Научная статья на тему 'Акмеология созидания продуктивного субъекта образования'

Акмеология созидания продуктивного субъекта образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ACMEOLOGIC CONCEPT / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ / SUBJECT OF EDUCATION / АКМЕОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ / ACMEOLOGY AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джига Н.Д.

В статье излагается акмеологическая концепция созидания и самосозидания продуктивного субъекта образования. Автор считает, что она включает в себя развитие нестандартного мышления, оперативного интеллекта, творческих, коммуникативных, организаторских и духовных способностей, мотивацию жизнедеятельности, устойчивой направленности и профессиональной пригодности, конкурентоспособности, самосовершенствования и саморазвития, целеосуществления, мотивации достижений, креативности в процессе саморазвития, саморегуляции, подтвержденных корреляционным, факторным и кластерным анализами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джига Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the acmeologic concept of creation and self-creation of productive subject of self-education. The concept involves the development of original thinking, operational intelligence, creative, communicative, organizational and spiritual abilities, motivation of vital activity, settled opinions and professional competence, competitiveness, self-improvement and self-development, self-realization through its potential, achievement motivation, creativity in the process of self-development, self-regulation, confirmed by the correlation, factor and cluster analysis

Текст научной работы на тему «Акмеология созидания продуктивного субъекта образования»

АКМЕОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ ПРОДУКТИВНОГО СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ

■ Н.Д. Джига

Аннотация. В статье излагается акмеологическая концепция созидания и самосозидания продуктивного субъекта образования. Автор считает, что она включает в себя развитие нестандартного мышления, оперативного интеллекта, творческих, коммуникативных, организаторских и духовных способностей, мотивацию жизнедеятельности, устойчивой направленности и профессиональной пригодности, конкурентоспособности, самосовершенствования и саморазвития, целеосу-ществления, мотивации достижений, креативности в процессе саморазвития, саморегуляции, подтвержденных корреляционным, факторным и кластерным анализами.

Ключевые слова: акмеология, акмеологическая концепция, субъект образования, акмеология и образования.

Summary. The article describes the acmeologic concept of creation and self-creation of productive subject of self-education. The concept involves the development oforiginal thinking, operational intelligence, creative, communicative, organizational and spiritual abilities, motivation of vital activity, settled opinions and professional competence, competitiveness, self-improvement and self-development, self-realization through its potential, achievement motivation, creativity in the process of self-development, self-regulation, confirmed by the correlation, factor and cluster analysis.

Keywords: acmeology, acmeologic concept, subject of education, acmeology and education.

149

В условиях нестабильности современного социума актуализируется осмысление акмеологической ориентации на поиск новых возможностей и путей достижения продуктивности созидательной деятельности во всех сферах жизни современного общества. Особенно актуальной является проблема акмеологии созидания продуктивного субъекта образования, решающая задачу ответственности за поиск целесообразного созидающего действия [1-3].

Акмеология - это наука о человеке и образовании, которая изучает факты и закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости, включая профессиональное самосознание, самосозидание, самосовершенствование как личности путем своего самоуправления и саморазвития. Предмет акмеологии, по определению Н.В. Кузьминой [4, с. 41], включает в себе всю психологию, построенную на концепции отражения, и собственно акмеологию -

150

науку о законах самореализации природных потенциалов в продуктах, которые в свою очередь могут оцениваться как процессы «акме-разви-тия» - самодвижения к вершинам мастерства и продуктивности, процессы «кате-падения» - разрушения и саморазрушения, созидаемых средствами учебных дисциплин в свойствах субъектов образования.

