Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность в формировании патриотических качеств личности студента вуза культуры'

Волонтерская деятельность в формировании патриотических качеств личности студента вуза культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2532
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ВОЛОНТЕР / ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / PATRIOT / PATRIOTISM / PATRIOTIC QUALITIES / MOTIVATION / VOLUNTEERING / VOLUNTEER INITIATIVES / UNPAID WORKER / UNDERTAKING / GIVING / VOLUNTEERING MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко И.В., Шевцова М.М.

Статья посвящена проблеме формирования патриотических качеств личности студентов в образовательной организации высшего образования посредством их включения в волонтерскую деятельность. На основе анализа научной литературы приводится определение патриотизма, раскрывается двойственный характер понятия «патриотизм», выявляются патриотические качества личности, прослеживается связь между понятиями «патриотизм» и «волонтерство». В статье раскрываются возможности волонтерского движения, его социально-значимого потенциала в современных социокультурных условиях, приводятся примеры разных видов волонтерской работы в КемГИК. Данный вид общественной деятельности, включая в себя в первую очередь реализацию самых разнообразных форм гражданского участия, популяризацию патриотически ориентированных ценностей и практик, позволяет сконцентрироваться российской молодежи на оказании конкретной помощи людям различных возрастных и социальных категорий: своим сверстникам, людям старшего поколения, осваивая при этом различные формы взаимопомощи и самопомощи. Эта особенность волонтерства, безусловно, включает студента вуза культуры в процесс реализации добровольческих инициатив, в том числе и патриотического содержания, способствуя тем самым формированию его патриотических качеств, возможности проявить их в реальной повседневной жизни. В статье приводятся результаты социологического исследования, в котором приняли участие студенты, обучающиеся в ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры». Данное исследование направлено на выявление отношения студентов вуза культуры к волонтерской деятельности, приоритетных мотивов, составляющих основу занятия волонтерством, а также взаимосвязи понятий «волонтер» и «патриот» с точки зрения современной молодежи. Выявлено, что проблема включения студентов вуза культуры в волонтерскую деятельность является актуальной в современных условиях, находит активный отклик со стороны самих студентов. Почти половина студентов, принявших участие в исследовании, видят непосредственную связь между феноменами «патриотизм» и «волонтерство» и готовы осознанно включаться в волонтерскую деятельность, что позволяет эффективно и целенаправленно формировать патриотические качества у студентов вуза культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer Activity in Formation of Patriotic Student’s Qualities in Higher Educational Institution of Culture

The article is devoted to formation of patriotic student’s qualities in the higher education, solved today by modern Russian society. The solution of the problem is promoted by the organization of volunteer activity as integral component of educational process of higher educational institution. On the basis of the scientific literature, it is possible to reveal the definition of patriotism because it has the dual nature of the concept “patriotism”. The article reveals patriotic qualities of the personality, and the difference between the concepts of “patriotism” and “volunteering.” The article reveals the possibilities of the volunteer movement, its socially important potential in modern sociocultural conditions, examples of different types of volunteer activity in Kemerovo State University of Culture are given. The article considers the possibilities of the volunteer movement as one of students’ interaction in higher education which are accepted and approved by modern society with the people needing moral, psychological, material and activity support. This feature of volunteering includes the student of higher educational institution of culture in the process of implementation of voluntary initiatives including the patriotic contents. Thus, values and volunteering promote formation of patriotic, spiritual, moral, civil qualities and an opportunity to apply them in real everyday life. The article considers as well such key concepts as “patriotism,” “patriotic qualities,” “volunteering.” It pays attention to concrete activities, interaction with authorities in realization of voluntary initiatives of patriotic contents. Updating the importance of the research, the article presents the results of the sociological research conducted on the basis of Kemerovo State Institute of Culture. This research is directed to the relation of students of higher education to volunteer activity, the priority motives which are a basis of volunteering and also interrelation of the concepts “volunteer” and “patriot” and how these concepts are understood by modern youth. It is revealed that the problem of students’ inclusion of higher education institution of culture in volunteer activity is relevant in modern conditions, and the students themselves are very active in this activity. Most of the students who participated in a research see a direct connection between phenomena of “patriotism” and “volunteering” and are ready to join consciously in volunteer activity that allows to form effectively and purposefully patriotic qualities in students of higher education of culture.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность в формировании патриотических качеств личности студента вуза культуры»

zhdunarodnogo studencheskogo obmena [Development of cross-cultural communication within implementation of the welfare program of the international student's exchange]. Yazyk i kul'tura: sb. statey XXVIIMezhdunar. nauch. konf. (26-28 oktyabrya 2016 goda) [Language and culture: Sat. Articles XXVII Intern. scientific conf. (October 26-28, 2016)]. Tomsk, Izdatel'skiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2017, pp. 87-90. (In Russ.).

