Научная статья на тему 'Изучение адаптированности курсантов к условиям обучения в вузе МВД Украины'

Изучение адаптированности курсантов к условиям обучения в вузе МВД Украины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ADAPTATION / ADJUSTMENT / CADETS / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перепечина Наталья Михайловна

Статья посвящена изучению адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза МВД Украины, анализу особенностей протекания адаптивного процесса в учебном заведении закрытого типа, определению понятия адаптации курсантов, практическому исследованию уровня адаптивности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перепечина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying Cadets’ Adjustment to the Learning Environment at Ukrainian MVD Colleges

The author explores the cadetsadaptation to the learning and educative process at the Ukrainian MVD colleges, peculiarities of adaptation process in secure colleges, the definition of cadet’s adaptation and practical survey of cadets’ level of adaptation.

Текст научной работы на тему «Изучение адаптированности курсантов к условиям обучения в вузе МВД Украины»

УДК 159:351.745.5

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ МВД УКРАИНЫ

Н. М. Перепечина

Статья посвящена изучению адаптации курсантов к учебновоспитательному процессу вуза МВД Украины, анализу особенностей протекания адаптивного процесса в учебном заведении закрытого типа, определению понятия адаптации курсантов, практическому исследованию уровня адаптивности курсантов.

Ключевые слова: адаптация, адаптированность, курсанты, профессионально-психологическая адаптация, высшее учебное заведение.

Анализируя современный этап развития украинского общества, мы видим необходимость во внедрении новых принципов подготовки профессионалов для органов и подразделений внутренних дел как для структуры, которая обеспечивает безопасное функционирование и развитие общества. Качественные изменения в структуре правоохранительных органов ведут к необходимости совершенствования системы психологического отбора, подготовки, а также оптимизации профессиональной адаптации в высших учебных заведениях МВД Украины.

Так, качественное исполнение собственных функций правоохранительными органами в любом государстве является основным условием безопасно-

го развития общества. Поэтому в сложившейся экономической и социальной ситуации задачи укрепления правоохранительных органов и подготовки для них высококвалифицированных специалистов являются первоочередными. Перед психологической службой милиции стоит задача по разработке и внедрению технологий, которые повысят уровень профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Надо отметить, что процессы социальной, психологической и профессиональной адаптации курсантов в высших учебных заведениях МВД Украины редко становятся объектом комплексного исследования. Кроме того, также фактически отсутствуют целостные исследования в сфере диагностики уровня развития адаптивности курсантов. Хотя известно, что от этого зависит качество исполнения служебных обязанностей в будущем.

В настоящее время проведены работы, посвященные различным аспектам адаптационного процесса, исследования велись психологами, биологами, педагогами, физиологами, философами. Ряд положений можно использовать в качестве основы нашего исследования. Так, научно-методологические предпосылки изучения адаптации раскрываются в фундаментальных трудах украинских и зарубежных психологов Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, В. М. Бехтерева, Н. Д. Левитова, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, К. М. Абульхановой-Славской, Дж. Уотсона, Ж. Пиаже. В их работах рассматриваются с различных позиций психологические механизмы адаптации человека к внешним условиям, а также связь понятий «развитие» и «адаптация».

Различным аспектам профессиональной подготовки, формированию профессионально важных качеств личности сотрудника органов внутренних дел посвящены работы А. Д. Дунаева, А. С. Батышева, А. В. Борисова, А. В. Кудрявцева, В. В. Веревчен-ко, A. M. Столяренко, А. Н. Роша. Проблема приспособления в особых условиях жизнедеятельности рассматривалась Ю. М. Блудовым, В. Г. Андросюком, Н. И. Наенко, С. И. Яковенко, Л. И. Аболиным. Адаптационные процессы во время обучения отражены в работах Д. А. Андреевой, В. И. Брудного, Л. Г. Егоровой, Т. К. Кончанина, Г. П. Медведева, Л. Л. Кондратьевой. Однако, что касается деятельности правоохранительных органов, практически отсутствуют целостные исследования, посвященные адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу и к несению службы в целом. Некоторые вопросы адаптации к правоохранительной системе рассматривались В. С. Медведевым, О. В. Ивановой, Г. М. Мяки-шевым, О. М. Столяренко.

Изучая феномен адаптивности, А. А. Налчаджян выделил профессиональную адаптацию личности.

Он указал, что это такой процесс, посредством которого индивид, с одной стороны, удовлетворяет свои требования и ожидания, предъявляемые к профессии и условиям ее реализации, с другой — отвечает тем требованиям, которые к нему предъявляют структура и содержание деятельности, условия ее осуществления и те социальные группы, под контролем и участием которых протекает его профессиональная деятельность '. Мы полностью согласны с данной трактовкой профессиональной адаптации. В аспекте нашего исследования важно отметить, что уровень развития профессиональной адаптации у курсантов во время обучения в вузе в дальнейшем становится основой успешной или неуспешной адаптации к служебной деятельности. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо проводить комплекс действий, направленных на формирование адаптивности личности, начиная с первых курсов обучения в вузе.

