© И.Н. Ефременко, 2009
УДК 339.7 ББК 65
АДАПТАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ К ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ
И.Н. Ефременко
Социально-экономическое развитие современной России происходит на фоне глобальных мировых процессов интеграции национальных финансовых систем в мировую финансовую архитектуру. Исследуя особенности адаптации финансовой системы России к процессам финансовой глобализации, автор приводит примеры оценки адаптации институциональных инноваций (с учетом критериев соотношение сил поддержки и противодействия социальных групп или слоев, комплементарность нового института и нейтральные силы), а также определяет специальные меры защиты институциональных инноваций.
Ключевые слова: финансовая глобализация, финансовые институты, финансовая система России, адаптация финансовой системы.
Формирование институциональной структуры финансовой системы является важным элементом государственной политики. Создание систем, отвечающих таким требованиям, проходит как на фоне эволюции уже имеющихся элементов данной системы, так и за счет внедрения новых. Такие инновации можно рассматривать как феномен, связанный с материально-предметной и духовной деятельностью людей, в процессе которой они создают, разрабатывают и осваивают не существовавшие ранее способы производства различных благ 1. В этой связи важным становится понимание и изучение механизмов, регулирующих процессы адаптации и интеграции инноваций в различные сферы жизни общества - социальную, экономическую, политическую, культурную и т. д.
Основой успешного (наиболее эффективного) принятия системой инновации является этап ее адаптации. Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - приспособление системы к реальным условиям. Этим свойством в большей мере обладают биологические и социальные системы. Экономику в
целом, а также отдельные экономические объекты (например, национальную финансовую систему) также рассматривают как адаптирующиеся, адаптивные системы [5, с. 280]. Способность к адаптации - важное требование к построению экономико-математических моделей и систем моделей, особенно предназначенных для практического использования.
Исходя из вышеуказанных положений, можно сформулировать следующее определение адаптации финансовой системы: процесс принятия действующей системой институциональных инноваций внешнего (трансплантация института) и внутреннего (облагораживание существующих институтов) характера. Основной задачей адаптации финансовой системы является выработка механизма защиты («иммунитета») институциональных трансформаций, вызванных процессами финансовой глобализации.
Различия в уровне финансового развития стран, в силу которых одни оказываются лидерами, другие - отстающими, зависят во многом от сложившихся в них институтов. Этим и определяется необходимость институциональных реформ в России с ориентацией на эффективные институциональные образцы (с учетом фрагментарности) [1, с. 3]. Институциональные трансформации требуют
времени, потому что многие элементы институциональной структуры России требуют реформирования, что является существенным препятствием для достижения мировой конкурентоспособности, прежде всего, финансовых институтов.
Рано или поздно любая система выходит на следующий виток эволюционного развития и обретает новое качество, свойственное сложным системам (техническим, экономическим, живым организмам и т. п.): адаптивность. В рамках данного исследования
под адаптивностью финансовой системы будет пониматься способность принимать или отторгать институциональные изменения, оцененная исходя из эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами. Таблица 1 содержит обобщенный и выборочный анализ основных критериев адаптации финансовой системы: они определяют стандарты и практику, которым предполагается соответствовать, и это соответствие должно поддаваться проверке.
Таблица 1
Критерии и инструменты оценки степени адаптивности финансовой системы *
Критерии Способы оценки Инструменты
Финансовая (налогово- бюджетная) прозрачность - четкость роли и функций - относится к структуре и функциям правительства, сферам ответственности внутри правительства и отношениям между правительством и экономикой в целом; - информирование общественности в строго определенные промежутки времени; - открытость подготовки исполнения бюджета и бюджетной отчетности; - гарантии достоверности - относятся к необходимости независимой проверки информации по бюджетно-налоговым вопросам Вопросник МВФ для финансовых учреждений **
Стабильность и устойчивость бюджетов - прогнозирование бюджетных параметров в рамках макроэкономической и денежнокредитной политики; - реалистичность и осторожность экономических прогнозов как основа бюджетного планирования; - четкие правила управления бюджетными обязательствами и оценки финансовых рисков и управления ими; - использование резервных фондов для управления доходами от продажи сырьевых товаров - общее сальдо бюджета; - соотношение дефицита и ВВП; - соотношение текущих расходов и текущих доходов; - соотношение между размером платежей по обслуживанию долга и величиной расходов; - соотношение между величиной долга и ВВП; - соотношение между объемом доходов и величиной ВВП
Эффективные и справедливые межбюджетные отношения - стабильные и предсказуемые финансовые отношения с субнациональными властями; - сбалансированное и взаимосвязанное разграничение полномочий и доходов; - надлежащий уровень автономии субнациональных властей; - объективное и прозрачное выравнивание бюджетной обеспеченности; - стимулы и санкции для обеспечения соблюдения норм и правил Система оценки эффективности управления государственными финансами Секретариата государственных расходов и финансовой подотчетности ***
* Составлено автором.
