Научная статья на тему 'Социальные девиации: проституция и гетеризм в культурно-досуговом ракурсе'

Социальные девиации: проституция и гетеризм в культурно-досуговом ракурсе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1026
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ / КУЛЬТУРА ДОСУГА / ПРОСТИТУЦИЯ / ГЕТЕРИЗМ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / SOCIAL DEVIATION / RECREATIONAL CULTURE / PROSTITUTION / HETERISM / MARITAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сукало Александр Александрович

В статье предпринята попытка рассмотрения природы такой социальной девиации, как проституция и ее разновидности гетеризма в культурно-досуговом ракурсе, что позволит более широко изучить природу и особенности данного явления. Автор характеризует с учетом современных тенденций в сфере брачных отношений возможности культурно-досуговых факторов в укреплении и сохранении института семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social deviations: prostitution and heterism in the cultural and recreational perspective

In the article the attempt was made to review the nature of such social deviation as prostitution and its subkind like heterism in the cultural and recreational perspective, what allows to explore the speciality of the aforenamed phenomenon wider. The author characterizes the range of capabilities of the recreational and cultural factors in strengthening and preserving the family taking into account modern trends in the sphere of marital relations.

Текст научной работы на тему «Социальные девиации: проституция и гетеризм в культурно-досуговом ракурсе»

УДК 316.75:316.624

А. А. Сукало

Социальные девиации: проституция и гетеризм в культурно-досуговом ракурсе

В статье предпринята попытка рассмотрения природы такой социальной девиации, как проституция и ее разновидности - гетеризма в культурно-досуговом ракурсе, что позволит более широко изучить природу и особенности данного явления. Автор характеризует с учетом современных тенденций в сфере брачных отношений возможности культурно-досуговых факторов в укреплении и сохранении института семьи.

Ключевые слова: социальные девиации, культура досуга, проституция, гетеризм, брачно-семейные отношения, институт семьи

A. A. Sukalo

Social deviations: prostitution and heterism in the cultural and recreational perspective

In the article the attempt was made to review the nature of such social deviation as prostitution and its subkind like heterism in the cultural and recreational perspective, what allows to explore the speciality of the aforenamed phenomenon wider. The author characterizes the range of capabilities of the recreational and cultural factors in strengthening and preserving the family taking into account modern trends in the sphere of marital relations.

Keywords: social deviation, recreational culture, prostitution, heterism, marital relationships

Рост интереса к проблемам семьи и брака, взаимоотношений полов в начале XXI столетия обусловлен рядом факторов, часть из которых не относится собственно к данной проблематике и выходит за границы исторически обусловленных, устоявшихся культурных норм и традиций в контекст девиаций в сфере сексуальной морали и тендерных отношений.

Проблематика любви и брака в современном дискурсе расширяется до философского постмодернистского понимания сущности человека и деконструкции пола, места и роли ЛГБТ - сообществ, сформировавшихся на базе девиантных типов сексуальной идентичности, различных интерпретаций роли и места семьи в культурах современного общества.

В парадигмах постмодернизма и неотрадиционализма проблематика взаимоотношений полов обрела особую остроту и, в силу приятия или категоричного неприятия различными группами социума постулатов, связанных с утверждением в качестве нормы нетрадиционности сексуальной ориентации, однополых браков, в ряде случаев педофилии, что рассматривается как некое достижение демократии, придает определенный «изыск», «модность» и даже в отдельных государствах повышает имидж политического деятеля1. В социальном плане стигма «неполноценности» обращается к лицам традиционной сексуальной ориентации, не признающим ну-

мерацию родителей, гей-акции и иные новации в формировании гендерных стереотипов.

В данном контексте проблематика проституции как особого феномена кажется весьма традиционной (как формы взаимоотношений полов), лишенной флера пикантности и даже достаточно банальной ввиду значительного количества научных публикаций, посвященных исследованию ее различных аспектов. И тем не менее расширение диапазона исследований, спектра общественных мнений, реальное присутствие в повседневности секс-индустрии определяют необходимость предложить еще один ракурс осмысления данного феномена.

