Научно-технические разработки
УДК 372.8 + 628.74
Адохин Б.А.
АДАПТАЦИЯ УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС СОЛДАТ И ОФИЦЕРОВ ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Проблемы, решаемые «Московским центром социально -профессиональной адаптациии переподготовки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» — актуальны для всех регионов страны
Б.А. Адохин
Одна из самых актуальных тем сегодня — это проблема социальных льгот. Касается эта тема и военных, уволенных с военной службы.
Постановлением Правительства Москвы 5 августа 2003 года был создан «Московский центр социально-профессиональной адаптации и переподготовки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».рудовая деятельность, учеба и лечение — три составных элемента нормальной жизнедеятельности. Социальная адаптация ёмкое понятие — это один из элементов обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В своей работе центр опирается на постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. №729 «О государственной программе «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002-2005 годы, постановления Правительства Москвы от 22 октября 2002 г. № 878-ПП и от 17 декабря 1996 г. № 977, положения приказа Министра обороны РФ от 19 марта № 115, другие руководящие документы, указания и распоряжения.
Работает он под непосредственным руководством Комитета общественных связей города Москвы, в тесном контакте с Московским Домом общественных связей, Женским деловым центром, Московским городским правовым центром «Защита», Центром взаимодействия общественных и государственных структур «Социальное партнерство», Московским центром труда и занятости молодежи «Перспектива», Центром квотирования рабочих мест, префектурами административных округов, городским военным комиссариатом, войсковыми частями и учреждениями Министерства обороны РФ и другими учреждения и органами государственного и военного управления, дислоцированными в г. Москве.
Основными уставными целями создания центра являются: реализация государственной политики по вопросу социально-профессиональной адаптации и переподготовки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
организация профессиональной переподготовки и обучения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей по различным направлениям профессиональной деятельности;
участие в выполнении государственных программ занятости населения, в разработке и реализации социальных программ для различных льготных категорий населения совместно с органами службы занятости и органами исполнительной власти г. Москвы;
социальная поддержка, оказание социально-правовых услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в связи с безработицей.
В связи с реформированием Вооруженных Сил и дальнейшим сокращением их численности значительное число бывших военнослужащих от солдата до генерала и их семьи оказались в зоне социального риска, попали в категорию малообеспеченных. Их положение в обществе усугубляется нерешенностью многих социальных проблем, несовершенством существующей ныне социальной защиты, неподготовленностью увольняемых в запас к жизни и работе в условиях рыноч-
ной экономики.
Большинство из них находится в хорошем трудоспособном состоянии, имеет высокий образовательный уровень. Отсутствие свободного конкурентного рынка труда как такового для данной категории граждан складывается еще более тяжело.
На сегодняшний день организована работа по консультированию, профориентации, переподготовке, обеспечению занятости и трудоустройству обратившихся к нам граждан. И работа с посетителями начинается собственно с учебно-консультативного пункта и, предлагающего уволенному в запас военнослужащему или члену его семьи спектр специальностей и помогающего им выбрать наиболее интересную и, если можно так сказать, социально востребованную на рынке труда работу.
Ведется работа и с участниками ликвидации чернобыльской катастрофы, ветеранами боевых действий и военной службы.
За небольшое время штатной работы в центр обратилось свыше 3,5 тысяч бывших военнослужащих и членов их семей.
Увольняемые с военной службы квалификаций, востребованных на сегодняшнем рынке труда, как правило, не имеют. Их необходимо переучивать. Стоимость переподготовки одного обучаемого, например, по 520-ти часовой программе исчисляется суммой около 20 тыс. рублей. Кстати, если раньше военные шли в охрану, то сегодня они туда уже не идут, т.к. не видят там для себя перспективы. С рядом ВУЗов заключены договоры на переподготовку обратившихся к нам уволенных военнослужащих и членов их семей.
Причем переподготовку можно пройти по двум программам: по профессиональной переподготовке (520 часов) и повышению квалификации (72 часа).
Ведь многие уволенные с военной службы специалисты имеют очень высокий уровень в области рыночного спроса — им нужна помощь одного вида. Другие же обладают высокопрофессиональными знаниями и навыками не в унифицированной, а то и совсем в нераспространенной отрасли деятельности — им необходимо содействие в совершенно другом формате. Большинство офицеров запаса, особенно в звании полковника, например, имеют значительный опыт организаторской работы. После 72 часовой переподготовки они готовы работать в органах государственной власти и местного самоуправления в соответствии с решением Российского организационного комитета «Победа» (протокол от 29 сентября 2003 года).
В целях определения направлений обучения и переподготовки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей наши специалисты участвуют в ярмарках вакансий, проводимых в административных округах города. Там наши сотрудники консультируют кадровых и уже уволенных в запас военнослужащих, отвечают на их вопросы. Важным фактором в этой работе является взаимодействие с руководящим составом Московского
военного округа и войск специального назначения, Главным управлением воспитательной работы МО РФ, Всероссийским центром социально-правовой помощи ветеранам (инвалидам) войн, Московским домом ветеранов войн и Вооруженных Сил, Культурным центром Вооруженных Сил РФ, рядом управлений, воинских частей и высших военных учебных заведений. С большинством из них заключены соглашения.
