Актуальные проблемы формирования доходной части муниципальных
бюджетов
Actual problems of formation of a profitable part of local budgets
Агаян Шушаник Ашотовна к.с.н., доцент кафедры «Финансы и налогообложение»,
Мурадова Седа Г ригорьевна к.э.н., доцент кафедры «Финансы и налогообложение»,
Пирская Елена Владимировна к.э.н., доцент кафедры «Финансы и налогообложение», Северо-Кавказский федеральный университет
Аннотация: В статье анализируются проблемы формирования доходов местных бюджетов на современном этапе развития местного самоуправления, раскрываются несовершенства законодательной базы процесса формирования доходов, вносятся предложения по корректировке направлений повышения налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
Abstract: The article analyses the problems of formation of revenues of local budgets at the present stage of development of local self-government, revealed the imperfection of the legislative base of the revenue generation process, proposals for adjustment of areas of increasing tax and non-tax revenues of local budgets.
Ключевые слова: налоговые доходы, местные бюджеты, структура доходов, налоговые льготы, безвозмездные перечисления.
Keywords: tax revenues, local budgets, income structure, tax incentives, grants.
Проблема финансового обеспечения местного самоуправления сохраняет свою актуальность. Необходимо отметить, что местное самоуправление должно базироваться на прочном финансово-экономическом фундаменте и этот фундамент в основной своей части состоит из доходов местных бюджетов, поэтому одной из острейших проблем, встающих перед органами местного
самоуправления, является низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, а также сам порядок межбюджетных отношений.
По нашему мнению, рост экономической базы муниципальных образований должен опережать экономический рост государства, доходы муниципальных образований должны расти быстрее, чем доходы государства. Такой дисбаланс роста доходов между муниципалитетами и государством не представляется реальным, но то, что от наполняемости доходной части местных бюджетов зависит самостоятельность муниципальных образований, сомнению не подлежит.
Государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период после кризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов. В этой связи в
2010 - 2011 годах был внесен ряд поправок в налоговое законодательство:
- пересмотрены ставки налога на добычу полезных ископаемых и транспортного налога [1];
- понижена в 2 раза базовая ставка транспортного налога на автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани в связи с повышением акцизов на нефтепродукты;
- разрешено субъектам Российской Федерации устанавливать пониженные ставки вплоть до нулевых в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. включительно;
- налоговая база по налогу на имущество организаций (до 1 января 2025 года) может уменьшаться на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых объектов транспортной инфраструктуры, учтенных в балансовой стоимости данных объектов [2];
- введена авансовая уплата акциза в бюджет по алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая осуществляется производителями указанных подакцизных товаров при приобретении спирта.
Однако данные изменения не решили проблемы сбалансированности местных бюджетов, так как по-прежнему остается их зависимость от федерального центра.
Проведенный анализ формирования и исполнения доходной базы бюджета муниципального района позволяет выделить следующие основные проблемы формирования бюджета Надтеречного муниципального района:
1) Низкая доля местных налогов в доходной базе местного бюджета;
2) Нехватка собственных финансовых ресурсов местного бюджета;
Так доля собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов за период 2010-2012гг. снижается с 40,5% до 30,8% (таблица 1).
Таблица 1 - Структура доходов бюджета Надтеречного муниципального
бюджета за 2010-2012 гг.
Вид доходов 2010 г. 2011 г. 2012 г.
сумма, тыс. руб. Структура, % сумма, тыс. руб. Структур а, % сумма, тыс. руб. Структура, %
Регулирующие доходы 388002,2 59,5 404934,2 72,2 523376,3 69,2
Собственные доходы 263375,7 40,5 155814,4 27,7 233775,3 30,8
Итого доходов 651377,9 100 560748,6 100 757151,6 100
Доля регулирующих доходов местного бюджета в динамике выросла с 59,5 % (2010г.) до 72,2% (2011г.) или в среднем на 12,7%., а затем незначительно снизилась до 69,2% (2012г.) или на 3%. Собственные доходы бюджета резко снизились на 12,8 % за 2010-2011гг., а за 2011-2012гг. выросли на 3,1%. Однако несмотря на снижение доли регулирующих доходов за 20112012 годы, в динамике наблюдается рост ее объема в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 9,7%.
3) Высокая дотационность местного бюджета;
За 2010г. доля безвозмездных перечислений в общем объеме доходов бюджета муниципального района составила 91%, в 2011г. соответственно 91%, а в 2012г. 93% (рисунок 1).
□ Налоговые доходы
□ Неналоговые доходы И Безвозмездные перечисления
2010г. 2011г. 2012г.