Как правило, возникновение и существование проституции, ее устойчивость объясняются экономическими причинами, пережитками группового брака, классовой эксплуатацией и борьбой полов, религиозными традициями. В рамках зарубежных социологических и девиантологи-ческих концепций интерпретации природы проституции сложилась система представлений, в границах которой она рассматривалась как неизбежное неустранимое дополнение к браку, ограничивающему образцы сексуальных отношений (функционализм); следствием неравенства женщин и мужчин в обществе, в том числе и в сексуальных потребностях, рассмотрения женщины как жертвы сексуальной коммерции (феминизм); рассмотрении проституции в качестве многоаспектной варьируемой социальной конструкции, в которой границы нормы и

девиации не поддаются четкому определению (социальный интеракционизм/конструктивизм). При этом культурно-досуговая составляющая, в значительной степени формирующая мотивацию полового общения, имплицитно подразумевается, но не раскрывается в той степени, которая позволила бы обогатить научное понимание сущности данной девиации и осуществить поиск новых способов ее профилактики.

Анализ публикаций и эмпирического материала, изучение документов, видеоматериалов и результатов исследований, мнения и оценки специалистов, авторские интервью позволили гипотезировать наличие довольно устойчивой, не реализованной потребности в эстетически и иногда интеллектуально наполненном до-суговом общении, в празднике, в признании (эрзац-признании индивидуальности полового партнера), межличностной коммуникации, рекреации. Это не только удовлетворение полового чувства, а нередко более значимый диапазон самореализации, с одной, и самоутверждения - с другой стороны, индивида в процессе интеллектуального, художественного общения, что подтверждается развитием гетеризма как элитарной составляющей проституции в целом.

Проституция, и такая ее особая разновидность как гетеризм-куртизанство2 - уникальный историко-культурный и психосоциальный феномен, изучению которого посвящены труды не только серьезных мыслителей прошлого и ученых современности. Поэты, художники, музыканты восславляли, изображали и воспевали в определенные эпохи представительниц (а иногда и представителей) данного рода деятельности. Предпринимались серьезные попытки изучения и описания данного феномена в классической литературе. В. Гюго, А. Дюма-сын, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. И. Куприн и другие авторы в художественном ракурсе талантливо осветили и проанализировали различные аспекты данного феномена. Мировую известность заслужила опера Д. Верди «Травиата». Даже в последние годы в литературе и кинематографе появились произведения, в которых отражены сложные социальные, морально-этические, экономические проблемы, связанные с исследованием данного вида социальных отклонений. Достаточно упомянуть Паоло Коэльо «Одинадцать минут», острый социальный фильм Юрия Мороза «Точка», снятого по одноименной повести Григория Ряжского, трогательную киноисторию Гарри Маршалла «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс в главных ролях, мелодраматическую апологетику куртизанства в фильме Маршалла Херсковица «Честная куртизанка» и, безусловно, нельзя не отметить

резонансные ленты Петра Тодоровского «Интердевочка», Ким Ки Дука «Васумитра» («Самаритянка»), Роба Маршалла «Мемуары Гейши».

Однако лояльность и интерес к данному феномену не являлись доминирующими, что вполне объяснимо, в общественном мнении прошедших эпох. В разные исторические периоды практиковалось достаточно жесткое и жестокое отношение к проституции. Телесные наказания, клеймение, изгнание за пределы государств, ссылка были, по сути, радикальными попытками изменить ситуацию в сфере отношений полов репрессивными мерами, привести ее в соответствие с моральными нормативами времени. Из текста Священного Писания известно, что пророк Моисей повелел казнить примерно 32 тысячи проституирующих моавитянских женщин с целью сохранения Богом избранного народа.

В Древнем Риме и в последующие исторические периоды в отдельных странах низшим категориям публичных женщин (ргоБЙШа^) запрещалось проживание в пределах городской черты (бордель, дословно, «дом у рва», ограждавшего город). Получившие известность жестокие репрессии ряда правителей - императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга, являвшегося и королем Испании Карлосом I (1516-1558 гг.), впоследствии французским королем Людовиком XIV и ряда других монархов -против проституток, сводничества не оказались эффективными средствами устранения данного явления. Проституток физически калечили, сажали в тюрьмы, подвергали изгнанию. Церковью осуждались и преследовались также и любовные связи вне брака.

