Научная статья на тему 'Адаптированность как психическое свойство и методика ее диагностики у курсантов военных вузов'

Адаптированность как психическое свойство и методика ее диагностики у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1117
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ АДАПТИРОВАННОСТИ / ADAPTEDNESS / ADAPTATION / ADAPTEDNESS DIAGNOSTICS TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кротова Мария Николаевна

Представлен анализ основных особенностей современного состояния проблемы адаптации и перспективного направления ее дальнейшей разработки адаптации курсантов военных вузов. Предложена и обоснована авторская психометрическая методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства адаптированности у курсантов военного вуза. Объективность использованной для данного исследования психодиагностической методики подтверждена результатами психометрической проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptability as the mental property and methods of its diagnostics in students of military higher education institutions

Analysis of the main features of the modern state of the problem of adaptation and future directions of its further development adaptation of students of military higher education institutions has been presented. Author psychometric diagnostic method measures manifestation the individual properties of adaptability in students of military higher education institutions has been proposed and justified. Objectivity of psychodiagnostic method used for this study has been confirmed by the results of psychometric testing.

Текст научной работы на тему «Адаптированность как психическое свойство и методика ее диагностики у курсантов военных вузов»

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

8. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 41-54.

9. Новые методы психологии жизненного пути / под ред. А.А. Кроника. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1993.

10. Zimbardo P.G. Whose time it is, I think

I know - Research on time perspectives. In: R.C. Silver (Chair), Temporal perspectives - A topic whose time has come - Again. Proceedings of the American Psychological Association Annual Convention, Los Angeles, CA, 1994.

11. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-difference metric // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - № 77(6). - P. 1271-1288.

УДК 159.9:355

Кротова Мария Николаевна

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

gribok-masha@mail.ru

АДАПТИРОВАННОСТЬ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО И МЕТОДИКА ЕЕ ДИАГНОСТИКИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Представлен анализ основных особенностей современного состояния проблемы адаптации и перспективного направления ее дальнейшей разработки - адаптации курсантов военных вузов. Предложена и обоснована авторская психометрическая методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства адаптированности у курсантов военного вуза. Объективность использованной для данного исследования психодиагностической методики подтверждена результатами психометрической проверки.

Ключевые слова: адаптированность, адаптация, методика диагностики адаптированности.

Теоретические предпосылки методики определения уровня развития адаптированности у курсантов

В условиях объективного возрастания научного интереса к процессу адаптации возникает необходимость анализа этого феномена применительно к курсантской среде в рамках военного института. Адаптация курсанта представляет собой одну из предпосылок к качественной профессиональной подготовке будущего военного специалиста. Чем эффективнее пройдет процесс адаптации, тем выше будет подготовка военнослужащего к выполнению профессиональных обязанностей.

Многие авторы и исследователи проблемы адаптации дают различные определения, соотносимые с теми или иными научными направлениями.

В монографии А.В. Карпова, В.Е. Орла, В.Я. Тернопола адаптация рассматривается с позиций включенности личности в совместную деятельность и определяется общностью целей и ценностных ориентаций коллектива. Опираясь на это положение, мы можем сделать вывод о том, что адаптация - динамический процесс, включающий активность со стороны личности, сопровождаемый также определенными сдвигами в ее структуре.

Несмотря на очевидную практическую значимость, проблема изучения особенностей адаптации военнослужащих до сих пор является далеко не изученной. Исследователи отмечают, что адаптация начинается еще при поступлении, когда курсанты являются абитуриентами [1]. В это время начинается выстраивание межличностных отношений, «зарабатывание авторитета», к чему многие абитуриенты еще не готовы. Например, после

поступления курсанты первого курса вынуждены проживать со своими товарищами в казарме, что часто вызывает дискомфорт. Наряды также являются источником негативных эмоций, при этом возникают проблемы, связанные с нарушением сна, с накоплением утомления, сонливостью, что часто приводит к засыпанию курсантов во время учебного процесса. Все это происходит потому, что они не готовы к военной службе, часто не имеют необходимых личностных принципов, определяющих важность для будущего военного специалиста такой деятельности. Попадая в новые условия жизни, курсанты показывают низкий уровень подготовки, даже имея хорошие оценки за курс средней школы. В процессе адаптации происходит снижение познавательных процессов личности.

