Научная статья на тему 'Активность в системе компетентности выпускника высшего профессионального заведения'

Активность в системе компетентности выпускника высшего профессионального заведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ВЫПУСКНИК / ACTIVITY / COMPETENCE / PRODUCTIVENESS / SUCCESSFULNESS / UNIVERSITIES / GRADUATES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холодцева Е. Л.

В статье рассматривается проблема активности личности выпускника высшего профессионального заведения. Описаны виды компетентностей: социальная, профессиональная, личностная. Установлена взаимосвязь между активностью личности и системой компетентностей. Профессиональная успешность выпускника может возрастать в связи с развитием потенциальной активности, готовности и стремления личности к продуктивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of personal activities of university graduates. Different kinds of competence are described: social, professional, personal. There is an established correlation between the personal activities and competence system. The graduates professional successfulness can increase in connection with development of potential activity, readiness an individual's striving to productiveness.

Текст научной работы на тему «Активность в системе компетентности выпускника высшего профессионального заведения»

УДК 159.9

АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Е. Л. Холодцева

THE PERSONAL ACTIVITIES OF UNIVERSITY GRADUATE IN THE COMPETENCE SYSTEM

E. L. Kholodtseva

В статье рассматривается проблема активности личности выпускника высшего профессионального заведения. Описаны виды компетентностей: социальная, профессиональная, личностная. Установлена взаимосвязь между активностью личности и системой компетентностей. Профессиональная успешность выпускника может возрастать в связи с развитием потенциальной активности, готовности и стремления личности к продуктивной деятельности.

This article deals with the problem ofpersonal activities of university graduates. Different kinds of competence are described: social, professional, personal. There is an established correlation between the personal

activities and competence system. The graduates professional successfulness can increase in connection with development of potential activity, readiness an individual’s striving to productiveness.

Ключевые слова: активность, компетентность, продуктивная деятельность, успешность, высшее учебное заведение, выпускник.

Keywords: activity, competence, productiveness, successfulness, universities, graduates.

Переход современного российского общества на инновационный путь развития предопределяет высокий уровень требований к активности личности, к её способности организовывать себя и свою деятельность, проявлять инициативу и брать ответственность за реализацию проектов, своевременно и адекватно условиям решать практические и теоретические задачи в различных сферах жизни. Такой набор показателей готовности человека полноценно включаться в происходящие изменения предполагает коренной пересмотр условий профессионального развития личности и становления специалиста, начиная со школьного этапа профессионального самоопределения и на всех последующих этапах -учебно-профессиональной, собственно профессиональной и профессионально-личностной самореализации.

На наш взгляд, достижение данного уровня профессиональной компетентности будущего специалиста возможно уже в период его вузовской подготовки, если учебно-профессиональное взаимодействие выстраивается на принципах организации оптимальной образовательной среды, целенаправленно формирующей субъектную позицию обучающегося и инициирующей его осознанно регулируемую активность [9].

Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности [3]. Профессиональная компетентность - это потенциальная активность, готовность и стремление личности к

продуктивной профессиональной с полным осознанием ответственности за её результаты.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия, например: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений. Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активность» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активность» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения.

У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями [9].

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966). Вводя в психологию этот принцип, он представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизни организма. В действиях чело-

века существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем дело с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В социологии используется понятие «социальная активность». Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния -как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения -как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей и самих субъектов [11].

В психологии в рамках деятельностного подхода также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория рассматривает макроструктуру в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность [3]. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме или особенной деятельности.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность как часть, как её динамическую составляющую, реализуемую человеком ситуативно, в нужный момент времени [1].

Ещё одна трактовка понятия «активность» предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления:

1. Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылка. Функционирование - первое и простейшее проявление жизни - может быть описано в плане взаимодействия субъекта

с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров.

2. Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования.

3. Активность, как высшую форму развития. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности субъекта.

Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта [10].

Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, общения, познания, действий и их мотивации.

