Научная статья на тему '98. 03. 015. Айрапетов А. Г. Вступая в индустриальный мир: венгерские рабочие на рубеже Х1Х-ХХ веков. -Тамбов, 1997. - 285 с'

98. 03. 015. Айрапетов А. Г. Вступая в индустриальный мир: венгерские рабочие на рубеже Х1Х-ХХ веков. -Тамбов, 1997. - 285 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНГРИЯ -РАБОЧИЙ КЛАСС -- СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / РАБОЧИЕ - ВЕНГРИЯ -- КУЛЬТУРА И БЫТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВЕНГРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 015. Айрапетов А. Г. Вступая в индустриальный мир: венгерские рабочие на рубеже Х1Х-ХХ веков. -Тамбов, 1997. - 285 с»

РОСаИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНА ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.03.001 -98.03.042

МОСКВА 1998

зиционной франкизму структуры - Демократической Хунты Подчеркивается ключевая роль короля в плавном, бескровном подходе к решению проблем "переходного периода"

Результатом двухвекового процесса формирования конституционного и парламентского сознания в испанском обществе стал отраженный в Преамбуле Конституции переход от либерального и правового государства к социальному, демократическому и правовому и закрепленная в Конституции многовариантность отношений центра и регионов с той или иной степени автономии Главным условием успеха, по мнеьию автора, стало то, что учтен опыт прошлого, его главные ошибки и промахи, что испанские политические круги нашли в себе гражданское мужество отказаться от чисто политических амбиций, уйти от выискивания "правых и виноватых" в политике и идеологии

М Н Смеловсг

98 03 015 АЙРАПЕТОВАГ ВСТУПАЯ В ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МИР ВЕНГЕРСКИЕ РАБОЧИЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ -Тамбов, 1997 - 285 с

Во введении говорится о том, что изучение истории рабочего класса в нашей стране сейчас почти замерло, что связано с «деполитизацией» российской историографии, переосмысливающей многие устоявшиеся представления В исторической науке идет, по словам автора, «трудный переход от канонизированной марксистской методологии к многомерной исследовательской парадигме, позволяющей иначе решать проблему плюрализма факторов общественного развития» (с 3) Исследование социальной истории рабочего класса в предшествующий период сводилось, как правило, к анализу его численности и состава, экономической и политической борьбы, общественного сознания в его отрефлек-сированной, идеологической форме Лишь в малой степени рассматривались проблемы образа жизни рабочих, их повседневного этоса, и только затронутыми оставались духовно-культурные и социально-психологические аспекты «рабочей истории» 17-5446

Объектом исследования является рабочий класс Венгрии, точнее индустриальные рабочие Будапешта, которые, по мнению автора, составляли «репрезентативную» часть промышленного пролетариата страны, с запозданием вступившей на путь капиталистического развития.

В первой главе рассмотрена индустриально техническая модернизация венгерской экономики и сдвиги в социальной структуре промышленного пролетариата. Приводятся данные о численности рабочего класса и источниках пополнения его состава. Рассмотрено распределение рабочих в зависимости от размера предприятий, отраслевой, квалификационный, половозрастной, национальный, конфессиональный состав, отмечается довольно высокий уровень грамотности рабочих в ведущих отраслях промышленности.

Вторая глава посвящена анализу образа жизни рабочих, что «включает в себя практически все стороны повседневности: сферу труда, условия и ритм жизни, быт, потребление, формы проведения досуга» (с. 51). Рассматривая вопрос о заработной плате, автор приходит к выводу, что в первое десятилетие XX в. основной фигурой «среди промышленных рабочих Венгрии становится «середняк», чья номинальная заработная плата колебалась в пределах 14-30 крейцеров. По своему удельному весу эта рабочая прослойка оттесняла низкооплачиваемую группу, что указывало на тенденцию уменьшения относительной бедности среди промышленных рабочих, одновременно все большее пространство на рынке труда занимала высокооплачиваемая прослойка рабочих» (с57).

В целом опыт организации и регламентации оплаты труда промышленных рабочих Венгрии на рубеже веков отражал противоречивый процесс складывания основных компонентов индустриальной системы в стране «догоняющего капитализма». По продолжительности рабочей недели отрасли венгерской промышленности, игравшие ключевую роль в модернизации экономики, достигли в начале XX в. западноевропейского «стандарта». В параграфе, посвященном описанию «социально-бытовой микросре-

ды", обрисованы крайне неблагополучные жилищные условия рабочих при высоком уровне квартплаты, составлявшей до половины их заработка Рост стоимости жизни был связан также с повышением цен на продукты питания и другие товары первой необходимости "В целом можно говорить о том, - пишет автор, - что дефицит средств и экономия на всем были существенным компонентом коллективного жизненного опыта венгерских рабочих на рубеже XIX - XX вв." (с.89). Тяжелые условия труда и быта обуславливали распространение болезней, отрицательно сказывались на моральном состоянии рабочих, значительная часть которых злоупотребляла потреблением алкогольных напитков. В период адаптации бывших сельских жителей к жизни в городе отмечалась также нестойкость семейных отношений. В силу социального и материального положения рабочие в массе не могли рассчитывать больше, чем на удовлетворение минимума социально-бытовых и культурных потребностей и "нет оснований говорить о том , что развитие потребностей рабочих в начале XX в. подчинялось "принципу догоняем ости", характерному для индустриального общества" (с 97).

