Научная статья на тему 'Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды'

Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1340
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / A HIGH-TECH NETWORK EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна

Образовательная среда рассматривается не только в качестве условия, но и средства деятельности. Анализируется комплекс признаков, позволяющих проявляться инновационным свойствам. Формулируется понятие «высокотехнологичная» образовательная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Essence of virtual educational environment

Educational environment is not only seen as a condition, but also as a means of action. The article analyzes the complex features that lead to the manifestation of innovative properties and formulated the concept of “high-tech” educational environment.

Текст научной работы на тему «Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды»

tion for reflective online conversations: Models for distance education (pp. 75-101). Hershey, PA:

2012, IGI Global.

6. Mkrttchian V., Stephanova G. Training of Avatar Moderator in Sliding Mode Control. In Eby, G., & Vokan Yuzer, T. (Eds). Project Management Approaches for Online Learning Design (pp. 175203). Hershey, PA: 2013, IGI Global.

7. Mkrttchian V. Training of Avatar Moderator in Sliding Mode Control Environment for Virtual Project Management. In. Enterprise Resource Planning: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications (pp. 1376-1405). Hershey, PA: 2013, IRMA & IGI Global.

8. Mkrttchian V., Kataev M., Hwang W., Bedi S., Fedotova A. Using Plug-Avatars “hhh” Technology Education as Service-Oriented Virtual Learning Environment in Sliding Mode. In Eby, G., & Vokan Yuzer, T. (Eds). Emerging Priorities and Trends in Distance Education: Communication, Pedagogy, and Technology (pp. 43-55). Hershey, PA: 2014, IGI Global.

9. Mkrttchian V. Modeling using of Triple H-Avatar Technology in online Multi-Cloud Platform Lab. In Mehdi Khosrow-Pour (Ed). Encyclopedia of Information Science and Technology (3rd Ed.). Hershey, PA: 2014, IGI Global.

Т. Н. Носкова

педагогическая сущность виртуальной образовательной среды

Образовательная среда рассматривается не только в качестве условия, но и средства деятельности. Анализируется комплекс признаков, позволяющих проявляться инновационным свойствам. Формулируется понятие «высокотехнологичная» образовательная среда.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, виртуальная образовательная среда, высокотехнологичная сетевая образовательная среда.

T. N. Noskova

Pedagogical Essence of virtual educational environment

Educational environment is not only seen as a condition, but also as a means of action. The article analyzes the complex features that lead to the manifestation of innovative properties and formulated the concept of “high-tech” educational environment.

Keywords: information and communication technologies, information educational environment, a high-tech network educational environment.

В двадцать первом веке человечество осваивает новую среду интеллектуального обитания, в которой предстоит развиваться и действовать человеку цифрового мира. Она функционирует в Интернете и создается действиями самих пользователей, в ней насыщенно и разнообразно живет со-

временная молодежь. Поэтому вызовы развивающегося информационного века проявляются в том, что через компьютеры, средства телекоммуникаций, мобильные технологии, Интернет оказывается колоссальное влияние на становление, развитие человека новой информационной среды

обитания. Педагогам предстоит осознать, что современные поколения развиваются и воспитываются не только в традиционных аудиторных средах, но и в средах виртуальных. Они отличаются информационным и коммуникационным поведением от прошлых поколений, изменяются их образовательные запросы. Если этого не учитывать в воздействиях на становление новых поколений, то влияние могучей информационной «стихии» будет все более возрастать в условиях потери «информационной власти» старших. Это ставит перед образованием проблему подготовки новых поколений к эффективному и безопасному взаимодействию с глобальной информационной средой, формированию готовности к социальным взаимодействиям не только с ближайшим окружением, но в перспективе со всем глобальным миром. Это отражено в документах [3, 7, 8, 17, 20].

Можно сказать, что динамично развивающаяся и активно функционирующая глобальная информационная среда изменяет сознание человека информационной цивилизации. Информатизация деятельности современного человека предопределяет неизбежный переход от использования знаков к знаковым системам [19], к принципиально иным интеллектуальным способам решения профессиональных задач, новым формам представления знаний и многовариантным коммуникациям в расширенных пространственных и временных координатах, с использованием человеко-машинных взаимодействий, автоматизацией рутинных операций. Ответом на эти информационные вызовы должны стать кардинальные изменения в образовании, преодолевающие позитивную инерционность системы, занимающейся воспроизводством человеческого капитала. Таким фактором преодоления может и должна, по нашему мнению, становиться новая, запускаемая часть образовательной среды — ее сетевая виртуальная часть.

