Научная статья на тему 'Аффиксные и безаффиксные способы словообразования в молодёжном сленге провинциального вуза'

Аффиксные и безаффиксные способы словообразования в молодёжном сленге провинциального вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
896
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTH SLANG / WORD FORMATION / AFFIX AND NON-AFFIX METHODS / PATTERNS OF RUSSIAN LITERARY LANGUAGE / МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / АФФИКСНЫЕ И БЕЗАФФИКСНЫЕ СПОСОБЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шуплецова Ю.А., Ястремская Ю.А., Максимовских А.Г.

Объектом настоящего исследования стал молодёжный сленг бытующий в среде студентов провинциального вуза, который представляет собой большой пласт лексических единиц, отражающих специфику функционирования одного из уровней русского языка. В статье акцентируется внимание на словообразовательных возможностях социального молодёжного диалекта. Авторы рассматривают различные способы образования слов в русском молодёжном сленге в синхронном и диахронном аспектах. В работе предпринята попытка выявить и раскрыть возможности сленга отражать и воспроизводить закономерности функционирования родного языка. Авторы анализируют продуктивные способы образования слов, бытующих в речи современных студентов провинциального вуза Зауралья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFFIXED AND BEHAVIOR-FREE WAYS OF FORMATION IN A YOUTH SLOPE OF A PROVINCIAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The object of the study is youth slang that exists among students of a provincial university, which is a large layer of lexical units reflecting the specifics of functioning of one of the levels of the Russian language. The article focuses on the word-building possibilities of the social youth dialect. The authors consider various ways of forming words in Russian youth slang in the synchronous and diachronic aspects. The work includes an attempt to reveal and reveal the possibilities of slang to reflect and reproduce the laws of the functioning of the native language. The authors analyze the productive ways of forming words that occur in the speech of modern students of the provincial university of Trans-Urals.

Текст научной работы на тему «Аффиксные и безаффиксные способы словообразования в молодёжном сленге провинциального вуза»

6. Ocomieva-Tagirova Z.M., Bashirova R.S. Cvetovye harakteristiki avarskogo toponimicheskogo prostranstva. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017; 12-3 (78): 154 - 156.

7. Ocomieva-Tagirova Z.M. Gergebil'skijgovor avarskogoyazyka: yazykovye osobennostii toponimiya. Mahachkala: DNC RAN, 2015.

8. Seferbekov R.I. Agrarnye kul'ty tabasarancev. Mahachkala: DNC RAN, 1995. Temirbulatova S.M. Iz hajdakskoj mikrotoponimii. Dagestanskaya onomastika. Mahachkala, 1991: 57 - 64.

9. Halikov M.M. Osnovy stilistiki avarskogo yazyka. Mahachkala, 1997.

10. Halilov M.Sh. Gruzinsko-dagestanskie yazykovye kontakty. Moskva: Nauka, 2004.

11. Shihalieva S.H. Slovosochetaniya v tabasaranskom yazyke. Mahachkala, 2010.

12. Shihalieva S.H., Abdurahmanova A.G. Funkcional'naya model' slovarya nacional'noj kul'tury i marshrut stilizacii terminov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2 (63): 323 - 325.

13. Shihalieva S.H. i dr. Imya sobstvennoe*imya naricatel'noe kak faktor sistemnosti v terminologii. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiipraktiki. 2016; 5-3 (59): 166 - 169.

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 81-25

Shupletsova Yu.A, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: 5ok@bk.ru

Yastremskaya Yu.A., Cand. of Sciences (Philology), Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: ja22-4@bk.ru

Maksimovskih A.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: anneta@shadrinsk.net

AFFIXED AND BEHAVIOR-FREE WAYS OF FORMATION IN A YOUTH SLOPE OF A PROVINCIAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The object of the study is youth slang that exists among students of a provincial university, which is a large layer of lexical units reflecting the specifics of functioning of one of the levels of the Russian language. The article focuses on the word-building possibilities of the social youth dialect. The authors consider various ways of forming words in Russian youth slang in the synchronous and diachronic aspects. The work includes an attempt to reveal and reveal the possibilities of slang to reflect and reproduce the laws of the functioning of the native language. The authors analyze the productive ways of forming words that occur in the speech of modern students of the provincial university of Trans-Urals.

Key words: youth slang, word formation, affix and non-affix methods, patterns of Russian literary language.

