Научная статья на тему '8. 3. Участие банка России и государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в осуществлении государственной функции по предупреждению банкротства кредитных организаций'

8. 3. Участие банка России и государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в осуществлении государственной функции по предупреждению банкротства кредитных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / THE BANK OF RUSSIA / DEPOSIT INSURANCE AGENCY / PREVENTING BANKRUPTCY / CREDIT ORGANIZATION / THE STATE ANTIRECESSIONARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комолов Артем Леонидович

В настоящей статье рассматривается деятельность Банка России и Агентства по страхованию вкладов, направленная на предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В деятельности данных юридических лиц рассматривается их компетенция по принятию актов применения права. В статье особое внимание уделено изменениям законодательства в рамках государственной антикризисной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комолов Артем Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THE BANK OF RUSSIA AND THE STATE CORPORATION «DEPOSIT INSURANCE AGENCY» IN REALIZATION OF THE STATE FUNCTION OF PREVENTING BANKRUPTCY OF CREDIT ORGANIZATIONS

In present article the activity of the Bank of Russia and the Deposit Insurance Agency on preventing the insolvency (bankruptcy) of the credit organizations is considered. The competence of these organizations is described from the point of view of their rights to accept new acts of law enforcement. In article the special attention is paid to the changes of the legislation within the state anti-recessionary policy.

Текст научной работы на тему «8. 3. Участие банка России и государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в осуществлении государственной функции по предупреждению банкротства кредитных организаций»

8.3. УЧАСТИЕ БАНКА РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ» В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Комолов Артем Леонидович, аспирант, Институт государства и права РАН

Контакты автора: komolovi@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье рассматривается деятельность Банка России и Агентства по страхованию вкладов, направленная на предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В деятельности данных юридических лиц рассматривается их компетенция по принятию актов применения права. В статье особое внимание уделено изменениям законодательства в рамках государственной антикризисной политики.

Ключевые слова: Банк России, Агентство по страхованию вкладов, предупреждение банкротства, кредитная организация, государственная антикризисная политика

PARTICIPATION OF THE BANK OF RUSSIA AND THE STATE CORPORATION «DEPOSIT INSURANCE AGENCY» IN REALIZATION OF THE STATE FUNCTION OF PREVENTING BANKRUPTCY OF CREDIT ORGANIZATIONS

Komolov Artem L, post-graduate student of Institut of State and Law Russian Academy of Sciences

Annotation: In present article the activity of the Bank of Russia and the Deposit Insurance Agency on preventing the insolvency (bankruptcy) of the credit organizations is considered. The competence of these organizations is described from the point of view of their rights to accept new acts of law enforcement. In article the special attention is paid to the changes of the legislation within the state antirecessionary policy.

Keywords: the Bank of Russia, Deposit Insurance Agency, preventing bankruptcy, credit organization, the state anti-recessionary policy

Правоприменительная форма осуществления функции государства при предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций представляет собой определенные направления деятельности Банка России и Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее - АСВ) по реализации нормативных актов и разрешению вопросов

управленческого характера путем принятия актов применения права.

Рассмотрим наиболее значимые законодательно определенные направления деятельности Банка России при предупреждении банкротства кредитных организаций, осуществляемых посредством принятия актов применения права.

Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее - Закон № 40-ФЗ) определены следующие условия принятия Банком России актов применения права при осуществлении контрольно-надзорной деятельности Банка России в случае возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации:

- кредитная организация, ее руководитель, совет директоров (наблюдательный совет) обязаны уведомить Банк России о возникновении в кредитной организации оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства, проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации и заседаний совета директоров (наблюдательного совета), совершении предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 4.1. Закона № 40-ФЗ сделок и т.д. (пункт 1 статьи 4.1. Закона № 40-ФЗ);

- Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации в форме слияния или присоединения, назначить временную администрацию (пункт 2 статьи 3 Закона № 40-ФЗ). Вследствие этого Банк России вправе потребовать от соответствующего органа управления кредитной организации проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) либо внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации для принятия решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению (пункт 5 статьи 12 Закона № 40-ФЗ);

- со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и до дня получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация лишается права принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками), выплачивать им дивиденды, удовлетворять требования учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации (пункт 3 статьи 12 Закона № 40-ФЗ).

- Банк России вправе направить наблюдателя (наблюдателей) для участия в общем собрании учредителей (участников) кредитной организации, заседании ее совета директоров (наблюдательного совета), а также определяет порядок осуществления контроля за выполнением плана мер по финансовому оздоровлению (пункт 4 статьи 4.1 Закона № 40-ФЗ);

- Банк России вправе своим правовым актом ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации по денежным обязательствам и обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации (статья 26 Закона № 40-ФЗ).