Рис. 1. - Доля основных доходных источников в общем объеме доходов бюджета Надтеречного муниципального района за 2010-2012 годы.
Значительная доля финансовой помощи из вышестоящих бюджетов в доходах местного бюджета приводит к негативным последствиям, а в частности, снижается ответственность органа местного самоуправления в процессе решения вопросов местного значения, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов. Также это приводит к снижению заинтересованности муниципального образования к поиску внутренних источников доходов, появляется искушение увеличивать объем расходов и дефицит местных бюджетов, что подтверждается не только российской бюджетной практикой, но и опытом других стран.
Наиболее значимыми из всех налоговых доходов для местного бюджета в настоящее время являются отчисления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере не более 40% поступлений от данного налога. Так, доля НДФЛ за 2010г. в общем объеме налоговых доходов бюджета Надтеречного муниципального района составила 7,8 %, за 2011г. - 7,5 %, а в 2012г. - 5,9%, т.е. происходит снижение доли в динамике.
Анализ показал, что все в совокупности налоговые и неналоговые доходы местного бюджета меньше безвозмездных перечислений из
вышестоящего бюджета. На сегодняшний день около 95% муниципальных образований являются дотационными, особенно за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов Российской Федерации.
На рисунке 2 отражена динамика объема безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов в муниципальный район.
500000 400000 300000 200000 100000 0
вж
□ дотации ■ субсидии
□ субвенции
2010г.
2011г.
2012г.
Рис. 2. - Динамика объема безвозмездных перечислений за 2010-2012 годы муниципального района, тыс. руб.
Из рисунка видно, что в динамике за три года растет объем субвенций на 142715 тыс. рублей. Объем дотаций снизился на 107725,6 тыс. рублей за 20102011 годы и вырос на 75426,8 тыс. рублей за 2011-2012 годы.
Из таблицы 2 видно, что в общем объеме доходов муниципального бюджета безвозмездные перечисления составили 91-93% в динамике за 2010-
2012 годы соответственно. Это отрицательный фактор, который показывает увеличение зависимости муниципального бюджета и снижении его самостоятельности.
Таблица 2 - Объем и структура безвозмездных поступлений Надтеречного муниципального района за 2010-2012 годы
Наименование вида дохода 2010 год 2011 год 2012 год
Сумма, тыс. рублей Уд. вес, % Сумма тыс. рублей Й ^ ^ и Сумма тыс. рублей Уд. вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Доходы всего: 651377,9 100 560748,6 100 757151,6 100
Безвозмездные поступления, в том числе: 592 894,4 91 511 036,3 91 703 175,1 93
1 2 3 4 5 6 7
Дотации от других бюджетов 254228,7 39 146503,1 26 221929,9 29,3
Субсидии от других бюджетов 3000 0,46 3311,4 0,6 2864,4 0,37
Субвенции от других бюджетов 335665,7 51,5 361221,8 64,4 478380,8 63,2
Местный бюджет Надтеречного муниципального района находится практически в полной зависимости от бюджета вышестоящего уровня (областного бюджета), то есть район является на более чем на 90% дотационным. Финансовая помощь складывается из дотаций, субвенций, субсидии.
Величина безвозмездных поступлений уменьшилась за 2010-2011 годы на 81855,1 тыс. руб., что привело к снижению доходов местного бюджета на 9029,3 тыс. руб. За 2011-2012 годы рост величины безвозмездных поступлений на 192138,8 тыс. руб. привел к увеличению доходов на 196 404 тыс. руб.
Снижение безвозмездных поступлений за 2010-2011 годы произошел в связи со снижением объема дотации на 107 725,6 тыс. руб. или на 42,4%. Соответственно снизилась его доля в общем объеме доходов бюджета с 39% до 26%. За 2011-2012 годы ситуация улучшилась в результате роста дотаций на 75426,8 тыс.руб. или на 53%. Дотации были выделены на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального района; на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального района.
В структуре доходов местного бюджета значительную долю составляют субвенции - 51,5%, 64,4%, 63,2% соответственно за 2010, 2011, 2012 годы. Они были предоставлены на обеспечении: общеобразовательных расходов; на оплату жилищно-коммунальных услуг; на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты; прочие субвенции (выплаты компенсаций инвалидам, выплаты).
Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие органы местного самоуправления Надтеречного муниципального района к развитию
собственной доходной базы и, в первую очередь, к росту налогового потенциала своей территорий, к повышению собираемости местных налогов посредством включения в систему оценки эффективной деятельности органов местного самоуправления соответствующих показателей.
