Научная статья на тему 'Трансформация финансовых отношений под воздействием глобализации: финансовая система России в условиях глобальной конвергенции'

Трансформация финансовых отношений под воздействием глобализации: финансовая система России в условиях глобальной конвергенции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1914
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева Н.В.

Главной движущей силой интернационализации мировой экономики стали международные финансы, развитие которых опережает рост мирового производства и экспорта. Именно встречные потоки прямых инвестиций, диверсификация, расширение и интеграция международных финансовых рынков вывели мировую экономику на качественно новый уровень интернационализации глобализацию. Финансовая глобализация как часть всеобщей глобализации в сфере международных финансов существенно влияет на сложившиеся национальные финансовые отношения. Сами финансы в глобальном масштабе рассматриваются как всеобъемлющая система формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решением их собственников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация финансовых отношений под воздействием глобализации: финансовая система России в условиях глобальной конвергенции»

Финансы

трансформация финансовых отношений

под воздействием глобализации: финансовая система россии в условиях глобальной конвергенции

н.В. ФАДЕЕВА

кафедра «Международных финансово-кредитных отношений» Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Главной движущей силой интернационализации мировой экономики стали международные финансы, развитие которых опережает рост мирового производства и экспорта. Именно встречные потоки прямых инвестиций, диверсификация, расширение и интеграция международных финансовых рынков вывели мировую экономику на качественно новый уровень интернационализации — глобализацию. Финансовая глобализация как часть всеобщей глобализации в сфере международных финансов существенно влияет на сложившиеся национальные финансовые отношения. Сами финансы в глобальном масштабе рассматриваются как всеобъемлющая система формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решением их собственников.

Показателем уровня развития глобализации финансов может служить капитал, функционирующий за пределами стран его происхождения в объеме накопленных иностранных активов. В состав иностранных активов включаются прямые и портфельные инвестиции (акции и долговые ценные бумаги), требования по банковским ссудам и займам, по межгосударственным кредитам и т. п. К началу нового столетия объем функционирующего за рубежом капитала сравнялся с мировым валовым продуктом. В 2001 г. иностранные активы в развитых странах (страны Большой Семерки) составили почти 28 трлн долл. США, в развивающихся и в странах с переходной экономикой в объеме долговых обязательств перед частными кредиторами и в прямых иностранных инвестициях, по оценке автора, они равнялись 2,5 — 3,0 трлн долл. США1.

1 International Financial Statistics. — Wash.: IMF, December

2002, p. 63.

Финансовая глобализация стала определяющей силой развития мировой экономики, уровень которой достиг определенной зрелости, о чем свидетельствуют, в частности, глобально скоординированные мероприятия по ликвидации последствий валютно-финансовых кризисов 1997 — 1998-х гг, которые отозвались во всех странах, тем самым подтвердив высокий уровень финансовой взаимозависимости. Ярким свидетельством ускоряющегося развития финансовой глобализации являются высокая динамика и растущий объем валютных и евровалютных рынков, банковских депозитов в иностранной валюте, средств, привлеченных с международного финансового рынка, совокупных ресурсов институциональных инвесторов и т. д.

Например, дневной оборот мирового валютного рынка увеличился с 60 млрд долл. США в 1983 г. до 4 трлн долл. в 2004 г. Чистый объем евровалютного рынка в банковских обязательствах в иностранных валютах увеличился с 1985 по 1999 г. в 3,1 раза и составил более 6 трлн долл.; его валовый объем, включающий и межбанковские операции, превысил 10 трлн долл. США. Размер годового международного синдицированного кредитования увеличился с 1990 по 2000 г. в 7,5 раз и составил почти 1,5 трлн долл. США.

Годовая эмиссия международных долговых ценных бумаг за 1994 — 2000 гг. возросла в 2,6 раз и составила 939,2 млн долл.; при этом объем эмиссии международных долговых ценных бумаг составлял в 2003 г. 2,885 млрд долл., в 2004 г. — 3,3 млрд долл., а за первое полугодие 2005 г. — 2,15 млрд долл.2. О масштабности международных финансовых по-

2 BIS Quality Review, September 2005 www. bis. org.

токов наиболее ярко свидетельствует глобальный рынок финансовых деривативов, который обслуживает управление валютными, процентными и другими рисками, возникающими при осуществлении финансовых операций; к 2000 г. он достиг почти 372 трлн долл. США3.