6. Kiseleva T.G., Krasilnikov Y.D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Sociocultural activity]. Moscow, MGUKI Publ., 2004. 539 p. (In Russ.).

7. Romanenko N.M. Mezhkul'turnoe vzaimodeystvie v polietnicheskom prostranstve MGIMO kak faktor profilaktiki i preduprezhdeniya mezhnatsional'noy napryazhennosti [Cross-cultural interaction in multiethnic space of MGIMO as a factor of prevention of international tension]. Pedagogicheskie nauki. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta [Pedagogical Sciences. Proceedings of the Southern Federal University], 2016, no. 10, pp. 23-32. (In Russ.).

8. Safina M.S. Formirovanie gotovnosti k mezhkul'turnoy kommunikatsii u studentov gumanitarnykh vuzov (naprimere izucheniya inostrannogo yazyka): diss. kand. ped. nauk [Formation of readiness for cross-cultural communication for students of human high education. Diss. PhD in pedagogy]. Kazan, 2005. 185 p. (In Russ.).

УДК 377

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА КУЛЬТУРЫ

Москаленко Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: moskalen-ko.74@mail.ru

Шевцова Маргарита Михайловна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: superpearlmargo@mail.ru

Статья посвящена проблеме формирования патриотических качеств личности студентов в образовательной организации высшего образования посредством их включения в волонтерскую деятельность. На основе анализа научной литературы приводится определение патриотизма, раскрывается двойственный характер понятия «патриотизм», выявляются патриотические качества личности, прослеживается связь между понятиями «патриотизм» и «волонтерство».

В статье раскрываются возможности волонтерского движения, его социально-значимого потенциала в современных социокультурных условиях, приводятся примеры разных видов волонтерской работы в КемГИК. Данный вид общественной деятельности, включая в себя в первую очередь реализацию самых разнообразных форм гражданского участия, популяризацию патриотически ориентированных ценностей и практик, позволяет сконцентрироваться российской молодежи на оказании конкретной помощи людям различных возрастных и социальных категорий: своим сверстникам, людям старшего поколения, осваивая при этом различные формы взаимопомощи и самопомощи. Эта особенность волонтерства, безусловно, включает студента вуза культуры в процесс реализации добровольческих инициатив, в том числе и патриотического содержания, способствуя тем самым формированию его патриотических качеств, возможности проявить их в реальной повседневной жизни.

В статье приводятся результаты социологического исследования, в котором приняли участие студенты, обучающиеся в ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры». Данное исследование направлено на выявление отношения студентов вуза культуры к волонтерской деятельности, приоритетных мотивов, составляющих основу занятия волонтерством, а также взаимосвязи понятий «волонтер» и «патриот» с точки зрения современной молодежи.

Выявлено, что проблема включения студентов вуза культуры в волонтерскую деятельность является актуальной в современных условиях, находит активный отклик со стороны самих студентов. Почти половина студентов, принявших участие в исследовании, видят непосредственную связь между фено-

менами «патриотизм» и «волонтерство» и готовы осознанно включаться в волонтерскую деятельность, что позволяет эффективно и целенаправленно формировать патриотические качества у студентов вуза культуры.

Ключевые слова: патриот, патриотизм, патриотические качества, мотивация, добровольчество, добровольческие инициативы, волонтер, волонтерство, волонтерская деятельность, волонтерское движение.

VOLUNTEER ACTIVITY IN FORMATION OF PATRIOTIC STUDENT'S QUALITIES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF CULTURE

Moskalenko Irina Vladimirovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: moskalenko.74@ mail.ru

Shevtsova Margarita Mikhaylovna, Sr Instructor of Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: superpearlmargo@mail.ru

The article is devoted to formation of patriotic student's qualities in the higher education, solved today by modern Russian society. The solution of the problem is promoted by the organization of volunteer activity as integral component of educational process of higher educational institution. On the basis of the scientific literature, it is possible to reveal the definition of patriotism because it has the dual nature of the concept "patriotism". The article reveals patriotic qualities of the personality, and the difference between the concepts of "patriotism" and "volunteering."

