Научная статья на тему 'Нетипичная занятость в ФРГ'

Нетипичная занятость в ФРГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ТРУДА / НЕТИПИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ЗАЕМНЫЙ ТРУД / ПРЕКАРИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Супян Наталия Викторовна

Экспорт не единственный драйвер немецкой экономики, способствовавший её скорейшему восстановлению после мирового финансового кризиса. Важную роль сыграли социальные реформы “Повестка дня 2010”, направленные на либерализацию рынка труда. Они способствовали увеличению гибкости трудовых отношений, в частности, путём дерегулирования сегмента нестандартной занятости. Нетипичные формы трудовых отношений облегчили выход на рынок труда для “новичков” и возвращение к занятости длительно безработных, позволили бизнесу оперативно удовлетворять свои потребности в новых кадрах. Их широкое применение в Германии привело к новому “экономическому чуду” минимизации безработицы и рекордно высокой занятости. Вместе с тем, использование нетипичной занятости может вызывать рост социальных рисков. Статья анализирует специфические особенности нетипичных видов трудовой занятости в Германии, динамику и новейшие тенденции их развития; даёт оценку некоторых положительных и негативных эффектов от их использования на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетипичная занятость в ФРГ»

УДК 339

Наталия СУПЯН

НЕТИПИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В ФРГ

Нетипичная занятость - отнюдь не новое явление для германского рынка труда, однако широкое распространение оно получило относительно недавно. Рост нестандартной занятости в ФРГ был обусловлен проведением в 2003-2005 гг. либеральных социально-экономических реформ, наиболее радикальных и одновременно действенных преобразований последних десятилетий. Именно нетипичные формы занятости стали основой "нового экономического чуда" - Jobwunder, позволившего Германии относительно быстро преодолеть последствия мирового финансового кризиса и продолжить динамичное развитие. Тем не менее, нетипичная занятость зачастую становится объектом критики, поскольку её развитие связывают с распространением нестабильных трудовых отношений и "новой бедности". Представляется, что непрекращающаяся в ФРГ острая дискуссия относительно роли и места нетипичной занятости является фрагментом более масштабного конфликта на уровне социально-экономической модели - конфликта патерналистских традиций социального государства и либеральных механизмов, внедрение которых объективно необходимо для поддержания конкурентоспособности германской экономики.

Состояние рынка труда

Рынок труда - одна из наиболее проблемных сфер экономической жизни ФРГ, вот уже несколько десятилетий отягощенная хронической безработицей и излишней зарегулированностью [The Global, 2014]. Либерализация рынка труда стала одной из основных целей реализации комплекса реформ "Повестка дня - 2010", который был воплощен правительством Г. Шредера в 2003-2005 гг. В результате была смягчена система защиты от необоснованного увольнения (Kündigungsschutz) и несколько ослаблены корпоративистские механизмы тарифной политики (Tarifautonomie); более активное использование неформальной занятости наряду с оптимизацией системы социального страхования и реализацией мер по активизации безработных было призвано преодолеть многолетнюю проблему высокой безработицы.

Численность безработных в ФРГ практически неуклонно возрастала с конца 1970-х гг., достигнув своего рекордного максимума с момента объединения в 2005 г.,

© Супян Наталия Викторовна - к.э.н., доцент департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, с.н.с. Центра германских исследований ИЕ РАН. Адрес: 115162, Москва, Шаболовка, 31 стр. 23. E-mail, nsupyan@hse.ru Ключевые слова: Германия, либерализация рынка труда, нетипичная занятость, нестандартная занятость, заемный труд, прекаризация трудовых отношений, относительная бедность. DOI: http, //dx.doi.org/10.15211/soverope320155870

когда абсолютный показатель составил чуть менее 5 млн безработных, а уровень безработицы достиг 13%. Отчасти это объяснялось тяжёлой экономической ситуацией, сложившейся в ФРГ в начале XXI в., отчасти тем фактом, что в ходе реализации реформы "Харц-IV" получатели т.н. помощи по безработице (Arbeitslosenhilfe) и социальной помощи (Sozialhilfe) были объединены, за счёт чего существенно расширилась категория официально зарегистрированных безработных1. В последующие годы состояние конъюнктуры улучшилось, и к 2008 г. уровень безработицы снизился до 8%, причём в период мирового финансового кризиса и европейского кризиса суверенного долга положительная тенденция сохранилась. В 2014 г. уровень безработицы в ФРГ составил около 7,5%, после 2010 г. численность безработных не превышала порогового значения 3 млн человек2. В декабре 2014 г. германская экономика продемонстрировала минимальный уровень безработицы в ЕС - 4,9%, тогда как средний показатель составлял 9,9%, а максимальный (в Греции) - 25,8%.

В 2011 г. впервые с начала 1990-х численность безработных снизилась до 2,9 млн человек, вместе с этим динамичный рост продемонстрировала занятость: этот показатель впервые составил 41,5 млн человек. В последующие годы он последовательно бил рекорды, что позволило аналитикам ОЭСР в 2013 г. прогнозировать скорое наступление в ФРГ состояния полной занятости. В ноябре 2014 г., когда численность занятых достигла уровня 42,7 млн человек, руководство Федерального агентства по труду также заявило, что германская экономика близка к полной занятости.

Германское чудо занятости (Jobwunder), которое порой даже сравнивают с послевоенным экономическим чудом, во многом было обеспечено за счёт новых форм занятости, путь на рынок труда которым открыла "Повестка дня - 2010". Их часто называют конъюнктурным буфером, поскольку именно они стали инструментом, который позволил германским предпринимателям справляться с рыночными колебаниями, в частности, в период мирового финансового кризиса. Рассмотрим подробнее, каковы основные формы нетипичной занятости в ФРГ, и есть ли у нового "экономического чуда" обратная сторона.