Сегодня информационная образовательная среда на базе ИКТ уже создана и с раз-

ной степенью успешности функционирует практически во всех вузах, где реализуется дистанционное обучение. Во многих высших учебных заведениях она используется и как среда дистанционной поддержки очного обучения, в организации внеаудиторной самостоятельной работы. Но, к сожалению, выстраивание этой части образовательной среды происходит в прежней педагогической парадигме. Она, как и аудиторная среда взаимодействий, жестко регламентирована. Все нити управления образовательным процессом замыкаются на преподавателя, а обучающийся выступает только исполнителем указаний и предписаний. Поэтому в этой части среды не проявляется инновационных «точек роста», не возникает психологических сдвигов в мотивациях обучающихся, соответственно, не проявляется новое качество деятельности. Педагогическая модель дистанционного обучения повторяет линейный аудиторный подход, что сказывается на достигаемом уровне качества, сопоставимым с заочным, корреспондентским обучением. Условно этот подход можно обозначить как технократический. В нем на первый план выступают используемые средства и технологии, программные платформы управления контентом управления обучением (^МБ CMS) с реализацией на их основе массового, поточного обучения.

Очевидно, что сегодня следует изменить педагогические подходы и от технократического перейти к антропоцентрическому подходу, в котором на первом плане не только задачи обучения, но также воспитания и развития субъекта в среде виртуальных взаимодействий. Считаем, что в основу можно положить психодидактический подход с приоритетом задач развивающего обучения. В 2007 году в России опубликованы результаты нескольких исследований, основанных на психодидактическом подходе. Одно из исследований [5] посвящено проблемам построения учебной книги (информационного образовательного ресурса) для интеллектуального развития обучающихся.

В другом исследовании [16] раскрыты условия актуализации творческого потенциала и потребности в саморазвитии учеников через особые формы сотрудничества, которая создает особые виды общностей между учащимися и педагогом и между самими учащимися. В третьем исследовании выделены концепты образовательной среды — информация, коммуникация и управление деятельностью, которые являются базовыми как для классической, так и среды, выстраиваемой на базе ИКТ [11]. Показано, что только при согласованном изменении в этих концептах среды можно прогнозировать достижения нового уровня качества образовательной деятельности.

Образовательная среда, по утверждению В. А. Ясвина, определяется как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [23]. Образовательная среда — система образовательных условий, которые необходимы для практической реализации данной образовательной технологии и миссии данного образовательного учреждения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных (социальнопсихологических) взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации учащихся в соответствии с возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами обучающихся [2].

Среда, реализуемая на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), получила название информационной образовательной среды. Информационная образовательная среда — программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимое от их профессио-

нальной специализации и уровня образования [8,20].

Вопросы развития информационной образовательной среды, насыщенной информационными и коммуникационными технологиями, рассмотрены в ряде педагогических исследований, раскрывающих новые возможности и ожидаемые свойства среды. А. А. Андреев определяет информационно-образовательную среду как педагогическую систему нового уровня, подразумевающую формирование информационнообразовательного пространства, объединяющую информацию, как на традиционных носителях, так и электронных; включающую компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии [1]. В исследовании И. Н. Розиной выделены принципы (принцип интерактивности, адекватной оценки, модульный, принцип обратной связи и мотивационный), на базе которых среда становится уникальным и мощным средством подготовки специалистов с новой информационной культурой мышления [18]. И. Г. Захарова характеризует ИКТ-насыщенную информационно-образовательную среду как открытую систему, объединяющую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы [6]. Важные выводы сделаны К. Г. Кречетниковым в исследованиях, связанных с формированием креативной образовательной среды. Он подчеркивает необходимость формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи [9].

Очевидно, что среда на базе ИКТ — это новый слой образовательной среды, который начинает функционировать в ином «виртуальном» измерении. Изменяется форма процесса через организацию удаленного доступа к ресурсам, распределенные в пространстве и времени коммуникации. Однако

можно ли утверждать, что появляющиеся возможности приводят к новому качеству процесса? К сожалению, далеко не всегда. Часто качество снижается до уровня заочного, корреспондентского обучения. Следовательно, при всех высоких технических, материальных, трудовых затратах сегодня еще нельзя говорить о проявлении нового качества образовательного процесса. Можно сделать вывод об экстенсивных тенденциях в использовании новых средств и технологий. Функционирующие сегодня электронные образовательные среды можно представить как пространственное расширение традиционной образовательной среды, среды, ядром которой является педагог, в руках которого сосредоточены все «нити» управления. ИКТ-инструменты позволяют педагогу расширить среду, включить в нее удаленных субъектов, но процесс при этом «растекается» и его «сила» ослабевает.

