Научная статья на тему 'Роль семейного социума в формировании отклоняющегося поведения школьников'

Роль семейного социума в формировании отклоняющегося поведения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
658
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЬЯ / СТРУКТУРА СЕМЬИ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / DEVIATING BEHAVIOR / FAMILY / FAMILY'S STRUCTURE / FAMILY'S FUNCTIONS / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жукова Марина Владимировна, Фролова Елена Владимировна, Шишкина Ксения Игоревна

В статье освещены проблемы формирования отклоняющегося поведения детей под влиянием семейного социума. Рассматривается роль семейного воспитания в формировании личности, негативные факторы, оказывающие влияние на процесс социализации ребенка, причины семейного неблагополучия и их значение в процессе возникновения отклонений в поведении и развитии детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жукова Марина Владимировна, Фролова Елена Владимировна, Шишкина Ксения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of family social medium in the formation of schoolchildren’s deviating behavior

In problems of the formation of children’s deviating behavior under the family social medium’s influence are discussed. The role of the family education in the personality formation, negative factors which influence on the process of the child’s socialization, raisons of the family ill-being and their significance in the process of the appearing of deviations in children’s behavior and growth are considered.

Текст научной работы на тему «Роль семейного социума в формировании отклоняющегося поведения школьников»

Сведения об авторах: Жесткова Юлия Константиновна,

старший преподаватель, кафедра теоретических основ физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета г. Елабуга, Российская Федерация. &mail: zhest.13@list.ru

Information about the authors: Zhestkova Yulia Konstantinovna,

Senior lecturer,

Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Life Safety, Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University Elabuga, Russia. E-mail: zhest.13@list.ru

Галимов Ильнур Абулкаесович,

старший преподаватель, кафедра теоретических основ физической культуры и безопасности жизнедеятельности Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета г. Елабуга, Российская Федерация. &mail: kormash_nur@mail.ru

Galimov Ilnur Abulkaesovich,

Senior lecturer,

Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Life Safety, Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga, Russia. E-mail: kormash_nur@mail.ru

ro m

о ç

о œ

od Ш

(0 ca О

УДК 151.8 ББК 88.56

М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО СОЦИУМА В ФОРМИРОВАНИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье освещены проблемы формирования отклоняющегося поведения детей под влиянием семейного социума. Рассматривается роль семейного воспитания в формировании личности, негативные факторы, оказывающие влияние на процесс социализации ребенка, причины семейного неблагополучия и их значение в процессе возникновения отклонений в поведении и развитии детей.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, семья, структура семьи, функции семьи, семейное воспитание.

M. V. Zhukova, E. V. Frolova, K.I. Shishkina

THE ROLE OF FAMILY SOCIAL MEDIUM IN THE FORMATION OF SCHOOLCHILDREN'S DEVIATING BEHAVIOR

In problems of the formation of children's deviating behavior under the family social medium's influence are discussed. The role of the family education in the personality formation, negative factors which influence on the process of the child's socialization, raisons of the family ill-being and their significance in the process of the appearing of deviations in children's behavior and growth are considered.

Key words: deviating behavior, family, family's structure, family's functions, family education.

В последние годы одной из наибо- отклоняющегося поведения детей, под лее серьезных социальных проблем ста- которым мы понимаем «...совокупность новится учащение случаев проявления действий и поступков ребенка, прояв-

ляющихся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам, вызывающих негативные психологические эффекты в социальном окружении; и которое может быть охарактеризовано как нарушение взаимодействия ребенка с социумом вследствие отсутствия адекватного учета средой его индивидуальности» [3, с. 35].

Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет около 60 тысяч случаев в год [7].

По данным экспертов возраст приобщения к курению снизился с 15 до 10 лет. Около 20% наркоманов в России -несовершеннолетние. Отмечены случаи приобщения к наркотикам детей 6-7 лет родителями-наркоманами [4].

Среди факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения наряду с такими, как нарушенное психическое развитие, индивидуально-психологические и индивидуально-биологические особенности личности, называют искаженную социальную микросреду, т.е. нарушения жизнедеятельности семьи.

Остановимся более подробно на тех изменениях в современной семье, переживающей, по мнению исследователей, острый кризис, которые служат причинной формирования отклоняющегося поведения детей.

Наиболее значимыми в контексте освещаемой нами проблемы являются изменения структуры семьи и характера внутрисемейного взаимодействия.

