Научная статья на тему 'Аксиологические проблемы культуры и образования современной молодежи'

Аксиологические проблемы культуры и образования современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1553
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ВОЛОНТЕРЫ / VOLUNTEERS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ШКОЛЬНИКИ / PUPILS / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CIVIC POSITION / SYSTEM OF VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревякина Валентина Ивановна

Цель данной статьи обосновать приоритет культуры и образования как гарант нравственного оздоровления российского общества начала XXI в. Методы. Методы анализа научно-публицистических исследований, социологических опросов и анкетирования выявили на фоне социокультурной нестабильности российского социума вполне зрелые качества гражданского самосознания молодежи, активности, добровольного служения на благо общества. Резулътаты и научная новизна. Рассмотрены проблемы, породившие низкий уровень культуры и образования подростков и молодежи в условиях современного политического строя и утраты прежних идеологических ориентиров. Отмечены дестабилизирующие факторы снижения мотивации подростков и студенческой молодежи к восприятию и усвоению культурно-образовательных идеалов. Указана деструктивная роль средств массовой информации, включая телевидение и радио, способствующих нравственной деформации подрастающего поколения и его интеллектуальному обнищанию. Подчеркивается, что субъектная позиция старшеклассников и студентов как базовый показатель развития культурно-образовательных компетенций заметно проявляется в волонтерском движении. Мотивами волонтерской деятельности являются инициатива, самостоятельность целеполагания и планирования, стремление к самореализации, умение без давления извне реализовывать свои идеи. В данном контексте значение образования охарактеризовано как воспроизводство и обогащение жизненных ценностей и идеалов человека, обеспечивающее связь времен и преемственность поколений. Собственные рассуждения автора о роли образования в жизни современного человека сопровождаются суждениями студентов по данному вопросу. Практическая значимость. Материалы статьи представляют интерес для широкого круга специалистов, занятых в сфере образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiology Problems of the Culture and Education of Youth nowadays

The aim of the investigation is to justify the priorities of culture and education as a guarantor of moral improvement of the Russian society at the beginning of the XXI century. Methods. Despite the socio-cultural lack of stability of the Russian social medium, quite mature qualities of the youth’s civic consciousness, activity and volunteering for the good of society have been revealed on the basis of the methods of analyzing scientific and publicistic researches, surveys and questionnaire. Results and scientific novelty. The article deals with the problems that generated low level of culture and education amongst teenagers and youth under conditions of modern political regime and lack of former ideological guidelines. Destabilizing factors of the teenagers and students’ motivation decrease towards perception and acquiring cultural-educational ideals are noted. The destructive role of the mass media including television and radio encouraging moral deformation of the coming generation and its intellectual immiseration is shown. It’s underlined that undergraduates and students’ subjective position as a basic index of cultural-educational competence development is expressed in the volunteering movement. The motives of volunteering movement are as follows initiation, independence of goal-setting and planning, self-realization aspiration, ability to put ideas into practice without external pressure. The meaning of education is characterized as reproduction and enriching of people’s life values and ideals providing times connection and continuity of generations. The author’s own thoughts about the role of education in the life of a modern person are accompanied by the analysis of students’ attitudes and judgments on the matter. Practical significance. The research findings appeal to specialist audiences involved in the sphere of education.

Текст научной работы на тему «Аксиологические проблемы культуры и образования современной молодежи»

Образование и наука. 2015. № 5 (124)

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37:001.32

Ревякина Валентина Ивановна

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики послевузовского образования Томского государственного педагогического университета, Томск (РФ). Е-таИ гвиуактаи@ tspu.edu.ги; val.rev@yandex.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Цель данной статьи - обосновать приоритет культуры и образования как гарант нравственного оздоровления российского общества начала XXI в.

