Научная статья на тему 'Категоризация психолого-акмеологических понятий развития, совершенствования, коррекции и реорганизации коммуникативной культуры преподавателя'

Категоризация психолого-акмеологических понятий развития, совершенствования, коррекции и реорганизации коммуникативной культуры преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИРОДНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ / ОДАРЕННОСТИ / СПОСОБНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОКОРРЕКЦИЯ / САМОРЕОРГАНИЗАЦИЯ / ACMEOLOGY / CULTURE / COMMUNICATIVE CULTURE / COMPETENCE / ACMEOLOGICAL CULTURE / NATURE AND CREATIVITY / GIFTEDNESS / ABILITIES / SELF-REALIZATION / SELF-DEVELOPMENT / SELF-IMPROVEMENT / SELF-CORRECTION / REORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н.

В статье рассматривается категоризация психолого-акмеологических понятий. Представлены категории уровней коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности, акмеологической культуры, природных и творческих потенциалов, антиципации, интеграции и дифференциации. Раскрыты категории путей их развития, самореализации, самосовершенствования, самокоррекции, самореорганизации коммуникативной культуры в созидаемых продуктах в самих себе и учащихся будущих бакалаврах, магистрах, специалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the categorization of psychological-acmeological concepts. Considered category, the levels of communicative culture, communicative competence, acmeological culture, nature and creative potential of anticipation, integration, and differentiation. Disclosed category the ways of their development, self-fulfillment, self-improvement, self-correction, the reorganization of communicative culture to build products themselves, and students future bachelors, masters, specialists.

Текст научной работы на тему «Категоризация психолого-акмеологических понятий развития, совершенствования, коррекции и реорганизации коммуникативной культуры преподавателя»

УДК 159.923.2 : 316.77 - 051

Н. В. Кузьмина, Н. М. Жаринов, Е. Н. Жаринова

Категоризация психолого-акмеологических понятий развития, совершенствования, коррекции и реорганизации коммуникативной культуры преподавателя

В статье рассматривается категоризация психолого-акмеологических понятий. Представлены категории уровней коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности, акмеологической культуры, природных и творческих потенциалов, антиципации, интеграции и дифференциации. Раскрыты категории путей их развития, самореализации, самосовершенствования, самокоррекции, самореорганизации коммуникативной культуры в созидаемых продуктах в самих себе и учащихся - будущих бакалаврах, магистрах, специалистах.

The article presents the categorization of psychological-acmeological concepts. Considered category, the levels of communicative culture, communicative competence, acmeological culture, nature and creative potential of anticipation, integration, and differentiation. Disclosed category the ways of their development, self-fulfillment, self-improvement, self-correction, the reorganization of communicative culture to build products themselves, and students - future bachelors, masters, specialists.

Ключевые слова: акмеология, культура, коммуникативная культура и компетентность, акмеологическая культура, природные и творческие потенциалы, одаренности, способности, самореализация, саморазвитие, самосовершенствование, самокоррекция, самореорганизация.

Key words: acmeology, culture, communicative culture, competence, acmeological culture, nature and creativity, giftedness, abilities, self-realization, self-development, self-improvement, self-correction, reorganization.

Категория - с греч. katgoria - признак, высказывание. В философии определены общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия в познании во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Особенно остро возникают проблемы категоризации при изучении сложной области научного познания [2].

Категоризация «вершин» коммуникативной культуры в творческой деятельности, как совокупное интеллектуальное, физическое, нравственное и психолого-акмеологическое явление, выступает в качестве важного объекта и предмета исследования, предполагающего самодвижение к вершинам будущих бакалавров, магистров, специалистов, требует коммуникативной культуры в общении.

© Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н., 2016

183

Категориальная структура вершин и уровней самореализации природных потенциалов на пути к вершинам - сложная иерархическая организация, построение и функционирование которой определяется коммуникативными и креативными процессами. Категоризация вершин и факторов, их обуславливающих, относится к разряду междисциплинарных комплексных проблем. Вместе с тем появляется потребность определения понятий в связи с образовательной задачей развития коммуникативной культуры и творческой готовности к предстоящей деятельности [10].

