Научная статья на тему 'Аксиологический аспект экономической культуры'

Аксиологический аспект экономической культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
255
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC CULTURE / VALUES / GLOBALIZATION / MODERN SOCIETY / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кондакова Наталья Сергеевна

Работа посвящена анализу развития экономической культуры в современном мире в условиях глобализации. Экономическая культура выступает важным элементом современной жизни человека и общества. Однако с развитием экономических и производственных отношений связывают ряд проблем современности: сюда относят экологические, социальные проблемы, культ потребления, непонимание и неумение части населения адаптироваться к современным процессам. Возникает необходимость осознания и переоценки ценностей, использования ценностей разных культур для разрешения проблем общества. Немаловажную роль в экономической культуре играют национальные, религиозные ценности, которые позволяют сохранять особенность и уникальность каждого субъекта в глобальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECT OF ECONOMIC CULTURE

The article is devoted to the analysis of the economic culture development in the modern world in the context of globalization. Economic culture is an important element in the modern life of the man and society. However, a number of problems of the present are linked with the development of economic and industrial relations, such as ecological, social problems, the cult of consumption, misunderstanding and inability of a part of the population to adapt to modern processes. There is a need to comprehend and reassess values, to use values of different cultures to solve the problems of the society. An important role in economic culture is played by national, religious values that allow preserving the peculiarity and uniqueness of each subject in the global space.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект экономической культуры»

Кондакова Наталья Сергеевна

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа посвящена анализу развития экономической культуры в современном мире в условиях глобализации. Экономическая культура выступает важным элементом современной жизни человека и общества. Однако с развитием экономических и производственных отношений связывают ряд проблем современности: сюда относят экологические, социальные проблемы, культ потребления, непонимание и неумение части населения адаптироваться к современным процессам. Возникает необходимость осознания и переоценки ценностей, использования ценностей разных культур для разрешения проблем общества. Немаловажную роль в экономической культуре играют национальные, религиозные ценности, которые позволяют сохранять особенность и уникальность каждого субъекта в глобальном пространстве.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-3720.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 3. C. 87-90. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

4. Рева Г. В. Особенности процесса восприятия музыкальных произведений С. В. Рахманинова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». 2014. Вып. 3 (145). С. 178-183.

5. Се Тин. Художественный образ и его формирование в процессе обучения (на материале занятий музыкально-исполнительской деятельностью) // Преподаватель ХХ1 век. 2009. № 2. Ч. 1. С. 160-164.

6. Солопанова О. Ю. Педагогика по законам музыкального искусства // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 248-258.

THE ESSENCE OF THE ARTISTIC IMAGE IN MUSICAL WORKS

Komurdzhi Rustem Zevrievich, Ph. D. in Pedagogy Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol viza 1986@ukr.net

The article is devoted to studying the essence of the phenomenon of "artistic image" in musical art. The paper substantiates the specificity of the artistic image in music, defines the basic and secondary means of its creation. Along with the study of artistic images essence of musical works, their leading functions are defined and analyzed. The author focuses on the study of the problem of understanding the artistic images of musical art by the recipient, analyzes the phenomenon of "dialogue" between the composer and the listener, and substantiates the categories of the objective and subjective in the system of perception of artistic musical images.

Key words and phrases: artistic image; musical image; means of expressiveness; musical art; music as art form; musical literacy; musical culture; recipient; composer; perception; dialogue.

УДК 304.444 Философские науки

Работа посвящена анализу развития экономической культуры в современном мире в условиях глобализации. Экономическая культура выступает важным элементом современной жизни человека и общества. Однако с развитием экономических и производственных отношений связывают ряд проблем современности: сюда относят экологические, социальные проблемы, культ потребления, непонимание и неумение части населения адаптироваться к современным процессам. Возникает необходимость осознания и переоценки ценностей, использования ценностей разных культур для разрешения проблем общества. Немаловажную роль в экономической культуре играют национальные, религиозные ценности, которые позволяют сохранять особенность и уникальность каждого субъекта в глобальном пространстве.

Ключевые слова и фразы: экономическая культура; ценности; глобализация; современное общество; экономическая деятельность.