Развитие финансовой глобализации обеспечивается огромными ликвидными ресурсами. Совокупный объем ресурсов только институциональных инвесторов, в число которых входят страховые, трастовые, фондовые, инвестиционные компании, пенсионные, взаимные, хеджинговые и другие фонды преимущественно развитых стран, в 1994 г. оценивался в 20 трлн долл., к 1998 г. он достиг 32,8 трлн долл. США. В более открытых, чем когда-либо раньше, условиях национальных экономик и с использованием современных интернет-технологий эти ресурсы свободно перераспределяются между резидентами разных стран через международные финансовые рынки4.

Развитие финансовой глобализации стимулируется неравномерностью экономического развития и распределения финансовых ресурсов, неуравновешенностью текущих платежных балансов, острой нехваткой в большинстве стран собственных ресурсов для осуществления инвестиций, для покрытия бюджетных дефицитов, для проведения социально-экономических преобразований, осуществления слияний и поглощений компаний и банков, выполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям, а также внедрением современных электронных технологий, позволяющих проводить операции в режиме реального времени.

На развитие финансовой глобализации оказывает воздействие ускоренная либерализация мирохозяйственных связей и финансовых потоков в рамках стратегии открытой экономики. Процесс либерализации и преобразования финансовой сферы начали США в 1974 г. и Великобритания в 1979 г., затем к нему присоединились и другие развитые страны, и к середине 90-х гг. XX в. этот процесс в основном был завершен. Цель этих преобразований заключалась в отмене жестких ограничений в области движения капитала, которые ограничивали отток капитала и позволяли устанавливать низкие процентные ставки для обеспечения правительств и экономик дешевыми заемными ресурсами.

С другой стороны, преобразования были направлены на создание рынка банковских услуг,

3 BIS Quality Review, September 2005 www. bis. org.

4 Федякина Л. Н. Финансовая глобализация, долги, кризисы. (Доклад) http://www. humanities. edu. ru.

рынка государственных долговых ценных бумаг и рынка корпоративных ценных бумаг, которых в тот период не было. Либерализация экономики и финансовой сферы охватила и развивающиеся, а затем и переходные страны. В 90-х гг. XX в. значительно увеличилось число межгосударственных соглашений по инвестиционным вопросам, в которых закреплялись условия допуска иностранных компаний на рынки и защиты интересов зарубежных инвесторов.

Либерализация финансовой сферы усиливается региональной интеграцией, она осуществляется на основе решений стран Большой Семерки, многосторонних договоренностей в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного валютного фонда (МВФ) и других.

Одним из значимых последствий глобализации является формирование качественно новых финансовых отношений, которые напрямую воздействуют на финансовую систему, финансовую политику, развитие бюджетных отношений, являющихся ядром финансовой системы.

Воздействие глобализационных процессов на бюджетные отношения обусловлено тем, что формирующаяся мировая экономика существенно ограничивает свободу национальных органов власти при разработке и осуществлении экономической и социальной политики, предъявляет к ним новые требования. Рост взаимозависимости, размывание границ, наличие мощного транснационального капитала, передача некоторых суверенных функций государства на наднациональный уровень не могли не повлиять на возможности государственного регулирования экономики, в том числе с помощью бюджетной политики.

В то же время другим аспектом проблемы является то, что глобализированные финансовые рынки обеспечивают возможность свободного движения финансового капитала. Поскольку капитал является одним из необходимых ингредиентов производства, каждая страна должна конкурировать с другими странами за его привлечение, что лишает ее возможности облагать капитал налогами и регулировать его. Нормы и системы социального обеспечения, которые зависят от налогов с заработной платы и выходных пособий, стали контрпродуктивными, поскольку они обеспечивают отток капитала на другие нужды. Аналогичным образом все более несостоятельной становится практика обложения высокими налогами корпоративных и личных доходов. Под давлением глобализации отдельные страны

должны менять роль государства в экономике для повышения своей конкурентоспособности5.

Глобализация порождает ряд проблем, решение которых невозможно без участия государства. Так, в условиях повышенной кризисности мировых финансов усиливается необходимость контроля за деятельностью финансовой сферы государства, за иностранными инвестициями, что особенно актуально для развивающихся стран. В развитых странах на первое место выходят проблемы налогового регулирования, способного предотвратить утечку налоговых платежей корпораций, выводящих свои капиталы в страны с более благоприятным налогообложением. Как для развитых, так и для развивающихся стран очень остро стоит вопрос о финансировании социальных расходов, хотя в первом случае речь идет о поддержании достигнутого высокого уровня социальной защищенности, а во втором — о предоставлении, по крайней мере, минимальных гарантий.

