Научная статья на тему 'Активная политика на рынке труда (опыт Европейского Союза)'

Активная политика на рынке труда (опыт Европейского Союза) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1111
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА / ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарицкий О.М.

В статье рассматривается опыт стран Европейского Союза в проведении активной политики на рынке труда и решении проблем экономически активного населения. Анализируются меры по разрешению ситуации на рынке трудовых ресурсов как важная составляющая социально-экономической политики государства на макроэкономическом уровне. Представлены особенности активной политики на рынке труда Германии, инструментарий и основные положения регулирования трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активная политика на рынке труда (опыт Европейского Союза)»

УДК 331.5

АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА (ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА)

КОМАРИЦКИЙ О.М.,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, студент магистратуры ФГБОУ ВО Курская ГСХА.

Реферат. В статье рассматривается опыт стран Европейского Союза в проведении активной политики на рынке труда и решении проблем экономически активного населения. Анализируются меры по разрешению ситуации на рынке трудовых ресурсов как важная составляющая социально-экономической политики государства на макроэкономическом уровне. Представлены особенности активной политики на рынке труда Германии, инструментарий и основные положения регулирования трудовых отношений.

Ключевые слова: рынок труда, активная политика, пассивная политика на рынке труда, занятость

АN ACTIVE POLICY ON THE LABOUR MARKET (THE EXPERIENCE OF THE EUROPEAN UNION)

KOMARITSKIY O.M.,

candidate of Agricultural Sciences, professor, graduate student FGBOU IN Kursk State Agricultural Academy.

Essay. This article discusses experience of European union's countries in Labor market's active policy and solving problems of economically active people. Considers measures to resolve the situation on the labour market as an important component of socio-economic policy at the macroeconomic level. Features of active policy on the labor market in Germany, tools of regulation of labour relations and the basic provisions.

Key words: labour market, market, an active policy, passive policy, employment.

Введение. Структура рынка труда является несовершенной и имеет ряд особенностей. Неоднородность трудовых ресурсов и рабочих мест создает, с одной стороны, проблему поиска работы для соискателей, а с другой стороны - проблему для работодателей, связанную с подбором персонала.

Рыночные механизмы в результате этого противоречия имеют ограниченный эффект, вследствие чего возникают долгосрочные рыночные диспропорции, такие, как массовая безработица, нехватка квалифицированной рабочей силы, одновременный рост безработицы и невостребованность низкоквалифицированных вакансий. Все эти факторы являются отправной точкой развития инструментов политики на рынке труда, которые должны приводить к снижению напряженности.

Результаты и обсуждение. Под трудовой политикой следует понимать совокупность реактивных и превентивных мер по снижению колебаний в работе рынка труда [1, 2, 3]. Политика на рынке труда Федеративной Республики Германия [4, 5] опирается на три столпа: служба занятости, страхование по безработице и активное вмешательство государства с мерами, направленными на повышение профессиональной квалификации и переподготовки кадров.

Пассивная политика на рынке труда ориентирована в первую очередь на устранение материальных последствий безработицы. Она включает в себя меры поддержки доходов населения, пострадавшего от безработицы, и членов их семей.

В противоположность пассивной политике, активная политика рынка труда направлена на содействие выравниванию спроса на трудовые ресурсы со стороны предприятий и их предложения со стороны домашних хозяйств, тем самым способствуя их более эффективному использованию. Цель активной политики состоит в том, чтобы нанимать работников в соответствии с их способностями и иметь возможность наиболее продуктивного их использования для минимизации структурной безработицы и предотвращения в будущем развития узких сегментов для профессионалов. На индиви-

дуальном уровне эта политика требует мер помощи безработным для интеграции в рынок труда и максимального сокращения периода безработицы и затрат времени эффективного поиска работы.

Данная цель остается актуальной до тех пор, пока на рынке труда значительно преобладает неполная занятость населения. Цель будет считаться достигнутой, если будет реализована полная занятость, но, при этом, по-прежнему, может сохраняться незначительный уровень безработицы. Безработица является одной из центральных проблем экономической политики государства, которая является частью «магического квадрата» [6]. Теоретически безработица может быть полностью устранена на рынке труда только в случае рыночного равновесия. Для выполнения существующей цели наиболее важными являются предложения рабочей силы с помощью мер экономической политики по действующим нормам законодательства в равных долях между группами потенциальной рабочей силы.

Меры, направленные на изменение уровня занятости, можно объединить понятием «политики занятости». Они регулируют расширение возможностей для трудоустройства и изменение параметров рынка и называются «активная политика на рынке труда».

Для решения проблем на рынке труда между экономически активным и пассивным населением необходимо использование эффективного инструментария. Для того чтобы инструментарий был эффективным, необходимо качественное влияние отдельных компонентов на уровень занятости населения, при этом социальные последствия политики на рынке труда должны отразиться на индивидуальном и агрегированном уровне (рисунок 1).

