Научная статья на тему 'Социальная адаптация увольняемых в запас военнослужащих: проблемы мегаполиса'

Социальная адаптация увольняемых в запас военнослужащих: проблемы мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
799
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ РЕФОРМА / MILITARY REFORM / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / MILITARY PERSONNEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL RETRAINING / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арабидзе Ираклий Теймуразович, Мухин Владимир Иванович

Анализируется эффективность социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих на примере города Москвы. Приводятся результаты исследования социального положения данной категории граждан, предложены рекомендации по оптимизации процесса социальной адаптации уволенных военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF MILITARY PERSONNEL TRANSFERRED TO RESERVE: MEGALOPOLIS PROBLEMS

The article presents the analysis of the effectiveness of a social adaptation of the military personnel transferred to the reserve on an example of the Moscow city and also the results of research of a social status of this category of citizens. The authors of the article suggest recommendations of optimization the process of social adaptation of dismissed military personnel.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация увольняемых в запас военнослужащих: проблемы мегаполиса»

УДК 355.082.4:364-785.14

И.Т. Арабидзе, В.И. Мухин

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УВОЛЬНЯЕМЫХ В ЗАПАС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМЫ МЕГАПОЛИСА

Анализируется эффективность социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих на примере города Москвы. Приводятся результаты исследования социального положения данной категории граждан, предложены рекомендации по оптимизации процесса социальной адаптации уволенных военнослужащих.

Ключевые слова: военная реформа, военнослужащие, профессиональная ориентация, профессиональная переподготовка, социальная адаптация, трудоустройство.

I. Arabidze, V. Mukhin

SOCIAL ADAPTATION OF MILITARY PERSONNEL TRANSFERRED TO RESERVE: MEGALOPOLIS PROBLEMS

The article presents the analysis of the effectiveness of a social adaptation of the military personnel transferred to the reserve on an example of the Moscow city and also the results of research of a social status of this category of citizens. The authors of the article suggest recommendations of optimization the process of social adaptation of dismissed military personnel.

Keywords: military reform, military personnel, vocational guidance, professional retraining, social adaptation, employment.

С момента распада СССР в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС) и федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, периодически проходит реформирование. Это вызвано рядом причин. Так, принятые в советский и постсоветский период законы и нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей, перестали соответствовать новым социально-экономическим условиям. Изменились количественный и качественный состав ВС, а также их предназначение (вероятность мировой войны сегодня крайне мала, а региональных конфликтов - велика), дислокация и многое другое. Результатом этих и иных изменений стало их структуризация, сокращение и профессионализация.

Реальные преобразования ВС и других войск и воинских формирований, как известно, коснулись сотен тысяч кадровых военнослужащих. Сокращение личного состава, связанное с формированием «Армии нового типа», породило ряд серьёзных проблем. Самая главная проблема для увольняемых военнослужащих, на наш взгляд, заключается в том, что многие из них оказались не готовы быстро перейти к условиям «гражданской жизнедеятельности» и адаптироваться к новой социальной среде. Схожие проблемы при проведении подобных реформ, по мнению авторов, могут возникать и у сотрудников таких «силовых» ведомств, как ФСБ России, МЧС России, МВД России и др.

Следовательно, научная проблема, которую будут исследовать авторы, заключается в изучении степени готовности органов государственной власти и местного самоуправления (в первую очередь, г. Москвы) социализировать уволенных в запас военнослужащих, адаптировать их к жизни «после окончания службы». Поэтому авторы планируют сделать ряд предложений органам местной и федеральной власти по оптимизации этого процесса, принятие которых может положительно отразиться на социальной адаптации увольняемых из рядов МЧС России и ветеранах данного ведомства.

Основательный подход к социальной адаптации увольняемых военнослужащих предложен профессором Е.М. Авраамовой. Социальная адаптация рассматривается ею как «вид взаимодействия личности или социальной группы, в ходе которого согласовываются взаимные требования и

ожидания участников». В зависимости от наличия, уровня и комбинации ресурсов люди стараются выстраивать модели адаптационного поведения (одновременно учитывающие требования и ожидания). Проблема при этом состоит в максимальном использовании адаптационных ресурсов в условиях социально-экономической реальности [1].

