Научная статья на тему 'О некоторых аспектах экономической культуры общества и личности'

О некоторых аспектах экономической культуры общества и личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2176
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ECONOMIC CULTURE / MATERIAL CULTURE / MATERIAL VALUABLES / STRUCTURE OF ECONOMIC CULTURE / PRINCIPLES OF ECONOMIC CULTURE / INDICATORS OF ECONOMIC CULTURE / ECONOMIC CULTURE OF THE PERSON / HUMANIZATION OF ECONOMIC RELATIONS / THE FEATURES OF THE ECONOMIC CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Доброштан Виталий Михайлович

В статье рассматриваются ряд аспектов экономической культуры современного общества и экономической культуры личности. Суть понимания экономической культуры общества заключена в самом словосочетании. Речь идет о показателях культурности экономики страны, взаимодействиях между ее элементами, о механизме функционирования экономических отношений. Экономическая культура общества, так или иначе, связана с экономической культурой отдельно взятого человека – созидателя этой культуры. Экономическая культура личности содержит в трансформированном виде элементы экономической культуры общества, но имеет и свои собственные признаки, которые связаны с профессиональной и непрофессиональной активностью личности в сфере экономики. На этой основе формируются главные ценности гражданина современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF THE ECONOMIC CULTURE OF THE SOCIETY AND THE PERSONALITY

The article examines several aspects of the economic culture of the modern society and the economic, cultural identity. The essence of the understanding of the economic culture of the society is in the phrase. We are talking about the indicators of cultural development of the economy of the country, the interactions between its elements, the mechanism for the functioning of economic relations. The economic culture of the society, one way or another, connected with the economic culture of the individual – creator of this culture. Economic culture of the person contains transformed elements of the economic culture of the society, but it has its own characteristics, which are related to the professional and non-professional activity of the person in the sphere of economy. On this basis, formed the core values of the citizen of a modern society.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах экономической культуры общества и личности»

УДК 008: 330.163.14

Б Б К 7 1.4

Б. М .Доброшта н

@A-ic(fo—'He&efefyfcictcuu to-cy<pafec(%$eiiuu yiu$efecu&e& &ехН&ммии и фи-улйиа

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются ряд аспектов экономической культуры современного общества и экономической культуры личности. Суть понимания экономической культуры общества заключена в самом словосочетании. Речь идет о показателях культурности экономики страны, взаимодействиях между ее элементами, о механизме функционирования экономических отношений. Экономическая культура общества, так или иначе, связана с экономической культурой отдельно взятого человека - созидателя этой культуры. Экономическая культура личности содержит в трансформированном виде элементы экономической культуры общества, но имеет и свои собственные признаки, которые связаны с профессиональной и непрофессиональной активностью личности в сфере экономики. На этой основе формируются главные ценности гражданина современного общества.

Ключевые слова: экономическая культура, материальная культура, материальные ценности, структура экономической культуры, принципы экономической культуры, показатели экономической культуры, экономическая культура личности, гуманизация экономических отношений, особенности экономической культуры.

V.M.Dobroshtan

Saint—Petersburg State University of Technology and Design

ON SOME ASPECTS ОГ THE ECONOMIC CULTURE 0Г THE SOCIETY AND THE PERSONALITY

The article examines several aspects of the economic culture of the modern society and the economic, cultural identity. The essence of the understanding of the economic culture of the society is in the phrase. We are talking about the indicators of cultural development of the economy of the country, the interactions between its elements, the mechanism for the functioning of economic relations. The economic culture of the society, one way or another, connected with the economic culture of the individual - creator of this culture. Economic culture of the person contains transformed elements of the economic culture of the society, but it has its own characteristics, which are related to the professional and non-professional activity of the person in the sphere of economy. On this basis, formed the core values of the citizen of a modern society.

Key words, economic culture, material culture, material valuables, structure of economic culture, principles of economic culture, indicators of economic culture, economic culture of the person, humanization of economic relations, the features of the economic culture.