Виды нетипичной занятости и основные тенденции их развития

Понятие «неформальная занятость» стало активно использоваться МОТ с начала 1970-х гг., а первая попытка сформулировать четкое определение и систематизировать все возникшие в неформальной сфере нормы была предпринята в 1993 г. на 15-й Международной конференцией статистиков труда (МКСТ). Позднее, в 2003 г., на 17-й МКСТ это определение было дополнено: согласно ему, неформальная занятость охватывает все виды неформального труда, осуществляемого как на предприятиях формального или неформального сектора, так и в домохозяйствах за определенный период. Рабочее место может быть охарактеризовано как неформальное, если а) предприятие, на котором выполняется работа, слишком мало или

1 "Концепция Харца" - предложения Комиссии по модернизации услуг на рынке труда (Kommission für moderne Dienstleistungen am Arbeitsmarkt, 2002), возглавляемой П. Хар-цем. На их основе были сформулированы и приняты четыре закона "О современных услугах на рынке труда": Харц I (2002), Харц II (2002), Харц III (2003) и Харц IV (2003). Последний из них, вступивший в силу 1 января 2005 г., вносил существенные изменения в систему обязательного страхования по безработице, нацеленные на активизацию безработных. За вновь созданным пособием закрепилось неофициальное название Харц-IV.

2 Registrierte Arbeitslose, Arbeitslosenquote nach Gebietsstand, Statistisches Bundesamt https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/Indikatoren/LangeReihen/Arbeitsmarkt/lrarb003.html (дата обращения: 13.02.2015).

не зарегистрировано, б) трудовое законодательство не распространяется на нетипичные виды занятости или отношения субподряда в производственных цепочках; кроме того, в случае неформальной занятости не всегда удается выявить связь между работодателем и рабочей силой.1 «Нетипичная занятость» (наряду с альтернативной, нестандартной, прекарной и т.д.) - одно из синонимичных названий неформальной занятости. Многообразие видов подобной работы, а также специфика национальных рынков труда по-прежнему затрудняют окончательную типологиза-цию и кодификацию этого явления.

Согласно определению Федерального статистического ведомства ФРГ, нормальные трудовые отношения (Normalarbeitsverhältnis) должны полностью обеспечивать работающего и при необходимости членов его семьи средствами к существованию. В отличие от них нетипичные формы занятости зачастую удовлетворяют этому условию лишь частично. Ведомство разделяет нетипичную занятость и неустойчивую (прекарную)2 занятость, сопряжённую с повышенным риском бедности, однако, как будет рассмотрено ниже, многие склонны отождествлять их. Нетипичные формы занятости могут быть как основным видом занятости, так и работой по совместительству.

В соответствии склассификацией Федерального статистического ведомства, нетипичная занятость, отличная от нормальных трудовых отношений (предполагающих заключение бессрочного трудового договора, полный рабочий день, участие работника в системе социального страхования, регулярное вознаграждение за труд), включает несколько видов:

- частичную занятость (Teilzeitbeschäftigung), 20 и менее часов в неделю;

- незначительную занятость (geringfügige Beschäftigung), в частности т.н. мини-и миди-работу (Mini- und Midijobs);

- срочную занятость (befristete Beschäftigung);

- временную работу (Zeitarbeit) и синонимичные формы - заемный труд (Leiharbeit) и лизинг персонала (Arbeitnehmerüberlassung)3.

Согласно закону "О частичной занятости и срочном трудовом договоре" (2001)4 занятость является частичной, если продолжительность рабочей недели сотрудника ниже, чем у сопоставимого работника, занятого в течение полной рабочей недели; в ФРГ она составляет от 35 до 40 рабочих часов. Однако Федеральное статистическое ведомство относит к нетипичным формам частичную занятость в течение 20 и менее часов в неделю [Wingerter, 2009].

Незначительная занятость является специфической разновидностью частичной занятости, предполагающей ограничение месячного заработка. Разновидностью такой формы являются мини-работа и миди-работа, возникшие в рамках комплекса законов "О современных услугах на рынке труда", или "Концепции Харца";

1 Hussmanns, R. Defining and measuring informal employment, Bureau of Statistics

International Labour Office, P. 7

http,//www.ilo.org/public/english/bureau/stat/download/papers/meas.pdf

2 Прекариат - от лат. precarium или нем. prekaer- опасный, рискованный и нем. Proletariat. Социальная группа, класс, характеризующийся неполноценными, ненадёжными трудовыми отношениями.

3 Atypische Beschäftigung in Abgrenzung vom Normalarbeitsverhältnis https,//www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/Arbeitsmarkt/Methoden/Aty pischeBeschaeftigung.html (дата обращения, 13.02.2015).

4 Gesetz über Teilzeitarbeit und befristete Arbeitsverträge (Teilzeit- und Befristungsgesetz -TzBfG) http://www.gesetze-im-internet.de/tzbfg/ (дата обращения, 13.02.2015).

новые формы занятости (наряду с Ich-AG) были призваны бороться с теневым рынком труда. Закон "Харц-II" повысил верхнюю границу месячного заработка занятых на мини-работе до 400 евро в месяц и отменил лимит рабочей недели, ранее составлявший 15 часов; при этом паушальные взносы в фонды социального страхования и налоги за такого работника выплачивает работодатель. Миди-работа отличается тем, что месячное вознаграждение работника колеблется от 451 до 800 евро, и по мере увеличения заработка в этой скользящей зоне увеличиваются и отчисления работника на социальное страхование; при этом ставка взноса работодателя фиксирована. Миди-работа - это переходная форма от мини-работы к занятости, сопряженной с обязанностью социального страхования: она призвана постепенно адаптировать работника к выплате взносов и повысить привлекательность легальной занятости, сделать все виды занятости более защищенными и обеспечить большие поступления в фонды социального страхования.