Резкое изменение условий жизни, новизна обстановки приводят к коренной ломке ранее сложившихся жизненных привычек, перестройке всего динамического стереотипа. Неудачи переживаются, как правило, глубоко, начинает пропадать интерес к избранной профессии. Все эти обстоятельства негативно влияют на социальную и профессиональную адаптацию курсантов и в определенной мере способствуют снижению мотивации к службе, подрывают стремление повышать свой профессиональный уровень, а иногда и желание обучаться в вузе дальше. Затягивание процесса психологической адаптации нередко обусловливает нарушение курсантами воинской дисциплины, безынициативность и равнодушие к изучаемым предметам и даже ухудшение состояния здоровья. В свою очередь, это вызывает недоброжелательное отношение к ним у сослуживцев, ведет к межличностным конфликтам и другим негативным последствиям.

Обозначенные проблемы определяют необходимость обширного и глубокого изучения особенностей адаптации курсантов к обучению в военном вузе с учетом специфики учебного заведения и актуальности проработки данного вопроса.

Некоторые авторы понятия «адаптация» и «адаптированность» рассматривают в качестве синонимов. Например, А.А. Реан, А.Р. Кудашев,

A.А. Баранов определяют адаптацию как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [4]. В нашем исследовании понятие «адаптированность» отражает результативную сторону процесса адаптации, то есть «адаптированность» - результат «адаптации».

Адаптированность можно определить как такое состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы, обогащать собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия [6].

При изучении состояния адаптированности как результата адаптации перед исследователями неизбежно встает вопрос о критериях определения адаптированности или показателях адаптации. Критерии адаптированности разрабатываются в педагогике, социологии, психологии. Знакомство с научными источниками позволяет сделать вывод о существовании большого количества разнообразных показателей, предлагаемых в качестве таких критериев, которые большинством исследователей объединяются в две большие группы: объективные и субъективные (или внешние и внутренние) (Без-носиков, 1986, Жмыриков, 1989; Георгиева, 1985; Cohen, 1968) [5].

Эту точку зрения разделяют О.И. Зотова,

B.И. Каконин, Л.Л. Кирильцева, И.К. Кряжева, Н.А. Свиридов и др.

К объективным критериям большая часть отечественных авторов относит:

1) продуктивность деятельности;

2) реальное положение студента в коллективе;

3) стаж обучения;

4) авторитет личности.

Основными субъективными критериями как адаптации, так и адаптированности являются:

1) оценка отношения новичка к коллективу (вовлечённость в социальную активность, взаимоотношения с одногруппниками, ощущение принадлежности к группе, удовлетворённость социальной средой);

2) степень и характер удовлетворенности обучением (отношение студентов к академической работе, уровень мотивированности студентов выполнять работу, удовлетворённость учебной программой);

3) самооценка своей позиции в системе официальных и неофициальных отношений (эмоциональное состояние, чувство тревожности, реакция студентов на стресс).

Соответственно, адаптированность курсантов к обучению в военном вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности курсантов:

1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние курсантов в учебных и внеу-чебных ситуациях в военном вузе;

2) принятие курсантом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований коллективом, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;

3) способность оценивать свою позицию в системе официальных и неофициальных отношений и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.

Для исследования уровня адаптивности первокурсников военного вуза нами была разработана методика, набор шкал которой определялся как целью исследования, так и спецификой учебного заведения:

- шкала 1 «Оценка отношения новичка к коллективу»;

- шкала 2 «Степень и характер удовлетворенности обучением»;

- шкала 3 «Самооценка своей позиции в системе официальных и неофициальных отношений»;

- общая шкала «Уровень адаптированности».

Методика

Методика «Уровень адаптированности»

Цель: диагностика индивидуальной меры выраженности свойства адаптированности.