Кондакова Наталья Сергеевна, к. филос. н., доцент

Забайкальский государственный университет, г. Чита ntlz@list.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья подготовлена при поддержке гранта совета по НиИД ЗабГУ номер 228-ГР.

Экономическая культура выступает элементом, тесно встроенным в социокультурную реальность, в современном обществе экономическая культура выступает одной из важных составляющих личности, общества и государства. Многие исследователи посвящают свои труды изучению сущности экономической культуры, особенностей ее формирования и взаимодействия с другими сферами общества (И. В. Войтов [2; 3], И. М. Миннегалиев [7; 8], С. Э. Зоробян [4], К. Н. Панферов [10] и многие другие).

К. Н. Панферов отмечает глубокую «встроенность» экономической культуры в культуру общества, он полагает, что «экономическая культура является социокультурным феноменом, входящим в духовный потенциал общества, и проецирует присущие этому обществу все ценности, которыми обладает культура вообще, среди которых и нормы поведения, и методы действия отдельной личности, и образы подражания лучшим образцам поведения отдельного субъекта, да и вся сфера взаимодействия общества со всеми вещественными факторами производства. Таким образом, экономическая культура находится в диалектическом единстве с экономической реальностью и поведением в этой реальности граждан» [Там же, с. 20]. С развитием современного общества экономическая культура начинает играть все большую роль, она выступает определяющим фактором в развитии современного общества. К примеру, В. Е. Каргаполов подчеркивает, что «экономическая культура современного человека, являющаяся частью общей культуры, продолжает развиваться и расширять сферу своего влияния, что обусловлено ростом мировой экономики» [5, с. 103].

В исследованиях А. А. Погребняк и Д. Е. Раскова экономика рассматривается как культура. Такой подход расширяет возможности экономических исследований, позволяет анализировать взаимовлияние

и взаимодействие экономики с другими сферами общества. Благодаря этому экономическая деятельность встраивается в систему норм и ценностей общества, в котором она развивается [12, с. 97]. Отмечается повсеместный поворот в сторону культуры, который обусловлен самой сутью и закономерностями социального развития. На первый план выходит такой редкий ресурс, как нравственность, определяющий содержание не только социальной, но и экономической жизни.

Ряд современных исследователей (О. В. Мосолова [9], Н. А. Пискулова [11], О. И. Марар [6] и другие) тесно связывают развитие экономики и производства с ухудшением экологической ситуации. Из анализа взаимосвязи экономики и экологии можно говорить об актуальности изучения и развития экономической культуры личности и общества, построенной на нравственных ценностях, которые, в свою очередь, могут выступить ограничителем в сфере экономической и производственной деятельности человека, смогут предотвратить ряд экологических последствий деятельности современной экономики.

Экологические проблемы напрямую связываются с растущими потребностями человека, с потребительским и даже «хищническим» отношением к природе. Даже в тех странах, где традиционно существовало уважительное и гармоничное отношение с природой, наблюдается ряд проблем экологического характера. Конец XX века особенно заострил проблему выживания, ресурсы природы оказались исчерпаемыми. Потребительское отношение к природной среде порождает ответную реакцию со стороны природы.

Ю. Ф. Абрамов и И. И. Арсентьева, анализируя современное состояние мира, выявляют две противоположные тенденции в дальнейшем развитии цивилизации: первая тенденция заключается в «консолидации мирового сообщества перед угрозой глобальных проблем: расширение и укрепление мировых хозяйственных связей и отношений, создание крупных межгосударственных объединений для решения разнообразных проблем; любые знания становятся достоянием всего человечества за короткие промежутки времени» [1, с. 42]; безусловно, такая тенденция будет способствовать интеграции всех сфер общества и позволит наиболее эффективно решать сложившиеся мировые проблемы, позволит реализовать концепции устойчивого развития. Однако в данной тенденции тоже заложен ряд спорных моментов, к примеру - ценности. Какие ценности станут общечеловеческими? На каких основаниях будет развиваться экономическая культура? В настоящее время мы видим превалирующее значение западных ценностей в этом процессе, что, в свою очередь, вызывает недовольство других. Вторая тенденция, выделяемая авторами, - это «очевидная конфронтация различных общественных систем, обостряющая всю совокупность глобальных проблем и выражающаяся в гонке вооружений и постоянных локальных конфликтах, грозящих перейти в мировой; обострение экономической конкуренции как между различными странами, так и различными государственными группировками; неоколониалистские тенденции; национализм, религиозный фундаментализм» [Там же, с. 43]. В конечном счете конфронтация не только не решает сложившихся проблем, но и обостряет их, в современном мире происходит столкновение различных культур, ценностей, что отрицательно сказывается как на экономической сфере, так и на других сферах развития общества.