Структурные изменения семьи представлены ее нуклеоризацией - ростом числа двупоколенных семей. На сегодняшний день доля таких семей в России составляет около 82 % [1]. Наряду с положительными последствиями, такими, как повышение уровня самостоятельности и ответственности детей и родителей, следует отметить, что затрудняется процесс передачи опыта, духовных и нравственных ценностей, традиций семьи от прародителей подрастающему поколению. Таким образом, воспитательный опыт старшего поколения оказыва-

ется практически невостребованным, что значительно обедняет личность ребенка, усложняя процесс формирования социально приемлемых норм поведения, эмпатийного отношения к членам своей семьи, эмоциональной привязанности. Кроме того, профессиональная занятость родителей может привести не только к резкому сокращению времени, посвященному общению с детьми, но и формированию неоптимального стиля детско-родительских отношений, приводящему к возникновению отклоняющегося поведения. Рассогласование воспитательных воздействий, применяемых старшим и молодым поколением, приводит к конфликтности, перед ребенком возникает проблема «подстраивания» к требованиям взрослых, ребенок вынужден изворачиваться и лгать.

К вызывающим серьезные опасения структурным изменением современной семьи является тенденция увеличения количества неполных (в основном материнских) семей на фоне возрастающей терпимости, хотя для традиционной российской культуры такая семья является ненормативной. По данным последней переписи населения, число полных семей сократилось на 11,2 %, более 30 % детей проживают в неполных семьях, что в 2,5 раза больше, чем в конце прошлого века [5].

Наиболее опасными последствиями воспитания в неполной семье являются, во-первых, рост детской безнадзорности, который обусловлен дефицитом времени на общение с ребенком у одинокого родителя; во-вторых, нарушение процесса социализации детей, у которых отсутствует возможность наблюдения гендер-ных норм поведения, гармоничных межличностных отношений между полами; в-третьих, формирование личностных особенностей (гипертрофированная фе-мининность или мускулинность, несфор-мированность коммуникативных навыков, агрессивность, неуверенность в себе, заниженный уровень притязаний), которые могут послужить основой формирования отклоняющегося поведения.

В современной семье система отношений власти и авторитета значительно

ш о

X -О

о 3

X

ф

ч ф

ей О с

к

о

е ф

^

2 к

X

о

I-

о

X

го ей о

о

о о

о

X

ф о

с; о о.

го ш

о ^

о ^

Ш и]

го" ей О

ш

изменилась. В традиционной российской семье главой являлся отец, который обеспечивал экономическую безопасность и социальный статус, жена и дети были подчиненной стороной. Положение современной женщины характеризуется не только экономической независимостью от мужа, но и возможностью карьерного роста, достижения более высокого социального статуса, что оказало существенное влияние на ролевую структуру семьи. Преобладающим становится эгалитарный и демократический тип распределения семейных ролей, который предполагает не только равенство прав и обязанностей супругов, но и более «свободное» положение детей.

Современная женщина становится экономическим (распоряжается семейным бюджетом), властным (в 20 % семей окончательные решения принимает жена и только в 6 % семей - муж), эмоциональным (от 20 до 28 % школьников хотят быть похожими на мать и лишь 10 % на отца) лидером в семье. Такое положение приводит к конфликтности отношений в супружеской, детско-родительской и симблинговой подсистемах.

Наряду с изменением структуры семьи, дезорганизации процесса семейного воспитания способствует нарушению ее функционирования, которое включает в себя изменение репродуктивного поведения, хозяйственной и воспитательной функций.

Изменение репродуктивного поведения, т.е. нарушение выполнения функции деторождения, заключающейся в воспроизводстве населения, приводит к тому, что типичной для России становится однодетная семья, в которой проживает 50 % детей. Существует мнение, что задержка взросления современных детей связана с отсутствием у них возможности общаться с братьями и сестрами, что приводит к формированию эгоистических черт, конфликтности, адаптивности, неумению учитывать интересы братьев и сестер. Однако и для успешной социализации детей в многодетной семье, где процесс воспитания не лишен определенных трудностей, родители должны создать условия, пре-

пятствующие формированию агрессивности, неадекватного реагирования на возникающие препятствия для достижения целей.

