Научная статья на тему 'Административно-правовые способы восстановления законности административной правоприменительной деятельности: понятие и виды'

Административно-правовые способы восстановления законности административной правоприменительной деятельности: понятие и виды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2010
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административно-публичная деятельность / административно-публичный орган / административно-правовые меры (средства) / законность / administrative-public activity / administrative-public body / ad- ministrative-legal methods / administrative-legal measures (means) / legality.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Владимирович Ярковои

В статье исследуются понятие, основные черты и классификация административно-правовых способов восстановления нарушенного режима законности правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, иных органов публичного управления, их должностных лиц. К таким способам автор относит административно-правовые меры (средства) пресекательно-восстановительного характера и административно-правовые меры (средства) наказательно-предупредительного характера. В числе пресекательно-восстановительных мер (средств) выделяются выдача контрольно-надзорным органом обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законности, отмена или признание незаконным (недействительным) административного акта, не соответствующего положениям законодательства. В качестве административноправовых мер (средств) наказательно-предупредительного характера рассматриваются меры административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц и иных служащих административнопубличных органов, совершивших в процессе правоприменительной деятельности соответствующие правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Владимирович Ярковои

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE-LEGAL WAYS TO RESTORE THE LEGALITY OF ADMINISTRATIVE LAW ENFORCEMENT: THE CONCEPT AND TYPES

The article examines the concept, main features and classification of administrative and legal ways to restore the violated regime of law enforcement of the executive authorities, other public administration authorities and their officials. The Author considers administrative-legal measures (means) of a preventive-restorative nature and administrative-legal measures (means) of a penal-preventive nature to such methods. Among the preventive and recovery measures (means), the issuance by the supervisory authority of a binding order to eliminate identified violations of law, cancellation or invalidation of an administrative act that does not comply with the provisions of legislation are allocated. As administrative-legal measures (means) of a punitive-preventive nature, measures of administrative and disciplinary responsibility of officials and other employees of administrative-public bodies who committed relevant offenses in the process of administrative law enforcement are considered.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые способы восстановления законности административной правоприменительной деятельности: понятие и виды»

в

Ш©ШЖ Ярковой С. В.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Аннотация. В статье исследуются понятие, основные черты и классификация административно-правовых способов восстановления нарушенного режима законности правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, иных органов публичного управления, их должностных лиц. К таким способам автор относит административно-правовые меры (средства) пресекательно-восстановительного характера и административно-правовые меры (средства) наказатель-но-предупредительного характера. В числе пресекательно-восстано-вительных мер (средств) выделяются выдача контрольно-надзорным органом обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законности, отмена или признание незаконным (недействительным) административного акта, не соответствующего положениям законодательства. В качестве административно-правовых мер (средств) наказательно-предупредительного характера рассматриваются меры административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц и иных служащих административно-публичных органов, совершивших в процессе правоприменительной деятельности соответствующие правонарушения. Ключевые слова: административно-публичная деятельность, административно-публичный орган, административно-правовые меры (средства), законность.

Сергей Владимирович ЯРКОВОЙ,

судья Арбитражного суда Омской области, кандидат юридических наук om.as@yandex.ru 644024, Россия, г. Омск, ул. Учебная, д. 51

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.58.6.135-144

S. V. YARKOVOY, Judge of the Arbitration Court of Omsk Region, Candidate of Legal Sciences om.as@yandex.ru 644024, Omsk, Uchebnaya st., 51 ADMINISTRATIVE-LEGAL WAYS TO RESTORE THE LEGALITY OF ADMINISTRATIVE LAW ENFORCEMENT: THE CONCEPT AND TYPES Abstract. The article examines the concept, main features and classification of administrative and legal ways to restore the violated regime of law enforcement of the executive authorities, other public administration authorities and their officials. The Author considers administrative-legal measures (means) of a preventive-restorative nature and administrative-legal measures (means) of

© С. В. Ярковой, 2019

/" Ж УНИВЕРСИТЕТА

"М имени O.E. Кугафина (МГЮА)

a penal-preventive nature to such methods. Among the preventive and recovery measures (means), the issuance by the supervisory authority of a binding order to eliminate identified violations of law, cancellation or invalidation of an administrative act that does not comply with the provisions of legislation are allocated. As administrative-legal measures (means) of a punitive-preventive nature, measures of administrative and disciplinary responsibility of officials and other employees of administrative-public bodies who committed relevant offenses in the process of administrative law enforcement are considered. Keywords: administrative-public activity, administrative-public body, administrative-legal methods, administrative-legal measures (means), legality.

