Научная статья на тему '96. 01. 056. Пенсионные фонды в Чили: незавершенный успех. Chile: un succes inacheve // monde. - P. , 1994. - 15 mare. - № 14985. - P. 20'

96. 01. 056. Пенсионные фонды в Чили: незавершенный успех. Chile: un succes inacheve // monde. - P. , 1994. - 15 mare. - № 14985. - P. 20 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ -ЧИЛИ / ЧИЛИ - ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 056. Пенсионные фонды в Чили: незавершенный успех. Chile: un succes inacheve // monde. - P. , 1994. - 15 mare. - № 14985. - P. 20»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.01.001-96.01.076

МОСКВА 1996

96.01.056

156

привлекают поляков, венгров, русских, выходцев из бывшей Югославии, румын и чехов для работы на подобных объектах. Швеция открыла курсы профессиональной подготовки для молодых эстонцев, литовцев и латышей, а Финляндия привлекает иностранных рабочих для работы на совместных финско-русских и финско-прибалтийских предприятиях.

Международное сотрудничество в области контроля за иммиграцией — только частичное решение проблемы. Получает признание идея развития экономики стран-доноров, способствующего сокращению эмиграции рабочей силы. Для этого предполагаются либерализация торговли, региональная интеграция и увеличение прямых иностранных инвестиций стран-членов ОЭСР в трудоемкие отрасли производства и социальную инфраструктуру PC (в частности, в здравоохранение и образование). Помощь и сотрудничество также фокусируются на создании новых рабочих мест, улучшении функционирования и эффективности административных структур и финансовых институтов.

С начала 90-х годов страны-члены ОЭСР предприняли шаги в трех направлениях: контроль за миграционными потоками и борьба с нелегальной иммиграцией; интегрирование иммигрантов и иностранной общины в странах проживания; помощь в экономическом развитии и стимулирование занятости в странах с высоким миграционным потенциалом для уменьшения стимулов эмигрировать на средний или продолжительный срок.

В. Г. Былое là-1

96.01.056. ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В ЧИЛИ: НЕЗАВЕРШЕННЫЙ

УСПЕХ.

Chile: Un succès inachevé // Monde.— P., 1994 .— 15 mare.— H 14985

.— P. 20.

Проект реформы пенсионной системы Чили был утвержден в ноябре 1980 г. в качестве одного из разделов плана "семи модернизаций" чилийской экономики. Суть проекта состояла в том, чтобы заменить действующую в стране систему пенсионного обеспечения, основанную на принципе распределения (когдапенсии выплачиваются за счет взносов работающих), системой капитализации, когда каждый работающий в течение всей своей трудовой деятельности вносит определенный процент в пенсионный фонд, из которого по достижении пенсионного возраста и получает пенсию. По выбору пенсионера пенсия может быть выдана ему в форме единовременной суммы (капитала), в форме пожизненного дохода, либо в смешанной форме, сочетающей выплату небольшого капитала и пожизненного дохода.

157

96.01.056

В Чили было создано Управление пенсионных фондов (УПФ), которому подчиняются пенсионные фонды, собирающие взносы и распоряжающиеся полученными средствами с целью получения дохода. Размер взносов установлен в 10% от суммы заработной платы плюс изменяемый процент на страхование по инвалидности и пособие по случаю смерти. В среднем размер взносов при новом режиме составляет 13% зарплаты, что гораздо ниже 20%, которые выплачивались на пенсионное страхование при прежнем режиме.

Через УПФ государство оказывает воздействие на деятельность фондов и на соблюдение ими действующих законов. Государство гарантирует беднейшим слоям населения минимальную пенсию, которая составляет сегодня около 80 долл. США в месяц. Кроме того, государство активно участвует в проведении самой реформы. Проект реформы предусматривал, что все те, кто начинал свою профессиональную карьеру после 1 января 1983 г., должны обязательно вносить взносы в один из фондов УПФ. Остальные могли выбирать между прежней и новой системой. Бели кто-то решался присоединиться к новой системе, то ему выдавались так называемые "боны признания" на сумму, приблизительно равную сумме уплаченных им при прежнем режиме пенсионных взносов. Этр "боны признания" составляли для трудящихся основу их нового пенсионного капитала и финансировались за счет государственного бюджета. В результате в настоящее время более 80% экономически активного населения Чили охвачено частными пенсионными фондами, что расценивается многими экспертами как бесспорный успех реформы.