Развитие и совершенствование экономической культуры И. В. Войтов тесно связывает с обеспечением устойчивости и стабильности общества, «потребностью в условиях противоречивости, неопределенности и нестабильности экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни осмысления направлений эволюции экономической культуры, а также определения условий повышения ее позитивного воздействия на устойчивость развития (стабильность) российского общества» [3, с. 4].

Важным компонентом экономической культуры современного общества являются ценности. Аксиологический аспект экономической культуры определяет не только ее современное состояние, но и будущее развитие. Учет взаимосвязи экономики и культуры позволяет учитывать национально-психологические и религиозные особенности хозяйствующих субъектов для более эффективного использования их в трудовом процессе, развитии производств, системе распределения.

Анализируя развитие экономической культуры, И. В. Войтов [3] рассматривает ее проявление на четырех уровнях, а именно - ментальном, куда относятся различные национальные способы ведения хозяйства, стереотипы, особенности национального характера; структурно-функциональном, сюда относятся различные организационные формы и экономическая деятельность; аксиологическом, который включает в себя ценностно-нормативные образцы, реализуемые в хозяйственной деятельности человека; поведенческом - это непосредственное поведение субъекта экономики, трудовая этика, стереотипы и особенности производства и потребления.

На наш взгляд, данная структура представляется соответствующей действительности, поскольку отражает те составляющие, которые присутствуют в экономической культуре личности и общества. Немаловажным, на наш взгляд, является наличие в ней ментальных и аксиологических уровней, поскольку через них в большей степени идет отражение специфики экономической культуры разных стран и регионов. Именно через усвоение национальных ценностей, стереотипов и реализацию их в поведении и отдельного субъекта экономического процесса, и всего государства мы можем увидеть национальные экономики, способы хозяйствования, особенности производства, распределения и обмена.

Актуализируя вопрос влияния ценностей на экономику, экономическое сознание и экономическую культуру его носителей, В. Е. Каргаполов подчеркивает, что «экономическая культура - это культура присвоенного материала, сформировавшаяся на базе освоения экономического аспекта предметов окружающего мира. Носители различных этнических и религиозных идентичностей в ходе национального исторического процесса создавали и реализовывали самые разные способы хозяйствования. Поэтому так различна экономическая культура китайцев, россиян, англичан, итальянцев, основанная на православных, конфуцианских, протестантских

и католических и иных традициях. Разная философия хозяйствования определяла своеобразие этнического менеджмента. Древние традиции, исчезая внешне, продолжают определять особенности восприятия носителями разной культуры экономического процесса» [5, с. 103]. Через изучение истории развития разных государств мы можем найти ряд подтверждений приведенному тезису. В конечном счете именно ценностно-нормативная составляющая культуры общества определяла ее хозяйственную деятельность. Для одних стран и народов было приемлемо развитие торговых отношений, а кто-то преуспел в земледелии, кто-то в производстве. Отсюда мы видим не только развитие современных национальных экономик, но и совершенно различное отношение самих людей к экономической деятельности: кто-то способен к рискам и мобильности в бизнесе, а для кого-то подходит стабильное и кропотливое выполнение труда; одними движет жажда наживы, а другими - служение общему благу. Все эти факты показывают то различие, которое существует в современной экономической картине мира, несмотря на усиливающиеся глобализационные процессы.

В современности протекающие процессы глобализации являются объективным фактом, который приводит к изменению всего современного мира, и с какими бы вопросам мы ни сталкивались в настоящее время, они не могут рассматриваться вне глобализации.