Развитие представлений об активности происходило в течение многих веков, начиная со времен Древней Греции и до наших дней. Непосредственное отношение к проблеме активности имеют положения философского учения об иерархии способностей в виде чувственно-двигательных и разумных функций души (Аристотель, 384 - 322 до н. э.); представления о реакции организма на внешний стимул (Р. Декарт, 1596 - 1650), побудительных силах поведения, активности человека в виде его чувств, аффектов (Б. Спиноза, 1632 - 1677); понятие о бессознательном, которое впоследствии во фрейдизме стало рассматриваться как основной источник активности человека (Г. Лейбниц, 1646 - 1716), об ассоциации как источнике активности человека (Т. Гоббс, 1588-1679); признание источником активности ощущений (Э. Кондильяк, 1715 - 1780); объяснение активности машинообразными движениями организма человека без участия души (Ж. Ламетри, 1709 - 1751); позиция наделения «че-ловека-машины» психикой и рассмотрения его активности как следствия внешних воздействий и зависящей от исторического опыта человечества ( К. Гельвеции, 1715 - 1771; П. Гольбах, 1723 - 1789; Д. Дидро, 1713 - 1784). Исследования в области

психофизики естествоиспытателями Э. Вебером (1795 - 1878), Г. Фехнером (1801 - 1887), Ф. Дон-дерсом (1818 - 1889), Г. Гельмгольцем (1821 - 1894) заложили основу для изучения психофизиологии активности человека.

Психологических проблем активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Однако основы современного понимания природы активности человека заложены в работах М. Я. Басова, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. У М. Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л. С. Выготский (1960), развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование активности человека. С. Л. Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Д. Н. Узнадзе (1961), на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности.

Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, А. Р. Лурии и ряда других ученых. Социальной природе активности наибольшее внимание уделяется в работах Б. Ф. Ломова, К. А. Абульхановой-Славской, Е. В. Шороховой.

Проблема активности в течение многих лет не теряет своей актуальности и практической значимости. Еще А. Н. Леонтьев в одной из своих последних публикаций писал: «Наряду с проблемой установки в психологическом анализе открылась и еще одна, пожалуй, самая сложная проблема. Это проблема явлений активности, которые образуют трудно улавливаемые в эксперименте, но, тем не менее, реальные моменты человеческой жизни, возвышающие ее над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предполагаемым требованием ситуации. Моменты эти составляют как бы внутреннюю предпосылку самодвижения и ее самовыражение. Но эта проблема, на которую мы постоянно наталкиваемся в живой человеческой жизни, остается сейчас едва затронутой экспериментальным исследованием, и ее разработка в огромной степени остается делом будущего».

Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности. Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы активности. Принцип активности человека в отечественной психологии основывается на деятельностном подходе к изучению психики.

В последние годы многие психологи обратились к проблеме субъектности и субъектной психической

активности (А. В. Брушлинский, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, В. О. Татенко, В. Э. Чудновский и др.). Значительный вклад в изучение проблемы активности личности внес

В. А. Петровский. Он разработал концепцию неадаптивной (надситуативной) активности и связанную с ней концепцию персонализации. Особенно много теоретических и экспериментальных исследований проводится по психофизиологии саморегуляции поведения, в целом, активности (М. В. Бодунов,

Э. А. Голубева, А. И. Крупное, В. М. Русалов и др.).

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования различных направлений и различного уровня, проблема активности в психологии все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных в психологии концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях и механизмах проявления активности на разных уровнях, нет единства взглядов на источники, формы и виды активности. Системный анализ научного знания об активности необходим для выявления современного состояния знаний об активности, что важно для разработки достоверных практических рекомендаций по повышению эффективности, продуктивности человека. Следовательно, важно обобщить положения основных концепций активности и определить наиболее актуальные направления и тенденции исследования активности человека. Отсюда вытекает актуальность теоретического анализа концепций активности человека и дальнейшего экспериментального исследования проявлений активности на разных уровнях и в различных ситуациях действия внутренних и внешних факторов, побуждающих активность.

На современном этапе развития психологической науки происходит интенсивное изучение различных форм и видов активности, однако единый взгляд на классификацию её видов и форм пока отсутствует.