Созидание - преобразовательная деятельность разных уровней продуктивности, подчиненная заранее сформулированным требованиям и обеспечивающая социально-полезные духовные продукты в свойствах субъектов образования; регулируемая сознанием творческая активность и продуктивность самореализации природных потенциалов в созидаемых духовных продуктах; одна из естественных форм реализации потребности в поиске самоутверждения и признания другими; направленность на достижение социально-значимых целей, характеризующихся субъективной новизной. Созидание необходимо рассматривать как деятельность, создающую материальные и духовные продукты. Созидание - жизненно важная проблема и задача акмеологии: образ-результат, акме-целевые стратегии воплощения образа-результата в продукт, направленность, антиципация (предвосхищение), интеграция, дифференциация; критерии качества продукта, уровень и факторы успеха или неуспеха продуктивности субъекта образования созидательной и самосозидательной деятельности.

Акмеология созидания развивает субъекта образования как индивида, личность, субъекта деятельности, общения, познания и индивидуальности, направленного на решение учебно-

познавательных и профессиональных задач в самодвижении к продуктивности салюсозидания. Субъекты образования - руководители, специалисты образования, преподаватели, родители, психологи, магистранты, аспиранты, студенты, будущие специалисты, слушатели переподготовки кадров, учащиеся. Продуктивный субъект образования - это компетентно состоявшаяся личность, то есть обладающая системой сформированных профессиональных компетентно-стей, наиболее значимых для конкретного вида профессий.

Наиболее полную характеристику дал Б.Г Ананьев, который убедительно показал, что специальные способности обретают созидательные свойства благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. Б.Г. Ананьев расширил границы психологии исследованием психических процессов, обеспечивающих созидание; представители его школы А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина - самореализацией природных потенциалов в созидаемых продуктах; В.Д Шадриков - духовными способностями понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, проявлением интеллекта и духовности личности, которые позволяют совершить это восхождение, этот акт постижения, созидания [4-6], а мы - дифференцированным решением нестандартных ситуаций, взаимосвязью с созиданием его структурных компонентов, индивидуальными программами осознанной саморегуляции созидательной деятельности, антиципацией акмеологического обучения созидательной деятельности [3].

Акме как результат и одновременно как процесс саморазвития человека выражается в его обучении. Акмеологическое

обучение - это организация и стимулирование, а также управление - соуправмние -самоуправление внешней и внутренней активностью познавательной деятельности субъектов образования по овладению продуктивной компетентностью. Оно выступает средством достижения своего высшего предназначения: активизации субъектов образования к самореализации природных потенциалов в созидаемых продуктах; к самосозиданию вершин продуктивного решения образовательных задач по разным специальностям; самосовершенствованию и самовыражению в созидании и самосозидании, что подтверждает необходимость введения преподавания акмеологии во всех вузах и на всех специальностях [там же].

Успех творчества будущего специалиста - это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Созидание продуктивного субъекта образования мы рассматриваем как акме-ологическую категорию, как проявление высокого уровня развития творческих, коммуникативных и духовных способностей, мотивации его жизнедеятельности, нестандартного (проблемного) мышления, оперативного интеллекта, требующих участия интеллектуальных функций, управления - соуправ-ления - самоуправления, устойчивой направленности и профессиональной пригодности, конкурентоспособности, самосовершенствовании и саморазвития, путем самореализации своих потенциальных возможностей, целеосу-ществления, мотивации достижений. Такое понимание дает основание всем субъектам образования сосредоточиться на анализе своей активности как субъекта будущей самосозидательной деятельности. Как показали наши ис-

следования, непреодолимые трудности в созидательной деятельности вуза возникают не по вине обстоятельств - их создают традиционные приемы педагогической деятельности, безынициативность и низкая продуктивность работы преподавателей [там же].

Это послужило основой исследования нами продуктивности преподавателей, от которых зависит созидание продуктивного субъекта образования. Первая часть эксперимента была проведена в 1986-1998 гг., вторая - в 1999-2011 гг. по психолого-педагогическим, техническим, сельскохозяйственным, экономическим, медицинским, юридическим специальностям совместно с отделом трудового обучения и профориентации научно-исследовательского института Республики Беларусь на базе Дрогичин-ского МУПК в системе: семья - школа -МУПК - вуз (Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ), Белорусский государственный аграрно-технический университет (БГА-ТУ), Белорусский государственный университет (БГУ), Гродненский государственный университет (ГрГУ)) по развитию созидательной деятельности продуктивного субъекта образования.