Нужно признать, что пока изучением проблемы социальной адаптации увольняемых в запас военнослужащих главным образом занимаются исследователи, имеющие непосредственное отношение к военной службе, их социальному обеспечению и социальной защите. Впрочем, в последние годы в нашей стране были разработаны и применены на практике социологические методики, позволяющие наиболее точно исследовать данную социальную проблему. Так, в диссертации Ю.Я. Таран применены многие методы сбора социологической информации: посредством анкетирования бывших военнослужащих и членов их семей, интервьюирования, экспертного опроса, анализа федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, касающихся социальной адаптации данной категории населения [2].

В настоящее время проблема социальной адаптации увольняемых в запас военнослужащих и сотрудников таких ведомств, как МВД России, МЧС России и ФСБ России привлекает всё больший интерес со стороны государства. Об этом свидетельствует, например, прошедшая в ноябре 2011 года научно-практическая конференция на тему «Социальная адаптация военнослужащих запаса: состояние, проблемы, перспективы» (её инициатор - Комитет Совета Федерации РФ по обороне и безопасности). Дело в том, что данная проблема продолжает оставаться актуальной в связи с незавершившимся увольнением военнослужащих из федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Так, в 2009 - 2011 гг. по плану Министерства обороны РФ планировалось уволить около 200 тыс. военнослужащих [3]. В результате реформы органов внутренних дел планировалось сократить в общей сложности 226 900 человек, что составляет 22 % от списочной численности МВД России по отношению к дореформенному периоду [4]. Кроме того, сокращения численности личного состава происходит в таких ведомствах, как ФСБ России, МЧС России, ФСО России.

Данные факторы способствовали проведению в 2011 г. на базе ГБУ города Москвы «Московский центр социальной адаптации государственных служащих, уволенных с военной службы, из правоохранительных органов, и членов их семей» социологического исследования с участием одного из авторов статьи. Цель исследования заключалась в анализе социально-экономического положения уволенных в запас военнослужащих, проживающих в Москве. Кроме того, были изучены вопросы их профессиональной ориентации и переподготовки1. По состоянию на декабрь 2011 г. в Москве насчитывается около 60 тыс. военнослужащих, уволенных в запас с военной службы в разные периоды времени. В среднем семьи военнослужащих состоят из трёх человек. Таким образом, в настоящее время в Москве начитывается порядка 180 тыс. людей, которых так или иначе затронула военная реформа (сюда входят сами военнослужащие и члены их семей). Это достаточно большая по численности категория граждан, даже в рамках мегаполиса. Но положение, в котором оказываются военнослужащие после увольнения из Вооружённых Сил и члены их семей, не удовлетворяет многих из них.

Так, большая часть уволенных в запас военнослужащих (40,8 %) относится к возрастной категории от 45 до 55 лет. Это экономически активные, с уже сформировавшейся жизненной позицией и политическими взглядами граждане. Однако, даже несмотря на наличие у многих высшего образования (в т. ч. гражданского), большинство увольняемых не испытывают уверенность в будущем трудоустройстве, а значит заведомо воспринимают переход к гражданской жизнедеятельности как некое испытание, сопряжённое с определёнными тяготами и лишениями.

1 При сборе данных в исследовании использовался метод анкетного опроса. Общий объём выборки составил 550 человек. Представительность данных обеспечена на уровне ошибки, равной 5 %.

- 69

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2

Большинство уволенных (53,1 %) являются старшими офицерами. Это люди, обладающие большим управленческим опытом, прослужившие в Вооружённых Силах от 15 до 25 и более лет [5]. По мнению авторов, было бы неправильно игнорировать и недооценивать их возможности в применении навыков управления в «гражданской жизни». Но, как показывает опыт общения с работодателями города Москвы, многие из них не хотят брать на работу таких граждан. Ряд московских работодателей полагают, что уволенные военнослужащие привнесут чересчур «строгие» принципы управления в гражданскую организацию, создадут внутри бизнес-структур и/или органов местного самоуправления «военный порядок». И в этих опасениях есть доля истины, т. к. большинство военнослужащих имеют т. н. «советско-социалистический менталитет», препятствующий свободному приспособлению к условиям рыночной экономики [6].

Данные проведённого исследования свидетельствуют о том, что представления о желаемой трудовой деятельности у уволенных в запас военнослужащих чаще всего не реализуются в условиях рынка труда города Москвы. Опрошенные респонденты изъявили желание работать в органах государственной власти (42,4 %) и таких сферах как образование (18,2 %), менеджмент (17,3 %). В связи с этим встаёт вопрос о профессиональной переподготовке военнослужащих запаса. Однако здесь возникает целый спектр проблем. Одна из самых главных заключается в том, что переобучаются взрослые люди, имеющие жизненный опыт, семью, определённый социальный и профессиональный статус, индивидуальные профессиональные предпочтения. Всё это накладывает свой отпечаток на отношение человека, вынужденного пройти профессиональное переобучение, к учёбе: срокам, методам, условиям.

