Научная статья на тему 'Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров для АПК'

Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров для АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохин М. Н.

В статье представлены варианты возможного решения проблемы подготовки агроинженерных кадров соответствующего современным требованиям качества и закрепляемости выпускников вузов в сельскохозяйственном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров для АПК»

культурных растений или истории земледелия без ссылок на труды Н.И. Вавилова.

Работы Н.И. Вавилова необъятны по своей идеологии до сих пор. Они составляют национальное достояние не только России, но и мира. Использование их способствует успешному решению современных проблем аграрной науки и с льскохозяйств нного производства во вс м мир .

Он многое мог бы сделать. В стране активно использовались социальные ярлыки «кто не с нами - тот против нас», «гнилая буржуазная интеллигенция», «враг народа». Сталинский принцип «обострения классовой борьбы по мере построения социализма» обусловил уничтожение наиболее значимой части общества - образованных и ориентированных на творчество, интеллектуально мыслящих граждан. Принцип классового разделения сработал. Сначала Н.И. Вавилов был отодвинут от непосредственного руководства важн йшим государств нным д лом - развитием сельского хозяйства на научно-методической основе. Потом заключен в тюрьму, на основании доносов. Обвинительное заключение: Н.И. Вавилов - враг народа. В результате - ВАСХНИЛ возглавил недоучившийся агроном Трофим Лысенко. Переносить социальные принципы в науку неправомерно. В лучшем случае, это тормозит развитие конкретного общества, в худшем - подрывает основы государства. На разрыв пробовали всех. Но физики выстояли, биологи н т.

H.И. Вавилов был арестован на основании доносов. У Николая Ивановича Вавилова, великого ученого и путеше -ств нника, при ар ст были изъяты личны в щи и документы, труды и рукописи на русском и иностранных языках, переписка и десятки записных книжек. Потом война. Следователь Хват 9 июля 1941 года подписал один из самых чудовищных актов в истории мировой науки - постановление : «Уничтожить, как не имеющие ценности:

I. Черновые материалы Вавилова НИ. по заграничным поездкам в Абиссинию, США, Англию, Японию и другие страны. Всего в 92 папках.

2. Записных книжек и блокнотов с различными записями - 90 штук...».

Всего 26 пунктов, в них перечислены разные научные документы и материалы. Они не подтверждали предъяв-л нного обвин ния, а сод ржали б сц нны научны св -дения и аналитические оценки растительных возможно-ст й мира, а такж св д ния о по здках по многим р гио-нам СССР, совершавшихся параллельно заграничным путешествиям. Уничтожение по распоряжению старшего л йт нанта госб зопасности многол тних трудов выдаю-щ гося уч ного - докум нтов, трудов, рукопис й, так ж как и книг, написанных Н.И. Вавиловым в тюрьме, свидетельствует о государственном безумии и полном произволе сотрудников карат льных органов.

До последней минуты Н.И.Вавилов знал, что его работа нужна Родине. Именно эта мысль и подтолкнула нас подготовить новую с рию изданий о выдающихся выпускниках и профессорах Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева., и п рвая книга этой с рии по праву посвящ на

H.И.Вавилову.

Литература

I. Майсурян, Н.А. Жизненный и творческий путь Н.И. Вавилова / Н.А. Майсурян //Н.И. Вавилов и сельскохозяйственная наука. - М.: Колос. 1969. - С. 13-40.

УДК 378-057.875:62:338.436.33

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ АПК

М. Н. Ерохин, академик РАСХН, ректор МГАУ

В настоящее время, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в агропромышленном комплексе, ситуация на продовольственном рынке улучшается медленно. Необходима система дополнительных мер, обеспечивающих развитие сельского хозяйства.

Аграрная политика государства ориентирует российских производит л й с льскохозяйств нной продукции на высокие наукоемкие технологии и отечественные экологически чистые продукты питания. Россия способна заявить о с б н только как крупный покупат ль, но и как п рсп ктивный экспорт р с льскохозяйств нных продуктов. Среди основных стратегических задач, кото-ры н обходимо р шить для производства конкур нто-способной с льскохозяйств нной продукции сл ду т от-м тить мод рнизацию отрасли, оснащ ни производства новой т хникой, вн др ни новых т хнологий. Р ализа-ция планов по мод рнизации отрасли должна сопровождаться научным и кадровым об сп ч ни м.