Под влиянием глобализации, связанной с либерализацией и все большей открытостью экономик отдельных стран, произошла существенная перестройка механизмов макроэкономического регулирования. В целом можно отметить тенденцию к снижению возможностей использования инструментов бюджетной политики в пользу кредитно-денежной. Этому способствовали политика сокращения государственной задолженности, бюджетные ограничения, предполагающие снижение бюджетных дефицитов, сокращение темпов роста государственных расходов, проведение налоговых реформ в целях уменьшения налогового давления на экономику.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, глобализация усиливает необходимость вмешательства государства в экономику; с другой стороны, она уменьшает его прежние возможности в данной сфере. Разумеется, не в глобализации кроется причина неэффективного государственного управления. Глобализация заставила отдельные страны повышать эффективность государственного управления или, по крайней мере, ограничивать роль государства в экономике. Но глобализация сделала мир более взаимозависимым, а неэффективное государственное управление является препятствием на пути к правильно функционирующему глобальному обществу6.

5 Сорос Джордж. 47 тезисов о глобализации // Вестник Европы. 2001. № 2. С. 2

6 Сорос Джордж. 47 тезисов о глобализации // Вестник Ев-

ропы. 2001. № 2. С. 2

Бюджетные отношения теперь строятся с учетом ряда внешних, «глобальных факторов» — необходимости поддержания привлекательности страны для международного капитала, повышения конкурентоспособности национальных товаров и корпораций на мировых рынках, соблюдения рекомендаций международных экономических и политических институтов , выполнения условий региональных союзов и объединений. Все это оказывает значительное влияние на структуру бюджета, на соотношение статей как доходной, так и расходной его части.

Усиливающаяся финансовая интеграция способствует тому, что любое правительство независимо от его политической направленности ограничивает государственные расходы прежде всего на социальные нужды, сокращает государственный долг, соблюдает жесткую бюджетную дисциплину. Так, если раньше в определении целей и методов регулирования учитывались в первую очередь национальные интересы страны, то теперь правительствам для принятия соответствующих решений необходимо учитывать особенности глобального развития.

В современных условиях возникает необходимость выработки новых концепций бюджетного процесса, определенных «бюджетных правил», т. е. норм, которые должны служить критериями здоровой и эффективной бюджетной политики. Необходимость принятия, по мнению многих экономистов и политиков, обусловлена тем, что государственные финансы большинства развитых и развивающихся стран, и особенно стран с формирующейся рыночной экономикой, в течение многих лет отличаются превышением расходов над доходами. Отсюда бюджетные дефициты, рост государственной задолженности, увеличение расходов на обслуживание государственного долга, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста и стабильности денежных систем7.

В целях достижения макроэкономической стабильности, укрепления финансовой надежности государства и доверия к экономической политике правительства некоторых стран уже ввели отдельные нормы и правила, налагающие жесткие ограничения на бюджетную политику. Их эффективность, однако, может быть достигнута только в случае прозрачности всего бюджетного процесса, основанного на открытости, правдивости и точности используемой информации. Опыт

7 Осадчая И. М. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран// МЭиМО. 2002. № 11. С. 11.

ряда развитых и развивающихся стран позволяет выделить три группы правил по регулированию бюджетной политики:

1. Правила, требующие сбалансированного бюджета или предельной величины бюджетного дефицита. В свою очередь эти правила могут требовать полного баланса всех доходов и расходов (т. е. запрета государственных заимствований) или ограничения бюджетного дефицита определенной доли ВВП; баланса доходов и расходов с учетом циклического фактора (то же касается и размеров бюджетного дефицита); баланса только текущих доходов и расходов, при том, что займы разрешены только для финансирования капиталовложений.

2. Правила, касающиеся займов. Они могут запрещать займы из внутренних источников, запрещать государственные займы у Центрального банка либо ограничивать эти займы определенной пропорцией к прошлым государственным доходам и расходам.

3. Правила, касающиеся размеров государственного долга или резервов, могут ограничивать величину валовой или чистой задолженности государства по отношению к ВВП; определять величину резервных внебюджетных фондов (например, фондов социального страхования) в виде доли ежегодных социальных выплат.