Срочная занятость возникает, если работник заключает трудовой договор на определенный ограниченный срок. Эта облегченная форма трудоустройства была введена в 1985 г. законом "О стимулировании занятости"1 в качестве инструмента борьбы с массовой безработицей. Согласно закону "О частичной занятости...", трудовые отношения на основе срочного договора подразделяются на не имеющие объективной причины (Sachgrund) и имеющие таковую. В первом случае они могут длиться не более двух лет, и повторное ограничение срока трудового договора с одним и тем же работником не допускается (существуют исключения для вновь созданных предприятий и работников старше 52 лет). Объективной причиной может являться временная потребность предприятия в дополнительной рабочей силе, назначение испытательного срока, необходимость совмещать работу с учёбой и т.д. В этом случае допускается возобновление срочного договора (Kettenvertrag), однако законодательство призвано следить за возможными злоупотреблениями.

Заёмный труд в отличие от всех прочих форм нетипичной занятости предполагает трёхсторонние отношения, при которых работодатель передает работника по найму (заемного работника) другому предпринимателю (арендатору) за вознаграждение на определённый срок. Нормативной основой использования заемного труда в ФРГ являлся принятый ещё в 1972 г. закон "О переуступке наемных работников"2, масштабное реформирование этой сферы было предпринято в рамках "концепции Харца", когда порядок осуществления лизинга персонала стал регламентироваться вступившим в силу в 2004 г. законом "Харц-I". Как и комплекс реформ в целом, данный закон был направлен на либерализацию трудовых отношений, в частности, он отменял максимальный срок переуступки заемного работника, "запрет на синхронизацию", предполагавший, что сроки трудового договора и договора аренды персонала не должны совпадать, а также запрет на восстановление на работе, то есть повторный наём уволенного заемного работника; кроме того, вводился принцип равного отношения (и равной оплаты) к заемным и штатным работникам при условии сопоставимости их труда. Временная работа позиционировалась как "мост к рынку труда" (Brücke in den Arbeitsmarkt) и должна была обеспечить переход от безработицы к занятости.

Появившись на рынке труда ФРГ ещё во второй половине XX века, нетипичные формы занятости применялись тем активнее, чем острее становилась проблема безработицы и чем больше нуждалась в реформировании и дерегулировании система

1 Beschäftigungsförderungsgesetz (BeschFG) 26. April 1985.

2 Gesetz zur Regelung der Arbeitnehmerüberlassung (Arbeitnehmerüberlassungsgesetz - AÜG) http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/a g/gesamt.pdf (дата обращения: 13.02.2015).

трудовых отношений. Обратимся к рассмотрению основных тенденций развития нетипичной занятости после воссоединения Германии; главный интерес представляют последствия либерализации рынка труда в период мирового финансового кризиса и посткризисный период. Становится ли нетипичная занятость нормой, конкурирует ли она с нормальной занятостью, вытесняя её с рынка, или дополняет её?

Таблица 1.

Занятость* в ФРГ: динамика и формы, млн человек

год всего самозанятые наёмные работники

всего из них

нормальные трудовые отношения нетипичные формы занятости

всего частич стич-ная незначительная срочная временная

1991 34,68 2,85 31,38 26,94 4,43 2,55 0,65 1,96 -

1998 32,68 3,37 29,22 23,80 5,42 3,53 1,50 2,02 -

2000 33,53 3,41 29,86 23,85 6,01 3,94 1,74 2,26 -

2002 33,43 3,43 29,67 23,62 6,05 4,22 1,85 2,05 -

2004 32,54 3,60 28,61 22,43 6,17 4,37 1,97 2,05 -

2005 33,11 3,79 28,99 22,13 6,85 4,67 2,41 2,49 -

2007 34,48 3,83 30,33 22,55 7,78 4,94 2,76 2,75 0,61

2008 34,91 3,82 30,82 22,98 7,84 4,92 2,57 2,82 0,63

2009 34,80 3,87 30,75 23,05 7,69 4,91 2,57 2,73 0,56

2010 35,14 3,91 31,07 23,13 7,94 4,94 2,51 2,85 0,74

2011 35,10 3,92 31,04 23,18 7,85 4,95 2,61 2,81 0,74

2012 35,44 3,91 31,39 23,62 7,70 4,93 2,48 2,64 0,71

2013 35,63 3,81 31,70 24,06 7,63 4,96 2,44 2,52 0,67

* Учтены лишь занятые в возрасте от 15 до 64 лет, не проходящие обучение, военную и гражданскую службу (Kernerwerbstätige)

Источник: Atypische Beschäftigung, Kernerwerbstätige in einzelnen Erwerbsformen, Statistisches Bundesamt, https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/Arbeitsmarkt/Erwerbstaetigkeit/ TabellenArbeitskraefteerhebung/AtypKernerwerbErwerbsformZR.html

Заметное изменение соотношения между нормальной и нетипичной занятостью на рынке труда ФРГ началось после 1993 г., когда доля нетрадиционных форм составила 13,5%. К 1997 г. этот показатель увеличился до 17,5%, и в последующие десять лет продолжил неуклонно расти. Прирост занятости в этот период обеспечивался главным образом за счёт нетипичных форм: к 2007 г. нормальная занятость сократилась примерно на 1,5 млн человек, тогда как нетипичная увеличилась на 2,6 млн [Pressegespräch, 2008: 6]. В 2006 г. доля нетипичной занятости достигла 22% (по некоторым данным - 25%) и с незначительными колебаниями сохранила этот уровень в последующие годы. Впрочем, количество работников, охваченных нормальными трудовыми отношениями, после 2006 г. также неуклонно возрастало.