The article reveals the possibilities of the volunteer movement, its socially important potential in modern sociocultural conditions, examples of different types of volunteer activity in Kemerovo State University of Culture are given.

The article considers the possibilities of the volunteer movement as one of students' interaction in higher education which are accepted and approved by modern society with the people needing moral, psychological, material and activity support. This feature of volunteering includes the student of higher educational institution of culture in the process of implementation of voluntary initiatives including the patriotic contents. Thus, values and volunteering promote formation of patriotic, spiritual, moral, civil qualities and an opportunity to apply them in real everyday life.

The article considers as well such key concepts as "patriotism," "patriotic qualities," "volunteering." It pays attention to concrete activities, interaction with authorities in realization of voluntary initiatives of patriotic contents.

Updating the importance of the research, the article presents the results of the sociological research conducted on the basis of Kemerovo State Institute of Culture. This research is directed to the relation of students of higher education to volunteer activity, the priority motives which are a basis of volunteering and also interrelation of the concepts "volunteer" and "patriot" and how these concepts are understood by modern youth.

It is revealed that the problem of students' inclusion of higher education institution of culture in volunteer activity is relevant in modern conditions, and the students themselves are very active in this activity. Most of the students who participated in a research see a direct connection between phenomena of "patriotism" and "volunteering" and are ready to join consciously in volunteer activity that allows to form effectively and purposefully patriotic qualities in students of higher education of culture.

Keywords: patriot, patriotism, patriotic qualities, motivation, volunteering, volunteer initiatives, unpaid worker, undertaking, giving, volunteering movement.

В настоящее время в России актуальной темой является процесс консолидации гражданского общества, в котором цементирующей основой существования и развития государства становится воспитание патриотизма и патриотических качеств молодежи. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Мы согласны с А. В. Таранцовой, которая считает, что «перед Россией в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма, который в наибольшей степени способствовал бы воспитанию российских патриотов XXI века, а сама идея российского патриотизма в условиях обновления страны должна выйти на качественно новый уровень» [9].

В. А. Кольцова и В. А. Соснин определяют патриотизм как одну из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающуюся в чувствах любви к своему отечеству, преданности ему, уважении к его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом [4].

Известный критик и литератор XIX века Н. А. Добролюбов рассматривал патриотизм именно с точки зрения «принесения пользы стране, в которой проживаешь». В его понимании патриотизм - это чувство возвышенное, духовное. «Патриотом является человек, любящий свою страну бескорыстно, самоотверженно, принося пользу людям» [2].

В этих определениях прослеживается двойственный характер понятия «патриотизм», с одной стороны, это базовая духовная ценность общенационального уровня, а с другой - это система качеств конкретной личности. Идея понимания патриотизма в личностном ракурсе получила свое теоретическое обоснование еще у Г. В. Флоровского. Он рассматривал патриотизм как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил человека. Именно этот личностный акт, а не голая военная мощь, и создает, по мнению Флоровского, величие России [10].

Анализ научной литературы (В. В. Дьяченко, В. И. Лутовинов, М. В. Мамонов, Б. Р. Мандель и др.) позволил нам выделить патриотические качества личности. К ним мы относим: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины [3; 5; 6; 7].

Воспитывать патриотические качества можно и через систему общественных мероприятий, посредством конкретных действий. Одной из форм такого воспитания на сегодняшний день является волонтерство. В английском языке слово volunteer означает: «человек, работающий без оплаты, желающий тем самым помочь кому-либо». Отсюда волонтерство (добровольчество) - это достаточно разнообразный круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо общественности без расчёта на материальное вознаграждение.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому. Поэтому волонтёры по собственному желанию делятся своим временем, знаниями, энергией для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой-либо материальной выгоды. О положительной роли волонтерства в своей работе говорит М. В. Певная, связывая его с поддержанием социального порядка в обществе. Доброта и забота о других становятся внутренним качеством человека только тогда, когда он принимает активное участие в добрых поступках [8].

