Научная статья на тему 'Академик В. В. Ржевский выдающийся ученый-организатор высшей горной школы'

Академик В. В. Ржевский выдающийся ученый-организатор высшей горной школы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академик В. В. Ржевский выдающийся ученый-организатор высшей горной школы»

--------------------------------------------- © Л.А. Пучков, 2010

УДК 622:378

Л.А. Пучков

АКАДЕМИК В.В. РЖЕВСКИЙ -ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-ОРГАНИЗАТОР ВЫСШЕЙ ГОРНОЙ ШКОЛЫ

Описан творческий путь В.В. Ржевского от студента МГИ до его ректора. Рассказано о созданных научных школах, о вкладе В.В. Ржевского в развитие горной науки.

Ключевые слова: высшая горная школа, горное дело, горные инженеры, подготовка инженерных и научных кадров.

~¥~¥ачало деятельности В.В. Ржевского в высшей школе относится к тому периоду, когда очень четко стало вырисовываться одно из новых направлений развития горного дела - открытые горные работы. В 1934 г. ректор Московского горного института акад. A.M. Терпигорев выделил в дисциплине «Горное искусство» специальный раздел по открытым горным работам, а в 1940 г. в институте была организована первая в стране кафедра Открытых горных работ, которую возглавил профессор Е.Ф. Шешко.

Владимир Васильевич Ржевский окончил Московский горный институт в 1941 году. Находясь в рядах Советской Армии, он принимал участие в Великой Отечественной войне и в горный институт возвратился после ее окончания, где поступил в аспирантуру к профессору Е.Ф. Шешко, основоположнику научной школы открытых горных работ в Московском горном институте. В 1950 году В.В. Ржевский оканчивает аспирантуру кафедры Открытых горных работ Московского горного института, которая была первой кафедрой этого профиля в горных вузах страны, и представляет к защите кандидатскую диссертацию на тему «Условия рационального применения скользящих съездов в угольных карьерах». В это время его творческая судьба уже окончательно связана с направлением горной науки и техники «Открытые горные работы». Владимир Васильевич постепенно занимает все более заметные позиции в этой области. В.В. Ржевский, часто вспоминая пятидесятые годы, отда-

9

вал большую дань уважения своему учителю Е.Ф. Шешко. Особенно он выделял такие качества своего учителя, как тщательность в работе, высокий уровень воспитания в молодом ученом необходимых творческих качеств, правильное обращение с научным словом, выработку научного мышления. В.В. Ржевский вспоминал, в частности, как тщательно профессор Е.Ф. Шешко готовил свои публикации, отшлифовывал печатные труды своих учеников. Это была работа со многими итерациями, каждый научный труд рождался в несколько приемов. И на каждом этапе рождения публикации, рождения статьи происходило ее улучшение, доведение мыслей до необходимой четкости. Это качество В.В. Ржевский старался затем сохранить на протяжении всей своей творческой деятельности. Известно, в частности, его огромное внимание к подготовке докторских диссертаций, которые защищались в Московском горном институте, а это было основное количество диссертаций, которые подготавливались в СССР в области горного дела. Владимир Васильевич часто и много занимался с докторантами, уделяя большое внимание правильности формулировок, аргументированности доказательств, выделению научных проблем, конкретно которыми занимались соискатели, и вот эта особенность в педагогической работе, видимо, у него сохранилась еще со времени контакта со своим учителем профессором Е.Ф. Шешко.

