Научная статья на тему 'Аксиологический анализ русских народных сказок и их воспитательный потенциал'

Аксиологический анализ русских народных сказок и их воспитательный потенциал Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2368
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МЕНТАЛИТЕТ / НАРОД / СКАЗКА / СЦЕНАРИЙ / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осипов Владимир Николаевич

В статье предлагается аксиологический анализ русских народных сказок «Курочка-ряба» и «Колобок». Сказки рассматриваются как фольклорный материал, несущий в себе ментальный запас той народной мудрости, что оказывает благотворное влияние на воспитание личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический анализ русских народных сказок и их воспитательный потенциал»

УДК 372.8

В.Н. Осипов

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

В статье предлагается аксиологический анализ русских народных сказок «Курочка-ряба» и «Колобок». Сказки рассматриваются как фольклорный материал, несущий в себе ментальный запас той народной мудрости, что оказывает благотворное влияние на воспитание личности.

Ключевые слова: воспитание, менталитет, народ, сказка, сценарий, фольклор.

Человечество рождается и воспитывается в сказке. С молоком матери младенец воспринимает первые звуки сказки «Жили-были», как музыка льется дальнейшее повествование и уносит в мечту и несбыточную даль сказочный серый волк и жар-птица. В школьном курсе литературного образования сказке отводится не так уж много времени. В процессе ее изучения у детей нередко формируется представление о ней как о сугубо развлекательном жанре, что обусловлено некоторыми существенными особенностями жанровой природы народной, фольклорной сказки. А.И. Никифоров, один из крупнейших отечественных фольклористов, давая определение сказке, считает необходимым акцентировать целе-установку на развлекательность в качестве существенного жанрового признака: «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле

Осипов Владимир Николаевич - методист центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», osipov62@list.ru

события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [3, с. 20]. Аксиологический подход к анализу сказки раскрывает всю мудрость того народа, которому она принадлежит. Многие ученые - фольклористы, отмечают, что сказка глубоко укоренена в ментальных сферах традиционной народной культуры: «Коллективные представления, ментальности, свойственные носителям культуры, не могут не проявляться в текстах, ими создаваемых, причем в текстах самых разных, вне зависимости от их прагматики» [1, с. 14]. Перед школьным учителем стоит сложная задача: постепенно подвести учащихся к пониманию того, что развлекательная, занимательная форма сказки оказывается особым, довольно сложным в художественном отношении, способом воплощения и выражения народного мировоззрения, народных идеалов [2, с. 6]. Мы рассматриваем сказку как ментальный запас воспитания человека пытливого, человека разумного.

Например, всем известная сказка «Курочка ряба». Читают ее чуть ли не с пеленок, в детских садах ее инсценируют, заучивают наизусть, благо сказочка-то маленькая и, кажется на первый взгляд, простенькая. Сказка интересна тем, что в ней заключен сакральный смысл бытия русского народа. Начинается сказка, как и положено, с зачина «Жили себе дед да баба». Частица себе, примыкающая к предыдущему глаголу означает «в свое удовольствие, в своих интересах». Таким образом, изначально мы видим, что дед и баба жили в полном своем удовольствии, имели свои интересы и ничего лишнего у судьбы не просили. И была у супругов курочка ряба - все, что они нажили за всю свою долгую счастливую жизнь, для них было привычным жить по законам нестяжательства: неважно то, сколько серебра в твоем кошельке, а важно то, что в твоей душе. В благодарность за их образ жизни и мысли судьба преподнесла им подарок - курочка снесла им яичко не простое, а золотое.

Золото для русского народа имеет сакральное значение: оно может являться символом богатства, благополучия, великолепия, наивысшего счастья, к которому стремится человек, и одновременно выступать как злое начало, символ бедствия и всех печалей. Как распорядиться подарком судьбы? Что делать? - вечные вопросы, задаваемые жизнью.

И здесь мы видим, как действует сила инерции, как проявляется стереотип сознания: ситуация в корне изменилась, надо выбирать другой

вариант обращения с золотым яйцом, ан, нет - и дед, и баба со всей своей природной силой начинают его бить. Какова цель их действия? Чего они хотели добиться? Но, тем не менее, разбить яйца им самим не удалось. Как всегда бывает в сказке, появляется третья сила - мышка (помощник) и разбивает яйцо. Произошло событие, которого добивались и дед, и баба - результат получен, и пришло время радоваться, но «плачет дед, и плачет баба». О чем плачут герои? О несбыточной мечте, но мечта сбылась - яйцо разбито; о собственной несостоятельности, но ведь важен результат, а он на лицо; о потерянной красоте, но они сами желали разрушить красоту. И таким образом, мы видим, что народом в сказке заложен философский смысл: для героев не важен результат, а важно само движение к результату, тем более результата герои пытаются добиться по давно заданной траектории, не изобретая ничего нового. Жить по-старому, ничего не меняя, даже тогда, когда судьба одаривает тебя золотым яйцом. Счастье для героев сказки заключается в том, чтоб ничего не менялось, а все оставалось на прежнем уровне, и курочка ряба их успокаивает: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое - простое». И еще один аспект раскрывается в сказке: богатство, приобретенное не трудом, а случайным образом, никогда не становится основой счастья, оно также легко разбивается, как и золотое яйцо.

