Научная статья на тему 'Аддиктивное поведение детей как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений'

Аддиктивное поведение детей как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
677
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова Марина Владимировна, Шишкина Ксения Игоревна

В статье рассматривается роль семьи в формировании аддиктивного поведения детей, причины семейного неблагополучия, среди которых причины макросоциального, психолого-педагогического и биологического характера. Освещены наиболее опасные с точки зрения приобщения к аддиктивным формам поведения ситуации и типы семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Addictive behavior of children as a result of breach of system of family relations

The article discusses the role of the family in the formation of addictive behavior of children, the causes of family problems, including the causes of macro-social, psychological, pedagogical and biological character. The most dangerous from the point of view of introduction to addictive forms of behavior and types of family education are elucidated.

Текст научной работы на тему «Аддиктивное поведение детей как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений»

согласованности действий, как и у команды «Серебряные акулы». Наибольшее число баллов набрал критерий соответствие совместной деятельности плану, а наименьшее число баллов согласованность и распределение функций, т.е. исполнительность и готовность действовать в соответствии с планом высокая, но совместно как единая команда выступать не могут. Низкий результат игры хоккейной команды «Созвездие» основываясь на результатах исследований, мы связываем с рассогласованностью функций и недостаточной подготовленностью к совместной деятельности игроков команды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буторин, В.В. Психолого-педагогические условия формирования командной сплочённости в игровых вида спорта / В.В. Буторин, К.С. Дунаев // Спортивный психолог. - 2017. -№ 2 (45). - С. 75-78.

2. Григорович, И.Г. Повышение эффективности спортивной деятельности баскетболисток с учетом их индивидуально-психологических особенностей : дис. ... канд. пед. наук / Григорович И.Г. - Омск, 1985. - 180 с.

3. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1979. - 128 с.

4. Кричевский, Р.Л. Проблемы межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии / Р. Л. Кричевский // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 161-170.

5. Травина, А.М. Особенности комплектования спортивных команд с различной формой организации совместной деятельности / А.М Травина // Тезисы докладов 10-й Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта. - М., 1988. - С. 54-55.

6. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры : учебник для вузов / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд ; пер. с англ. Г. Гончаренко. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 335 с.

REFERENCES

1. Butorin, V. V. and Dunaev, K. S. (2017), "Psycho-pedagogical conditions of formation of team cohesion in a game of sport", Sports psychologist, Vol. 45 No. 2, pp. 75-78.

2. Grigorovich, I.G. (1985), Improving the efficiency of sports activities of basketball players based on their individual-psychological characteristics, dissertation, Omsk.

3. Dontsov, A.I. (1979), Problems of group cohesion, MSU, Moscow.

4. Krichevsky, R.L. (2003), "Problems of interpersonal compatibility in foreign social psychology", Questions of psychology, No. 5, pp. 161-170.

5. Travina, A.M. (1988), "Features of manning of sports teams with different form of organization of joint activities", Abstracts of 10-th all-Union scientific-practical conference of psychologists of sport, Moscow, pp. 54-55.

6. Weinberg, R.S. and Gould, D. (2001), Fundamentals of psychology of sport and physical culture, textbook for universities, Olympic literature, Kiev.

Контактная информация: but_vlad@list.ru

Статья поступила в редакцию 11.04.2018

УДК 159.922.763

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ КАК СЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(«ЮУрГГПУ»), г. Челябинск

Аннотация

В статье рассматривается роль семьи в формировании аддиктивного поведения детей, причины семейного неблагополучия, среди которых причины макросоциального, психолого-педагогического и биологического характера. Освещены наиболее опасные с точки зрения приобщения к аддиктивным формам поведения ситуации и типы семейного воспитания.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, внутрисемейные отношения, аддиктивное поведение.

