Научная статья на тему 'Память о Владимире Васильевиче Ржевском'

Память о Владимире Васильевиче Ржевском Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Память о Владимире Васильевиче Ржевском»

------------------------------------------------ © В.В. Рудаков, 2010

УДК 622(092)

В.В. Рудаков

ПАМЯТЬ О ВЛАДИМИРЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ РЖЕВСКОМ

^Замечательная идея Московской горной академии издать книгу в честь 90-летия со дня рождения академика Ржевского Владимира Васильевича радует всех нас, учеников Владимира Васильевича, а для меня еще большая честь опубликовать воспоминания об этом гениальном человеке.

Так случилось в моей жизни, что еще будучи учеником 8 класса средней школы под влиянием нравящейся мне литературы, художественным фильмам и историческим описаниям горнодобывающей промышленности России и Советского Союза, а также информации о далеких предках, живших и работавших на Урале и в Сибири еще с восемнадцатого века, я захотел стать специалистом по добыче полезных ископаемых, так как наша страна в те годы была одна из сильнейших в мире по этому производству.

В 1959 году сразу после окончания школы поступил в Свердловский горный институт на горный факультет. В то время существовало правильное положение о том, что поступившая в этот институт молодежь, не имеющая соответствующего производственного стажа должна этот стаж получить. Поэтому всю нашу группу сразу после поступления отправили работать рабочими на центральный добычной разрез треста «Вахрушевуголь» в городе Карпинск Свердловской области. Я работал там около одного года помощником машиниста бурового станка и получил первое

практическое понимание и удовольствие о моей будущей профессии.

В соответствие с необходимостью семейной обстановки в 1961 году я перевелся на второй курс Московского горного института с закреплением за кафедрой открытых горных работ на соответствующем факультете. Заведующим этой кафедрой был Владимир Васильевич Ржевский, где он организовал замечательное обучение нас специальности «Технология, комплексная механизация и управление открытыми горными работами», а также существенную часть своих лекций посвящал обучению студентов высококвалифицированной системе проектирования открытых горных работ.

Всем известно, что этот великий ученый создал целую серию научных обоснований для проектирования, строительства и эксплуатации карьеров для добычи полезных ископаемых. В начале шестидесятых годов Владимир Васильевич стал ректором Московского горного института и продолжал свою замечательную работу заведующим кафедрой открытых горных работ.

Став ректором института В.В. Ржевский создал новую кафедру физики горных пород, которую возглавлял во время создания и первый год. Затем он назначил заведующим кафедрой А.М. Гончарова для исключительно важной работы по научному изучению физикомеханических свойств горных пород для обоснования параметров горных работ и оптимального создания конечных бортовых контуров глубоких карьеров, что

принесло замечательные результаты в нашей стране в практике открытых горных работ.

Великий Ученый В.В.Ржевский был и великим создателем специалистов в открытых горных работах, а также великим организатором работы института по созданию чрезвычайно выдающегося всего преподавательского коллектива горного института.

Мы все выпускники института, где ректором и заведующим кафедрой открытых горных работ был В.В. Ржевский, помним обо всех его великих действиях в области научных работ, преподавания, сохранения и усиления роли института, развития большого количества докторов и кандидатов наук. То что современная Московская горная академия существует - это стопроцентная заслуга Владимира Васильевича.

Известно, что в начале шестидесятых годов прошлого века глава государства Н.С.Хрущев начал странно относиться к ряду институтов. В это время по его указаниям из Москвы в Красноярск был переведен институт цветной металлургии и золота. Также возникла опасность перевода из Москвы и нашего горного института, так как было известно одно его высказывание о том, что раз в г. Москве не добывается уголь и другие полезные ископаемые, зачем нужны эти институты в Москве?

Владимир Васильевич Ржевский спас МГИ, добившись его переименования в Московский институт радиоэлектроники и горной электромеханики. Кроме того при всех сложностях в это время он добился выделения участка и строительства нового дополнительного корпуса для существенного улучшения работы и организации всех новых научных исследований. Благодаря великому авторитету В.В.Ржевского среди студентов, большинство нас в те годы принимали уча-

стие в этом строительстве на общественных началах.

Все мои личные воспоминания об обучении у В.В.Ржевского и дальнейшего с ним сотрудничества делают его важнейшим учителем моей специальности и деятельности. Например, я всю жизнь выполняю его замечательный жизненный пример, которым он поделился с нами во время одной лекции. Владимир Васильевич сказал: «Я никогда в жизни не написал ни одного заявления об увольнении или о приеме на работу. Так получилось, что меня всегда переводили с места на место, повышали без всякого усилия с моей стороны и на любом месте я много и упорно работал, стараясь честно исполнять свой долг». Эта информация стала для многих его выпускников замечательным примером. В частности и я всю жизнь выполняю этот совет В.В.Ржевского.