<^2

Ни одна разновидность культуры в обществе не имеет столько внутренних различий и противоречий, как экономическая культура. Но ни одна видовая культура не играла и не играет такого доминирующего естественного воздействия на жизнедеятельность людей, которое присуще экономической культуре. В конце XX в. и начале XXI в. экономическая культура мирового сообщества во многом стала не просто чуждой, но и враждебной по отношению к экономической культуре личности. Вместе с тем, аксиоматичным является и положение, что вне экономической культуры общества, невозможна и экономическая культура личности. Экономическая культура общества - материальная основа общей его культуры. Этого нельзя сказать о политической, нравственной, правовой и других видах культуры.

Экономическая культура соотносится с материальной культурой как часть и общее. Экономическая культура — это основная, но не единственная часть материальной культуры. Последняя включает в себя также элементы, которые формируются внеэкономической деятельностью. Компоненты материальной культуры присутствуют в политической и социальной сферах жизни общества и там создаются. Например, физическая культура личности и других субъектов общества также элемент материальной, но не экономической культуры. Или, скажем, культура воспроизводства человека, реализующая закон народонаселения, является существенным элементом материальной культуры. Но, как было отмечено, именно экономическая культура выступает основным элементом материальной культуры общества. Экономическая культура общества в нашем представлении означает: во-первых, уровень совершенства экономической жизни общества; во-вторых, она направлена на сохранение и развитие человека; в-третьих, экономическая культура выражает определенную гармонию природы и общества в их экономических взаимодействиях;

в-четвертых, экономическая культура характеризует направленность экономической жизни общества на стабилизацию и укрепление мира, а не на подготовку и ведение войны.

Суть понимания экономической культуры общества заключена в самом словосочетании. Речь идет о показателях культурности экономики страны, взаимодействиях между ее элементами, о механизме функционирования экономических отношений. Экономика страны в общем понимании — это обмен веществ между природой и человечеством, управляемый сознательной деятельностью индивидов и социальных общностей. Экономическая

культура, как особая характеристика функционирования экономики страны, отражает конкретные показатели жизнедеятельности людей в сфере экономики.

Таким образом, экономическая культура общества — это совокупность материальных ценностей, институтов, норм и принципов хозяйственнопроизводственной деятельности людей, характер экономических отношений и процесс эффективного функционирования экономики страны, образующие способ и содержание экономической деятельности людей. Она определяется также как одна из особых, специализированных сфер культуры, которая связана с воспроизводством отношений, складывающихся между людьми в ходе хозяйственной деятельности. Экономическая культура — это как бы проекция экономики на сферу культуры или культуры на экономику [1, с. 17]. В современной литературе экономическая культура общества анализируется в структурно-содержательном, историческом,

цивилизационном, формационном и других аспектах.

Как элемент культуры общества она обладает своей спецификой, которая выражается в различных формах. В качестве основных элементов структуры экономической культуры общества можно выделить:

- материальные условия и факторы производственной деятельности (средства производства, человек как производительная сила и цель производства, сырьевые и энергетические ресурсы и др.);

- процесс производства материальных ценностей определенным способом и другие операции с ними (потребление, хранение, распределение, учет и т.п.);

- институты хозяйственной деятельности;

- правила организации и осуществления хозяйственной деятельности;

- характер и направленность мировоззренческих ценностных экономических ориентаций общества и личности;

- система производственных отношений;

- согласованность имущественных и других экономических интересов (субъектов и общества, общества и государства и др.).