* * См.: Questionnaire of Fiscal Institutions. July 2007 I International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org IexternalInpIfadItransIquestionIquest.htm (дата доступа: 18.10.2009).
*** Официальный сайт программы «Государственные расходы и финансовая подотчетность» (Public Expenditure & Financial Accountability, PEFA). URL: http:IIwww.pefa.org/pfm_performance_frameworkmn.php (дата доступа: 18.10.2009).
Окончание таблицы 1
Критерии Способы оценки Инструменты
Консолидация бюджета и бюджетного процесса - четкое распределение функций и ответственности; - комплексный охват доходов и расходов; - внебюджетные фонды используются только в особых случаях, предусмотренных законом; - интегрированное планирование текущих и капитальных расходов; - эффективные системы платежей, единый бюджетный счет и учет обязательств Доклады о соответствии стандартам и кодексам МВФ *
Бюджетирование, ориентированное на результаты - цели, задачи и ответственность за результаты; - реалистичная оценка затрат и соотнесение ресурсов с запланированными результатами; - делегирование полномочий при подотчетности; - привязка запланированных результатов к бюджетам; - методы измерения эффективности Для создания эффективной системы подотчетности необходим комплексный мониторинг использованных ресурсов и достигнутых результатов в рамках всего бюджетного цикла
Эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг - необходимая информация в целях управления, контроля; - прозрачные и не допускающие коррупции процессы; - качество управления финансами - независимый аудит с последующей проверкой органами законодательной власти; - эффективный анализ и меры по обеспечению исполнения законодательных норм; - внутренний аудит
* Reports on the Observance of standards and Codes / International Monetary Fund. URL: http: //www.imf.org/extemal/np/rosc/rosc.asp (дата доступа: 18.10.2009).
Используя подходящие для данного случая «биологические» метафоры, рассматриваемые два способа направленных институциональных изменений можно обозначить как «облагораживание» существующих институциональных образцов и «культивирование» новых образцов.
В исходном пункте при инновации института идет либо заимствование (применение передового опыта других стран для решения своей проблемы), либо изобретение и проектирование правила исходя из собственного опыта.
Основным критерием оценки степени адаптивности финансовой системы к институциональным инновациям является соотношение сил поддержки и противодействия социальных групп или слоев, соответственно заинтересованных или противодействующих введению новых институтов. Указанный критерий обычно определяется объективными препятствиями, мешающими адаптации нового института, его некомплементарнос-тью, несогласованностью со старыми инсти-
тутами, разной направленностью в их действии. Зачастую мотивации сил поддержки и противодействия связаны со стремлением к получению «дивидендов», причем в процессе изменения эти силы могут меняться местами. Ожидаемый интерес не всегда соразмерен, возможны ситуации, когда требуется принуждение в интересах большинства. Но обычно следует подумать, стоит ли новый трансплантируемый институт заимствовать из лучших практик или же целесообразно не устанавливать высшую планку, а взять на первом этапе образец, меньше конфликтующий со средой. Кроме того, между силами активного противодействия и поддержки всегда стоят нейтральные силы, к которым во многих случаях относится большинство участников процесса. Они могут быть нейтральны по двум причинам: либо новое правило не затрагивает их интересы, либо они избирают стратегию выхода. В последнем случае участники рынка не протестуют против новых порядков, а попросту их обходят или де-формализуют новые правила, встраивая их в
существующие деловые схемы. В результате такого «нейтралитета» происходит частичное выхолащивание или подрыв трансплантируемого института. Но если удается пробудить лояльность нейтральных сил, то он принимается большинством [9, с. 10].
Если силы поддержки превосходят силы противодействия и лояльное восприятие института становится нормой, то институт принимается системой и входит в практику. Если же преобладают силы противодействия, то институт на уровне неформальных практик извращается или отторгается [3, с. 43]. В таблице 2 представле-
ны примеры результатов адаптации институциональных инноваций.