Законность правоприменительной деятельности органов исполнительной власти и иных органов публичного управления (далее — административно-публичные органы, административная правоприменительная деятельность) обеспечивается системой организационно-правовых способов, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации. Одной из подсистем способов обеспечения, в том числе восстановления, законности административной правоприменительной деятельности выступает подсистема административно-правовых способов.

Административно-правовые способы восстановления законности административной правоприменительной деятельности, с нашей точки зрения, представляют собой предусмотренные нормами административного, муниципального, финансового и административно-процессуального права меры (средства) воздействия пресекательно-восстановительного и (или) наказательно-предупредительного характера, применяемые к административно-публичным органам, их должностным лицам как во внесудебном, так и в судебном порядке и направленные на восстановление нарушенного указанными органами и лицами режима законности административной правоприменительной деятельности.

В общей теории права выделяются специальные принудительные правовые меры (средства), именуемые санкциями, применение которых направлено на пресечение нарушений законности (различных правонарушений), защиту (восстановление) нарушенного правового положения (состояния) и превенцию совершения новых правонарушений. По способам обеспечения законности санкции обычно подразделяются на две группы: правовосстановительные (меры защиты, восстановления) санкции, направленные на пресечение правонарушений и устранение непосредственного вреда, причиняемого охраняемым общественным отношениям, а также на исполнение невыполненных обязанностей и восстановление нарушенных прав, и штрафные (карательные) санкции, направленные на предупреждение правонарушений и воспитание правонарушителей, к которым относится применение мер уголовной, административной, дисциплинарной и других видов юридической ответственности1.

1 См., например: Алексеев С. С. Собрание сочинений : в 10 т. М. : Статут, 2010. Т. 3.

С. 366—373 ; Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретиче-

ские проблемы). М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 62—63.

Правовосстановительные санкции могут быть выражены в виде отмены или изменения противоречащего закону акта, а также в виде иных мер, направленных на восстановление отношений, нарушенных в связи с их совершением; штрафные (карательные) санкции, оказывая воздействие на имущественные или личные интересы граждан либо на различного рода коллективные интересы (юридических лиц), имеют своей целью общее и специальное предупреждение2.

Вместе с тем некоторые ученые разграничивают меры пресечения правонарушений и меры восстановления нарушенного правонарушением правового положения. В частности, С. Н. Кожевников отмечает, что меры пресечения используются для обеспечения условий применения восстановительных мер и средств юридической ответственности, и их сущность состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, организаций или их должностных лиц. В отличие от мер пресечения, меры восстановления, по мнению указанного автора, понуждают обязанных лиц прекратить неправомерные действия, совершить определенные действия, выполнить возложенные на них юридические обязанности3.

В советской административно-правовой науке достаточно основательной разработкой отличалась теория административно-правовых санкций — мер административного принуждения. Так, М. И. Еропкин в одной из своих статей, опубликованной в 1963 г., писал о том, что административное принуждение представляет собой применение органом управления установленных законом принудительных мер в целях пресечения или предупреждения административных проступков, привлечения лиц, их совершивших, к административной ответственности, а также для обеспечения общественной безопасности. Ученый выделял три вида мер административного принуждения: административные взыскания (меры административной ответственности), меры административного пресечения, направленные на принудительное прекращение противоправных действий, и административно-предупредительные меры (меры административного обеспечения), применяемые в целях обеспечения общественной безопасности при наступлении определенных >

условий (стихийных бедствий, аварий и т.п.)4. М

В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. советские административисты уточнили Н

и дополнили приведенный подход к пониманию административно-правовых санк- И

П

ций. В частности, Д. Н. Бахрах определил понятие административного принуждения как особый вид государственного принуждения, состоящий в применении

