Научная статья на тему 'Аксиологическая концепция Н. А. Бердяева'

Аксиологическая концепция Н. А. Бердяева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
609
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая концепция Н. А. Бердяева»

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА

Е.В. Гречка, студентка, С.А. Иванова, студентка, Ю.В. Попова, преподаватель,

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж,

г. Воронеж

Русская философия, являясь неотъемлемой частью русской культуры, представляет собой выражение национального менталитета и самосознания русского народа, его духовных ценностей и стремлений. Характерными чертами русской философии, по мнению Н.О. Лосского, являются: космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность, онтологизм [1, с. 22].

В отличие от западной философской мысли, для которой был характерен рационалистический стиль, русская философия была направлена на осмысление духовного бытия, именно поэтому уже на начальном этапе своего становления она пытается дать ответы на самые важные, ценностно-ориентированные и универсальные вопросы: «что есть мир и человечество?», «в чём смысл существования народов и человека?». В результате сформировался специфически русский стиль философствования, который, согласно мнению известного русского философа Б.П. Вышеславцева, проявился в том, что «не существует специально русской философии, но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения» [1, с. 35].

Великий русский философ И. Ильин писал по поводу уникальности и ценностно-духовного начала в русской философии: «Если русская философия хочет ещё сказать что-нибудь значительное русскому народу и человечеству вообще, то она, прежде всего, должна спросить себя, в чём её призванье, каков её верный путь? Она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности... Иначе она окажется мёртвым грузом в истории русской культуры» [6, с. 364].

Оригинальную ценностную концепцию культуры раскрывает в своем творчестве известный русский философ Н.А. Бердяев. Свои аксиологические взгляды философ излагает с точки зрения «творческого», или «мистического реализма», согласно которому всё, что есть ценного в мире, принадлежит к реальному и богатому миру творчества. Бердяев, прослеживает диалектику ценностного подхода к человеку от античности до начала ХХ в., различает ценности: высокие, низкие, срединные, положительные и отрицательные; говорит об их иерархии, рассматривает роль ценностей Истины, Добра, Красоты в творческом акте, выявляет природу ценностей культуры и способы их познания.

Н.А. Бердяев, освещающий в своей философии проблемы конечных перспектив человека в пределах этого мира, утверждает, что «задача человеческой жизни состоит в том, чтобы человек научился выходить ... к ценностям, имеющим сверхличностное значение. «Быть человеком, быть личностью ... есть осуществление в себе образа и подобия Божия» [5, с. 21].

«Духовность несёт с собой освобождение, она несёт с собой человечность», -писал Н.А. Бердяев, поэтому «дух, свобода, личность имеют номенальное значение ... Возможен прорыв духовности в социальную жизнь, и всё лучшее в социальной жизни исходит из этого источника. Нужно оставить совершенно ложную идею второй половины XIX в., что человек есть создание социальной среды. Наоборот, социальная среда есть создание человека» [4, с. 194]. Этот преобразующий человека прорыв божественной духовности в социуме и реализуется в виде ценностей.

Подчеркивая божественный характер ценностей, философ считает, что их познание есть не научное восприятие мира, а творческий акт, в процессе которого создаются ценности бытия. По Бердяеву, человек, в котором открывается абсолютное бытие, не только субъект, познающий ценности, но и самоцель, являющаяся абсолютной ценностью. Бердяев развивает одну из основных идей В.С. Соловьёва о Богочеловечестве, которая означает преодоление самодостаточности человека, утверждение его высшего достоинства. Рассматривая космос как органическую иерархию живых существ, философ утверждал, что человек не только выше всех иерархических ступеней природы, но и выше ангелов, т.к. он призван к продолжению творения. Бердяев формулирует новый категорический императив, требующий от человека творческого деяния в качестве нравственного долга. В творческом акте человек выходит из замкнутой субъективности, а целью творчества является «новое бытие». Аксиологические взгляды философа формируются в процессе поиска решения антропологической проблематики. В философии Бердяева тесно взаимосвязаны аксиология, антропология и философия культуры.

Интерес к ценностной проблематике складывается уже в первый период деятельности Бердяева, когда идет становление его мировоззрения. Мыслитель считает необходимым, не отвергая марксизм полностью, дополнить его этическим учением в духе неокантианства, обогатить марксизм ценностным подходом к общественному развитию. Переход к идеализму был связан с утверждением в творчестве абсолютной ценности человеческой личности и духовных ценностей: истины, добра, красоты и философского творчества, которые станут ключевыми в философии Бердяева.

Во второй период творчества Бердяевым создаются произведения «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Судьба России» и др., в которых достаточно четко излагается теоретико-ценностная позиция философа, ее связь с антропологией и философией культуры. Философию свободы мыслитель определяет как «философию богочеловечества», а в творчестве видит смысл человеческой жизни.

В работе «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности» автор утверждает, что война - это борьба не за элементарный факт жизни, не за простые интересы, а всегда борьба за ценность, за творческую силу, за историческое бытие.

Третий период творчества, период эмиграции, представлен работами «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», «Философия неравенства», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»,

«Самопознание. Опыт философской автобиографии» и др., в которых нашли законченное выражение теоретико-ценностные концепции Бердяева.

Бердяев подчеркивает непреходящее значение аксиологии как науки о смысле и ценностях, которая должна иметь не только теоретический, но и практический характер, призывать не только к усвоению, но и к переоценке ценностей. Русский мыслитель достаточно подробно описывает аксиосферу: даёт определение понятия «ценность», показывает объективно-бытийную природу ценностей, объясняет процесс познания и создания ценностей, раскрывает содержание основных ценностей, устанавливает взаимосвязь между ними и выстраивает ценностную иерархию. Иерархия ценностей культуры, предложенная Бердяевым, включает высшие ценности: личность, свободу, творчество. С творчеством русский философ связывает такие ценности, как истина, добро, красота. Таким образом, предложенная Бердяевым ценностная концепция является весомым вкладом в развитие аксиологической теории в России.

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий: биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Акад. Проект, 2009. -944 с.

2. Андреенкова А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России / А.В. Андреенкова // Социологические исследования. 2008. -№ 11. - С. 73-81.

3. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. 2009. - № 2. - С. 25-34.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М., 2007. - 324 с.

5. Бердяев Н.А. О самоубийстве / Н.А. Бердяев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 24 с.

6. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособ. для вузов / И.И. Евлампиев. - М.: Высш. шк., 2008. - 584 с.

7. Новая философская энциклопедия. в 4 т. Т. 1 / Ин-т философии РАН. -М.: Мысль, 2010. - 721 с.

ПАТРИОТИЗМ И НАЦИОНАЛИЗМ КАК ПРОБЛЕМЫ «ОБЩЕСТВА РИСКА»

В.А. Грешников, курсант, С.Г. Лебедев, доцент, к.полит.н., доцент, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново

В последней трети ХХ в. человечество вступило в новую фазу своего развития. Качественно новые условия существования связаны с появлением широкого спектра угроз, вызовов и рисков, которых не было ранее. Не случайно У. Бек возникающую формацию называет «обществом риска». В своей книге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.