Методы. Методы анализа научно-публицистических исследований, социологических опросов и анкетирования выявили на фоне социокультурной нестабильности российского социума вполне зрелые качества гражданского самосознания молодежи, активности, добровольного служения на благо общества.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены проблемы, породившие низкий уровень культуры и образования подростков и молодежи в условиях современного политического строя и утраты прежних идеологических ориентиров. Отмечены дестабилизирующие факторы снижения мотивации подростков и студенческой молодежи к восприятию и усвоению культурно-образовательных идеалов. Указана деструктивная роль средств массовой информации, включая телевидение и радио, способствующих нравственной деформации подрастающего поколения и его интеллектуальному обнищанию.

Подчеркивается, что субъектная позиция старшеклассников и студентов как базовый показатель развития культурно-образовательных компетенций заметно проявляется в волонтерском движении. Мотивами волонтерской деятельности являются инициатива, самостоятельность целеполагания и планирования, стремление к самореализации, умение без давления извне реали-зовывать свои идеи. В данном контексте значение образования охарактеризовано как воспроизводство и обогащение жизненных ценностей и идеалов человека, обеспечивающее связь времен и преемственность поколений. Собственные рассуждения автора о роли образования в жизни современного человека сопровождаются суждениями студентов по данному вопросу.

Практическая значимость. Материалы статьи представляют интерес для широкого круга специалистов, занятых в сфере образования и воспитания.

Ключевые слова: образование, культура, волонтеры, студенты, школьники, ценностные ориентации, гражданская позиция.

DOI: 10.17853/1994-5639-2015-5-15-26

Revyakina Valentina I.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Chair, Department of Pedagogy of Postgraduate Education, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk (RF). Е-mail: revyakinavi@ tspu.edu.ru; val.rev@yandex.ru

AXIOLOGY PROBLEMS OF THE CULTURE AND EDUCATION OF YOUTH NOWADAYS

Abstract. The aim of the investigation is to justify the priorities of culture and education as a guarantor of moral improvement of the Russian society at the beginning of the XXI century.

Methods. Despite the socio-cultural lack of stability of the Russian social medium, quite mature qualities of the youth's civic consciousness, activity and volunteering for the good of society have been revealed on the basis of the methods of analyzing scientific and publicistic researches, surveys and questionnaire.

Results and scientific novelty. The article deals with the problems that generated low level of culture and education amongst teenagers and youth under conditions of modern political regime and lack of former ideological guidelines. Destabilizing factors of the teenagers and students' motivation decrease towards perception and acquiring cultural-educational ideals are noted. The destructive role of the mass media including television and radio encouraging moral deformation of the coming generation and its intellectual immiseration is shown.

It's underlined that undergraduates and students' subjective position as a basic index of cultural-educational competence development is expressed in the volunteering movement. The motives of volunteering movement are as follows initiation, independence of goal-setting and planning, self-realization aspiration, ability to put ideas into practice without external pressure. The meaning of education is characterized as reproduction and enriching of people's life values and ideals providing times connection and continuity of generations. The author's own thoughts about the role of education in the life of a modern person are accompanied by the analysis of students' attitudes and judgments on the matter.

Practical significance. The research findings appeal to specialist audiences involved in the sphere of education.

Keywords: education, culture, volunteers, students, pupils, system of values, civic position.

DOI: 10.17853/1994-5639-2015-5-15-26

Сегодня аксиоматично утверждение о том, что образование в целом, а педагогическое в особенности, является сферой окультуривания социума, сферой воспроизводства и обогащения жизненных ценностей и идеалов, сферой, обеспечивающей связь времен и преемственность по-

колений. Именно в процессе формируется личность, отражающая социальные идеалы своего времени и культуру человечества в целом, которая, в свою очередь, является средством образования человека. Следовательно, задача образования состоит не только в том, чтобы получить эрудированного человека: он, главным образом, должен быть культурным, духовно-нравственным и активно деятельным. Известный философ и педагог С. И. Гессен актуализировал проблему неразрывной связи образования и культуры, утверждая, что первое есть не что иное, как освоение культурных ценностей, поскольку его цели тесно взаимосвязаны с целями общества. Следуя логике С. И. Гессена, понять систему образования какого-либо общества - значит понять строй его жизни [2, с. 25].