П Т

органами государственного управления, а в установленных законом случаях — и И

судьями (судами) в порядке, закрепленном нормами административного права, Т В

принудительных мер к правонарушителям с целью защиты охраняемых правом Е >

--ит

2 См.: Кудрявцев В. Н. Избранные труды по социальным наукам : в 3 т. М. : Наука, 2002. п В Т. 1. С. 206. О Т

3 См.: Кожевников С. Н. Предупредительные и пресекательные меры по советскому пра- П ву и условия их реализации // Научные труды. Свердловск : Свердл. юрид. ин-т, 1975. и щ Вып. 47 : Вопросы реализации норм административного права. С. 45—47 ; Он же. Вос- Е Н

становительные меры по советскому законодательству // Научные труды. Свердловск :

1 I Ь □

Свердл. юрид. ин-т, 1975. Вып. 42 : Социально-психологические аспекты правового ре- ^ П

гулирования. С. 145.

См.: Еропкин М. И. Избранные научные труды. М. : Эксмо, 2010. С. 75—83. ВЛАСТИ

>

4

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

общественных отношений. При этом все меры административного принуждения Д. Н. Бахрах подразделил на три вида:

1) меры наказания (административные взыскания);

2) меры пресечения как средства понуждения правонарушителя к исполнению определенной обязанности, применяемые в целях прекращения противоправного поведения, устранения возможности совершения правонарушителем противоправных действий, предотвращения вредных последствий совершенного правонарушения, создания условий для применения иных мер принуждения;

3) административно-восстановительные меры, применяемые в целях принуждения правонарушителя к исполнению невыполненной обязанности, восстановление нарушенных прав и законных интересов, устранение вредных последствий совершенного правонарушения5.

И. И. Веремеенко включал административно-правовые санкции в систему мер административного принуждения и трактовал такие санкции как элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны и содержащий указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителю данной нормы. При этом свою роль административно-правовые санкции выполняют с помощью либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и, как правило, применяются в административном порядке. В зависимости от используемого способа охраны правопорядка И. И. Веремеенко выделял три вида административно-правовых санкций:

1) административные взыскания (карательные санкции), охраняющие правопорядок путем общей и частной превенции (наказания правонарушителей и их перевоспитания);

2) правовосстановительные санкции, с помощью которых восстанавливается нарушенный правопорядок и устраняется ущерб, причиненный правонарушением (отмена незаконных актов, денежный начет, возмещение ущерба);

3) санкции реального исполнения, направленные на принуждение правонарушителя к исполнению невыполненных обязанностей в сфере управления либо создание действенных гарантий такого исполнения (изъятие имущества и документов, снос самовольно возведенных объектов, запрещение эксплуатации объектов и др.)6.

А. П. Коренев полагал возможным вести речь о следующих видах административно-правовых санкций:

1) санкциях пресечения, применяемых в целях прекращения правонарушения, для предотвращения или устранения его общественно опасных последствий;

2) восстановительных санкциях, преследующих цель полного восстановления нарушенной нормы (санкции по принудительному исполнению невыполнен-

5 См.: Бахрах Д. Н. Советское законодательство об административной ответственности : учебное пособие. Пермь, 1969. С. 32—40 ; Он же. Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1972. С. 25—28.

6 См.: Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. М. : Юрид. лит., 1975. С. 41,

76—77, 102—103, 115—116.

ной или ненадлежаще выполненной обязанности и санкции по отмене незаконных актов управления);

3) карательных санкциях, предназначенных для наказания нарушителей административно-правовой нормы и для их воспитания;

4) карательно-восстановительных, направленных как на наказание нарушителей, так и на восстановление нарушенного ими права7.

В настоящее время наукой административного права в целом поддерживается изложенный выше подход к пониманию и классификации административно-правовых санкций. При этом большинство ученых-административистов подразделяют меры административного принуждения на четыре основные группы:

1) меры административного предупреждения;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

При этом некоторые из ученых выделяют пятую группу —меры административного восстановления8.