Потребности промышленности с одной стороны и активная работа кафедры по подготовке горных инженеров по специализации «Открытые горные работы» с другой стали основой для создания в 1965 г. новой специальности по технологии и комплексной механизации открытой разработки месторождений полезных ископаемых, которая получила шифр 0209. Создание новой специальности в любой области и, конечно, в горном деле - это очень важное событие. Очень часто вопросы создания новой специальности ставятся, исходя из сиюминутных соображений, либо из каких-то факторов субъективного свойства. На самом деле специальность, по которой готовится горный инженер, должна обладать, в первую очередь, объективной потребностью, спросом в горной промышленности. В горном деле должна быть четко выраженная область, на которую работает эта специальность, в рамках которой затем выпускники будут наиболее оптимальным образом использовать и применять свои знания. И, конечно, создание специальности сопровождается разработкой целого ряда направлений и способству-

10

ет в целом развитию науки в этой сфере, методологическому познанию дисциплин. Эта работа была полностью выполнена преподавательским коллективом кафедры под руководством В.В. Ржевского. Были созданы новые учебные планы по новой специальности, программы, и, наконец, коллектив кафедры под руководством тогда уже ее заведующего - В.В. Ржевского занялся наиболее трудоемкой частью этого дела - подготовкой учебников, учебных пособий для полного методического обеспечения специальности.

Владимир Васильевич написал учебники по процессам открытых горных работ, технологии и комплексной механизации открытых горных работ. Эти книги вышли четырьмя изданиями. Последнее издание вышло в 1985 году, а третье издание этих учебников -«Процессы открытых горных работ» - 1978 г. и «Технология комплексной механизации открытых горных работ» - 1980 г. - было удостоено Государственной премии СССР. Учебники В.В. Ржевского - это не только книги для обучения студентов, они являются методологически обобщенными энциклопедическими трудами, работа с которыми дает и новые знания, и упорядочивает имеющиеся.

Именно благодаря этим особенностям учебники В.В. Ржевского являются и в настоящее время настольными книгами многих поколений горных инженеров. Эти книги используются широко и за рубежом, причем зарубежные специалисты отмечают, что отличительное качество этих трудов заключается в хорошем методологическом построении материала, в его полноте и универсальности.

Научно-методическая основа учебников В.В. Ржевского строится на учении автора об объектах открытых горных работ - горных породах и месторождениях, их физико-технических свойствах и геологических особенностях. Учебники создают единый методологический и логический цикл знаний в области открытых горных работ. В первом учебнике излагаются основные положения производственных процессов - подготовки горных пород к выемке, выемочно-погрузочных работ, перемещения карьерных грузов, а также сведения о взаимной связи и планировании ежедневно протекающих процессов. Во втором - изложены кардинальные вопросы технологии горного производства как науки о закономерностях развития открытых горных работ в течение длительного периода. Многолетний опыт подготовки инженеров-открытчиков в инженерных вузах страны показал, что научно-методический подход к

11

изложению материала в учебниках хорошо воспринимается студентами и служит основой для принятия технических и технологических решений на карьерах и других производственных объектах открытых горных работ. И первые монографии В.В. Ржевского, и учебники полезны аспирантам и научным сотрудникам. В.В. Ржевский уделял огромное внимание технологии учебного процесса в высшем учебном заведении. Это его свойство - стремление к улучшению всех деталей учебного процесса - сохранилось до последних дней его жизни. В первую очередь, он отдавал предпочтение лекционным занятиям. Лекции как важнейший вид учебных занятий были всегда в поле пристального внимания В.В. Ржевского. Сам он был замечательным лектором. В его лекциях важнейшими моментами были убедительность изложения материала и его обобщение. Умение на определенной стадии представления материала сделать своевременное и правильное обобщение является исключительно важным в усвоении любой дисциплины. Конечно, В.В. Ржевский был исключительно компетентен и в деталях технологических, технических, экономических вопросов горного производства открытых горных работ и в других смежных областях горного дела. Однако, детали, конкретные данные он представлял в необходимой пропорции, наверное, интуитивно исходя из правила высшей школы о том, что главное - это не «наполнить стакан», - не наполнить голову студента бесчисленным количеством знаний, тем более, что это само по себе проблематично, главное - заставить их самостоятельно мыслить, думать, главное

- зажечь пламя познания. Увлеченность предметом, логика изложения, квалификация лектора, тонкое понимание психологии аудитории, его эмоциональное воздействие на слушателей -всем этим арсеналом лектора владел В.В. Ржевский.