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии выделяют произвольную и непроизвольную активность. К произвольным формам активности относят все ее проявления, в формировании и регуляции которых принимает участие сознание. Произвольная активность проявляется ровно настолько, насколько необходимо для достижения определённого результата. Непроизвольные формы активности происходят без участия сознания. Формы и виды активности можно разделить по родовым и видовым признакам. Деление по этому принципу позволяет рассматривать столько видов активности, сколько существует сфер субъекта. При таком подходе выделяются множество видов активности: трудовая, интеллектуальная, познавательная, учебная, коммуникативная, религиозная и т. д.

В последние годы усиливается интерес исследователей к такому аспекту проблемы активности, как взаимосвязь и взаимодействие различных форм активности, их совместное влияние на жизнедеятельность человека. В этой связи необходимо отметить, что проблема заключается в том, что, выделяя одни формы активности, нельзя отрицать другие, и в том,

чтобы определить роли и место, вклады и сферу влияния каждой из них в жизнедеятельность человека, как некое интегральное, вобравшее в себя все формы активности, целое.

Изучая условия становления и развития индивидуальности, исследователи приходит к выводу о том, что проявления активности весьма разнообразны. Она может быть моторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, социальной. Очевидно, что не все они в один и тот же возрастной период, в одной и той же активности (учебной, трудовой, игровой, спортивной, художественнотворческой и т. д.) являются равнозначными для развития индивидуальности. Вероятно, в каждом возрастном периоде какой-то один или одновременно несколько видов активности в силу большей значимости для развития индивидуальности выступают как ведущая активность, обладающая при этом системообразующей (гармонизирующей) функцией в структуре индивидуальности. Так, например, ведущей активностью в младшем школьном возрасте является учебная, в подростковом - коммуникативная, в старшем - социальная.

Разнообразие видов активности, к которым прибегает человек в процессе жизни, зависит от многих факторов. Важную роль для выбора вида активности в той или иной ситуации играют индивидуальные особенности личности. В связи с этим успешному изучению проявлений активности личности способствует установление типологий активности личности [4]. Следует отметить, что в этом направлении в психологии сделано достаточно много. Существует множество отдельных концепций, в рамках которых решается данная проблема.

В отечественной психологии существуют разнообразные подходы к типологии активности. Классификация, предложенная К. А. Абульхановой-Славской, построена на основе взаимосвязи инициативы и ответственности. В результате экспериментальных исследований автором выделены следующие типы активности личности:

1. Гармонический тип обладает идентификацией субъекта инициативы с ответственным исполнением, его инициативы являются проблемными.

2. Продуктивный тип выдвигает замысел, не подразумевает себя исполнителем, однако берет на себя ответственность в силу увлечённости проблем-ностью замысла и ему удается сохранить единство инициативы и ответственности.

3. Рефлексивный тип обладает гиперответственностью, которая определяет и гасит его инициативы; проявляет несамостоятельность, не прибегая, однако, ни к подражанию, ни к инструкциям.

4. Исполнительный тип обладает ответственностью и считает себя ответственным исполнителем, однако проявляет несамостоятельность на стадии ответственного исполнения, прибегает к подражанию и инструкциям.

5. Функциональный тип проявляет отказ от самостоятельности, но демонстрирует активность при реализации готового решения, обнаруживая продуктивность.

6. Созерцательный тип не идентифицирует себя с ответственным исполнителем и не проявляет самостоятельности, прибегает к сравнению с другими.

Данная типология активности интересна тем, что в ней находят отражение все параметры активности: инициатива и исполнение, ответственность с ее атрибутами. Вместе с тем данная типология сложна для практического использования, а использование в качестве основания связи инициативы и ответственности ставит исполнительность в подчинительное положение, она теряет при этом свою самостоятельность [2].

Типология активности может строиться исходя из предпосылки о том, что единицами анализа активности личности являются инициатива и исполнительность. Их преобладание или гармоническое сочетание даёт возможность выделить следующие типы людей:

1. Люди с оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности.

2. Люди с преобладанием инициативных форм поведения.

3. Люди с преобладанием исполнительных форм поведения.