Как демонстрирует Таблица 1, с начала 1990-х гг. получила наибольшее распространение и динамично развивалась частичная занятость. Это во многом объясняется тенденцией роста занятости среди женщин - именно женщины составляют порядка 80% частично занятых. С 1991 по 2008 г. количество таких работников увеличилось почти на 2,5 млн человек, т.е. прирост составил почти 100%. Несмот-

ря на относительно небольшой абсолютный прирост заемных работников (Zeitarbeit), эта форма нетипичной занятости продемонстрировала заметный темп роста: с 1997 по 2007 г. он составил порядка 250%; её стремительный рост был связан с комплексом реформ Харца, однако в период кризиса она показала обратную динамику, чем подтвердила свою высокую зависимость от конъюнктуры. Структура нетипичной занятости в целом претерпела несущественные изменения: доля частичной занятости ещё в середине 1990-х достигла 65% и остаётся неизменной по сей день, на частичную и незначительную работу приходится по 35%, на заемный труд - около 8%. Важно понимать, что различные группы нетипичной занятости пересекаются между собой, так, например, в 2008 г. порядка 40% частично занятых одновременно являлись незначительно занятыми [Der Wandel, 2009].

Возвращаясь к тендерному составу нетипичной занятости в ФРГ, следует отметить, что женщины чаще предпочитают работу на таких условиях: в 1991 г. доля женщин составляла 73% от общего числа работающих в сфере нетипичной занятости; в 2008 г. она насчитывала 70%, а в 2013 г. - 71%. При этом доля женщин среди наемных работников увеличилась с 42,5% в 1991 г. до 48%, среди занятых в целом - с 41,7% до 47%1.

Неформальные занятые присутствуют во всех возрастных группах; если в 1997 г. доля неформальных работников во всех возрастных группах была примерно одинакова (ок. 19%), то в 2007 г. вперёд вышла группа 15-24 года, в которой количество неформальных занятых достигло 40% [Pressegespräch, 9]. В 2013 г. эта группа по-прежнему лидировала с показателем 31%.

Чаще в сферу нетипичной занятости устремляются работники с относительно низкой профессиональной квалификацией. Так, в 2012 г. 37% занятых без профессионального образования работали именно в сфере нетипичной занятости, тогда как аналогичный показатель среди работников, окончивших высшее учебное заведение, составил лишь 14%. Высококвалифицированные работники чаще заняты частично или на срочной работе, тогда как низкоквалифицированные одинаково представлены во всех четырех видах нетипичной занятости.

Наконец, отметим, что в старых федеральных землях доля нетипичных форм в совокупной занятости составляет 22%, тогда как в Восточной Германии этот показатель достигает 18%2. Заметна разница в структуре нетипичной занятости в старых и новых землях: если на западе доля частичной занятости приближается к 70%, то на востоке она составляет не более 50%, что отражает прежде всего специфику тендерного состава рабочей силы в старых и новых землях.

Германский рынок труда в период мирового финансового кризиса

Сопротивляемость германской экономики и, в частности, рынка труда кризисным явлениям в период "великой рецессии" позволила говорить об успехе социальных реформ Agenda-2010. ФРГ, которую ещё недавно называли "больным чело-

1 Atypische Beschäftigung, Kernerwerbstätige in einzelnen Erwerbsformen, Statistisches Bundesamt, https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/Arbeitsmarkt/ Eroerbstaetigkeit/TabellenArbeitskraefteerhebung/AtypKernerwerbErwerbsformZR.html (дата обращения: 13.02.2015).

2 Рассчитано на основе Atypische Beschäftigung Anteile Erwerbstätiger in unterschiedlichen Erwerbsformen nach soziodemografischen Merkmalen und Wirtschaftsabschnitten 2013, Statistisches Bundesamt https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/ Ar-beitsmarkt/Erwerbstaetigkeit/TabellenArbeitskraefteerhebung/AtypischeBeschaeftigung.html (дата обращения: 13.02.2015).

веком Европы", одной из острейших проблем которой была хроническая безработица, теперь выгодно отличалась от большинства развитых индустриальных государств, где наступление мирового финансового кризиса сопровождалось существенным ростом безработицы. Средний уровень безработицы в ЕС в декабре 2008 г. составил 7,4%, хотя ранее он не один месяц удерживался на отметке 6,9%, и если в 2007 г. германская безработица ещё находилась выше среднеевропейского уровня, то к концу 2008 г. она перешагнула этот порог. Более того, впервые с 1992 г. уровень безработицы в ФРГ оказался ниже, чем в США, которые традиционно были примером для германской экономики, в том числе с точки зрения успешности политики на рынке труда. В последующие годы уровень германской безработицы продолжил снижение, в то время как большинство стран-членов ОЭСР, в том числе партнеры ФРГ по ЕС гораздо хуже справлялись с кризисом занятости (рис. 1).

Рисунок 1.

Динамика безработицы в 2007-2013 гг.

•ФРГ

■Франция

•Италия

-Великобритания •США ОЭСР

0 Н-1-1-1-1-1-1-1

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Источник: Labour Force Statistics, Online OECD Employment database http://stats.oecd.org/Index.aspx?DatasetCode=LFS_SEXAGE_I_R (дата обращения: 13.02.2015).

Германские эксперты склонны видеть основную причину относительно быстрого во сстановления экономики не столько в мероприятиях по стимулированию конъюнктуры и поддержанию занятости, предпринятых в кризисный период, сколько в радикальном реформировании политики занятости в 2003-2004 гг. Положительный эффект был достигнут благодаря новым инструментам и степеням свободы, обретенным рынком труда.