К преимуществам соблюдения таких правил можно отнести то, что они не позволяют правительствам под нажимом избирателей постоянно расходовать больше, чем позволяют доходы, накапливая долги и перекладывая бремя их выплат на последующие поколения. Основным недостатком бюджетной политики, основанной на соблюдении приведенных выше правил, является ее неспособность гибко реагировать на всевозможные нарушения экономической стабильности. 8

За последние 20 лет многие правительства отказались от использования активных методов бюджетной политики в пользу следования строгим правилам. Так, США в 90-х гг. XX в. установили критерии, на основании которых регулировался баланс бюджета, страны еврозоны резко ограничили размеры государственных расходов. Получила широкое распространение идея, более всего поддерживаемая американскими учеными-экономистами, о неэффективности активной бюджетной политики. Дополнительные бюджетные заимствования, как утверждают сторонники этой идеи, провоцируют рост долгосрочных процентных ставок

8 Kopits G, Symansky S. Fiscal Rules. Occasional Papers № 162. Wash. 1998. Р. 20 - 23.

и вытесняют частные инвестиции. Кроме того, поскольку государственный долг увеличивается, население, предвидя рост налогового бремени в будущем, старается сократить свои расходы в пользу увеличения сбережений, тем самым нивелируя положительный эффект от бюджетного стимулирования экономики. Наблюдается так называемый «паритет Рикардо».

Широкое распространение в экономической литературе получила позиция, согласно которой бюджетная политика США, Великобритании, Канады, Германии и Австралии оказывала за последние 20 лет гораздо меньшее воздействие на ВВП, чем в предыдущие 20 лет, при этом увеличение государственных расходов оказывает на небольшие по размеру экономики меньшее влияние, чем в США9. Причиной этому являются «глобальные факторы» — возросшая степень открытости экономик и повысившаяся мобильность международного капитала. В результате сегодня на потребление импорта направляется большая часть прироста расходов, чем раньше, и эффект от бюджетного стимулирования может компенсироваться ростом валютного курса, поскольку высокая доходность государственных облигаций стимулирует приток капитала. По данным МВФ, характеризующим влияние бюджетной политики, в период экономических рецессий, начиная с 70-х гг. XX в., в 29 странах, в относительно закрытых экономиках (где импорт составляет менее 20 % ВВП), таких как США и Япония, бюджетное стимулирование действительно вызывало рост производства в период рецессий, хотя и не столь сильный, как считалось ранее. В открытых экономиках с плавающими валютными курсами бюджетное стимулирование произвело меньший эффект10.

В условиях глобализации экономики государство значительно более ограничено в возможности реализовать свою стабилизационную функцию через бюджет, но не лишено таковой вовсе, более того, в начале XXI в. интерес к активной бюджетной политике возрождается. Примером тому служит опыт США и европейских стран, которые после длительного периода роста вступили в фазу резкого замедления. США, сумевшие в 1990-е гг. не только преодолеть бюджетный дефицит, но и выйти на значительный профицит после серии понижений процентных ставок, которые не принесли

9 П. Вудолл. Можно ли избежать влияния экономических циклов, используя меры кредитно-денежной и бюджетной политики? // Русский фокус (по материалам The Economist). 2002. № 33. С. 5 — 7. http://www. russianfocus. ru/n 70/pril/4.shtml.

10 П. Вудолл. Цит. соч. С. 6.

желаемых результатов, приняли ряд программ увеличения государственных расходов. Проводя антикризисную политику для преодоления рецессии, правительство было вынуждено допустить появление бюджетного дефицита. В Японии, например, в результате проведения антикризисной политики, для которой все минувшее десятилетие было отмечено ростом бюджетных расходов, величина бюджетного дефицита превысила 8 % ВВП, что является критической отметкой. Эти ситуации свидетельствовали о том, что в бюджетной сфере нужны международные правила.

В рамках Европейского союза (ЕС) определенные правила в области бюджетной политики устанавливает так называемый Пакт стабильности, предписывающий странам-участникам не превышать уровня бюджетного дефицита в 3 %, а величину государственного долга—в 60 % ВВП. Налогово-бюджетная политика в ЕС является децентрализованной, но принятие определенных стандартов представлялось необходимым для поддержания бюджетной дисциплины при одновременном сохранении возможности использования ограниченного дефицита в качестве автоматического стабилизатора во время циклических спадов. Пакт также предусматривает, что к странам, у которых более высокий, чем 3 %, уровень бюджетного дефицита сопровождается сокращением ВВП на 2 % в год и более, т. е. в условиях экономического спада, санкции применяться не будут. В этих условиях признается антикризисная роль бюджета, хотя сроки действия этого правила ограничиваются двумя годами при условии, что правительства применяют и другие корректирующие меры. Ужесточается контроль со стороны наднациональных органов за деятельностью правительств в области бюджетной политики и вырабатываются системы отчетности в данной сфере. Каждая страна Евросоюза должна предоставлять в совет ЕС и Комиссию «программу стабильности» бюджетной политики на предстоящие годы. Безусловно, достигнутые меры и договоренности дают определенные результаты. К 2000 г. бюджетные дефициты большинства стран ЕС снизились до минимального уровня, а некоторые страны (Швеция и Великобритания) достигли профицитного баланса. Для поддержания данной тенденции странами планируется постепенное сокращение государственных расходов наряду с сокращением и государственных поступлений (см. таблицу).