Жесткость мер была обусловлена и распространением венерических заболеваний, особенно сифилиса, принимавших временами контаге-озный и эпидемический характер (в частности, эпидемия сифилиса в Европе 1495-1543 гг.).

Не являлись исключением и российские монархи. Известны правовые документы Петра I, Анны Иоановны, Елизаветы, Екатерины II и последующих правителей, вводивших, с учетом отечественной специфики (например, наличия общих бань), прогибиционистские меры в отношении «непотребства». Печально известный в отечественной истории Нерчинск был не только каторгой, но и местом ссылки представительниц прекрасного пола, практиковавших данный вид деятельности. Российский опыт также является довольно показательным в области регламентации проституции, изучения ее различных аспектов и проявлений3.

В период Великой французской революции сформировался новый подход к регламентации проституции, характеризовавшийся отказом

от карательных и полицейских мер. Западноевропейские государства вводят полицию нравов, медицинский контроль, регистрацию проституток, регламентацию их деятельности и ограничение численности в борделях, «территориальную зональность» (районы «красных фонарей»). Практиковалось также применение воспитательных методов в целях изменения рода занятий. Но существенно повлиять на ситуацию данные меры также не смогли, и культур-но-досуговый фактор, очевидно, сыграл здесь не последнюю роль.

В эволюции проституции как феномена принято, в основном, выделять три ее основные формы: проституцию гостеприимства, религиозную проституцию и легальную (публичную) проституцию. Первые две формы обусловлены и опосредованы бытовыми традициями,со-циальными, экономическими, религиозными факторами. Очевидно, что они не могут быть отнесены к проституции в полном смысле слова (как продажа за деньги всякому пожелавшему). Экономическая выгода интегрировалась с со-ционормативными установками, определялась господствующей моралью, религиозными традициями. Так, у многих народов доантичной и античной эпох прием гостя рассматривался как священный долг. Обычай гостеприимства способствовал развитию экономических связей. Гость становился как бы частью общины, в которой существовали сильные пережитки группового брака. Хозяин мог предложить гостю в качестве «утешительницы» дочь, сестру или жену. Отказ гостя мог расцениваться как оскорбление хозяина и предлагаемой ему женщины. Обычай также поддерживался мнением, подтвержденным в современных научных генетических исследованиях, что рожденные от чужеземцев дети обладают красотой, силой, здоровьем.

Но со временем обычай превратился в разновидность проституции в форме семейной торговли, где глава дома выступал в качестве сутенера. Даже фараоны Египта, по утверждению Геродота, в частности Хеопс, чтобы достроить пирамиду заставлял проституировать своих дочерей. В древних торговых городах семейная торговля нередко осуществлялась в форме временного брака, официально заключаемого за плату на определенный срок. Форму данной торговли описал и А. С. Новиков-Прибой в романе «Цусима» в период стоянки русской эскадры у берегов Мадагаскара. Существует эта форма семейной торговли и в настоящее время, в том числе и несовершеннолетними девушками, в частности в отдельных регионах Таджикистана4.

Религиозная проституция была связана с принесением в жертву богам целомудренности

девушек, обязательностью служения в храмах для получения права на брак. Получение доходов жестко контролировалось жреческой кастой. Данный культ существовал в Мессопо-тамии, Египте, Карфагене, Армении, Палестине, Персии, Израиле, в специфичных формах практиковался в буддистских храмах, присутствовал даже в мусульманском мире (для дервишей). Религиозный обряд-обычай превратился в промысел, в источник доходов духовенства.

Становление и развитие гетеризма связано с нормативным оформлением публичной проституции как социального института. Принято считать, что по решению правителя Афин Солона (примерно 640-635 гг. до н. э. - около 559 г. до н. э.) началось создание публичных домов - диктерионов как государственных учреждений. Понятие «проституция» (ргоБЙШйо -выставлять для разврата, бесчестить) возникло гораздо позднее, в эпоху Древнего Рима и обозначало низший разряд публичных женщин.

В Афинах того периода кроме диктери-ад - низшей категории, состоявшей из бывших рабынь, приезжих, сформировались и более высокие по социальному статусу категории публичных женщин: авлектриды и гетеры5. Ав-лектриды также, в основном, являлись в Афинах чужестранками. Они были представлены артистками, музыкантшами, танцовщицами, выступающими на различных празднествах и публичных мероприятиях. Внушали страсть и будили чувственность художественно-выразительными средствами - музыкой, танцами. Гонорары за представление сочетались с платой за оказание и другого рода услуг.