В кризисном 2009 г. количество работающих в сфере нетипичной занятости сократилось на 130 тыс. человек, однако уже в следующем, 2010 г. их прирост составил 240 тыс. Для того чтобы оперативно и гибко реагировать на негативные изменения рыночной конъюнктуры, германские компании использовали главным образом инструменты срочной занятости и заемного труда - именно эти две формы обеспечили заметный совокупный прирост нетипичной занятости в 2010 г.; впрочем, количество частично занятых также возросло. Если в 2009 г. число заемных работников суще-

ственно сократилось, то в 2010 г. оно вернулось на докризисный уровень, увеличившись на 150 тыс. человек, а в 2011 г. - ещё на 100 тыс. Эта тенденция была связана главным образом с оздоровлением обрабатывающей промышленности, где заемный труд активно использовался, в том числе для адаптации к колебаниям уровня заказов. Например, этот инструмент применялся германскими автомобилестроительными компаниями: именно автомобильная отрасль стала локомотивом восстановления экономики ФРГ. На фоне растущего зарубежного спроса концерны стремились создавать дополнительные рабочие места, так, концерн "БМВ" в 2010 г. привлек к производству 5 тыс. заемных работников, "Даймлер" - 1800 человек [Deutschland, 2010]. Во втором полугодии 2011 г. тем не менее наблюдалось замедление динамики, что связано одновременно с незначительным ослаблением конъюнктуры и ростом предложения рабочих мест. В этой ситуации ищущие работу уже не были в такой степени заинтересованы во временной занятости, поэтому она исчерпала потенциал роста, и в 2012 г. количество заемных работников опустилось ниже уровня предшествующего года, а затем стабилизировалось. Возможно, на это также повлияло введение 1 ноября 2012 г. т.н. отраслевых надбавок (Branchenzuschläge), приведшее к заметному удорожанию заемного труда.

В 2011 г. совокупное количество заемных работников в ФРГ составляло 820 тыс. человек, т.е. 2,5 % от общего числа занятых. В период мирового финансового кризиса заемный труд исполнил роль буфера и индикатора изменений экономической конъюнктуры. В целом нетипичная занятость подтвердила свою эффективность в качестве антициклического амортизатора на рынке труда.

В 2010 г. нормальные трудовые отношения составляли 66% (2/3) от совокупной занятости, тогда как в 1996 г., как упоминалось выше, их доля достигала %. С 1991 по 2010 г. количество работников, состоящих в нормальных трудовых отношениях, сократилось на 3,8 млн человек, нетипичная занятость возросла на 3,5 млн. Тем не менее неверно утверждать, что традиционные трудовые отношения теряют свою значимость и уходят на второй план. Тенденция к увеличению нормальной занятости в ФРГ наметилась ещё в предкризисные годы, она сохранилась в самые острые 20082010 гг., когда численность работников, вовлеченных в традиционные трудовые отношения, возросла на 140 тыс. человек. Этот факт свидетельствует о заинтересованности немецкого бизнеса в поддержании длительных отношений с работниками. В этой ситуации уместно говорить о плюрализации германского рынка труда: ядром, бесспорно, остаются нормальные трудовые отношения, однако нетипичная занятость уже стала его неотъемлемой частью.

Несмотря на несомненно положительные эффекты, которые несет с собой распространение неформальной занятости, подобная структурная трансформация рынка труда сопряжена с целым рядом негативных последствий; разработанные в рамках реформы реформой механизмы не всегда оказываются работоспособными на практике. Речь идет прежде всего о прекаризации трудовых отношений, когда неформальная занятость из переходной формы к нормальному трудоустройству превращается в долговременную ловушку невысоких доходов и низкой социальной защищенности. С точки зрения экономистов левого толка и представителей профсоюзов подобная сегментация рынка труда ведёт прежде всего к его дуализации, т.е. расслоению на инсайдеров с постоянным трудоустройством и аутсайдеров с нестабильным заработком и высоким риском бедности. Либеральная концепция связывает с нетипичной занятостью перспективы флексибилизации рынка труда, новые возможности реализации предпринимательской инициативы и сокращение безработицы. В действительности явление неформальной занятости отнюдь не одномерно, что можно видеть, в частности, на примере его встраивания в традиции германского рынка труда.

Проблемы адаптации нестандартных форм трудовой занятости

Изменения законодательства, осуществленные в 2004 г., заметно расширили возможности использования заемного труда, что, как отмечалось выше, способствовало популяризации этого типа занятости. Предполагалось, что временная работа станет мостом, переходной формой между безработицей и постоянным трудом: работник, сдаваемый агентством внаём компаниям, нуждающимся во временном персонале, рано или поздно должен был стать сотрудником одной из них. На деле заемные работники задерживаются в таком качестве на долгий срок, а зачастую вновь становятся безработными. При этом, как свидетельствует исследование Федерального агентства по труду, теряя свои рабочие места, работники сразу переходят в категорию получателей т.н. пособия по безработице II (ALG II), широко известного как Харц-IV (Hartz- IV), минуя "пособие по безработице I",1 эксперты Института исследований рынка труда и занятости (IAB) называют это «эффектом вращающейся двери». Это происходит оттого, что их последние трудовые отношения имели недостаточную продолжительность или слишком низко оплачивались, и накопленный доход не позволяет им претендовать на пособие; треть таких безработных ранее были заемными работниками [Licht, 2012]. [Der Arbeitsmarkt, 2014].

Эти заметные диспропорции сохраняются, несмотря на эволюцию рынка заемного труда в ФРГ. В 2012 г. на основании тарифного соглашения заемные работники стали получать отраслевую надбавку, в случае если их арендовали металлургические предприятия, предприятия химической и электротехнической отраслей; позднее аналогичная надбавка была введена и для некоторых других отраслей. Поскольку повышение заработной платы благодаря такой надбавке может достигать 50%, этот шаг был по-разному расценен германскими профсоюзами и объединениями работодателей. Политическая дискуссия по поводу прав временно занятых в ФРГ продолжается. В 2011 г. был принят так называемый закон против злоупотребления заемным трудом, также известный как Lex Schlecker2. Дело в том, что аптечная сеть "Шлекер" в погоне за прибылью увольняла постоянных сотрудников, а затем вновь нанимала их на худших условиях в качестве временных работников через собственное фиктивное агентство. Примечательно, что такая форма злоупотребления в германской практике также носит название "эффекта вращающейся двери" (Drehtür-Effekt), хотя в русском переводе для такой схемы больше бы подошел термин "карусель".