Инструкция испытуемому: «Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:

1 - абсолютно неверно;

2 - неверно;

3 - не знаю;

4 - скорее верно;

5 - совершенно верно.

Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может».

Текст опросника

1. Большинству преподавателей есть дело до моих достижений в обучении.

2. В университете я ощущаю себя частью коллектива.

3. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.

4. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

92

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

5. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

6. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

7. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.

8. Мне легко обратиться за помощью к однокурсникам.

9. Мне легко общаться и находить общий язык со своими однокурсниками.

10. Мне не трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.

11. Многие учебные предметы являются не сложными для меня, я осваиваю их легко.

12. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.

13. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

14. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

15. Мои ожидания от вуза оправдались.

16. Моя учебная деятельность в вузе меня полностью устраивает.

17. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.

18. На занятиях мне легко выступать, выражать свои мысли.

19. Не держусь в стороне, не проявляю сдержанность в отношениях с однокурсниками.

20. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.

21. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

22. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.

23. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.

24. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.

25. Я могу полностью реализовать свои способности в университете

26. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

27. Я не испытываю страх, что меня отчислят из университета.

28. Я не часто нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.

29. Я пользуюсь авторитетом у одногруппников.

30. Я чувствую себя членом студенчексого коллектива.

Обработка результатов

1) оценка отношения новичка к коллективу: 2, 7, 8, 9, 12, 19, 20, 24, 29, 30;

2) степень и характер удовлетворенности обучением: 1, 3, 10, 11, 16, 17, 18, 22, 23, 28;

3) самооценка своей позиции в системе официальных и неофициальных отношений: 4, 5, 6, 13,

14, 15, 21, 25, 26, 27.

+ 18 обратных вопросов

31. В университете я не ощущаю себя частью студенческого коллектива.

32. В учебе я не могу в полной мере проявить свою индивидуальность и способности.

33. Думаю, что как личность я не могу быть притягательным для других.

34. Меня не устраивает то, какой я есть.

35. Мне сложно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.

36. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.

37. Мне тяжело в срок справиться со всеми учебными заданиями по предметам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Многие учебные предметы в университете являются сложными для меня.

39. Мои ожидания от вуза не оправдались.

40. Моя учебная деятельность в вузе меня не устраивает.

41. Однокурсники не проявляют ко мне интерес, мне кажется, что они не стремятся общаться со мной.

42. Считаю, что большинству преподавателей нет дела до моих достижений в обучении.

43. У меня недостаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

44. Я держусь в стороне и проявляю сдержанность в отношениях с однокурсниками.

45. Я испытываю страх, что меня отчислят из университета.

46. Я могу сказать, что я не контролирую свою судьбу.

47. Я не могу влиять на мнение и взгляды однокурсников.

48. Я не пользуюсь авторитетом у одногруппников.

Обработка результатов по обратным вопросам:

1) оценка отношения новичка к коллективу: 31, 36, 41, 44, 47, 48;

2) степень и характер удовлетворенности обучением: 32, 35, 37, 38, 40, 42;

3) самооценка своей позиции в системе официальных и неофициальных отношений: 33, 34, 39, 43, 45, 46.

Из этих 48-и утверждений 30 являются прямыми (номера вопросов: с 1 по 30). Остальные 18 - обратные утверждения (номера вопросов с 31 по 48), что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных -значения, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов.

Инверсия шкалы ответов:

1 2 3 4 5 6 7

7 6 5 4 3 2 1

Психометрическая проверка методики

Объективность использованной для данного исследования психодиагностической методики подтверждена результатами психометрической проверки, включающей следующие параметры:

1. Анализ вопросов:

- дискриминативность вопросов методики;

- индексы трудности вопросов методики.

2. Надежность методики:

- ретестовая надежность;

- точность измерения.

3. Валидность:

- конструктная валидность методики.

Коэффиценты дискриминативности заданий

теста были вычислены как ранговые коэффициенты корреляции Спирмена ответов на каждое задание теста со шкалой, в которую он входит, а также с суммарным показателем «Уровень адаптивности» по всему тесту.