Я также считаю себя обязанным за большую его помощь мне. Первая помощь - это его замечательный принцип о ежегодном направлении на производственную практику студентов в замечательные предприятия. Он очень мудро считал и утверждал, что если студент не будет каждое лето работать на практике, то только в процессе преподавания трудно стать квалифицированным горным инженером. После второго курса мы летом работали рабочими на угольных разрезах Амурской области с выполнением курсового зачета по транспортировке горных пород. Мы благодаря нашему ректору, бывали и в Калининградской области изучая технологию добычи янтаря. Другим летом полтора месяца работали рабочими в процессе завершения строительства Московской кольцевой дороги.

Владимир Васильевич создал нам также уникальные условия подготовки дипломных проектов. Летом 1964 года

мы были отправлены в Ждановский горнодобывающий комбинат по цветной металлургии в Мурманской области, где работали горными мастерами вскрышных и добычных участков карьера до мая 1965 года, где кроме работы готовили также дипломные проекты и успешно защитились в институте летом 1965 года.

Кроме этого я еще обязан В.В. Ржевскому его личной помощью мне по возможности уехать после окончания института на работу в трест «Якуталмаз» в г. Мирный Якутской АССР. Факт следующий: по окончании института в нашей группе было только три человека, имеющих постоянную московскую прописку и по существующему положению всех москвичей распределяли по заявкам московских организаций, так как выпускников вузов, не имеющих московской прописки, в Москве на работу не оставляли.

В связи с этим меня распределили младшим научным сотрудником в институт угольной промышленности ИГД имени А.А. Скочинского, хотя у меня уже было официальное предложение треста «Якуталмаз» на работу горным мастером карьера трубки Мир. Руководители лаборатории и института отказались меня отпускать ранее, чем через три года после распределения. В августе 1965 года я попросился на прием к Владимиру Васильевичу Ржевскому и сказал ему: Очень верю Вашему принципу, что горный инженер должен начинать свою работу на производстве. Владимир Васильевич очень поддержал эту просьбу и позвонил Николаю Васильевичу Мельникову, еще одному выдающемуся ученому и специалисту горных работ и академику, который тогда был руководителем угольной промышленности Советского Союза и институт был в его подчинении, и попросил его отпустить

меня на перераспределение для перехода на работу в промышленности. Николай Васильевич любезно согласился с просьбой и меня перераспределили в трест «Якуталмаз», где я, благодаря В.В. Ржевскому и Н.В. Мельникову, начал работать с сентября 1965 года.

В 1970 году наши отношения с Владимиром Васильевичем вновь состоялись и мы с ним систематически встречались с 1975 года до печального года его смерти в 1992 году.

В 1970 году я работал руководителем горной лаборатории научно-

исследовательского и проектного института «Якутнипроалмаз», подразделения объединения «Якуталмаз». Мы занимались совершенствованием технологии открытых горных работ по добыче кимберлитовой алмазоносной руды с широким использованием многих научных работ В.В.Ржевского. В связи с этим, в 1970 году я поступил в заочную аспирантуру Московского горного института. Однако, в 1971 году меня забрали из института «Якутнипроалмаз» главным инженером Айхало-Удачнинского ГОКа, где в это время начиналось строительство крупнейшего в мире Удачнинского алмазодобывающего горно-обога-тительного предприятия.

Проект разработки кимберлитовой трубки «Удачная» разработан был в нашем институте, где первая проектная глубина карьера была 550 метров с учетом научных достижений В.В. Ржевского о методах определения границ открытых горных работ, и исполнено одной из основных позиций проектирования, строительства и эксплуатации карьеров, главный смысл которой был в том, что нельзя добычу руды и вскрышные работы для больших и глубоких карьеров делать только по ежегодному плану. План работы карьера был сделан на все тридцать лет его разработки с определе-

нием ежегодного погоризонтального объема работы и графика ежегодного формирования предельных контуров борта карьера и транспортных коммуникаций с учетом исследований всех физико-механических свойств горных пород и учетом гидрогеологического состояния всего объема карьера. Благодаря использованию научных достижений В.В. Ржевского и ученых Московского горного института разработки всех ким-берлитовых трубок в Западной Якутии были в течение последних пятидесяти лет весьма успешными.

Однажды в 1975 году выявилась сложнейшая гидрогеологическая проблема карьера трубки «Мир», в те годы крупного алмазодобывающего подразделения, и где была опасность ухудшения состояния карьера и резкого снижения добычи руды. Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин вместе с нашим замечательным Министром цветной металлургии СССР Петром Фадеевичем Ломако систематически содействовал развитию алмазодобывающей, золотодобывающей промышленности и добычи цветных металлов. Поэтому узнав о проблеме трубки «Мир» А.Н.Косыгин отправил осенью 1975 года в г. Мирный группу ученых во главе с Владимиром Васильевичем Ржевским и Николаем Васильевичем Мельниковым и заместителем П.Ф. Ломако по горным работам Николаем Николаевичем Чепеленко для оказания помощи объединению «Якуталмаз» в решении возникшей проблемы карьера Мир. В составе группы был и профессор МГИ Виктор Жанович Аренс.

