Научная статья на тему 'Аксиологические особенности функционирования логических частиц в немецкоязычной рекламе'

Аксиологические особенности функционирования логических частиц в немецкоязычной рекламе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бутусова Светлана Николаевна

Статья посвящена установлению специфики функционирования логических частиц в текстах немецкоязычной рекламы по сравнению с текстами художественной литературы. Основой для сравнения служит аксиологическое понятие «нормы». На примере группы логических частиц с отрицательным фоном выделения выявляются новые функциональные характеристики частиц, что расширяет представление о прагматических возможностях анализируемых слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологические особенности функционирования логических частиц в немецкоязычной рекламе»

ния в структуре художественного текста: на материале прозы Г Грасса: Дис. ... канд. филол. наук. -СПб., 2000. - 197 с.

3. Воевудская О.М. Лексико-семантическое поле в лексиконе языка: (на материале поля свет-тьма в русском и английском языках): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 1999. - 23 с.

4. Григорьева Т.В. Семантическая интерпретация концептов «свет» и «тьма» в русском языке: Дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2004. - 253 с.

5. Губенко Е.В. Лексико-семантическое поле цвета и света в лирике Б.Л. Пастернака: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.: МГЛУ, 1999. - 21 с.

6. Карташова Ю.А. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике И. Северянина: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2004. - 22 с.

7. Кожуховская Н.В. Свет и колорит в художественном мире В.Ф. Одоевского // Свет и цвет в художественном произведении: Межвуз. сб. науч. трудов. - Сыктывкар: СГУ 1990 - С. 13-20.

8. Кондрашова О.В. Узуальная и поэтическая семантика цвето- и светообозначений (на материале крымской лирики М. Волошина) // Лингвистические и психолингвистические основы изучения сущностей. - Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1997. - С. 71-95.

9. Кузнецов А.М. Когнитология, «антропоцентризм», «языковая картина мира» и проблемы исследования лексической семантики // Этнокуль-

турная специфика речевой деятельности: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-ин-форм. исслед., отд. языкознания; Редкол.:

Н.Н. Трошина (отв. ред.) и др. - М., 2000. - 112 с.

10. КуликоваИ.С. Семантико-стилистическая характеристика атрибутивных именных словосочетаний (на материале цветовых и световых прилагательных в произведениях К.Г. Паустовского и М.М. Пришвина): Дис. ... канд. филол. наук. -Л., 1966. - 393 с.

11. Люлько Н.П. Цвет в пейзажах К. Паустовского // Русская речь. - 1967. - N° 6. - С. 33-37.

12. Недельчо Е.В. Структурно-семантическая характеристика русских паремий с компонентами цвето- и светообозначения: Дис. ... канд. филол. наук. - Кострома, 2000. - 156 с.

13. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж, 2003. - 191 с.

14. Соловьев С.М. Колорит произведений Ф.М. Достоевского // Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство: Сб. ст. - М., 1971. - С. 414-446.

15. ФрумкинаР.М. Цвет, смысл, сходство (аспекты психолингвистического анализа). - М.: Наука, 1984. - 176 с.

16. Шведова Н.Ю. Русский язык: Избранные работы. Росс. акад. наук; Отд-е историко-филолог. наук; Ин-т русского языка им В.В. Виноградова. -М.: Языки славянской культуры, 2005. - 640 с.

С.Н. Бутусова

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЧАСТИЦ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ РЕКЛАМЕ

Преамбула. Статья посвящена установлению специфики функционирования логических частиц в текстах немецкоязычной рекламы по сравнению с текстами художественной литературы. Основой для сравнения служит аксиологическое понятие «нормы». На примере группы логических частиц с отрицательным фоном выделения выявляются новые функциональные характеристики частиц, что расширяет представление о прагматических возможностях анализируемых слов.

Известно, что в реальной жизни человек оценивает практически все. Для оценки окружающей действительности человек использует определенные слова, такие как: «хороший», «плохой», «вкусный», являющиеся аксиологическими операторами. Такими аксиологическими операторами, по мнению ряда авторов, в частности, Н.А. Тороповой [3], являются и логические частицы. Употребление логических частиц в высказываниях тесно связано

с аксиологическим понятием «нормы»: на основании фактов художественной литературы установлено, что логические частицы, чьей основной функцией является выделение одного понятия на фоне других, сигнализируют об отступлении от общепринятых правил положения вещей, заявленного пропозицией. Приведем пример:

(1) „Hier ist unser neuer Gast“, sagt Frau Richter und schiebt Adam durch die Kuchentur. Herr Richter liegt uuf dem kleinen Sofa und dreht nur den Kopf

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

© С.Н. Бутусова, 2007

herum. «Вот наш новый гость», говорит госпожа Рихтер и толкает Адама в кухонную дверь. Господин Рихтер лежит на маленьком диване и повертывает только голову». В соответствии с общепринятыми нормами, приветствуя входящего человека, нужно не только повернуть голову ему навстречу, но и встать. Выделяемое частицей пиг понятие представляет собой нечто меньшее в сравнении с ожидаемым действием. Логическая частица сигнализирует об отступлении от нормативного положения вещей.

