Научная статья на тему 'Актуальность использования термина 'канон' для исследования жанрового своеобразия интернет-коммуникации'

Актуальность использования термина 'канон' для исследования жанрового своеобразия интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
631
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / КАНОН / УЗУАЛЬНАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селютин Александр Анатольевич

Статья рассматривает термины 'канон', 'канонические и неканононические жанры' как актуальные для исследования жанрового своеобразия интернет-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность использования термина 'канон' для исследования жанрового своеобразия интернет-коммуникации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 11 (192). Филология. Искусствоведение. Вып. 42. С. 119-123.

Ал. А. Селютин

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНА ‘КАНОН’

ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Статья рассматривает термины ‘канон’, ‘канонические и неканононические жанры’ как актуальные для исследования жанрового своеобразия интернет-коммуникации.

Ключевые слова: жанр, интернет-коммуникация, канон, узуальная норма.

Термин ‘жанр’ используется в различных областях человеческого знания, в основном в науках гуманитарного профиля (литературоведение, лингвистика, культурология, кинематография, журналистика и т. д.). Однако, соглашаясь, что жанр есть единство формы и содержания, различные отрасли общественной жизни исследуют явление жанра с разных углов восприятия и опираясь на отличные друг от друга основания.

В рамках лингвистического исследования мы берем за основу определение речевых жанров М. М. Бахтина, который заявил, что речевой жанр - это относительно устойчивый тип высказываний в определенной области человеческой деятельности [2. С. 237].

Жанровое многообразие интернет-среды, обеспеченное ключевыми коммуникативными стратегиями виртуального общения, до сих пор воспринимается неоднозначно учеными-исследователями, так как критерии, положенные в основу разграничения электронных жанров, разнообразны и недостаточно системны. Е. И. Горошко в статье «Электронная коммуникация (гендерный анализ)» вслед за Д. Кристалом выделяет четыре жанра интернет-общения, обозначенных как ситуации использования Интернета (broad Internet-using situations): электронная почта; синхронные и асинхронные чаты, включая BBS; виртуальные миры (MOOs, MUDs, MUCKs, MUSEs и т. д.); ВЕБ-тексты, к которым относятся электронные тексты с гипер-и линейной структурой (например, тексты в формате pdf) [3]. Таким образом, Е. И. Го-рошко выделяет жанры на основании структурной организации веб-страницы.

Л. Ю. Иванов, опираясь на содержательную часть интернет-страницы, приводит довольно обширную классификацию виртуальных жанров, выделяя их по аналогии с

жанрами других сфер общения и объединяя в соответствующие группы:

- общеинформационные жанры, или жанры новостей (электронные СМИ, включающие обзоры и дайджесты новостей, тематические подборки из различных изданий с комментариями и без, опросы общественного мнения и комментарии к рейтингам популярности политиков, сводки спортивных новостей и комментарии к ним, прогнозы погоды и др.);

- научно-образовательные и специальные информационные жанры (электронные научные и учебные издания - монографии, сборники, отдельные научные статьи, пособия, справочники, интерактивные учебные курсы, запросы специальным электронным базам данных и ответы на них, рефераты, интернет-семинары, онлайн-конференции, психологические тесты, электронные словари и т. д.);

- художественно-литературные жанры (электронные библиотеки, сетература, обзоры, аннотации, рецензии и др.);

- деловые и коммерческие жанры (доски объявлений, аналитические обзоры рынков и отраслей, объявления в службах трудоустройства, электронная рекламная система баннеров и др.).

Выделяя в данной классификации еще одну группу жанров, оформляющих неспециальное, непрофессиональное общение, Л. Ю. Иванов включает сюда чаты, IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат), форумы (исторически происходит от римского форума, обозначавшего площадь для массового общения - сайт для общения), письма электронной почты, избранные почтовые рассылки и другие [4].

Л. А. Капанадзе выделяет следующие жанры виртуального общения: собственно веб-сайт (который может включать в себя все нижеперечисленные объекты); домашняя

страница (имеет меньший масштаб, нежели сайт); электронная библиотека; электронный журнал; электронное письмо; чат (разговоры в «прямом эфире»); гостевая книга, доска объявлений; коллекция программ; каталог (например, виртуального магазина); коммерческие объявления; рекламные баннеры. Основываясь на положении о характере речи, ученый делит приведенные жанры на две группы: жанры, тяготеющие к письменным текстам, и жанры, являющиеся своеобразным гибридом письменного и устного текста [5]. Подобную классификацию жанров поддерживает Г. Н. Трофимова, также выделяющая устные, письменные и устно-письменные жанры общения [7].

Н. Г. Асмус, опираясь на такие взаимосвязанные параметры жанра, как тематический признак, коммуникативная цель, сфера общения, образ автора - читателя, режим синхронного / асинхронного времени, форма объективации (близость к письменному или устному тексту), диалог / полилог, композиция, языковые особенности, выделяет следующие виды жанров виртуального общения: электронная почта, чат, форумы или виртуальные конференции, электронные доски, домашняя страница (homepage) и различные игры и развлекательные проекты [1. С. 98]. Таким образом,

Н. Г. Асмус приводит классификацию жанров общения с опорой на достаточное количество дифференцирующих признаков, что позволяет более тщательно и точно разграничивать различные жанры.