ADDICTIVE BEHAVIOR OF CHILDREN AS A RESULT OF BREACH OF SYSTEM

OF FAMILY RELATIONS

Marina Vladimirovna Zhukova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kseniya Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, South Ural State of Humanities and Education University, Chelyabinsk

Annotation

The article discusses the role of the family in the formation of addictive behavior of children, the causes of family problems, including the causes of macro-social, psychological, pedagogical and biological character. The most dangerous from the point of view of introduction to addictive forms of behavior and types of family education are elucidated.

Keywords: family, family upbringing, family relationships, addictive behavior.

Сегодня одной из наиболее обсуждаемых социальных проблем становится проблема роста числа детей и подростков, вовлечённых в аддиктивные формы поведения. Аддиктивное поведение (от англ. аaddictive - пагубная привычка, пристрастие к чему-либо), под которым понимают злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние человека до начала формирования физической зависимости, либо различными видами активности - является стартовым звеном в формировании болезненной зависимости от психоактивных веществ, компьютерных игр, интернет-зависимости [1].

В последнее время отмечается устойчивая тенденция роста числа детей дошкольного и младшего школьного возраста, употребляющих психоактивные вещества, однако сроки профилактической работы являются, как правило, запаздывающими, в связи с чем возникает потребность начала превентивной деятельности, которая должна иметь непрямой характер, уже на этапе дошкольного детства.

Современные, родители и педагоги убеждены в том, что детям младшего, а тем более дошкольного возраста, о наркотиках ничего не известно. Однако по результатам опросов что дети не только осведомлены о существовании различных психоактивных веществ, их названиях, но и весьма подробно описывают варианты их употребления. Более 50% детей, участвующих в опросах, выражают уверенность в безопасности единичной пробы психоактивных веществ, а около 35% из них намерены осуществить такую пробу «когда вырастут».

К факторам, способствующим формированию аддиктивного поведения, наряду с такими как несформированность духовно-нравственной сферы личности, ее индивидуально-биологические и индивидуально-психологические особенности, наличие психических заболеваний, относят нарушения семейного социума.

Проявления кризиса семьи, обострившиеся в конце XX - начале XXI века, не являются исключительно российским явлением и объясняются общемировой тенденцией нарастания структурных, статусных изменений и изменений внутрисемейных отношений. В рамках данной статьи считаем необходимым подробно остановиться на проблеме семейного неблагополучия, критерием которого являются особенности внутрисемейного взаимодействия. По данным исследований именно этот фактор является одним из главных в процессе формирования аддиктивного поведения.

Существует три группы причин, которые могут послужить источником неблагополучия в современной семье.

Во-первых, причины макросоциального характера, обусловленные кризисными явлениями в социально-экономической сфере, расслоением общества по уровню доходов. Для современной семьи характерно снижение не столько реального уровня жизни, сколько его самооценки взрослыми членами семьи. По данным нашего исследования только 32%

респондентов удовлетворены материальным положением, из них лишь около 50% уверены в возможности его улучшить, а 32% отмечают тенденцию его ухудшения.

Родители отмечают недостаточный уровень содержания детей, неравенство стартовых возможностей, усиление влияния криминальной субкультуры, негативное влияние средств массовой информации, утрату духовно-нравственных ценностей. Кроме того, около 30% родителей утверждают, что образовательные учреждения не готовы работать с проблемными семьями. По данным ежегодного государственного доклада «О положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации» снижается уровень располагаемых ресурсов на одного члена семьи в семьях с одним ребенком, при повышении его для семей с двумя и более детьми, однако различие ресурсной обеспеченности семей с тремя и более детьми составляет 60% от таковой для однодетных семей.

Не имеют условий в связи с финансовыми ограничениями для обеспечения детей спортивными снарядами - 41,1% и снаряжением для активного отдыха вне дома - 15,1% семей, для участия в школьных поездках или платных мероприятиях - 20,7% семей, для проведения каникул вне дома - 37,5% семей, для посещения платных дополнительных занятий - 33,1% семей [2].