Интерес для аксиологического анализа, на наш взгляд, представляет собой еще одна русская народная сказка «Колобок». Вся наша жизнь есть изложение той атмосферы, в которой мы появились на свет. Рождение, детство и юность закладывают в судьбу человека все устои или, можно сказать, уставы, сопровождающие человеческую жизнь. В русской народной сказке «Колобок» представлен один из сценариев жизни человека, желающего обрести свободу, а свобода, как известно, всегда беременна риском.

Великий соблазн состоит в том, что в природе человека присутствует желание уйти от тех, кто тебя создал. Еще в древней книге Библия говорится: «И оставит человек отца своего и мать свою» (Бытие,2). В сказке показана изначальная природа сотворения героя: «Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». - «Из чего печь - то? Муки нету». - «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку

помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить». Интересно, что в сказке точно определен и народный календарь, известно, что колобки на Руси готовились в день Сорока Святых, или Сороки, а праздник этот отмечается 22 марта, то есть к началу весны у старика со старухой все запасы закончились, небогато жили, но вернемся к нашему главному герою. Кто не мечтал обрести свободу от создателя, забыть об учителях, которые помнят и знают о том, из чего ты, собственно, слеплен, в чем твоя суть. «Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца - на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

Продолжение сказки есть создание собственной биографии героя: «Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел».

Трижды в своей короткой песенке-биографии герой повторяет местоимение я, так как обретенная свобода создает иллюзию сверх совершенства. Принципы поведения, заложенные в эгоцентричном характере, - это, во-первых, желание быть в центре внимания, во-вторых, поиск аудитории, которая бы могла оценить по достоинству все прелести героя, в-третьих, жажда самолюбования, и наконец, отсутствие понимания создавшей ситуации. Все эти условия прекрасно показаны в сказке. Три раза герой выходит из опасной ситуации невредимым, и всё больше утверждается в мысли, что никто не сможет причинить ему зла. Как правило, подобные характеры рискуют своей жизнью, когда встречаются с лестью. Великая сила лести способна сбить с пути истинного любого, кто жаждет славы и почета.

В сказке встреченные Колобком герои - Зайчик, Волк, Медведь представляют собой психологические типы интересные в своем проявлении. Кажется, изображенные встречи случайны, но, тем не менее, они дают возможность проследить сам сценарий встреч. «Катится

колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою». Зайчик, символизируя тип осторожного и хвастливого персонажа, послушал песенку и не стал есть Колобка, потому что поразила его храбрость героя. Встреча с Волком могла бы закончиться трагически для Колобка, так как персонаж этот являет собой характер, умеющий добиваться поставленной цели, но то ли сила искусства пленила Волка, то ли природная глупость заставила отпустить Колобка, но Колобок покатился дальше. Медведь - символ силы и неповоротливости прослушал песенку о похождениях Колобка, скорее всего не поверил подвигам героя, но не стал его удерживать, так как кто его знает, может и правду говорит, тем более и схватить то его не за что: не удержишь в лапах.

Животных, которых встречает Колобок, отличает наличие прогрессирующей силы, от зайца до медведя, но подход к Колобку однотипен у всех. Они в силу своего мужского типа мышления откровенны и прямолинейны в своих желаниях, и Колобок благополучно от них уходит, но стоит ему услышать слова Лисы - единственной представительницы женского типа мышления в сказке, как он тут же теряет всякую осторожность: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». Лиса, со свойственной женскому типу мышления, логикой отмечает, прежде всего, внешнюю красоту героя, что снимает тревожность и создает иллюзию дружелюбия. Затем она хвалит внутренний талант Колобка, расхваливая его песнопения, а следующим психологическим приемом, она вызывает жалость к себе: «Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». И, наконец, она показывает высокий пилотаж женского типа мышления, когда дает оценку песенному таланту: «Какая славная песенка! - сказала лиса», - отчего Колобок и вовсе потерял голову. Природная смекалка Лисы, приправленная знанием представителей мужского типа мышления, помогла лисе добиться успеха «Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», - сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! и скушала». Надо отметить, что лиса в этой сказке никого не обманывает и никому не льстит, она правдива в своих словах и поступках, она предупреждает колобка, что «в последний разок» тот

исполняет свою песню, но колобок в силу сформированного стереотипа мышления и поведения, не услышал предупреждение, сказанное лисой, поэтому народ и отмечает, «сдуру» он прыгнул на язык лисы.

Сценарий, заложенный в русской народной сказке, раскрывает психологический тип эгоцентричного характера, жаждущего признания, во что бы то ни стало, и когда он добивается этого, то неизбежно теряет чувство самосохранения, и, в конце концов, пропадает со сцены жизни.

В сказке также заложен механизм постоянного ухода от проблем, созданных самим героем. Колобок как представитель мужского типа мышления пытается исследовать и проверить окружающие его характеры, и ему это удается, когда он встречает «зеркальные» типы, которые мыслят и действуют также однотипно, как и он, но как только ситуация меняется, и он встречает представителя другого типа мышления, а именно, женского, и здесь требуется иной подход, чем прежде, но стереотип сознания делает свое дело, что и приводит к печальным последствиям.

В данных сказках есть один общий мотив, а именно, предупреждение: нельзя оставаться в плену стереотипа, а возникшую ситуацию рассматривать с разных точек зрения, что поможет выстоять в любых жизненных обстоятельствах.

Список использованных источников и литературы

1. Адоньева С.Б. Сказочный текст и традиционная культура. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 181 с.

2. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., СПб.: АИК «Традиция», 2005. 240 с.

3. Никифоров А.И. Сказка и сказочник. М.: ОГИ, 2008. 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.