Глобализация несет в себе множество возможностей и перспектив развития, однако в ней же заключен и ряд проблем. На это указывают ряд авторов, например С. М. Рогов: «Не приходится сомневаться в том, что глобализация открывает перед человечеством огромные возможности... Однако следует иметь в виду и то, что глобализация порождает новые социально-экономические феномены, которые могут быть негативными по своей природе или требовать болезненной адаптации общества к ним путем изменения общественных институтов культуры, сознания и стереотипов экономического поведения» [Цит. по: 13, с. 10].

Действительно, глобальные процессы, происходящие в мире, во многом определяют современное состояние национальных экономик, но, на наш взгляд, это изменение связано с осознанием и реализацией новых потребностей, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью, с целью быть успешным в современной экономической политике. Возможно, многие процессы, которые актуализируются в период глобализации, действительно оказываются достаточно болезненными, общество и отдельные личности сложно адаптируются к ним, однако здесь, на наш взгляд, большое значение имеют национальные, этноконфес-сиональные, ментальные характеристики взаимодействующих субъектов. Именно «начальная» культура, с которой субъект приходит в экономическое взаимодействие, определяет его мобильность, успешность, способность меняться под окружающую действительность.

И. М. Миннегалиев, анализируя вопросы, связанные с развитием экономической культуры и отмечая важную роль в ее становлении и функционировании ценностного компонента, полагает, что формирование самой экономической культуры протекает как «"окультуривание" экономических процессов» [8, с. 18], под которым он понимает наложение культурных, этнических, религиозных ценностей на экономическую сферу, экономическую деятельность человека.

Продолжая рассуждения о влиянии различных ценностей на развитие и особенности экономической культуры, мы согласимся с В. Е. Каргаполовым в том, что «экономическая культура каждого общества своеобразна, ведь там присутствует только свой идентичный уклад хозяйствования, денежная единица, способы организации, ведения и управления экономической деятельностью. Хотя, несомненно, явление глобализации, международный язык общения (английский язык) позволили интернационализировать и сделать понятными для многих правила ведения международного бизнеса. Существование таких организаций как ВТО, Всемирный банк говорит о том, что экономическая культура едина, хотя и она питается из разных этнических и религиозных традиций, менталитета, способов мышления, является определенным показателем глобализиро-ванности мира. В настоящее время благодаря явлению глобализации, транснационализации происходит ин-тегративное взаимодействие одних экономических культур с другими, что оказывает положительное влияние и считается фактором роста экономик национальных государств» [5, с. 103].

Развитие экономической культуры вообще и ее функционирование в глобальном обществе порождают активизацию и актуализацию определенных элементов традиционной культуры, традиционных национальных способов хозяйствования, ценностей, трудовой этики. Одни национально-культурные достижения исчезают под влиянием глобальных тенденций, показывают свою «отсталость» и несостоятельность в современном мире. А другие, напротив, оказываются жизненно необходимы как для функционирования отдельной культуры, так и для экономической культуры в целом. Они выходят за приделы национального и становятся глобальными, достоянием всего человечества.

Безусловно, соглашаясь с И. М. Миннегалиевым, мы понимаем, что реализация ценностей, норм, потребностей выражается через субъект экономических отношений. Этнические, политические, религиозные ценности сказываются на поведении отдельного человека, на его потребностях, поступках, поведении, в создании им продуктов деятельности, культурных образцов. Именно человек, проявляя свою активность в экономической сфере, в экономическом поведении оказывает влияние на саму экономику, именно его ценностные ориентации в конечном счете влияют на экономическую культуру общества. Каждый человек в современности оказывается непосредственным участником экономических процессов, непосредственно он, субъект, реализует усвоенные в процессе образования и социализации ценности, нормы, знания в экономическом поведении.

Таким образом, развитие современной экономической культуры проходит в достаточно сложных условиях: с одной стороны, она несет в себе ценности, нормы, традиции, которые складывались поколениями, с другой стороны, - происходит постоянное переосмысление этих традиций под влиянием политических,

геополитических, глобальных интересов. Отсюда вытекает еще ряд проблем, ведущими из них являются экологические проблемы и проблемы безопасности.