Во-вторых, причины психо лого-педагогического характера, которые связаны с изменениями, происходящими в структуре семьи (возрастающей занятостью женщин в профессиональной сфере, трансформацией досуговых предпочтений); характере внутрисемейного взаимодействия (неадекватность и непрогностичность родительских воздействий). Проведенные исследования показали, что за последние 10 лет участились случаи диагностирования таких нарушений, как «несформированность родительских чувств», «неустойчивость стиля воспитания». Среди типов воспитания преобладают доминирующая гиперпротекция и воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Около 40% родителей отмечают собственную педагогическую несостоятельность и неумение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, более 30% респондентов признают, что у них недостаточно «времени и сил» на эмоциональные контакты.

В-третьих, причины биологического характера, обусловленные патологией (генетической, психической или физической), на которых мы сочли возможным не останавливаться вследствие того, что объектом нашего изучения является роль семьи в возникновении аддиктивного поведения ребенка с «нормальным», а не «аномальным» развитием.

Определяющими для формирования аддиктивного поведения являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического характера, т.е. патогенными выступают не столько структурные характеристики семьи, ее материальное положение, сколько сформировавшийся в ней психологический климат.

Особенно опасна ситуация родительского развода, которая является тяжелым травматическим событием для ребенка. По данным исследователей, дети из разведенных семей имеют искаженные представления об иерархии семейной системы по сравнению с детьми из семей с сохраненным супружеством. Только треть детей из разведенных семей демонстрируют наличие близости в семейной системе [1].

С точки зрения формирования аддиктивной направленности личности в наиболее неблагоприятном положении находятся дети из семей с «незавершенным разводом», поскольку их родители, находясь в конфликтных взаимоотношениях, проявляют негативные эмоциональные реакции, нежелание сотрудничать в воспитании, что провоцирует конфликты в системе «родители-дети».

Особо важными факторами являются алкоголизм родителей и жестокость в их отношении к детям. По данным министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 69% преступлений, связанных с жестоким обращением, совершено по отношению к детям. Ежегодно более 500 тысяч родителей привлекаются к ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей по воспитанию и вовлечение детей в употребление психоактивных веществ [2].

Детям из таких семей свойственны проявления низкой степени нормативности, не-сформированности произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, отрицательная волевая направленность, неадекватная самооценка.

По данным исследований, особую озабоченность вызывает формирование своеобразной «стратегии выживания», в результате которой насилие расценивается как социальная норма [3]

Семья является одной их наиболее значимых сфер жизни ребенка. Она влияет на развитие детей, программирует их дальнейшую жизнь через традиции, уклад жизни, стиль общения, эмоциональный фон. Вместе с тем, под влиянием семейных факторов у ребенка формируется аддиктивное поведение как вид отклоняющегося поведения, и, в частности, потребность в изменении своего состояния с помощью психоактивных веществ.

Одной из основных причин приобщения детей к аддиктивным агентам является неумение разрешать конфликтные ситуации, обсуждать с родителями возникающие в общении со сверстниками и педагогами проблемы, в связи с чем среди всех выполняемых семьей функций особенно важной является защитная, которая обеспечивает чувство поддержки, защищенности и психологического комфорта. От того, насколько полноценно реализуются в семье воспитательная и фелицитарная функции, зависит успешность предупреждения возникновения аддиктивных форм поведения. В семьях, где родители употребляют социально приемлемые наркотики - табак и алкоголь, у детей формируется установка на употребление психоактивных веществ в как общепринятой нормы поведения.