Попробуем в обобщенном виде представить образ передовой, инновационной виртуальной образовательной среды. Представляем ее не только как расширяющую и обогащающую традиционную аудиторную среду взаимодействий, но в качестве нового «этажа» образовательной среды — своеобразной «надстройки», в которой изменяется ход процесса и проявляются его новые качественные аспекты.

Какие сдвиги, качественные изменения должны проявиться в деятельности педагога и обучающихся «на новом этаже» среды образовательных взаимодействий?

Во-первых, необходимо сместить центр образовательных взаимодействий от педагога к обучающемуся. Обучающийся в этой части среды должен стать мотивированным, активным, инициативным, становиться центром, вокруг которого (его собственными информационными и коммуникационными действиями) разворачивается образовательный процесс. Процесс, организованный педагогом, спроектировавшим виртуальную среду, создавшим ее ресурсы и организовавшим в ней коммуникации. Но движущи-

ми силами здесь становятся мотивация, активность, инициатива, самоорганизация самих обучающихся, которые взаимодействуют с ресурсами среды, между собой, а также с педагогом.

Во-вторых, виртуальная часть среды становится новым объектом профессиональной деятельности педагога. Современный педагог должен научиться эффективно решать профессиональные задачи через специально создаваемую и управляемую виртуальную часть образовательной среды. Научиться «видеть» обучающегося через эту среду по фиксируемым в ней «следам» информационных и коммуникационных действий, которые в ней сохраняются и накапливаются. Это позволит не только своевременно корректировать обучение через виртуальную часть образовательной среды, но также влиять на развитие субъекта, средствами и приемами виртуальной среды взаимодействий, реализуя не только обучающие, но и воспитывающие, развивающие взаимодействия.

В-третьих, педагогу необходимо запустить «движение навстречу» современному образовательному запросу молодежи. Вырастая в быстро изменяющихся информационных условиях, с раннего возраста взаимодействуя с электронной информацией, подрастающие поколения демонстрируют иное информационное и коммуникационное поведение; имеют свои представления о том, как следует в электронной среде осуществлять обучение, чтобы эффективно решать задачи.

Примером такого поведения могут служить социальные сети, в которых молодежь активна, инициативна, высокомотивиро-вана. Действия в сетях отличаются нелинейным ходом информационных и коммуникационных процессов, основанных на самоорганизации. В виртуальной среде взаимодействий следует использовать новые формы и форматы функционирования электронных ресурсов. Построение образовательного процесса следует осуществлять в разных моделях деятельности.

В-четвертых, в этой части среды предстоит реализовывать принцип новых целей и задач образовательной и профессиональной практики. Формировать передовые ИКТ-компетенции, такие как, например, действия с массивами информации, с широкими полимодальными информационными потоками, с переработкой, преобразованием электронной информации с помощью разнообразных компьютерных инструментов, программных средств общего и специального назначения. Формировать кардинально новые профессиональные компетенции современного специалиста. «Сращивание» человека и компьютера приводит к необходимости развивать передовую информационную культуру личности. Будущего специалиста предстоит научить выполнять профессиональные функции не только в традиционных условиях, но и через сетевые виртуальные среды взаимодействий, с использованием интеллектуальных компьютерных инструментов как новых профессиональных средств деятельности.

Можно сказать, что «второй этаж» образовательной среды, ее виртуальной части, следует разворачивать в новой педагогической методологии. Тогда уже в стенах образовательного учреждения обучающийся начнет выстраивать и реализовывать свою стратегию «обучение через жизнь» в обществе знаний. Педагог организует, стимулирует и сопровождает этот сложный процесс. Его запуск в образовательной среде считаем проявлением нового качества в образовательной деятельности, он и есть ответ на вызовы общества знаний.

При выполнении перечисленных условий проектируемая и создаваемая педагогами виртуальная образовательная среда может становиться не просто «зоной ближайшего развития» обучающегося [4], как это происходит в аудиторных практиках. Она становится зоной актуального саморазвития субъекта — развития, актуального для него самого, поскольку отвечает личностным устремлениям субъекта в обучении и

будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в этой части среды сам обучающийся принимает и решает задачи своего развития через созданную педагогом виртуальную среду. Он видоизменяет и адаптирует эту среду под принятые цели и задачи, в достижении планируемых результатов. Процессы «само» — самоактуализации, самоорганизации, самореализации — в этой, виртуальной, части среды выступают на первый план.