Под злоупотреблением в широком смысле также подразумевается, что заемные работники, нанятые через договор подряда, становятся сотрудниками второго класса: к ним предъявляются завышенные требования, на них не распространяется защита от необоснованного увольнения и механизмы "соучастия" (Mitbestimmung), при этом их труд оплачивается ниже, чем труд постоянных работников. За повышение заработной платы заемных работников и введение более чётких норм равной оплаты (Equal-Pay-Regelung) традиционно выступают СДПГ и "зелёные", им оппонируют свободные демократы. За последние годы профсоюзам удалось несколько раз повысить тарифы в секторе, и с 1 июня 2016 г. минимальная оплата труда здесь составит 9 евро3. При этом

1 ALG I выплачивается безработным, зарегистрированным в агентстве по труду и в предшествующие два года не менее 12 месяцев состоявшим в трудовых отношениях и выплачивавшим страховые взносы; ALG II. - результат объединения "помощи по безработице" и "социальной помощи", для получения которого необязательно быть безработным. Пособие предоставляется всем нуждающимся в помощи трудоспособным лицам, в том числе занятым. Харц-IV финансируется из налоговых поступлений и не зависит от дохода получателя.

2 "Gesetz gegen Missbrauch von Zeitarbeit" - поправка к закону "О переуступке наёмных работников" от 24 марта 2011 г.

3 Tarifinfo Zeitarbeit - iGZ und BAP, 04.06.2014 www.dgb.de (дата обращения: 13.02.2015).

консенсус в данной сфере до снх пор не найден; возникающие спорные случаи разрешаются противоречиво. Противники либерализации рынка труда в ФРГ традиционно связывают развитие сектора заемной работы, как и нетипичной занятости в целом с прекаризацией труда, появлением "работающих бедняков" и распространением бедности1 . Действительно, граница между нетипичной и нестабильной занятостью - прекар-ным трудом - бывает очень зыбкой, однако было бы неверно их отождествлять.

С одной стороны, неформальная занятость, несомненно, способствовала расширению в Германии сектора низкооплачиваемого труда. Согласно определению ОЭСР, низкой считается такая заработная плата (Niedriglohn), которая составляет менее двух третей от медианной заработной платы всех занятых полный рабочий день в стране. В 2010 г. доля низкооплачиваемых работников в Германии составляла 20,6%, причём значения этого показателя неодинаковы для различных возрастных, тендерных групп, работников с разным уровнем образования, а также для работников, охваченных тарифными обязательствами и свободных от них. Во всех отраслях доля низкооплачиваемых работников среди постоянных сотрудников существенно ниже, чем среди работников, состоящих в нетипичных трудовых отношениях: 10,8% в первой категории и 49,8% во второй [Niedriglohnbezieher, 2013].

Вместе с тем следует отметить, что сектор низкооплачиваемого труда не ограничивается лишь нетипичными занятыми: 42,6% низкооплачиваемых работников состоят в нормальных трудовых отношениях, 32,2% являются незначительно занятыми, 11,6% - состоят в срочных трудовых отношениях и лишь 6,8% - это частично занятые и заемные работники [Niedrigeinkommen, 2009]. Сложность статистического учёта неформальных занятых заключается в том, что один и тот же работник может состоять сразу в нескольких подгруппах, а значит, его могут учесть несколько раз. Атипичные занятые - весьма неоднородная группа и неверно утверждать, что все неформальные виды трудовых отношений нестабильны априори, как и неверно утверждать, что нормальные трудовые отношения лишены риска прекаризации, что доказывает ряд исследований [Brehmer, 2008].

Расширение сектора низкооплачиваемого труда в период обострения проблемы массовой безработицы способствовало созданию новых рабочих мест и стало одной из предпосылок "чуда занятости" в ФРГ. Исчезновение "социальной помощи" избавило работодателей от необходимости конкурировать с социальным государством, а безработных - выбирать между занятостью и пособием; это дало возможность трудоустройства многим низкоквалифицированным работникам. По данным Федерального статистического ведомства, в 2010 г. порог низкой заработной платы в Германии составлял 10,36 евро за час [Arbeitsmarkt, 2013]. С 1 января 2015 г. вступил в действие принятый новой "большой коалицией" закон "О минимальной оплате труда", впервые установивший в ФРГ обязательный минимальный уровень оплаты труда, равный 8,5 евро за час. Этому шагу, направленному на уменьшение сектора низкооплачиваемого труда, предшествовала многолетняя политическая дискуссия, а с реализацией этого решения связано множество противоречивых прогнозов. Если профсоюзы и социально-ориентированные эксперты оценивают его положительно, то либеральные экономисты говорят об угрозе уничтожения низкооплачиваемых рабочих мест и расширения теневой занятости; многие достижения реформ Харца и "Повестки дня 2010" могут быть сведены на нет.

Нетипичную занятость также связывают с высоким риском бедности. Показатель Armutsgefährdungsquote - доля рискующих оказаться за чертой бедности - демон-

1 Erwerbsarmut, или более распространенный международный термин Working Poor, означают, что, будучи занятым, человек зарабатывает настолько мало, что оказывается за чертой бедности, или по крайней мере риск оказаться там для него очень высок.