Как справедливо отмечается в работах известного педагога-исследователя В. И. Загвязинского, в 1990-х гг. произошел разрыв между образовательной стратегией, декларируемой в законодательных документах, и реальной практикой реформирования образовательной системы [3]. В связи с этим сейчас особенно остро ставится вопрос о том, что сложившаяся в прежние времена система обучения и воспитания перестала отвечать потребностям общественного развития как в социокультурном, так и в организационно-педагогическом и содержательном планах. Диапазон проблем современного образования очень широк [1]. С этой точки зрения уместно подробно рассмотреть условия, в которых сегодня происходит социализация и жизнедеятельность российских школьников и студенческой молодежи.

Дети, родившиеся в 1980-1990-е гг., к настоящему времени вступили в зрелый возраст и успели впитать все «прелести» переходного «смутного» времени последних десятилетий (1990-2014 гг.). На этот период пришлись:

• резкое расслоение населения на богатых, бедных и вообще вычеркнутых из жизни (бомжи);

• возникновение незнакомого россиянам советского периода явления - безработицы;

• резкое проявление социальной озлобленности, алкоголизации, взрыв наркомании, криминализация общества, массовая беспризорность и бродяжничество детей и подростков, а также сексуальная распущенность молодежной среды с ее трагическими последствиями (распространение СПИДа, венерических заболеваний, огромное количество «отказных» детей в родильных домах);

• появление дискриминации по национальному признаку, конфессионального противостояния.

Все эти современные реалии оказались так похожи на критикуемые в советские времена картинки из жизни буржуазного общества [9].

Помимо политических и экономических есть и другие факторы, внесшие свой вклад в кризисное состояние общества.

Прежде всего, отметим деструктивное влияние средств массовой информации на морально-нравственные установки подростков и молодежи, главным образом, телепрограмм, насаждающих в качестве образца для подражания поведенческий стиль агрессивного лидера и безнравственность, а также остановимся на роли радиовещания и содержательной стороне отдельных интернет-сайтов. Общеизвестна перенасыщенность, а правильнее сказать, замусоренность российских телевизионных каналов низкопробной зарубежной продукцией, ориентированной в том числе на самый младший и средний школьный возраст (американские мультфильмы, далекая от литературной нормы речь персонажей, боевики, мистика, «ужастики» и т. п.). При этом отечественные образовательные и содержательно ценные передачи (подчеркнем, количественно явно недостаточные) многократно прерываются раздражающими рекламными роликами, назначение которых можно оценить не иначе как культивирование психологии потребительства, обогащения любой ценой. У неимущих слоев населения, а у молодых людей этой категории в особенности, из-за отчужденности от материальных благ такого рода реклама порождает ощущение отверженности, обездоленности, зависти, недоброжелательности по отношению к материально обеспеченным сверстникам, что, в свою очередь, неизбежно приводит в действие механизм «социального динамита».

Если коснуться содержательной стороны зрелищно-развлекательных передач российского телевидения, то приходится констатировать, что сегодня поведение, лексика телеведущих и артистов, их немыслимые одеяния на сценических площадках, а также весьма сомнительные по содержанию тексты песен и пародий в различных шоу, определенно выходящие за культурные рамки, к сожалению, уже воспринимаются как устоявшаяся норма. Существование в пространстве культуры требует значительных личностных усилий, а выпасть из этого пространства очень легко. Согласимся, что влияние таких телепрограмм, как, например, «Дом-2», на уровень общей культуры молодежи сегодня можно оценить отметкой «неудовлетворительно». К такому же выводу приводит анализ отдельных радиопередач, поскольку журналисты не заботятся должным образом о содержательной стороне материала, засоряют эфир жаргонизмами и постыдно безграмотной речью. Таковы плачевные реалии социализирующего воздействия СМИ на младшее поколение россиян.