Генеральным директором объединения «Якуталмаз» в это время был выдающийся руководитель Лев Леонидович Солдатов. Для меня случилась большая честь встретиться с этой группой ученых, так как за неделю до приезда в г. Мирный

я по решению П.Ф. Ломако и Л.Л. Солдатова был переведен из Aйхало-Удачнинского ГОКа главным инженером объединения «Якуталмаз» и, естественно, от объединения работал с выдающимися учеными.

В этой работе также участвовал институт «Якутнипроалмаз» во главе с замечательным директором Гиви Лазаревичем Гомелаури, который будучи горным инженером на предприятиях Якутии работал с 1949 года по 199G год. Благодаря помощи В.В. Ржевского, Н.В. Мельникова и других ученых в течение короткого срока были решены все проблемы с обезвоживанием горных работ карьера трубки «Мир» и этот карьер замечательно отработал кимберлитовую трубку до глубины 55G метров до конца прошлого века, а в июле 2GG9 года будет введен в эксплуатацию подземный рудник для отработки всей трубки от глубины 55G м от поверхности до конца на глубине чуть больше 1GGG м.

Для меня также было большой честью и радостью, что В.В. Ржевский и Н.В.Мельников с большим интересом стали рассматривать разработки всех карьеров и россыпных месторождений алмазов и весьма мудро давать положительное заключение на порядок организации горных работ на всех отрабатываемых месторождениях. И даже они объявили замечательную оценку работе горняков после того, как осмотрели карьеры трубок «Мир», «Интернациональная», {^йхал» и «Удачная» и сказали, что считают справедливым получение Государственной премии СССР за разработку новых технологий добычи руды открытым способом.

В то же время мы по совету Владимира Васильевича создали в институте «Якутнипроалмаз» лабораторию горной геомеханики, которая стала осуществлять регулярные исследования физико-

механических свойств горных пород всех карьеров и определение всех параметров конечных контуров бортов карьеров.

После первого приезда в г. Мирный Владимир Васильевич стал очень положительно относиться к объединению «Якуталмаз»№ и стал с 1978 года, когда меня назначили генеральным директором этого объединения, прилетать из Москвы в Мирный несколько раз с некоторыми своими сотрудниками и оказал мне большую честь, когда сказал, что он одобрительно относится к работе своего ученика и выпускника Московского горного института, и даже иногда приходил ко мне домой в г. Мирный.

В Мирный вместе с В.В. Ржевским или отдельно по его поручению прилетали много сотрудников горного института. Однажды вместе с ним в Мирный прилетела Евгения Евгеньевна Шешко, наш замечательный преподаватель и профессор кафедры транспортных машин и оборудования и дочка Евгения Фомича Шешко, который был до Владимира Васильевича заведующим кафедры открытых горных работ МГИ.

Приезжал в Якуталмаз и участвовал в совершенствовании проектов карьеров доцент кафедры открытых горных работ Анистратов Юрий Иванович. Для совершенствования горных работ мы систематически общались с В.В.Ржевским и многими его учеными, большинство которых вырастил Владимир Васильевич.

В 1981 году горнякам Якуталмаза была присвоена Государственная пре-

мия СССР. Членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям по науке и технике был в это время В.В.Ржевский.

В 1983 году меня перевели из Мирного в г. Москва заместителем Министра цветной металлургии СССР и Начальником ВПО «Союззолото». Хотя мне не хотелось уезжать в это время из Якуталмаза, но я всегда следовал рекомендациям В.В.Ржевского и не отказывался от любых новых назначений на работу.

Сразу после переезда в Москву я был принят в кабинете Владимира Васильевича в Горном институте и все мои просьбы о продолжении сотрудничества со всеми горными работами в Союззолото были любезно приняты и мы продолжили общаться по делам с В.В. Ржевским и с такими замечательными сотрудниками и выпускниками Горного института, как Л.А. Пучков, И.М. Ялтанец, Н.А. Малышев, Б.Н. Кутузов, Б.А. Картозия, В.А. Чантурия, Н.Н. Чаплыгин и многие другие.

Для всех нас тяжелейшим событием стала кончина Владимира Васильевича Ржевского в 1992 году. Все мы будучи на похоронах Владимира Васильевича на Новодевичьем кладбище очень от этого переживали и считали, что все мы трагически потеряли нашего великого учителя и профессионального воспитателя. Замечательная память о Великом человеке Владимире Васильевиче Ржевском всегда будет у всех людей имеющих с ним отношение и знакомство. ШИН

— Коротко об авторе ------------------------------------------------------------

Рудаков В.В. - Председатель Совета директоров ЗАО «Полюс», Лауреат государственной премии СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.