Исключительно большое внимание В.В. Ржевский уделял также практической подготовке студентов. Практическая подготовка студентов - будущих горных инженеров - рассматривалась В.В. Ржевским по нескольким аспектам. В первую очередь, это практическая подготовка в стенах института. Здесь В.В. Ржевский отдавал предпочтение заостренной конкретике решаемых задач. Студент, по его мнению, на стадии усвоения материала должен был четко понять основные движущие мотивы решения. Это, как правило, технико-экономический смысл. Поэтому он стремился на практических занятиях воспитать у студентов понимание, что стоит за

12

каждым параметром экономически, к чему, к каким экономическим преимуществам может привести то или иное решение, каким образом учесть и подсчитать все многочисленные составляющие экономики при добыче полезных ископаемых. Если в лекциях В.В. Ржевский видел способ передачи знания, то в практических занятиях он видел не только возможность закрепления знания, но выработку умения правильно использовать эти знания в повседневной практической ситуации.

В.В. Ржевский уделял огромное внимание такой составляющей учебного процесса как практика. Учебные практики, производственные практики - это элемент обучения, который в учебных планах не только по специальности 0209 «Открытые горные работы», но и по остальным горным специальностям в период В.В. Ржевского приобрели большое значение. Достаточно сказать, что, например, в учебных планах 1982 г. на учебные и производственные практики из общего количества обучения в 252 недели отводилось порядка 27 недель. Это большой объем практической подготовки. Но главное, на что ориентировал В.В. Ржевский учебные планы преподавательский коллектив, было, конечно, содержание этой подготовки. На его кафедре и на других кафедрах рождалось большое количество учебно-методических материалов, согласованных с производством, которые определяли содержание практики. Практическая работа студента на предприятии в период практики сопровождалась анализом деятельности предприятия, горногеологических процессов, обработкой материалов, которые поступали к студенту. Таким образом, практика в период обучения в вузе становилась не только средством выработки профессионального умения горняка, но и важнейшим элементом творческой подготовки инженера.

В отношении ученых-организаторов, руководящих деятельностью больших творческих коллективов существуют разные мнения.

Одно из них - это вопрос о том, кто должен руководить научным высшим учебным заведением - человек, обладающий высокими профессиональными знаниями, или же только хороший организатор, менеджер, - может обеспечить высокоэффективную научную и учебную деятельность вуза.

Хотелось бы в связи с этим вспомнить высказывание академика Л.А. Арцимовича: «Прирожденные организаторы, способные успешно руководить работой большого коллектива встречаются не

13

чаще, чем талантливые ученые, а объединение обоих талантов -редкое исключение».

Из истории науки мы можем сделать один точный вывод: талантливый ученый способен стать менеджером, тогда как обратный подход не получается. Связано это, по-видимому, с тем, что документальные знания, дающие действительный простор развитию таланта приобретаются в жизни значительно раньше, нежели системное знание жизни, которое в управлении коллективами людей значительно более важно, чем просто освоение теории управления.

Организационная деятельность В.В. Ржевского в должности ректора МГИ является, на мой взгляд, наиболее важной и значимой частью его многогранной деятельности. Она неотделима от его деятельности ученого и педагога, ибо цели и идеи развития горного института, методы их реализации В.В. Ржевский определял из современных в его период деятельности научных методов. А в управлении людьми (а это является главным в управлении институтом, университетом) он широко использовал отмеченные выше качества профессионального и мыслящего педагога. В этой деятельности В.В. Ржевский опирался не только на свое педагогическое мировоззрение, но и вырабатывал в себе то, что в современной науке квалифицируется как «системный подход».