К негативным факторам можно также отнести неконтролируемое потребление интернет-ресурсов, которое, с одной стороны, без сомнений, расширяет образовательное пространство школьника и студента, а с другой -нередко наполняет его «ложной культурой». Заметим, что, наряду с безусловными достоинствами, «всемирная паутина» в значительной степени способствует формированию бездумного потребителя, отучает молодого человека выслушивать различные точки зрения, терпеливо их анализировать [3]. Ему привычнее наскоро «фотографировать» необходимые отрывочные факты и использовать «скачанные» материалы для учебного процесса.

При этом практика массового образования сегодня не мотивирует учащихся направлять усилия на самосовершенствование. Школьное образование сводится, главным образом, к приобретению алгоритмических умений. И гораздо меньше преподается уроков человечности, этического отношения к людям и к себе самому из-за боязни учителя потратить учебное время «не по делу». А при передаче эстафетной палочки от школы педвузу от абитуриента по-прежнему требуется, главным образом, знание предметно-программного материала по профилирующим дисциплинам факультета. По этой причине при наборе абитуриентов не учитывается начитанность молодого человека, нормативность его речи, умение излагать мысли логично и последовательно, высказывать свои собственные оценочные суждения.

Таким образом, подобная практика массовой школы, вопреки красивой декларации о необходимости закладывать образовательный и культурный фундамент молодого человека, на самом деле значительно ограничивает его возможности для самовыражения и самореализации, поскольку содержание и формы работы традиционной массовой школы нацелены на «учебный конвейер» с приличными результатами ЕГЭ. Своеобразное «натаскивание» учащихся на показательное итоговое тестирование в виде ЕГЭ вместо развития молодых людей в широком понимании, безусловно, тормозит становление внутреннего культурно-образовательного потенциала выпускников школы [3].

В связи с перечисленными выше дестабилизирующими обстоятельствами, затрудняющими рост культурного и общеобразовательного уровня учащейся и студенческой молодежи, возникает вопрос, можно ли считать это поколение окончательно потерянным или негативные процессы, наблюдаемые в современном социуме, требуют немедленных поисков новых способов окультуривания, развития и самореализации учащейся молодежи. Полагаем, что в противовес социокультурной нестабильности подрастающего поколения в настоящее время существуют и реально проявляются интеллектуальные, нравственные и поведенческие контраргументы.

Известно, что в основе процессов социализации молодого человека лежит коммуникация и самодеятельность, которую, по Ф. А. Дистервегу, следует понимать как внутреннюю мотивацию, инициативу, активность личности. Посредством коммуникации и самодеятельности происходит усвоение человеческого опыта в виде представлений, идеалов и правил жизнедеятельности. Социальные компетенции подрастающего поколения формируются в различных сферах и формах, в том числе в добровольно избранном в соответствии с собственными интересами и склонностями взаимодействии в разновозрастном сообществе вне учебных заведений. В данном ракурсе уместно рассмотреть нарождающееся в России молодежное движение волонтеров. Это различные формы активного гражданского участия (предоставление социальных, обслуживающих, бытовых, воспитательно-развива-

ющих услуг), которое осуществляется добровольно, во благо широкой общественности, без расчета на денежное вознаграждение.

Особую нужду в деятельности и поддержке волонтеров (а это, как правило, молодежь старшего школьного и студенческого возраста, согласная принимать участие в любом полезном бесплатном труде) сегодня испытывают благотворительные организации. И это понятно, поскольку деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим: одиноким престарелым гражданам, инвалидам в домах-интернатах, больным людям в хосписах, людям, массово пострадавшим от стихийных бедствий, мигрантам и беженцам из зон боевых действий, бездомным людям. Обобщенный опыт волонтерского движения молодежи на территории Томской области позволяет вычленить системность и основные направления гражданского поведения добровольцев из числа старшеклассников и студентов. Среди них укажем:

• регулярные ежегодные студенческие акции, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности, беспризорности, на пропаганду здорового образа жизни;

• экологические акции - обустройство дворовых детских площадок, озеленение городских улиц;

• уборка муниципальных территорий от мусора и загрязнений [8].