В контрольную выборку вошли 130 человек, следовательно, для уровня значимости р=0,05 критическое значение коэффициента корреляции г Ш)=0Д72. Все коэффициенты дискриминативности заданий теста, превышающие по модулю данное критическое значение, будут являться статистически значимыми.

В тестах, диагностирующих личностные особенности, индекс трудности отражает процентное соотношение респондентов, ответивших в соответствии с ключом теста. Ответы в соответствии с «ключом» определяют выраженность у испытуемого диагностируемого параметра личности.

Диапазон приемлемых значений индекса трудности заданий составляет от 16% до 84%.

Для вычисления индекса трудности для многоступенчатых шкал используется следующая формула:

Итр =

ыь

а х Ь

где а - максимальный балл по шкале ответов, ЫЬ -сумма баллов всех испытуемых по данному заданию, п - общее количество испытуемых.

Коэффициент ретестовой надежности теста вычисляется как коэффициент корреляции между результатами первого и повторного тестирования, которое проводилось через 6 месяцев после первого Как видно из таблицы, все шкалы теста имеют высокий коэффициенты ретестовой надежности тестирования.

Для определения надежности теста как точности измерений использовался метод расщепления. Четные и нечетные задания теста были разделены на две отдельные таблицы и по ним были вычислены значения по всем шкалам. Затем между двумя частями теста были вычислены коэффициенты корреляции и преобразованы по формуле Спирме-на-Брауна.

Для того, чтобы иметь возможность применить формулу Спирмена-Брауна, предварительно была

произведена проверка дисперсий на однородность с использованием критерия F-Фишера.

Для проверки конструктной валидности разработанного теста использовался способ сопоставления исследуемого теста с другой методикой -тестом Роджерса-Даймонда, направленного на выявление особенностей адаптационного периода личности через интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию».

Разработанный тест и тест Роджерса-Даймонда проводились на контрольной выборке в 130 человек в одно и то же время.

Для выявления связи между шкалами разработанного теста и теста Роджерса-Даймонда были вычислены ранговые коэффициенты корреляции Спирмена .

Проверка показала, что максимальные значения коэффициентов корреляции итогового показателя «Уровень адаптивности» разработанного теста наблюдаются с такими шкалами теста Роджерса-Даймонда, как «Адаптивность» (^=0,61; р<0,001), «Принятие себя» (^=0,57; р<0,001), «Эмоциональный дискомфорт» (^= -0,50; р<0,001). Также можно отметить, что и все остальные показатели теста Роджерса-Даймонда имеют значимые корреляции с показателем «Уровень адаптивности», причем направление связи соответствует ожидаемому: показатели, характеризующие адаптивность («Приятие себя», «Приятие других», «Эмоциональный комфорт», «Внутренний контроль», «Доминирование»), имеют положительные корреляции с показателем «Уровень адаптации», а показатели, характеризующие дезадаптивность («Неприятие себя», «Неприятие других», «Эмоциональный дискомфорт», «Внешний контроль», «Ведомость») -отрицательные.

Этими связями с близкородственными показателями характеризуется конвергентная валидность теста.

Таким образом, адаптивность, принятие себя и отсутствие эмоционального дискомфорта - это те показатели, которые наиболее близки к интегральному показателю разработанного теста «Уровень адаптивности».

Минимальные значения коэффициентов корреляции итогового показателя «Уровень адаптивности» разработанной методики наблюдаются с такими шкалами теста Роджерса-Даймонда, как «Эскапизм» (^=0,01; р>0,1), «Ложь-» (^= -0,08; р>0,1), «Ложь+» (г = 0,28; р<0,01). Этим характеризуется дивергентная валидность теста.

Дополнительно были проанализированы связи между шкалами разработанного теста и интегральными показателями теста Роджерса-Даймонда.