Так как не существует единого основания для разграничения жанрового своеобразия интернет-среды, мы считаем, что можно предложить еще один дифференцирующий признак, который может послужить в качестве основания для классификации. Мы предлагаем делить жанры интернет-пространства на канонические и неканонические.

На наш взгляд, глубина разработанной проблематики в области жанрового комплекса виртуальной коммуникации достаточна для введения литературоведческого термина ‘канон’ в область лингвистического исследования виртуального общения.

В хрестоматийном пособии «Теоретическая поэтика» Н. Д. Тамарченко вслед за А. Ф. Лосевым приводит следующее определение термина ‘канон’: «... в широком смысле слова означает твердо установленное, традиционное, общепринятое». Интернет

как коммуникативная среда формируется на основании уже существующих «канонических» платформ - различных текстовых вариаций, присущих сфере реального общения (жанр рекламы, жанр новостей и т. д.). Изменяя формат подачи материала, интернет-среда тем не менее сохраняет особенности жанровой реализации подобных текстовых сегментов. Однако, будучи особой средой общения, Интернет вводит ряд новых жанров, к которым мы можем отнести ICQ, чат, форум и т. д. «Известно, что отказ от канонов - важнейший поворотный момент развития литературы. Но без определенных норм и границ никакой жанр обойтись не может; жанр и есть особая система норм. <...> инвариантная структура в данном случае должна быть понята не как застывшая норма (таковой как раз является “канон”), но как логика изменения жанра» [6. С. 320]. И действительно, одной из ключевых особенностей интернет-коммуникации является стремление к сближению письменной и устной форм речевого общения. Таким образом, опираясь на различные жанры устного коммуникативного процесса, Интернет формирует устно-письменные жанры со своими характерными особенностями, логично изменяя уже существующее в соответствии с форматом общения. К «неканоническим» жанрам виртуальной коммуникации мы относим следующие: электронная почта, ICQ, чат, форум, социальная сеть, сетевая игра, так как данные жанры хоть и имеют в качестве своих прототипов определенные коммуникативные ситуации общения в реальной жизни, настолько подверглись изменениям, оказавшись в интернет-среде, что мы можем их назвать «новыми», переработанными жанрами, т. е. неканоническими.

Рассмотрим изменение традиционного жанра полилогичного общения на примере социальной сети «Вконтакте». Социальная сеть характеризуется определенным тематическим признаком. Тематика общения определяется интересами и наклонностями участников общения. Коммуникативные цели социальной сети могут быть разнообразными и включать в себя следующие: выразить себя, найти друга, поддержать эмоциональный контакт, обменяться информацией. В зависимости от цели общения определяется сфера общения, которая характеризуется в первую очередь ролевым позиционированием коммуникантов (статусно-ориентированным или

личностно-ориентированным). Образ автора определяется совокупным множеством участников общения, как присутствующих в настоящее время, так и предположительно присутствующих в ретроспективе и перспективе; данный образ создается посредством общения «многие - одному», «один - одному», «один - многим», «многие - многим». Возможность открытых сообщений на отдельной странице создает множественность образа автора, при этом владелец страницы воспринимается лишь как предоставляющий возможность для автора индивидуум. Социальную сеть принято считать видом общения с режимом асинхронного времени, обладающим устно-письменным типом текста. Многообразие участников-коммуникантов, представляющих собой перспективу настоящего, прошлого и будущего, создает полилогичность коммуникационного процесса. Можно выделить следующие стилистические особенности речевого жанра социальной сети: нестандартизованность, субъективность, оце-ночность. К характерным речевым особенностям жанра можно также отнести хаотич-

ность высказываний, непоследовательность, скачкообразный характер полилога.

Структура социальных сетей носит ярко выраженную коммуникативную направленность, причем коммуникация осуществляется не только посредством вербальных средств общения, но и посредством невербального материала (фото и видеоряд, аудиозаписи). Полилогичность общения в социальных сетях обусловлена возможностью поиска страниц пользователей и наличием форума. Мы наблюдаем в социальных сетях особую трансформацию категорий общения в условиях письменного речевого акта, в то же время обладающего основными признаками спонтанной разговорной речи - непринужденностью и неподготовленностью речевого действия, выраженного вербальными и невербальными средствами общения.

Специфику узуальных изменений различных жанров интернет-общения можно рассмотреть по таблице.