Важно отметить, что, говоря о профессиональной адаптации, мы имеем в виду адаптацию личности к ее официальному статусу в группе и к соответствующей роли и условиям ее осуществления (ролевого поведения), и в среде курсантов это имеет особое значение. Во время обучения у курсантов формируется отношение к себе как к представителю правоохранительной структуры и к службе в целом, что в дальнейшем составляет основу профессиональной самоидентификации. Так, в своих исследованиях Д. А. Андреева рассматривала адаптацию к условиям обучения в вузе как процесс выработки оптимального стиля, режима целенаправленного функционирования личности в конкретных условиях, когда физические и духовные силы человека направлены на исполнение новых учебных и практических заданий. По мнению автора, это достигается личностной интериоризацией новых внешних условий жизнедеятельности, когда человек при этом может приобретать личностные качества, а не только приспосабливается, привыкает к условиям предметной деятельности 2. В данном контексте психологическая адаптация курсантов к условиям обучения является интегративной. Вхождение курсантов в условия обучения и несения службы в вузе МВД прослеживается не только в приспособлении личности к новым социальным функциям, но и в ее преобразовании относительно собственного опыта и овладения ими. В связи с этим, анализируя процесс адаптации курсантов, нецелесообразно сводить его к приспособлению и репродукции в новых условиях жизни.

Так, общая структура процесса адаптации к обучению в вузе имеет, по мнению И. М. Соколовой, три стороны: 1) социально-психологическую — изменение социальной роли, потребностей и системы ценностных ориентаций, усвоение новых норм и ценностей; 2) психологическую — значительная перестройка когнитивных процессов — мышления и речи, воз-

растание функций внимания, памяти, усиление процесса формирования личности; 3) деятельностную — приспособление к новым психофизиологическим и информационным нагрузкам 3.

Если рассматривать процесс адаптации детально, то можно выделить также адаптацию на физиологическом уровне, что особенно остро проявляется в адаптации курсантов из-за смены места жительства (переезд в казарму, смена города, региона и т. д.).

Важным моментом при изучении адаптивности является динамичность изучаемого процесса, особенно в начале обучения, когда формируется тот уровень психической, идейной и цивильной зрелости, который превращает подростка в социально активную и социально сформированную личность, с новыми интересами, устремлениями, идеями. Но это вносит также некую разрозненность в процесс развития личности из-за отсутствия соответствия между стремлением к самостоятельной деятельности и недостаточной сформированностью умений самостоятельно работать, мыслить, анализировать. В целом динамика процесса адаптации может пониматься как возникновение, ослабление и ликвидация реакций на стрессовые стимулы окружающей среды, которые имеют тенденцию разрушать внутренний гомеостаз психологических, биохимических и физиологических процессов. В свою очередь, перед нами стоит задача научиться выявлять нарушения, связанные с адаптивными процессами, и выработать комплекс практических действий, направленных на формирование высокого уровня адаптивности личности к условиям обучения в вузе МВД Украины.

Следует отметить, что психологическая адаптация курсантов к обучению и служебной деятельности включает приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с существующей в данной среде и профессиональной группе системой норм и ценностей. Курсант становится частью группы, которую характеризуют не только новые условия жизни, труда, быта, иное социальное поведение. Система ценностных ориентаций и обязанностей связана с несением службы, совмещением обучения с практической деятельностью, охраной общественного порядка, регламентированными уставом и субординацией. Учитывая это, можно сделать вывод, что психологическая адаптация курсантов — это не только процесс привыкания к жизнедеятельности в среде и коллективе вуза МВД, но и формирование собственной позиции относительно требований и норм вхождения в систему служебно-профессиональных отношений в коллективе, приобретения ими определенного психологического статуса, овладения ролевыми функциями. Здесь особую роль играет функция защиты личности курсанта, благодаря которой ослабляются или

убираются внутренние психические напряжения, дестабилизационные состояния, которые возникают во время его взаимодействия с другими курсантами, офицерами, командирами.

Важным моментом адаптивности является профессиональная составляющая, некоторые аспекты ее формируются в процессе обучения в вузе. В ходе адаптации к обучению в вузе МВД происходит интенсивное внедрение их в правоохранительную сферу, поэтому особенности поведения в ходе служебной деятельности определяют степень их адаптированно-сти к профессиональной деятельности в целом.

Мы придерживаемся такой точки зрения, что психологическая адаптированность личности в группе — это такое психологическое состояние, которое позволяет курсанту без длительных конфликтов (как внутренних, так и внешних), а также фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие, конструктивные возможности, переживать состояние самоутверждения, саморазвития и собственной ценности и при этом чувствовать себя частью группы. Адаптация же — это такой социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности 4. Принципиальными положениями, на основании которых мы проводим исследование адаптации курсантов, являются следующие. Адаптация в профессиональной среде, т. е. среде вуза МВД, структурируется на интегративной объективно-субъективной основе, которая отражает степень самостоятельности, результаты служебно-профессиональной деятельности и характер потенциальной мобильности будущего сотрудника правоохранительных органов, что обеспечивает поддержание им соответственного статуса в социальной организации.