Проблема категоризации в акмеологии связана с определением ее предмета, выделением главных понятий, в него входящих, их со-подчиненностью. Таковыми являются: категория вершин (акмеоло-гия) и низин (катабология) продуктивности деятельности, коммуникативной культуры, природных потенциалов и их саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самокоррекции, самореорганизации. Все эти процессы включают в себя элементы коммуникативной компетентности, творческой готовности к предстоящей самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности [9].

Источниками учения о категории являются взгляды Аристотеля на проблему соотнесения содержания высказываний о «сущем» с его сущностью в соотношении общего и единичного. Категория изучаемого явления зарождается в процессе познания общего понятия в соотношении с единичными его проявлениями. Каждая наука имеет свои общие и специфические научные категории как наиболее общие понятия, связанные с близкими ей областями научных знаний [2]. Особенно значимо выделение категорий в новых областях научных знаний, какой является акмеология.

Применение категориального подхода к психологическим знаниям было использовано известными психологами, такими как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, К.К. Платонов, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач и др.

К.К. Платонов классифицировал и систематизировал категории психического отражения в сознании, личности, деятельности, развитии психики, ориентируясь на классические подходы к этой проблеме. В качестве наиболее важных категорий А.Н. Леонтьев рассматривал категории предметной деятельности, сознания, личности, раскрывал их содержание с позиции экспериментально-теоретических исследований. С.Л. Рубинштейн в качестве основных видов деятельности выделял игру, учение, труд (продукты труда, не предмет психологии, они предмет других наук). Б.Г. Ананьев - общение, познание, труд и преодоление трудностей в создании про-

дуктов труда [1]. Общение как основной вид деятельности обосновывали ученики Б.Г. Ананьева: Б.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, Е.С. Кузьмин и др. [8].

Если в психологии ведущей является категория «отражение», а категории «общение», «деятельность» - подчиненные, то в акмео-логии ведущая категория - «созидание», обусловленное природными и творческими потенциалами человека, условиями, факторами его самореализации в продукте творчества. Итогом созидания является продукт, в связи с этим приобретают новый смысл акмеоло-гические категории: «антиципация», «интеграция и дифференциация», «продуктивная профессиональная деятельность», «продуктивное профессиональное общение», «продуктивное профессиональное познание».

Акмеология исследует продуктивную созидательную деятельность, в отличие от малопродуктивной и непродуктивной, в том числе учебно-познавательной (учащегося) и образовательной (преподавателя). Категория продуктивности деятельности, вершин продуктивности влечет за собой проблему факторов, содействующих и препятствующих высшей продуктивности; факторов, содействующих самореализации и самоблокированию природных потенциалов; стимулов самореализации; проблему коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности, творчества, креативности как «творческости» личности, субъекта деятельности, развивающего собственную индивидуальность [9].

Развитие - это степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора [2].

Развитие с нашей точки зрения - это повышение уровня продуктивности деятельности субъектов образования средствами совершенствования, коррекции и реорганизации их деятельности, подчиненной созиданию духовных продуктов в их свойствах.

Совершенствование - это собственно акмеологическая категория связанная с осознанием субъектами уровней их продуктивности и непродуктивности деятельности, а также выработкой стратегий самодвижения от одной вершины к другой.

Коррекция - это внесение элементов совершенствования в отдельные подсистемы деятельности, усовершенствование, внесение поправок в свою деятельность.

Реорганизация - перестройка, преобразование, изменение структуры, функций всей жизни [2].

Реорганизация связана с осознанием достоинств и недостатков собственной деятельности, причин, к ним ведущих, преодолением недостатков и выработок новых акмецелевых стратегий, воплаще-ние образов результатов в реальные продукты, самодвижение вперед и выше.

Развитие, совершенствование, коррекция, реорганизация в конечном счёте осуществляются в том случае, когда преподаватель высшей школы владеет технологиями воплащения своих замыслов в авторской системе деятельности.

Целостная авторская система деятельности преподавателя включает коллективные, групповые и индивидуальные технологии обучения студентов проектированию, реализации на практике их собственных авторских систем деятельности и выработки индивидуального стиля деятельности каждым студентом.

Культура - это система допустимых в данном обществе границ интерпретации и способов применения на практике этих «культурных текстов» (норм, образцов), что воплощается в исторически складывающейся системе мировоззренческих установок (религии, идеологии), ценностных ориентаций, этических и эстетических предпочтений, реализуемых на практике традиций, законов, установлений и пр. [7].