Таким образом, под виртуальной сетевой образовательной средой здесь понимается часть целостной образовательной среды, которая существует и развивается в телекоммуникационном пространстве. В ней реализуются новые технологии внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся. По своим целям и задачам, ходу информационных и коммуникационных процессов эта часть среды дополняет и обогащает аудиторные взаимодействия. Она поддерживает современный ход информационных и коммуникационных процессов, современный образовательной запрос молодежи, актуализируя сообщества обмена знаниями и ценностями, сетевую логику взаимодействий. Педагогически выстраивается как нелинейная, многовариантная, с предоставлением субъекту выбора из насыщенной ресурсной базы и различных способов коммуникации в решении образовательных задач, формировании компетенций.

В ней функционируют новые формы и форматы представления знаний. Постоянно происходит наращивание и обновление ресурсной базы за счет притока новых знаний из глобальной среды, в процессе реализации обучающимися приемов обогащения знаниевой базы. Основывается на современных способах работы с информационными массивами, автоматизированной обработке данных, решении задач с использованием интеллектуальных компьютерных инструментов, современных программных средств для повышения интеллектуальной продуктивности решения задач. Открыва-

ется инфокоммуникационным обменам с внешними средами. Динамично изменяется, подстраивается, трансформируется под запросы обучающихся и вызовы внешней социальной и профессиональной среды.

В результате всего вышеперечисленного в виртуальной части среды решаются задачи не только обучения, но и воспитания, освоения субъектами ценностей, важных для предстоящей профессиональной деятельности, в сочетании разных моделей образовательной деятельности: индивидуальной, совместной, массовой. В ней стимулируется реализация субъектно-ориентированных стратегий образовательной деятельности с выбором и ответственностью за свой выбор и достижение результатов. В ней актуализируется критичность, многоаспектное видение проблем, дискуссион-ность, отстаивание своей позиции. В ней обогащается информационная культура личности, расширяется спектр формируемых компетенций, особенно в современном сетевом формате; развиваются современные когнитивные стратегии, желание делиться информацией, развивать знания во взаимодействии, самореализация, стремление выхода за рамки стандарта, «опережение» как в образовательной, так и предстоящей профессиональной деятельности.

В чем заключена педагогическая сущность виртуальной среды? Виртуальная среда становится средством решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся. В этой части среды осуществляется деятельность на основе автоматизированных рабочих мест (преподавателя, студента, управленца), на основе компьютерных инструментов интеллектуальной деятельности (программных средств общего и специального назначения), на основе электронных ресурсов. Эта часть среды должна быть насыщена, поддержана электронными ресурсами — ресурсами информационными, коммуникационными, управления. Взаимодействия в этой среде осуществляются по различным каналам телекоммуникации в

режимах on-line, off-line, их сочетаниях, с использованием каналов масскоммуни-каций, функционированием социальных медиа.

Какие изменения со стороны педагога и обучающегося необходимы для этого?

Педагог трансформирует свое профессиональное мышление — учится ставить новые цели и по-новому решать задачи профессиональной подготовки в ответ на вызовы общества знаний. Перестраивает свою профессиональную деятельность, создавая виртуальную профессиональную среду взаимодействий, работая в ней удаленно и рас-пределенно на базе ИКТ. Отчуждает в виртуальную среду свой профессиональный опыт, преобразуя его в новом методологическом «ключе». Он реализует новые образовательные практики в виртуальной среде, учитывая современный запрос и поведение молодежи (видоизменяя конфигурацию и взаимоотношения участников образовательных взаимодействий). Он умеет «видеть» в виртуальной среде субъекта по фиксированным следам его информационных и коммуникационных образовательных действий, своевременно корректируя их. Посредством телекоммуникаций взаимодействует с коллегами в виртуальной среде, реализуя междисциплинарные связи, обеспечивая приток новых знаний в среду, обмениваясь опытом. Он обогащает профессиональные компетенции на базе ИКТ [14].

Обучающегося необходимо готовить и мотивировать к виртуальным (удаленным и распределенным) взаимодействиям; создавать условия для осознания их смысла в профессиональном развитии, становлении; стимулировать ответственность по отношению к осуществляемой деятельности, самоорганизацию и самоуправление в сетевых взаимодействиях; формировать ИКТ-ком-петенции, развивать информационную культуру личности [13].

В перспективе необходимо научить студента самому ставить и решать образовательные и профессиональные задачи как

основу непрерывного профессионального роста, повышения квалификации. Важно подготовить студента к построению индивидуальной образовательной среды, к накоплению в ней информационных и коммуникационных ресурсов для достижения целей профессиональной подготовки; научиться эти цели последовательно достигать, рефлексируя и корректируя свои действия. Таким образом, студент становится инициатором и организатором своих достижений в сетевой среде взаимодействий, стремится выйти за рамки образовательного стандарта, накапливая конкурентные преимущества.