Инструменты активной политики на рынке труда можно разделить на меры по улучшению возможностей интеграции и меры по содействию занятости. Кроме того, активная политика на рынке труда должна быть направлена на соответствие требований ищущих работу и вакансий, и иметь длительный эффект.

Рисунок 1 - Концепция современной политики на рынке

Политику на рынке труда могут изменить стимулы и возможности для действий участников рынка труда. Это условие следует учитывать при разработке инструментария для предотвращения и корректировки нежелательных побочных эффектов, которые ухудшают показатели рыночной экономики. Требуется также сохранять баланс между социальными и экономическими мерами в сфере занятости. Инструментами для улучшения возможностей интеграции соискателей на рынке труда являются меры по установлению профпригодности, короткие тренинги в центрах образования на предприятиях, доступность частных агентств по трудоустройству, а также материальное стимулирование профессиональной переподготовки или переквалификации.

В ходе технического прогресса и ускорения в сфере труда работники подвергаются воздействию стремительных изменений в квалификационных профессиональных требованиях и условиях труда. В современных условиях развития рынка имеет место конкуренция между компаниями и работниками, обостряется межгосударственная конкуренция. Меры активной политики на рынке труда направлены на все сферы социальной политики, улучшение условий функционирования рынка труда, увеличение доли постоянно работающих.

В принципе, активная политика на рынке труда преследует три цели:

- профилактические меры по предотвращению безработицы;

- сокращение безработицы;

- социальное равенство.

Для того чтобы интеграция безработных в процесс труда была успешной, имеются следующие инструменты

труда в странах Европейского Союза [4, 5, 6] активной политики: консультирование и размещение, активация и профессиональная интеграция, помощь в выборе карьеры и профессиональной подготовки, профессиональная подготовка, стимулирование работо-дателей при приеме на работу, содействие участию людей с ограниченными возможностями в трудовой жизни [8, 9, 10].

Политика на рынке труда пытается влиять на структуру спроса трудовых ресурсов, и в соответствии с законодательством устанавливает следующие подцели: 1) уменьшение безработицы и увеличение занятости; 2) содействие профессиональной мобильности; 3) профессиональная интеграция людей с ограниченными возможностями; 4) компенсация любых неблагоприятных последствий из-за структурных изменений и технического прогресса; 5) активное вовлечение женщин в рынок труда; 6) улучшение конкурентных позиций пожилых сотрудников; 7) региональные и отраслевые изменения структуры трудовых ресурсов.

Важным аспектом усилий по достижению высокого уровня занятости и удовлетворительной ситуации на рынке труда является достижение всех этих подцелей системно, что позволит добиться синергетического эффекта на рынке и реализовать этические принципы самореализации, принципы распределения доходов, повышение уровня материального благосостояния, макроэкономические цели (увеличение предложения товаров, услуг), удовлетворение социально-политических требований. Активная государственная политика на рынке труда в первую очередь включает контроль над предоставлением работы и финансовыми характеристиками взаимной адаптации рабочей силы и рабочих мест на рынке труда в целом и на

различных субрынках, а также над предложением и спросом на рабочую силу.

Политика рынка труда влияет как количественно, так и качественно на потенциал рабочей силы (создается резерв рынка труда), его использование и устройство, совершенствование условий труда. Она осуществляется в интересах индивидуального и социального повышения благосостояния. Результатом действия этого инструментария является содействие росту занятости населения [11].

Выводы. Политика в области занятости с макроэкономической точки зрения в первую очередь ориентирована на общий экономико-социологический анализ. В качестве всеобъемлющей экономической стратегии государства она включает в себя все меры общей экономической, денежно-кредитной, фискальной политик и политики заработной платы, которые воздействуют на процессы и результаты деятельности рынка труда.

Политика рынка труда на микроэкономическом уровне ориентирована на частичный анализ.

В широком контексте политика государства имеет более емкий стратегический пакет функций и мер, способных количественно и качественно решать задачи по влиянию на спрос и предложение на рынке труда.

Правительству на законодательном уровне необходимо заложить научную основу для проведения исследо-

ваний, мониторинга и применения инструментов политики на рынке труда и способствовать их оптимизации. По этой причине предусмотрено принятие пакета реформ, направленных на стимулирование развития рынка труда.

В настоящее время рынок трудовых ресурсов, как сфера государственной политики, тщательно изучается и оценивается с научной точки зрения, несмотря на оставшиеся проблемы. Исследования рынка труда должны заложить научный фундамент для создания современных методик исследований и использования инструментария в политике рынка труда. Для эффективного использования инструментария политики на рынке труда необходимо добиваться высокого качества и эффекта его отдельных составляющих.

Социально-политические последствия принимаемых мер в сфере занятости и стимулирования трудовой деятельности должны способствовать развитию экономики на микро- и макроэкономическом уровне. Целью применения инструментов активной политики государства на рынке труда будет являться их способность влиять на обучение и перспективы трудоустройства (на микроуровне), а также эффективность последствий этих мер для общества в целом на макроэкономическом уровне.