Оценивая современное состояние финансовой системы России, необходимо отметить, что влияние глобальной экономики крайне неравномерно распространяется по территории страны, «выбирая» крупнейшие города, регионы с добычей востребованных на мировом рынке ресурсов или с благоприятным географическим положением для развития внешних связей. От степени включения экономики регионов в глобальный рынок товаров и услуг зависит состояние их рынка труда, доходов населения (см. рис. 1), региональных и местных бюджетов.
Таблица 2
Примеры адаптации институциональных инноваций в Российской Федерации *
Способ адаптации Результат Соотношение сил поддержки и противодействия Нейтральные силы Комплементарность института Восприятие института
Монетизация льгот Один из наиболее характерных примеров неудачного введения институциональных изменений Очень мало внимания уделялось мобилизации сил поддержки и нейтрализации сил противодействия В ходе реформы была допущена недооценка мер по обеспечению баланса интересов, а также приоритет текущей бюджетной экономии над усвоением новых продуктивных институтов Нескоординиро-ванность взаимосвязанных реформ и некомп-лементарность институциональных изменений Извращение
1. Налоговая реформа. 2. Переход к подоходном у налогу с «плоской» шкалой 1. Упрощение администрирования. Появилась возможность практически взимать налог у источника доходов, отказаться от налоговых деклараций. 2. Увеличился сбор этого налога, его умеренный уровень способствовал тому, что из тени, по оценкам экспертов, было выведено 20-30 % доходов физических лиц Сторонники прогрессивного налогообложения ради социальной справедливости неоднократно выступали, возбуждая недоверие налогоплательщиков к стабильности принятой системы и к намерениям властей Очевидные выгоды - простота и увеличение бюджетных поступлений от этого налога -нейтрализовали силы противодействия Барьер большинства пока не преодолен, зарплата из тени так до конца и не выведена, очевидно, в силу наличия у бизнеса иных веских причин, не позволяющих ему раскрыться до конца Параллельные институты
* Составлено автором.
Окончание таблицы 2
Способ адаптации Результат Соотношение сил поддержки и противодействия Нейтральные силы Комплементарность института Восприятие института
Введение ЕНВД Децентрализация установления ставок и учет периода адаптации привели к усвоению этого института в практике малого бизнеса, однако сейчас его роль снижается Поначалу вызывал массу споров и протестов, вплоть до демонстраций в ряде регионов, где его ставки были завышены. Но затем оказалось, что именно наделение регионов правом устанавливать размер этого налога привело к тому, что после довольно напряженного периода адаптации и корректировки ставок налог прижился Не существовало объективных препятствий, мешающих усвоению нового института Принятие (усвоение) института
Легализация российского бизнеса (пример таможенных процедур) В результате реализации институционального компромисса масштаб «серых» и «черных» схем серьезно сократился. Объем платежей в государственный бюджет начал расти, опережая динамику импорта потребительских товаров. Т аможенные платежи, взимаемые с одной грузовой таможенной декларации в 20012004 гг., выросли почти в 2,5 раза В начале 2000-х гг. фискальные интересы государства нашли подкрепление в интересах ведущих участников рынка, которые стремились понизить риски используемых деловых схем и вытеснить (руками контролирующих органов власти) «серых» и «черных» дилеров, которые отнимали у них значительную часть потребительского рынка Участники рынка (по крайней мере в сфере импорта потребительских товаров) хотя и не так широко, как ранее, но используют так называемые «серые» и «черные» схемы, связанные с многократным занижением таможенной стоимости и прямой перекодировкой ввозимых товаров Процесс легализации идет противоречиво, с временными отступлениями, и к сегодняшнему дню он далек от завершения. Но институциональные изменения все таки происходят Парал- лельные инсти- туты
Модернизация образования: 1. Первая редакция Закона об образовании 1992 года. 2. Организа-ционно-эко-номическая реформа Основная задача реформы образования - глубокая модификация института образования, сложившегося в советский период. В первой половине 1990-х гг. основной целью такой модификации было обеспечение соответствия демократическому обществу и рыночной экономике (экономике свободного предпринимательства). Начиная с конца 1990-х гг., на первый план вышла задача существенно повысить качество и конкурентоспособность человеческого капитала в России 1. Силы поддержки нового института постепенно размывались и в конце концов сошли на нет при отсутствии других условий упрочения института. Из силы поддержки реформы преподавательская масса трансформировалась в силу ее отторжения. 2. Внедрение организационных инноваций увязло в многолетних экспериментах. Через 4 года после принятия первой реформаторской программы ни один элемент инноваций полностью не работает 1. Преподаватели как социальная группа не консолидировались, не сумели обеспечить реализацию своих долгосрочных интересов с помощью новых правовых норм и социальных практик. 2. Реформы проводятся без увязки с интересами образовательного сообщества Новые нормы повисли в воздухе, оказались не обеспечены как со стороны ресурсов, так и со стороны комплементарных институтов Деформа- ции