Однако в настоящий момент многие страны сталкиваются с трудностями в исполнении норм Пакта стабильности и настаивают на его корректировке в целях получения возможности проводить

государственные расходы и доходы некоторых стран Ес, % к ввп

страна все расходы все доходы

2001 г. 2004 г. 2001 г. 2004 г.

Германия 46,5 44,0 45,0 44,0

Франция 52,1 49,8 51,1 50,1

Италия 47,2 44,3 46,4 44,7

ЕВС-12 47,1 45,1 46,5 45,6

Швеция 53,7 52,9 57,2 54,9

Великобритания 39,7 40,7 40,3 39,6

ЕС-15 46,1 44,7 45,9 45,0

Примечание: составлено по European Economy. 2001. № 3. Р. 29.

более гибкую бюджетную политику, так как в условиях спада у них нет возможности увеличить расходы на стимулирование экономики. Примечательно, что страны, явившиеся основными инициаторами установления бюджетных критериев (Германия, Франция и Италия, на которые приходится около 70 % ВВП «Евроленда»), — основные их нарушители. В 2002 г. бюджетный дефицит Германии составил около 3,8 %, Франции — 2,7 %, Италии — 2,4 % (при уровне государственного долга в 110 % ВВП). Европейский комитет предлагает разрешить увеличить государственные инвестиции даже за счет роста дефицита и величины государственного долга в интересах крупных структурных реформ, но только для тех стран, которые наиболее успешно поддерживают экономические показатели в соответствии с установленными нормативами11.

В целях решения финансовых задач и обеспечения экономической стабильности во многих странах распространена практика разработки и применения финансовых правил (ОЭСР, 2002; Kopits, 2004)12.

Все это является проявлением финансовой глобализации, которая оказывает существенное влияние и на трансформацию финансовых отношений, и на трансформацию финансовой системы. Трансформационный потенциал развития финансовой системы в динамике предполагает качественные изменения ее сфер и звеньев в условиях перехода к рыночным отношениям. На сегодняшний день формируется новая парадигма развития финансовой системы государства, в которой происходит модернизация институциональных основ.

С точки зрения финансовой теории общепризнанным является мнение о том, что понятие финансовая система является развитием общего понятия

11 Оверченко М. Европа станет стабильнее // «Ведомости» от 29 ноября 2002 г.

12 Kopits, George F. Ed. 2004. Rules-Based Fiscal Policy in Emerging Markets: Background, Analysis, and Prospects. London, Palgrave Macmillan.

Финансовая система России

Государственные финансы

Федеральные финансы

Финансы субъектов Российской Федерации

Муниципальные финансы

Финансы хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций различных форм собственности

Рис. 1. Структура финансовой системы России

финансы. Из этого следует, что непременным условием функционирования финансовой системы следует считать наличие относительно обособленных сфер и звеньев финансовых отношений, носящих объективный характер и выражающих денежные отношения по поводу образования и использования фондов финансовых ресурсов, формируемых в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, национального дохода и части национального богатства.

Реалии современного финансового развития в глобальных масштабах диктуют необходимость трансформации финансовой системы России. Объективно возникает потребность в выборе общенациональной финансовой стратегии развития в условиях беспрецедентных глобальных перемен, распространения революционных постиндустриальных технологий.

Трансформационная парадигма развития финансовой системы России, по мнению автора статьи, может основываться на взглядах ученого К. Пола-ньи, изложенных в работе «Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего вре-мени»13. Идея работы заключается в раскрытии роли институтов в развитии государства. Именно институты (в нашем случае финансовые) предопределяют темпы и масштабы финансовых преобразований, несмотря на значимость финансовых новаций и факторов финансовой глобализации.

Все финансовые процессы, в которых участвуют определенные акторы, институты и ресурсы, можно разделить на два типа: 1) медиации; 2) трансформации. К медиациям относятся взаимодействия, обеспечивающие перенос без изменения внутренних свойств определенных ресурсов и институциональных рекомендаций из одной пространственно-временной области в другую14, ко вторым — собственно трансформациям — относятся взаимодействия, сопровождаемые изменениями

13 К. Поланьи. «Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени». СПб.: Алетейя, 2002.

14 См. А. Мартынов.О конвергентной системе национального

общества: контуры обновленной концепции www. ebiblioteka. ru.