Проверка подтверждает, что значимые положительные корреляции итогового показателя «Уровень

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ^ 2015, Том 21

94

Результаты адаптации методики Р. Стернберга «Шкала историй любви» (1996)

адаптивности» разработанного теста наблюдаются со всеми интегральными показателями теста Роджерса-Даймонда, и, в первую очередь, с показателем «Адаптация» (rS=0,54; p<0,001), «Эмоциональный комфорт» (rS=0,53; p<0,001) и «Интерналь-ность» (rS=0,52; p<0,001). Следовательно, наиболее близкородственным показателем к уровню адаптации, измеряемым разработанным тестом, является интегральный показатель адаптации, измеряемый тестом Роджерса-Даймонда. Это доказывает кон-структную валидность разработанного теста.

Разработанная нами методика была апробирована на выборке испытуемых курсантов. Параметры измерения отражают специфику адаптации первокурсников к условиям обучения в военном вузе.

Библиографический список

1. Карпов А.В., Орел В.Е., Тернопол В.Я. Психология профессиональной адаптации. - Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. - 161 с.

2. Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. - М., 2008.

3. Просецкий П.А. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. - М., 1982. - С. 3-17.

4. Реан А.А, Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.

5. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/ группы в новой социо- и этнокультурной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psyjoumals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_full.shtml.

6. Шпак Л.Л.Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: Дис. ... д-ра социол. наук. - Кемерово, 1992. -398 с.

УДК 159.923

Екимчик Ольга Александровна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Костромской государственный технологический университет

kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ Р. СТЕРНБЕРГА «ШКАЛА ИСТОРИЙ ЛЮБВИ» (1996)*

В исследовании описывается подход Р. Стернберга к изучению феномена любви, как истории, романтического сценария. Данный подход опирается на когнитивно-поведенческую теорию любви (Э. Бершид, Д. Майерс, Р. Стрен-берг), а также на нарративный подход. (Bruner, 1990; Murray и Holmes, 1994; Sternberg, 1996). Предложено изучение представлений о любви (романтических сценариев) и близких отношений у мужчин и женщин как целостных конструктов. Приводятся результаты адаптации методики Р. Стернберга «Шкала историй любви» (Love Stories Scale, 1996) для русскоязычных респондентов. Обосновывается необходимость дальнейшей работы над методикой с учетом социокультурного контекста и возможность ее модификации.

Ключевые слова: любовь, близкие отношения, представления о любви, диагностика.

Проблема любви в близких отношениях мужчины и женщины актуальна для современного общества и психологической науки. Любовь является одним из самых загадочных и мало исследованных феноменов по настоящее время. В контексте близких отношений, основанных на любви, развивается личность человека [7] либо травмируется [2; 3; 12; 14], происходит удовлетворение или неудовлетворение базовых потребностей в принятии и принадлежности, безопасности [1; 4; 6].

На наш взгляд, существует несколько причин, затрудняющих исследование феномена любви и близких отношений у мужчины и женщины в современной отечественной психологии.

Во-первых, в настоящее время мы можем констатировать множество подходов к определению и пониманию любви как психологического феномена: психоаналитический (З. Фрейд, П. Куттер,

О. фон Кернберг), экзистенциальный (Э. Фромм, В. Франкл, Р. Мэй, А. Ленглэ), онтологический (С.Л. Рубинштейн), когнитивно-поведенческий (Э. Бершид, Д. Майерс, К. Хендрик и С. Хендрик, Р. Стернберг), теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Ф. Шейвер, С. Хейзен), факторный подход (Р. Стернберг, А. Арон) [1]. Необходимо отметить, что большая часть подходов представлена и хорошо разработана в рамках зарубежной психологии. Наличие множества подходов исследования к одному феномену предполагает не только свое понимание этого явления в рамках каждого подхода, но порой и резко противоречащего другим подходам. Кроме того, перечисленные методологические подходы к изучению любви, в своем большинстве акцентируют внимание на одном или нескольких аспектах феномена, упуская или специально игнорируя остальные. Соответственно мы сталкиваемся с затруднением, если хотим постиг-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Гранта Президента РФ для молодых российских ученых кандидатов наук МК-71.2015.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.