Наиболее активным этапом развития волон-терства в новейшей истории России стали последние десятилетия. Однако необходимо заметить, что добровольчество в России имеет давние

традиции еще с XIX века. Различные слои населения в годы царской власти активно принимали участие в помощи малоимущим, детям-сиротам, работая на добровольной и безвозмездной основе в приютах, больницах, школах. Советский период истории России может также похвастаться масштабным размахом добровольческой деятельности (октябрята, тимуровцы, пионеры, комсомольцы).

Современный этап развития волонтерской деятельности тесно связан с обучением в образовательном учреждении высшего образования, которое предполагает не только формирование и развитие профессиональных компетенций, но и культурное, нравственное развитие, формирование активной гражданской позиции и патриотических качеств студента. Опыт работы по патриотическому воспитанию студентов КемГИК показывает, что решающее значение в этом процессе имеют общественно полезные дела. Поэтому развитие и популяризация волонтерского движения в студенческой среде являются одной из приоритетных задач учебно-воспитательной работы в вузе.

Волонтерство в области культуры - это добровольческие инициативы, направленные на развитие культурных пространств, работу в культурных учреждениях или помощь на городских площадках, фестивалях и праздниках. Кемеровский государственный институт культуры не стал исключением, волонтёрская работа здесь осуществляется совместно с органами власти, Департаментом молодежной политики и спорта, волонтёрскими организациями, детскими оздоровительными центрами и другими учреждениями г. Кемерова и Кузбасса.

Сюда мы относим такие виды деятельности нашего вуза, как участие в ежегодной патриотической акции «Снежный десант», реализующейся в рамках Всероссийской патриотической акции «Снежный десант РСО», во время которой студенты оказывают шефскую помощь ветеранам, приводят в порядок памятники, очищают территории школ и детских садов от снега, проводят мастер-классы и проф-ориентационные мероприятия для школьников.

Популяризацией ценностей и практики добровольчества (волонтерства) является также

участие в ежегодной общероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра», цели которой - вовлечение горожан в социальную практику; активизация добровольческого потенциала; консолидация общественно-государственных усилий в совместном решении социальных проблем.

Участие во Всекузбасских субботниках, организация праздничных мероприятий для ветеранов, детей из детских домов, помощь приютам для бездомных животных также стали нормой для многих студентов нашего вуза.

Стоит отметить, что за последние годы выросло число студентов, принимающих участие в данных мероприятиях. Это связано с тем, что волонтерская работа становится более разнообразной, охватывая все больше студентов, с учетом их предпочтений. На базе вуза создан волонтерский отряд «Добрые сердца» по оказанию помощи инвалидам и лицам с ОВЗ в учебной, научной, творческой деятельности и бытовых вопросах.

Мотивация участия в добровольческой деятельности очень разнообразна. Наиболее часто называются желание помочь нуждающимся, стремление усовершенствовать окружающий мир, самореализоваться, интересно провести свободное время, получить новые знания и профессиональные навыки, расширить имеющийся круг общения. Среди наиболее распространенных мотивов участия в добровольчестве среди молодежи - желание попробовать себя в профессии и применить полученные теоретические знания на практике. Другим мотивационным фактором является стремление приобрести опыт и установить профессиональные контакты для получения работы в будущем и продвижения по карьерной лестнице.

Для изучения сегодняшнего положения во-лонтерства и его определяющего влияния на формирование патриотических качеств личности студента, на базе КемГИК было проведено социологическое исследование. Оно направлено на выявление отношения студентов вуза культуры к волонтерской деятельности, приоритетных мотивов, составляющих основу занятия волонтер-ством, а также взаимосвязи понятий «волонтер» и «патриот» в понимании современной молодежи.

Рисунок 1. Результаты ответа на вопрос: «Ваше отношение к волонтёрству?»

В связи с этим обратимся к результатам анкетирования студентов, в котором приняли участие 72 обучающихся КемГИК. Представляем совокупные результаты их ответов на вопросы.