С позиций проявления и фиксации признаков собственно культуры структура экономической культуры общества может выглядеть иначе. В таком варианте она может включать:

- национальные традиции и представления об уровне и качестве образа жизни;

- размер и структуру потребления, стереотипы потребления;

- культурные образцы экономических представлений и экономическое поведение;

- нормы и образцы социального взаимодействия хозяйственных субъектов, способы воспроизведения и трансляции этих образов;

- организованные формы существования экономической культуры (преобладание коллективного или индивидуального типа деятельности, жесткая или свободная регламентация взаимодействия и т.п.);

- ценностно-мотивационное отношение к труду, богатству, накоплению (трудовая этика);

- степень реализации экономической цели и завершенности самой экономической деятельности;

- мера интенсивности освоения (обработки) экономического пространства;

- соотношение прогресса и консерватизма;

- наличие или отсутствие в культуре внутренних импульсов развития и

др.

Такое объяснение экономической культуры общества и ее строения выглядит по многим моментам достаточно абстрактным. Некоторые элементы характеризуют не только культуру экономической жизни, но и другие составляющие культуры общества. Тем не менее, данный подход позволяет определить важные элементы структуры экономической культуры и изучить

Структуру экономической культуры раскрывает также и система ее ценностей. К основным ценностям относятся: технические орудия труда и технологии; предметы труда; человек как главная фигура экономических процессов; финансы; транспорт; связь; природные ресурсы, используемые в экономической деятельности.

Ценностным содержанием обладают также производственноэкономические отношения и интересы субъектов экономической культуры. Экономическая информация, наряду с другими видами информации (политическая, правовая, управленческая, нравственная, коммуникационная и т.п.), имеет очень высокую ценность, особенно в развитых обществах.

В процессе исторического развития ведущие ценностные ориентации экономической культуры менялись, хотя и не часто. Скажем, с древних обществ до Нового времени в общественном сознании устойчиво насаждалось пренебрежение к физическому труду. Культурным для большей

части граждан считалось занятие интеллектуальной деятельностью, а также искусством, управление государством и церковью. Высоко ценилась воинская деятельность, участие в походах и сражениях. Существовало представление, что физическим трудом должны заниматься рабы или низшие слои общества. Поэтому свобода часто понималась как свобода от труда. Особенно сильно это проявлялось у людей, чей труд варварски эксплуатировался, а сам работающий не признавался за человека. В такой ситуации занятие трудом подавляло духовность трудящихся, побуждало их к освобождению от такой деятельности.

Возрождение и Реформация стали эпохами кардинального пересмотра отношения к трудовой деятельности. Труд стал оцениваться как высшее предназначение человека, создающее его и возвышающее над природой. Представление о «богоугодности» труда вначале закрепилось в протестантизме, а затем и во всем христианстве. Трудовая деятельность стала рассматриваться в качестве ведущего социокультурного фактора исторического развития. Она способствует социализации человека и формировании его культуры. Без активной трудовой деятельности граждан общество не продвигается по пути развития, в нем не формируются признаки цивилизации. Свобода стала отождествляться в первую очередь с экономической самостоятельностью и независимостью, с правом выбора рода и вида экономической деятельности как главного средства самовыражения личности.

В современном обществе получили ценностное признание следующие принципы экономической культуры, свобода собственности, свобода предпринимательства, активный качественный труд, применение передовых безопасных технологий, деловая активность, гуманистическая направленность хозяйственной деятельности, новаторство, нравственноправовая обоснованность экономической трудовой активности, нацеленность на будущее и другие. Они отражают важные процессы функционирования экономики как воплощение культуры в отношениях субъектов хозяйственной деятельности.

Поэтому ведущими показателями экономической культуры общества можно считать:

- профессиональную и мировоззренческую компетентность субъектов экономики;

- характеристику основных элементов хозяйства;

- оптимальность и надежность инфраструктуры хозяйства страны;

- развитую и многообразную по субъектам финансовую систему общества;

- многообразие форм собственности и связанную с ними мобильность экономики;

- разнообразие форм и способов хозяйствования, согласующиеся с интересами личности, общества и государства;

- уровень нравственно-правовой регуляции системы экономических отношений;

- соотношение культуры производства и культуры потребления материальных благ;

- гуманистическую и экологическую направленность хозяйственной деятельности общества.

