Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности студентов на лекции как фактор повышения качества образовательного процесса'

Активизация познавательной деятельности студентов на лекции как фактор повышения качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1579
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. А. Масилевич

В статье представлены результаты исследования эффективных технологий лекционного изложения учебного материала и методов активизации познавательной деятельности студентов на лекции. Приведена характеристика методов, наиболее предпочтительных для изучения дисциплины «Финансы и финансовый менеджмент» с целью повышения качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activization of students’ cognitive activity at lectures as a factor of enhancing quality of education

The article gives account of the findings of the research on the efficient lecturing techniques and the methods of enhancing students’ cognitive activity at lectures. Described are the methods assessed as the most preferable for teaching “Finance and Financial Management” as concerns improving the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности студентов на лекции как фактор повышения качества образовательного процесса»

УДК 37.041-057.875

Н. А. Масилевич, кандидат биологических наук, доцент (БГТУ)

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье представлены результаты исследования эффективных технологий лекционного изложения учебного материала и методов активизации познавательной деятельности студентов на лекции. Приведена характеристика методов, наиболее предпочтительных для изучения дисциплины «Финансы и финансовый менеджмент» с целью повышения качества образовательного процесса.

The article gives account of the findings of the research on the efficient lecturing techniques and the methods of enhancing students' cognitive activity at lectures. Described are the methods assessed as the most preferable for teaching "Finance and Financial Management" as concerns improving the quality of the educational process.

Введение. Актуальность темы исследований подтверждается многочисленными исследованиями и разработками в данной области отечественных и зарубежных специалистов (И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, Л. Ф. Красин-ская, Л. И. Савва, Т. Г. Галактионова, А. А. Вербицкий, Я. Р. Якупова и др.) и огромным интересом со стороны преподавателей учреждений высшего образования.

В условиях традиционного образовательного процесса в учреждении высшего образования лекция остается основной формой обучения студентов. Однако отношение к ней в последние годы существенно изменилось. Появление компьютеров, оргтехники делает возможным использование электронных пособий, а также быстрое тиражирование конспектов лекций.

Студенты, ранжируя формы обучения, ставят лекцию на четвертое место после производственной практики, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы. По их мнению, электронные пособия по курсу могли бы сократить нерациональную работу по конспектированию лекционного материала и увеличить время на практику. К сожалению, «среднестатистическая» лекция отличается некоторыми издержками, которые снижают ее эффективность. Учебная информация передается, как правило, вербально, без достаточного использования средств наглядности и при минимальной интеллектуальной активности студентов.

Известно, что знания не формируются аддитивным путем, т. е. простым наложением информации на уже имеющуюся. Необходима интенсивная мыслительная деятельность по осмыслению, переработке, систематизации материала. К сожалению, многие студенты останавливаются в своем интеллектуальном развитии именно на уровне пассивного воспроизведения некритично усвоенных знаний, не умея высказать собственное мнение по проблеме, провести сравнительный анализ альтернатив-

ных идей, обобщить материал, сделать выводы. Можно ли повысить эффективность лекции за счет использования педагогических приемов, активизирующих мышление студентов?

Основная часть. Целью исследований явилось изучение разработанных приемов активизации мышления и памяти студентов на лекции и оценка возможностей их применения в учебном процессе для студентов специальности «Менеджмент».

Лекция является одной из основных организационных форм обучения, которые одновременно выступают способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов. Слово «лекция» происходит от латинского lection (чтение). Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Лекция выполняет следующие функции: информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитывающую, развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление), ориентирующую (в проблеме, в литературе), разъясняющую (например, основные научные категории), убеждающую или доказательную (с акцентом на системе доказательств), а также оказывает содействие личностному становлению студента, формированию его общей культуры и эрудиции.

В настоящее время наряду со сторонниками приводят свои аргументы противники лекционного изложения учебного материала. Мнение «противников» лекции как основной формы обучения в вузе выражается в следующем:

- лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, не развивает самостоятельное мышление;

116

1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

- лекция снижает интерес к самостоятельным занятиям;

- лекции нужны, если нет учебников;

- не все студенты успевают осмыслить материал во время лекции.

Но отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены более совершенной методикой изложения учебного материала и рациональным его построением.

Именно через усвоение экономических знаний можно успешно развивать самостоятельное мышление и, прежде всего, такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При этом лекция имеет неиспользованные возможности, внутренние резервы для решения этой педагогической задачи.

Эффективную технологию проведения лекции предложили американские специалисты Д. В. Джонсон, Р. Т. Джонсон и К. А. Смит в рамках проекта «Критическое мышление» [1]. В структуре лекционного занятия они выделяют три стадии:

1) подготовительную, на которой преподаватель актуализирует имеющиеся у учащихся знания, фокусирует их внимание на рассматриваемой проблеме, вызывает интерес к ее изучению;

2) стадию реализации и осмысления, на которой излагается новая учебная информация и используется продуманная система заданий по ее критической переработке;

3) стадию рефлексии, на которой учащиеся осуществляют анализ не столько содержания, сколько самого процесса усвоения нового.