Ю.А. Шуплецоеа, канд. филол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: 5ok@bk.ru

Ю.А. Ястремская, канд. филол. наук, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: ja22-4@bk.ru

А.Г. Максимоеских, канд. филол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: anneta@shadrinsk.net

АФФИКСНЫЕ И БЕЗАФФИКСНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В МОЛОДЁЖНОМ СЛЕНГЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ВУЗА

Объектом настоящего исследования стал молодёжный сленг бытующий в среде студентов провинциального вуза, который представляет собой большой пласт лексических единиц, отражающих специфику функционирования одного из уровней русского языка. В статье акцентируется внимание на словообразовательных возможностях социального молодёжного диалекта. Авторы рассматривают различные способы образования слов в русском молодёжном сленге в синхронном и диахронном аспектах. В работе предпринята попытка выявить и раскрыть возможности сленга отражать и воспроизводить закономерности функционирования родного языка. Авторы анализируют продуктивные способы образования слов, бытующих в речи современных студентов провинциального вуза Зауралья.

Ключевые слова: молодёжный сленг, словообразование, аффиксные и безаффиксные способы, закономерности русского литературного языка.

Современное состояние и динамические процессы, отражающие живой подверженный влиянию времени и развитию социальных групп язык, остаются актуальной и достаточно емкой в плане материала для исследований темой. Социальные диалекты, зарождающиеся в разговорной среде, в настоящее время переходят в язык средств массовой информации, прежде всего, а также в литературный язык и в его высшую форму - язык художественной литературы. В этом ключе не вызывает сомнений необходимость изучения молодежного сленга как почвы для исследований многообразия языковых проявлений, одного из способов «регулирования проникновения некодифицированных единиц в сферы литературного языка» [1].

Молодёжный сленг «представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого определяется не столько возрастными рамками, как это ясно из самого термина, сколько временными факторами» [2], «один из уровней языка» [3], «одна из самых открытых и подвижных систем в современной лингвистике» [4], особая форма языка, «средство общения большого количества людей, объединённых возрастом» [4]. Несмотря на то, что «сленг по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому» [3], он в полной мере отражает закономерности функционирования литературного языка на всех его уровнях: лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом. В этом ключе изучение молодежного сленга является актуальной темой.

Объектом исследования настоящей статьи стал молодёжный сленг студентов провинциального вуза Зауралья, распространённый в форме разговорно-письменной речи.

Как отмечает К.Д. Тамбовцева, «лексический состав языка постоянно пополняется, также как и словарь сленга. Это пополнение словарного состава осуществляется не только за счет заимствований из других языков, но и за счет «внутренних ресурсов» языковой системы - словообразовательных процессов и переосмысления уже существующих значений (вторичной номинации). Данные собственные внутренние механизмы языка изучает словообразование. Существуют разные механизмы словообразования, например: фонологические, семантические, морфологические и др.» [5]. Ставя целью рассмотрение особенностей словообразования в молодёжном сленге как отражение общих для языка

законов, несмотря на явно выраженную специфику сленговой речи, мы берём в качестве предмета исследования аффиксные и безаффиксные способы словообразования в сленге студентов провинциального вуза в форме разговорно-письменной речи.

Безаффиксальный способ образования слов в молодёжном сленге является наиболее продуктивным в пополнении словаря студентов новыми словами (2). Так, в отобранном нами языковом материале методом сплошной выборки словообразовательные процессы в именах существительных часто происходят за счет усечения - сокращения производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва). Это один из популярных для разговорной речи словообразовательных процессов, возникающих в результате стремления языка к упрощению.

В зауральском молодежном сленге сокращение происходит до одного-двух первых слогов основы: университет ^ универ, стипендия ^ стипа, преподаватель ^ препод ^ преп, скриншот ^ скрин, компьютер ^ комп, клавиатура ^ клава, студент ^ студ, Интернет ^ инет, мерседес ^ мерс, педагогический институт/университет ^ пед и др. В данных случаях производное относится к той же части речи, что и производящее, и тождественно ему по значению, но отличается стилистической окраской или экспрессивностью.

Часто новые слова сохраняют значение производящего слова, но иногда усечение основы может повлиять на оттенки значения. Например, слово жиза, производное от жизнь, обозначающего «совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи» [6)] приобретает новое значение, связанное с описанием жизненной ситуации, либо требующей решения, либо уже невозможной к разрешению: Новые колготки порвала. Эт жиза.