Так, на вопрос: «Ваше отношение к волон-терству?» - были получены следующие ответы (рис. 1). Вариант ответа - «отличная идея» выбрали 54 студента, что составило 75 % от общего числа ответивших; вариант ответа - «равнодушен к этой теме» выбрали 17 студентов, что составило 23,61 % от числа всех ответивших и вариант ответа - «не разделяю эту тему» ответил 1 студент, что соответственно составило 1,38 % от общего числа ответивших. Суммируя число студентов, выбравших варианты - «равнодушен к этой теме» и «не разделяю эту тему», получится, что нейтрально или даже отрицательно относящихся к волонтерству студентов КемГИК меньше в три раза по сравнению с теми, кто отмечают волон-терство как «отличную идею».

На следующий вопрос: «Как вы думаете, зачем люди идут в волонтеры?» (рис. 2) - 58 студентов выбрали вариант ответа - «потребность помогать», что составило 80,55 % от общего ко-

личества всех ответивших; 3 студента ответили -«за компанию с другом/подругой», что составило 4,16 % от общего количества ответивших; 4 студента выбрали два варианта ответа: «потребность помогать» и «за компанию с другом/подругой», что составило 5,55 %; 1 студент выбрал два варианта ответа: «за компанию с другом/подругой» и «руководство сказало, что надо», что составило 1,38 %, также 1 студент выбрал два варианта ответа «потребность помогать» и «руководство сказало, что надо», что составило 1,38 %; а также два студента выбрали три варианта ответа: «потребность помогать», «за компанию с другом/ подругой» и «руководство сказало, что надо», уточнив, что распределение по трем вариантам ответа составляет соотношение 50 на 50, в целом 2,77 % из числа ответивших. При этом, очевидно, что самый большой процент ответов студентов составил вариант - «потребность помогать». Суммируя количество ответов студентов, выбравших варианты «потребность помогать» и «за компанию с другом/подругой», получается, что 84,71 % студентов готовы активно оказывать посильную для них помощь.

■ 80,55 % Потребность помогать

4,16 % За компанию с другом/подругой

5,55 % Потребность помогать и за компанию с другом/подругой

■ 1,38 % За компанию с другом/подругой и руководство сказало, что надо

2,77 % Потребность помогать, за компанию с другом/подругой и руководство сказало, что надо

Рисунок 2. Результаты ответа на вопрос: «Как вы думаете, зачем люди идут в волонтеры?»

На вопрос: «Есть ли у вас опыт волонтерст-ва? Если да, то какой?» - нами были получены следующие результаты (рис. 3). 44 студента ответили - «да, опыт волонтерства есть», что соста-

вило 61,11 % ответивших, 28 студентов ответили - «нет, опыта не имеется», что составило 38,8В %.

Рисунок 3. Результаты ответа на вопрос «Есть ли у вас опыт волонтерства? Если да, то какой?»

На вопрос: «Если бы вам предложили вступить в волонтерский отряд?..» - были получены следующие результаты (рис. 4). 19 студентов ответили - «согласился бы с радостью», что со-

ставило 26,38 %, 45 студентов выбрали вариант ответа - «надо хорошо подумать», что равно 62,5 %, 6 студентов выбрали вариант - «отказался бы, жалко своё личное время», что составило

8,33 % всех ответивших, и 2 студента предложили свой вариант ответа - «вступил бы, но неохотно», что составило 2,77 % всех ответивших.

Анализируя ответы на данный вопрос, отметим, что все-таки наибольшее количество ответов составил вариант - «надо хорошо подумать»,

что свидетельствует о недостаточно высокой мотивации студентов систематически заниматься данным видом деятельности. Ведь ведущим мотивом к занятию волонтерством является интерес, который необходимо не только формировать, но и постоянно поддерживать.

2,77 %

8,33 % ~ — ___ 26,38 %

62,50 %

26,38 % Согласился бы с радостью 62,50 % Надо хорошо подумать 18,33 % Отказался бы, жалко своё личное время 12,77 % Свой вариант ответа

Рисунок 4. Результаты ответа на вопрос «Если бы вам предложили вступить в волонтёрский отряд?..»

На вопрос: «Как вы думаете, связаны ли понятия "волонтер" и "патриот"? Если да, то как?» - нами получены следующие результаты (рис. 5). 32 студента ответили - «да, эти два понятия связаны между собой», что составило 44,44 % от числа ответивших, 37 студентов ответили - «нет, эти два понятия между собой не связаны», что составило 51,39 %, 2 студента затруднились дать ответ на данный вопрос, что составило 2,77 % от числа всех ответивших, и 1 студент ответил, что эти два понятия связаны 50 на 50, что составило 1,38 %.