Изложенная технология проведения лекции требует применения методов активизации познавательной деятельности студентов на лекции. Изучив разработанные и применяемые на практике методы, наиболее предпочтительными для изучения дисциплины «Финансы и финансовый менеджмент» представляются следующие: метод проблемных ситуаций, метод активизирующих вопросов, метод диалога, размышление вслух, метод визуализации, а также приемы технологии развития критического мышления.

Метод проблемных ситуаций. Проблемная ситуация определяется как психическое состояние мыслительного взаимодействия субъекта (студента) с объектом познания, состояние, характеризующееся потребностью и усилиями студента обнаружить, «открыть» и усвоить новое, неизвестное еще для него знание, необходимое для решения учебной проблемы.

Проблемная ситуация имеет логическую форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие фиксирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие, которое студент переживает как интеллектуальное затруднение. Приобщение студентов к логике разрешения этих противоречий является прекрасной школой развития самостоятельного, творческого мышления студентов, активизации познавательной деятельности.

Метод активизирующих вопросов. Для активизации мышления студентов, привлечения их внимания лектор может ставить перед аудиторией активизирующие и риторические вопросы. После некоторой паузы преподаватель привлекает для ответов на активизирующие вопросы студентов по желанию или вызывает персонально конкретного студента. Приглашение по желанию более целесообразно, так как при этом выше вероятность получения правильного и полного ответа, и метод более демократичен. Вызов конкретного студента может быть связан с воспитательным аспектом. Преподавателю следует прокомментировать ответы, кроме того, необходимо обязательно подвести студентов к правильным ответам, в крайнем случае - ответить самому на поставленный вопрос.

Метод диалога. Диалог на лекции, как обмен мнениями между преподавателем и аудиторией, основан на использовании промежуточной, изложенной на каком-то этапе лекции учебной информации. Организация диалога основывается, как правило, на трех вопросах:

- какую информацию мы уже получили?

- к чему мы стремимся в своих действиях, достаточно ли имеющейся информации для достижения цели?

- каким образом можно использовать полученные результаты, чтобы достигнуть цели?

Организуя диалог, необходимо обеспечить полное доверие, следует создать ситуацию, когда каждый студент хочет поделиться своим мнением с преподавателем, не боясь высказать даже неверное суждение. Ведь главное в диалоге - возбудить интерес к данной проблеме, включить механизмы мышления, а добившись этого, преподавателю легко исправить неправильные ответы студентов в кратком резюме и, если нужно, дополнительно объяснить материал.

Размышление вслух. Проблема формирования навыков самостоятельного добывания новой информации является важной. Одним из способов формирования этого навыка считается метод, когда лектор объясняет новую учебную информацию как бы «размышляя вслух».

При этом преподаватель обязан показать студенту весь ход логических размышлений, ведущих к решению той или иной задачи, проблемы. Благодаря этому студент овладевает логикой рассуждения лектора и приобретает нечто более важное, чем сама учебная информация. Этот прием широко использовал Д. И. Менделеев.

Метод визуализации. Этот метод реализует принцип наглядности обучения. Наглядность, как известно, способствует не только более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность студентов, глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений. Можно долго рассказывать о характере каких-то зависимостей, сущности формул, но достаточно взглянуть на график этой зависимости, на рисунок, схему или фотографию объекта, на гистограмму вместо таблицы данных и все становится понятным.

Изучение закономерностей визуального мышления показывает его связь с творческими процессами принятия решений. Метод визуализации способствует формированию процесса мышления за счет систематизации, концентрации и выделения наиболее существенных элементов анализируемой информации.

Визуальная информация может предъявляться студентам в виде демонстрации макета, рисунка, графика, фотографии, схемы, гистограммы, фильма, мультипликации и др. Данный вид информации может создаваться преподавателем на доске или предъявляться с помощью плакатов, мультимедийного проектора и с использованием различных технических средств [2-4].

Такие лекции, хорошо подготовленные и организованные с точки зрения взаимодействия со студентами, не только передают новую информацию, объясняют и упорядочивают сложные понятия, но и развивают творческие способности, моделируют процесс решения проблем; анализируют и показывают связь между

разными идеями; учат ценить образование; подвергают сомнению убеждения; порождают энтузиазм и мотивацию к дальнейшему обучению.

Преподаватель, применяющий приемы активизации мышления и памяти на лекции, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

Заключение. Таким образом, управление познавательной деятельностью студентов на лекции является одной из главнейших проблем, стоящих перед преподавателем. Эта проблема включает в себя задачи стимулирования познавательного и профессионального интереса у студентов, активизацию работы студентов на самой лекции, управление этой работой и организацию самостоятельной работы студентов по материалам лекции. Все эти задачи решаются при помощи целого комплекса методических приемов. Все методы, активизирующие познавательную деятельность студентов, должны использоваться в зависимости от содержания учебной информации, состава и подготовленности аудитории, обстановки.

Литература

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003. 284 с.

2. Красинская Л. Ф. Приемы активизации мышления студентов на лекции [Электронный ресурс]. URL: www.gramota.net/materials/1/2007/ 1/55.html (дата обращения: 25.04.2013).

3. Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учеб. пособие. СПб.: ИВЭСЭП: Знание, 2003. 536 с.

4. Бусыгин А. Г., Бусыгина Т. А. Постановка вузовской лекции и оценка ее качества / под ред. А. Л. Бусыгиной. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. 32 с.

Поступила 10.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.