Научная статья на тему 'Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья'

Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3184
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ТРУДНОСТИ В АДАПТАЦИИ / КОЛЛЕКТИВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ / ПОМОЩЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОПРОСЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ / PARENTS / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / CHILDREN WITH DISABILITIES / ADAPTATION DIFFICULTIES / COLLECTIVE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INDIVIDUAL PROGRAM / DEVELOPMENT / ASSISTANCE / EDUCATIONAL INSTITUTION / QUESTIONS / RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стребелева Елена Антоновна, Кинаш Елена Александровна

Статья посвящена проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в содержании представлены результаты анализа вопросов родителей, обратившихся к специалистам (врачу-психиатру и педагогам-дефектологам) за психолого-педагогической помощью. Систематизированы наиболее распространённые вопросы, с которыми обращаются родители при проведении индивидуальных консультаций для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Раскрываются рекомендации родителям по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стребелева Елена Антоновна, Кинаш Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Problems of Counseling Parents and Children with Disabilities

IThe paper is concerned with the problems of teaching children with disabilities. The focus is on the results of an analysis of questions from parents seeking psychological and pedagogical help from experts (a psychiatrist and a special education teacher). The most common questions asked by the parents of children with special needs and disabilities during individual consultations are systematized. The parenting and training recommendations for the parents of children with developmental disabilities are given.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья»

•'Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru УДК 376.1.018

Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья

Е. А. Стребелева, Е. А. Кинаш

Российская академия образования, г. Москва

Аннотация.

Ключевые слова:

Статья посвящена проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в содержании представлены результаты анализа вопросов родителей, обратившихся к специалистам (врачу-психиатру и педа-гогам-дефектологам) за психолого-педагогической помощью. Систематизированы наиболее распространённые вопросы, с которыми обращаются родители при проведении индивидуальных консультаций для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Раскрываются рекомендации родителям по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.

развитие родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, трудности в адаптации, коллектив, образовательная среда, индивидуальная программа, развитие, помощь, образовательная организация, вопросы, рекомендации.

Для цитирования: Стребелева Е. А., Кинаш Е. А. Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 16-26. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-16-26.

Дата поступления статьи в редакцию: 26 марта 2019 г.

Введение

Современный этап развития системы образования характеризуется вариативностью форм обучения детей, в том числе коррекционной помощи детям-инвалидам с первых месяцев жизни и психолого-педагогической поддержки родителей в рамках Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации [2]. Это возможно благодаря внедрению федеральных государственных образовательных стандартов для детей дошкольного и школьного возрастов. Стандарты предусматривают обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепле-

ния здоровья детей, реализацию особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при использовании в обучении адаптированных общих общеобразовательных программ (АООП) и индивидуальных образовательных маршрутов [3; 4; 5].

Постановка задачи

В настоящее время широко внедряется инклюзивное/интегрированное обучение, совместное обучение детей с нормативным развитием и детей с ОВЗ. В образовательных организациях, как в дошкольных, так и школьных, создаётся специальная образовательная среда для обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями. Однако практика показывает, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды, поступающие в условия интегрированного/инклюзивного обучения, длительное время испытывают дискомфорт, переживают ситуации неуспеха или стресса. Педагоги общеобразовательных организаций не могут обоснованно ответить на волнующие вопросы родителей по обучению и воспитанию ребёнка с ОВЗ, что и мотивирует их обратиться за помощью к педа-гогам-дефектологам.

Цель исследования: проанализировать и систематизировать вопросы и трудности, возникающие у родителей при обучении и воспитании детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Методология исследования

Настоящее исследование опиралось на возрастной подход к психическому развитию ребёнка [1]. Процесс психического развития рассматривается учёным как цепь качественных изменений, а не как рост определённых параметров. На каждой возрастной ступени психическое развитие своеобразно: оно отличается от предыдущего и от будущего. Исходя из концепции возраста при оказании психолого-педагогической помощи родителям, прежде всего, решался вопрос диагностики психического развития ребёнка. Затем анализировались условия его воспитания и обучения, что позволяло специалистам давать родителям рекомендации в отношении условий его обучения и воспитания.

Материал и методы исследования

Были проанализированы результаты консультирования 116 семей (Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО), 2017-2018). В процессе консультирования использовались следующие методы: анкетирование, беседа, наблюдение, психолого-педагогическое обследование ребёнка, анализ истории развития ребёнка и медицинской документации, условий воспитания. В консультативной деятельности участвовали опытные специалисты: врач-психиатр, педагог-дефектолог и логопед.