Ниже приводим варианты ответов, данные студентами, посчитавшими, что понятия «волонтер» и «патриот» не связаны между собой: «нет, мне кажется, что это немного разные понятия»; «скорее нет, чем да»; «нет, потому как патриотом ты можешь быть, но не факт, что ты пойдешь людям помогать»; «думаю это разные вещи»; «я считаю, что человек если хочет помочь - он найдет способ сделать это»; «считаю, что абсолютно разные понятия»; «не связаны, так как патриот отстаивает и защищает государство, волон-

тер же стремиться помогать всем»; «нет, потому что волонтерство - это желание помочь людям, окружающей среде, а иногда сделать то, что государство не хочет или не в состоянии сделать»; «волонтер - человек желающий помогать, патриот - человек, который уважает, любит и гордится своей страной, значит, эти понятия различные».

Среди студентов, отметивших, что понятия «волонтёр» и «патриот» тесно связаны между собой и даже взаимовлияют друг на друга, были получены следующие ответы с собственной аргументацией: «эти понятия связаны, так как патриот и волонтёр работают во благо»; «связаны, ведь как патриот "болеет" за свою родину, так и волонтёр - за свое дело, за людей, за животных и т. д.»; «да, связаны, даже если брать в пример чемпионат мира по футболу, который в 2018 году прошел в России, то в волонтёры шли люди, которые хотели, чтобы страна выглядела в лучшем свете, многие шли именно из-за этого»; «считаю, что связаны, волонтёр, как и патриот, верит в своё дело и предан ему»; «оба понятия объединяют людей»; «да, связаны чувством дол-

га, желанием помогать друг другу»; «волонтер помогает человеку, нуждающемуся в этом, каждый человек составляет общество (государство), помогая другим людям, волонтер помогает Родине, тем самым и выражается патриотизм»; «это помощь, а значит и улучшение собственной страны, это построено на приятном отношении к Родине»; «зависит от сферы волонтерства, если волонтер требуется для патриотического мероприятия, то связаны»; «да, так как волонтер помогает бесплат-

Между тем, преобладание числа ответов студентов, считающих, что эти понятия не связаны, мы можем объяснить следующими причинами. Во-первых, в таких ответах проявляется, в первую очередь, юношеский максимализм, выражающийся в том, что связано в целом с событиями, происходящими в российском обществе и государстве. Во-вторых, в большинстве случаев студенты, отвечая, что эти понятия не связаны, не давали аргументированного, подтверждающего данную точку зрения ответа, просто написав -«нет», а значит, и не особо задумываясь над взаимосвязью данных понятий. В-третьих, альтруистов всегда было меньше в сравнении с людьми, думающими о собственном благе больше, чем о благе своей страны. Но, безусловно, радует, что волонтеры, помогая людям, живущим в нашей стране, тем самым выражают уважение по отношению к самой стране, в которой живут, и за-

но своей стране, например, во время Олимпиады»; «возможно, помогая во благо стране, как международная благотворительность»; «связаны стремлением находиться в среде единомышленников, наличием определенных ценностей и убеждений»; «да, связаны, любить Родину - значит помогать ей развиваться»; «понятия связаны, волонтеры помогают, а патриоты любят и ценят что-либо и также помогают».

ботятся о ней, делая ее лучше, а следовательно, и проявляют те самые патриотические качества, формирование которых происходит и в ходе волонтерской деятельности в том числе.

Безусловно, необходимо со студентами проводить разъяснительную работу, беседуя на темы патриотизма, о возможности его проявления, как в обычной жизни, так и в их будущей профессиональной деятельности. Но эти аспекты будут рассматриваться в наших дальнейших публикациях.

Тем не менее полученные нами результаты анкетирования подтверждают, что включение студентов вуза культуры в волонтерскую деятельность является востребованным в современных политических и социокультурных условиях, а также находит активный отклик со стороны самих студентов и, что самое главное, - позволяет формировать патриотические качества у студентов вуза культуры.

■ 44,44 % Да, связаны "51,39 % Нет, не связаны "2,77 % Затрудняюсь ответить 1,38 % 50/50

Рисунок 5. Результаты ответа на вопрос «Как вы думаете, связаны ли понятия волонтёр

и патриот? Если да, то как?»