Комолов А.Л. УЧАСТИЕ БАНКА РОССИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ БАНКРОТСТВА

Кроме того, Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (далее - Закон № 175-ФЗ) также предусмотрены акты применения права, обусловленные реализацией Банком России контрольнонадзорных полномочий:

- Банк России вправе принять акт о предоставлении банку отсрочки (рассрочки) по внесению суммы недов-несенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка (пункт 4 части 3 статьи 3 Закона № 175-ФЗ);

- Банк России вправе запретить приобретение имущества и обязательств банка (или их часть), в отношении которого совместно с АСВ предпринимаются меры по предупреждению банкротства (часть 9 статьи 9 Закона № 175-ФЗ).

Банк России при осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций принимает акты, направленные на непосредственное управление деятельностью кредитной организации:

- правовым актом Банка России может быть сформирована из числа сотрудников Банка России временная администрация в качестве специального органа управления кредитной организацией, а полномочия исполнительных органов кредитной организации при этом могут быть либо ограничены, либо приостановлены (статьи 16 и 19 Закона № 40-ФЗ);

- Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) в случае, если к моменту принятия данного решения учредители (участники) банка не приняли решение об уменьшении размера уставного капитала банка (часть 1 статьи 7 Закона № 175-ФЗ).

Банк России наделен полномочиями по принятию актов, направленных на организацию взаимодействия с АСВ при осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации:

- принять решение о проведении оценки финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого банка (статья 4 Закона № 175-ФЗ);

- направить в АСВ предложение принять участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка в соответствии со статьей 3 Закона № 175-ФЗ);

- принять решение о согласовании (утверждении) или об отказе в согласовании (утверждении) плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка, а также в случае получения согласия АСВ возложить на нее реализацию функций и полномочий временной администрации (часть 2 статьи 6 Закона № 175-ФЗ);

- принять решение о возложении на АСВ исполнение функций временной администрации банка (пункт 6 части 1 статьи 2 Закона № 175-ФЗ);

- принять решение о предоставлении АСВ кредита для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банка (часть 2 статьи 10 Закона № 175-ФЗ).

Из вышеизложенного следует, что контрольнонадзорные полномочия Банка России, предусмотренные Законом № 40-ФЗ и Законом № 175-ФЗ, по сравнению с содержанием Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос-

сии)» и Федерального закона «О банках и банковской деятельности» значительно шире, а, следовательно, и увеличен спектр исходящих от Банка России актов применения права.

При предупреждении банкротства кредитных организаций Банк России в лице временной администрации осуществляет управление деятельностью кредитной организации. Это является исключением из принципа невмешательства Банка России в оперативную деятельность кредитных организаций, установленного в статье 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Рассматриваемая правоприменительная форма примечательна тем, что включает в себя принятие Банком России актов применения права, направленных на организацию взаимодействия с АСВ. Специфика данных актов заключается в том, что Банк России, являясь единственным органом верхнего уровня банковской системы Российской Федерации, органом банковского надзора, деятельность которого направлена, в частности, на поддержание стабильности и укрепление банковской системы Российской Федерации организовывает взаимодействие в области предупреждения банкротства банков с государственной корпорацией, созданной в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов. При этом следует иметь ввиду, что Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», являющийся правовым основанием создания АСВ, не содержит норм об участии данной государственной корпорации в предупреждении банкротства кредитных организаций. Однако развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций предоставило Банку России правовую возможность взаимодействовать с АСВ.

В целом, рассмотренная деятельность Банка России в рамках правоприменительной формы осуществления функции государства при предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций представляет собой принятие актов применения права, в частности, приказов Банка России, заявлений Банка России в арбитражный суд, предписаний Банка России и т.д.

Приступая к рассмотрению роли АСВ в правоприменительной форме осуществления функции государства при предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, следует, прежде всего, отметить следующее. В научной литературе аргументирован тезис о наделении АСВ отдельными государственно-властными полномочиями, а также выявлены и иные публично-правовые характеристики его правового положения, позволяющие утверждать, что АСВ участвует в осуществлении функций государства1.

В Законе № 40-ФЗ содержится относительно малое количество положений, определяющих участие АСВ в правоприменительной форме осуществления функции государства, т.к. они ограничиваются вопросами деятельности временной администрации. Например, согласно пункту 2 статьи 19 Закона № 40-ФЗ правовая

1 См.: Турбанов А.В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра юр. наук. Москва, 2004; Гаврилин Д.В. Особенности правового статуса агентства по страхованию вкладов как элемента банковской системы Российской Федерации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. Москва, 2005; Комиссарова М.В. Финансовоправовое регулирование системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. Москва, 2007.

