Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обучения дошкольников грамоте в контексте новых требований образовательного стандарта'

Актуальные проблемы обучения дошкольников грамоте в контексте новых требований образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2694
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ОШИБКА / АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ / АЛГОРИТМ ПИСЬМА / ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ / THE STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / LINGUISTIC MISTAKE / THE ALGORITHM FOR READING / THE ALGORITHM FOR WRITING / ENTERTAINING CHALLENGING TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биба А.Г.

В статье исследуются проблемы овладения дошкольниками грамотой и пути их решения; указываются методические ошибки педагогов в языковом обучении детей дошкольного возраста и приводятся образцы правильной работы. Автор выделяет основные действия, которым нужно научить детей для дальнейшего овладения родным языком в школе, обосновывает их необходимость на основе анализа зарубежных и отечественных исследований и предлагает дидактические средства их формирования. Входящий в содержание методический материал предназначен для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях в процессе подготовки детей к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the problems of learning reading and writing by preschool children and ways to overcome them; it highlights teachers’ methodic mistakes in teaching preschool children language and gives some examples of proper work. The author outlines the main skills that are needed to teach children to further studying mother tongue at school, substantiates their need based on both foreign and domestic studies and proposes didactic means of their forming. Included in the contents teaching material is designed for use by teachers in preschool educational institutions in preparing children to learn at school.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обучения дошкольников грамоте в контексте новых требований образовательного стандарта»

УДК 373.2

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ

ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

А.Г. Биба

В статье исследуются проблемы овладения дошкольниками грамотой и пути их решения; указываются методические ошибки педагогов в языковом обучении детей дошкольного возраста и приводятся образцы правильной работы. Автор выделяет основные действия, которым нужно научить детей для дальнейшего овладения родным языком в школе, обосновывает их необходимость на основе анализа зарубежных и отечественных исследований и предлагает дидактические средства их формирования. Входящий в содержание методический материал предназначен для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях в процессе подготовки детей к обучению в школе.

Ключевые слова: стандарт дошкольного образования; языковая ошибка; алгоритм чтения; алгоритм письма; занимательное проблемное задание.

В современном Российском образовании с каждым годом усиливается тенденция предшкольного предметного обучения детей. Учителя начальных классов ожидают (часто требуют) от первоклассников умения читать, выполнять звуковой анализ слов, считать, производить простейшие операции над числами. В современном государственном стандарте дошкольного образования отсутствует требование предварительной предметной подготовки детей, но в нем указывается на необходимость формирования у дошкольников знаний и умений, которые востребованы в дальнейшем (школьном) образовании [5]. Помимо этого в нормативных документах появляется все больше положений о преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Одно из таких положений касается освоения детьми элементарных знаний по русскому языку, и перед воспитателями встает задача обучения дошкольников грамоте [3,4]. Безусловно, существуют и появляются все новые образовательные центры, предлагающие данную услугу. Однако по результатам проведенных наблюдений за работой педагогов в данных организациях и на основе оценки учителями готовности первоклассников к овладению русским языком можно заключить, что данная подготовка не всегда осуществляется компетентно. Дошкольники смешивают важнейшие понятия «звук» и «буква», у них возникают трудности со звуковым анализом слов, что затрудняет овладение чтением и письмом; дети механически читают, не понимая допускаемых ошибок. Учителям приходится переучивать первоклассников, что психологически тяжело для всех. Поэтому в сложившейся ситуации возникает необходимость исследования содержания и путей обучения дошкольников грамоте.

В рамках данной статьи рассматриваются основные действия, которым нужно научить детей для дальнейшего изучения родного языка в школе, обосновывается их необходимость; выявляются трудности в овладении данными действиями и предлагаются способы их формирования, приводятся соответствующие примеры. Исследование указанных вопросов осуществлялось на основе анализа отечественной и зарубежной научно-методической литературы по проблемам дошкольного образования и в ходе наблюдения за обучением детей в Российских дошкольных учреждениях в разных регионах и опытной работы в центре по подготовке детей к обучению в школе при Калужском государственном университете (2014-2015 гг). В результате теоретического и эмпирического исследования были сделаны следующие выводы.