К сожалению, значительные объемы подготовки специалистов н р шают задачи об сп ч ния пр дприятий квалифицированными кадрами. Медленное решение накопившихся пробл м на с л прив ло к тому, что мы за последние 15 лет практически растеряли специалистов, работающих в области с льского хозяйства. Молод жь, да и други трудоспособны работники с ла до 50 л т в поисках достойного заработка устр мились в город. Например, только 35% должностей инженеров занимают специалисты с высшим образованием.

Основными потребителями инженерных кадров являются около 60 тысяч предприятий - производителей с.-х. продукции: агрофирмы, агрохолдинги, агрокомбинаты и агропромышленные комбинаты; акционерные общества различных организационных форм, с.-х. кооп ративы, колхозы, совхозы, государств нны пр дприятия, муниципальные унитарные предприятия, федеральные государственные унитарные предприятия Министерства обороны, сельскохозяйственные предприятия РАСХН, учхозы и фермерские хозяйства. Здесь имеется около 195 млн га. с.-х. угодий. Сложившаяся организационно-хозяйств нная структура с льскохозяйств нных пр дпри-ятий свид т льству т об их многоукладности, они пр д-ставл ны различными формами собств нности и организации производства, которым н обходимы сп циалисты с разным уровн м подготовки.

Сл дующая группа потр бит л й инж н рных кадров - это 4387 предприятий по хранению и переработке с.-х. продукции.

Совр м нно с льскохозяйств нно производство пр дъявля т высоки тр бования к кач ству подготовки сп циалистов. Выпускники инж н рных факульт тов должны обладать хорошими знаниями т хники и т хно-логии производства с льскохозяйств нной продукции, правил эксплуатации и монтажа оборудования, м тодов

ремонта и технического обслуживания машин. Они должны влад ть экономич скими м тодами выбора систем машин, принципами организации и управления на пр дприятиях.

Для усп шной разработки и вн др ния инновационных про ктов инж н ры должны ум ть пользоваться со-вр м нными информационными р сурсами, компьют р-ной т хникой и выполнять расч ты с помощью компьютерных программ. Для того чтобы ориентироваться в заруб жной т хник и квалифицированно выбирать и использовать, вс больш знач ни прида тся знанию иностранных языков.

Организация уч бного проц сса должна пр дусматри-вать изуч ни нов йших образцов т хники заруб жных фирм. При этом необходимо учитывать, что в современной т хник наряду с эл ктрич скими, гидравлич скими сист мами и пн вмоавтоматикой, вс больш распространение получают электронные системы. Это позволяет создавать технологии более высокого уровня. Такие технологии уж прим няются при хран нии с льскохозяйст-в нной продукции, автоматич ском управл нии проц с-сом до ния совр м нных доильных аппаратов, в птиц -водств , свиноводств и других направл ниях.

Одна из важных инж н рных задач - это создани и прим н ни роботов и роботизированных сист м, так как в сельском хозяйстве имеет место много монотонных и часто повторяющихся оп раций, наприм р, в до нии животных. В настоящее время созданы и применяются роботы по до нию коров, гд вс оп рации выполняются в автоматическом режиме. Из отдельных роботов создаются групповы доильны площадки, что позволя т обслуживать крупные стада дойных животных. Используются такж автоматизированны ц ха по выращиванию животных, откорму свин й. Это практич ски самоуправля -мы сист мы в животноводств , которы создаются с помощью совр м нных ср дств автоматизации на баз электроники. Поэтому необходимо разрабатывать и использовать такую т хнику, которая бы н только м хани-зировала труд, но и способствовала повыш нию производит льности труда, сниж нию с б стоимости с льскохо-зяйств нной продукции.

Особое значение придается качеству продукции, ко-торо во многом зависит от т хнич ского уровня прим -ня мого оборудования для хран ния и п р работки продукции и го сво вр м нного т хнич ского обслуживания. Наприм р, кач ство молока в значит льной м р зависит от го охлажд ния и холодильных установок. Для этого н обходимо использовать эфф ктивны аккумуляторы холода, новые источники энергии, разрабатывать новы т пло-холодильны установки.