ресурсных, институциональных и поведенческих (психология финансов) параметров. К числу трансформационных процессов следует отнести и процесс модернизации в его общепринятом понимании, выражающийся в смене традиций и прежде всего, базовых технологий (в финансовой сфере). Все это влияет на финансовые институты (правила и Кодексы), на качественные и количественные характеристики ресурсов, на стратегии поведения акторов, участвующих в финансовых процессах.

Преимущество трансформационного подхода состоит в адекватном отражении реальной динамической картины кардинальных финансовых перемен. В буквальном смысле трансформация означает перемену формы изучаемого объекта. В отношении финансовой системы это предполагает изменение ее «несущей конструкции», совокупности взаимосвязей между структурными звеньями и элементами. В упрощенном виде в рамках финансовой системы России можно укрупненно выделить несколько уровней, образующих структуру (рис. 1).

Под трансформацией финансовой системы в условиях финансовой конвергенции15 понимается видоизменение действующих, импортированных в процессе глобализации взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, правил, норм, стандартов, кодексов (как финансовых институтов, так и финансовых инструментов), непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

В ходе трансформации финансовой системы меняется структура эндогенных и экзогенных институтов российской финансовой системы (рис. 2).

Стратегия трансформации государственных финансов, институциональные изменения в условиях глобализации должны быть ориентированы на обеспечение экономичности и результативности государственных финансов, на использование го-

15 Под конвергенцией автором понимается процесс постепенного сглаживания финансово-экономических различий между странами всего мира, а также норм, правил, стандартов в процессе роста взаимосвязи и разнообразия трансграничных трансакций, движения капитала, а также диффузий технологий.

Система финансов России

■ Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики

■ Программа оценки финансового сектора

■ Специальный стандарт распространения данных (реальный сектор, фискальный, финансовый, внешний)

■ Общая система распространения данных

■ Государственная стратегия экономической безопасности до 2010 г.

■ Закон «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем»

Страховой рынок

■ Основные принципы страхования

Финансы хозяйствующих субъектов

■ Кодекс деловой этики

■ Надлежащая практика корпоративного управления ОЭСР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Корпоративное право

Некоммерческие организации

Государственные и муниципальные финансы

Бюджетная система

Коммерческие предприятия и организации

Бюджеты:

■ Пенсионного фонда

■ Социального страхования

■ Фонда обязательного медицинского страхования

Федеральный бюджет

■ Территориальные бюджеты

■ Бюджеты муниципальных образований

■ Бюджетный кодекс

■ Концепция реформирования бюджетного процесса 2004 - 2006 гг.

■ Налоговый кодекс

■ Лучшая практика финансирования муниципальных образований

■ Бюджетирование, ориентированное на результат

Кредитный рынок

Ссудный рынок Рынок ценных бумаг

Ключевые принципы ■ Цели и

для системно значимых принципы

правоотношений долга регулирования

домашних хозяйств рынка ценных бумаг

к ВВП: ■ Положение и

■ отношение правила фондовых

платежей по обслуживанию и бирж

■ Кодекс

корпоративного

процентные ставки, управления ФК ЦБ

спрэды

■ кредиты

нефинансовому

сектору

■ основные

принципы

эффективного

банковского надзора

■ Международные

стандарты финансовой

отчетности, Базель I,

Базель II

(рекомендации по

банковскому надзору)

■ Надлежащая

практика организации

корпоративного

управления в

кредитных

организациях

■ Письмо ЦБ РФ

«О современных

подходах к

организации

корпоративного

управления в

кредитных

организациях»

■ Директивы ЦБ РФ

Рис. 2. Структура эндогенных и экзогенных институтов российской финансово-банковской системы

сударственных ресурсов с максимальной полнотой и эффективностью. И естественно, что именно эта задача должна стать генеральной в отличие от попыток выдвинуть на первый план сокращение государственных расходов.

В настоящее время осуществляется трансформация государственных финансов, однако ее современная организация и придание ей системных признаков, по мнению академика РАЕН В. К. Сен-чагова, требуют проведения ряда мер:

структуризации сегментов государственных финансов, четкого определения их базовых элементов, уточнения функций и роли, обработки системы контроля за движением финансовых потоков;

обеспечения максимально возможной локализации государственных финансовых потоков, недопущения смешения частных и государственных средств;

жесткой правовой институционализации

финансов государства, активизации органов надзора и контроля за их формированием и расходованием для предотвращения разрастания коррупции и криминала16. Финансы государства должны стать катализатором выхода страны на инвестиционные рынки мира, на рынки высокотехнологичных продуктов.