Кроме того, провоцировать аддикцию могут некоторые типы воспитания. Исследователи отмечают, что к возникновению аддиктивного поведения предрасполагают психическая неустойчивость, незрелость эмоциональной сферы, отсутствие самоконтроля, способности к целеполаганию и неумение их достижения, искаженная система ценностей [4]. Для человека, у которого сформировались подобные личностные черты, характерно наличие завышенных требований к жизни в сочетании с несформированностью эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Так, например, воспитание ребенка по типу гиперопеки может привести к формированию таких личностных черт, которые впоследствии могут спровоцировать возникновение наркотического пристрастия, поскольку у ребенка не формируются волевые качества, позволяющие преодолевать трудности. Ребенок пытается избежать сложных конфликтных ситуаций, погрузившись в «беспроблемный» мир наркотиков. Воспитание по типу эмоционального отвержения формирует агрессивность, черты «эмоциональной глухоты»; как правило, в таких семьях ребенку предъявляются повышенные требования и запреты наряду с чрезмерностью санкций. Психоактивное вещество, искажая действительность, дает иллюзию любви и принятия. В том случае, если ребенок воспитывается в условиях постоянных психических травм и обид, у него формируется специфический невроз с преобладанием чувства страха, напряженности, представление о безнадежности своего положения. Ребенок оказывается неспособным к сопротивлению, и даже случайное, однократное знакомство с действием психоактивного вещества, может вызвать формирование стойкой зависимости.

Таким образом, прослеживая роль семьи в формировании аддиктивного поведения следует отметить, что решающим фактором формирования аддиктивных форм поведения является именно дисгармоничная семья, поскольку у ребенка формируется определенный сценарий поведения, который сохраняется в практически неизменном виде в течение всей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будинайте, Г. Л. Особенности восприятия ребенком 6-8 лет структуры семьи в ситуации развода / Г. Л. Будинайте, Л .Б. Коган-Лернер // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - № 2. - C. 91-110.

2. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации 2016 год [Электронный ресурс]. - URL : https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/474

(дата обращения: 04.04.2018 г.)

3. Малик, Л.С. Решение проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними в аспекте семейно-ориентированной социальной работы / Л.С. Малик, Л.А. Мелкая // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6. - С. 118-121.

4. Фролова, Е.В. Исследование готовности учителя к инновационной профессиональной деятельности / Е.В. Фролова // Психолого-педагогические исследования в системе образования : материалы конференции. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2002. - С. 342-345.

REFERENCES

1. Budinayte, G.L. (2011), "Features of the child's perception of 6-8 years of family structure in the situation of divorce", Journal of Counseling psychology and psychotherapy, No. 2, рр. 91-110.

2. State report (2016), "On the situation of children and families with children in the Russian Federation", available at: https:// rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/474 (accessed 04.04.2018 g.).

3. Malik, L.S. (2017), "Solution to the problem of abuse of minors in the aspect of family-oriented social work", Journal of Kazan pedagogical journal, No. 6, рр. 118-121.

4. Frolova, E.V. (2002) "Study of teacher's readiness for innovative professional activity" Proceedings of the Conference Psycho-pedagogical studies in the education system, Chelyabinsk, may 16-18, 2002, рр. 342-345.

Контактная информация: Zhukova_mv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2018

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Вадим Аркадьевич Антонов, старший преподаватель, Геннадий Дмитриевич Гейко, кандидат технических наук, доцент, Эльмира Талгатовна Ахметвалеева, старший преподаватель, Александр Владимирович Петров, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

В статье представлены результаты исследования ценностно-смысловой сферы студенток с различной степенью компьютерной зависимости. Нами обнаружено три группы респонденток: с отсутствием признаков компьютерной зависимости, со слабой и средней степенью компьютерной зависимостью. Показано, что различия в ценностных ориентациях становятся все заметнее по мере увеличения степени компьютерной зависимости. Количество сфер, в которых студенты с отсутствием компьютерной зависимости испытывают низкую самореализацию, выросло по сравнению с результатами студентов со средней степенью компьютерной зависимостью. Результаты наших исследований показывают, что на формирование компьютерной зависимости в большей степени оказывает недовольство состоянием своего здоровья (U=842,0; p=0,0004), нехваткой времени (p=0,0001), отношениями в семье (p=0,0023).

Ключевые слова личностные ценности, студентки, физическая культура, непрерывное образование, личностные смыслы, мотивация, компьютерная зависимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.