В ходе исследования выяснялись средства общения, характер взаимоотношений ребёнка с взрослыми и сверстниками в семье; психологический возраст, способы познавательного развития; уровень сформированности детской деятельности, ведущей и типичных видов деятельности. Наряду с этим анализировались вопросы, с которыми родители обратились за консультацией к специалистам: врачу-психиатру, педагогу-дефектологу и логопеду.

Исследовательская часть, описание результатов исследования

Опыт консультирования родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ИКП РАО позволил выделить общие группы вопросов родителей, связанные с обучением и воспитанием детей с ОВЗ.

Рассмотрим каждую группу вопросов к педагогам-дефектологам от родителей, принявших участие в исследовании:

- первая группа вопросов - трудности адаптации ребёнка в дошкольной образовательной организации (28 семей);

- вторая группа вопросов - проблема выбора родителями образовательной организации для ребёнка старшего дошкольного возраста (39 семей);

- третья группа вопросов - трудности обучения детей в начальной школе (37 семей);

- четвёртая группа вопросов - трудности в воспитании и обучении детей-инвалидов школьного возраста в приёмных и патронатных семьях (12 семей).

Результаты

На первом этапе консультирования были проанализированы и обобщены вопросы родителей. С первой группой вопросов обратились родители, воспитывающие детей дошкольного возраста, которые по разным причинам не посещали образовательные организации: трудности адаптационного характера, частые соматические заболевания у ребёнка, приоритет семейного воспитания и др. (28 семей).

Анализ вопросов, с которыми родители обращались к педагогам-дефекто-логам за консультацией, показал, что основным мотивом обращения является отказ ребёнка от посещения детского сада, регулярные жалобы воспитателей на поведение ребёнка в группе, отказ от требований взрослого подчиняться режимным моментам, нарастающие трудности в поведении, а также отсутствие активной речи у ребёнка. Представим основные вопросы родителей к дефекто-логам: «Какой диагноз у ребёнка?», «Какой специалист может помочь ребёнку в развитии речи?», «Какой детский сад может посещать ребёнок?», «По какой программе он может обучаться?» и др.

В ходе беседы с родителями выяснилось, что после неудачной попытки посещения ребёнком образовательной организации по совету родственников или знакомых они приглашали специалиста-логопеда для проведения индивидуальных занятий с ребёнком на дому. Однако во многих случаях такие занятия не давали ожидаемых результатов, т. е. родителям стало очевидно, что в развитии ребёнка нет положительной динамики. После чего они обратились за консультацией в государственную организацию к педагогам-дефектологам.

Следующий этап консультативной помощи включал в себя психолого-педагогическое обследование ребёнка. Так, обследование детей младшего дошкольного возраста направлено на выявление сформированности социального, познавательного и речевого развития, а также видов детской деятельности: игровой, продуктивной (рисование и конструирование) [3]. При обследовании основной оценкой действий ребёнка являлись следующие показатели: принятие и понимание условий заданий, самостоятельность выполнения, обучаемость и результат.

В ходе обследования отмечалось, что все дети с трудом вступали в контакт с новым взрослым. Они не пользовались невербальными и вербальными средствами общения: отсутствие контакта «глаза в глаза», не пользовались жестами, отмечалось однообразное мимическое выражение лица. Эти характеристики свидетельствовали об эмоционально-коммуникативных особенностях развития у детей. Для налаживания положительного взаимодействия ребёнка с но-

вым взрослым использовались различные игровые приёмы: мыльные пузыри, негромкие музыкальные игрушки и книжки, игры-забавы, светящиеся шарики, разные мячики, театрализованные куклы, сказочные персонажи и т. д. Применение специальных приёмов для установления контакта педагога с ребёнком способствовало налаживанию продуктивного сотрудничества ребёнка с новым взрослым, раскрытию возможностей обучения. Предложенные игровые задания, предназначенные для детей раннего возраста, они выполняли совместно со взрослым, «рука в руке». Их действия с игрушками, как правило, носили манипулятивный характер, а предметно-игровые действия выполнялись с помощью взрослого. Большинство обследуемых детей проявляли интерес к заданиям по рисованию и конструированию. С удовольствием принимали участие в совместном рисовании с новым взрослым; выполняли простые задания по конструированию, либо по показу, либо по подражанию. Результаты обследования указывают на то, что уровень познавательного развития у них ниже возрастного норматива. В процессе логопедического обследования ребёнка уточнялось состояние артикуляционного аппарата, подражательные возможности в выполнении ритмических действий, произношении отражённой речи.

