ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 376
О.О. Долгих, Каменск-Уральский
Формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР
В статье рассматриваются такие понятия как старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, предпосылки письма и их развитие, цели и задачи коррекционной работы, а также предполагаемый результат проведенной работы.
Дисграфия, общее недоразвитие речи, предпосылки письма.
O.O.Dolgih, Kamensk-Uralsky
The creation of preconditions for letters of children of senior
preschool age NRO
The article discusses concepts such as senior preschool age, General underdevelopment of speech, background letters and their development, goals and objectives of correctional work, and the expected result.
Key words: dysgraphia, general underdevelopment of speech, background writing.
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с общим недоразвитием речи. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Развивая речь и умственные способности детей с речевым патологиями, педагог способствует переходу данной категории детей не в специализированные коррекционные школы, а в массовые образовательные учреждения.
Работа над формированием предпосылок письма как речевых, так и неречевых является основным фактором подготовки детей к обучению в школе. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. [5]
В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму.
Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой
неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Исследования Р.Е. Левиной (1968г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.
Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок должен соотнести буквы с этими образами и благодаря этому понять смысл читаемого теста.
У ребёнка с общим недоразвитием речи нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звукослоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
У дошкольников с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании
шнурков, лент и т. д.) . Однако, нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологическими формами аномалий.
Именно поэтому, педагогам, работающим с дошкольниками с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, нужно учитывать все особенности развития таких детей. При составлении программы по подготовке к обучению в школе педагогам обязательно нужно включать упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, моторики.
Примерное содержание адаптивной программы «Формирование предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Раздел 1. Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
1 период:
- Формирование навыков оптико-пространственной ориентировки.
- Практическое овладение способом деления слов на слоги и определение ударного слога, ударного звука в слове.
- Выделение звуковой последовательности звуков, составляющих слова.
- Дифференциация понятий «гласный звук», «согласный звук», «твердый» - «мягкий», «глухой» - «звонкий».
- Уточнить понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Упражнять в выделении звука из слова.
- Формирование навыков звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза: односложные слова из закрытых слогов;
двухсложные слова из открытых слогов; трехсложные слова из открытых слогов;
двухсложные слова со стечением согласных в середине слова; двухсложные слова со стечением согласных в начале слова; трехсложные слова с закрытым слогом;
- Формирование графо-моторных навыков.
- Упражнять в выкладывании данных букв из палочек, пуговиц, шнурков
- Упражнять в узнавании пройденных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга, нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
- Упражнять в чтении сначала закрытых слогов с новыми буквами, потом открытых слогов, затем слов и предложений.
- Учить печатать в тетради по образцу, под диктовку.
2 период:
- Формирование навыков оптико-пространственной ориентировки.
- Формирование графо-моторных навыков.
- Закрепить знания о гласных и согласных звуках и их признаках.
- Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепить умение проводить полный звуко-слоговой и звуко- буквенный анализ и синтез:
трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях); односложные слова со стечением согласных в начале слова, в конце слова; двухсложные слова с двумя стечениями;
слова со сложными стечениями (три и более согласных рядом).
- Упражнять в выкладывании букв из палочек, печатании.
- Совершенствовать навыки печатания и чтения слогов, слов, предложений с освоенными буквами.
- Учить разгадывать ребусы, решать кроссворды.
- Закрепить умение составлять буквы из двух-трех палочек, трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы, различать буквы, наложенные друг на друга.
Раздел 2. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
1 период:
- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.
-Развитие тактильной чувствительности, сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
- Учить штриховке по трафаретам, соединению точек для получения рисунка.
- Составление букв из элементов.
- Печатание букв, слогов, слов.
2 период:
- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.
- Продолжать учить штриховке по трафаретам, конструированию букв из разного материала.
- Печатание букв, слогов, слов, предложений.
Раздел 3. Совершенствование психологической базы речи. Развитие внимания:
- Развитие способности к переключению внимания.
- Развитие концентрации внимания.
- Развитие устойчивости внимания.
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие распределения внимания.
- Развитие объема внимания. Развитие восприятия:
- Развитие зрительного восприятия:
(восприятие формы, величины, цвета, целостного образа предмета).
- Развитие зрительно- пространственного восприятия.