Необходимо предусматривать в программах подготовки сп циалистов изуч ни п рсп ктивных автоматизированных линий, т хнологий и т хнич ских ср дств для возд лывания и п р работки с льскохозяйств нной продукции, а такж м тодов их кач ств нного т хнич ского обслуживания, р монта машин и т хнологич ского оборудования. Влад ни сп циалистами новыми т хноло-гиями и сист мами машин в с льском хозяйств позволит бол эфф ктивно в сти производство, осущ ствлять т х-нич ско и т хнологич ско п р вооруж ни отрасли и

производить конкур нтоспособную продукцию.

Уч ны вузов проводят иссл дования по актуальным проблемам механизации возделывания и переработки с.-х. продукции. Важно, чтобы в эти научны иссл дования вовл кались студ нты - будущи инж н ры, которым пр дстоит вн дрять новы машины и т хнологии в производство.

С уч том сложивш йся структуры с.-х. производства, н обходимо организовать подготовку на инж н рных факульт тах вузов инж н ров-консультантов для с ти информационно-консультационной службы по использованию и вн др нию сист мы машин, новой т хники и технологии, техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования.

Отм тим, что с развити м совр м нных т нд нций экологизации, эл ктронизации, биологизации в с льском хозяйстве термин «механизация» все больше устаревает. Вм сто н го стали чащ прим нять бол широко понятие «инженерия» («агроинженерия», «биоинженерия») для обознач ния области д ят льности инж н ров.

Как об сп чить кач ство подготовки инж н ров и улучшить их закрепляемость на производстве ?

Прежде всего, качество определяется тем, кого мы приняли в вуз, какова го подготовка к обуч нию в вуз , насколько в лики го мотивы к обуч нию, на- сколько он готов в будущ м пойти работать на производство.

Для об сп ч ния кач ств нного при ма в д тся широкая профори нтационная работа в с льских школах, организуются подготовит льны курсы, совм стно с администрациями област й формиру тся ц л вой при м. Рассматрива тся вопрос о восстановл нии в вузах подготовит льных отд л ний для с льской молод жи, чтобы они могли на равных конкурировать с другими абитуриентами. Планируется открытие сельских лицеев, где уча-щи ся будут изучать устройство и эксплуатацию с льско-хозяйственной техники. Прорабатывается идея выдачи студентам образовательных кредитов и погашения их при условии работы на производств в т ч ни опр д л нного п риода вр м ни.

Кач ство при ма в вуз т сно связано с пробл мой за-крепляемости кадров. По данным региональных органов управления АПК в последние годы в хозяйствах остаются работать не более 20% выпускников вузов. Продолжают оставаться высокими т куч сть рабочих кадров и см ня -мость руководит л й пр дприятий (в ц лом по России сменяемость составляет около 20%). Вопросы комплектования вузов, трудоустройство их выпускников н вс гда интересуют органы управления АПК. Не случайно, поэтому в два раза отличаются м жду собой показат ли отч тности вузов о получивших направл ниях на пр д-приятиях АПК - 50-55%, и отчетности р егиональных органов управления АПК о прибытии молодых специалистов на работу в АПК - 23-25%.

Обеспеченность АПК квалифицированными кадрами во многом зависит от характ ра развивающихся в с ль-ской м стности д мографич ских проц ссов. Оц нки экспертов и результаты анализа демографической ситуации в с льской м стности р гионов России показывают, что в ближайш й п рсп ктив числ нность с лян буд т ум нь-шаться. Причем ожидается ускорение этого негативного

проц сса. Особ нно тр вожным фактором сл ду т считать сокращ ни группы с льской молод жи в возраст 11-15 лет, т.е. той части населения, которая находится на пороге вступления в трудоспособный возраст.

Особую остроту приобр ла в посл дни годы пробл -ма социального обустройства с ла. Сократилось строительство жилья, школ, больниц и других объектов. Заработная плата работников с льского хозяйства по пр жн -му оста тся одной из самых низких в стран - в 3 раза ниже, чем по промышленным отраслям.

На фоне рассматриваемых проблем и противоречий в р ализации Государств нной программы развития с ль-ского хозяйства важно знач ни им т наблюдающийся в посл дни годы рост инт р са молод жи к инж н рным проф ссиям. Это связано с ростом спроса на сп циали-стов инж н рного профиля на рынк труда. Особ нно зам тно ув лич ни спроса на инж н ров в развитых странах с рыночной экономикой.