Суть адаптации курсантов к обучению в вузе заключается в перестройке работы функциональных систем организма и личности в соответствии с новыми требованиями, что в дальнейшем позволяет им эффективно овладеть профессией. По своей сути адаптация курсантов — это сложный, многоуровневый и динамичный процесс перестройки принудительно-мотивационной сферы и комплекса присущих курсантам знаний, умений и навыков, расширение и углубление ориентационной основы учебы, службы и общественной деятельности. Этот процесс заканчивается накоплением курсантом индивидуального опыта и его усовершенствованием, что ведет к последовательному увеличению адаптированно-сти к условиям и разным видам деятельности в учебном заведении 5.

Комплекс личностных психологических новообразований, которые появляются в процессе адаптации, позволяет будущему сотруднику стать профессионалом. Скорость и продуктивность адапта-

ции курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в вузе может повышаться и понижаться в зависимости от характера влияния внешних и внутренних факторов. Создание в процессе обучения и воспитания молодых курсантов необходимых условий с учетом этого влияния позволит существенно сократить время адаптации, повысить продуктивность их деятельности и эффективность учебновоспитательного процесса. В связи с этим возникает потребность проведения системного анализа и исследования уровня адаптированности молодых сотрудников как первого этапа в изучении адаптации к условиям обучения в вузе МВД.

Так, при анализе адаптации курсантов важный момент представляет выявление степени развития адаптивных черт личности. В своем практическом исследовании мы изучаем адаптивность посредством комплекса следующих психологических методик: 1) методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда; 2) многофакторного личностного опросника Р. Кеттела 16РБ (версия С); 3) авторской методики В. Г. Андросюка по определению нервно-психического напряжения.

Так, методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда направлена на выявление особенностей адаптационного периода личности через интегральные показатели А (адаптация), S (самоприятие), L (приятие других), Е (эмоциональная комфортность), I (интернальность), D (стремление к доминированию).

При применении методики «Податливость экст-римум-состояниям нервно-психического напряжения» (В. Г. Андросюк) мы получаем результаты по следующим шкалам: S (склонность к стрессам), Б (склонность к фрустрациям), С (склонность к конфликтам), CR (склонность к кризисам).

Многофакторный, личностный опросник Р. Кет-тела 16РБ (версия С) предоставляет стандартизированный набор факторов характерологического профиля.

Нами проводилось наблюдение за курсантами второго курса факультета подготовки кадров криминальной милиции Национальной академии внутренних дел (Украина, г. Киев) (140 человек).

Для проведения корреляционного анализа полученных результатов по всем шкалам мы взяли шкалу А (адаптация) СПА Роджерса-Даймонда.

Так, положительная динамика адаптивности обусловливается готовностью к принятию других (шкала L Роджерса-Даймонда), повышением показателей по шкале интернальности, таких как внутренний локус контроль, самоприятие и, соответственно, эмоциональный комфорт. На основании этого наблюдается повышение уровня стресоустойчиво-сти (шкала S В. Г. Андросюка).

В свою очередь, в социальных отношениях адаптивность выражается в увеличении стремления к доминантности (шкала D Роджерса-Даймонда), что подтверждается увеличением показателя фактора независимость-подчинение (Е 16РБ Р. Кеттела). Повышаются уровень самоконтроля ^3), уровень открытости, что содействует понижению склонности к реакциям фрустрации в поведении, повышаются дипломатичность и пластичность в построении межличностных отношений, при этом понижается склонность к непродуктивным проявлениям защитной реакции (эскапизм) как формы побега от реальных проблем. Следует обратить внимание на то, что высокоадаптированные личности в отношениях характеризуются социальной смелостью, что позволяет проявлять внутренние состояния достаточно экспрессивно и динамично. Вместе с тем высокий уровень адаптивности удерживает эти проявления в рамках нормы благодаря высокой нормативности поведения. Повышение адаптивности также влияет на увеличение критичности и готовности к новаторству.

Анализируя полученные данные, мы можем выделить ряд основных черт, которые влияют на развитие адаптивности: готовность к принятию других, са-моприятие, стрессоустойчивость, доминантность, открытость. Развивая данные качества у курсантов, мы можем повысить уровень адаптивности к обучению в вузе МВД. Адаптация и ее динамические характеристики опосредованы сложным влиянием и взаимодействием сочетания социальных причин как личностных, так и среды жизни. Адаптация исполняет важные функции формирования личности, оптимизации и стабилизации, сохранения и передачи опыта, управления деятельностью. Поэтому при последующей разработке теории адаптации в сложных, проблемных ситуациях мы будем создавать комплексы практических действий, направленные на повышение уровня адаптивности курсанта. Такие адаптивные комплексы, циклически актуализированные и применяемые в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Изучение устойчивых адаптивных комплексов является одним из путей развития научной характерологии.

1 Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 54.

2 Андреева Д. А. О понятии адаптации. Человек и общество. Л., 1983. С. 64-67.

3 Соколова И. М. Методы исследования адаптации студентов. Харьков, 2001. С. 28-29.

4 Налчаджян А. А. Указ. соч.

5 Конопльов В. В. Психологічна адаптація курсантів ВНЗ МВС України до діяльності підрозділів кримінальної міліції : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Київ, 1999. 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.