Научная статья на тему 'Актуальные проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов'

Актуальные проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ / УЧЕБНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / ICT / TRAINING ENGINEERS-TEACHERS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышевский Олег Владимирович

В статье проанализировано содержание понятия «образовательная информационная среда». В результате проведенного исследования установлено, что современную профессионально ориентированную образовательную информационную среду для подготовки будущих инженеров-педагогов необходимо рассматривать как единство двух аспектов (информационного и коммуникационного). Сделан вывод о том, что такая среда являет собой частью педагогической технологии, основанной на принципе самостоятельного обучения, целью которой есть творческое саморазвитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING ENGINEERS-TEACHERS

In the article explores the meaning of "educational information environment." As a result, the study found that contemporary professionally oriented information environment to prepare future engineers; teachers should be seen as two aspects of the relationship (information and communication). It is concluded that such an environment is a part of educational technology based on the principle of self-study and put creative self-personality.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов»

УДК 371.134:004

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ

© 2013

О.В. Малышевский, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и компьютерных технологий» Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье проанализировано содержание понятия «образовательная информационная среда». В результате проведенного исследования установлено, что современную профессионально ориентированную образовательную информационную среду для подготовки будущих инженеров-педагогов необходимо рассматривать как единство двух аспектов (информационного и коммуникационного). Сделан вывод о том, что такая среда являет собой частью педагогической технологии, основанной на принципе самостоятельного обучения, целью которой есть творческое саморазвитие личности.

Ключевые слова: информатизация образования, образовательная среда, образовательная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная подготовка инженеров-педагогов, учебная технология.

Развитие компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий создает сегодня благодатные условия для формирования и развития единого образовательного пространства Украины. В условиях информационного общества, основной ценностью которого является информация, объединение информационных образовательных ресурсов становится первоочередной необходимостью. Современные телекоммуникационные средства, обладая мощным потенциалом, позволяют преодолеть разрозненность и раздробленность, присущую традиционной системе образования, способствуя созданию и развитию единого образовательного пространства на различных уровнях от международных образовательных сообществ в университетских и школьных методических объединений.

В основных государственных документах (Закон Украины «Про вищу освиу» [1], Закон Украины «Про Основш засади розвитку шформацшного суспшьства в УкраМ на 2007-2015 роки» [2], Концепция информатизации образования [3], Государственная программа «1нформацшш та комушкацшш технологи в освт i наущ на 2006-2010 роки» [4]) отражено общие принципы информатизации образования, дальнейшие перспективы развития этого процесса, а также тенденции обновления содержания, организационных форм и методов профессиональной подготовки педагогических работников на основе информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация общества и реформирование высшего образования требует модернизации содержания обучения будущих специалистов различных отраслей народного хозяйства. Острая конкуренция, царящая сегодня на рынке образовательных услуг, ужесточает требования к качеству профессиональной подготовки выпускников высших педагогических учебных заведений, в частности студентов направления подготовки «Профессиональное образование». Поскольку студенты, избравшие эту специальность, получают социально защищенный статус инженера-педагога, острым и актуальным становится сегодня вопрос подготовки их как квалифицированных специалистов для народного хозяйства, так и педагогов, вооруженных современными знаниями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и способных готовить молодое поколение будущих специалистов.

Отличительной особенностью системы современного профессионального обучения является наличие доминирующего элемента - интегрированной информационной среды, обеспечивающей активное использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке инженеров-педагогов. Эти задачи должны выполнить, в первую очередь, коллективы преподавателей профессионально-технических учебных заведений, которые имеют высшее инженерно-педагогическое образование, и соответствующие специализированные ин-

женерно-педагогические вузы и факультеты.