Список использованных источников

1. Семыкин В.А., Пигорев И.Я. Инновационный механизм развития агропромышленного комплекса // В. кн.: Проблемы развития аграрного сектора региона (материалы Всероссийской научно -практической конференции: в 4-х частях). - Курск. - 2006. - С. 3-10.

2. Тенденции уровня занятости и безработицы в сельском хозяйстве / М.А. Пархомчук, В.М. Солошенко, И.Я. Пигорев, Д.И. Дорошенко // Аграрная наука. - 2009. - № 8. - С. 6-8.

3. Уровень занятости и безработица в сельском хозяйстве / М.А. Пархомчук, В.М. Солошенко, И.Я. Пигорев, Д.И. Дорошенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - № 3. - С. 13-17.

4. Rothe, Thomas Wege aus der Arbeitslosigkleit - Wege in die Beschäftigung, 2007. Sozialer Fortschritt 56, Heft 7-8, Juli/August, Р. 187-193.

5. Schmid, Günther Zur Konzeption einer aktiven Arbeitsmarktpolitik. In: Arbeitsmarkttheorie und Arbeitsmarktpolitik. Hrsg. von Bolle, Michael. 1976. Opladen, Р. 165-185.

6. Комарицкий О.М. Формы государственного управления трудовыми ресурсами // Региональный вестник. -2016. - № 2(3). - С.7-8.

7. Lampert, Heinz / Engelberger, Josef / Schüle, Ulrich: Ordnungs- und prozeßpolitische Probleme der Arbeitsmarktpolitik in der Bundesrepublik Deutschland. Berlin, 1991.

8. Das Konzept der aktiven Arbeitsmarktpolitik Frank Oschmiansky .- Режим доступа http:/ /www.bpb.de/ politik/ innenpolitik / arbeitsmarktpolitik /

9. Wagner, Thomas/Jahn, Elke J. Neue Arbeitsmarkttheorien, Stuttgart, 2. Aufl. 2004 (allgemeiner Überblick).

10. Комарицкий О.М. Роль государства в макроэкономическом планировании // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 8.- С.23-24.

11. Schmid, Günther / Oschmiansky, Frank Arbeitsmarktpolitik und Arbeitslosenversicherung 1966-1974. In: Geschichte der Sozialpolitik in Deutschland seit 1945. Hrsg.: Bundesministerium für Arbeit und Soziales und Bundesarchiv. Band 5: Eine Zeit vielfältigen Aufbruchs. 2006. Bandherausgeber Prof. Dr. Hans Günter Hockerts, Р. 331-379.

List of sources used

1. Semykin V.A., Pigorev I.Ya. Innovative mechanism for the development of the agro-industrial complex // V. kn .: Problems of the development of the agrarian sector of the region (Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference: in 4 parts - 2006. - P. 3-10.

2. Trends in employment and unemployment in agriculture / M.A. Parkhomchuk, V.M. Soloshenko, I.Ya. Pigorev, D.I. Doroshenko // Agrarian Science. - 2009. - No. 8. - P. 6-8.

3. Employment and unemployment in agriculture / M.A. Parkhomchuk, V.M. Soloshenko, I.Ya. Pigorev, D.I. Doroshenko // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2009. - No. 3. - P. 13-17.

4. Rothe, Thomas Wege aus der Arbeitslosigkleit - Wege in die Beschäftigung, 2007. Sozialer Fortschritt 56, Heft 7-8, Juli/August, Р. 187-193.

5. Schmid, Günther Zur Konzeption einer aktiven Arbeitsmarktpolitik. In: Arbeitsmarkttheorie und Arbeitsmarktpolitik. Hrsg. von Bolle, Michael. 1976. Opladen, Р. 165-185.

6. Комарицкий О.М. Формы государственного управления трудовыми ресурсами // Региональный вестник. -2016. - № 2(3). - С.7-8.

7. Lampert, Heinz / Engelberger, Josef / Schüle, Ulrich: Ordnungs- und prozeßpolitische Probleme der Arbeitsmarktpolitik in der Bundesrepublik Deutschland. Berlin, 1991.

8. Das Konzept der aktiven Arbeitsmarktpolitik Frank Oschmiansky .- Режим доступа http:/ /www.bpb.de/ politik/ innenpolitik / arbeitsmarktpolitik /

9. Wagner, Thomas /Jahn, Elke J. Neue Arbeitsmarkttheorien, Stuttgart, 2. Aufl. 2004 (allgemeiner Überblick).

10. Komaritsky O.M. The state's role in macroeconomic planning // Herald of Kursk the state term agricultural academy. - 2015. - № 8.- P.23-24.

11. Schmid, Günther / Oschmiansky, Frank Arbeitsmarktpolitik und Arbeitslosenversicherung 1966-1974. In: Geschich-te der Sozialpolitik in Deutschland seit 1945. Hrsg.: Bundesministerium für Arbeit und Soziales und Bundesarchiv. Band 5: Eine Zeit vielfältigen Aufbruchs. 2006. Bandherausgeber Prof. Dr. Hans Günter Hockerts, Р. 331379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.