Среди авлектрид наибольшую известность обрела Ламиа. Происходившая из Египта флейтистка покорила Птолемея, затем в результате исторических метаморфоз стала любовницей и даже госпожой царя Македонии, умело подчинив его себе.

Становление многочисленных культурно-досуговых форм общественной жизни той эпохи интегрировалось с поэтапной трансформацией и развитием элитарной культуры сексуальных отношений. Оргиастические празднества как массовая форма обезличенной сексуальной самореализации, с одной стороны, и интеллектуально насыщенное, эстетически опосредованное и оформленное, особо ритуализированное индивидуальное общение - с другой, были представлены и сочетались в античности, порождая особые культурные формы взаимоотношений полов. Гетеризм обрел свой статус в данный период в результате сложного симбиоза религиозных таинств и формирующихся культурно-досуговых потребностей, став неотъемлемой

частью культуры античности. Безусловно, одним из важнейших факторов явилась и потребность доминирующей в социуме мужской элиты в соответствующей ее положению досуговых формах сексуальной самореализации.

Именно начиная с эпохи Древней Греции (хотя, возможно, это присутствовало и в иных культурах той поры) утехи красивой, удовлетворяющей страстям светской жизни гетеры сочетались с публичным статусом потребителей их услуг. Общение с гетерой, представлявшей высшую категорию свободных женщин6, считалось необычайно престижным для представителей элиты греческого социума. Гетер побаивались. Они почитались как жрицы богинь (как правило, Афродиты, реже Кибелы-Реи, Дианы), были посвящены в религиозные таинства. Гетеры обладали неприкосновенностью, хотя нередко имели и личную охрану.

Гетеры древней Эллады, как утверждает Дюпуи7, нередко являлись моделями для скульпторов и художников; они приветствовали ораторов, поэтов и артистов в театре, философов в академиях. Гетеры были украшением многочисленных праздников, военных и гражданских церемоний. Постоянным местом их пребывания были сады Керамики8; там они оценивали изделия ремесленников, поощряли успехи талантливых мастеров.

В общественных местах гетеры появлялись, как правило, роскошно одетые, на колесницах, блистали красотой и грацией, сверкали драгоценными украшениями. Своим обаятельным и изысканным умом, оригинальными суждениями и оценками они создавали вокруг себя атмосферу красоты и добра, влияли на формирование вкусов и предпочтений, содействовали развитию философии, литературы и искусства, одновременно зажигая в сердцах благосклонных слушателей и почитателей огонь любви.

Роль гетер в праздничной культуре иллюстрирует известное полотно Генриха Ипполитовича Семирадского, представленное в Русском музее «Фрина на праздновании дня Посейдона в Елевзине». Изображенная на полотне знаменитая гетера Фрина посещала студии Апеллеса и Праксителя, благодарной подругой которых она одновременно являлась. Работы этих великих художников Греции сделали известной удивительную красоту Фрины. Ее особая роль - участие в Евлезинских мистериях, где на празднествах, посвященных Посейдону и Афродите, она спускалась по ступенькам храма, демонстрировала собравшимся зрителям свою красоту, принимала морскую ванну, иллюстрируя рождение богини из морской пены.

Институт гетер интегрировался в культуру

Древней Греции и стал ее составной частью, распространяя, при этом, новые формы досугового общения. Так гетера Аспасия, подруга правителя Афин Перикла, инициировала такую культур-но-досуговую форму коммуникации, как салон, позднее возрожденную в культуре Франции рубежа XVI-XVII в. В ее доме встречались Сократ, Фидий, Анаксагор, Платон и другие выдающиеся художники и мыслители. Аспасия оказала огромное влияние на формирование представлений о роли женщины в обществе, развитие политической культуры Афин той эпохи.