После психолого-педагогического обследования, в ходе которого специалисты выявили уровень психического развития ребёнка, родителям формулировались рекомендации: врач-психиатр уточнял диагноз, назначал медикаментозное лечение, а дефектолог и логопед давали советы по проведению с ним индивидуальных коррекционных занятий в дошкольной образовательной организации. Особое внимание родителей обращалось на посещение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) для официального заключения о том, что ребёнок нуждается в специальных условиях обучения; получение рекомендаций для проведения индивидуальных коррекционных занятий с дефектологом, логопедом и психологом. Родителей убеждали в том, что специальные педагогические условия будут способствовать поэтапному включению ребёнка в детский коллектив. В конце консультации родителям также формулировались рекомендации по воспитанию и обучению ребёнка в семье: соблюдение режима дня, организация игрового уголка и уголка для проведения целенаправленных занятий, содержание программы развития, формирование положительного взаимодействия со сверстником. Для этого необходимо, чтобы взрослый учил ребёнка взаимодействовать с одним «продвинутым» сверстником, затем включал ребёнка в игровые ситуации со сверстниками в малой группе (2-3 ребёнка), потом вовлекал его в небольшой детский коллектив в процессе музыкальных и подвижных игр. Для выбора образовательного маршрута обучения ребёнка предлагались адреса дошкольных образовательных организаций, оказывающих коррекционную помощь детям с ОВЗ.

Анализ результатов комплексного обследования этой группы детей свидетельствует о том, что многие отклонения можно было скорригировать в раннем возрасте, что способствовало бы предупреждению эмоционально-коммуникативных нарушений в дошкольном возрасте и трудностей адаптационного периода при поступлении ребёнка в детский сад.

Вторая группа вопросов - проблема выбора родителями школы для ребёнка старшего дошкольного возраста (39 семей).

На консультациях большинство родителей обращались со следующими во-

просами: «Какие специалисты помогут подготовить ребёнка к школе?», «По какой программе его обучать?», «В каком образовательном учреждении лучше будет их ребёнку: в общеобразовательной школе или в школе коррекционной направленности?», «Как помочь ребёнку адаптироваться в новых школьных условиях?» и др.

В беседе с родителями врач-психиатр уточнял сведения о поведении ребёнка в детском коллективе и дома, как происходит процесс сна, какие действия выполняет самостоятельно в быту; о медикаментозном лечении, которое получал ребёнок, и его влиянии на изменение поведения и общего состояния.

При психолого-педагогическом обследовании ребёнку предлагались задания, с одной стороны, направленные на оценку психологических достижений возраста, а с другой - на готовность к обучению в школе [6]. Важным показателем в психическом развитии ребёнка являлись возможности обучения, умение оперировать знаками и символами, а также темп освоения нового материала, работоспособность. Уточнялись виды помощи, необходимые ребёнку при решении наглядно-образных и логических задач, так как именно мыслительная деятельность определяет уровень готовности к школьному обучению.

Результаты обследования детей предшкольного возраста показали, что уровень познавательного развития обследуемых детей был ниже возрастного норматива. Диапазон отставания познавательного развития детей варьировался от незначительного до выраженного. Многие дети с удовольствием включались в сюжетную игру с новым взрослым, выполняли задания, предназначенные детям младшего дошкольного возраста. Вместе с тем задания со знаками и символами, соответствующие предшкольному возрасту, они принимали, но не понимали условия задачи, что свидетельствовало о незавершённости возрастных психологических достижений.

В соответствии с данными обследования ребёнка разрабатывалась индивидуальная программа развития с учётом его реальных возможностей освоения нового материала, овладения количественными, временными, пространственными представлениями и графическими умениями. При определении образовательного маршрута в каждом конкретном случае учитывались разные факторы: расстояние от места проживания семьи до образовательной организации, наличие в семье других детей, посещающих школу, уровень физического и психического развития ребёнка, его индивидуальные особенности и возможности обучаться в коллективе сверстников. Наряду с этим специалисты обосновывали родителям необходимость выбора образовательной организации, в которой для ребёнка созданы педагогические условия обучения с учётом его индивидуальных особых образовательных потребностей.

Тщательный анализ сведений о включённых в эту группу свидетельствовал о том, что выраженные вторичные отклонения можно было у многих из них скорригировать в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте, что позволило бы включить данных детей в условия инклюзивного образования.