Данная ситуация возможна при условиях трансформации бюджетной политики, которая будет выражаться в осуществлении следующих целей:

• обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;

• устранить дестимулирующие элементы и развить стимулирующие элементы бюджетной политики прежде всего в рамках реформирования налоговой системы;

• существенно снизить относительные издержки функционирования государства;

• значительно уменьшить долговую нагрузку на экономику.

Основные принципы, на которых должна строиться эффективная бюджетная политика в среднесрочной перспективе, включают в себя:

• недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики и ограничение уровня непроцентных расходов федерального бюджета;

• безусловное исполнение обязательств, возникающих в секторе государственного и муниципального управления, после завершения их инвентаризации и подтверждения эффективности;

• ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;

• приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления экономической политики;

• конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;

• открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

При этом формирование эффективной бюджетной системы страны требует решения таких задач, как:

16 Формирование национальной финансовой стратегии России / Под ред. В. К. Сенчагова М.: Издательство «Дело». 2004. С. 94 - 95.

• повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;

• усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной активности;

• учет сроков, содержания и хода выполнения структурных реформ и т. д.17.

В системе финансовых отношений для России важным является сохранение финансовой стабильности, потому что финансовая стабильность в условиях глобализации является общественно значимой, при этом огромная ответственность ложится на государственные институты, на финансовые организации.

Влияние институциональных реформ на государственную экономическую политику в процессе реализации структурной трансформации национальной экономики в переходный период заключается не только в либерализации экономической политики, но и в учете последствий финансовой глобализации для институциональных преобразований финансовой системы. Важным элементом государственной политики является создание институциональной структуры финансовой системы, обеспечивающей прозрачность финансовых потоков, что является существенным условием функционирования свободного финансового рынка, предполагающего свободный доступ к определенной, устанавливаемой органами финансового регулирования и контроля, информации.

Различия в уровне финансового развития стран, в силу которых одни оказываются лидерами, другие — отстающими, зависят во многом от сложившихся в них институтов. Этим и определяется необходимость институциональных реформ в России с ориентацией на эффективные институциональные образцы (с учетом фрагментарности). Учитывая современное состояние России, поскольку российская культура сочетает черты европейской и восточной культур, можно сделать вывод, что отечественные реформы пока обречены на отставание от лидеров.

Институциональные трансформации требуют времени, потому что институциональная структура России архаична во многих элементах, что также является существенным препятствием для достижения мировой конкурентоспособности, и прежде всего для достижения конкурентоспособности финансовых институтов.

17 Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 — 2005) www. government. ru.

Следуя новой институциональной экономической теории, принято определять институты как правила поведения, т. е. как регулятивные принципы, которые предписывают или, наоборот, запрещают те или иные способы действия. Эти правила одновременно ограничивают и стимулируют действия хозяйственных агентов, позволяют им совершать осознанный выбор и предсказывать действия ок-ружающих18. Для создания инфраструктуры, под которой понимаются функциональные правила, а не организационная структура, важны формальные нормы, законы, правовые акты и их усвоение, прецеденты (события, влияющие на формирование института) и в конечном счете комплементар-ность19 институтов и их совместимость, взаимодополняемость.

Предшествующие институциональные реформы не дали ожидаемого эффекта по причине того, что не учитывалась сложность институциональных многоуровневых систем, которые связаны между собой, притом что их состав неоднороден. Из этого следует вывод, что при создании финансовых институтов необходимо учитывать принцип ком-плементарности институтов (их совместимость, взаимодополняемость). Правила поведения всегда должны дополняться правилами контроля (например, правила уплаты налогов неизбежно должны сопровождаться правилами налогового администрирования). В своем полном определении институты представляют собой данную совокупность правил игры и правил контроля. 20

При трансформации новой российской институциональной системы необходимо соблюдение как формальных, так и неформальных правил, неоспоримую роль которых подчеркивает Д. Норт в работе «Институты, институциональные изменения и функционирование экономик»: «Мы, живущие в современном западном мире, считаем, что жизнь и экономические процессы подчиняются писаным

18 Институты: от заимствований к выращиванию. И. Я. Кузь-минов, В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Е. Г. Ясин. Научное издание к 6-й международной научной конференции «Международная экономика и выращивание институтов», М., 5—7 апреля 2005 г. www. hse. ru.

19 «Принцип комплементарности утверждает, что институты существуют в связках, и желанный экономический эффект достигается только через взаимосвязанные изменения» Amable B. Institutional Complementarity and Diversity of social system of innovation and production // Review of International Political Economy. 2000. Vol. 7. № 4 P. 645-687.

20 «Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие

их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют

повторяющиеся взаимодействия между людьми». Норт Д. К. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1 Вып. 2. С. 73.