Сначала с помощью компетентных судей были ранжированы преподаватели по уровням продуктивности. При выборке в 157 преподавателей только от 1 до 7% были отнесены к высокопродуктивным, 12% - к среднепродуктив-ным, а 81% - к малопродуктивным. После систематического проведения специальных семинаров, акмеологическо-го обучения, изучения методик и опыта работы научной школы Б.Г Ананьева и непосредственно развития педагогической деятельности и способностей по Н.В. Кузьминой 18% были отнесены к высокопродуктивным, 20% - к средне-

151

ВЕК

Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязи с созиданием пэк.=105, пк=105, где: 1 - созидание, 2 - оперативный интеллект, 3 - нестандартное мышление, 4 - внимание, 5 - память, 6 - управление, 7 - соуправление, 8 - самоуправление, 9 - самосовершенствование, 10 - саморазвитие, 11 - сензитивность, 12 - самопринятие, 13 - контактность, 14 - познавательные потребности, 15 - креативность, 16 - профпригодность, 17 - направленность личности, 18 - коммуникативные и организаторские способности, 19 - духовные способности, 20 - самореализация, 21 - конкурентоспособность

152

продуктивным, а 52% - к малопродуктивным. В связи с тем, что высокопродуктивные субъекты образования овладели компетенциями (умениями, мастерством) в области применения знаний на практике и извлечением из нее новых знаний, приведения их в новую систему - продуктивной компетентности, это обеспечило созидание продуктивного субъекта образования средствами акмеологического обучения по разным специальностям.

Главным для созидания является решение нестандартных ситуаций, а также принципы антиципации, интеграции и дифференциации.

Принцип дифференциации означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определенного свойства или совокупности свойств личности. С этой целью все нестандартные ситуации были проранжированы по трем уровням: низкий, средней сложно-

сти, сложный. На семинарских занятиях и в период производственной практики каждый студент ежедневно получает 10 ситуаций по принципу постепенного возрастания сложности. Установлена взаимосвязь созидания и трудного уровня решения нестандартных ситуаций, нестандартного мышления, оперативного интеллекта, духовных способностей, самоуправления и т.д., что подтверждается корреляционным анализом Спир-мена и плеядой взаимосвязи (рис. 1).

Выявлена взаимосвязь с созиданием при р < 0,001:

• положительная сильная с нестандартным мышлением (ге = 0,892), оперативным интеллектом (ге = 0,869), памятью (ге = 0,885), вниманием (ге = 0,886), саморазвитием (ге = 0,904), самоуправлением (ге = 0,98), самореализацией (ге = 0,876), самосовершенствованием (ге = 0,861), коммуникативными, организаторскими способ-

ЕК

ностями (rs = 0,862), духовными способностями (rs = 0,881), сензитивно-стью (rs = 0,860), направленностью личности (rs = 0,90), конкурентоспособностью (rs = 0,770);

• положительная умеренная с соу-правлением (rs = 0,612), управлением (rs = 0,586), профессиональной пригодностью (rs = 0,631), контактностью (rs = 0,582), поддержкой (rs = 0,509), эм-патией (rs = 0,509), познавательными потребностями (rs = 0,509), креативностью (rs = 0,483), добродетельностью (rs = = 0,483), самопринятием (rs = 0,437), что подтверждено корреляционным, факторным и кластерным анализами [3].

Данные переменные являются системно-образующими созидательной деятельности - чем больше уровень их развития, тем выше созидание продуктивного субъекта.