Работа в направлении очерченных проблем уже активно ведется, что нашло отражение в работах современных ученых: процесс информатизации учебного процесса в высшем учебном заведении изучали Р. Гуревич, М. Жалдак, И. Роберт и др.; психолого-педагогические основы использования информационно-коммуникационных технологий отражены в работах В. Беспалька, М. Лапчика, Ю. Машбица, Е. Полат и др.; пути использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях исследовали В. Быков, Л. Белоусова, Ю. Дорошенко, М. Жалдак, Ю. Жук, В. Лапинский, Ю. Машбиц, В. Монахов, Н. Морзе, В. Сидоренко и др.; использования сетевых информационных технологий в обучении исследовали Л. Брескина, В. Кухаренко, Н. Морзе, В. Олейник, Е. Полат и др.

Цель статьи - исследование научно-методических основ и психолого-педагогических особенностей формирования современной учебной информационной среды для профессиональной подготовки инженеров-педагогов.

Усложнение производственных технологий, активное использование средств ИКТ во всех сферах жизнедеятельности определяет сегодня жизненную необходимость систематического повышения уровня профессиональной подготовки специалиста в отрасли профессионального образования. Особое значение в условиях информационного общества, по нашему мнению, приобретает именно информационная составляющая профессионального образования, реализацию которой мы видим в целенаправленном организованном системном процессе обеспечения студентов методологией, технологией и практикой оптимального использования возможностей информационных и коммуникационных технологии для решения профессиональных задач.

В условиях информатизации всех видов профессиональной деятельности доминирующими становятся духовные, интеллектуальные взаимосвязи личности и общества. Интеллект человека, уровень его духовной и информационной культуры, уровень профессиональной компетентности начинают играть сегодня главную роль в социализации личности. Главным фактором ее формирования становится информационная среда с его когнитивными механизмами и структурой, новейшими технологическими достижениями, современными средствами массовой информации и коммуникации. Такую информационную среду можно считать вербально-информа-ционным компонентом целостного информационного поля [5, с. 18]. Как отмечает Э. Каструбин, информационное поле - это живая система, способная получать информацию, хранить ее, учиться на ранее полученной информации, творить новую информацию внутри себя и по собственной воле добавлять распоряжение относительно материального движения и действий [6, с. 50].

Гуманизация современного общества как существенный фактор формирования информационной цивилизации способствует оптимизации всех параметров информационного поля человека с целью обеспечения его всестороннего, гармоничного, целостного развития. В процессе развития профессиональных качеств личности в системе гуманизации общества следует отличать непосредственное и опосредованное влияние социальной коммуникации и современной информационной среды на человека. Неотъемлемой составляющей этого процесса выступает саморазвитие личности, которое происходит в течение всей ее жизни и характеризуется как активное начало ее деятельности, ее направленности к социализации. Саморазвитие возникает также как начало и продолжение процесса управления профессиональным развитием будущего инженера-педагога, его социализацией.

Интересным, в спектре тематики нашей статьи, является исследование дефиниции «образовательная среда», которая по сути раскрывает структуру, условия существования и развития современной компьютеризированной учебной информационной среды. В современной научной литературе исследуемая дефиниция рассматривается под разным углом зрения. Так, В. Ясвин, вкладывая эколого-личностный смысл в толкование понятия «образовательная среда», понимает его как систему влияний и условий формирования личности по определенному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [7, с. 12].

Раскрывая психодидактический аспект образовательных систем, В. Панов раскрывает сущность понятия «образовательная среда» как систему образовательных условий, которые необходимы для практической реализации данной образовательной технологии и миссии данного учебного заведения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных (социально-психологических) взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и совокупность разносторонних видов деятельности, необходимых для социализации учащихся в соответствии с возрастными особенностями развития и индивидуальных интересов [8, с. 97].

В последнее время довольно часто используется термин «интегрированная информационная среда», который определяет взаимодействие (или объединение) отдельных элементов, существование которых предполагает организацию их в систему (в данном случае - в системе образования) с целью получения нового качества личности.