Рис. 1. Душевой валовой региональный продукт (ВРП) к среднему по РФ в 1997 и 2007 гг. (среднее =1), скорректированный на стоимость жизни в регионах (без 9 автономных округов и Чечни) *
Оценивая современное состояние финансовой системы России, необходимо отметить, что влияние глобальной экономики крайне неравномерно распространяется по территории страны, «выбирая» крупнейшие города, регионы с добычей востребованных на мировом рынке ресурсов или с благоприятным географическим положением для развития внешних связей. От степени включения экономики регионов в глобальный рынок товаров и услуг зависит состояние их рынка труда, доходов населения (см. рис. 1), региональных и местных бюджетов.
При этом обратим внимание на различия федеральных и региональных приоритетов относительно глобализации, «открытости» страны и региона.
Ряд региональных администраций, например Нижегородской и Самарской областей, Республики Татарстан, проводили и пытаются до сих пор проводить более либеральную политику по сравнению с федеральной в отношении международных связей. В этих регионах были приняты более либеральные законы, позволяющие иностранным компаниям инвестировать средства в их экономику.
Следствием усилившегося экономического неравенства в переходный период стал рост региональных различий в уровне жизни, состоянии рынка труда, доступности основных услуг. Необходимость выравнивания развития субъектов РФ очевидна, но эта задача требует выработки приоритетных направлений и эффективных механизмов перераспределения финансовых ресурсов в системе межбюджетных отношений. Федеральные власти используют наиболее простой механизм - централизацию ресурсов и масштабное перераспределение, чтобы быстрее сократить неравенство и сгладить накопившиеся противоречия в межбюджет-ных отношениях. Концентрация бюджетных ресурсов на федеральном уровне стала дополнением политической централизации. Социальные последствия такой политики весьма противоречивы.
Главным звеном финансовой системы РФ является государственный бюджет. Обеспечение прозрачности федеральных финансовых потоков в рамках их движения по уровням бюджетной системы в настоящее время осуществляется с помощью уже существующих финансовых институтов и использования их инструментов.
* Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики. иИЬ: http://www.gks.ru/, (дата доступа: 18.10.2009).
Макроэкономическая стабилизация и все структурные преобразования являются взаимосвязанными процессами. Эта взаимосвязь (см. рис. 2) определяется зависимостями между бюджетной реформой и макроэкономической стабильностью, между социальной защитой населения и изменениями макроэкономической ситуации, а также реструктуризацией предприятий.
Несомненным является тот факт, что финансовые задачи в России не ограничены лишь финансированием структурных реформ. Как показывает опыт, изменчивость мировых цен на нефть, не сглаживаемая макроэкономической политикой, порождает значительную экономическую и финансовую нестабильность, что влечет за собой серьезные экономические и социальные последствия.
Фактически изменчивость цен на нефть является серьезной финансовой проблемой, так как российский бюджет имеет прямую зависимость от последних (см. рис. 3).
Россия имеет достаточно сложную институциональную систему с многоуровневой государственной властью, что делает необходимым учитывать различия инструментов и механизмов трансформации каждого отдельного уровня, звена, элемента системы [10, с. 11]. При этом нельзя допускать институциональных разрывов, причиной которых может являться несовместимость уровня развития нового финансового института и уже устоявшейся институциональной среды.
Эффективная экономическая и финансовая система основывается на сложных институтах (например, бюджетная система, фондовый рынок, страховые компании и т. д.), которые не только снижают риски, минимизируют трансакционные издержки и обеспечивают эффективное распределение ресурсов, но и участвуют в развитии институциональной структуры финансовой системы государства.