Усечение имен существительных происходит за счет сохранения законов функционирования слов в их родовой принадлежности: существительные мужского или среднего рода сохраняют свое нулевое окончание, существительные женского рода употребляются с традиционным окончанием - а. Исключением в этом списке является сокращение слова Инстаграм, обладающего признаками мужского рода, которое в процессе словообразования приобретает признаки женского рода - инста. Изменение рода четко прослеживается в речи: Ты сегодня заходила в инсту? Для сравнения: Открой свой Инстаграм.

В сленге студентов провинциального вуза за счет одновременного усечения производящей основы и суффиксации образуется достаточное количество языковых единиц: бетерброд ^ бут-ик, бицепс ^ биц-ух-а, метрополис ^ метр-ик, бассейн ^ бас-ик, студент ^ студ-ик, институт ^ инст-ик. Наиболее продуктивными здесь являются суффиксы: -ик- (студ-ик, инст-ик, бас-ик, комп-ик, зар-ик. Последнее слово образовано по аналогии с бытовавшим в жаргонной речи словом «чирик», обозначающим денежную единицу); -ух- (инст-ух-а, стип-ух-а, абит-ух-а); -ак- (студ-ак, серв-ак) и др.

Без усечения образованы такие слова: -чик- (мем-чик); -ас- (мем-ас); -к-(гиф-к-а); -юн- (пят-юн-я); -ец- (фильм-ец); -ан- (брат-ан) и др.

Образование имён существительных в сленге происходит и с помощью смешанной аббревиации: математический анализ ^ матан, журналистское мастерство ^ журмас. В словосочетании зарубежная литература ^ зарубежка производящей основой стало зависимое слово, имя прилагательное, но при сохранении родовой принадлежности главного слова в словосочетании. Также произошёл процесс при образовании слова антич-к-а из словосочетания античная литература. У слова курс-ач ^ курсовая работа род изменился.

Кроме представленных выше способов продуктивен и лексико-семантиче-ский способ образования. Так, слова деньги, бабки и бюджет употребляются в речи со значением «стипендия», шакалки и гиены со значением «одногруппни-цы», байт ^ «плагиат», моросить ^ «волноваться», студень ^ «студент», соска ^ «очень красивая девушка», ватники ^ «люди без собственного мнения», кормушка ^ «буфет», монитор ^ «староста» и др.

Следствием упрощения в речи представлена при образовании имен существительных языковая игра, например: дратуй ^ здравствуй, Интырнет ^ Интернет.

Словообразование глаголов происходит за счет использования традиционных глагольных суффиксов от имен существительных, от иностранных форм глаголов, в исключительных случаях - от звукоподражаний по закону аналогии:

- в качестве производящего слова для новых глаголов выступают иностранные существительные, к которым прибавляются русские глагольные суффиксы: -и- + -ть (repost - репост ^ репост-и-ть, google - гугл ^ гугл-и-ть, selfie - селфи ^ селф-и-ть, to indicate - индикат ^ индикат-и-ть, to flex - флекс

Библиографический список

^ флекс-и-ть), -оеа- + -ть (Ванга ^ ванг-ова-ть, hype - хайп ^ хайп-ова-ть), -ну- + -ть (like - лайк ^ лайк-ну-ть, repost - репост ^ репост-ну-ть, hype хайп ^ хайп-ну-ть), -а- + -ть (lag - лаг ^ лаг-а-ть);

- _менее продуктивна модель с постфиксом -ся (off 'выключенное состояние' ^ офф-ну-ть-ся).

- суффиксальным и суффиксально-постфиксальным способами от англоязычных аббревиатур: -и- + -ть (ROFL 'Rolling On Floor Laughing / катаюсь по полу от смеха' ^ рофл-и-ть), -ну- + -ть- + -ся: RIP 'rest in peace / покойся с миром' ^ рип-ну-ть-ся.

- суффиксальным способом от звукоподражаний: -а- + -ть (ням- ням-а-ть); -ну- + -ть (звяк-ну-ть).

- реже встречается образование новых слов от иностранных глаголов при помощи приставочно-суффиксально-постфиксального способа: chek in ^ за-че-кин-и-ть-ся.

- встречается и образование глаголов за счет усечения основы слова: сфотографировать - сфотать.