4. Социально импульсивные люди.

5. Социально пассивные люди.

Первые три типа характеризуют социальную активность, последние два - социальную реактивность, хотя в различных видах люди могут проявлять различные типы активности и реактивности субъекта [3].

Функции субъекта обусловлены необходимостью индивидуализации и автономизации человеческой активности, а также необходимостью постоянно приводить активность в соответствие с жизненными отношениями личности. Как было отмечено ранее, профессиональная компетентность - это потенциальная активность, готовность и стремление личности к продуктивной профессиональной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты. Можно говорить о том, что личностная активность является начальным звеном в формировании профессиональной компетентности и не менее важным качеством в дальнейшем ее профессиональном и личностном развитии.

Можно говорить о том, что личностная активность является начальным звеном в формировании профессиональной компетентности и не менее важным качеством в дальнейшем ее развитии.

Компетентность следует отличать от компетенции - определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать. Компетентность противостоит некомпетентности и сверхкомпетентности - знанию способа выполнять работу лучше, чем принято. В некоторых организациях сверхкомпетентность принимается так же, как некомпетентность.

Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Следует различать следующие виды профессиональной компетентности:

- специальная компетентность - владение профессиональной деятельностью на достаточно высо-

ком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

- личностная, индивидуальная компетентность -владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом. Эти виды компетентности характеризуют зрелость человека в в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке.

Выделяют некоторые общие виды компетентности, необходимые для человека вне зависимости от профессии. Это некоторые ядерные профессиональные качества и типы профессионального поведения, которые являются основой широкого круга профессий и не теряющие своего значения при изменениях в производстве, в социальной практике.

Заслуживает внимания определение компетентности, предложенное А. В. Хуторским: «Компетентность - владение, обладание человеком совокупностью взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной по отношению к ним, включающий личное отношение человека к компетентности и к предмету». Согласно данному определению, компетентность - это личностно-субъектное качество человека, свойство его внутреннего мира, определяющее успешное выполнение человеком той или иной деятельности. Субъектное качество рассматривается здесь как качество субъекта, обретенное им на жизненном пути. Таким образом, понятие «компетентность» выступает как сочетание социальноличностного и личностно-субъектного качеств человека.

Э. Ф. Зеер, определяя профессионально компетентного работника - представляет его как, «обладающего необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем» [6].

Компетентность - система знаний и интересов личности, дающая новое качество (в отличие от обычной информированности), профессионализм в какой-либо области, позволяющий специалисту находить и быстро реализовать оптимальные нестандартные решения, на основе широких профессиональных знаний, активности и предприимчивости

[7].

При оценке уровня сформированности профессиональной компетентности конструктивным является применение обобщенной модели профессио-

нального обучения. Данная модель связывает уровень осознания (или неосознания) человеком наличия (или отсутствия) у него необходимых для данной профессии знаний, умений и навыков с уровнем его профессиональной компетентности.

Важным фактором и одновременно результатом развития компетенций выступают профессионально и личностно значимые качества, представляющие индивидуально-психологическую основу профессиональной компетенции. Профессионально и лич-ностно значимые качества - это свойства субъекта, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) не основным результативным параметром - качеством, производительностью, надежностью. Профессионально и личностно значимые качества в числе других элементов профессиональной компетентности обеспечивают успешность (производительность, качество, результативность и др.) её выполнения. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. Но основным, задающим уровень и направление развития в профессиональной компетентности, является активность личности, стремление целенаправленно обогащать свои знания, формировать, дополнять свои умения и навыки [5].

Исследование, проведенное нами (Е. Л. Холод-цева, Е. Дубиненко, 2010), подтверждает влияние активности личности на развитие профессиональной компетентности. Нами изучались группы студентов-выпускников с разными типами профессиональной направленности (спортсмены, психологи, химики). Имеются значимые различия в проявлении признака «социальная и предметная активность» во взаимосвязи с социальными, познавательными, операциональными и специальными компетентностями.