В организационной работе руководителей предприятий, учреждений, организаций в советское время такой подход представлял сложную проблему. Совместить в практической работе множество факторов и ограничений для обеспечения максимальной эффективности удавалось далеко не всегда, поскольку в жизни страны жестко действовал главный ограничитель - советская идеология и политика. Они определяли основной и единственный вектор развития огромной системы СССР.

В.В. Ржевскому было суждено сделать впоследствии немало важных дел в развитии горного образования, горных наук. Но если оценивать всю его многогранную деятельность в должности ректора, я считаю, что сохранение горного института в тот исторический момент было главным достижением ректора, ибо угроза потери ведущего горного института страны в тот период была реальной. Это подтверждается и судьбой Московского института цветных металлов и золота, Харьковского горного института и других научноучебных центров горного дела, что сказывается на количестве и качестве горных исследований, сопровождается прогрессирующим

14

отставанием технологий горного проектирования и развития горного дела страны в целом.

Причин происходивших ранее и происходящих ныне событий, разрушающих горное дело страны, - множество, и всегда можно среди них найти важные обстоятельства объективного характера. Но, вспоминая сегодня деятельность В.В. Ржевского, нужно сказать и о роли лидеров: лидеров научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, лидеров вузов и лидеров горного производства. Когда миру не хватает профессиональных знаний, убежденности в роли горного дела в развитии экономики страны, в развитии цивилизаций и мужества в отстаивании интересов горного дела, вряд ли они могут записать в свой актив результаты, которые мы получили в тот период под руководством В.В. Ржевского. И Московский горный институт, практически доказавший своей дальнейшей деятельностью правильность этих решений, оставляет в своей благодарной памяти имя своего лидера в тот период - имя Владимира Васильевича Ржевского.

Наступало время, благоприятное для укрепления, развития материальной базы всей высшей школы и, в частности, в г. Москве. В.В. Ржевский как ректор очень хорошо использовал это обстоятельство, и в 1967 году, опираясь на решение Ученого Совета и коллектива института, добился решения правительства о строительстве нового учебно-лабораторного корпуса на основной территории по Ленинскому проспекту, дом 6. Строить современное здание внушительных размеров предстояло, в сущности, своими силами и не без отрицательных последствий для других направлений деятельности вуза. В рамках МГИ это представляло очень крупную хозяйственную проблему. В.В. Ржевский возглавил и организовал работу коллектива по подготовке проектирования и строительству нового корпуса. Он сам активно участвовал во всех процессах и в подготовке необходимых кадров. И эта его работа явилась основным цементирующим фактором для коллектива. За относительно короткий срок были освобождены и снесены старые ветхие строения площадью около 10 тысяч квадратных метров, в том числе - жилые, переложены инженерные коммуникации, разработан проект строительства нового корпуса. На строительстве нового корпуса безвозмездно работали все - и профессора, и студенты, и сотрудники. Была создана группа содействия развитию материально-технической базы института, и ее работа в течение

15

всего периода строительства представляет собой очень важный опыт решения крупных хозяйственных задач силами самого коллектива института.

Дружно работали в этом направлении ректорат, партком, профком, комитет ВЛКСМ. Практический опыт, хозяйственная хватка, самоотверженная работа - качества, которые высоко ценились в людях ректором и всем коллективом. Эти люди находили поддержку на кафедрах и в лабораториях, и это не могло не сказаться на эффективности их труда. Но, конечно, всех их стимулировала поддержка В.В. Ржевского, поддержка первого руководителя коллектива.

Возвращаясь к этому десятилетию истории нашего института, надо отдать должное всем, кто не пожалел своего труда для укрепления базы Московского горного, заложил основы будущего прогресса института, и в первую очередь - его ректору В.В. Ржевскому.