И. М. Миннегалиев, анализируя развитие экономической культуры в современном обществе, приходит к выводу, что, несмотря на схожесть многих элементов экономической жизни государств, при одинаковости хозяйственной деятельности сами формы реализации экономической деятельности различаются, к примеру, в бизнесе, предпринимательстве, культуре деловых отношений, экономическом поведении, менеджменте. В сфере реализации хозяйственной деятельности и проявляется этническая, религиозная специфика различных субъектов. Он также отмечает, что «именно общий национальный менталитет выступает базисом формирования всей экономической ментальности в целом. Последнюю же можно в пределе свести к сумме стереотипов и ценностей, влияющих на экономический выбор» [8, с. 12]. Отсюда мы можем наблюдать как в глобальном масштабе, так и на уровне отдельных личностей экономическое поведение, которое определяет успешность стран и отдельных личностей в современных экономических процессах.

Наиболее эффективным в этой связи нам представляется некий срединный путь, который может быть представлен в сочетании национальной хозяйственной деятельности, включающей этнические, религиозные ценности, сложившиеся на данной территории у определённой группы людей, и процессов экономической глобализации, которые являются объективными и неизбежными, они задают общий вектор развития как в экономической сфере, так и в решении проблем, возникающих перед человечеством. На наш взгляд, вовлеченность различных государств в экономические глобальные процессы не исключает выбора своей экономической ниши, сохранения и развития традиционных для данной страны норм и ценностей, особенностей национального хозяйствования, ведения бизнеса.

Список источников

1. Абрамов Ю. Ф., Арсентьева И. И. На пути к глобальному регионализму: методологические очерки. Иркутск, 2005. 403 с.

2. Войтов И. В. Экономическая культура и пути ее формирования в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2009. № 2. С. 53-59.

3. Войтов И. В. Экономическая культура как фактор стабильности современного российского общества (социально-философский анализ): дисс. ... к. филос. н. М., 2011. 211 с.

4. Зорабян С. Э. Экономическая культура Ближнего Востока: автореф. дисс. ... к. филос. н. Ростов-на-Дону, 1999. 26 с.

5. Каргаполов В. Е. Экономическая культура человека, общества и государства // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 3. С. 103-104.

6. Марар О. И. Экологическая культура в современном российском обществе: дисс. ... д. соц. н. М., 2012. 320 с.

7. Миннегалиев И. М. Антропологические предпосылки экономической теории // Вестник Самарского университета. Серия «Экономика и управление». 2011. № 9 (90). С. 20-26.

8. Миннегалиев И. М. Экономическая культура в системе общественного воспроизводства: автореф. дисс.....к. филос. н.

Набережные Челны, 2012. 21 с.

9. Мосолова О. В. Экономический рост и проблемы экологии (на примере новых индустриальных стран и территорий Восточной и Юго-Восточной Азии): автореф. дисс. ... к.э.н. М., 1994. 22 с.

10. Панферов К. Н. Экономическая культура: социально-философский анализ: дисс. ... к. филос. н. М., 2011. 433 с.

11. Пискулова Н. А. Экологический вектор развития мировой экономики: дисс. ... д.э.н. М., 2011. 407 с.

12. Погребняк А. А., Расков Д. Е. Экономика как культура: возвращение к «спору о методах» // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 96-106.

13. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001. 346 с.

AXIOLOGICAL ASPECT OF ECONOMIC CULTURE

Kondakova Natal'ya Sergeevna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Transbaikal State University, Chita ntlz@list.ru

The article is devoted to the analysis of the economic culture development in the modern world in the context of globalization. Economic culture is an important element in the modern life of the man and society. However, a number of problems of the present are linked with the development of economic and industrial relations, such as ecological, social problems, the cult of consumption, misunderstanding and inability of a part of the population to adapt to modern processes. There is a need to comprehend and reassess values, to use values of different cultures to solve the problems of the society. An important role in economic culture is played by national, religious values that allow preserving the peculiarity and uniqueness of each subject in the global space.

Key words and phrases: economic culture; values; globalization; modern society; economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.