Социально-экономическая ситуация Надтеречного муниципального района сложившаяся к настоящему времени такова, что на сегодняшний день промышленность представлена предприятиями по добыче нефти, по переработке сельскохозяйственного сырья (виноград, фрукты, овощи, молоко) и предприятиями, обслуживающими сельское хозяйство и население. Всего в районе 6 промышленных предприятий, в том числе: Знаменский Винзавод «Тереквинпром», Знаменский райпищекомбинат, молзавод, НГДУ «Г орскнефть», типография и макаронная фабрика.
Однако промышленное предприятие - НГДУ «Горскнефть» находится в плачевном состоянии в результате анархии во всех сферах производства нефти, отсутствия контроля и централизованного руководства отраслью со стороны государственных органов.
Для восстановления промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции необходимо восстановить выращивание виноградников, которые были ликвидированы в связи с прошедшей антиалкогольной компанией и для этих целей также восстановить оросительную сеть.
От районного пищекомбината и молочного завода в с. Знаменское стоят одни стены вместо производственных и вспомогательных цехов.
Строительство в районе осуществляет 5 строительных организаций, в том числе 1 государственное предприятие и 4 частные фирмы, которые в состоянии выполнить ежегодно объем строительно-монтажных работ не менее 30-50 млн. руб. Однако все указанные организации имеют плохие производственные мощности и технические средства, требующие обновления.
Сельское хозяйство развито следующим образом: в районе имеется 37,1 тыс. га пахотных земель, которые используются 12-ю госхозами (28,3 тыс. га) и
крестьянско-фермерскими хозяйствами - 8,8 тыс. га. В последние годы в результате нехватки сельхозтехники, ГСМ, семян, удобрений и средств на их приобретение было засеяно только 6421 га пашни.
Для восстановления народно-хозяйственного комплекса района до уровня лучших времен необходима государственная помощь. Большое внимание следует уделить восстановлению объектов социальной и производственной сферы, в т.ч. объектов промышленности и тем самым обеспечить все большую занятость населения, что приведет к росту налоговых доходов местного бюджета.
Перспективы формирования собственных доходов местного бюджета в РФ зависят от решения ряда задач:
Во-первых, это четкое определение в законодательстве понятия собственных доходов местных бюджетов.
Во-вторых, это стабильность доходных источников местного бюджета, обработанность механизмов их поступления, что позволит местным властям действовать с учетом перспективы, планировать свои усилия на несколько лет вперед, сосредоточивая ресурсы на нужных направлениях.
В-третьих, наполнение местного бюджета необходимыми средствами должно производиться так, чтобы у местного самоуправления формировались стимулы для социально-экономического развития территории.
В бюджетных посланиях Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» [3], «О бюджетной политике в 2011 -
2013 годах» перед Правительством Российской Федерации ставилась задача по решению проблемы выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями [4], что до настоящего времени остается не решенной. Поэтому необходимо проведение инвентаризации, оптимизации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество организаций, по налогу на имущество физических лиц).
Потери от льгот, установленных региональным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, составили более 200 млрд. рублей, или 48, 5 % всего объема выпадающих доходов. Предоставляемые налоговые льготы должны подвергаться анализу эффективности с учетом показателей социальной и бюджетной эффективности. На усмотрение муниципальных властей должно быть предоставлено право замены налоговых льгот на инвестиционный кредит или адресное финансирование.
Для решения проблем формирования доходов местного бюджета, а в частности бюджета Надтеречного муниципального района наиболее целесообразно, следующее:
1. Совместно с главными администраторами доходов принять меры по увеличению объема поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, неналоговых доходов и доведению темпов роста по основным налогам до среднерайонных, среднегородских и среднекраевых показателей, а также сокращению задолженности по их уплате;
2. Принять меры по недопущению образования недоимки по местным налогам в бюджет, ведущей к начислению пени и штрафных санкций;
3. Администрациям сельских поселений продолжать работу в целях привлечения к налогообложению:
По налогу на доходы физических лиц:
- по проведению мероприятий, направленных на повышение и легализацию заработной платы, и осуществлению контроля за работодателями по обеспечению темпов роста средней заработной платы в соответствии с индикативными показателями района, а также по доведению средней заработной платы работников аграрного сектора и субъектов малого и среднего бизнеса до 10 тысяч рублей и более;
- по контролю за миграцией юридических лиц с целью выявления организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального
района без постановки на налоговый учет. Не допускать случаев перерегистрации предприятий за пределы муниципального района, города;
- по проведению работы по выявлению хозяйствующих субъектов (филиалов, представительств), имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории муниципального района, но не перечисляющих налог на доходы физических лиц.