В отдельных работах предлагаются оригинальные научные подходы к пониманию системы мер административного принуждения. В частности, А. И. Стахов и П. И. Кононов классифицируют меры административного принуждения на:

1) меры административного пресечения преступлений и иных правонарушений;

2) меры административного обеспечения привлечения граждан и организаций к административной ответственности;

3) меры административной ответственности (административные наказания);

4) меры административного обеспечения исполнения гражданами и организациями возложенных на них юридических обязанностей.

Указанные авторы выделяют также специальный комплекс мер административного принуждения, применяемых контрольно-надзорными органами и охва- > тывающих в том числе обеспечительные контрольно-надзорные меры, направ- М ленные на выявление совершаемых или совершенных нарушений обязательных Н требований, и пресекательно-восстановительные контрольно-надзорные меры, И которые применяются в целях пресечения выявленных нарушений обязательных Т требований, предотвращения причиненного этими нарушениями вреда9. С > Все перечисленные административно-правовые меры восстановления за- и И конности пресекательного, восстановительного и наказательного (карательного) Т В характера применяются во внесудебном порядке. Что же касается администра- Е >

--И т

7 См.: Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М. : Юрид. лит., р В 1978. С. 31. ОТ

8 См., например: Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Государственное управле- П ние и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л. Л. Попова. М. : ив Норма ; Инфра-М, 2011. С. 258—262 ; Общее административное право : учебник : в 2 ч. / ЕН

под ред. Ю. Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. и доп. Воронеж : Изд. дом ВГУ, 2017. Ч. 2.

1 I

Ь □

С. 10—29. О Т

См.: Стахов А. И., Кононов П. И. Административное право России : учебник для акаде- й Ь

мического бакалавриата : в 2 ч. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2017. Ч. 2. С. 42—56. ВЛАСТИ

>

9

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

тивно-правовых (административно-процессуальных) мер восстановления законности в сфере административного правоприменения, применяемых судами в ходе и по результатам разрешения ими административных дел, то существо, система и правила применения таких мер в современной отечественной науке административного права и процесса не исследовались. В юридической литературе в основном излагаются лишь положения законодательства об административном судопроизводстве без их системного теоретического анализа10.

С учетом отмеченного сформулируем собственные суждения о сущности и систематизации административно-правовых способов восстановления законности административной правоприменительной деятельности.

Рассмотрим каждую из двух обозначенных выше групп административно-правовых мер обеспечения законности: административно-правовые меры (средства) пресекательно-восстановительного характера и административно-правовые меры (средства) наказательно-предупредительного характера.

Административно-правовые меры (средства) пресекательно-вос-становительного характера. Разделяя в целом сформировавшийся в отечественной науке административного права подход, в соответствии с которым меры административного пресечения правонарушений и меры административного восстановления нарушенных правоотношений формально разграничиваются, полагаем все-таки, что целый ряд мер административно-правового восстановления законности обладает одновременно признаками и мер пресечения. Применение таких мер административно-публичными органами, а также судами преследует цель принудительного прекращения нарушения требований законности и одновременно цель восстановления, возвращения того правового положения (состояния), которое имело место до допущенного нарушения.

Выделим основные характерные черты административно-правовых мер (средств) пресекательно-восстановительного характера (далее —пресекатель-но-восстановительные меры) в части применения их в целях обеспечения законности административной правоприменительной деятельности.

1. Юридико-фактическим основанием применения пресекательно-восстанови-тельных мер служит совершение административно-публичным органом, его должностным лицом или иным служащим в ходе осуществления административной правоприменительной деятельности действий (бездействия) или принятие ими решения, которые не соответствуют требованиям законности, прекращение реализации и устранение последствий которых может быть обеспечено посредством применения указанных мер. Так, прекращение исполнения не соответствующего нормам права административного акта и устранение возможных последствий его действия могут быть обеспечены путем отмены данного акта уполномоченным административно-публичным органом, должностным лицом или путем признания его недействительным (незаконным) судом.

10 См., например: Общее административное право : учебник : в 2 ч. / под ред. Ю. Н. Ста-рилова. 2-е изд., пересмотр. и доп. Воронеж : Изд. дом ВГУ, 2017. Ч. 2. С. 743—748 ; Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административно-процессуальное право России : учебник. М. : Юрайт, 2018. Ч. 2. С. 151—160.