Рекламный текст обнаруживает специфику функционирования логических частиц в их отношении к характеристике «норма». При исследовании логических частиц с отрицательным фоном выделения: пиг, е^аЛ, еЬеп, а11ет, ausscЫieЫich, bloss, einzig, lediglich, ausgerechnet, выделяемых в отдельную группу на основании общего в семантике данных частиц компонента «отрицание другого», выявлено, что частицы в рекламном тексте наряду с «отступлением от нормы» способны также маркировать и нормативное положение вещей, выступая маркерами нормы рекомендуемой (ausscЫieШich, еЬеп, пиг, аПеш) или общепринятой (пиг, Ыoss), сигнализировать об отступлении от нормативного положения вещей (превышение, снижение, крайняя степень признака: е^аЛ, lediglich, ausgerechnet, einzig) а также служить маркером перехода на другую шкалу оценок (пиг, einzig).

Как известно, норма связана с ориентацией на определенные стандарты, под ней понимаются все виды и формы порядка, включая естественные нормы природы, и созданные человеком правила и законы [1, с. 249].

В рекламе четко разграничиваются два вида нормы: эталонная норма, представляющая собой идеал, с точки зрения которого оцениваются сопоставляемые объекты, и норма, отражающая стереотипные, существующие представления о данном объекте с соответствующим признаком. Отмечается, что сигнализаторами такой общепринятой нормы нередко выступают слова типа: обыкновенный, обычный, рядовой, нормальный и другие [2, с. 51]. В немецкоязычном рекламном тексте заведенный порядок вещей зачастую маркируют кванторы: иЬега11, а11е, \1е1е.

В условиях эталонной нормы, как показывает фактический материал, функционируют частицы ausscЫieШich, еЬеп, пиг, а11еш. Наиболее ярким представителем данной группы частиц является

логическая частица ausschlieftlich. Норма, отражающая идеальное представление об объекте, - основная сфера реализации частицы ausschlieftlich.

(2) Bighurt PUR

So muss purer Joghurt schmecken. Cremig und vollmundig

Loffel fur Loffel.

Unser Bighurt PUR wird ausschliefilich mit bester Vollmilch mit naturlichem Fettgehalt von 3,8% hergestellt... [8].

Частица ausschlieftlich маркирует нормативное положение вещей, которое должно иметь место: йогурт должен изготавливаться из лучшего цельного молока с естественным содержанием жира в 3,8%. На то, что данная характеристика является нормативной, указывает определение «натуральный», а также выражение «So muss purer Joghurt schmecken».

Очень часто частица ausschlieftlich употребляется в рекламе продуктов питания и одежды, затрагивает сферу здоровья человека и позволяет охарактеризовать рекламируемую продукцию как полностью соответствующую необходимым стандартам. Маркируемая частицей норма всегда положительна и соотнесена с областью предмета рекламы.

В условиях соответствия норме, являющейся распространенной и общепринятой, но не предписываемой, не носящей рекомендательного характера, могут функционировать частицы nur и bloss. В высказывании присутствуют слова, позволяющие считать установленное положение вещей стандартным, нормативным, однако, такое положение вещей не является эталонным и желаемым.

(3) Normalerweise haben Farbfilme nur drei Farbschichten: Rot, Grun und Blau, doch jetzt gibt es eine mehr: CYAN... [6, с. 117].

То, что описываемое положение вещей принадлежит норме, указывает наречие «normalerweise». Частица nur вносит аксиологическую характеристику «мало», оценивая данное положение вещей как недостаточное и нерекомендуемое, так как теперь (jetzt) есть нечто большее - более современная продукция, обладающая большей цветовой гаммой. Функционируя в условиях общепринятой нормы, частица nur соотносит ее с областью конкурирующей с рекламируемым товаром продукции.