Новый период развития высшего горного образования в стране в начале 70-х годов характеризуется определенной интеграцией усилий по подготовке горных инженеров. Московский горный институт становится базовым вузом, центром такой интеграции. В 1974 г. приказом Минвуза СССР в стране был создан Учебнометодический совет по высшему горному образованию. Председателем Совета был назначен В.В. Ржевский. Работа Учебнометодического совета (УМС) была организована по инженерным специальностям и отдельным формам подготовки. УМС объединил ведущих специалистов высшего горного образования более сорока вузов. Основными направлениями деятельности Совета и его комиссий были разработка и реализация на практике типовых учебных планов (1972, 1976, 1982 гг.), программ специальных дисциплин, подготовка и издание учебников для высшей горной школы.

На заседаниях УМС систематически рассматривались вопросы постановки лекционных курсов, практических и лабораторных занятий, практик и дипломного проектирования, анализировался и обобщался опыт работы различных вузов в развитии учебнометодической работы, использовании технических средств обучения и ЭВМ, повышении квалификации преподавателей. Многие идеи В.В. Ржевского по совершенствованию подготовки горных инженеров были практически отработаны и внедрены в вузах по решениям УМС. Среди них можно назвать предложения по диффе-

16

ренциации специальных дисциплин - выделение для технологов самостоятельных дисциплин "Процессы горных работ", "Технология и комплексная механизация разработки месторождений" и "Проектирование горных предприятий", введение в учебные планы новых дисциплин "Физика горных пород", "Разрушение горных пород взрывом", введение подготовки и сдачу экзамена на "Единую книжку взрывника", проведение учебных практик на специальных учебных горных предприятиях. Активное участие В.В. Ржевский принял во внедрении непрерывных форм подготовки горных инженеров - мировоззренческой, математической, по охране труда и др.

Функционирование УМС по высшему горному образованию под руководством В.В. Ржевского представляет собой новый этап в развитии высшей горной школы. Работа Совета позволила накопить богатый опыт организации и управления высшим горным образованием, координации работы горных вузов и факультетов по принципиальным вопросам развития системы подготовки горных инженеров, способствовала оперативному обмену опытом работы вузов.

Параллельно с УМС работал Научно-технический совет горных вузов страны, осуществлявший координацию научных исследований в горных вузах. Этот совет также возглавлял В.В. Ржевский.

В своей организационной работе В.В. Ржевский действовал прежде всего как ученый технологического профиля. В горном деле, которое действительно является «делом», фундаментальным для экономики страны, ученых такого технологического типа -большинство. Их главное отличие от ученых, исследующих лежащие в основе горных технологий естественных процессов (геохимических, аэрогазодинамических, гидродинамических, физикохимических, биологических) с одной стороны и синтезом влияния горного дела на крупномасштабные системы (экономическую, экологическую, социальную) заключается в том, что горняки-технологи для построения и реализации технологий используют знания как фундаментальных, так и общесистемных наук.

Это вовсе не означает, что горняки-технологи обладают одинаково мощными знаниями во всех трех важнейших средах горного дела, что иногда технологами подается как само собой разумеющееся, просто современные горные технологии невозможно соз-

17

дать без системного синтеза технологических процессов, которые оформлены на основе фундаментальных естественных процессов горного дела.

В.В. Ржевский своевременно понял, что в общесистемном понимании «Разработки месторождений полезных ископаемых» с ее различными вариантами необходимо выделить процессы и технологии горных работ. Это было в тот момент развития горного дела необходимо для правильного построения общей системы горных знаний с ее составными ступенями усвоения: естественнонаучные

- общеинженерные - горные процессы - горные технологии.

Однако В.В. Ржевский не остановился на этом. Он обладал индуктивным методом мышления, когда во главе ставилась фактология горного дела. А эта фактология говорила о том, что в горных науках и горном производстве наблюдается массовая нехватка специалистов с фундаментальными знаниями горных процессов. Интенсивно расширялись горные знания в области механики горных пород, рудничной аэрогазодинамики, физико-химии. На предприятиях создавались специальные службы по борьбе с внезапными выбросами угля и метана, горными ударами, физико-химической обработки пластов, тогда как количество горных специалистов в этих и подобных им направлениях было весьма незначительным и концентрировалось, в основном, в научных учреждениях.