Перечисленные критерии выражаются по-разному в экономической культуре общества. Это обстоятельство зависит от конкретных состояний экономической жизни. Но экономическая культура создается, развивается и потребляется субъектами, среди которых особая роль принадлежит личности. Экономическая культура личности содержит в измененном виде элементы экономической культуры общества, но имеет и свои собственные. Она включает в себя признаки экономической культуры профессиональной и непрофессиональной активности личности в сфере экономики. На этой основе формируются главные ценностные ориентации личности. Не потеряла своего значения, например, мудрость древних о богатстве и его роли в жизни человека.

В современном российском обществе «пользование» имеющимся богатством становится нормой. Многие крупные собственники используют свое экономическое положение для формирования общего имиджа, для обоснования «законности» той социальной «ступеньки» лестницы, которую они обязательно должны занять. Способности и свойства, духовность личности, степень ее действительной культуры подменяется тем «капиталом», которым человек располагает. Но ведь не зря сказано в древности: богатство самостоятельного значения не имеет. Экономическая культура личности намного богаче и многообразнее, чем тот капитал, который находится в ее распоряжении. Ее содержание составляют.

- информационно-экономический элемент (количество и качество знаний, экономические идеалы, нормы и принципы);

- мотивационный элемент (экономические интересы и ориентации, установки и побуждения);

- операциональный элемент (практическая реализация духовных элементов культуры личности в поведении, общении и деятельности в сфере экономики).

Данные элементы экономической культуры личности могут быть представлены в разных формах и иметь различную степень зрелости. Они воспринимают и воспроизводят коды и язык экономической культуры общества с учетом субъективных особенностей личности. Можно сказать, что экономическая культура личности - исходная и результирующая основа экономической культуры общества, индикатор ее человеческого измерения.

Мировое сообщество формирует и реализует свою экономическую культуру по различным направлениям.

- культура природопользования;

- создание нового мирового экономического порядка;

- гуманизация научно-технического развития, преодоление

технократизма;

- ориентация экономики страны на качество и уровень жизни граждан;

- решение или сдерживание обострения глобальных проблем, недопущение новых ошибок в хозяйственно-экономической деятельности;

- учет интересов будущих поколений, сохранение комфортных материально-экономических и финансовых условий и факторов их жизнедеятельности.

Данные направления характеризуют не экономическую жизнедеятельность планетарного общества саму по себе, а тот особый ее срез, который раскрывает меру гармоничности личностного и вещного элементов, природного и социального, общесоциального и личностного в экономической жизни. Они демонстрируют меру превосходства человека над своими экономическими интересами и практической деятельностью, указывают на соответствие или несоответствие гуманизму существующих экономических интересов и норм. Этот срез, полученный в результате анализа, и составляет культурологическое содержание экономической жизни современного общества. Более конкретно функционирование экономической культуры мирового сообщества можно рассмотреть по следующим основаниям.

Во-первых, сегодня человечество еще не в полной мере осознало, что человек не есть то, что он потребляет. Конечно, нельзя жить вне вещей, но равно нельзя жить ради них.

Во-вторых, сегодня самым желаемым для многих людей становятся

<^2

уже не вещи и деньги сами по себе. У многих они - визитная карточка требуемого уважения и социального статуса. Наблюдается подмена культуры личности имущественным и финансовым положением. Подобная позиция невыгодно контрастирует с тяжелым материально-финансовым положением огромного числа российских граждан. Получается так, что если кто-либо не обладает солидным капиталом, то его экономическая и общая культура находится на низком уровне развития, что на самом деле не соответствует действительному положению конкретной личности.

Сегодня по самым различным данным в российском обществе богатые и сверхбогатые (при всей условности такого разграничения) составляют менее 5% населения, а владеют они 75% общего объема сбережений. Тогда как 52% населения располагает всего 1% финансовых средств. Богатые и бедные - это «две России», которые с трудом понимают друг друга. Еще в прошлом веке известный представитель русского космизма и «общего дела» Н. Ф. Федоров писал: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца» [2, с. 301].