Логические частицы с отрицательным фоном выделения в подавляющем большинстве случаев сигнализируют отклонение от нормативного положения вещей (что может оцениваться положитель-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

79

но или отрицательно), обнаруживая целый спектр возможных характеристик. Так, характеристика «ниже нормы» является доминирующей сферой функционирования логической частицы einfach.

(4) Emsa Isolierkanne Princess

Die Emsa Isolierkanne Princess mit Thermomatik Verschlufttechnik und 1,0 Liter Volumen.

Drucken, drehen, dicht - so einfach funktioniert die Verschlufttechnik Thermomatik. Den Deckel einfach auflegen, den Kopf drehen und die Kanne ist 100% dicht verschlossen... [9].

Частица einfach выделяет действие, представляющее собой нечто меньшее по сравнению с ожидаемым при применении большинства аналогичной продукции (электрочайники), что оценивается позитивно, как более удобный вариант для потенциального пользователя.

В условиях отступления от нормы, оцениваемого отрицательно, функционирует частица ausgerechnet. Данная аксиологическая характеристика является основной для этой частицы.

(5) Der ADAC hilft mit Sicherheit.

Der ADAC - die Nr. 1 in der Pannenhilfe.

Ausgerechnetjetzt! Sie freuen sich auf den Abend mit Ihrer Familie. Da reiftt der Keilriemen. Zum Gluck ist die nachste Notrufsaule nicht weit, der ADAC-Straftenwachtfahrer rasch zur Stelle... [4, с. 60].

Частица ausgerechnet маркирует отступление от нормативного положения вещей: когда человек радуется предстоящему вечеру в кругу семьи, неприятности и несчастные случае в дороге неуместны. Имеющая место в данном случае ситуация расценивается как отступление от нормального положения вещей и воспринимается резко отрицательно. Фактический материал свидетельствует, что логическая частица ausgerechnet употребляется в рекламе, тематически связанной с деятельностью человека и, главным образом, обозначает неуместность сложившегося положения вещей определенному отрезку времени.

Еще одной аксиологической характеристикой логических частиц, не отмеченной ранее при анализе художественной литературы, явилась их способность маркировать «переход на другую шкалу оценок».

Характеристика «переход на другую шкалу» свойственна частицам nur и einzig.

(6) Nur Fliegen ist schoner.

Mit diesem Slogan schrieb der legendare Opel GT Automobilgeschichte... Fahrspaft pur ist das Konzept... [5, с. 129].

Цель рекламы - показать состояние предельной удовлетворенности человека от езды на автомобиле марки «Опель» - достигается употреблением частицы nur со словом «Fliegen» (полет). Выделяя слово «полет» как другой вид передвижения (то есть маркируя переход на другую шкалу), частица nur подчеркивает крайнюю степень признака предмета рекламы.

Обозначение предельности признака характерно для логической частицы einzig:

(7) Das glauben Sie uns ja doch nicht... Andererseits beruhen die Testergebnisse der Vector einzig auf der herausragenden QualitM und dem sensationell guten Preis - Leistungs-Verhaltnis unserer Lautsprecher. Bei dem schon mal ein Weltbild durch einander kommen kann [7, с. 3].

Частица маркирует превышение нормативной степени признака рекламного товара (магнитола), его крайнюю степень: выдающееся качество, сенсационно хорошая цена. Нормой является хорошее или высокое качество продукции и доступная цена. Частица einzig активизирует эмоциональную оценку, заключающуюся в воздействии на чувства потенциального покупателя.

Итак, рекламные тексты демонстрируют более широкие аксиологические возможности логических частиц в их отношении к понятию «норма», чем это было установлено на примере текстов художественной литературы. Выявленные характеристики позволяют считать рекламу особой сферой функционирования данных слов.

Библиографический список

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. - М., 1988.

2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М., 1985.

3. Торопова Н.А. Логические частицы как знаки способов мышления в немецком и русском языках // Контрастивная и функциональная грамматика. - Калинин, 1985. - С. 133-138.

4. Der Spiegel. Das deutsche Nachrichten-Magazin. - Haftfurt/Main, 1993. - № 23.

5. Der Spiegel. Das deutsche Nachrichten-Magazin. - Haftfurt/Main, 1999. - № 15.

6. Der Spiegel. Das deutsche Nachrichten-Magazin. - Haftfurt/Main, 1999. - № 23.

7. Der Spiegel. Das deutsche Nachrichten-Magazin. - Haftfurt/Main, 1999. - № 24.

8. www.ehrmann.de/index3.html.

9. www.gelerio-kaufhof.de.

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.