Педагогической проблемой есть и остается развитие в обучении активности субъекта в формировании профессиональных компетенций. В решении этой проблемы необходимо осознать новые закономерности протекания сетевых электронных коммуникаций, новый образовательный запрос и информационное поведение молодежи в электронной среде взаимодействий. Необходимо выстраивать современные педагогические технологии сетевой образовательной среды с учетом новых реалий, проектировать образовательные телекоммуникации как многовариантные, нелинейные в отличие от традиционных аудиторных взаимодействий. Это позволяет предоставлять студентам выбор, учитывая их предпочтения, мотивации в образовательной деятельности для реализации индивидуального пути. Важно, чтобы центр коммуникаций при этом смещался от педагога к обучающемуся, который самостоятельно организует взаимодействия по усвоению знаний и формированию своих компетенций. В таких практиках стимулируется переход от массового аудиторного обучения к более индивидуализированной внеаудиторной образовательной деятельности в сетевой среде.

Можно ожидать в результате, что субъекты образовательного процесса будут создавать персональные среды своей деятельности: педагог — виртуальную среду про-

фессиональной деятельности, овладевая «средообразующими» компетенциями [14]; обучающийся — персональную электронную среду образовательной деятельности, накапливая персональные информационные ресурсы, наполняя электронный портфель, выстраивая коммуникационные связи, создавая ресурсы совместной деятельности и пр. Следует отметить, что виртуальные среды педагога и обучающегося не статичные, раз и навсегда созданные. Они динамичные, адаптивные, постоянно изменяются под цели и задачи, внешние запросы и внутренние потребности. Они постоянно насыщаются разнообразной информацией научного, социального, культурного планов, создавая условия реализации индивидуальных стратегий.

Профессиональная деятельность педагога, реализуемая через виртуальную среду, предполагает выход за рамки традиционной дидактики. В электронной среде взаимодействий актуализируются новые модели деятельности, трансформируются методы обучения, появляются специфические приемы [10]. Все эти изменения направлены на выход образовательной практики в более широкую среду взаимодействий, в расширенное коммуникативное поле с масштабированием коммуникаций, расширением социальных связей с партнерами, с достижением новых образовательных результатов. Именно в таких расширенных взаимодействиях формируется готовность студента к профессиональной деятельности в условиях рассредоточенной сетевой профессиональной среды, совместного решения задач с удаленными партнерами, в том числе и в межкультурной коммуникации.

Особой проблемой, которую предстоит решать педагогам в виртуальной среде взаимодействий, является выход за рамки аудиторного воспитания «лицом к лицу». Современным педагогам предстоит научиться решать задачи воспитания через виртуальные среды деятельности. Поэтому проблема, которую предстоит решить, со-

стоит не только в том, как по-новому обучать, используя информационные и коммуникационные технологии, сетевую электронную среду взаимодействий, а в том, как, учитывая современное информационное и коммуникационное поведение, новый образовательный запрос молодежи, изменить процесс воспитания, оказывать целенаправленные влияния на становление личности субъекта в процессе его образования, социализации, профессионализации.

Хорошо известно, что становление свойств и качеств личности обучающихся есть сложный и длительный процесс, зависящий от многих внешних и внутренних факторов. Его запуск в нужном направлении требует адекватных изменений в среде профессиональной подготовки. Необходимо, чтобы образовательная среда стала более динамичной и изменчивой — своевременно отражала перемены, происходящие в окружающей социальной и передовой профессиональной среде. Она должна воспринимать новые цели и ценности образования в эпоху экономики знаний, реализовывать принцип новых задач практики, адекватных процессам ее информатизации, основываясь на современном информационном и коммуникационном поведении обучающихся [15].

В виртуальной среде взаимодействий появляются новые классы задач воспитательной направленности. В первую очередь педагогам необходимо прогнозировать и предупреждать риски виртуальной среды — влияние на здоровье, аддиктивное поведение в электронной среде, информационную безопасность личности, защиту авторских прав и т. п.

Какие новые образовательные и социальные эффекты могут быть достигнуты?

Новым образовательным эффектом, несомненно, является функционирование в виртуальном пространстве образовательных сред, в которых активность проявляет молодежь, а не только педагог; сред, в которых запускаются процессы взаимообучения, сообществ обмена знаниями, сетевой совмест-

ной распределенной образовательной деятельности. Функционируя как среды внеаудиторной самостоятельной работы, они могут становиться и оп-Нпе-средами. Такие «живые» виртуальные среды, наполненные мотивациями, эмоциями, активностью и инициативами самих обучающихся и есть прообраз образовательной среды будущего, в которой человек сможет обучаться «через жизнь».