В дошкольном возрасте проявляется особенность овладения детьми языком: им свойственно обращать внимание на значение слова, а не на его форму, поэтому для них слово и то, что оно означает, - одно целое. В период же подготовки к изучению родного языка вся работа сосредотачивается на форме слова, а не на его значении [6]. Это противоречие приводит дошкольников к ошибкам и создает трудности для воспитателя. Например, педагог спрашивает, какое слово длиннее «удав» или «червячок»? Дети отвечают: «Удав». Из каких звуков состоит слово дерево? Дети отвечают: «Из ствола и веток». Для преодоления трудностей нужно обязательно детей учить разграничивать слово и предмет, который оно называет. С этой целью воспитателю рекомендуется: 1) использовать графические модели слов, которые помогут переключить внимание со смысла слова на его форму (например, удав □□□□ и червячок □□□□□□□□); 2) не злоупотреблять предметными иллюстрациями в процессе звукового анализа слов; 3) выполнять специальные задания, которые помогают детям отличать слово от денотата. Например, посчитать количество бусинок в бусах и количество звуков в слове бусы; исправить утверждение, что слово барабан состоит из звуков бум-бум-бум; доказать, что в слове пять не пять звуков и т.п.

Обучение дошкольников грамоте включает обучение чтению и печатанию. Чтение - воссоздание звуковой формы слова на основе его графической модели. Из этого следует: чтобы научить детей читать, нужно познакомить их и с буквами, и со звуками речи, которые обозначает каждая буква; при этом нужно следить, чтобы дошкольники не смешивали данные понятия, самому педагогу недопустимо это делать. Например, неверно утверждать, что в слове дом первый звук дэ или первая буква [д], или определять количество звуков в слове семь как 4, или определять первый звук в слове юля - [ю] и т.п.

С понятием «звук» как самой маленькой частью звучащей речи детей лучше знакомить на основе ассоциации, поскольку этот способ эффективен в овладении языком [7]. Дошкольникам объясняют, что звучащие слова состоят из

звуков, как дома состоят из кирпичей. Можно сравнить, например, звучащие слова рак и мак. Слова похожи по звучанию, но они разные, потому что отличаются первым звуком. Целесообразно взрослому проинтонировать эти звуки в составе слова, чтобы показать разницу: [р-р-р-р-ак] и [м-м-м-м-ак], слово рак начинается со звука [р], а слово мак - [м]. Для тренировки в звуковом анализе полезно предложить игровые задания: найти домик для слова лиса (□□□□□ □□□ □□□□); найти звук в слове, который потерялся (например, три,: □?□); найти друга слову мак (найти слова со звуком м).

В ходе звукового анализа дети могут смешивать твердые и мягкие звуки, например, в слове река они могут выделить первый звук [р], а не [р']. В этом случае можно попросить ребенка произнести слово со звуком [р]. Получится искаженное слово, дошкольник убедится, что он ошибся; потом с помощью интонирования выделить правильно звук. Может случиться так, что ребенок вместо одного звука выделяет целый слог-слияние. Например, в слове мак дошкольник выделяет первый звук [ма]. Это естественная проблема, т.к. звуки в слогах слияния максимально слиты, их трудно разграничить. В этом случае педагог может проинтонировать первый звук, попросить ребенка повторить за ним, полезно использовать звуковую модель для наглядности.

Для обучения правильному чтению нужно сформировать у дошкольников умение разграничивать звуки по твердости\мягкости. Это можно сделать путем создания затруднительной ситуации: предложить слова лук и люк (не печатать эти слова!), выделить все звуки, составить схемы и задать вопрос: «Какие звуки помогают словам отличаться?». Возможно, дети назовут разные звуки, но объяснить разницу между ними точно не смогут. Педагог сообщает: «Получается, что звук [л] и звук [л']- похожи, но они разные звуки. Чтобы их отличать, договорились, что [л] - твердый звук, [л'] - мягкий». После знакомства с видами согласных звуков полезно тренировать дошкольников в разграничении звуков в потоке речи. С этой целью можно попросить детей хлопать в ладоши, когда они услышат определенный звук в слове. В процессе отбора слов для тренировки фонематического слуха нужно помнить, что звук хорошо опознается в начале и в конце слова не в слоге слияния, труднее в средине слова и в слоге слияния. Поэтому слова нужно предлагать в соответствующей последовательности, например, для тренировки в опознании звука [т]: труба, рот, лодка, танк, туман, лопаты, каток, Тима, дом, тигр, завод, зонтик.