Для молодежного сленга характерна игра слов, которая находит свое выражение в сложении. Так, например, образовано слово комон-омон, возникшее за счет соединения двух слов, одно из которых иностранный глагол come on, выражающий основное значение 'приходить', второе - языковая игра по аналогии звучания.

Менее продуктивна модель, когда к основе русских глаголов присоединяется глагольный суффикс и суффикс формы инфинитива (питон ^ питон-и-ть, строчка ^ строч-и-ть и др.).

Рассмотрев аффиксальные и безаффиксные способы словообразования в молодежном сленге, бытующем в среде студентов провинциального вуза Зауралья, можно сделать вывод, что в плане частеречной принадлежности появлению новых единиц в большей мере подвержены имена существительные и глаголы. Самыми продуктивными способами словообразования являются аффиксальный (суффиксальный и суффиксально-постфиксальный), усечение в соединении с суффиксацией и лексико-семантический способ. В этом случае происходящие в образовании новых слов процессы в полной мере отражают закономерности функционирования русского литературного языка, но в то же время проявляют свою специфику, используя приемы языковой игры.

1. Захарова Л.А., Шуваева А.В. Словарь молодёжного сленга (на материале лексикона студентов Томского государственного университета). Томск, 2014.

2. Матюшенко Е.Е. Современный молодежный сленг: формирование и функционирование. Диссертация ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2007.

3. Левикова С.И. Молодежный сленг как своеобразный способ вербализации бытия. Быт и язык. Новосибирск, 2004: 167 - 175.

4. Алимова Г.Ю. Молодежный сленг и разговорная речь в современной лингвистике. Молодой ученый. 2017; 12: 606 - 608.

5. Тамбовцева К.Д. Способы словообразования в американском молодежном сленге. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2015; 2: 60 - 69.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва: АСТ, Мир и Образование. 2013: 1230. References

1. Zaharova L.A., Shuvaeva A.V. Slovar' molodezhnogo slenga (na materiale leksikona studentov Tomskogo gosudarstvennogo universiteta). Tomsk, 2014.

2. Matyushenko E.E. Sovremennyjmolodezhnyjsleng: formirovaniei funkcionirovanie. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2007.

3. Levikova S.I. Molodezhnyj sleng kak svoeobraznyj sposob verbalizacii bytiya. Byt iyazyk. Novosibirsk, 2004: 167 - 175.

4. Alimova G.Yu. Molodezhnyj sleng i razgovornaya rech' v sovremennoj lingvistike. Molodojuchenyj. 2017; 12: 606 - 608.

5. Tambovceva K.D. Sposoby slovoobrazovaniya v amerikanskom molodezhnom slenge. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Lingvistika. 2015; 2: 60 - 69.

6. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: AST, Mir i Obrazovanie. 2013: 1230.

Статья поступила в редакцию 12.02.19

УДК 811.111

Sherbakova О.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Humanities and Foreign Languages, Russian University of Cooperation

(Moscow, Russia), E-mail: osherbakova@bk.ru

Mirzoeva F.R., Cand. of Sciences (Philology), Professor, English Language Department, Diplomatic Academy of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

LINGUISTIC EXPRESSIVE FEATURES OF ORAL PRESENTATIONS TEXTS. The article considers the lexical principles and of the oral presentations. The authors focus on such a topical issue of linguistics as the functioning of syntactic stylistic devices, combination of which forms part of the stylistic system of the language - expressive syntax. The paper provides the examples of authentic texts of oral speeches of politicians. Special attention is paid to parallel constructions, syntactic repetitions, rhetorical questions. The authors concluded that analysis of syntactic language features of modern prepared speech show widespread usage of simple sentences, paralleled, segmented structures. The paper also reveals some syntactic and stylistic features of these phenomena. All constructions are considered to be an accessory of oral speech, but segmented content reveals a glimpse of its rapid traverse of speech and continuous rhythmic organization, which is typical for prepared speech.

Key words: expressive syntax, oral texts, authentic text, structure, syntactic significance, rhetorical questions.

О.Ю. Щербакова, канд. филол. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Российский университет кооперации, г. Москва,

E-mail: osherbakova@bk.ru

Ф.Р. Мирзоееа, канд. филол. наук, проф. каф. английского языка вечернего отделения, Дипломатическая Академия МИД РФ, г. Москва,

E-mail: Fatima_kalaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.