Профессиональную переподготовку, как важнейший элемент процесса социальной адаптации, подробно рассматривает в своей работе «"Три кита" социальной адаптации» А.Т. Хроленко [7]. Представляют интерес данные о профессиональной переподготовке, изложенные в справке по «Всероссийскому центру переподготовки офицеров, увольняемых в запас» (составлена генеральным директором данной организации М.А. Моисеевым). В ней приводятся сведения о том, что данная внебюджетная социальная структура в период с 1992 по 2010 г. на базе региональных учебных центров провела переподготовку 60 тыс. военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. При этом большинство офицеров, прошедших переподготовку, устраиваются в органы государственного и муниципального управления, возглавляют предприятия малого и среднего бизнеса [3].

Как показали данные, полученные в ходе социологического исследования на базе ГБУ города Москвы «Московский центр социальной адаптации государственных служащих, уволенных с военной службы, из правоохранительных органов, и членов их семей», желающих пройти бесплатную переподготовку среди уволенных военнослужащих - очень много (87,9 %). При выборе специальности, по которой они хотели бы пройти переподготовку, респонденты отмечают такие признаки, как надёжность, гарантия трудоустройства (76 %), высокий заработок (65,3 %), сохранение социального статуса (16 %), лёгкость и быстрота освоения (10,7 %). Учитывая желание работать в государственных структурах и органах власти, при выборе требований по переподготовке, как правило, указывается такой пункт, как изучение основ государственного и муниципального управления, бухучёта и права.

В процессе социальной адаптации уволенные военнослужащие испытывают потребность в квалифицированной и компетентной помощи как со стороны социальных работников, так и со стороны государственных организаций, отвечающих за их социальную поддержку (Минобороны, Минздравсоцразвития, департамент труда и занятости Москвы). Не случайно 45,6 % опрошенных отметили необходимость в профессиональных консультациях специалистов по вопросам занятости, переподготовки, правовых основ, профориентации. Авторы полагают, что квалифицирован-

ная помощь и поддержка специалистов также важна и необходима уволенным и ветеранам МЧС России, МВД, ФСБ и др.

С учётом того, что малый и средний бизнес всё более активно входит в нашу жизнь, необходимо рассматривать вопрос о целенаправленной подготовке и помощи военнослужащим, желающим заниматься предпринимательской деятельностью. Однако в настоящее время многие уволенные с военной службы не готовы открыть собственное дело и никогда не планировали (28,8 %). Многие затрудняются с ответом на данный вопрос - 21,3 %. При соответствующей поддержке собственным делом готовы заниматься лишь 12,2 % опрошенных. В ходе исследования 43,9 % респондентов отрицательно оценили действующее законодательство по вопросам социальной защиты лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Удовлетворительным законодательство считают 24,2 %. О необходимости дополнений утверждают 18,2 %, положительную оценку действующее законодательство нашло лишь у 7,6 % уволенных в запас военнослужащих.

Оценивая общее социальное положение в городе Москве уволенных в запас военнослужащих, следует выделить также следующие трудности, с которыми сталкиваются люди данной группы в процессе адаптации:

недостаточная информированность о наличии вакансий и возможностях службы занятости; отсутствие необходимого количества вакансий, которые удовлетворяли бы потребности офицерского состава (по форме работы, по её содержанию и оплате труда);

определённое психологическое состояние, которое нередко является сдерживающим фактором обращения в службу занятости и проявлением стремления решать свою судьбу самостоятельно;

усиление конкурентной борьбы за рабочие места вследствие несоответствия спроса и предложения рабочей силы в мегаполисе;

специфические психологические условия при работе с данной категорией граждан, а в ряде случаев - формализм в работе и незнание законодательства по вопросам социальной защиты военнослужащих.

Проведение мероприятий по совершенствованию и оптимизации процесса социальной адаптации в Москве уволенных в запас военнослужащих и сотрудников таких ведомств, как МЧС, МВД и ФСБ, снижению социальной напряжённости среди данной группы граждан, полагаем, нужно начинать как можно раньше. В местах компактного проживания служащих, считают авторы статьи, необходимо создавать специализированные кабинеты с компетентными и опытными специалистами, которые могли бы оказывать психологическую, профконсультационную помощь, а также давать возможность получить новую специальность методом дистанционного обучения.