^^р'ЩС^тШ Ярковой С. В.

2. Правовые основания применения и содержание пресекательно-восстано-вительных мер, реализуемых во внесудебном порядке, предусмотрены материальными нормами административного, финансового и муниципального права. Например, основания применения и содержание таких мер, как выдача предписания об устранении нарушений обязательных требований, аннулирование выданных лицензий и иных специальных разрешений, установлены нормами административного законодательства о государственном контроле (надзоре) и о лицензировании отдельных видов деятельности, а в некоторых случаях — муниципальными нормативными правовыми актами.

Основания применения и содержание таких мер, как восстановление в бюджете денежных средств, израсходованных не по целевому назначению, возмещение причиненного бюджету ущерба, содержатся в нормах финансового права. Правовые основания применения и содержание пресекательно-восстановительных мер, реализуемых в судебном порядке в рамках административного судопроизводства, определены нормами административно-процессуального права, содержащимися в Кодексе административного судопроизводства РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ. К числу таких мер, в частности, относятся признание недействительным оспариваемого административного акта, признание незаконным оспариваемого действия (бездействия) административно-публичного органа или его должностного лица, возложение судом на административно-публичный орган (его должностное лицо) обязанности по устранению допущенных нарушений законности.

3. Субъектами административного обеспечения законности, применяющими пресекательно-восстановительные меры, выступают суды общей юрисдикции и арбитражные суды, компетентные административно-публичные органы, наделенные внешними контрольно-надзорными полномочиями, а также их должностные лица.

4. Пресекательно-восстановительные меры реализуются в административных > процедурно-процессуальных формах, а именно в форме соответствующих адми- М нистративных производств (контрольно-надзорного, производства по разрешению Н

административных жалоб) и в форме административного судопроизводства (про- И

С

конности, состоящие в возложении на административно-публичные органы, их

Ш р

пТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И

изводства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных субъектов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочи- И

ями, должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих). Т И

Пресекательно-восстановительные меры, в зависимости от их содержания И >

и используемого способа восстановления законности в сфере административ- гп О

ной правоприменительной деятельности, можно классифицировать на следую-

Ш

щие виды: □ Е

1. Пресекательно-восстановительные меры косвенного восстановления за- Л ^

И

должностных лиц обязанностей, исполнение которых позволяет устранить допу- Е н

щенные нарушения требований законности, их негативные последствия и восста- Л Н

новить режим законности, существовавший до совершения данных нарушений. Н П

К числу таких мер относятся выдача компетентными контрольно-надзорными ЙЬ

органами обязательных для исполнения предписаний, внесение представлений,

ВЛАСТИ

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

предъявление требований, вынесение судами общей юрисдикции и арбитражными судами решений и постановлений, возлагающих на административно-публичные органы (их должностных лиц) определенные обязанности с установлением сроков их исполнения.

2. Пресекательно-восстановительные меры прямого (непосредственного) восстановления законности, состоящие в принятии субъектами административного обеспечения законности решений, прямо (непосредственно) пресекающих допущенные нарушения требований законности и восстанавливающих режим законности, существовавший до совершения данных нарушений. К числу названных мер, как представляется, можно отнести принятие компетентными административно-публичными органами и их должностными лицами решений о приостановлении действия или отмене административных актов, принятых (изданных) нижестоящими административно-публичными органами и их должностными лицами, о признании незаконными действий данных органов (их должностных лиц), вынесение судами общей юрисдикции и арбитражными судами решений и постановлений о признании недействительными (незаконными) оспариваемых административных актов, о признании незаконными оспариваемых действий указанных органов.

Административно-правовые меры (средства) наказательно-пред-упредительногохарактера. Применение мер наказательного характера, в отличие от административно-пресекательных мер, не влечет непосредственного и оперативного восстановления режима законности. В то же время применение наказательных мер, по существу, выступающих в качестве мер юридической ответственности (дисциплинарной и административной), стимулирует должностных лиц, иных служащих административно-публичных органов к скорейшему устранению допущенных нарушений требований законности, восстановлению режима законности и недопущению его нарушения в будущем.