Специального рассмотрения заслуживает добровольческое движение «больничных клоунов». Жизнь доказывает, что определенная и при этом немалая часть студентов-волонтеров хочет быть полезной обществу. Для них особенно интересна помощь детям, будь то просто прогулка с малышами из детских домов или посещение медучреждений. Общеизвестно, что в некоторых отделениях детских больниц юные пациенты с онкологическими заболеваниями находятся долгие месяцы и лишены радости движения и общения. Томские «волонтеры-клоуны» устраивают для них сказки-спектакли, читают книжки, чем дарят положительные эмоции, а ведь сверх этого для детей с онкологией часто почти невозможно сделать что-либо еще.

В противовес имеющемуся негативному социальному фону волон-терство в его различных формах как одно из проявлений молодежной субкультуры - перспективное, социально значимое явление чрезвычайной важности, способствующее формированию и закреплению базовых гражданских качеств личности: социальной активности, гражданской ответственности, толерантности [4]. Как видим, социализация и личностное становление человека происходит не только под влиянием СМИ, но и во взаимодействии с разными людьми, группами и средами [5].

Обратимся к положению дел в современной школе относительно интеллектуально-нравственного воспитания молодежи.

Школы элитарного типа (лицеи, гимназии), обучающие, главным образом, детей из благополучной социальной среды, смещают акцент на

развитие интеллектуального потенциала и повышение конкурентоспособности выпускников при поступлении в вуз. Безусловно, в лицейских и гимназических классах такая практика соответствует требованиям времени. Общеизвестно, что преподавательский состав в этих учебных заведениях обладает высокой квалификацией, учащиеся отличаются познавательно-исследовательскими склонностями и целеустремленностью к саморазвитию, родители активны, и их воспитывающее влияние результативно. Поэтому образовательно-воспитательная деятельность учителя элитарной школы вполне успешно реализуется и имеет опосредованный характер, поскольку в подобных учебных заведениях практически нет педагогически запущенных, трудных школьников.

Иначе дело обстоит в массовой общеобразовательной школе. Воспитательная работа здесь сведена сегодня к минимуму по нескольким причинам. Во-первых, многие учителя для обеспечения финансовой стабильности собственной семьи перегружены уроками или занимаются в свободное время репетиторством с целью дополнительного заработка. В таких условиях у рядового педагога нет времени, сил и желания заниматься со своим классом воспитательно-развивающей деятельностью даже на предметно-программном материале (тематические вечера, экскурсии во внеурочное время, выходы в театр, читательские конференции, смотры самодеятельной песни и т. д.).

Во-вторых, в силу бесконечной и при этом неправильно понимаемой модернизации школы, на самом деле сводимой по финансовым соображениям к слиянию малочисленных и сокращению малокомплектных школ, сегодня в городских и сельских общеобразовательных учреждениях упразднены ставки педагогов дополнительного образования. Школы в сложившихся условиях не имеют возможности выявлять и развивать склонности ребят в кружковой, клубной или секционной деятельности, а ученики - самореализовываться в школьных стенах за счет интересных занятий «по душе» во внеурочное время. Учреждения же дополнительного образования по законам коммерциализации оказывают развивающие и окультуривающие услуги на платной основе.

В-третьих, личность, по К. Д. Ушинскому, может быть воспитана только Личностью. Каждый ли учитель сегодня для учеников являет собой пример эталонной личности? Конечно, нет. Всем известно, что отдельные учителя занимаются педагогической работой отнюдь не по призванию, а вынужденно. Отсюда - нередкий попустительский стиль, порождающий педагогический брак и препятствующий нормальному становлению личности школьника.

Многочисленные противоречия, вызванные глубинной перестройкой общественных отношений в современном социуме, стали еще острее. Сегодня на приоритетную позицию выдвинулось нравственное воспитание, ибо сформированная нравственность отдельной личности - внутрен-

няя мораль, причем мораль не показная, не для других, а для себя - позволяет внести определенный вклад в снятие общественного напряжения. В основе нравственности подрастающего поколения хочется видеть общественные ценности, непреходящие моральные нормы. Ведь первый самостоятельный нравственный выбор, закрепленный в памяти школьника, чаще всего оказывается решающим в его дальнейшей жизни.