По единому налогу на вмененный доход:
- по повышению эффективности работы в части выявления плательщиков, осуществляющих виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, без регистрации, а также предоставляющих налоговые декларации без результата деятельности и уплачивающих минимальный налог, в том числе составление протоколов для дальнейшей передачи в налоговые и правоохранительные органы;
- анализ финансовой обоснованности корректирующих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход на предмет их соответствия экономическому положению территорий.
В целях более эффективного привлечения в бюджет доходов от использования земель, во всех сельских поселениях Надтеречного муниципального района должны быть осуществлены следующие мероприятия:
- по увеличению объема доходов от сдачи в аренду земельных участков в бюджет муниципального района, в том числе за счет проведения аукционов по продаже права аренды на земельные участки, своевременно принимать новые решения или продлять срок действия принятых ранее решений на очередной год по установлению ставок арендной платы;
- ставки арендной платы за пользование земельными участками устанавливать от кадастровой стоимости земельных участков и не ниже ставок земельного налога;
- активизировать работу по взысканию задолженности по арендной плате за землю.
По доходам от использования имущества муниципальной собственности:
- проанализировать решения органов муниципального образования по установлению ставок, размера арендной платы за сдаваемое имущество, а также по установлению размера отчислений в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий и привести их в соответствие с действующим законодательством;
- корректировать ставки арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество в направлении максимального ее приближения к рыночной оценке;
- провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного и установления направления эффективного его использования;
- утверждать программы приватизации муниципального имущества и объем поступлений средств в бюджет.
По нашему мнению, все перечисленные направления исследования данной проблематики по основным местным налогам позволит в определенной степени нарастить доходную часть муниципального бюджета за счет собственных налогов и добиться улучшения, связанной с недостаточной обеспеченностью местного бюджета финансовыми средствами, реально путем усовершенствования действующей законодательной базы, кропотливой работы по совершенствованию норм федерального законодательства, внесение изменений в ведомственные нормативные документы федеральных органов власти (Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы внутренних дел, Федеральной службы государственной статистики). Постоянное внесение изменений в налоговое и бюджетное законодательство также негативно влияет на региональные и местные бюджеты. Начиная с 2010 года, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет. Субъекты Российской Федерации отмечают, что средства дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов из федерального бюджета лишь частично
компенсируют потери по НДПИ. Изменение сроков уплаты налога на имущество физических лиц и отмена авансовых платежей по уплате земельного налога физическими лицами также отрицательно сказались на доходной базе
2011 года.
Таким образом, можно констатировать, что вся нормативно-правовая база РФ должна быть ориентирована на пополнение местных бюджетов, необходимо создать новый механизм совместной работы ведомств, организовать новый тип взаимодействия между бизнесом и властью. Только так можно обеспечить наполняемость местных бюджетов и создать предпосылки для роста экономики.
Библиографический список:
1. О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации // Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 307-Ф3.
2. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации // Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ.
3.О бюджетной политике в 2010-2012 годах // Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 25.05.2009 г. [Электронный ресурс] - М., 2009.
- Режим доступа http://archive.kremlin.ru/appears/.
4. О бюджетной политике в 2011 -2013 годах // Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 г. [Электронный ресурс]
- М., 2010. - Режим доступа http://www.consultant.ru/law/hotdocs/.
5. Отчет об исполнении бюджета Надтеречного Муниципального района Чеченской Республики за 2010-2012 год.
6. Инвестиционный паспорт Чеченской Республики - Надтеречный Район -[Электронный ресурс] - Режим доступа: htpp://chechnya-invest.
The bibliographic list:
1. About modification of articles 342 and 361 part two of the Tax code of the Russian Federation, Federal law of November 27, 2010 № 307-F3.
2. On amendments to part one and part two of the Tax code of the Russian Federation, Federal law of November 27, 2010 № 306-FZ.
3.О budgetary policy in 2010-2012 // Budget message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly from 25.05.2009, [Electronic resource] - M., 2009. - Access mode http://archive.kremlin.ru/appears/.
4. The budgetary policy in 2011-2013 // Budget message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 29.06.2010, [Electronic resource] -M, 2010. - Access mode http://www.consultant.ru/law/hotdocs/.
5. Report on budget execution Надтеречного Nadterechyi Municipal district of the Chechen Republic for the year 2010.
6. Report on budget execution Nadterechyi Municipal district of the Chechen Republic for the year 2011.
7. Report on budget execution Nadterechyi Municipal district of the Chechen Republic for the year 2012.
8. Investment passport of the Chechen Republic - Nadterechyi District [Electronic resource] - access Mode: http://chechnya-invest.