В области совершенствования нормативно-правовой базы изучаются вопросы социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, так как отдельные вопросы еще не в полной мере регламентированы в существующих правительственных постановлениях, хотя настоятельно требуют своего решения. В частности это относится к вопросам оказания помощи детям-сиротам военнослужащих, погибших в Афганистане и Чечне, детям со слабым здоровьем и малообеспеченным семьям граждан, уволенных с военной службы.
Приглашаются к переобучению и члены семей военнослужащих. Им уделяется особое внимание.
К вопросам обучения и воспитания относятся и задачи оздоровительного летнего отдыха детей из малообеспеченных граждан, уволенных с военной службы, детей-сирот, детей беженцев, вынужденных переселенцев из семей военнослужащих и уволенных с военной службы, ведется работа по культурно-досуговой и спортивной работе с ними.
В Правительстве Москвы и, особенно, в Комитете общественных связей понимают, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является одним из важных направлений социальной работы в обществе. А ведь конкретная, адресная помощь этим категориям бывших военнослужащих и членам их семей — это деньги, которые Правительство Москвы может выделить под соответствующие социальные программы, направленные на медико-социальную поддержку, дополнительное профессиональное образование по гражданской специальности с учетом предшествующего опыта и потребности рынка труда в подобных специалистах.
В «Программе по работе с семьями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы», «Программе работы с военнослужащими, ставшими инвалидами в период прохождения военной службы, инвалидами детства из семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы» и «Программе работы с детьми военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы» обучению и переподготовке уделяется особое внимание.
Существует большой спрос сегодня, например, на учителей и преподавателей. Нужны учителя ОБЖ, преподаватели БЖД ВУЗов и СПОУ. Актуальным становится вопрос о подготовке заместителей руководителей образовательных учреждений по безопасности, на которые желательно направлять именно офицеров запаса.
Особо выделяется вопрос: уволенные с военной
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
службы и МЧС. Во-первых, речь идет об уволенных с этой воинской службы, а во-вторых, уволенные из рядов МО, ПС, ВВД и других видов военной службы могут быть вновь призваны на контрактную службу
в МЧС России, приняты в ряды спасателей и служб спасения, а также вольнонаемными служащими, служащими центрального аппарата и структурных подразделений МЧС России. Работники территориальных органов управления РСЧС, ГУ по делам ГО и ЧС, УМЦ и УМК, научных учреждений и учебных заведений МЧС России, да и просто актив содействия в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС техногенного характера, руководство гражданскими организациями гражданской обороны (ГО ГО) — это по большей части «наша» категория граждан и наша ниша.
И вообще, следует отметить, что расширение и развитие отрасли человеческой деятельности по обеспечению комплексной и национальной безопасности способствует востребованности этой категории граждан.
Конечно, это касается в первую очередь тех, кто не ставит себе задачей — деньги как самоцель и рассматривает социальную адаптацию во всем объеме и статусе.
А почему бы не организовывать, например, клубы «гражданских офицеров». Это не какие-то сверхэлитные гольф-клубы или бомонд-тусовки, но и не пивная забегаловка с «подвыпившим галдежом». Такие общественные образования с классическими клубными технологиями позволят решать многие вопросы специфического характера для офицеров запаса и их семей. Наш профсоюз безусловно поддержит создание и социально-политическое наполнение этих клубов.
Готовится ряд целевых программ по вопросам социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членам их семей и эти программы мы предлагаем рассмотреть Правительству Москвы и Комитету общественных связей, который уделяет данному
вопросу серьезное внимание.
Разработана программа по развитию малого и среднего предпринимательства среди граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей для оказания содействия в организации собственных, офицерских предприятий, собственного дела. Кстати, продолжение общения с работающими, адаптировавшимися уже после увольнения с воинской службы как с помощью служб адаптации, так и самостоятельно — это также одно из направлений нашей деятельности в рамках этой программы.
Принятие этих программ позволит создать комплексную систему поддержки граждан, уволенных с военной службы, вовлечь их в активную, плодотворную жизнь, создаст условия для их социальной и психологической реабилитации и в какой-то мере самортизирует складывающуюся в настоящее время в Москве ситуацию.
За это время в центр за юридической помощью обратилось более 200 человек. Обращаются по гражданско-процессуальным вопросам, семейным и трудовым. Хотелось бы сказать, что мы оказываем квалифицированную юридическую помощь. Эта работа ведется с учетом уже имеющегося опыта коллег, например, Московского и Тверского областных центров социальной адаптации.
И в заключение, хоть в Москве насчитывается десятки тысяч уволенных в запас военнослужащих и чле-
нов их семей и примерно 90 процентов из них нуждается в социальной, профессиональной и психологической адаптации, надо отметить, что для других регионов эта проблема не менее актуальна, чем для Москвы.
А вообще-то, для такой серьезной категории граждан, которые имели доступ к разного рода и уровня секретам, умения и возможность обращаться с оружием, военной техникой, в связи с продолжением и наращиванием реформ не жалко создать и научно-аналитический центр по экспертным интеллектуальным оценкам и социальному прогнозированию.
В учебно-консультативный пункт
В Комитете общественных связей