Для формирования современной информационной учебной среды необходима, по нашему мнению, разработка и внедрение такой технологии, которая бы позволила:

- реализовать все дидактические принципы обучения, особенно принципа технологичности, который предполагает усвоение студентами предметного содержания специальных учебных дисциплин, а также вооружение будущих инженеров-педагогов системой педагогических приемов, форм и методов обучения и технологии обучения в целом;

- реализовать цели и задачи профессиональной подготовки инженеров-педагогов в соответствии с конкретной областью профессионального образования;

- раскрыть содержание профессиональной подготовки инженеров-педагогов, направленной на реализацию основных положений высшего образования на основании государственных стандартов и квалификационных требований к специалистам конкретной области профессионального образования. Оно должно осуществляться с учетом возможностей современных информационных технологий обучения и ориентироваться на формирование образованной, гармоничной, творческой личности, способной к постоянному обновлению научных знаний,

профессиональной мобильности и быстрой адаптации к изменениям в образовательной и социально-культурной сферах, системы управления и организации труда в условиях рыночной экономики;

- обеспечить такие педагогические условия, которые бы позволили наиболее эффективно сформировать у молодого специалиста устойчивую систему знаний умений и навыков, направленных на повышение профессиональной компетентности. Здесь, по нашему мнению, целесообразно выделить внутренние и внешние компоненты педагогических условий:

- к внешнему компоненту следует отнести:

- в первую очередь, государство, которое формирует социальный заказ, нормативно-правовую систему поддержки образовательного процесса, определяет материальное обеспечение образования в целом и каждого учебного заведения в частности;

- педагогический коллектив учебного заведения, который, сохраняя собственные традиции формирует мировоззрение молодого специалиста, определяет систему общих требований к студентам, формирует систему отношений между объектами и субъектами учебного процесса, формирует систему образовательных коммуникаций, используя средства ИКТ;

- педагог, который выступает основным проводником к профессиональным знаниям, определяет содержание, методы и формы обучения и посредством демонстрации собственного стиля преподавания обогащает будущих инженеров-педагогов опытом организации учебной деятельности;

- к внутреннему компоненту следует отнести:

- на первое место, конечно, необходимо поставить внутреннюю мотивацию, побуждающую к саморазвитию, самореализации, самоутверждению внутренних движущих сил личности, ее способностей и талантов;

- целенаправленное формирование внутренней профессиональной активности, что, по нашему мнению, сформирует совокупность профессиональных и психолого-педагогических адекватных установок, которые приведут к личностно направленной учебной деятельности;

- развитие коммуникационных способностей как в системах студент - преподаватель и студент - студент, так и в системе студент - учебная среда.

Информационное учебная среда вуза существует сегодня под неустанным влиянием информационно-коммуникационных технологий. Развитие современной профессионально ориентированной учебной информационной среды для подготовки будущих инженеров-педагогов необходимо рассматривать как взаимосвязь двух аспектов - информационного и коммуникационного.

Подготовка будущих инженеров-педагогов, организованная на основании выше указанной технологии, должна, по нашему мнению, сформировать и развить у студентов систему личностно и профессионально ориентированных компетенций, а именно профессиональной, информационной и коммуникационной. Таким образом, информационная подготовка инженеров-педагогов в вузе должна быть неразрывно связана с пропедевтикой их будущей профессиональной деятельности, важной частью которой будет использование информационных и коммуникационных технологий.

Таким образом, на современном этапе развития профессионального образования Украины процесс подготовки инженеров-педагогов к профессиональной деятельности должен обязательно использовать возможности учебной информационной среды, использующей ИКТ. Созданная по описанной технологии учебная информационная среда играет роль не только мощного средства реализации социального запроса, но и представляет собой неотъемлемый компонент, реализующий внутренний потенциал будущего инженера-педагога, стимулирующий его к самообразованию, творческому

саморазвитию личности.

Сегодня отмечается существенный прогресс в направлении доступности средств телекоммуникации и информационных технологий для сферы образования [9-10]. Следовательно, можно говорить о том, что уже создана телекоммуникационная основа системы открытого сетевого образования. Однако, непременным условием эффективного использования современных учебных информационных сред на базе ИКТ есть качественное информационное наполнение, которое обеспечивает поддержку процесса обучения и становления профессионализма будущего инженера-педагога.