Чтобы стимулировать создание пенсионных фондов, вначале были приняты более "мягкие" правила относительно величины их первоначального капитала. Это позволило создать собственные фонды ряду отраслевых профсоюзов, например, профсоюзу строительных рабочих "Хабитат" и профсоюзу медедобываюгцей отрасли "Купрум". К настоящему времени новые фонды приобрели достаточный опыт для того, чтобы иметь возможность предлагать клиентам на выбор различные системы добровольных пенсионных взносов: вклады на договорной основе, накопительные сберегательные счета и т. д.

Важно отметить и то, что создание пенсионных фондов позволило обеспечить невиданный подъем чилийского рынка капиталов, что, в свою очередь, способствовало быстрому росту национальной экономики. Пенсионные фонды Чили являются сегодня ведущими институциональными инвесторами, потеснив в этом отношении банки. На середину 1993 г. 41% инвестиций пенсионных фондов составляли вложения в приобретение бон чилийского казначейства. Фонды приняли самое активное участие в процессе приватизации. Хотя по закону доля пенсионных фондов в капитале предприятий ве должна превышать

96.01.057

158

24%, пока их участие в капитале чилийских компаний составляет 12% суммы их активов, которая оценивается в 36 млн. долл. В 1992 г. УПФ добилось возможности вкладывать капитал за границей, однако до сих пор не использовало ее. Вероятно, в ближайшее время чилийские пенсионные фонды начнут участвовать в процессах приватизации в других странах Латинской Америки.

Несмотря на все признаки успеха реформы пенсионной системы Чили, этот успех оценивается специалистами как "незавершенный", поскольку ни один человек еще не выплачивал взносы по новой системе на протяжении всей своей трудовой карьеры и не получал соответствующей пенсии по новому режиму.

JI. А. Зубчемко

96.01.057. ПОЧЕМУ АНГЛИЙСКИЕ РАБОЧИЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЕЗДИТЬ НА РАБОТУ НА АВТОМОБИЛЕ, А НЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

Why workers are moving to cars // Labour research.— L., 1995 .— Vol. 84, № 1 .— P. 17-18.

Утверждение, что дороги Великобритании перенасыщены автомобилями, по мнению английских исследователей, не учитывает факта отсутствия стимулов к использованию для поездок на работу общественного транспорта. Темпы удорожания стоимости проезда по железной дороге и на общественном транспорте в черте Лондона вдвое выше темпов инфляции. Это сократило спрос на сезонные билеты и вынудило работников пересесть в автомобиль. В настоящее время ис-' пользуют для поездок на работу автомобиль или микроавтобус более 2/3 работников-мужчин (в 1981 г. — 59%) и 52% работающих женщин (37%). В то же время общественным транспортом пользуются 12% мужчин и 20% женщин (против 17 и 30% в 1981 г.). На велосипеде ездят 3 и 2% (в 1981 г. — 4 и 3%), пешком ходят 8% мужчин и 17% женщин (11 и 23%) (с. 18).

Как отметила в 1994 г. Королевская комиссия по вопросам загрязнения окружающей среды, если дорожное движение в стране будет продолжать расти нынешними темпами, то это нанесет серьезный ущерб здоровью населения и окружающей среде. В декабре 1994 г. английское правительство пришло к выводу, что дорожное строительство не сократит "пробки" на дорогах, а приведет только к более интенсивному использованию автотранспорта. Поэтому необходимы меры для сокращения темпов роста числа владельцев автомобилей, что позволит сократить скученность на дорогах и загрязнение воздуха. В то же время использование автомобиля стимулируется работодателями, которые предоставляют своим работникам 2,6 млн. фирменных автомо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.