Ранжирование компетентностей выпускниками показало, что в их сознании наиболее значимыми являются: «социальные компетентности» (кон-

фликтная компетентность - 1 ранг, соответственно толерантность - 2, способность к сотрудничеству -

3, ответственность - 4, конформизм - 5); «познавательные компетентности» (целеполагание в работе -

1, умение извлекать пользу из опыта - 2, быть готовым к продолжению обучения - 3, самообучаться -

4, устанавливать межпредметные связи - 5); важными «операциональными компетентностями» выступают (умение выявить проблему - 1 ранг, сделать заключительный вывод - 2, поставить цель - 3, принять решение - 4, выявить ошибки в решении проблемы -5). Показатель «социальной активности» положительно связан у студентов-выпускников психологов и спортсменов с выбором самостоятельности в познавательной деятельности (г=+0,36, при р<0,05), желанием определять цели (г=+0,26, при р<0,05). Чем более проявляется признак «социальная активность» выпускника, тем чаще они обнаруживают у себя данную компетентность. Среди всех компетенций выделенные качества определяются как главные - способствующие успешной профессиональной деятельности. В отличие от психологов

и спортсменов, выпускники-химики ориентированы на выбор самостоятельных способов обработки и структурирования информации (г=+0,36, при р<0,05) при высоком уровне проявления признака «социальная активность». Таким образом, выпускники пытаются демонстрировать субъектность в будущей деятельности (свойство осознавать себя субъектом, целенаправленно влиять на события жизни в результате осознания своей свободы выбора).

Рассматривая взаимосвязи признака «предметная активность» и компетенции мы обнаружили, что есть различия в его проявлениях среди психологов, спортсменов и химиков. Чем выше «предметная активность» психологов и спортсменов, тем меньшее значение выпускники придают изучению методологических аспектов профессиональной деятельности. Психологи в меньшей степени желают совместно разделять ответственность за результаты труда, спортсмены - проявлять конформизм. Тогда как высокая предметная активность и направленность на деятельность у химиков не связана с конформизмом, наличием ответственности за результаты своей деятельности, установлением межпредметных связей. Таким образом, в структуре компетентности студен-тов-выпускников обнаруживается большое количество связей с малыми значениями, что свидетельствует о неустойчивости данного образования на стадии профессионального обучения.

Исследование показало, что выпускники в большей степени ориентированы на проявление и наличие компетентностей, которые имеют непосредственное отношение к практике профессиональной деятельности и в меньшей степени придают значение теоретическим основаниям этой деятельности. Данные ориентации демонстрируют незрелость профессиональной и личностной позиции выпускников, выступающую условием развития личности профессионального самосознания. Вследствие этого система высшего профессионального образования придает большое значение продолжению профессионализации и социализации выпускников, предоставляя им возможность продолжать обучение, повышать квалификацию на уровне магистратур.

Разработка рекомендаций по формированию внутренних условий, влияющих на высокую конкурентоспособность выпускников, должна включать направления деятельности службы психологического сопровождения, которые способствуют процессам осмысления жизни, формированию системы

ценностей, соответствующих гуманистической направленности личности выпускников. Приобретенные в ходе активного социально-психологического обучения (тренинги, дискуссии, игры и др.) компетентности, позволят активизировать мыслительную деятельность и творческую активность, направленную на развитие профессионализма и собственной конкурентоспособности.

Литература

1. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1983. - Т. 4.

- № 1.

2. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - № 5. -

С. 3 - 18.

3. Ануфриев, Е. А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений) / Е. А. Ануфриев. - М.: МГУ, 1984. - 280 с.

4. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский; отв. ред. проф. В. В. Знаков. -М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

5. Вербицкий, А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. - М., 1996.

6. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

7. Кедрова, Е. М. Психолого-педагогические основы воспитания интеллектуально зрелой личности студента высшей школы в учебновоспитательном процессе / Е. М. Кедрова: монография. - М.: Компания Спутник+, 2005. - 140 с.

8. Курунов, В. В. Регуляторно-деятельностный подход в профессиональном и личностном саморазвитии студента-психолога / В. В. Курунов // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал».

9. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996.

10. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

11. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Во-ловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.