Общ колич ство обучающихся по инж н рным сп циальностям в с льскохозяйств нных вузах с годня составляет около 75 тыс. человек. Примерно 20% из них обучаются очно.

Для решения проблем подготовки агроинженерных кадров соотв тствующ го совр м нным тр бованиям кач ства и закр пля мости выпускников вузов в с льско-хозяйств нном производств н обходимо:

• тесное взаимодействие с органами управления АПК, предприятиями агропромышленного комплекса, становл ни и развити договорной сист мы отнош ний с заказчиками кадров, установл ни долговр м нных прямых связ й с опр д л ни м конкр тных м р отв тств н-ности вуза за кач ство обуч ния и участия заказчика в укр пл нии уч бно-мат риальной базы уч бного зав д ния;

• точ чная подготовка сп циалистов для конкр т-ных пр дприятий с опр д л нными тр бованиями к их комп т нции;

• при м с льской молод жи для р ализации программы ц л вой контрактной подготовки;

• создани в вузах ц нтров по трудоустройству выпускников;

• прив д ни в соотв тстви программ подготовки инж н ров совр м нным потр бностям пр дприятий АПК различной организационно-правовой формы, особенно крупных агропромышленных объединений;

• создание и совершенствование системы контроля кач ства подготовки сп циалистов в вузах с участи м работодат л й;

• сов рш нствовани лабораторной, научной и мат риально- т хнич ской базы вузов;

• существенное улучшение практического обу-ч ния студ нтов, используя для этого базу п р довых пр дприятий и потр бит л й инж н рных кадров;

• создани сист мы мониторинга т кущ й и п р-сп ктивной потр бности в квалифицированных кадрах для АПК;

• повыш ни проф ссиональной квалификации проф ссорско-пр подават льского состава, приняти м р по росту пр стижа работы пр подават ля и об сп ч нию их достойной заработной платой.

УДК 378-057.85:338.43:001.895

ИННОВАЦИОННЫЕ подходы подготовки СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АПК

A.B. Турьянский, ректор Белгородской ГСХА

Белгородская область на протяжении многих лет по показателям агропромышленного производства занимает одно из ведущих мест в России. Проводимая руководством области политика позволила в сжатые сроки обеспечить условия для образования интегрированных агропромышленных формирований, привлечь в аграрную отрасль миллиарды рублей инвестиций, развить высокотехнологичное и наукоемкое аграрное производство.

В результате в области созданы и функционируют десятки агропромышленных формирований с высокими производственными показателями и соответствующей культурой производства, достойной заработной платой специалистов. Среди наиболее известных - ЗАО «РусАгро», ООО «Белсемена», ООО «Белгородский экспериментальный завод рыбных комбикормов», ЗАО «Приосколье», ОАО «Эфирное», АПК «Стойленская Нива», ассоциация «Агропромышленная корпорация «Стойленская Нива», группа компаний «Разгуляй-УКРРОс» и др.

Развитие высокотехнологичного сельскохозяйственного производства в регионе предъявляет всё более высокие требования к трудовым ресурсам, к уровню и качеству подготовки специалистов и руководителей сельскохозяйственного производства и, соответственно, к качеству обучения высшей школе. При этом ситуация складывается так. Специалистов в вузах готовят достаточно много. Уровень трудоустройства, в том числе, и по аграрным уче бным заведе -ниям достаточно низкий. В агропромышленном комплексе всё хуже и хуже обеспеченность кадрами. Одна из причин этому - в том, что работодатели предлагают плохие условия, и в этом плане в Белгородской области дела обстоят несколько лучше. Другая причина - качество подготовки, особенно, что касается практических навыков у выпускников вузов. Да и сами абитуриенты, поступив в сельскохозяйственный вуз, изначально не планируют идти работать на село. Одним словом, проблема эта комплексная, и решаться должна совместно с региональными органами власти.

Являясь основным высшим уче бным заведением, которое готовит высококвалифицированных специалистов для АПК региона, Белгородская сельскохозяйственная академия с помощью администрации области создала на своей базе систему непрерывного аграрного образования, предполагающую интеграцию образовательных учреждений всех уровней, научных организаций и организаций агропромышленного производства области, основных работодателей в единое образовательно-научно-производстве нное пространство, что позволило сделать систему обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров АПК значительно более эффективной, комплексной. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.