Смыслом суждения было не только и не столько плохое природопользование, которое в России во второй половине XIX века не было еще столь масштабным и насильственным. Мыслитель говорил о культуре общества и нравственной позиции человека не потребителя, не эксплуататора, а созидателя, творца. Никогда не утвердится богатство как культурная ценностная ориентация человека, подменяющая его другие, более важные составляющие культуры.

Материальное богатство духовно развитого, профессионального экономиста, производственника, финансиста воспринимается со стороны общества естественно, если оно не демонстрируется как главный или единственный признак «культурности». «Необразованные» бедные граждане прекрасно это улавливают, чувствуют и отрицают. Действительно культурный человек не будет бравировать своим богатством, и требовать для себя на этом основании должностей, постов, авторитета. Он должен не эксплуатировать свое богатство и других людей, а, как отмечал Н. Ф. Федоров, созидать экономическую культуру общества и свою собственную на более совершенной основе. Тогда трагический финал мирового сообщества может не состояться.

В-третьих, в мировом сообществе существует концепция так назы-

ваемой «гуманизации» производственных отношений и деятельности. Ее суть состоит в формировании у работников иллюзии «партнерства», равного участия в производстве материальных ценностей. На самом же деле правовые (юридические) основы взаимоотношений сохраняются прежние: один -владелец, работодатель, другой, в лучшем случае, совладелец или работник.

К концу XX века «гуманизация» экономической деятельности существенно модернизовалась. Сегодня существует тенденция установления действительного партнерства работодателей и работников, но в то же время нередки случаи и фальсификации данных отношений. В российском обществе, как мы полагаем, доминирует фальсификация гуманизации экономической деятельности. Немалое число граждан и сегодня, по меткому выражению А. Экзюпери, свободно выбирают «между петлей и колом». Культура экономических отношений между владельцами и руководителями предприятий и организаций, с одной стороны, и остальными участниками хозяйственной деятельности, с другой стороны, находится в стадии становления. Утрачены многие позиции предшествующего, советского, периода, и не до конца сформировались новые правила взаимоотношений работодателей и работников.

В-четвертых, экономическая культура мирового сообщества оптимально развивается в условиях многообразия способов и форм экономической деятельности при взвешенном участии государства в координации хозяйственной деятельности на основе норм права и учета национальных интересов. При этом государство выступает одним из собственников и осуществляет взаимодействие с другими собственниками. Культура такого взаимодействия характеризуется равноправностью юридических основ, сотрудничеством и многообразием содержания, нацеленностью государственных институтов на благополучие граждан, обеспечение их материальной обеспеченности и защищенности.

Многообразие свободного и базирующегося на правовой основе взаимодействия субъектов экономической деятельности характеризует культуру не только внутри государства, но и в масштабах всего планетарного сообщества. При этом культурным показателем является согласованность многообразия форм собственности и соответствующих тенденций их реализации. Некорректным представляется, например, суждение о том, что единственно верным направлением развития экономики является рыночная экономика, тогда как, скажем, в российском государстве провозглашено и законодательно закреплено многообразие форм собственности. Несовер-

шенство культурного осмысления соотношения всевозможных форм собственности с экономическим развитием общества состоит в том, что данное многообразие ограничивается только одним, пусть даже эффективным, путем экономического развития. Различие форм собственности предполагает не меньшую разноплановость направлений хозяйствования. Последние должны быть адекватны возможностям и особенностям форм собственности. В гармонизации форм собственности и способов хозяйственно-экономической деятельности состоит один из важных признаков экономической культуры общества.

В-пятых, существенным признаком, характеризующим экономическую культуру современного общества не самым лучшим образом, является производство средств вооруженного насилия. В наше время глобальной проблемой мирового сообщества выступает предотвращение войны, а в перспективе -исключение войн из жизни человечества. Но историческая практика человечества, и начало XXI века в этом смысле не явилось исключением, показывает множество больших и малых войн, военных и вооруженных конфликтов, случаев масштабного применения вооруженного насилия.

