Научная статья на тему 'А. А. Сукало. Социальные девиации: проституция и гетеризм в культурно-досуговом ракурсе'

А. А. Сукало. Социальные девиации: проституция и гетеризм в культурно-досуговом ракурсе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. А. Сукало. Социальные девиации: проституция и гетеризм в культурно-досуговом ракурсе»

А.А. Сукало

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ: ПРОСТИТУЦИЯ И ГЕТЕРИЗМ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМ РАКУРСЕ*

Проституция и ее особая разновидность гетеризм-куртизанство -уникальный историко-культурный и психосоциальный феномен, который связан не только с удовлетворением полового чувства, но нередко включает более значимый диапазон самореализации и самоутверждения индивида в процессе интеллектуального, художественного общения, что подтверждается развитием гетеризма как элитарной составляющей проституции в целом.

В эволюции проституции как феномена принято выделять три основные формы: проституцию гостеприимства, религиозную проституцию и легальную (публичную) проституцию. Первые две формы обусловлены и опосредованы бытовыми традициями, социальными, экономическими, религиозными факторами. Очевидно, что они не могут быть отнесены к проституции в полном смысле этого слова (как продажа за деньги всякому пожелавшему). Так, у многих народов доантичной и античной эпох прием гостя рассматривался как священный долг. Гость становился как бы частью общины, в которой существовали пережитки группового брака. Хозяин мог предложить гостю в качестве «утешительницы» дочь, сестру или жену. Отказ гостя мог рассматриваться как оскорбление хозяина и предлагаемой ему женщины. Этот обычай также поддерживался бытовавшим мнением (впрочем, подтвержденным современными генетическими исследова-

* Сукало А.А. Социальные девиации: Проституция и гетеризм в культурно-досуговом ракурсе // Вестник Санкт-Петебургского государственного университета культуры и искусств. - СПб., 2016. - Вып. № 1 (26). - С. 75-79.

А.А. Сукало

ниями), что рожденные от чужеземцев дети обладают красотой, силой, здоровьем. Со временем этот обычай превратился в разновидность проституции в форме семейной торговли, где глава дома выступал в качестве сутенера. Даже фараоны Египта, по утверждению Геродота, в частности Хеопс, чтобы достроить пирамиду, заставлял проституировать своих дочерей. В древних торговых городах семейная торговля нередко осуществлялась в форме временного брака, официально заключаемого за плату на определенный срок.

Религиозная проституция была связана с обрядом принесения в жертву богам целомудренности девушек, обязанностью служения в храмах для получения права на брак. Данный культ существовал в Месопотамии, Египте, Карфагене, Армении, Палестине, Персии, Израиле. В специфических формах практиковался в буддийских храмах, присутствовал даже в мусульманском мире. Религиозный обряд-обычай в итоге превратился в промысел, в источник доходов духовенства.

Становление и развитие гетеризма связано с нормативным оформлением публичной проституции как социального института. Решение правителя Афин Солона (около 559 г. до н.э.) положило начало созданию публичных домов - диктерионов как государственных учреждений. В Афинах того периода кроме диктериад - низшей категории проституток, состоявшей из бывших рабынь, приезжих, сформировались и более высокие по социальному статусу категории публичных женщин: авлектриды и гетеры. Авлектриды - в основном чужестранки в Афинах - были артистками, музыкантшами, танцовщицами, выступающими на различных празднествах и публичных мероприятиях. Они будили чувственность художественно-выразительными средствами - музыкой, танцами. Гонорары за представление включали также и плату за оказание сексуальных услуг.

Становление многочисленных культурно-досуговых форм общественной жизни того времени сочеталось с трансформацией элитарной культуры сексуальных отношений. Оргиастические празднества как массовая форма обезличенной сексуальной реализации, с одной стороны, и интеллектуально насыщенное, эстетически оформленное, особо ритуализированное, индивидуальное общение - с другой, сочетались в Античности, порождая особые культурные формы взаимоотношений полов, например гетеризм. Сыграла свою роль и потреб-

ность доминирующей в социуме мужской элиты в соответствующих ее положению досуговых формах сексуальной реализации.

Именно с эпохи Древней Греции утехи красивой, ведущей светскую жизнь гетеры сочетались с публичным статусом потребителей ее услуг. Общение с гетерой, представлявшей высшую категорию свободных женщин, считалось необычайно престижным для представителей греческой элиты. Гетер побаивались, поскольку они почитались как жрицы богинь и были посвящены в религиозные таинства. Гетеры обладали неприкосновенностью, но нередко имели и личную охрану.