Неполноценность выполнения семьей хозяйственно-бытовой функции обусловлена кризисным состоянием экономики современной России. Экономическое благополучие семьи во многом зависит от ее состава, и, несмотря на то, что третья часть россиян, считая наиболее приемлемой для себя семью с тремя детьми, отмечает отсутствие необходимых условий для реализации функции деторождения. Как правило, уровень жизни супругов становится на треть ниже сразу после появления первенца, а рождение каждого последующего ребенка повышает риск семьи попасть в категорию малоимущих. Примерно 40 % детей (около 10 миллионов), проживают в бедных семьях, чей доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума. Доля расходов на питание и оплату услуг выросла в России за последние годы примерно на 6 % и составляет 60 % всех потребительских затрат. Семьи, не имеющие детей более чем на треть богаче семей с детьми, на 30 % случаев они имеют лучшие жилищные условия. Около 90% семей потратили материнский капитал на улучшение жилищных условий [5]. Денежные доходы ниже величины прожиточного минимума имеют около 20 % семей с детьми, дефицит доходов на одного члена семьи возрастает с 1804,5 рублей в однодетных до 2441,9 рублей в семьях, имеющих трёх и более детей. Имеют возможность посещать дополнительные образовательные (развивающие) занятия 43,5 % детей из семей, имеющих одного ребенка, и только 15,7 % детей из семей, имеющих трёх и более детей [7].

Во многих семьях родители для обеспечения экономической безопасности детей вынуждены искать дополнительный заработок, что не способствует полноценному выполнению семьей воспитательных функций.

Таким образом, в период кризиса семья, имеющая детей, оказалась не только в сложном материальном положении, но и лишилась возможности обеспечить

детям полноценное развитие, защищенность и эмоциональный комфорт, оптимальное семейное общение, вследствие чего у детей возникает чувство социальной уязвимости, ненужности, оказывается нереализованной потребность в ласке, уважении, принятии и признании собственной уникальности и значимости для родителей, нарушается процесс формирования единой семейной общности.

Современные социальные проблемы не только не способствуют выполнению функции отдыха, рекреации (восстановления сил), фелициатарной функции, но и усугубляют и без того сложную психологическую атмосферу семьи, ее внутренние отношения. Значимость этих функций подчеркивается в «Домострое»: необходимы не только хорошая и разнообразная еда и достаток, наличие искусно изготовленных вещей, но и уютная домашняя атмосфера, устой семьи, куда «как в рай войти» [2]. В последние годы изменилась структура развлечений, досуга и отдыха семей, более 70% россиян совмещают отдых с осуществлением покупок в крупных торговых центрах, предпочитая предоставить заботу о детях работникам детских площадок и аниматорам.

Таким образом, семейный союз оказывается под воздействием дестабилизирующих, разрушающих факторов, которые провоцируют конфликтные ситуации, что не может не сказаться в негативном плане на возможности обеспечения семьей чувства безопасности, привязанности к группе, эмоциональной связи, самоутверждения детей и, в конечном итоге, затрудняет процесс социализации личности.

Особое значение имеет полноценное выполнение семьей функции поддержки и сохранения здоровья детей.

На сегодняшний день наиболее часто встречающимися являются болезни органов дыхания и пищеварения, озабоченность медицинских работников вызывает рост заболеваний нервной системы, а также заболеваний, связанных с хромосомными аномалиями, врожденными нарушениями и новообразованиями.

По данным исследований, за последние годы уровень заболеваемости детей

и подростков увеличился на 68,4 % и 98,4 % соответственно. Негативные факторы, связанные с несоблюдением родителями санитарно-гигиенических норм, присутствуют в жизни 43,8 % детей. Информацию о правилах здорового образа жизни, факторах, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья, дети получают от родителей только в 18,9% случаев. Основным источником знаний для них является собственный, зачастую неудачный, опыт (45,7 %) и сверстники (49,6 %). При этом дети отмечают высокую роль внутрисемейных отношений, семейного психологического климата для формирования мотивации здорового образа жизни [6].

Большое значение для формирования отклоняющегося поведения детей имеет семейное неблагополучие, критерием которого является характер семейных отношений.

Можно выделить три группы причин семейного неблагополучия, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка.

К первой группе относятся причины макросоциального характера, связанные с экономическим кризисом и значительно снижающие воспитательный потенциал семьи: ухудшение материального положения; неготовность школы к воспитанию проблемных детей; духовно-нравственный кризис семьи; прессинг криминальной субкультуры; отрицательное влияние СМИ.