Человечество пока еще находится достаточно далеко от того, чтобы осознать порочность и опасность для будущего все возможные последствия применения вооруженного насилия. Мир еще очень несовершенен, чтобы исключить войны и конфликты из своей жизни. Постоянно существуют вызовы тому или иному народу со стороны других субъектов, находящихся как внутри, так и вне общества. Поэтому создание армий, других военных структур, способных обеспечить независимость и целостность государства, защитить конституционный строй в стране, материальные и духовные ценности общества, права и свободы граждан является сегодня актуальной проблемой. Для ее решения требуются существенные материальнофинансовые затраты и немалые усилия по поддержанию высокого духа войск. Но далеко не изжиты и случаи, когда армии, другие вооруженные формирования создаются и сегодня для агрессии или дестабилизации внутренней жизни общества, для ослабления страны. Поэтому производство и совершенствование средств вооруженного насилия отражает глубокую противоречивость и разнонаправленность функционирования как экономической культуры, так и других видов культуры современного человеческого сообщества.

Особенностями экономической культуры современного российского общества можно считать:

- неустойчивость и слабость проявления ее основных элементов;

- противоречие между многообразием форм собственности и одним направлением их реализации - рыночной системой хозяйствования;

- слабая нацеленность функционирования экономики на главный социокультурный ориентир - личность, ее уровень и качество жизни;

- затянувшееся обоснование главных перспектив развития экономической жизни общества и ее культурологических показателей;

- раскрепощение экономической активности субъектов российского общества благодаря переходу к многообразию форм собственности и свободному выбору вида экономической деятельности;

- сопровождение культурологического экономического процесса ярко выраженными антикультурными фактами и действиями: финансовый обман огромных масс людей, передел собственности с использованием «скорого» законодательства, инертности и неведения большого числа граждан, резкая имущественная поляризация общества на богатых и бедных, коррупция, неспособность государственного аппарата в эффективном управлении экономической жизнью страны;

- отторжение общественным мнением как диктаторских, так и реформаторских способов «культурного» управления экономическими процессами.

Возможно, наиболее актуальным лозунгом для современной экономической культуры российского общества является гиппократовское «Не навреди!». Необыкновенно расширившиеся возможности удовлетворения гражданами своих экономических потребностей привели к их существенной деформации с приобретением капитала, к острому противоборству групп и кланов крупных и средних собственников, из-за чего российское общество терпит огромные потери.

Таким образом, современная планетарная экономическая культура характеризуется большим многообразием содержания, способов и форм существования. Вместе с тем ей присущи и общемировые тенденции: интеграция в научно-технической сфере, укрепление гуманистической направленности, попытки сообща решить глобальные проблемы через экономическое развитие, стабилизировать мир на планете.

1. Панферов, К. Н. Экономическая культура / К. Н. Панферов. - М.: Наука, 2000.

2. Федоров, Н. Ф. Философия общего дела / М. Ф. Федоров. Сочинения. - М.: Раритет,

ЛИТЕРАТУРА

1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Panferov K. N. Ekonomicheskaiakul'tura [Economic Culture]. Moscow, Nauka, 2000.

2. Fedorov N. F. Filosofiia obshchego dela. Sochineniia [Philosophy of Common Cause. Works]. Moscow, Raritet, 1994.

Информация об авторе

Доброштан Виталий Михайлович (Россия, г. Санкт-Петербург) - Доктор

культурологии, кандидат философских наук, профессор. Заведующий кафедрой общественных наук. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна». E-mail: tomavit@mail.ru

Information about the author Dobroshtan Vitalii Mikhailovich (Russia, St. Petersburg) - Doctor of cultural sciences, PhD in philosophy, professor. Head of the department of social sciences. Saint-Petersburg State University of Technology and Design. E-mail: tomavit@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.