Наблюдая за развитием смежных направлений науки и техники В.В. Ржевский фиксировал, что в подобных ситуациях вопросы решаются путем развития инженерных наук в их фундаментальной части с созданием новых инженерных и научных специальностей. Так было специальностями Физико-техни-ческого института, Инженерно-физического института, где создавались новые специальности инженеров с углубленной фундаментальной подготовкой и новые научные специальности. При этом подготовка новых инженеров с углублением фундаментальных основ знаний потребовало увеличения сроков подготовки инженеров до 5,5 лет.

В.В. Ржевский обосновал точно такой же подход и добился открытия в горном образовании новой специальности горного инже-нера-физика со сроком подготовки 5,5 лет. Были открыты в МГИ физико-технический факультет, ряд новых кафедр и новая научная специальность для подготовки кандидатов и докторов наук - «Физические процессы горного производства».

18

Такого рода «процессуальный» научный подход к горным наукам дал очень серьезные результаты для развития горного дела во всех его составных частях - производства, науке и высшем горном образовании. Этот подход был реализован и в близкой к горному делу области добычи нефти и газа. Было время, когда такие науки, как «Подземная гидродинамика», относились целиком к процессам нефтегазового дела, а в горном деле, то есть добыче твердых полезных ископаемых, существовала наука «Рудничная аэрогазодинамика», введенная в обиход А.А. Скочинским в качестве одной из составляющих частей технологической науки «Рудничная аэрология». Однако после оформления В.В. Ржевским инженерной специальности в горных вузах страны «Физические процессы горного производства» УМО по нефтегазовому образованию попросило ввести аналогичную специальность в высшем нефтегазовом образовании, что и было сделано. В настоящее время сотни специалистов выпускаются в горных и нефтегазовых вузах по специальности, введенной В.В. Ржевским, и это очень мощное практическое подтверждение работоспособности идей В.В. Ржевского в наше время.

В завершение этого вопроса хочу напомнить, что специальность «Физические процессы горного производства» в 2000 г. была исключена из номенклатуры научных специальностей как целостная наука. Она была дезинтегрирована на составные части, при этом, например, такие важные составные науки как «Разрушение горных пород», «Рудничная термодинамика» и даже горная геометрия - «Маркшейдерия» были в этом процессе дезинтеграции утеряны. Благодаря тому, что ряд ученых РАН и высшей горной школы обратились к министру с просьбой внести изменения в тот приказ, где был реализован такой подход, удалось только включить в номенклатуру горных наук эти потерянные науки, но восстановить интегрированный номер научной специальности, созданный В.В. Ржевским, не удалось. Административно-бюрократическая машина России нам всем хорошо известна: часто бывает легче оформить неверное решение на высшем уровне, нежели его поправить.

В целях разумного и эффективного использования научного наследия В.В. Ржевского такое положение должно быть исправлено.

19

В.В. Ржевский уделял особое внимание методологическому исследованию горных наук. Его исследования в этой области являются и не только наиболее значимыми по объему и многогранности анализа, но и наиболее качественными в подходе, анализе и обобщениям. Отмеченное выше удивительно глубокое проникновение мысли В.В. Ржевского в фундаментальные процессы горного дела, которые он обобщенно обозначал как «физические» сопровождалось широтой системного анализа. Общая теория систем к тому времени еще только формировалась, в практическом же плане горное дело оставалось вне строгого системного подхода, также как в целом остается и сейчас. В то время широко практиковались «комплексный подход», «классификация» и другие формы анализа и организации горного дела, которые характеризуются повышенной хаотичностью взаимосвязей и на порядок менее эффективны по сравнению с системным подходом.

С учетом этого особенно интересно наблюдать за ходом мысли В.В. Ржевского. Он дает вначале понятия «горного дела» как «области производства»; горные науки при этом определяются как «комплекс наук об освоении недр и первичной переработке полезных ископаемых». Он говорит далее, что необходимо «разработать целостную структуру горных наук», чтобы «в единстве увязать аспекты горного производства».