Рис. 2. Взаимосвязь макроэкономической стабилизации и структурных преобразований *
* Составлено по данным Всемирного банка. иИЬ: www.worldbank.org.
Доходы федерального бюджета, (млн руб.)
♦ Цена за нефть (долл. за баррель)
Рис. 3. Зависимость федерального бюджета РФ от цен на нефть *
Для повышения эффективности сложных институтов и недопустимости институциональных разрывов необходимо внедрить определенные навыки их использования и контроль их адаптации [11, с. 40]. Монетизация льгот является классическим примером того, как институциональный разрыв определил неэффективность проводимой реформы. Речь идет о трансформации финансовых правил в различных звеньях финансовой системы страны. Поэтому для защиты институциональных инноваций необходимы специальные меры их защиты. К ним относятся:
1. Администрирование новых правил. Успех в решении ключевых вопросов эффективного и ответственного управления общественными финансами в значительной степени зависит от квалификации и компетентности государственных и муниципальных служащих, занимающихся управлением общественными финансами. Однако этот важнейший вопрос выходит за рамки управления общественными финансами как такового и должен решаться в рамках вопросов, относящихся к стандартам государственной и муниципальной службы, ее структуры и административных процедур.
2. Мониторинг процессов институциональных трансформаций. Принципы эффек-
тивного и ответственного управления общественными финансами, изложенные в аналитических материалах к документу, представленному Министерством финансов Российской Федерации к встрече министров финансов «Группы восьми» в октябре 2006 г. 2, выделяют следующие инструменты мониторинга и оценки:
- доклады о соблюдении стандартов и кодексов (ДССК), разработанные МВФ и Всемирным банком в рамках программы с определенными приоритетами для оценки как отдельно выбранных стран, так и различных стандартов и кодексов, соблюдение которых подлежит анализу. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ является, таким образом, лишь одним из кодексов по финансовой стабильности, который может подлежать оценке конкретным ДССК. Для оценки соблюдения Кодекса МВФ используется Вопросник МВФ по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере;
-в рамках совместной донорской программы партнерства «Государственные расходы и финансовая подотчетность» (ГРФП) была разработана система
* Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики. иКЬ: http://www.gks.ru (дата доступа: 18.10.2009).
оценки эффективности управления государственными финансами. Она включает: а) набор показателей для измерения и мониторинга результатов деятельности национальных систем управления общественными финансами, характера процессов и функционирования институтов в этой сфере и б) формат отчета, содержащего краткую оценку достижений страны на основе анализа показателей, а также описывающий уже проведенные и осуществляемые на данный момент мероприятия по реализации реформ. Показатели оценивают достоверность, комплексность и прозрачность бюджета, качество процессов, протекающих во всех фазах бюджетного цикла, а также степень вовлеченности доноров. Первые оценки уже были проведены. Система разработана для стран с развивающейся и переходной экономикой, однако она может иметь и более широкое применение;
- система ОЭСР PUMA и система ОЭСР/ ЕС SIGMA также могут быть использованы в данной области, в том числе последняя предусматривает проведение соответствующей оценки, проводимой представителями высших финансовых органов других стран-партнеров.
3. Информационная поддержка инноваций. Обеспечение доступности информации для широкой общественности , а также наличие обязательств в отношении графика опубликования тех или иных данных. Предоставление средствам массовой информации и широкой общественности соответствующих данных по бюджетно-налоговой проблематике является естественным средством обеспечения подотчетности государственных органов. Это способствует эффективному использованию общественных ресурсов. Помимо общей информации о бюджете, широкая общественность должна быть проинформирована об имеющихся условных обязательствах, а также о квазифискальных операциях, которые могут подорвать стабильность бюджета и деформировать процесс распределения общественных ресурсов. Это является серьезной проблемой для многих развивающихся и даже развитых стран.
Ее решение помогает противостоять безответственному увеличению бюджетных расходов. Кодекс МВФ рассматривает открытость бюджетного процесса и содержащихся в бюджете показателей в качестве основного условия прозрачности в бюджетно-налоговой сфере.
4. Обучение новым навыкам. Существование различий между действующими в разных странах системами управления бюджетно-налоговой сферой, их культурными, конституционными и правовыми условиями, а также между их техническими и административными возможностями повышения уровня прозрачности в налогово-бюджетной сфере. Большинство стран располагает определенным потенциалом для совершенствования ряда аспектов прозрачности, предусмотренных Кодексом МВФ. Тем не менее существующие между странами различия приводят к тому, что далеко не все они имеют возможность достаточно быстро приступить к практической реализации Кодекса [2, с. 355].