Третья группа вопросов - трудности обучения детей в начальной школе (37 семей). Родители обратились к педагогам-дефектологам по причине конфликтной ситуации в школе: ребёнок не усваивает общеобразовательную программу, испытывает трудности в общении с одноклассниками. Родители уточняли следующее: «Каковы причины неуспешного обучения ребёнка в школе?»,

«Чем помочь ребёнку?», «Как вызвать интерес у ребёнка к учебе?», «Как наладить его контакт с ровесниками?». В беседе родители указывали на отсутствие интереса у ребёнка к учебной деятельности: быстрая утомляемость, неусидчивость, истощаемость, отказ от выполнения домашних заданий. Не успевает за темпом класса, находится в ситуации неуспеха. Они отмечали конфликтные ситуации при взаимодействии с одноклассниками, неумение наладить с ними отношения, отсутствие интереса к участию в коллективных мероприятиях.

Врач-психиатр уточнял анамнестические сведения развития ребёнка, медикаментозное лечение, условия воспитания в семье, посещение дошкольных организаций, особенности в поведении, контакт с ровесниками, интересы ребёнка.

В процессе консультирования проводилось психолого-педагогическое обследование ребёнка, направленное на оценку познавательного развития, овладение базовыми или универсальными учебными действиями. При этом особое внимание обращалось на сформированность наглядно-образного и логического мышления, временных и пространственных представлений, лексико-грам-матического строя языка, возможность оперировать понятиями, готовность к выполнению письменных заданий.

Многие родители, наблюдая за психолого-педагогическим обследованием ребёнка, убеждались в том, что он испытывает трудности при выполнении учебных задач, даже после диагностического обучения он не переходил на самостоятельный способ их решения. Приём диагностического обучения в присутствии родителей способствовал обоснованной беседе специалистов с родителями о том, что у ребёнка снижены познавательные возможности освоения программного материала, ему необходима коррекционная поддержка, а во многих случаях - и адаптированная программа обучения. Для таких детей были рекомендованы специальные образовательные условия обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) в зависимости от особых образовательных потребностей ребёнка. В одних случаях рекомендованы АООП для детей с ОВЗ или АООП для обучающихся с нарушением интеллекта, в других - специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для умственно отсталых обучающихся, с выраженными интеллектуальными нарушениями. Кроме того, специалисты разрабатывали содержание индивидуальных коррекционных программ для занятий ребёнка с учителем-дефектоло-гом, логопедом, психологом.

Результаты психолого-педагогического обследования детей этой группы указывают на упущенный сензитивный период для формирования возрастных психологических достижений в развитии ребёнка. Многие родители впервые узнают о серьёзных проблемах в социальном и познавательном развитии ребёнка только на консультации. Во всех случаях своевременная коррекционная помощь в раннем и дошкольном возрасте способствовала бы предупреждению выраженных трудностей обучения у детей в начальной школе.

Четвёртая группа вопросов - трудности в воспитании и обучении детей-инвалидов школьного возраста с нарушением интеллекта в приёмных и патронатных семьях (12 семей).

В последние годы заметно увеличилось количество приёмных и патронат-ных семей, воспитывающих детей-инвалидов. Так, в течение 2016-2018 гг. за

консультацией обратились 12 семей, воспитывающих детей с лёгкой умственной отсталостью и детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (дети с умеренной умственной отсталостью). Родители изначально знали об инвалидности детей, их диагнозе. В процессе жизни этих детей в семье у родителей возникло много вопросов в отношении их обучения и воспитания: «По какой программе ребёнок должен учиться в школе?», «Какие кружки или спортивные секции может посещать ребёнок-инвалид?», «Какие специальные приёмы использовать для воспитания самостоятельности в быту?», «Как организовать их досуг в выходные и праздничные дни?», «Какие развлекательные мероприятия можно посещать с этими детьми?» и др.

При беседе с родителями уточнялся состав семьи: «Сколько детей в семье?», «Какого возраста дети?», «Сколько приёмных?», «В каком возрасте приняты в семью эти дети?», «Каков статус приёмных детей: усыновлены или взяты под патронат?»

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушением интеллекта школьного возраста было направлено на изучение их возможностей сотрудничества с новым взрослым и обучения. Для этого детям предлагалось выполнять задания по основным предметным областям: «Язык и речевая практика», «Математика», «Мир природы и человек», «Искусство», «Технология. Ручной труд», «Физическая культура» [7]. Результаты обследования служили обоснованием для разработки содержания либо индивидуальной программы развития (ИПР) для детей с лёгкой умственной отсталостью, либо специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.