Гетеры Древней Эллады являлись моделями для скульпторов и художников, приветствовали ораторов и артистов в театре, философов в академиях. Они были украшением многочисленных праздников, военных и гражданских церемоний. В общественных местах красивые и грациозные гетеры, роскошно одетые, украшенные драгоценностями, появлялись, как правило, на колесницах. Своим обаянием, умом, оригинальностью суждений они влияли на формирование вкусов и предпочтений, содействовали развитию философии, литературы и искусства, одновременно зажигая в сердцах благосклонных слушателей и почитателей огонь любви.

Институт гетер интегрировался в культуру Древней Греции и стал ее составной частью, распространяя новые формы досугового общения. Так, гетера Аспасия, подруга правителя Афин Перикла, инициировала такую культурно-досуговую форму коммуникации, как салон, позднее возрожденную в культуре Франции ХУ1-ХУ11 вв. В ее доме встречались Сократ, Фидий, Анаксагор, Платон и другие выдающиеся деятели Древней Греции. Аспасия оказала огромное влияние на формирование представлений о роли женщины в обществе, развитие политической культуры Афин той эпохи.

В период Древнего Рима особую значимость обрела такая куль-турно-досуговая форма времяпрепровождения, как посещение терм, предназначенных для аристократии. Помимо водно-термальных процедур, массажа в термах устраивались и артистические представления, велись переговоры и философские беседы, а также предоставлялся широкий диапазон других услуг.

В культурах восточных цивилизаций рекреационно-досуговый компонент, при всем многообразии вариантов, реализовывался в институтах гейш и баядерок.

А. А. Сукало

Средневековая христианская мораль, не устранив проституцию как явление, подавила и отграничила рекреационно-досуговую составляющую от института брака и семьи. Греховность плотских утех, провозглашенная церковью, исключила эротический компонент из досуговой жизни, а охота на ведьм сделала невозможной проявление сексуальности в публичных празднествах и действиях. Традиционная семья, сформировавшаяся в европейской культуре под сильным влиянием христианской церкви, подавляла эротико-гедонистическое начало. В общественном сознании доминировала репродуктивная модель понимания сексуальности.

Аристократический вариант сексуальных отношений обрел форму служения «Прекрасной даме» и органично дополнился куртизан-ством, возродившем в новых условиях и формах гетеризм без его религиозно-мистической оболочки. Для более низких сословий основным увеселительным местом и местом утех в это время стали таверны. Адюльтер обрел свой статус как форма дополнения брачно-семейных отношений, вобрав и трансформировав в новых условиях культурно-досуговый компонент сексуальной культуры.

Эпоха Возрождения начиналась, в том числе, и с возвращения эротического компонента в праздничную культуру, возвращения гетеризма в форме куртизанства и близких ему по сути формах в общественную жизнь. Маркизой де Рамбулье в Париже, по примеру Аспа-сии, был возрожден салон как аристократический культурно-досуговый центр, формировавший манеры, вкусы, традиции, стили поведения.

Гетеризм-куртизанство как модель отношений, в зависимости от национально-культурных традиций, обретал различные названия, видоизменялся. По-своему он проявлялся в английской, испанской, австро-венгерской культурах. В России известно имя Матильды Кше-синской.

Современная секс-индустрия, рекламируя обилие и разнообразие форм удовлетворения сексуальных потребностей, свидетельствует о возрождении в новых условиях эротико-гедонистического аспекта сексуальности. Эскорт-услуги, закрытые клубы, массажные и СПА-салоны, сексуальный туризм ориентированы на широкий диапазон мужских, женских, гомосексуальных предпочтений.

При всем многообразии данного явления можно констатировать, что наиболее высокооплачиваемые формы проституции - гетеризм,

куртизанство, услуги, классифицируемые в качестве «элитарных», обладают высоким рекреационно-гедонистическим потенциалом. Культурно-досуговый компонент формирует мотивацию и заказчика, и исполнителя услуги, включенной в широкий контекст. Все это позволяет взглянуть на гетеризм как особый многоаспектный культурно-антропологический феномен взаимоотношений полов, сформировавшийся в процессе цивилизационного развития.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.