Административно-правовые меры (средства) наказательно-предупредитель-ного характера (далее — наказательно-предупредительные меры) в части применения их в целях обеспечения законности административной правоприменительной деятельности отличаются следующими основными чертами.

1. Юридико-фактическим основанием для применения наказательно-предупре-дительных мер выступает совершение должностным лицом или иным служащим административно-публичного органа такого нарушения требований законности, которое квалифицируется в качестве дисциплинарного проступка или административного правонарушения, за совершение которого законодательством РФ предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность. В частности, меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к государственному служащему административно-публичного органа за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей, повлекшее нарушение режима законности, прав и законных интересов граждан и организаций. Так, например, к таким нарушениям можно отнести нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение обращений граждан, незаконный отказ в удовлетворении их заявлений и т.п.

Меры административной ответственности применяются к должностным лицам административно-публичных органов, совершившим административные правонарушения, посягающие на действующие правила осуществления определенной

^^р'ЩС^тШ Ярковой С. В.

административной правоприменительной деятельности, например, за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 5.63 (нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг), 19.6 (несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле), 19.9 (нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов) Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Правовые основания применения и содержание наказательно-предупреди-тельных мер установлены нормами административного права, в частности в законодательстве о государственной и муниципальной службе, законодательстве об административных правонарушениях. В соответствии с названным законодательством к упомянутым мерам отнесены меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) и меры административной ответственности (административные наказания).

3. Субъектами административного обеспечения законности, применяющими наказательно-предупредительные меры, выступают компетентные руководители административно-публичных органов, административно-публичные органы, наделенные внешними административно-юрисдикционными полномочиями, их должностные лица, а также суды общей юрисдикции.

4. Наказательно-предупредительные меры реализуются в определенных административных процедурно-процессуальных формах, а именно в форме соответствующих административных производств: дисциплинарного производства и производства по делам об административных правонарушениях.

Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости и важности дальнейшего системного научного исследования административно-правовых способов восстановления нарушенного режима законности административной правоприменительной деятельности и совершенствования правового механизма их применения. >

И

ИН

БИБЛИОГРАФИЯ И

СТ

1. Алексеев С. С. Собрание сочинений : в 10 т. — М. : Статут, 2010. — Т. 3. — П> 781 с. ПИ

2. Бахрах Д. Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные

тенденции развития : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1972. — 39 с. Щ>

3. Бахрах Д. Н. Советское законодательство об административной ответствен- гп О ности : учебное пособие. — Пермь, 1969. — 319 с. пв

4. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. — М. : Юрид. лит., П Е

1975. — 192 с.

□ . Л

5. Еропкин М. И. Избранные научные труды. — М. : Эксмо, 2010. — 688 с. И ^

6. Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административно-процессуаль- Е Н ное право России : учебник. — М. : Юрайт, 2018. — Ч. 2. — 341 с. ЛН

7. Кожевников С. Н. Восстановительные меры по советскому законодательству // НП Научные труды. Свердловск : Свердл. юрид. ин-т, 1975. Вып. 42 : Социально- ЙЬ психологические аспекты правового регулирования. С. 145—160.

ВЛАСТИ

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

8. Кожевников С. Н. Предупредительные и пресекательные меры по советскому праву и условия их реализации // Научные труды. Свердловск : Свердл. юрид. ин-т, 1975. Вып. 47 : Вопросы реализации норм административного права. С.36—50.

9. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. — М. : Юрид. лит., 1978. — 141 с.

10. Кудрявцев В. Н. Избранные труды по социальным наукам : в 3 т. — М. : Наука, 2002. — Т. 1. — 566 с.

11. Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 240 с.

12. Общее административное право : учебник : в 2 ч. / под ред. Ю. Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. и доп. — Воронеж : Изд. дом ВГУ 2017. — Ч. 2. — 822 с.

13. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л. Л. Попова. — М. : Норма ; Инфра-М, 2011. — 319 с.

14. Стахов А. И., Кононов П. И. Административное право России : учебник для академического бакалавриата : в 2 ч. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — Ч. 2. — 402 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.