Литература

1. Васильковская М. И., Пономарёв В. Д. Педагогика волонтерства в молодежной среде // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 4 (84). - С. 142-151.

2. Добролюбов Н. А. Избр. пед. соч. - Москва: Педагогика, 1986. - 346 с.

3. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2001. - 38 с.

4. Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психол. журн. - 2005. - № 4. - С. 89-98.

5. Лутовинов В. И. В патриотизме молодежи - будущее России: пособие для педагогов, рук. образоват. учреждений и организаторов работы с молодежью. - Москва: Фонд Андрея Первозванного, 1999. - 204 с.

6. Мамонов М. В. Патриотизм в переломные моменты истории // Междунар. форум «Дети - молодежь -общество»: мат-лы дискус. центра № 4 «Проблемы воспитания патриота и гражданина в современных условиях». - Челябинск, 2000. - С. 18-19.

7. Мандель Б. Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы: учеб. пособие для обучающихся в магистратуре. - Москва: Директ-Медиа, 2017. - 619 с.

8. Певная М. В. Волонтёрство как социальная проблема // Социол. исслед. - 2013. - № 2. - С. 110-119.

9. Таранцова А. В. Патриотическое воспитание молодежи в вузе: проблемы и перспективы // Молодой ученый. -2016. - № 5.1. - С. 28-30.

10. Флоровский Г. В. О патриотизме праведном и греховном // На путях. Кн. 2. Геликон. - Берлин, 1922. - 358 с.

References

1. Vasilkovskaya M.I., Ponomarev V.D. Pedagogika volonterstva v molodezhnoy srede [Pedagogy of volunteering in the youth environment]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2018, no. 4 (84), pp. 142-151. (In Russ.).

2. Dobrolyubov N.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical writings]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 346 p. (In Russ.).

3. Dyachenko V.V. Teoriya i praktika patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoy Rossii [Theory and practice ofpatriotic education in modern Russia]. Moscow, 2001. 38 p. (In Russ.).

4. Koltsova V.A., Sosnin, V.A. Sotsial'no-psikhologicheskie problemy patriotizma i osobennosti ego vospitaniya v sovremennom rossiyskom obshchestve [Socio-psychological problems of patriotism and features of its education in modern Russian society]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2005, no. 4, pp. 89-98. (In Russ.).

5. Lutovinov V.I. Vpatriotizme molodezhi - budushchee Rossii: posobie dlya pedagogov, ruk. obrazovat. uchrezhdeniy i organizatorov raboty s molodezh'yu [In the patriotism ofyouth - the future of Russia. Manual for teachers, hands. educate institutions and organizers of work with youth]. Moscow, Fond Andreya Pervozvannogo Publ., 1999. 204 p. (In Russ.).

6. Mamonov M.V. Patriotizm v perelomnye momenty istorii [Patriotism at the turning point of history]. Mezhdunar-odnyy forum "Deti - molodezh' - obshchestvo": materialy diskussionnogo tsentra № 4 "Problemy vospitaniya patriota i grazhdanina v sovremennykh usloviyakh" [International Forum "Children - Youth - Society": materials of the discussion center no. 4 "Problems of education of the patriot and citizen in modern conditions"]. Chelyabinsk, 2000. pp. 18-19. (In Russ.).

7. Mandel B.R. Pedagogika vysshey shkoly: istoriya, problematika, printsipy [Higher education pedagogy: history, problems, principles]. Мoscow, Direct-Media Publ., 2017. 619 p. (In Russ.).

8. Pevnaya M.V. Volonterstvo kak sotsial'naya problema [Volunteering as a social issue]. Sotsiologicheskie issledo-vaniya [Sociological studies], 2013, no. 2, pp. 110-119 (In Russ.).

9. Tarantsova A.V. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v vuze: problemy i perspektivy [Patriotic education of young people in high school: problems and prospects]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2016, no. 5.1, pp. 28-30. (In Russ.).

10. Florovskiy G.V. O patriotizme pravednom i grekhovnom [On patriotism righteous and sinful]. Na putyakh. Kn. 2. Gelikon [On the ways. Book 2. Helicon]. Berlin, 1922. 358 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.