Данная проблема является весьма актуальной сегодня и определяет направление для дальнейших научных исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Украины «Про вищу освггу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : <http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/2984-14> (на украинском языке)

2. Закон Украины «Про Основш засади розвитку шформацшного сустльства в УкраМ на 2007-2015 роки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ^йр:// zakon2.rada.gov.ua/laws/show/537-16>. (на украинском языке)

3. Концепщя шформатизацп освгга // Рщна школа.

1994. № 11. С. 26-29. (на украинском языке)

4. Государственная программа «1нформацшш та комушкацшш технологи в освт i наущ» на 2006-2010 роки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http:// zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1153-2005-%D0%BF/ print1166794263318967>. (на украинском языке)

5. Малишевський О. В. Пропедевтика шформацшно! культури учшв 5-7 клаав на заняттях з трудового на-вчання i художньо! працi : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Малишевський Олег Володимирович. К., 2007. 313 с.

6. Каструбин Э. М. Трассовые состояние и «поле смысла». М.: «КСП», 1995. 288 с.

7. Ясвин В. А. Образовательная середа: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

8. Панов В. И. Психодидакгика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

9. Коваль Н.Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 27-31.

10. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.

ACTUAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING ENGINEERS-TEACHERS

© 2013

O.V. Malyshevskyi, candidate of pedagogical science, associate professor of the department of «Vocational education and computer technologies»

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: In the article explores the meaning of «educational information environment». As a result, the study found that contemporary professionally oriented information environment to prepare future engineers; teachers should be seen as two aspects of the relationship (information and communication). It is concluded that such an environment is a part of educational technology based on the principle of self-study and put creative self-personality.

Keywords: informatization of education, educational environment, educational information environment, ICT, training engineers-teachers, educational technologies.

УДК (371.134+37.036):74

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

© 2013

Н.С. Мамчур, кандидат педагогических наук, доцент кафедры украинской литературы и украиноведения

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: Статья посвящена проблеме воспитания эстетического вкуса как важного показателя общей культуры будущего педагога-филолога. В исследовании раскрыты ключевые компоненты воспитанности эстетических вкусов студентов-филологов средствами народного декоративно-прикладного искусства (эмоционально-чувственный, ценностно-мотивационный, когнитивный, практически-деятельный), каждый из которых направлен на достижение основной цели - воспитание эстетических вкусов у будущих филологов.

Ключевые слова: воспитанность, эстетическая культура, эстетические вкусы, декоративно-прикладная деятельность.

В начале третьего тысячелетия в условиях модернизации образовательной системы Украины, направленной на интеграцию в европейское пространство, особую актуальность приобретают задачи воспитания украинской интеллигенции, которой был бы присущ высокий уровень эстетической культуры.

В связи с этим исключительное значение приобретает подготовка будущих учителей-филологов, эрудированных специалистов, специалистов новой генерации, способных адекватно воспринимать, тонко и высоко ценить искусство, сохранять традиции, приумножать духовные и материальные достояния украинского народа. Стержневой задачей современной педагогической теории и практики является воспитание эстетических вкусов у будущих филологов. Успешное его решение играет ключевую роль, как для личностного развития каждого индивида, так и для укрепления украинской государ-

ственности на принципах добра и красоты. Благодатным источником воспитания эстетических вкусов выступает народное декоративно-прикладное искусство.

Важность развития эстетической культуры современного украинского общества, в частности воспитания эстетических вкусов у студенческой молодежи, отмечены в действующих государственных документах (Закон Украины «О высшем образовании», Национальная доктрина развития образования, Концепция национального воспитания студенческой молодежи, концепции эстетического воспитания), в которых указано, что непрерывный процесс воспитания предполагает эстетическую образованность личности. Воспитывая у молодежи эстетические вкусы средствами украинского декоративно-прикладного искусства, национальное воспитание предполагает выработку умений собственноручно приумножать культурное наследие родного народа, чувствовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.