Перечень выдающихся гетер, оставивших свой след в культурной жизни Древней Греции, довольно обширен. Это олицетворявшие собой красоту и страсть Елена Спартанская, Сафо Ми-летенская, Фаргелия, имевшая четырнадцать поклонников правителей города, в том числе и тирана Фессалии. Благодаря одноименному историческому роману Ивана Ефремова известность в нашей стране обрело имя гетеры Таис Афинской, являвшаяся подругой Александра Македонского и впоследствии правителя Египта Птолемея.

Перед чарами гетер не могли устоять поэты и философы, полководцы, и сильные мира сего. Гетеры приобщались к их громкому имени, славе и обретали свое имя в истории. Поддавались неотразимому влиянию гетер и выдающиеся люди - вероятно потому, что взаимно обладали особенно тонкой духовной организацией.

В эпоху Древнего Рима гетеры также играли значительную роль в культурной жизни социума. Но особую значимость в данный период обрела такая культурно-досуговая форма времяпрепровождения, как посещение терм, предназначенных для аристократии. Выражаясь современным языком, это было полифункциональное рекреационно-досуговое учреждение, включавшее, помимо водно-термальных процедур, массажа и артистические представления, возможность ведения переговоров и философских бесед, чтения текстов и широкий диапазон иных услуг, оказываемых специально подобранным персоналом.

В культурах восточных цивилизаций рекре-ационно-досуговый компонент, при всем многообразии вариантов, реализовался в институтах гейш и баядерок.

Средневековая христианская мораль, не устранив проституцию как явление, подавила и отграничила рекреационно-досуговую составляющую от института брака и семьи. Греховность плотских утех, провозглашенная церковью, исключила эротический компонент из досуговой жизни, а охота на ведьм сделала невозможной проявление сексуальности в пу-

бличных празднествах и действиях. Традиционная семья, сформировавшаяся в европейской культуре под сильным влиянием христианской церкви, подавляла эротико-гедонистическое начало. Сексуальные отношения утрачивали праздничный характер, произошла их рутини-зация, «оповседневливание». В общественном сакрализированном сознании доминировала репродуктивная модель понимания сексуальности, репрессивная сексуальная мораль, что не могло не отразиться на культуре сексуальных отношений. Аристократический вариант обрел форму служения «Прекрасной даме» и органично дополнился куртизанством, возродившем в новых условиях и формах гетеризм без его религиозно-мистической оболочки.

В данный период для более низких сословий основным увеселительным местом и местом утех одновременно стали таверны. Адюльтер обрел свой статус как форма дополнения брач-но-семейных отношений, вобрав, трансформировав в новых условиях культурно-досуговый компонент сексуальной культуры. Несколько позднее в литературе это отразилось в появлении популярных художественных образов как искусителей праведных замужних дам, так и красавиц, ставших жертвами церковных установлений.

Эпоха Возрождения начиналась, в том числе, и с возвращения эротического компонента в праздничную культуру. Это возрождение, первоначально в Северной Италии, затем во Франции и впоследствии в других европейских государствах, гетеризма в виде куртизанства и близких ему, по сути, формах (отчасти, фаворитизма) возвращения рекреационно-досугово-го компонента сексуальности в общественную жизнь.

В истории Венецианской республики обрела свою известность поэтесса и куртизанка Виктория Франко. Маркизой де Рамбулье в Париже, по примеру Аспассии, был возрожден салон как аристократический культурно-досу-говый центр, формировавший манеры, вкусы, традиции, стили поведения. Возникшие впоследствии салоны известных парижских куртизанок (аристократок по происхождению) эпох Людовика XIII и Людовика XIV Марьон де Лорм и Нинон де Ланкло пользовались необычайной популярностью у выдающихся деятелей науки и искусства той поры, в числе которых имена Корнеля, Расина, Мольера.

Гетеризм-куртизанство как модель отношений, в зависимости от национально-культурных традиций, различных конкретных обстоятельств, обретал различные названия, видоизменялся, трансформировался. По-своему он проявлял-

ся в английской, испанской, австро-венгерской культурах. В нашем отечестве известно имя Матильды Кшесинской (Ксешинская). Так же не является тайной биография российской императрицы Екатерины I, не отличавшейся, по мнению современников, блестящими талантами.