- Развитие тактильно-двигательного восприятия. Развитие памяти:
-Развитие зрительной памяти (кратковременной и долговременной).
- Развитие слуховой памяти (кратковременной и долговременной).
- Развитие произвольной памяти. Развитие мышления:
- Развитие наглядно-действенного мышления.
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие логического мышления.
Учебно-тематический план занятий
месяц № Тема
Октябрь 1 Гласные звуки и буквы
2 Гласные звуки и буквы
3 Согласные звуки и буквы
4 Звуковая природа букв. Буквы А и Я.
Ноябрь 5 Буквы А и Я.
6 Буквы О и Ё. Два способа обозначения звука О в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного
7 Буквы О и Ё.
8 Буквы У и Ю. Два способа обозначения звука У в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.
Декабрь 9 Буквы У и Ю.
10 Буквы Ы и И.
11 Буквы Э и Е. Обозначение звука Э после мягкого согласного и в начале слова.
12 Буквы Э и Е.
Январь 13 Парные согласные В - Ф
14 Парные согласные В - Ф
15 Парные согласные Б - П.
16 Парные согласные Б - П.
Февраль 17 Парные согласные Д - Т.
18 Парные согласные Д - Т.
19 Парные согласные Г - К.
20 Парные согласные Г - К.
Март 21 Парные согласные Ш - Ж.
22 Парные согласные Ш - Ж.
23 Звук И. Буква И.
24 Дифференциация С -Ш.
Апрель 25 Дифференциация З - Ж.
26 Дифференциация СЬ - Щ.
27 Дифференциация Р - Л.
28 Дифференциация Г - К - Х.
Май 29 Дифференциация Ч - ТЬ.
30 Дифференциация Ч - Щ.
31 Буква Ь.
32 Буква Ь.
Дидактический материал по подготовке детей к обучению грамоте: альбомы с предметными картинками, А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми», О.В.Егорова «Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Автоматизация звуков у детей» (комплект из четырех альбомов, дидактические игры «логопедическое лото», «Путешествие в страну звуков», «Что здесь спрятано», «Магазин», «Веселый рыболов», «Ходит ежик вдоль дорожек», «Игровая азбука», «Цепочка слов», «Ребусы», «Изографы», «Кроссворды», «Слоговой аукцион», «Азбука-паззлы», «Составь слово», «Звуковой аукцион», «Сложи слово», «Почитай-ка», «Слоговая копилка», «Занимательные символы». «Схемы слов», «Звуковички», «Звуковые линейки», «Кассы
букв», «Город звуков и букв». Игры по развитию психических процессов и сенсомоторные игры: «Цвет-форма», «Развиваем руку», «Жил-был кружочек», «Логическое мышление», «Пирамидка», «Вкладыши».
ЛИТЕРАТУРА
1. Агранович, З.И. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям : сб. дом. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у старших дошкольников / З.И. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 160 с.
2. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период : пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : ГНОМ и Д, 2007. - 72 с. - (В помощь логопеду).
3. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II период : пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : ГНОМ и Д, 2007. - 72 с. - (В помощь логопеду).
4. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. III период : пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : ГНОМ и Д, 2007. - 72 с. - (В помощь логопеду).
5. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
6. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) : пособие для студентов дефектол. фак., практ. работников спец. учреждений, воспитателей дет. садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Альфа, 1993. - 103 с.
УДК 373
К.А. Кирюханцев, г. Шадринск
Место туризма в системе физического воспитания дошкольников
В статье рассматривается роль физической культуры как наиболее реального комплексного оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни детей в современных условиях; место туризма в системе физического воспитания дошкольников; простейший вид детского туризма, который способствует укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.
Туризм; физическое воспитание; туристская прогулка; туристская экскурсия; простейший туризм; физкультурно-оздоровительная работа; активный отдых.
K.A. Kiruhancev, Shadrinsk
Tourism place in system of physical training of preschool children
In article the role of physical culture as the most real complex improving means having considerable impact on quality of life of children in modern conditions is considered; a tourism place in system of physical training of preschool children; the simplest type of children's tourism which promotes strengthening of health, physical development of children, education of esthetic senses, improvement of movement skills and physical qualities.