Культура - это средство реализации функции обучения как в обыденной сфере неформального общения людей (воспитание, социальная коммуникация), так и через систему специальных «культурных институтов» (образовательных, просветительских, информационных), непосредственной целью которых является социализация и инкультуризация индивида [5].

Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Говоря о таком явлении, как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы, и соответствующих ценностных ориентаций. Как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую» функцию коммуникативной культуры [4].

Эффективность общения зависит прежде всего от коммуникативной культуры участников делового общения. Коммуникативная культура - это нормы и правила установления профессионально целесообразных отношений субъектов образования, обеспечивающих им успешное взаимодействие. Коммуникативная культура - это компетентность в области организации взаимодействия людей в

деловой сфере, позволяющая устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиться точного восприятия, понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров и направлять их усилия к искомому результату или созидаемому продукту (готовность) [10].

Мы определяем понятие развитие коммуникативной культуры как часть образовательной, духовно-нравственной и гражданской культуры преподавателя, включающую мотивационно-ценностный, информационно-содержательный и технологический аспекты, как степень овладения опытом актуализации и реализации образовательной культуры личности преподавателя в процессе и результате коммуникативного обеспечения образовательной деятельности и совершенствования профессионального мастерства. Развитие коммуникативной культуры определяет компетентность преподавателя, способного к обеспечению продуктивного общения.

Основа коммуникативной культуры - общепринятые нравственные требования к общению. Они связаны с признанием неповторимости каждой личности, ее ценности. К ним относятся: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств: эм-патии, доброжелательности, аутентичности, конкретности, инициативности, непосредственности, открытости, принятие чувства, самопознания. Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности: собственные потребности, ценностные ориентиры и идеалы. Это способствует развитию акмеологической культуры [3].

По определению А.А. Деркача, акмеологическая культура - это личностное новообразование, которое обусловливает становление человека как целостности, продуктивность его самоосуществления и оптимальность индивидуальной траектории достижения акме как ступеней самоосуществления. Самоосуществление - это одновременно процесс (движение к своим сущностным, истинным началам) и результат (бытие истины и истина бытия); самоосуществление подразумевает, что активность в процессе движения к сущности исходит от самого человека, т. е. осуществить себя может только сам человек; самоосуществление как сформулированный в качестве цели результат задает направление саморазвитию человека в целом [3].

Благодаря достижению акме, как кульминации способа саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самокоррекции и самореорганизации субъекта жизненного пути, личностные возможности человека не просто развиваются, но умножаются (становятся неисчерпаемыми). В то же время акмеологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и

умножении природных потенциалов человека как субъекта самоосуществления. Эффективность саморазвития как фактора достижения акме и самоосуществления обусловлена формированием и развитием такого личностного новообразования, как акмеологиче-ская культура. По своей природе акмеологическая культура является духовным новообразованием. По способу реализации своих функций акмеологическая культура - это акме-психологическое новообразование. По способу бытования и направленности акмеологическая культура является нравственным новообразованием. В целом акмеологическую культуру можно представить как некую результирующую, возникающую при взаимодействии и гармонизации трех видов личностной культуры: духовной, психологической и нравственной.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. - Л., 1945. - 120 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь. - М., 1955. - Т. 1-4.

3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности. - М.: РАГС, 2006. - 184 с.

4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Воронеж, 2004. - 752 с.

5. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологическо-го развития / Московский психолого-социальный институт, 2010. - 224 с.

6. Жаринова Е.Н. Психолого-акмеологические технологии в образовании: моногр. - СПб.: Центр стратег. исслед., 2015. - 208 с.

7. Жаринова Е.Н. Тренинг как акметехнология развития коммуникативной компетентности преподавателя и студента. СПб.: Центр стратег. исслед., 2014. - 160 с.

8. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1967. - 172 с.

9. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования: моногр. - СПб.: Центр стратег. исслед., 2012. - 382 с.

10. Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста: моногр. - СПб.: Центр стратег. исслед., 2015. - 316 с.

11. Манойлова М.А. Акмеология этнической толерантности субъектов фундаментального образования: моногр. - Псков, 2010. - 300 с.

12. Эфроимсон В.Д. Загадки гениальности. - М.: Знание, 1991. - 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.