Некоторые педагоги учат читать, заставляя детей повторять за ними слоги, что неверно. Русское письмо зву-кобуквенное, а не слоговое, и, если ребенка заставлять повторять слог, он его будет воспринимать как единое звучание и не сможет прочитать другой слог с переставленными или замененными буквами. Тем не менее, единицей обучения чтению должен быть слог, поскольку понять, какой звук обозначает буква в конкретном слове, можно только по ее позиции в слоге. Следовательно, для овладения чтением требуется сформировать у дошкольников отдельные операции, которые входят в данный процесс: 1) опознавать буквы в слове; 2) определять границы слогов в слове; 3) соотносить букву со звуком (определять, какой звук обозначает каждая буква, ориентируясь на ее место в слоге и на следующие за ней буквы; 4) сливать звуки в слог; 5) сливать слоги в слово и понимать, что оно значит.

Каждое действие может вызвать трудности: 1) дошкольники могут забыть буквы или перепутать их (например, похожие буквы П и Н, Г и Т, Ш и Щ, Е и Ё, В и Б и др.); 2) дети могут неверно определить границы слогов, например, в словах гиря и игра по две гласные буквы, но они образуют слоги неодинаково - ги-ря, и-гра;3)дошкольники могут забыть посмотреть на следующую букву, т.к. полем зрения у начинающего читателя является одна буква (а не слог) [7]; 4) четвертое действие может вызвать «муки слияния», и ребенок произносит слово отдельными звуками, например, м-а-л-ы-ш; 5) поскольку чтение - достаточно длительный процесс, прочитав третий слог, ребенок может забыть, какой был первый слог; 6) могут возникнуть трудности с пониманием слова, т.к. у дошкольников небольшой словарный запас. Также они могут произнести слово с неверным ударением. Например, прочитают не малыш, а малыш, и им будет непонятно, что они прочитали.

Для преодоления трудностей педагогу рекомендуется:

1) повторять буквы с помощью различных игр;

2) делить слова для чтения на слоги дугами, вертикальными чертами (например: ГИ | РЯ);

3) пропускать в словах согласные буквы и предлагать по гласным буквам определить, какой звук прячется за согласной буквой: твердый или мягкий (например, _ак, _ир, _от и т.д.), потом уже подставлять согласные буквы; выделять гласные «сигнальным» (другим) цветом, например: раки, тихо; искать в словах только гласные буквы;

4) перед чтением проводить тренировку в звуковом синтезе; в процессе чтения трудности слияния звуков преодолевать так: посоветовать ребенку приготовься произнести согласный звук, но произнеси следующий гласный звук, и у дошкольника получится слияние;

5) сначала учить читать односложные слова, типа мак, дом, три и т.п., потом переходить к многосложным;

6) предлагать слова для чтения с проставленным ударением; также использовать предметные иллюстрации для лучшего понимания слов.

Из состава чтения следует, что дошкольникам требуется иметь представление о слоговой структуре слова. Для создания этих представлений педагог сообщает детям, что слова можно разделить на части, как болельщики кричат название любимой команды, и демонстрирует это скандированием. Далее перед педагогом стоит задача научить детей определять количество и границу слогов. С этой целью можно использовать игровой прием: представляем, что мы - зрители и поддерживаем свою команду на соревновании (эта команда называется тем словом, которое будем делить на слоги). Не следует использовать прием хлопков в ладоши, так как дети либо могут безошибочно хлопать только за педагогом, либо могут хлопать, уже подсчитав слоги другим способом. Необходимо также помнить, что количество слогов в печатном слове определяется по количеству гласных букв.