Научные эффекты, которые можно ожидать в таких средах, связаны с интенсификацией научных обменов (внутри корпоративной среды и с внешними средами). Они обусловлены притоком новых знаний из глобальной среды, через подписки на электронные научные базы, с включением в сетевые обсуждения, электронные дискурсы; целенаправленным и систематичным вовлечением молодежи в научные электронные дискурсы (сетевые конференции, семинары, симпозиумы) на разных этапах профессиональной подготовки.

Социальные эффекты связаны с появлением в виртуальных средах, как среди педагогов, так и обучающихся, новых социальных общностей и разнообразных инициатив. Это характеризует возможности самоорганизации субъектов в этой среде взаимодействий. Могут расширяться и интенсифицироваться электронные дискурсы с внешними партнерами образовательного учреждения, оказываться культурные влияния на внешнюю социальную среду и др.

В ответе на вопрос, какую образовательную среду можно считать высокотехнологичной, будем исходить из анализа количественных и качественных соотношений роли аудиторной и виртуальной частей образовательный среды.

В аспекте количественных соотношений считаем что роль виртуальных взаимодействий проявляется в организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Если исходить из доли самостоятельной деятельности в трудоемкости освоения образовательной программы, то доля вирту-

альных взаимодействий в бакалавриате может составлять до 50%, в магистратуре до 75%, в аспирантуре выше 80-90%. Очевидно, что на этапе поствузовской подготовки, в системе повышения квалификации, в корпоративном обучении эти взаимодействия могут достигать 100%.

В аспекте качественных аспектов можно сказать следующее. Если педагогические подходы в виртуальной части среды аналогичны традиционным, то речь идет об экстенсивном развитии целостной образовательной среды. Инновационным следует считать развитие виртуальной части среды в новой педагогической методологии, что позволяет находить ответы на вызовы общества знаний.

высокотехнологичную виртуальную сетевую образовательную среду понимаем как систему образовательных условий, необходимых для запуска, на базе ИКТ, параллельных, дополнительных традиционным, процессов социализации и профессионализации субъекта, осуществляемых с учетом нового, современного информационного и коммуникационного поведения молодежи в сетевой среде. Обобщенной целью запуска этих процессов является принятие и начало реализации обучающимися стратегии «обучение через жизнь» в обществе знаний. Необходимые для этого условия (информационно-инфраструктурные, ресурсные, коммуникационные, управленческие) определяются на основе синтеза знаний информатики, педагогики и психологии. Такой синтез знаний позволяет моделировать и проектировать новых ход информационных образовательных процессов в виртуальной сетевой среде взаимодействий.

Виртуальную сетевую образовательную среду понимаем как систему условий для создания «зоны» актуального саморазвития обучающегося на основе принимаемых им целей образовательной программы, его самостоятельных образовательных информационных и коммуникационных действий в виртуальной части среды, в принятии и

решении задач образовательных технологий.

Виртуальная часть образовательной среды становится не только условием, но и средством деятельности субъектов образовательного процесса. Педагог, моделируя, проектируя и создавая эту часть среды, решает через нее свои профессиональные задачи («средовой подход»). Обучающийся, включаясь во взаимодействия с этой частью среды, выбирает необходимые для себя ресурсы, подстраивает под свои задачи коммуникации, управляет образовательной деятельностью в достижении принятых целей и задач, таким образом, создает персональную среду своей деятельности. Решая в ней образовательные задачи, он обучается, развивается и воспитывается с ее помощью, взаимодействуя с ресурсами среды, субъектами образовательного процесса, выстраивая связи и отношения, формируя позиции и установки. Представляя в виртуальной среде продукты, результаты своих образовательных действий, получает оценку, отклик со стороны других участников процесса (а также внешних партнеров) как основу для рефлексии и самокор-рекции процесса.

Разработанные научные основы виртуальной сетевой образовательной среды опубликованы в ряде монографий [10, 11, 12]. Коллективом кафедры информатизации образования РГПУ им. А. И. Герцена созданы учебно-методические комплексы, разработаны учебные пособия. Научные подходы моделирования, проектирования и создания сетевых образовательных сред внедрены в практику подготовки магистрантов кафедры, в разработку новых сетевых методик образовательных взаимодействий. Разработанные преподавателями и магистрантами методики прошли апробацию в образовательных учреждениях разного уровня: вузах, школах, системе дополнительного образования [21, 22]. Результаты исследований магистрантов награждались дипломами первой степени на выставках научных до-

стижений РГПУ им. А. И. Герцена, награждены медалью и дипломами выставок в Москве, Уфе. Работа по внедрению нового научного подхода в практику подготовки специалистов образования продолжается.