Выделим исторически закрепившиеся, основополагающие качества истинного гражданина, требованиями современного этапа выдвинутые к возрождению. Это уважение к законам, к государственной символике, а также личностные качества: патриотизм, дисциплинированность, неравнодушное отношение к происходящим событиям, социальная активность, милосердие, конфессиональная и национальная толерантность [4].

При перечисленном избытке проблем негативного характера в состоянии культуры российского социума отметим и парадоксально позитивные явления в образовательной сфере [10]. Известно, что сегодня при ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран, как правило, отдает предпочтение образованию. И в российском обществе к началу XXI в. резко возрос интерес населения к непрерывности образования как свидетельство понимания объективной закономерности: для жизненного успеха образование является определяющим условием. Из этого следует, что современный этап развития российского общества характеризуется наличием у молодых людей способности к изменению своих ценностных ориентаций и преобладанием избирательного отношения к социальным ролям [6].

Для выявления личностных позиций относительно образовательных приоритетов в студенческой среде нами был проведен анонимный социологический опрос, в котором приняли участие 149 старшекурсников Томского государственного педагогического университета, давшие развернутые ответы на вопросы: «Какое место в ряду ценностей Вы отводите образованию? Почему?» Обработка результатов опроса позволила выявить в развернутых письменных ответах несколько смысловых блоков.

Первый блок «Работа. Карьерный рост», оказавшийся в количественном и содержательном отношениях доминирующим, включил в себя 30,2% ответов участников опроса, показав их приоритетную ценностную установку на получение образования. Обобщенное цитирование определяет следующее понимание студентами смысла высшего образования: «образование - это дорога в успешное будущее: престижная работа, статус, авторитет»; «без соответствующего образования работодатель не примет на желаемую работу»; «для трудоустройства на престижную работу необходимо хорошее образование и, по возможности, не одно, а два-три». Ответы данного блока демонстрируют адекватный современной действительности прагматический характер ценностных ориентаций молодежи в поисках смысла образования. Это подтверждается установками типа: «образование сейчас - движущая сила, это возможность хорошо устроить

свою жизнь»; «чем лучше образование, тем успешнее человек»; «дети из бедных семей могут пробиться в жизни только за счет образования»; «образование поможет мне быть более конкурентоспособным».

Профессиональная направленность ценностных предпочтений также получила отчетливое звучание в ответах 7,42% анкетируемых. Профессиональная карьера, будущая профессия как результат образования и один из смыслов жизни мыслится студентами так: «хорошие специалисты всегда востребованы»; «за счет образования надеюсь на карьерный рост»; «только настоящий профессионал представляет ценность». Сущностная сторона ценности образования в представлениях студентов понимается следующим образом: по-философски мудрому размышлению молодых людей, каждый человек рождается для того, чтобы жить достойно и «максимально реализовать себя в этой жизни», чтобы «уважали ученики и свои собственные дети».

17,4% участников опроса определили свое отношение к образованию с гуманитарных позиций зрелой гражданственности и явно выраженной духовности. Об этом свидетельствуют следующие суждения студентов: «потенциал страны и качество ее жизни определяются состоянием образования»; «образование поможет усовершенствовать мир, в котором будут жить наши дети»; «учиться надо всегда и не только для себя, а для других, чтобы суметь передать младшим знания и умения». Эта же категория студентов отмечает, что образование необходимо для повышения своего общекультурного уровня, который является залогом успешного, продуктивного общения не только в профессиональной сфере, но также в социуме в целом, в быту и на досуге: «с образованным человеком приятно общаться», «образование делает человека хорошим собеседником».