Для тренировки дошкольников в овладении слоговой структурой слов можно предложить следующие задания: а) найти одинаковые слоги в словах (например, Рита и гири); б) найти для каждого слова (барабан, крот,) домик, в котором видно количество слогов; в) в волшебный сундучок «складывать» те слова, в которых есть слог [м'а], тогда он откроется; г) расположить перепутанные слоги в словах правильно (например, первый слог - [ва], второй - [са], получится слово сова), д) гуси очень хотят научиться говорить, но могут произнести только «га», и дошкольникам предлагаем назвать слова со слогом га.

Обучение письму в подготовку к овладению грамотой не должно входить, что объясняется следующими причинами. Во-первых, у дошкольников еще слабая мелкая моторика мышц руки и недостаточная координация движений для прописывания букв, следовательно, у детей получатся «каракули». В начальной школе занятия письмом проходят каждый день, дети пишут дома, поэтому у первоклассников закономерно формируется графический навык письма. Логично предположить, у дошкольников, которые нормативно занимаются 2 раза в неделю, навык не формируется полноценно. В итоге дети не получают положительного результата, что отрицательно сказывается на дальнейшей учебной мотивации [9]. Во-вторых, существуют варианты написания букв. Если способ написания буквы, которому научили в детском саду, отличен от способа, которому будут учить в первом классе, детям обеспечены мучения. Таким образом, следует только готовить мышцы дошкольников к письму, развивать их мелкую моторику руки и координацию движений. Для этого полезно обводить по контуру узор из петель; раскрашивать разные элементы букв; обводить элементы букв (овалы, петли, крючки и т.п.) по точкам-ориентирам.

Поскольку многим дошкольникам свойственен интерес к подписи подарков, поделок, дети пытаются печатать слова. Печатание дается дошкольникам легче, чем письмо, поэтому, можно учить их печатать. Печатание и письмо -один и тот же процесс, только форма букв разная, и обучение этому процессу также опирается на его сущность.

Печатание - процесс обратный чтению, в ходе которого создается графическая модель слова на основе соотношения звука и буквы для его обозначения. Из этого следует, что дошкольникам нужно овладеть рядом операций:

1) определять, какие в слове есть звуки;

2) устанавливать последовательность звуков в слове;

3)выбирать букву для обозначения каждого звука в слове;

4) печатать правильно все буквы;

5) проверять написание слова.

Каждая из перечисленных операций вызывает у детей трудности. Выделение звуков из слова является сложным для дошкольников, так как невозможно зрительно опереться на звуковой состав слова для его анализа. Поэтому дети начинают смешивать звуки и буквы либо просто «не слышат» звуки в слогах. В итоге они пропускают буквы, например, кт (кот); меняют буквы местами, например, солн (вместо слон). Для обучения правильному печатанию необходимо тренировать дошкольников в звуковом анализе слов, в установлении порядка звуков с одновременной материализацией звуков. Для этого методисты предлагают фишки, звуковые схемы, которые наглядно представляют детям звуковой состав слов [2] .

Для правильного письма дошкольникам необходимо знать правила графики, иначе у них возникают ошибки (типа Ката, Луда, лос, конки и т.п.). Причина этих ошибок кроется не в том, что дети невнимательны, а в том, что они не владеют знаниями или умениями обозначать мягкость звуков на письме. Также у детей возникают трудности с обозначением звука [й']: они печатают йула, йожик, майак и т.д. Педагог, конечно, исправляет ошибки, но дошкольники не могут их понять и продолжают делать, если не знают или не понимают правил. Вместе с этим, у детей только начинает формироваться речевой контроль, им не свойственно проверять написанное [1]. В результате они не замечают собственных ошибок. Следовательно, детей необходимо знакомить с правилами обозначения мягкости согласных звуков и звука [й'] на письме и приучать читать то, что они напечатали с целью самопроверки.

Таким образом, для подготовки к успешному изучению родного языка в школе педагог должен учить дошкольников разграничивать слово и его денотат, понятия «звук» и «буква», лингвистически грамотно работать со звуками и буквами (характеризовать, соотносить эти единицы) и учить читать по звуковому методу. Поскольку у дошкольников отсутствует учебная мотивация, необходимо их учить грамоте в форме игры, используя занимательные задания [8]. Следуя этим методическим рекомендациям, педагоги достигнут хороших результатов, и все участники учебного процесса получат удовольствие от работы.