Инновационной становится такая образовательная среда, в которой две ее части — классическая и виртуальная, сетевая — направлены на решение не одинаковых, а отличающихся целей и задач. Классическая аудиторная образовательная среда, локализованная, стабильная, хранит и последовательно развивает традиции. Виртуальная, сетевая часть среды — распределенная, изменчивая, адаптивная — должна быть направлена на запуск инноваций. В ней следует научиться моделировать современный ход информационных и коммуникационных процессов, создавать психологические и педагогические условия реализации индивидуальных образовательных стратегий, персональных путей развития обучающихся.

Новое качество деятельности в инновационной образовательной среде связано с созданием условий самоактуализации, са-

мореализации обучающихся, с запуском направляемого саморазвития студентов. Очевидно, что передовые сетевые образовательные технологии, реализуемые в новых педагогических подходах, начнут оказывать влияние на аудиторные практики, трансформируя в целом образовательную среду к «высокотехнологичной» форме.

Педагогам информационного века предстоит освоить виртуальную образовательную среду как новую площадку своей профессиональной деятельности, как «новый этаж» образовательной среды. Овладеть для этого передовой педагогической методологией, инновационными подходами и методиками образовательных взаимодействий. Осознать иные психологические основания информатизованной деятельности в этой среде и от массового, поточного обучения перейти к субъектно-ориентированному процессу с учетом современного информационного и коммуникационного поведения молодежи. Профессионально развиваться, осваивая эту часть образовательной среды, стимулируя саморазвитие в ней обучающихся.

список литературы

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. 168 с.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников // Экопсихологические исследования. Сборник материалов 5-й Российской конференции по экологической психологии / Под ред. В. И. Панова. М., 2009. С. 181-186.

3. Бокова И. Новый гуманизм в XXI веке. [Электронный ресурс] — URL: http://unesdoc. unesco. org/images/0018/001897/189775r. pdf (дата обращения: 07.05.2014).

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001.

5. Гельфман Э., Холодная М. Психодидактика школьного учебника. СПб: Питер, 2006.

6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. [Электронный ресурс] — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1 (дата обращения: 07.05.2014).

8. Концепция информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: http://minobr.gov-murman.ru/opencms/export/sites/minobr/. content/docs/GLAS/koncepciya_eios.pdf (дата обращения: 07.05.2014).

9. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: Монография. М.: Изд-во «Госкорцентр», 2002. 296 с.

10. Носкова Т. Н. Вызовы века: педагогика сетевой среды. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,

2013.

11. Носкова Т. Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

12. Носкова Т. Н. Сетевая образовательная коммуникация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.

13. Носкова Т. Н., Куликова С. С. Самоорганизация во внеаудиторной работе студентов в условиях информатизации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 14-1. С. 265-271.

14. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Новые приоритеты педагогической деятельности в образовательной среде современного вуза // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2012. № 147. С. 329334.

15. Носкова Т. Н., Яковлева О. В. Современные подходы к организации воспитательных взаимодействий в среде на базе информационных и коммуникационных технологий // Вестник гражданских инженеров. 2013. № 6 (41). С. 133-137.

16. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. СПб: Питер, 2007. 352 с.

17. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» [Электронный ресурс] — URL: http://www.ifap-com.ru/ru/355/356/ (дата обращения: 07.05.2014).

18. Розина И. Н. Коммуникация 2.0: отечественные научные и образовательные перспективы // Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности. Материалы выступлений на V Межд. конф. РКА «Коммуникация-2010» / Под ред. М. Б. Бергельсон, М. К. Раскладки-ной. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 308-319.

19. Тихомиров О. К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.

20. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» [Электронный ресурс] — Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=EXP; n=255237; div=LAW; dst=0; rnd=0.9005565210198228 (дата обращения: 07.05.2014).

21. Экспериментальные методики образовательных взаимодействий в виртуальной среде. Вып. 1 / Под ред. Т. Н. Носковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.

22. Экспериментальные методики образовательных взаимодействий в виртуальной среде. Вып. 2 / Под ред. Т. Н. Носковой. СПб.: Лема, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

REFERENCES

1. Andreev A. A., Soldatkin V. I. Prikladnaja filosofija otkrytogo obrazovanija: pedagogicheskij aspekt. M.: RIC «Al’fa» MGOPU im. M. A. SHolohova, 2002. 168 s.