Вторую группу составляют причины психолого-педагогического характера, обусловленные сложившейся системой межличностного взаимодействия в семье: разрушение традиционной семейной структуры; нарушение внутрисемейных взаимоотношений.

Причины биологического характера, обусловленные патологией (генетической, психической или физической).

В рамках данной статьи третья группа причин не рассматривается в силу их особой специфики и особенностей развития детей.

Отклоняющееся поведение чаще всего бывает связано с нарушением психологического климата в семье: нарушением

ш о

X .0

о

3

X

ф

ч ф

ей О с

к

о

е ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

2 к

X

о

I-

о

X

го ей о

о

о о

о

X

ф

о .0 с; о о.

го ш

о ^

о ^

Ш и]

го" ей О

ш

межличностных отношений в супружеской системе, системе «родители-дети» или «дети-дети».

Особенно опасна, с точки зрения формирования отклоняющегося поведения, ситуация развода. Дети в таких семьях часто ощущают себя виновными в сложившейся ситуации, вступают в открытый конфликт с родителями, либо пытаются объединить семью, совершая противоправные поступки или приобщаясь к потреблению психоактивных веществ.

Важным фактором является жестокость по отношению к детям. В таких семьях дети часто подвергаются незаслуженным наказаниям. Лишь в одном из семи случаев физическое наказание ребенка обусловлено его проступком. Среди семей, поставленных на учет как находящиеся в социально опасном положении, 72 % признано не исполняющими обязанности по воспитанию детей [5].

Жестокое обращение с детьми может быть вызвано также рядом факторов, связанных с личной ситуацией родителей: несформированность родительской позиции, появление нежеланного ребенка, завышенные ожидания по отношению к ребенку, незнание особенностей его развития, испытанное в детстве жестокое обращение, аддиктивное поведение, вовлеченность в криминальную субкультуру, нарушения психического или физического здоровья, финансовые затруднения.

Жестокость по отношению к детям может осуществляться в виде физического (причинение телесных повреждений различной тяжести) или психологического (отвержение, игнорирование, изоляция, терроризирование и извращение) насилия.

Последствия жестокого обращения чаще всего обусловлены возрастом ребенка, подвергшегося насилию: в раннем детстве - это проявления агрессивности, в дошкольном возрасте - лживости и воровства, жестокого обращения с животными, в младшем школьном возрасте добавляется плохая успеваемость, конфликты в отношениях со сверстниками, уходы из дома, первые пробы табачных

изделий, алкоголя, токсических веществ, в подростковом возрасте - бродяжничество, делинквентное поведение, систематическое употребление психоактивных веществ.

Воспитание в конфликтной, дисфункциональной семье способствует формированию у детей проблем с волевой саморегуляцией поведения, которые приводят к повышенной конфликтности, проявлениям агрессии по отношению к взрослым и сверстникам; вследствие лишения эмпатийного общения, у таких детей не развивается способность к сочувствию, сопереживанию, отзывчивости.

Одной из основных причин приобщения детей к девиантным и аддиктивным формам поведения является неумение разрешать возникающие проблемы, конфликтные ситуации, в связи с чем среди всех семейных функций особенно важной является функция защиты, которая обеспечивает чувство поддержки, эмоционального комфорта, защищенности. От успешности реализации семьей воспитательной функции зависит возможность предотвращения возникновения отклоняющегося поведения. В семьях, где родители употребляют социально приемлемые наркотики - табак и алкоголь, у детей формируется установка на прием наркотических средств как общепринятой формы поведения и проведения досуга. Кроме того, провоцировать возникновение отклоняющегося поведения могут нарушения внутрисемейного поведения и отклоняющиеся типы воспитания.

Следует отметить, что формирование отклоняющегося поведения может быть детерминировано наличием у ребенка ряда личностных особенностей (незрелость эмоциональной сферы, не-сформированные навыки самоконтроля и целеполагания), возникающие в условиях нарушений воспитательных воздействий семьи.

Так, например, воспитание ребенка по типу гиперопеки может привести к формированию таких личностных черт, как неумение преодолевать трудности, неразвитость волевых качеств,

конфликтность, которые впоследствии могут спровоцировать неумение ребенка противостоять негативному воздействию криминальной или наркотической субкультуры.

Воспитание по типу эмоционального отвержения, когда к ребенку применяют избыток санкций и запретов наряду с большой межличностной дистанцией, в условиях постоянных психических травм и обид, способствует формированию агрессивности, эмоциональной глухости, неадекватно заниженной самооценки. Существует опасность того, что

удовлетворение потребности в любви и принятии он будет искать за пределами семейного социума, зачастую в группе сверстников с девиантными формами поведения.