законам и правилам собственности. Однако даже в самых развитых экономиках формальные правила составляют небольшую (хотя и важную) часть той совокупности ограничений, которые формируют стоящие перед нами ситуации выбора... Наше поведение в огромной степени определяется неписаными кодексами, нормами и условиями» 21.

Важным цементирующим материалом в создании институтов являются ценности, или высшие стандарты поведения, регулирующие широкие области поведения системы финансовых отношений.

Определяя направления трансформации институциональной основы финансовой системы России, необходимо учитывать различия механизмов и инструментов трансформации каждого отдельно взятого ее уровня, звена, элемента, учитывая, что самым инерционным является уровень устоявшихся традиций и ценностей. В институциональной системе, особенно в сложной институциональной системе с многоуровневой государственной властью, недопустим институциональный разрыв. Одной из причин институциональных разрывов является несовпадение степени сложности нового финансового института и общего состояния институциональной среды. Высокая эффективность развитых рыночных экономик во многом зависит от наличия таких институтов, как бюджетная система, кредитно-банковская система, фондовый рынок, страховые компании, пенсионные фонды и т. д.

Эти финансовые институты снижают риски, минимизируют трансакционные издержки и обеспечивают эффективное распределение ресурсов. Все эти институты можно охарактеризовать как сложные, поскольку их функционирование основано на взаимодействии множества разнообразных агентств22. Из этого следует вывод, что эффективная экономическая и финансовая организация базируется на сложных институтах, для которых важно развитие институциональной среды. В несовершенной институциональной среде лучше работают более простые институты (пример — «плоская» шкала подоходного налога, и в России это рационально из-за минимизации налогового администрирования). Для создания более эффективных сложных институтов необходимы навыки пользования ими и постоянный контроль их адаптации. В

21 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Институты: от заимствований к выращиванию. И. Я. Кузь-минов, В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Е. Г. Ясин. Научное издание к 6-й международной научной конференции «Международная экономика и выращивание институтов», М., 5 — 7 апреля 2005 г. www. hse. ru.

этом контексте можно говорить о трансформации бюджетных правил, банковских институтов, т. е. с развитием банковского надзора и регулирования необходимо развивать и кредитную кооперацию, которая выступает механизмом обучения, создавая позитивные прецеденты взаимодействия с новыми институтами, внедрять новые требования к банковскому капиталу, ужесточать требования к распространению информации, переходить на новые нормы корпоративного управления23.

Вследствие этого в ходе реформ недопустимы институциональные разрывы. Монетизация льгот является классическим примером того, как институциональный разрыв способен поглотить начатые реформы.

Поэтому для защиты институциональных трансформаций необходимы специальные меры:

• администрирование новых правил;

• мониторинг процессов институциональных трансформаций;

• информационная поддержка инноваций;

• обучение новым навыкам. Институциональные трансформации влекут

за собой изменение соответствующей структуры финансовой системы, формирование новых формальных и неформальных институтов, изменение содержания существующих институтов или расширение сферы действия отдельных, в особенности базовых институтов.

Естественно, что финансовая система России, базируясь на элементах административной экономики, в качестве образца использовала орга-

23 Институты: от заимствований к выращиванию. И. Я. Кузь-минов, В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Е. Г. Ясин. Научное издание к 6-й международной научной конференции «Международная экономика и выращивание институтов», М., 5—7 апреля 2005 г. www. hse. ru.

низационные принципы построения финансовых систем государств, близких России по государственному устройству и вместе с тем с различными по институциональной структуре финансовыми системами. Несмотря на национальные различия, общие рыночные принципы функционирования экономики и развивающийся процесс финансовой глобализации предопределяют единство принципов организации институциональной структуры финансовых систем различных государств.

Установление и признание международных стандартов само по себе не может гарантировать финансовой стабильности, но является условием и средством, укрепляющим финансовую систему, создающим дополнительный потенциал экономического роста. В конечном счете, эффективность признания стандартов будет определяться той политикой, в процессе которой они используются.

В настоящее время осуществляется трансформация государственных финансов России, однако ее современная организация требует проведения институциональных преобразований. В России формируется новая парадигма финансовой системы государства, в которой происходит трансформация не только форм регулирования финансов, но и их принципиально-концептуальных основ — расширение содержания функций финансов — переход от контроля за затратностью финансов к контролю за результатом, к обеспечению прозрачности финансовых потоков. Все эти меры должны сопровождаться жесткой институционализацией финансов государства, в условиях финансовой глобализации поддерживаться международными стандартами и сопровождаться активизацией органов надзора и контроля за их формированием и расходованием для предотвращения финансовых кризисов.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621 -91 -90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.