2. Baeva I. A. Psihologicheskaja bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy i harakter obwenija ee uchast-nikov // JEkopsihologicheskie issledovanija. Sbornik Materialov 5-j Rossijskoj konferencii po jeko-logicheskoj psihologii / Pod red. V. I. Panova. M., 2009. S. 181-186.

3. Bokova I. Novyj gumanizm v XXI veke. [Elektronnyj resurs] — URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0018/001897/189775r.pdf (data obrawenija: 07.05.2014).

4. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Psiholog, 2001.

5. Gel’fman JE., Holodnaja M. Psihodidaktika shkol’nogo uchebnika. SPb.: Piter, 2006.

6. Zaharova I. G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. M.: Akademija, 2003.

7. Koncepcija dolgosrochnogo social’no-jekonomicheskogo razvitija RF do 2020 goda. [Elektronnyj resurs] — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tantPljus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1 (data obrawenija: 07.05.2014).

8. Koncepcija informacionno-obrazovatel’noj sredy otkrytogo obrazovanija Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] — URL: http://minobr. gov-murman. ru/opencms/export/sites/minobr/. content/docs/ GLAS/koncepciya_eios. pdf (data obrawenija: 07.05.2014).

9. Krechetnikov K. G. Proektirovanie kreativnoj obrazovatel’noj sredy na osnove informacionnyh tehnologij v vuze: Monogr. M.: Izd-vo «Goskorcentr», 2002. 29б s.

10. Noskova T. N. Vyzovy veka: pedagogika setevoj sredy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2013.

11. Noskova T. N. Psihodidaktika informacionno-obrazovatel’noj sredy: Uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2007.

12. Noskova T. N. Setevaja obrazovatel’naja kommunikacija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2011.

13. Noskova T. N., Kulikova S. S. Samoorganizacija vo vneauditornoj rabote studentov v uslovijah infor-matizacii // Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2012. № 14-1. S. 2б5-271.

14. Noskova T. N., Pavlova T. B. Novye prioritety pedagogicheskoj dejatel’nosti v obrazovatel’noj srede sovremennogo vuza // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. 2012. № 147. S. 329-334.

15. Noskova T. N., JAkovleva O. V. Sovremennye podhody k organizacii vospitatel’nyh vzaimodejstvij v srede na baze informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij // Vestnik grazhdanskih inzhenerov. № б (41). 2013. S. 133-137.

16. Panov V. I. Psihodidaktika obrazovatel’nyh sistem: Teorija i praktika. SPb.: Piter, 2007. 352 s.

17. Programma JUNESKO «Informacija dlja vseh» [Elektronnyj resurs] — URL: http://www.ifapcom. гц/гц/355/356/ (data obrawenija: 07.05.2014).

18. Rozina I. N. Kommunikacija 2. 0: otechestvennye nauchnye i obrazovatel’nye perspektivy // Kom-munikativnoe prostranstvo: izmerenija, predely, vozmozhnosti. Materialy vystuplenij na V Mezhd. konf. RKA «Kommunikacija-2010» / Pod red. M. B. Bergel’son, M. K. Raskladkinoj. M.: Izd-vo MGU, 2010. S. 308-319.

19. Tihomirov O. K. Psihologija komp’juterizacii. Kiev, 1988.

20. Federal’naja celevaja programma «Razvitie edinoj obrazovatel’noj informacionnoj sredy (2001-2005 gody)» [JElektronnyj resurs] — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tantPljus». URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=EXP; n=255237; div=LAW; dst=0; rnd=0. 90055б5210198228 (data obrawenija: 07.05.2014).

21. Eksperimental’nye metodiki obrazovatel’nyh vzaimodejstvij v virtual’noj srede. Vyp. 1 / Pod red. T. N. Noskovoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2012.

22. Eksperimental’nye metodiki obrazovatel’nyh vzaimodejstvij v virtual’noj srede. Vyp. 2 / Pod red. T. N. Noskovoj. SPb.: Lema, 2014.

23. JAsvin V. A. Obrazovatel’naja sreda ot modelirovanija k proektirovaniju. M. : Smysl, 2001.

М. В. Киселёва, В. А. Погосян

взаимодействие в высокотехнологичной информационной образовательной среде: из опыта реализации международной программы

В статье рассматривается совместная реализация сетевой международной образовательной программы подготовки магистров. Описывается базовая модель организации образовательного взаимодействия, специфика сотрудничества преподавателей и студентов в высокотехнологичной информационной образовательной среде.

Ключевые слова: высокотехнологичная информационная образовательная среда, модели реализации совместных международных образовательных программ, «конверсацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.