Таким образом, прослеживая роль семьи в формировании отклоняющегося поведения, следует отметить, что начало проблем коренится именно в нарушениях внутрисемейного взаимодействия, поскольку у ребенка формируется определенный сценарий поведения, который остается практически неизменным в течение всей жизни.

Библиографический список

1. Бим-Бад, Б.М. Модернизация института семьи: Макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ [Текст]: монография / Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров. - М.: Интеллектуальная книга - Новый хронограф, 2010. - 352 с.

2. Домострой [Текст]. - М.: Эксмо, 2009. - 544 с.

3. Жукова, М.В. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением [Текст]: дис.... канд. пед. наук / М.В. Жукова. - Магнитогорск, 2001. - 204 с.

4. Исмагилов, Р.Т. Вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств ° и психотропных веществ как один из негативных показателей качества социальной защищенно- ^ сти несовершеннолетних [Текст] / Р.Т. Исмагилов // Материалы всероссийской научной конфе- о

I

ш о

ренции «Россия 2030 глазами молодых ученых», 11 марта, Москва. - М.: Научный эксперт, 2011. С.176-179.

5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 ч года (общественный проект): в 3-х ч. [Текст] / сост. Е.Б. Мизулина и др. - Ч. 1.- М., 2013. - 26 с

х

6. Полунина, Н.В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения [Текст] к

£

/ Н.В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. - 2013. - № 5. - С. 17-24.

7. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных.

References

1. Bim-Bad B.M., Gavrov S.N. Modernization of the family's institute: Macro sociological, economic and anthropological and pedagogical analysis. M.: Intellektualnaia kniga. Novyi Khronograf, 2010. P. 352. [in Russian].

2. Domostroy. M.: Exmo, 2009. P. 544 p. [in Russian].

3. Zhukova M.V. Pedagogical conditions offuture teachers' training to the work with the family of a primary schoolchild with a deviating behavior. Dis. ... cand. of sciences (Education). Magnitogorsk, 2001. P. 204. [in Russian].

4. Ismagilov R.T. The implication of juveniles in the abuse of narcotic drugs and psychotropic substances as one of negative indices of the quality of the social protectability of juveniles. Rossia 2030 glazami molodykh uchenykh. M.: Nauchnyi expert, 2011. P. 176-179. [in Russian].

5. The concept of state family politics of Russian Federation until 2015 years (social project): in 3 parts. P.1. M., 2013. P. 26. [in Russian].

6. Polunina N.V The state of the children's health in contemporary Russia and ways of its amelioration. Vestnik Roszdravnadzora, 2013. №5. P. 17-24. [in Russian].

7. Federal state of statistics service. Central base of statistics data. [in Russian].

X

го ca о

о

о о

Сведения об авторах: Жукова Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: Zhukova_mv@mail.ru

Фролова Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и предметных методик,

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: frol_e@list.ru

Шишкина Ксения Игоревна,

кандидат педагогических наук,

доцент, кафедра педагогики, психологии и

предметных методик,

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация &mail: shishkinaki@mail.ru

Information about the authors: Zhukova Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: Zhukova_mv@mail.ru

Frolova Elena Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: frol_e@list.ru

Shishkina Kseniya Igorevna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor,

Department of Pedagogy, Psychology

and Subject Methods

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shishkinaki@mail.ru

m о x s i_ о

od od

УДК 796(07) ББК 74.267.5

В.В. Логинов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ В ОВЛАДЕНИИ ЦЕННОСТЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье на основе системно-синергетического подхода показана высокая значимость проблемы актуализации потребности школьников-спортсменов в овладении ценностями физической культуры для формирования здоровье сберегающих технологий современной молодежи. Приведены педагогические условия, апробированные в опытной работе, актуализирующие потребности юных спортсменов в физической культуре. Показан экспериментальный фактор, спецкурс по проблеме исследования, апробированный в опытно-экспериментальной работе. Важным средством актуализации потребности школьников-спортсменов в физической культуре является организованный педагогический мониторинг, использование основных результатов которого эффективно влияет на представление о содержательных аспектах педагогической деятельности педагога физической культуры.

Ключевые слова: педагогические условия, актуализация, потребности, юные спортсмены, школьники, овладение, ценности физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.