Выработка и соблюдение ясной и комплексной системы специальных мер защиты институциональных трансформаций позволят сконцентрировать усилия, предпринимаемые отдельными странами и организациями по повышению эффективности управления общественными финансами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Такое толкование инновации предлагается в рамках социологии инноваций (см.: [4]). Методологические основания социологии инноваций тесным образом связывают ее с другими теориями, занимающимися исследованием основных условий и форм жизнедеятельности общества, среди них: социология бизнеса, социология менеджмента, социология предпринимательства, социология труда, экономическая социология. Это обусловливает близость категориальных аппаратов названных теорий.
2 Подготовлены А.М. Лавровым (директор Департамента бюджетной политики Минфина России), А.К. Пири (консультант, ECORYS-NEI) и П.Дж. Бруком (консультант, DAI Europe Ltd.) при участии Е.В. Беляновой (управляющий партнер ECORYS-NEI), А.Г Морозовой (главный экономист по России и Украине, HSBC Bank) и О.В. Дыннико-вой (экономист, Московское представительство МВФ). URL: http://www.forecast.ru.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вовченко, Н. Г. Глобализация и административная реформа в России: перспективы создания интегрированной системы надзора и регулирования финансовых институтов / Н. Г. Вовченко, В. С. Золотарев, К. В. Кочмола // Финансы и кредит. - 2005. - № 16. - С. 3-14.
2. Гринспен, А. Эпоха потрясений: проблемы и перспективы мировой финансовой системы : пер. с англ. / А. Гринспен. - М. : Альпина бизнес Букс, 2008. - 520 с.
3. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений / Я. И. Кузьми-нов, В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Е. Г. Ясин // Модернизация экономики и выращивание институтов : 6-я Меж-дунар. науч. конф., Москва, 5-7 апр. 2005 г - М. : Издат дом ГУ ВШЭ, 2005. - С. 41-49.
4. Кобяк, О. В. Экономическая социология : учеб. пособие / О. В. Кобяк ; науч. ред. Г. Н. Соколова. - Минск : ФУАинформ, 2002. - 196 с.
5. Лопатников, Л. И. Экономико-математический словарь : слов. соврем. экон. науки / Л. И. Ло-патников. - М. : Дело, 2003. - 520 с.
6. Reports on the Observance of standards and Codes / International Monetary Fund. - Режим дос-
тупа: http://www.imf.org/external/np/rosc/rosc.asp (дата доступа: 18.10.2009).
7. Questionnaire of Fiscal Institutions. July 2007 / International Monetary Fund. - Режим доступа: http: //www. imf. org/external/np/fad/trans/question /quest.htm (дата доступа: 18.10.2009).
8. Официальный сайт программы «Государственные расходы и финансовая подотчетность» (Public Expenditure & Financial Accountability, PEFA). - Режим доступа: http://www.pefa.org /pfm_performance_frameworkmn.php (дата доступа: 18.10.2009).
9. Полтерович, В. М. Создание массовой ипотеки в России: проблема трансплантации : науч. докл. № R-2-2005 / В. М. Полтерович,
О. Ю. Старков. - СПб. : НИИ менеджмента СПбГУ, 2005. - 67 c.
10. Радаев, В. В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности / В. В. Радаев // Вопросы экономики. - 2001. -№6. - С. 9-17.
11. Яковлев, А. А. Корпоративное управление и реструктуризация предприятий в России: формальные институты и неформальные интересы собственников / А. А. Яковлев // Экономический журнал ВШЭ. - 2003. - Т. 7. - № 2. - С. 37-43.
RUSSIAN FINANCIAL SYSTEM ADAPTATION TO THE GLOBALIZATION PROCESSES
I.N. Efremenko
Economic and social development of modern Russia takes place under the conditions of global processes of the national financial systems integration in the world financial architecture. Investigating features of the Russian financial system adaptation to the processes of financial globalization, the author illustrates an estimation of institutional innovative adaptation (taking into account criteria of support forces parity and counteraction of social groups or sections of the population, complementarity of a new institute and neutral forces), and also defines special measures of institutional innovations protection.
Key words: financial globalization, financial institutions, Russian financial system, financial system adaptation.