Современная секс-индустрия, рекламируя обилие и разнообразие форм удовлетворения сексуальных потребностей, свидетельствует о возрождении в новых условиях в качестве куль-турозначимого эротико-гедонистического, анимационного аспекта сексуальности. Эскорт-услуги, закрытые клубы, массажные и СПА-салоны, сексуальный туризм ориентированы на широкий диапазон мужских, женских, гомосексуальных предпочтений.

Гламурность как позиционируемая социокультурная ценность обрела статус некоего эталона, своего рода «российской мечты», что замечательно отражено в популярном фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Глянец». При этом институт традиционной семьи, ценности, таинство и культура брака оказались на периферии современного информационного пространства. Современные СМИ, в погоне за рейтингом, невольно разрушают ценности брачных отношений. Главные герои и сюжеты сериалов - любовники, любовницы, их похождения, измены, секс в больших и малых городах. Этому способствуют и секс-символизация телеведущих, актрис, популяризация скандалов и различных пикантных ситуаций.

Мейнстрим современного зарубежного западного кинематографа и телеэфира - продвижение гомосексуальных отношений, однополых браков как новой культурной реальности, что определяется сложными процессами постмодернистского характера во многих европейских государствах и США. Особые вопросы вызывает деятельность американского фонда «Евразия», представленного и в Российской Федерации и проводящего политику отделения прав семьи от прав ребенка.

Данное положение не может не вызывать серьезную обеспокоенность возможным деструктивным развитием ситуации в условиях современной российской действительности. Не только документы и проекты в сфере развития отечественной культуры, инициированные Министерством культуры РФ, но и широкий общественный резонанс, связанный с попытками деконструкции семьи, нетрадиционным пониманием роли родителей заставляет переосмыслить с учетом обозначенных тенденций и современных демографических процессов базовые функции и роль брачных отношений в современном обществе.

Совокупность вышеизложенных положений, призванных раскрыть роль культурно-до-сугового компонента обозначенных социальных девиаций, а также необходимость поиска возможностей преодоления современных негативных тенденций и существующих проблем в сфере семейных отношений, позволяет предложить к обсуждению ряд тезисов:

1. Культурно-досуговый ракурс рассмотрения гетеризма как социокультурного феномена существенно изменяет сложившиеся в девиан-тологии и превентологии взгляды на проституцию преимущественно как форму оказания услуг, имеющих неперсонифицированные корыстные сексуальные отношения9. На данном экономическом основании сложилась и юридическая оценка проституции как явления. Если же факт оплаты услуг латентен, опосредован или отсутствует, отношения носят персонифицированный характер, то дать квалифицированное определение данному феномену не представлялось возможным. Фактически вне поля зрения девиантологов, по вполне понятным причинам, оказались служебная и домашняя проституция, эскорт-услуги.

При всем многообразии форм данного явления возможно констатировать, что наиболее высокооплачиваемые формы проституции - гетеризм, куртизанство, услуги, классифицируемые в качестве «элитарных», обладают высоким рекреационно-гедонистическим потенциалом. Культурно-досуговый компонент формирует мотивацию и заказчика, и исполнителя услуги, включенной в более широкий контекст, о чем косвенно свидетельствуют и мировые бестселлеры от «Ямы» А. Куприна до «11 минут» П. Ко-эльо.

Понимание культурно-досуговой природы и рекреационно-гедонистической мотивации дает основания и позволяет по иному взглянуть на гетеризм как особый многоаспектный культурно-антропологический феномен взаимоотношений полов, сформировавшийся в процессе цивилизационного развития.

Профилактика проституции, и особенно подростковой, должна базироваться на понимании культурно-досуговой составляющей природы данного феномена. Развитие инфраструктуры досуга, создание комфортной среды обитания, воспитание культуры чувств у молодежи и ориентаций на здоровый образ жизни являются важнейшими культурно-психологическими факторами нравственного оздоровления социума. Ценностное отношение к семье закладывается воспитанием с детства, а не методиками обучения использования противозачаточных средств, мультфильмами о похождениях вагины

и пениса и учебниками о родителях 1,2. В то же время, сохранение генофонда в ряде государств, в частности в США, уже стало частью государственной политики и практикой в сфере воспитания культуры сексуальных отношений.