возможность включения в состав временной администрации служащих АСВ возникает в связи с актом согласования АСВ данного включения.

Участие АСВ в предупреждении банкротства кредитных организаций, главным образом, регламентируется Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (далее - Закон № 175-ФЗ).

Отличительной особенностью роли АСВ в правоприменительной форме осуществления функции государства при предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций является принятие актов применения права, сопряженных с взаимодействием с третьими лицами (лицами частно-правового характера - инвесторами, приобретателями и кредиторами, а также с лицом публично-правовой природы

- с Банком России). Например:

- АСВ своим актом определяет и направляет своих представителей для проведения совместно с представителями Банка России оценки финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого банка (статья 4 Закона № 175-ФЗ);

- АСВ направляет уведомление Банка России о принятии решения об участии в предупреждении банкротства банка либо об отказе от такого участия, обращение Банку России и (или) к потенциальным инвесторам с предложением об определении видов финансовой помощи и (или) иных видов содействия банку в случае принятия решения об участии АСВ в предупреждении банкротства банка, обращение в Банк России с запросом о предоставлении дополнительных сведений (статья 5 Закона № 175-ФЗ);

- АСВ принимает акты о направлении в Банк России плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка и ежемесячных отчетов о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных указанным планом (статья 6 Закона № 175-ФЗ);

- АСВ за счет средств фонда обязательного страхования вкладов уплачивает кредиторам первой очереди, не получившим в ходе ликвидации банка удовлетворения требований в полном объеме, сумму, компенсирующую разницу между полученными ими средствами и средствами, которые они получили бы в случае, если бы имущество и обязательства банка не были переданы приобретателю (часть 14 статьи 9 Закона № 175-ФЗ);

- АСВ вправе обратиться в Банк России с заявлением о предоставлении кредита для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банка (часть 2 статьи 10 Закона № 175-ФЗ).

В связи с этим примечательным фактом является то, что ряд актов применения права являются актами договорного характера, в частности, частью 2 статьи 2 Закона № 175-ФЗ предусмотрено осуществление АСВ мер по предупреждению банкротства банков на основании соглашений (договоров). Содержание данных мер заключается в оказании определенных видов финансовой помощи, приобретении АСВ акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников), а также в организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России. Кроме того, согласно части 16 статьи 7 Закона №

175-ФЗ АСВ вправе принять решение о приобретении дополнительного выпуска акций банка и внесении вклада в уставный капитал банка.

В число актов применения права, принимаемых АСВ, входят акты, принимаемые для непосредственного управления деятельностью кредитных организаций. Это обусловлено полномочием АСВ принимать в определенных ситуациях решение о назначении одного из своих служащих в качестве представителя для осуществления им функций и полномочий временной администрации (часть 1 статьи 8 Закона № 175-ФЗ). Вследствие этого АСВ наделяется правом принимать решения о внесении изменений в устав банка, размещении акций, утверждении отчета об итогах выпуска акций, реорганизации банка, продаже имущества банка, передаче имущества и обязательств банка или их части, ликвидации банка, а также обращаться в суд с требованием о признании сделок, совершенных банком, недействительными, отказываться от исполнения договора банка и т.д. (часть 3 статьи 8 Закона № 175-ФЗ).

Таким образом, правоприменительная форма осуществления функции государства при предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций включает деятельность не только Банка России, но и АСВ. Данная деятельность АСВ представляет собой реализацию нормативных актов и разрешение вопросов управленческого характера путем принятия актов применения права: решений, уведомлений, заявлений в Банк России, соглашений (договоров), обращений в суд и т.д.

Вместе с тем, следует отметить, что в правоприменительной форме осуществления функции государства при предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций ключевое значение имеет деятельность Банка России.

Список литературы:

1. Турбанов А.В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра юр. наук. Москва, 2004.

2. Гаврилин Д.В. Особенности правового статуса агентства по страхованию вкладов как элемента банковской системы Российской Федерации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. Москва, 2005.

3. Комиссарова М.В. Финансово-правовое регулирование системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. Москва, 2007.

РЕЦЕНЗИЯ

Тема, которой посвящена статья Комолова А.Л., является актуальной вследствие реализации в настоящее время государственной антикризисной политики в банковском секторе.

В статье рассмотрена деятельность Банка России и Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по реализации нормативных актов и разрешению вопросов управленческого характера путем принятия актов применения права как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения.

Научная новизна данной статьи заключатся в том, что автор рассматривает в деятельности Банка России и АСВ реализацию правоприменительной формы осуществления функции государства при предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

На основе вышеизложенного представляется возможным опубликование статьи Комолова А.Л. в качестве научного труда.

Научный руководитель,

к.ю.н. Ю.И. Кормош

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.