The article investigates the problems of learning reading and writing by preschool children and ways to overcome them; it highlights teachers' methodic mistakes in teaching preschool children language and gives some examples of proper work. The author outlines the main skills that are needed to teach children to further studying mother tongue at school, substantiates their need based on both foreign and domestic studies and proposes didactic means of their forming. Included in the contents teaching material is designed for use by teachers in preschool educational institutions in preparing children to learn at school.

Keywords: the standard of preschool education; linguistic mistake; the algorithm for reading, the algorithm for writing; entertaining challenging task.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Аванта, 2008. 160 с.

2. Бородич А.М. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1998. 340 с.

3. Концепция развития дополнительного образования детей, 2014 г.URL:http://www.minobrnauki.rf.ru.pdf

(дата обращения 15.12.2015).

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2008. 39 с.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Сб. нормативных образовательных документов Минобрнауки РФ. М.: МФЦ, 2014. 340 с.

6. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина / Агаркова Н.А., Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. М.: Просвещение, 1993. 318 с.

7. Carneiro R., Looney J., Vincent-Lancrin S. Learning from the Past, Looking to the Future: issues and agendas in education. European Journal of Education. Issue 4 (2015): P.524-535. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/jour-nal/10.1111 (дата обращения 14.01.2016).

8. Fleer M. Early Learning and Development. Cultural-historical Concepts in Play. Dublin: Cambridge University Press, 2010. P.35.

9. Richards J.C., Rogers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Online publication, 2010. URL:http://www.academia.edu/5666615 (дата обращения 20.15. 2015).

Об авторе

Биба А.Г. - кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, bibaanna@mail.ru

УДК 378. 147

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ: СУЩНОСТЬ, ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТЫ

Т.Н. Бойко

В статье рассматривается проблема формирования социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики. Раскрыта сущность социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов, разработана модель формирования социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики и изложены результаты исследования эффективности этого процесса. Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая компетентность, педагогическая практика.

Интенсивная интеграция высшей школы России в мировую систему образования выдвигает в числе инновационных направлений развития социально-педагогическую функцию профессиональной деятельности, суть которой заключается в использовании специалистом возможностей социума для решения проблем индивида. В связи с этим остро встает проблема подготовки социально компетентных педагогических кадров, в том числе, компетентных учителей-логопедов.

В условиях введения ФГОС ВО предъявляются новые требования к результатам профессионального обучения будущего учителя-логопеда, которое должно предусматривать выявление затруднений и разработку системы мер, позволяющих в короткие сроки включить студентов в социально-педагогическую деятельность. Из этого следует, что основной целью деятельности будущего учителя-логопеда становится не только устранение речевых недостатков у детей, но и создание необходимых условий, направленных на развитие и удовлетворение разнообразных потребностей и интересов детей: по адаптации в социуме, поддержке и социальной защите их интересов. На этом основании мы считаем, что формирование социально-педагогической компетентности будущих логопедов выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума для разрешения социальных проблем личности.

Социально-педагогическую компетентность будущего учителя-логопеда в нашем исследовании мы рассматриваем как интегральную профессионально-личностную характеристику, отражающую готовность и способность педагога выполнять социально-педагогические функции, направленные на раскрытие внутренних возможностей детей с речевыми нарушениями, использование ресурсов социокультурной среды и личностных ресурсов каждого ребенка с целью достижения позитивных результатов в его развитии и воспитании.

Опыт профессиональной деятельности и результаты научных исследований позволили нам раскрыть сущность социально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда, которая представляет собой интегра-тивное качество личности, определяющее готовность выполнять социально-педагогические функции, направленные на познание индивидуально-личностных и поведенческих особенностей детей с нарушениями речи, овладение способностью анализировать социально значимые проблемы и социальные связи детей-логопатов, формирование опыта деятельности в воспитании, обучении и социальной защите с целью их позитивной социализации.

Учитывая сложный, интегративный характер понятия «социально-педагогическая компетентность будущего учителя-логопеда», определена структура социально-педагогической компетентности будущего учителя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.