Немаловажную роль в работе с военнослужащими, уволенными в запас, играет профессиональная ориентация. Профориентационную работу необходимо развивать как по традиционным направлениям, так и по новым, стимулирующим военнослужащих к активным поискам вариантов трудоустройства. Поэтому ещё в воинских коллективах необходима целенаправленная работа с военнослужащими по выработке у них мотивации к трудовой деятельности после увольнения из армейских рядов, психологической готовности к предлагаемым вариантам переобучения и дальнейшего трудоустройства. Важную роль в процессе адаптации военнослужащих играет обеспечение их занятости. До 85 % увольняемых в последние годы офицеров, прапорщиков и мичманов не имеют гражданской специальности или утратили за время службы навыки по ней. В то же время система переподготовки и переквалификации на гражданские профессии позволяет оказать содействие только каждому пятому из них.

Целесообразно выделить ряд рекомендаций, которые, по мнению авторов, позволят улучшить качество социальной адаптации лиц, уволенных из рядов ВС РФ, МЧС России МВД России в Москве и в Российской Федерации в целом: Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность создания специального органа при Правительстве Российской Федерации, предметом деятельности которого является координация социальной политики в отношении военнослужащих, уволенных в запас.

2. Ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы социальной адаптации увольняемых в запас военнослужащих на период 2013 - 2018 гг.

Постоянно принимать меры по изменению законодательства, подзаконных актов и нормативов в интересах увольняемых в запас военнослужащих. Для чего анализировать уровень работы различных организаций по улучшению качества помощи в области социальной адаптации военнослужащих, увольняемых из Вооружённых Сил. Данный анализ поручить проводить Минздравсоц-развитию России.

Правительству города Москвы:

1. Открыть в различных районах Москвы на базе центров занятости населения бесплатные юридические консультационные пункты. Информацию об этих центрах разместить на официальном сайте мэра и Правительства Москвы, на сайте Министерства обороны РФ, Минздравсоцраз-вития РФ.

2. Принять закон города Москвы, обязывающий предприятия в пределах квот (установленных Правительством Москвы) принимать военнослужащих на работу и обучать на местах профессии.

Департаменту труда и занятости населения города Москвы:

1. Организовать систему информирования государственных служащих, уволенных с военной службы и из правоохранительных органов, о вакансиях и курсах переподготовки, для чего создать единую Интернет-базу по профилям вакансий и специальностей переподготовки для увольняемых в запас военнослужащих.

2. Чаще проводить региональные (а также в крупных городах) ярмарки вакансий. Своевременно оповещать о них уволенных в запас военнослужащих, для чего привлекать на них в качестве работодателей только организации, реально способные взять на работу бывших военнослужащих.

3. Регулярно проводить мониторинг московского рынка труда в интересах снижения уровня безработицы среди государственных служащих, уволенных с военной службы. Полученные данные передавать для дальнейшей работы в центры занятости административных округов города.

4. Создать на базе московских бирж по трудоустройству или центров занятости специальные отделы с дифференцированным подходом к уволенным военнослужащим (предлагать работу по имеющемуся у них базовому образованию).

Литература

1. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. 2002. № 5. С. 24 - 34.

2. Таран Ю.Я. Управление социальной адаптацией бывших военнослужащих и членов их семей (1991 - 2005 гг.): Дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 189 с.

3. Социальная адаптация военнослужащих запаса: состояние, проблемы, перспективы: Мат-лы науч.-практ. конф. / Под ред. аналит. управл. аппарата Совета Федерации Фед. Собр. РФ. М., 2011.

4. Почти 227 тысяч сотрудников МВД будут уволены в ходе реформы, обрадовал Медведев // http://www.newsru.com/russia/29jul2011/pereat.html (дата обращения: 27.02.2012).

5. Мельков С.А. Военный локомотив развития // Независимое военное обозрение. 2012. № 3. С. 14.

6. Лоза Г.Г., Панов А.И., Щедрова О.А. Блеск и нищета социальной политики Москвы. М.: Изд-во «Эйдос», 2011. С. 123.

7. Хроленко А.Т. «Три кита» социальной адаптации (о положении дел в области профессиональной переподготовки, обеспечения жильём, пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы) // Ориентир. 2011. № 8. С. 46 - 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.