2. Культурологический ракурс изучения феномена гетеризма позволяет более широко взглянуть на сущность института семьи как сложного комплекса взаимоотношений полов, в которых культурно-досуговая составляющая является одним из ведущих факторов. Гедони-стическо-развлекательный компонент в брач-но-семейных отношениях неизбежно выступает фактором их стабилизации и важнейшим ресурсом сохранения и развития семьи как социального института. Однако такая трактовка требует существенной коррекции понимания роли семьи в современном обществе.

3. Поскольку гетеризм в его расширенном понимании «впитал», монополизировал рекре-ационно-гедонистический компонент брачных отношений, то адюльтер вполне возможно рассмотреть как его латентную форму. Устранить адюльтер невозможно, но вместе с тем необходимо понимание, что, являясь сопутствующим фактором брачных отношений, адюльтер, в зависимости от ситуации, может как стабилизировать, так и разрушать семью. Преодоление разорванности досугового пространства на одном полюсе которого семья, на другом - внебрачные отношения и эпизодические увлечения становится довольно существенной социальной необходимостью. Это, в первую очередь, связано с защитой семьи и детства. Актуализация культурно-психологических факторов в брачных отношениях, расширение возможностей лич-ностно-сексуальной самореализации в семье требуют формирования новых конструктивных позиций в понимании природы и функций современной семьи.

4. Формирование культуры брачно-се-мейных отношений возможно при условиях ценностно-психологической переориентации в понимании роли женщины и мужчины в современном социуме, определение позитивной стратегии трансформации семьи как социокультурной многофункциональной системы и формирования нового мейнстрима «образа семьи» в средствах массовой коммуникации. Необходимо поэтапное смещение акцентов в сторону продвижения и социальной рекламы семейных ценностей, широкий РК семьи в общественном сознании.

Развитие культуры досуга и социокультурной анимации, цивилизованных форм отношений полов возможно на востребовании потенциала лучших традиций отечественной

семейной культуры - основанной на любви, чувстве долга, взаимоуважении, российских культурно-цивилизационных кодах, связанных с пониманием брака как гармонии полов, семьи как базовой ценности, основанной на чести и достоинстве женщины и мужчины, благородстве взаимоотношений, понимании разнообразия в интимных формах брачных отношений, таинстве брака.

Изложенные авторские позиции, безусловно, дискуссионны по своей сути, требуют более глубокого анализа и осмысления. Тем не менее назревшая необходимость более активного введения в культурологический и социально-педагогический дискурс проблематики оценки и контроля ряда социальных девиаций, обретающих в ряде случаев социально-политические смыслы, развертывание широкой дискуссии по проблемам современной семьи представляются крайне актуальными и своевременными.

Примечания

1 Примером может служить брак премьер-министра Люксембурга Ксавье Беттеля, широко освещавшийся СМИ 15-16 мая 2015 г.

2 Гетеризм в данном исследовании трактуется не в

его классическом понимании как союза знатных людей, интерпретируется несколько шире определения И. Я. Ба-ховена как «определенной формы свободных половых взаимоотношений». Гетера - производное от «друг», «товарищ». Гетеризм-куртизанство рассматривается автором в качестве особой культурной формы элитарной проституции.

3 Ильюхов А. А. Проституция в России с XVII в. до 1917 г. М.: Новый хронограф, 2008. 560 с.; Малышева С. Ю. «Профессионалки», «арфистки», «любительницы»: публичные дома и проститутки в Казани во второй пол. XIX - нач. XX в. Казань: Казан. ун-т, 2014. 188 с.

4 Сведения получены автором в результате личных интервью. Информанты - российские военнослужащие, офицеры Московского погранотряда, дислоцированного в Горно-Бадахшанском регионе Таджикистана.

5 Аналог авлектрид и гетер возник ранее: баядерки, при всех их иерархических разновидностях в Индии, алмеи в Древнем Египте.

6 Замужние женщины были ограничены в правах, вели относительно закрытый образ жизни в примыкавших к дому отгороженных территориях - гинекеях.

7 Дюпуи Е. Проституция в древности. Кишинев: Logos, 1991. С. 81-93. Напеч. по изд. СПб., 1907.

8 Афинская агломерация - ремесленный район Афин.

9 Большой юридический словарь. URL: http: // jurisprudence. academic. ru (дата обращения: 27. 01. 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.