Научная статья на тему 'Актуальные проблемы технологического образования'

Актуальные проблемы технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1816
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGY / VOCATIONAL TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин А.М., Самоторова О.А.

В статье рассматриваются современные проблемы технологического образования школьников и подготовки учителей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин А.М., Самоторова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION

The article deals with the problems of technological education, approaches to solve the problem and improve the training of teachers of technology.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы технологического образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.12

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронин А.М., Самоторова О.А.

В статье рассматриваются современные проблемы технологического образования школьников и подготовки учителей технологии. Ключевые слова: технология, технологическое образование, профессиональное образование.

CURRENT PROBLEMS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION

Voronin A.M., Samotorova O.A.

The article deals with the problems of technological education, approaches to solve the problem and improve the training of teachers of technology.

Keywords: technology, vocational training, information technology.

Современный человек живёт в условиях, когда ушёл в прошлое индустриальный этап общественного прогресса с его экстенсивной технократической идеологией. Приоритетным сейчас является научно-технологический способ производства. Причём в настоящее время этот способ охватывает как материальные, так и социальные аспекты человеческой деятельности. Интенсивно развиваются и всё более широко используются нанотех-нологии, робототехнологии, биотехнологии.

Страны, которые своевременно заметили преимущества научно-технологического способа производства, обеспечивают более высокое качество жизни своих сограждан. Государства, стоящие на познаниях только научно-технического прогресса, отстают в темпах своего развития. Данное явление, к сожалению, не обошло и Россию.

Технологическая революция XXI века требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. Президентом РФ В.В. Путиным поставлена задача ускорения инновационного развития страны и создания к 2020 году 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест. Решение этой задачи невозможно без усиления внимания научно-технологическому образованию молодёжи, системной подготовки и переподготовки кадров. Технологическое образование должно стать атрибутом каждого современного человека.

Как известно, с 1993 года в учебный план российской школы с 1-го по 11-ый класс была включена образовательная область «Технология» с целью формирования у подрастающего поколения технологической культуры, интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания, а также повышение конкурентоспособности молодых людей на российском и международном рынках труда.

Одним их активных инициаторов организации

технологического образования школьников был профессор нашего университета, член-корреспондент РАО В.Д. Симоненко. Под его руководством преподавателями Брянского государственного университета были подготовлены и выпущены в издательстве «Вен-тана-Граф» первые учебники по технологии. Потом эти учебники неоднократно переиздавались с изменениями и дополнениями.

Однако в последние годы в России стало меньше уделяться внимания технологическому образованию школьников. Количество часов на изучение технологии неуклонно сокращается, она уже не изучается в 9-х классах. В соответствии с ФГОС среднего (полного) образования, утверждённым 17 мая 2012 года, образовательная область «Технология» была исключена из обязательной части образовательной программы и отнесена к предметам по выбору обучающихся. Технология не входит в фундаментальное ядро образования, отсутствует выпускной экзамен и ЕГЭ по технологии. В университетах сокращается число студентов - будущих учителей технологии.

Научно-педагогическое сообщество озабочено этой проблемой и осуществляет поиск путей совершенствования технологического и профессионального образования.

На базе Брянского государственного университета 18-20 мая 2016 года проведена международная научно-практическая конференция «Формирование профессиональных компетенций обучающихся в организациях общего и профессионального образования», в которой приняли участие ученые и специалисты в области профессионально-технологического образования из России, Белоруссии, Грузии, Израиля [4].

Участники конференции подчеркнули, что учебный предмет «Технология» изучается в школах Австралии, Болгарии, Великобритании, Германии, Израиля, Китая, Нидерландов, США, Швеции и многих других

Вестник Брянского госуниверситета. 2016(3)

стран. Она включена в перечень обязательных предметов для всех учащихся. Наличие «Технологии» в учебных планах школ активно поддерживается промышленниками и бизнесом этих стран, так как данный предмет направлен на развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся и включение их в созидательный труд [4, с.60 ].

Мировой опыт показывает, что предметная область «Технология», наряду с гуманитарной и естественной составляющими, является необходимой третьей составляющей общего образования школьников, что видно из нижеследующего рисунка.

Условные обозначения:

1. Гуманитарный компонент

2. Естественнонаучный компонент

3. Технологический компонент

Рис.1. Компоненты содержания общего образования школьников.

Предметная область «Технология» синтезирует гуманитарные и естественнонаучные знания, раскрывает способы их применения на практике и обеспечивает прагматическую направленность общего образования.

В этой образовательной области важную роль играет проектно-исследовательская деятельность обучающихся, способствующая их творческому развитию.

«Технология» является основной практико-ори-ентированной образовательной областью, которая обеспечивает преемственность в переходе от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и профессионально-трудовой деятельности.

Актуальной проблемой технологического образования школьников является расширение его содержания. Оно не должно сводиться к изучению только материальных технологий (деревообработки, металлообработки) и включать в себя информационные, социальные, дизайнерские и другие технологии.

Министерством образования и науки РФ дано задание руководителю авторского коллектива- заведующей кафедрой дизайна и художественного образования нашего факультета, профессору Н.В Синице на разработку нового учебника по технологии, который должен отражать современные тенденции развития технологий и включать в себя следующее содержание:

- закономерности технологического развития цивилизации, технологический процесс, технологическая система, трансферт технологий;

- общее материаловедение, технологии получения современных материалов;

- современные информационные технологии;

- технологии художественной обработки материалов;

- архитектурное строительство и дизайн дома;

- технологии в транспорте, энергетике и электронике;

- технологии растениеводства и животноводства;

- современные гуманитарные технологии (социальные, медицинские и др.).

- формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся;

- проектно-технологическая культура, управление технологическими проектами;

- построение образовательных траекторий, профессиональное самоопределение школьников.

Реализация этих направлений технологического образования школьников потребует модернизации содержания профессиональной подготовки учителей технологии, укрепления учебно-материальной базы этой подготовки, более широкого внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий, укрепления связи с организациями среднего профессионального образования.

Следует отметить, что преподавателями кафедр факультета технологии и дизайна Брянского государственного университета в образовательном процессе широко используются компьютерные технологии, которые применяются при проведении лекционных и практических занятий.

Коллективом ученых инновационного научно-образовательного центра автоматизированного проектирования, созданного при нашем факультете, разработаны технологии информатизации образовательного процесса на базе САД/САМ систем с использованием лабораторного оборудования [1].

Эта технология включает в себя предварительный анализ состояния учебного процесса и возможностей использования для проведения теоретических и практических занятий САД/САМ систем. По итогам этого анализа разрабатываются мероприятия по совершенствованию образовательного процесса на базе информационных технологий.

Эти мероприятия предусматривают разработку программы и проведения обучения преподавателей способам использования САД/САМ систем в образовательном процессе, межпредметной интеграции учебных дисциплин на базе функциональных возможностей этих систем, а также подготовку конкретных рекомендаций по реализации электронных технологий в процессе изучения тех или иных дисциплин. Электронные технологии активно используются студентами нашего факультета при выполнении учебных заданий, творческих проектов и подготовке выпускных квалификационных работ.

В этих целях преподаватели факультета совместно со студентами разрабатывают программное обеспечение процесса изучения различных проблем

технологического образования и осуществления проектной деятельности.

Например, на базе интегрированной конструк-торско-технологической системы АДЕМ создан несложный и не требующий специальной подготовки обучающихся «Компьютерный конструктор-разработчик электрических схем», который позволяет студентам быстро отыскать и распечатать нужную электрическую схему, что значительно сокращает временные затраты на выполнение учебных заданий. [2]

Специалисты считают, что подготовка кадрового потенциала для решения проблем ускорения научно-технологического процесса требует создания системы непрерывного технологического образования во всех типах образовательных организаций: детских садах, общеобразовательных школах, организациях среднего и высшего профессионального образования и подготовки кадров. Коллективом авторов под руководством профессора Хотунцева Ю.Л. разработана концепция непрерывного технологического образования в России[3].

Президент РФ В.В Путин своим поручением от 04.05.2016г обязал руководителей Минобрнауки в целях формирования у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности до 01.09.2016г. разработать предложения по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета «Технология», в том числе по улучшению материально-технического и кадрового обеспечения образовательного процесса, а также по организации в рамках Всероссийской олимпиады школьников по данному учебному предмету конкурса проектных работ обучающихся.

Выполнение этого поручения должно способствовать повышению роли образовательной области

«Технология» как необходимой составляющей общего образования, обеспечивающей его прагматическую направленность, формирование у обучающихся технологической культуры и готовности к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Таким образом, современными проблемами технологического образования являются:

- включение знания технологий в фундаментальное ядро образования;

- включение образовательной области «Технология» в обязательную часть ФГОС среднего (полного) образования;

- проведение выпускного экзамена и ЕГЭ по технологии;

- улучшение материально-технологического и кадрового обеспечения образовательной области «Технология»;

- проведение в рамках Всероссийской олимпиады школьников конкурса проектных работ по технологии;

- расширение содержания технологического образования школьников, включение в это содержание изучение не только материальных, но и информационных, социальных, художественно-дизайнерских технологий;

- модернизация содержания профессиональной подготовки учителей технологии в соответствии с содержанием технологического образования школьников, более широкое использование в этой подготовке современных образовательных технологий;

- подготовка и издание обновленных учебников по технологии;

- создание системы непрерывного технологического образования во всех типах образовательных организаций.

Список литературы

1. Воронин А.М, Селезнев В.А, Чайкин А.С. Разработка научного подхода организации и методики малозатратной подготовки студентов и специалистов для автоматизированного производства на основе компьютерного моделирования для учреждений профессионального образования. Монография. Брянск: Группа компаний «Десяточка», 2009. 127с.

2. Деревянко Д.М., Бочаров Н.Г., Васин Д.А. [и др.] Разработка электрических схем с применением компьютерных технологий // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сборни. ст. по мат. III Междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. url: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 20.06.2016)

3. Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж., Хотулев А.В. Концепция непрерывного технологического образования в России. Технодоктрина 2014. 1-й Всероссийский форум технологического лидерства России. Итоговый сборник докладов. М.: ООО «Русто», 2014. С.557-561.

4. Формирование профессиональных компетенций обучающихся в организациях общего и профессионального образования: Материалы международной научно-практической конференции 18-20 мая 2016г. Брянск: РИО БГУ, 2016. 220с.

Об авторах

Воронин Алексей Максимович - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Bgu.ftid@yandex.ru

Самоторова Ольга Алексеевна - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Bgu.ftid@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.