Представление этих идей завершилось разработкой классификации горных наук, которая продолжает сегодня играть роль фундаментального ориентира в дальнейшем развитии горных наук.

Особые слова нужно сказать о научной школе В.В. Ржевского.

Само понятие «научная школа» допускает некоторое множество толкований. Зачастую это означает, что один ученый является лишь административным лидером, под началом которого работают другие ученые. Часто научные школы ассоциируются с учреждениями или их подразделениями, в которых концентрируются ученые и научные исследования. Научные школы монтируются также, исходя из более меркантильных соображений: например, нужно получить некий грант, премию, официальное признание научного коллектива. В этом случае научная школа, хотя и не является виртуальной, но, тем не менее представляет собой некое искусственное формирование, в котором можно встретить ученых с разными, иногда прямо противоположными взглядами. Такие школы при

20

достижении поставленной цели тихо распадаются, так же быстро, как они и создавались.

Истинная научная школа, на мой взгляд, как и все, существенно значимое в нашем мире, представляет собой естественную системную конструкцию. Если так, то в научной школе, непременно должны быть основополагающие признаки. Прежде всего, в научной школе должно быть достаточное количество учеников и последователей, которые собираются вокруг ученого-лидера. И, конечно, здесь должны быть основополагающие научные и методологические идеи, они и формируют ту систему взаимосвязей, без которой невозможно развитие научной школы.

В.В. Ржевский был прирожденным ученым-лидером, к которому тянулись ученики, он был источником ряда идей, которые объединяли его учеников в единое целое. При этом В.В. Ржевский демонстрировал молодым ученым преданность науке и неистощимый исследовательский энтузиазм. Все это усиливало притягательность научной школы В.В. Ржевского, и она выдавала свои выдающиеся результаты. Можно сказать, что в научной школе В.В. Ржевского в полной мере реализовывался «зоологический принцип», когда каждое существо воспроизводит себе подобных. И сейчас, общаясь с бывшими учениками В.В. Ржевского, давно ставшими большими учеными и возглавляющими свои научные школы, мы замечаем в них ту же ясность анализа, ту же научную логику мышления, то же умение выделить и обобщить главное, ту же преданность своему делу, которые были характерны для В.В. Ржевского. В этом, видимо, и заключается непреходящее значение того мощного явления в современной горной науке, которое мы обозначаем, как «научная школа В.В. Ржевского».

Так же, как и другие реализованные на практике методологические разработки В.В. Ржевского его видение научной школы продолжает развиваться, и в этом также заключается современная значимость деятельности замечательного ученого-горняка - Владимира Васильевича Ржевского.

--------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ржевский В.В. Горные науки. - М.: Недра, 1985.

2. Ржевский В.В. Проблемы горной промышленности и комплекса горных наук. МГИ. - М.: Ладья, 1991.

21

3. Пучков Л.А. Академик В.В. Ржевский - видный педагог и организатор высшего горного образования. Сб. «Горные науки и промышленность». - М.: Недра, 1989.

4. Пучков. Л.А. Академик В.В. Ржевский и высшая горная школа. Сб. «Вопросы теории открытых горных работ». - М.: Изд. МГТУ, 1994. ЕШ

L.A. Puchkov

ACADEMICIAN V. V. RZHEVSKIJ - THE OUTSTANDING SCIENTIST-ORGANIZER OF THE HIGHER MINING SCHOOL

It is described the career of V.V. Rzhevskij from MMU student to its rector. It is told about created scientific schools and about contribution of V.V. Rzhevskij to development of mining sciences.

Key words: the higher mining school, mining, mining engineers.

— Коротко об авторе ------------------------------------------------

Пучков Л.А. - чл.-корр. РАН, президент Московского государственного горного университета,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.