В каждом конкретном случае специалисты информировали родителей о том, что дети с нарушением интеллекта обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам (в одних случаях АООП - вариант 1, в других - АООП - вариант 2). Кроме того, для этих детей необходимо создать в семье условия для воспитания положительного отношения к труду. В этих целях необходимо расширять представления детей о труде людей, о значимости каждой профессии для других людей. Важно организовывать выполнение детьми практических поручений в семье. Так, каждый ребёнок выполняет определённые поручения: убирает комнату, ухаживает за комнатными растениями, моет овощи и фрукты, помогает готовить обед, накрывает на стол, моет посуду, чистит обувь, ухаживает за животными и др. При этом для поддержания интереса к формированию трудовых навыков необходимо регулярно поощрять старания детей, учитывая индивидуальные интересы и предпочтения. Наряду с этим важно расширять представления этих детей об окружающем мире. В выходные и праздничные дни с детьми нужно посещать музеи, выставки и театрализованные мероприятия не чаще чем 1 раз в месяц. Перед и после посещения этих мероприятий обязательно проводится беседа с детьми о поведении их в транспорте и на самом мероприятии. В каникулы и в летнее время дети могут участвовать в экскурсиях, походах при сопровождении близкого взрослого. При этом надо привлекать детей к обобщению своего опыта в этих мероприятиях, используя различные методы - беседы с опорой на фотографии, рисунки, видеосъёмки и др.

В итоге педагоги-дефектологи разрабатывали индивидуальную программу

или специальную образовательную программу развития для каждого обучающегося, при этом обращалось внимание родителей на регулярное проведение индивидуальных коррекционных занятий со специалистами - дефектологом и логопедом. Рекомендовано учитывать индивидуальные возможности и интересы каждого ребёнка, предлагалось посещение творческих или спортивных кружков в центрах психолого-педагогического сопровождения.

Заключение

Систематизация вопросов, с которыми родители обратились за консультацией к педагогам-дефектологам, свидетельствует об отсутствии профессиональной готовности воспитателей, учителей и других специалистов к реализации задач обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях. Педагоги не владеют специальными средствами и способами взаимодействия с детьми с ОВЗ. Во многих случаях в образовательных организациях не создана специальная предметно-развивающая среда и программно-методическое обеспечение образовательного процесса, учитывающего многообразие особенностей развития обучающихся с ОВЗ и соответствующих этим особенностям вариантов программ обучения. Всё сказанное выше указывает на необходимость внедрения новых программ подготовки педагогических кадров для системы дошкольного и начального общего образования (воспитателей и учителей начального образования), направленных на формирование профессиональных компетенций по реализации включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, а также введение в штатное расписание педагогов-дефектологов во все общеобразовательные организации.

Заявленный вклад авторов

Стребелева Е. А.:

- идея статьи, разработка теоретических и методологических основ материалов статьи, обработка результатов исследования, заключение и выводы.

Кинаш Е. А.:

- сбор и анализ экспериментального материала, обработка результатов исследования, оформление и подготовка материалов статьи к публикации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. С. 244-268.

2. Малофеев Н. Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики: из опыта работы Института коррекционной педагогики Российской академии образования // Дефектология. 2003. № 4. С. 7-11.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70412244/ (дата обращения: 14.04.2019).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: https://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 14.04.2019).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 25.03.2019).

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Просвещение, 2017. 182 с. Прилож. (248 ил.).

7. Стребелева, Е. А., Закрепина, А. В. Методика педагогического обследования первоклассников с умственной отсталостью // Дефектология. 2017. № 6. С. 56-65.

Topical Problems of Counseling Parents and Children with Disabilities

Elena A. Strebeleva., Elena A. Kinash

Russian Academy of Education, Moscow

Abstract. IThe paper is concerned with the problems of teaching children with disabilities. The focus is on the results of an analysis of questions from parents seeking psychological and pedagogical help from experts (a psychiatrist and a special education teacher). The most common questions asked by the parents of children with special needs and disabilities during individual consultations are systematized. The parenting and training recommendations for the parents of children with developmental disabilities are given.

Keywords: parents, children with special educational needs, children with disabilities, adaptation difficulties, collective, educational environment, individual program, development, assistance, educational institution, questions, recommendations.

Стребелева Елена Антоновна

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1

тел.: +7(499)2450452 e-mail: estrebeleva@qmail.com

Strebeleva Elena Antonovna

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chief Researcher

Institute of Special Education of the Russian Academy of Education

8/1 Pogodinskaya St, Moscow, 119121

tel.: +7(499)2450452 e-mail: estrebeleva@qmail.com

Кинаш

Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

119121, г. Москва,

ул. Погодинская, 8, корп. 1

тел.: +7(499)2450452 e-mail: ekinash31@gmail.com

Kinash

Elena Aleksandrovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Senior Researcher

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of Special Education of the Russian Academy of Education

8/1 Pogodinskaya St, Moscow, 119121

tel.: +7(499)2450452 e-mail: ekinash31@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.