Сводная таблица узуальных изменений четырех жанров интернет-общения

Жанр интернет- общения Соответствие традиционному жанру Параметры жанра Узуальные изменения жанра

Электронная почта Письмо Тематический признак Изменения отсутствуют: любой в зависимости от обстоятельств написания

Коммуникативная цель Изменения отсутствуют: обмен информацией

Образ автора-читателя Изменения присутствуют: как правило, автор и читатель известны, но в некоторых случаях (например, спам) автор может быть анонимом

Режим времени Изменения отсутствуют: асинхронный

Форма объективизации Изменения отсутствуют: письменная речь

Диалог/полилог Изменения отсутствуют: диалог

Композиция Изменения присутствуют: в продолжающейся переписке могут отсутствовать приветственные и прощальные блоки, также в тексте письма отсутствует дата и адрес

Языковые особенности Изменения присутствуют: формирование особого аппарата клишированных фраз (Доброго времени суток, Приветствую!), пренебрежение синтаксисом, большое количество орфографических ошибок

Чат Бытовое общение в компании Тематический признак Изменения отсутствуют (сохраняется бытовая тематика, обсуждение новостей, событий дня, casual talk)

Коммуникативная цель Изменения отсутствуют (целью является удовлетворение потребности в общении)

Образ автора-читателя Изменения присутствуют: автор и читатель анонимны, скрыты под никами

Режим времени Изменения отсутствуют (синхронный)

Форма объективизации Изменения присутствуют: устная речь преобразуется в устно-письменную

Диалог/полилог Изменения присутствуют: сохраняется полилог, но с одновременной возможностью диалогового режима беседы параллельно

Композиция Изменения присутствуют: собеседник присоединяется к уже существующему разговору, в результате чего отсутствуют зачин беседы и развязка

Языковые особенности Изменения присутствуют: вне зависимости от социально-статусного положения участников в разговоре преобладают просторечия, элементы «языка падонкафф», пренебрежение синтаксисом, специфические аббревиатуры, редукция основы слова, значительное количество междометий, невербальные средства выражения эмоций. То есть речь максимально приближена по языковым особенностям к бытовому разговору молодежи

Форум Обсуждение в группе Тематический признак Изменения отсутствуют: актуальные для определенного сообщества события

Коммуникативная цель Изменения отсутствуют: обмен информацией, самовыражение

Образ автора-читателя Изменения присутствуют: собеседник скрыт под ником и является анонимом

Режим времени Изменения присутствуют: асинхронный

Форма объективизации Изменения присутствуют: преобразование устной речи в устно-письменную

Диалог/полилог Изменения отсутствуют: полилог

Композиция Изменения присутствуют: обсуждение в реальной жизни характеризуется хаотичностью единовременных высказываний, форум характеризуется линейным построением обсуждения с возможностью ответа определенным участникам форума в рамках собственного сообщения

Языковые особенности Изменения присутствуют: бытовой характер лексических средств, фонетизация письма, использование специфических аббревиатур, нарушение пунктуации, обилие орфографических ошибок, несогласованное построение предложения, использование невербальных средств для обозначения эмоционального фона сообщения. Таким образом, форум также стремится отобразить устную речь посредством речи письменной

Бытовое приватное общение

Тематический признак Изменения отсутствуют: любая тематика обсуждения

Коммуникативная цель Изменения отсутствуют: широкий спектр целей, начиная от установления контакта и заканчивая обсуждением делового партнерства

Образ автора-читателя Изменения отсутствуют: автор и читатель известны друг другу

Режим времени Изменения отсутствуют: синхронный

Форма объективизации Изменения присутствуют: устная речь становится устно-письменной

Диалог/полилог Изменения отсутствуют: диалог

Композиция Изменения отсутствуют: стандартное композиционное построение диалога

Языковые особенности Изменения присутствуют: особый характер синтаксиса - предложения неразвернутые, большое количество эллипсов, значительные вкрапления смайликов-эмотиконов, редукция основы слова, особые фразы приветствия и прощания (Ку! Поки!)

Как видно, все представленные жанры интернет-общения имеют свои прототипы среди традиционных жанров, однако в каждом из них присутствуют узуальные изменения, преображающие данный тип жанра в интернет-пространстве, что позволяет отнести их к разряду «неканонических», т. е. изменившихся, трансформировавшихся.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что пластичность и гибкость интернет-коммуникации обуславливает и изменчивость жанровой формы. Таким образом, можно утверждать, что в интернет-среде существует так называемая узуальная жанровая форма, не застывшая окончательно и не сформировавшая определенных правил употребления.

Итак, мы считаем, что использование таких терминов как ‘канон-неканон’, ‘канонические и неканонические жанры’ является актуальным для изучения жанрового своеобразия интернет-пространства и для понимания лингвистических особенностей данной среды в целом.

Список литературы

1. Асмус, Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного про-

странства : дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005.266 с.

2. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1986. 424 с.

3. Горошко, Е. И. Электронная коммуникация (гендерный анализ). иЯЕ : http://www. textology.ru/public/goroshko2.html.

4. Иванов, Л. Ю. Язык Интернета : заметки лингвиста. иЯЪ : www.ivanoff.ru/rus/OZH-WEB.htm.

5. Капанадзе, Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров. иЯЕ : http://rus.1september.ru/2002/21/7.htm.

6. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика : хрестоматия-практикум : учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 2004. 400 с.

7. Трофимова, Г. Н. К вопросу о специфике функционирования русского языка в Интернете. иЯЕ : www.dialog-21.ru/archive. asp?y=2001&vol=6077&parent_menu_i=233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.