стрирует, насколько велика угроза бедности для населения страны в целом или отдельных его групп. В 2013 г. его величина в Германии составляла 16,1%, для нетипичных занятых показатель зачастую выше в 1,5-2 раза. В связи с увеличением сегмента неформальной занятости прогнозируют рост бедности пожилых людей: снижение совокупного дохода ведёт к сокращению отчислений в фонд обязательного пенсионного страхования и снижает шансы воспользоваться частным. Проблема бедности как таковой в Германии в последние годы обсуждается очень активно; многие исследования констатируют парадокс рекордно высокой бедности на фоне экономического роста и сокращения безработицы. Так, например, благотворительное общество "Равноправие" (Der Paritätische Wohlfahrtsverband) утверждает, что в 2013 г. в ФРГ за чертой бедности находились 12,5 млн человек1, а Федеральное статистическое ведомство сообщает, что под угрозой бедности или социального отчуждения оказались 20,3% германского населения, или 16,2 млн человек. Однако следует уточнить, что понимается под бедностью: речь идёт о так называемой относительной бедности. Бедным в ЕС считается тот, кто зарабатывает менее 60% медианного дохода. В Германии в 2013 г. эта "черта бедности" для семейной пары с двумя детьми составляла 1873 евро. Очевидно, что требуется дополнительная информация о целом ряде факторов, чтобы понимать, в каких условиях живет на эти деньги каждая конкретная семья. Таким образом, это довольно условная бедность, которая указывает скорее на дифференциацию доходов в стране, нежели чем на реально бедственное положение граждан. Подобная статистическая трактовка ситуации выгодна сторонникам усиления социального государства, которые под знаменем борьбы с бедностью призывают к тотальному перераспределению и дальнейшему повышению минимальной оплаты труда.2

Несмотря на то, что больше внимания традиционно уделяется наиболее проблемной и спорной сфере заемного труда, в Германии продолжают развиваться прочие виды нетипичной занятости, доля которых существенно выше. Частичная занятость также проявила себя как "мотор трудоустройства", и в период с 2003 по 2013 г. количество частично занятых в ФРГ увеличилось на 2,5 млн человек. Эта форма по-прежнему более популярна среди женщин - около 58% (1991 г. - 35%) всех работающих женщин выбирают именно её. Однако доля частично занятых выросла и среди мужчин: в 2014 г. она достигла 20%, увеличившись более чем в 4 раза по сравнению с 1991 г. [Wanger, 2015]. При этом, согласно опросам, мужчины прибегают к частичной занятости, если не могут найти подходящего рабочего места с полным рабочим днём, или вынуждены совмещать работу и учёбу, для женщин частичная занятость -чаще всего возможность высвободить время для ухода за ребёнком и выполнения других семейных обязанностей.

По данным Института немецкой экономики в Германии насчитывается порядка 4,9 млн незначительно занятых, при этом на мини-работу устраиваются лица, относящиеся к самым разным социальным категориям: пенсионеры, студенты, безработные, домохозяйки и другие. Многие из них имеют кормильца в семье, пенсионеры зачастую сознательно выбирают такую занятость, а те, кто действительно испытывают финансовые трудности, могут комбинировать доход с пособием по безработице II, поэтому неверно отождествлять всех незначительно занятых с прекариатом, как делают противники мини-работы. Более того, по данным Федерального статистиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.der-paritaetische.de/armutsbericht/die-zerklueftete-republik/ (дата обращения: 13.02.2015).

2 См. http://www.der-paritaetische.de/armutsbericht/fuer-armutsfeste-einkommen/ http://www.der-paritaetische.de/armutsbericht/fuer-regionale-umverteilung/ (дата обращения: 13.02.2015).

ского ведомства, около половины занятых на мини-работе удовлетворены своим статусом и не стремятся к полной занятости. Это означает, что если период незначительной занятости не завершается переходом к нормальным трудовым отношениям, этот трудовой опыт вовсе не следует считать неудачным. Компании используют мини-работу прежде всего как гибкую форму занятости: даже несмотря на относительно высокие трудовые издержки (работодатель берёт на себя социальные взносы) такие рабочие места бывают незаменимы для бизнеса.

* * *

Занятость в ФРГ продолжает расти: в четвёртом квартале 2014 г. она впервые с момента воссоединения превысила значение 43 млн человек. Оздоровление рынка труда способствовало заметному сокращению проблемной категории длительно безработных, т. е. пребывающих без работы более 12 месяцев: с 2007 по 2013 г. их численность сократилась на 700 тыс. человек, составив около 1,07 млн человек. При этом 57,5% трудострустроившихся длительно безработных нашли себе место в секторе низкооплачиваемого труда, 43,4% - заключили срочные трудовые договоры, 35,8% устроились на мини-работу, 16,7% стали заемными работниками [Sozio-oekonomisches Panel, 2015]. Появление новых возможностей трудоустройства, в том числе для наименее квалифицированных работников и длительно безработных, а также инструментов адаптации бизнеса к колебаниям спроса и объёма заказов - достижение либеральных реформ красно-зеленой коалиции, принципиально изменивших германский рынок труда. В данном случае уместно использовать немецкий термин "мир труда" - Arbeitswelt, так масштабны эти изменения. Однако сегодня многие германские исследователи говорят о том, что импульс преобразований минувшего десятилетня иссякает, и существует необходимость в продолжении и углублении реформ, нацеленных на "гибкость и надёжность", своего рода "Повестка дня - 2020". В то же время действующий кабинет взял диаметрально противоположный курс на ужесточение регулирования рынка труда. Введение минимальной оплаты труда, пенсии с 63 лет, запланированное ограничение сроков лизинга персонала до 18 месяцев, обсуждаемая регламентация частичной и срочной занятости - контрпродуктивные меры, не упрощающие, а, напротив, затрудняющие трудоустройство [Einstieg, 2014]. Попытки обезопасить с помощью государственного вмешательства наиболее уязвимые группы граждан, для которых вход на рынок труда и без того затруднён, оборачиваются тем, что они лишаются последних шансов на трудоустройство. На фоне преувеличения масштабов прекаризации труда и отрицания гетерогенности явления нетипичной занятости предпринимаются попытки найти универсальное решение для комплексных проблем. Тем не менее кажется логичным сохранить механизмы, доказавшие свою эффективность, и направить усилия на их дальнейшее совершенствование: улучшать систему стимулов для безработных, помогать работникам закрепиться на рынке труда, развивать систему повышения квалификации, адаптировать систему образования к структурным изменениям экономики и так далее.

References

Arbeitsmarkt und Verdienste. Auszug aus dem Datenreport 2013, S. 133.

Bispinck, R. Die Tarifbindung geht weiter zurück EntWicklung von 1998-2012, WSI-Tarifarchiv, Hans Böckler Stiftung.