Третья часть исследования проводилась в 2011-2012 на базе БГУ факультета психологии управления по специальности «социальный менеджмент» (пэк = 57 и пкр = 57) и прикладной педагогической психологии ГрГУ по специальности «психологии» (пэк = 52 пкр = 52) с учетом гендерных различий. Результаты общего показателя уровня созидательной деятельности по методике (А.А. Деркач, модифицированной) [3] равны 82,6 балла и относятся к высокому уровню развития созидательной деятельности продуктивного субъекта образования (табл. 1).

Данные таблицы отражают следующие значимые корреляционные связи:

1. Была обнаружена положительная корреляционная связь (r=0,43, при p < 0,05) между «Ценностной ориентацией на самоосуществление» и «Саморазвитием» по следующим шкалам: «Признание и уважение людей и влияние на окружающих» (0,77), «Высокий социальный

статус и управление людьми» (0,76), «Результат» (г=0,46), «Познание нового в мире, природе, человеке» (г=0,64). Это означает, что чем выше ценностная ориентация на самоосуществление, тем выше у студентов уровень саморазвития, социальный статус и управление людьми, результат эффективности созидательной деятельности. Была обнаружена положительная корреляционная связь (г=0,48, при р < 0,05) между «Помощью и милосердием к другим людям» и «Высоким социальным статусом и управлением людьми». Это значит, что чем более выражена ценностная ориентация студентов на самоосуществление, тем более сильна потребность в помощи и милосердии к другим людям, добродетельность, эмпатия.

2. Была обнаружена положительная корреляционная связь между «Оптимальностью самореализации и целостностью многогранного существования человека» и «Мотивацией достижения» (г=0,53, при р < 0,05) по шкале: «Стремление к принятию» (г=0,21, при р < 0,05). Это значит, что чем выше мотивация достижения, стремление у студентов к принятию, тем выше оптимальность самореализации и целостности многогранного существования человека. Была обнаружена положительная корреляционная связь между шкалой «Оптимальность самореализации и целостность многогранного существования человека» и шкалой «Результат» (г=0,28, при р < 0,05). Это значит, что чем выше смысложизненная ориентация на результат, тем выше оптимальность самореализации и целостность.

3. Была обнаружена положительная корреляционная связь между «Креативностью в процессе саморазвития» и «Мотивацией достижения» (г=0,75, при р < 0,05) по шкале «Познание нового в

153

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа созидательной деятельности

154

Созидательная деятельность Мотивация достижения, Ценностные ориентации 1. «Ценностная ориентация на самоосуществление» 2. «Оптимальность самореализации и целостность многогранного существования человека» 3. «Креативность в процессе саморазвития» 4. «Рефлексивная саморегуляция»

Стремление к принятию 0,47919 0,218877 -0,22342 0,31857

Страх отвержения -0,475066 -0,479191 0,118877 -0,22342

Мотивация достижения -0,301055 0,532245 0,753452 0,756677

Цели 0,335432 0,239151 0,189321 0,380532

Процесс 0,324374 0,383553 0,238433 0,432394

Результат 0,460281 0,281260 0,340274 0,530282

Локус контроля - Я 0,432394 -0,32923 -0,45362 8930,31

Локус контроля - жизнь 0,460281 0,381260 0,46028 0,646743

1. Приятное времяпрепровождение, отдых 0,234252 0,676433 0,34347 0,453733

2. Высокое материальное благосостояние 0,134623 0,634577 0,34535 0,246734

3. Поиск и наслаждение прекрасным 0,542327 0,485653 0,34657 0,239151

4. Помощь и милосердие к другим людям, духовные способности 0,482372 0,335432 0,23915 0,189321

5. Любовь 0,321354 0,324374 0,38355 0,238433

6. Познание нового в мире, природе, человеке 0,64373 0,460281 0,32315 0,340274

7. Высокий социальный статус и управление людьми 0,755848 0,432394 -0,32923 -0,453622

8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих 0,76833 0,460281 0,38126 0,460281

9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 0,380532 0,234252 0,67643 0,343477

10. Общение 0,432394 0,134623 0,63457 0,345357

1 1. Здоровье 0,530282 0,542327 0,48565 0,346573

Саморазвитие 0,432321 0,335622 0,32127 0,242151

мире, природе, человеке», (г=0,32, при р < 0,05). Это значит, что чем выше мотивация достижения, выше ценность познание нового в мире у студентов, тем выше креативность в процессе саморазвития (прил. 1-8).

