современных и перспективных технологий, адекватного профессионального самоопределения, научно-исследовательской деятельности.

Практический аспект «Технологии» предполагает выполнение и защиту творческих проектов по модулям «Введение в технологическую культуру» (8 проектов), «Основы технологической культуры» (20 проектов), «Введение в научно-технологическую культуру» (6 проектов), «Культура профессионального самоопределения» (3 проекта).

Учитывая, что проектная деятельность является весьма трудоемкой, считаем целесообразным распределить учебное время на изучение «Технологий» как базовой научной дисциплины и предметной области в общем образовании следующим образом:

- теоретическое обучение- 40% учебного времени;

- практическое обучение- 60 % учебного времени.

Изложенное нами содержание технологического образования школьников обуславливает необходимость разработки следующих учебников по предметной области «Технология»:

1. Введение в технологическую культуру (1-4 классы).

2. Основы технологической культуры (5

класс).

3. Интегрированные материальные технологии (6 класс).

4. Интегрированные информационные технологии (7 класс).

5. Интегрированные гуманитарные технологии (8 класс).

6. Технология профессионального самоопределения (9 класс).

7. Перспективные наукоемкие технологии (10 класс).

8. Технология научно-исследовательской деятельности (11 класс).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обоснованное нами содержание технологического образования школьников в современных условиях обуславливает новые требования к подготовке учителя технологии.

Прежде всего, он должен знать:

- основы технологической культуры, закономерности и этапы научно-технологического развития цивилизации;

- интегративные основы современных материальных, информационных и гуманитарных технологий, а также научные основы перспективных технологий (природосообразных, интеллектуальных, цифровых, «безлюдных»);

- научные основы и технологии профессионального самоопределения;

- основы технологии проектной и научно-исследовательской деятельности.

Учитель технологии должен уметь:

- устанавливать и осуществлять связи «Технологии» с другими областями знаний;

- организовывать проектную и научно-исследовательскую деятельность школьников;

- проводить конкурсы проектов школьников по технологии;

- изучать готовность школьников к обоснованному профессиональному самоопределению.

Таким образом, современный учитель технологии- это универсальный технолог и методист, профориентолог, организатор проектной и научно-исследовательской деятельности школьников.

Чтобы осуществлять эти функции, учитель технологии должен хорошо знать научные основы других учебных дисциплин, в совершенстве владеть современными информационными технологиями, а также обладать способностью к овладению новыми технологиями.

Педагогическое мышление учителя технологии связано с категориями преобразова-

тельной деятельности, этапами и способами перевода различных материалов, информации, уровня развития социальных систем из одного состояния в другое.

Поэтому встает вопрос об уровне квалификации (степени) современного учителя технологии. Мы считаем, что в начальной и основной школе учителем технологии может работать выпускник вуза со степенью бакалавра. Но в средней школе технологическое образование старшеклассников должен осуществлять учитель технологии, имеющий степень магистра, который способен организовать проектно-технологическую и научно-исследовательскую деятельность старшеклассников, а также осуществлять методическое руководство технологическим образованием учащихся на уровне школы и района. Это позволит вузам выстроить двухуровневую систему подготовки учителей технологии.

Исходя из необходимости обновления содержаний технологического образования школьников и требований к современному учителю технологии, необходимо совершенствовать учебно-материальную базу факультетов технологии в вузах. По-нашему мнению, на этих факультетах, как минимум, должны быть созданы и оборудованы следующие кабинеты и лаборатории:

- кабинет начального технологического образования;

- кабинет материальных технологий;

- кабинет (лаборатория) информационных технологий;

- кабинет гуманитарных технологий;

- кабинет профессионального самоопределения;

- лаборатория перспективных наукоемких технологий и робототехники;

- лаборатория (центр) научно-технологического творчества и проектной деятельности.

Например, как мы уже сообщали, на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета создан научно-информационный центр автоматизированного проектирования на базе САД (САМ) АДЕМ систем с использованием лабораторного оборудования [1, с. 202-203].

В целях создания учебно-материальной базы подготовки современных учителей технологии необходимо использовать как собственные

возможности вузов, так и сетевые формы реализации образовательных программ на договорной основе.

На наш взгляд, нуждается в совершенствовании и научно-методическое руководство технологическим образованием школьников. Целесообразно создание школьных, межшкольных и региональных Центров технологического образования, на базе которых будут реализовываться инновационные программы по отработке нового содержания и развивающих методов в технологическом образовании школьников, отрабатываться школьные инициативы и сетевые проекты, проводиться сетевое обучение учителей технологии в форме курсовых мероприятий (вебинаров), осуществляться сетевое взаимодействие в технологическом образовании, консультационная и методическая поддержка учителей технологии, создаваться цифровые ресурсы и оценочные фонды по технологическому обучению.

Мы считаем, что региональные центры технологического образования и творчества школьников целесообразно создавать при факультетах технологии университетов. На базе этих центров совместно с Департаментом образования и науки могут проводиться следующие мероприятия:

- курсы повышения квалификации учителей технологии;

- конкурсы творческих проектов школьников по технологии;

- конкурсы учителей технологии «Моя система обучения»;

- тематические Дни науки, техники и технологии;

- встречи с известными учителями и технологами;

- демонстрация научно-технических фильмов и другие мероприятия.

С целью выявления уникального комплекса условий совершенствования технологического образования в плане содержания и технологий Министерством образования и науки РФ объявлен открытый конкурс «Инновации в школьном технологическом образовании», который будет проводиться до 2020 года. Этот конкурс должен способствовать уточнению ФГОС по технологии, созданию новых учебников и учебных пособий по этой предметной области.

Список литературы

1. Воронин А.М., Самоторова О.А. Актуальные проблемы технологического образования // Вестник Брянского государственного университета. Брянск: РИО БГУ, 2016. №3 (29). С. 201-203.

2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642. Консультант Плюс. www.consultant.ru.

3. Хотунцев Ю.Л. Проблемы технологического образования и подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации в 2016 году. Формирование профессиональных компетенций обучающихся в организациях общего и профессионального образования: Материалы международной научно-практической конференции 18-20 мая 2016 г. Брянск: РИО БГУ, 2016. С. 14-17.

Об авторах

Ретивых Михаил Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, aleks.rudckovsckaja@yandex.ru.

Матяш Наталья Викторовна - доктор психологических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, vds-24@yandex.ru.

Воронин Алексей Максимович - кандидат педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Bgu.ftid@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.