Следующий блок, получивший условное название «Материальное благополучие», дает представление о вполне естественных, витальных запросах личности. На этой стороне ценности образования акцентировали свое внимание 21,8% из 149 анкетируемых. Как правильно подчеркнули студенты педагогического вуза, человек с высшим образованием и в бюджетной сфере должен иметь стабильный приличный заработок, материальное вознаграждение интеллектуального труда педагога по праву должно обеспечить учителю достойный уровень жизни, а не уравнивание с пресловутой потребительской корзиной. Трудно не согласиться с этими справедливыми аргументами, поскольку материальное благополучие педагогической профессии, безусловно, надо рассматривать гарантом роста ее престижности и, в конечном счете, своеобразным рычагом интеллектуального и нравственного оздоровления российского социума [7].

Вызывает уважение позиция студенческой молодежи (4,02%), осуждающей отдельных своих сверстников, которые поступили в вуз только для того, «чтобы получить корочки». Суждения однокурсников об этой категории студентов таковы: «из-за них говорят о том, что у нас плохие специалисты»; «тем, кого родители избаловали деньгами, нужен только диплом, а не образование».

Блок вопросов, касающихся отношения к занятиям научно-исследовательской деятельностью после получения вузовского диплома, дал вполне ожидаемые ответы. Так, аспирантуру как очередную ступень в планировании дальнейшего жизненного самоопределения в сфере научных исследований наметили всего 2,1% респондентов, акцентировав при этом внимание на том, что аспирантов ожидают многолетние финансовые трудности, которые еще очень нескоро будут компенсированы социальным статусом и весьма иллюзорными шансами получить работу в ведущих российских или зарубежных университетах. При этом заметим, что реальная возможность в будущем работать за границей для выпускников ТГПУ вовсе не является утопией. Показательным примером для них служит тот факт, что в настоящее время ведущие профессора-физики Томского педагогического университета, хорошо известные своими публикациями в кругах мировой научной элиты, регулярно приглашаются и для чтения тематических циклов лекций и для работы по договору в университеты Испании, США, Германии, Швеции, Эстонии, Бразилии.

Таким образом, обозначенные ценностные ориентации будущих представителей педагогической профессии показали избирательное отношение молодежи и к материальному благополучию, и к духовному богатству, выявили мировоззренческие установки, предпочтения, убеждения будущих учителей. Социологический опрос продемонстрировал, что у молодых людей XXI в., наряду с вечными общечеловеческими ценностями, существуют аксиологические ориентиры, порождаемые временем и соответствующие конкретному историческому периоду, социальному и экономическому состоянию общества [7]. Тяга к образованию, по мнению студентов, обусловлена не только стремлением обрести знания для извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости в полной мере владеть устоявшимися достижениями культуры. Это позволяет сделать вывод о том, что решение проблем нравственного оздоровления общества неразрывно связано с культивированием и развитием универсальности человека, целостности его продуктивно-творческих сил. Аксиологический подход к пониманию сущности культуры и образования подрастающего поколения в качестве исходной точки отсчета выдвигает идею внутреннего мира человека как мира ценностей и рассматривает образование как процесс формирования ценностного отношения обучающегося к самому себе, окружающему миру, культуре и обществу [11].

Данные нашего небольшого исследования приводят к заключению о том, что студенчество как наиболее образованная, думающая, ищущая прослойка общества вполне осознанно определяет суть культурных, образовательных ценностей и жизненных смыслов вопреки осложненным социальным обстоятельствам.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. В. Л. Савиных

Литература

1. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск, 1993. 240 с.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. Москва: Школа-Пресс, 1995. С. 25.

3. Загвязинский В. И. Целевые ориентиры реформирования российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 9. С. 7-16.

4. Коджаспирова Г. М. Гражданское и патриотическое воспитание как веление времени / / Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции, 6 декабря 2013 г. Москва: Эконом-информ, 2013. С. 17-24.

5. Куканова Е. В. Социально-психологическая характеристика современного студента // Образование и наука. 2003. № 8. С. 88-103.

6. Орлова Е. О. Ценностное пространство культуры и образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2006. № 39. С. 90-94.

7. Ревякина В. И. Аксиологические аспекты педагогического образования / / Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. № 8. С. 9-12.