4. Была обнаружена положительная корреляционная связь (г=0,53, при р < 0,05) между «Рефлексивной саморегуляцией» и «Результатом» по шкале «Локус контроля-Я» (г=0,38).

Это значит, что чем выше рефлексивная саморегуляция у студентов, тем выше Результат и Локус контроля-Я.

Разработанные нами образовательные программы «Психология управления созидательной деятельностью» (БГУ), «Акмеология образования созидательной деятельности», «Психология развития, акмеология созидания продуктивного субъекта образования» (Смольный институт РАО), «Прикладная педа-

гогическая психология и психология воспитания созидательной деятельности» (ГрГУ) и индивидуальные программы осознанной саморегуляции созидательной деятельности каждого субъекта образования являются привитием: осознанной потребности к исследовательской работе; творческого стиля; умения учиться самоуправлять личностно-про-фессиональным развитием; стремления к созидательной деятельности и мотивирование субъектов образования к самоконтролю; восприятия учебной созидательной деятельности не как внешней по отношению к ним, а как результата своей собственной творческой созидательной деятельности, способствующей продуктивности.

Акмеологическому созиданию продуктивного субъекта образования способствуют акме-технологии: самопознания; решения нестандартных ситуаций; управления - соуправления - самоуправления; мозгового штурма и кейсов; созидательных и рефлексивных компетенций в процессе профессионально-личностного самосовершенствования («шесть проб», «список качеств, необходимых для созидания», «контакт», «бумеранг», «плохо-хорошо», «превращаем проблему в цель», «автопортрет», «комиссионный магазин», «без маски», «поделись со мной духовными способностями», «портрет», «интервью», «самоанализ», «эмоции по кругу», «голодный и сытый», «язык телосложений», «учимся на ошибках», «Я - образ-результат»); программированное обучение «обратной связи»; научные проекты; тренинги; дискуссии, деловые игры.

Подведем итоги.

1. Необходимо преподавать акмео-логию как науку самореализации природных потенциалов в созидаемых духовных продуктах и как основу сози-

дания продуктивного субъекта образования во всех вузах и по всем специальностям. Это подтверждено нашими практическими экспериментами исследованиями и акмеологической теорией фундаментального образования Н.В. Кузьминой.

2. Акмеология созидания продуктивного субъекта образования включает развитие творческих, коммуникативных, организаторских и духовных способностей, мотивацию его жизнедеятельности, нестандартного мышления, оперативного интеллекта, требующих участия интеллектуальных функций, управления - соуправления - самоуправления, устойчивой направленности и профессиональной пригодности, конкурентоспособности, самосовершенствовании и саморазвития, путем самореализации своих потенциальных возможностей, целеосуществления, мотивации достижений, креативности в процессе саморазвития, саморегуляции.

3. Выявлены гендерные различия выраженности мотивации достижения: у юношей этот показатель относится к высокой выраженности - 173,9, а у девушек к средней - 109,9. Для юношей, мотивированных на успех, более характерны такие характеристики, как активность, инициативность, борьба с препятствиями, продуктивность деятельности, они отличаются настойчивостью в достижении цели; у девушек - мотивация боязни неудачи. По критерию саморазвитии: юноши набрали в среднем 59,3 балла, девушки - 52,1 балла, что свидетельствует об активном саморазвитии респондентов. Созидательные компетенции выше у юношей на 6 баллов. Между показателями смысложизненных ориентаций различия по шкалам минимальны, а по развитию созидательной деятельности различия не выявлены.

155

ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.