Brehmer, Wolfram; Seifert, Hartmut (2008): Sind atypische Beschäftigungsverhältnisse prekär? * eine empirische Analyse sozialer Risiken. In: Zeitschrift für ArbeitsmarktForschung, Jg. 41, H. 4, S. 501-531.

Der Arbeitsmarkt in Deutschland - Zeitarbeit - Aktuelle Entwicklungen. Bundesagentur für Arbeit, Arbeitsmarktberichterstattung, Juli 2014. S. 18, 22

http://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/tarifzuschlaege-kostenexplosion-bei-der-zeitarbeit/6664168.html (дата обращения: 13.02.2015).

Der Wandel der Erwerbsformen und seine Bedeutung für die Einkommenssituation Erwerbstätiger, Statistisches Bundesamt, Wirtschaft und Statistik 11/2009, S. 1084.

Deutschland stellt ein. Jobwunder Deutschland. Presseecho, Wirtschaftswoche, 28.06.2010, S. 18

http://www.cesifo-group.de/de/ifoHome/presse/Media-Coverage/deutsch/2010/ifo_Presse_Echo_2010_Apr_

Juni_/medienecho_13277434_ echo-wiwo-28-06-10.html (дата обращения: 13.02.2015).

Einstieg in Arbeit. Die Rolle der Arbeitsmarktregulierung. Gutachten im Auftrag der INSM. IW policy paper 15/2014.

Licht und Schatten am Arbeitsmarkt. STATmagazin, Destatis, 11. Januar 2012 https://www.destatis.de/DE/Publikationen/STATmagazin/Arbeitsmarkt/2012_01/2012_01Arbeitsmarkt.html (дата обращения: 13.02.2015).

Niedrigeinkommen und Erwerbstätigkeit, Begleitmaterial zum Pressegespräch am 19. August 2009 in Frankfurt am Main, Statistisches Bundesamt, S. 16.

Niedriglohnbezieher, Bundeszentrale für politische Bildung, 27.09.2013 http://www.bpb.de/nachschlagen/zahlen-und-fakten/soziale-situation-in-deutschland/61750/niedriglohn (дата обращения: 13.02.2015).

Pressegespräch „Atypische Beschäftigung auf dem deutschen Arbeitsmarkt"am 9. September 2008 in Frankfurt am Main. Statistisches Bundesamt, S. 6 https://www.destatis.de/DE/PresseService/Presse/ Presse-konferenzen/2008/Arbeitsmarkt/Arbeitsmarkt_Uebersicht.html (дата обращения: 13.02.2015).

Sozio-oekonomisches Panel, IW-Köln/INSM, iwd - Nr. 2 vom 8. Januar 2015 http://www.iwkoeln.de/de/infodienste/iwd/archiv/beitrag/langzeitarbeitslosigkeit-problem-bleibt-auf-dem-tisch-203761?highlight=minijob (дата обращения: 13.02.2015).

Tarifbindung in Deutschland: erstmals detaillierte Ergebnisse, IM FOKUS vom 05.07.2013, Statistisches Bundesamt.

The Global Competitiveness Report 2008-2009, p. 171 http://www3.weforum.org/docs/ WEF_GlobalCompetitivenessReport_2008-09.pdf (дата обращения: 13.02.2015).

The Global Competitiveness Report 2014-2015. Economy profile: Germany http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015/economies/#economy=DEU (дата обращения: 13.02.2015).

Wanger, S. Traditionelle Erwerbs- und Arbeitszeitmuster sind nach wie vor verbreitet . IAB-Kurzbericht, Aktuelle Analysen aus dem Institut für Arbeitsmarkt- und Berufsforschung 4/2015.

Wingerter, Christian 2009: Der Wandel der Erwerbsformen und seine Bedeutung für die Einkommenssituation Erwerbstätiger, in: Wirtschaft und Statistik, 11, S. 1080-1098.

Atypical Employment in Germany

Author. Supyan N.V. PhD, Associate Professor, Department of World Economy, Faculty of World Economy and International Affairs, National Research University Higher School of Economics. Address: 31 Shabolovka Street, Building 23, Moscow 115162, Russia. E-mail: nsupyan@hse.ru

Аннотация. Экспорт - не единственный драйвер немецкой экономики, способствовавший её скорейшему восстановлению после мирового финансового кризиса. Важную роль сыграли социальные реформы "Повестка дня 2010", направленные на либерализацию рынка труда. Они способствовали увеличению гибкости трудовых отношений, в частности, путём дерегулирования сегмента нестандартной занятости. Нетипичные формы трудовых отношений облегчили выход на рынок труда для "новичков" и возвращение к занятости длительно безработных, позволили бизнесу оперативно удовлетворять свои потребности в новых кадрах. Их широкое применение в Германии привело к новому "экономическому чуду" - минимизации безработицы и рекордно высокой занятости. Вместе с тем, использование нетипичной занятости может вызывать рост социальных рисков. Статья анализирует специфические особенности нетипичных видов трудовой занятости в Германии, динамику и новейшие тенденции их развития; даёт оценку некоторых положительных и негативных эффектов от их использования на рынке труда.

Abstract. Export is not the only driver of growth that helped German economy to revive fast after the Great Recession 2008-2009. An important role was played by the package of reforms "Agenda 2010" aimed at liberalization of labour market. They made employment relations more flexible, in particular by deregulation of non-standard employment. Atypical forms of employment facilitate labour market entry for recruits and long-term unemployed, they increase the scope of flexibility for both employees and businesses and help employers satisfy the fluctuating labour demand. At the same time, the atypical employment may cause increase of various social risks. The paper gives an overview of specific features of the atypical employment in Germany, deals with its development dynamics and evaluates negative and positive effects on labour market.

Key words: Germany, labour market liberalization, atypical employment, non-standard employment, temporary agency work, precarious work, relative poverty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.