Третья глава книги посвящена духовно-культурному миру рабочих Автор пишет, что в общественном сознании рабочих постепенно укоренялись такие ценностные понятия, как прогресс, культура, самообразование, взаимопомощь. В понимании рабочих эти понятия наполняются особым содержанием, отражая вместе с тем общий для индустриальной цивилизации смысл, базирующийся на трезвом, прозаическом понимании пользы и идеале буржуазного благополучия. "Внутренний мир рабочих был заполнен думами о хлебе насущном для себя и своей семьи, об отдыхе после утомительного труда, о воспитании детей Унылая повседневная жизнь, убогий быт, элементарный уровень образованности основной массы рабочих сужали горизонты их восприятия, выдвигая на передний план досуговые формы освоения духовно-культурных ценностей", - подчеркивает автор (с 99). Он указывает, что праздники и развлечения будапештских рабочих, сохраняя связь с на-

родной традицией, сочетали в себе общие для городских жителей виды досуга и специфические, несущие отпечаток социал-демократической пропаганды, формы отдыха Описание отдельных видов празднеств и увеселительных мероприятий завершается выводом о том, что их социокультурный смысл состоял в переживании чувства свободы и духовного слияния, в возможности «выключения из обыденной жизни» (с 102) В параграфе, посвященном художественно-эстетическому восприятию мира рабочими, автор рассматривает песенный репертуар рабочих хоров, анализирует содержание книг (по материалам каталогов профсоюзных библиотек), а также содержание пьес в театрах, которые посещались рабочими, прежде всего рабочего театра "Кишфалуди" Приобщение рабочих к миру живописи происходило, как это показано по источникам, в первую очередь через произведения, посвященные теме рабочего человека

Автор отмечает, что усилия профсоюзных организаций, Социал-демократической партии и радикальных кругов интеллигенции были направлены на создание образовательно-просветительной сети, призванной восполнить пробелы в школьных знаниях рабочих в рамках самодеятельных образовательных просветительных объединений С осени 1908 г в организации образования наметился этап, когда ' в одной связке оказались агитация, пропаганда и обучение" (с 131) Тематика лекций, бесед, семинаров была максимально увязана с идеями социализма и классовой борьбы В целом, заключает автор, "духовно-культурный мир, именуемый "рабочая культура", следует рассматривать в качестве субкультуры, развивающейся в контексте культуры индустриально-капиталистического общества Наличие в обоих культурных пластах общих ценностных компонентов, образуя их единство, не исключало моментов особенного, а также альтернативного, те появления "контрценностей", что, в свою очередь, служило инструментом культурно-цивилизационных сдвигов' (с 135)

В 90-е годы XIX в в условиях ограниченного поступления информации об общественной жизни, что было обусловлено ступенью социально-исторического развития страны и низким образовательным порогом основной массы рабочих, специфические черты их социального сознания складывались под доминирующим влиянием традиционных сдвигов и обыденного знания На рубеже века и позже, в период индустриально-технической модернизации и урбанизации Венгрии (конец 90-х - 1914 г ), «массовое сознание рабочих заметным образом формируется уже под воздействием идеологической пропаганды и научно-просветительских знаний" (С 137)

В главе 'Венгерское общество глазами рабочих" автор исследует массовое сознание рабочих, выделяя неконфликтный (конформистский), радикально-реформаторский и радикально-революционный типы общественного сознания Соответственно рассмотрены проблемы национальных отношений в восприятии рабочих, проблемы их исторической памяти и патриотизма, особенности и характер их социальной самоиндентификации Говоря в этой связи о значении стачечного движения и роли профсоюзных организаций, автор пишет, что «в историческом плане итог развития венгерского профсоюзного движения заключался в том, что в 1890-1914 гг сложился институт рабочего представительства, ока-зывавший растущее влияние на регулирование трудовых отношений Было завоевано право рабочих на профессионально-производственную самоорганизацию" (с 178) В отдельном параграфе этой главы исследуется влияние идей либерализма, аграрного социализма и социал-демократизма" на массовое политическое сознание рабочих, а также дается представление о венгерской "рабочей элите" - активистах рабочего движения Более подробно общественные идеалы рабочих и развитие социалистического движения в Венгрии исследуются в главе V

Венгерская социал-демократическая мысль, пишет автор, отразила своеобразие процесса исторической трансформации Венгрии в направлении к индустриально-капиталистическому общест-

ву "За контурами идеального бесконфликтного социалистического будущего стояли конкретные требования политического равенства всех граждан и социальной демократии, отстаивались ценности материального и духовного прогресса, социальной защищенности трудящихся Без всего этого переход к социализму считался нереальным" (с 206) Практика западного парламентаризма и рецепция политической идеологии Ф.Лассаля были факторами, обусловившими приоритетное внимание венгерских социал-демократов к проблеме всеобщего избирательного права, отмечает автор. Формула "социализм через всеобщее избирательное право" становится своего рода "альфой и омегой" социал-демократической пропаганды (с 230) Достаточно подробно в книге рассмотрены особенности взглядов ведущих представителей венгерской социал-демократии, в частности Эрне Тарами, Жигмонда Кунфи, Оскара Яси и, в наибольшей степени, Эрвина Сабо.

Заключая исследование, А.Г Айрапетов пишет. "Реальное историческое содержание жизненных устремлений венгерских рабочих в конце XIX - начале XX в состояло в завоевании гарантий их социальной и правовой защищенности в реформируемом государстве и обновляемом гражданском обществе, в котором рабочие перестали бы чувствовать себя "отверженным классом". Социокультурный смысл освободительной борьбы промышленных рабочих заключался в протесте против приниженного статуса их труда в индустриально-капиталистическом обществе, находившимся в стадии становления То была не сфера, в которой осуществлялась самореализация сущностных сил человека, а товарный мир "Разорванное" сознание рабочих, поставленное перед выбором между жестокими законами рынка и гуманистическими ценностями достойной человека жизни, мучительно искало пути гармонизации социальных отношений и достижения общественного консенсуса" (с 242)

И.Е.Эман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.