8. Ревякина В. И. Гражданская значимость молодежного волонтерского движения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 73-77.

9. Саймон Б. Общество и образование. Москва: Прогресс, 1989. 200 с.

10. Сибирский характер как ценность: коллективная монография / под общ. ред. М. И. Шиловой. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет. 2007. Вып. 2. 296 с.

11. Фомичева Т. В. Образовательные ценности молодежи. Москва: Московский государственный социальный университет, 2003. 201 с.

References

1. Gershunsky B. S. Rossija: obrazovanie i budushhee (Krizis obrazovanija v Rossii na poroge HHI veka). [Education and Future (crisis of education in Russia on the threshold of XX1 centenary)]. Chelyabinsk, 1993. 240 p. (In Russian)

2. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. [Basics of pedagogy]. Vvedenie v prik-ladnuju filosofiju. [Introduction into applied philosophy]. Ed. by P. V. Alekseev. Мoscow: Publishing House Shool-Press, 1995. P. 25. (In Russian)

3. Zagvyazinsky V. I. Celevye orientiry reformirovanija Rossijskogo obrazovanija. [Targets of Russian education reforming]. Vestnik Tjumenskogo gosu-darstvennogo universiteta. [Bulletin of Tumen State University]. 2013. Vol. 9. P. 712. (In Russian)

4. Kodzhaspirova G. М. Grazhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie kak ve-lenie vremeni. [Civil and patriotic education as the imperatives of our era]. Gra-zhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie v sovremennyh uslovijah: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 6 dekabrja 2013 g. [Civil and patriotic education in modern conditions: materials of international scientific/practical conference, d.d. 6 December, 2013]. Мoscow: Publishing House Economy-Inform, 2013. P. 17-24. (In Russian)

5. Kukanova E. V. Social'no-psihologicheskaja harakteristika sovremen-nogo studenta. [Socio-psychological characteristics of the present student]. Obra-zovanie i nauka. Izv. UrO RAO. [Education and science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education]. 2003. Vol. 8. P. 88-103. (In Russian)

6. Orlova E. O. Cennostnoe prostranstvo kul'tury i obrazovanija. [Value space of culture and education]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo univer-siteta. [Bulletin of Novgorod State University]. 2006. Vol. 39. P. 90-94. (In Russian)

7. Revyakina V. I. Aksiologicheskie aspekty pedagogicheskogo obrazovanija. [Axiology aspects of pedagogical education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. 2000. Vol. 8. P. 9-12. (In Russian)

8. Revyakina V. I. Grazhdanskaja znachimost' molodjozhnogo volontjor-skogo dvizhenija. [Civil significance of the youth volunteer activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. 2013. Vol. 4. P. 73-77. (In Russian)

9. Saimon B. Obshhestvo i obrazovanie. [Society and education]. Мoscow: Publishing House Progress, 1989. 200 p. (In Russian)

10. Sibirskij harakter kak cennost'. [Siberian character as value]. Ed. by М. I. Shilova. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University. 2007. Vol. 2. 296 p. (In Russian)

11. Fomicheva T. V. Obrazovatel'nye cennosti molodezhi. [Educational values of the youth]. Мoscow: Moskovskij gosudarstvennyj social'nyj universitet. ^oscow State Social University]. 2003. 201 p. (In Russian)

УДК 371

Леутина Антонина Леонидовна

кандидат педагогических наук, докторант Московского государственного университета культуры и искусств, Химки (РФ). Е-mail: tonya999@list.ru

РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ КРЕАТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Аннотация. Цель. Статья посвящена проблеме рефлексии социальных норм и влиянию наличия / отсутствия данной рефлексии на процесс социализации детей с высоким креативным потенциалом.

Методы и методология. Процессы социализации и рефлексии социальных норм рассматриваются на основе методологии системно-мыследеятельно-го анализа, разработанного основателем Московского методологического кружка Г. П. Щедровицким. Сравнительный анализ адаптационного и де-ятельностного подходов к социализации детей с высоким творческим потен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.