Научная статья на тему '2018. 01. 004. Годден Н. Совместное исследование, использующее нарративные, перформативные и визуальные методы. Godden N. A co-operative inquiry using narrative, performative and visual methods // qualitative research. - 2017. - vol. 17, n 1. - p. 75-94. - doi:10. 1177/1468794116668000'

2018. 01. 004. Годден Н. Совместное исследование, использующее нарративные, перформативные и визуальные методы. Godden N. A co-operative inquiry using narrative, performative and visual methods // qualitative research. - 2017. - vol. 17, n 1. - p. 75-94. - doi:10. 1177/1468794116668000 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕННАЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРФОРМАНСА / ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРФОРМАНСА / ПАРТИЦИПАТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПЕРФОРМАНСА / СОВМЕСТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СОИССЛЕДОВАТЕЛИ / ДОВЕРИЕ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПЕРФОРМАНСА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 01. 004. Годден Н. Совместное исследование, использующее нарративные, перформативные и визуальные методы. Godden N. A co-operative inquiry using narrative, performative and visual methods // qualitative research. - 2017. - vol. 17, n 1. - p. 75-94. - doi:10. 1177/1468794116668000»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ

2018.01.004. ГОДДЕН Н. СОВМЕСТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ НАРРАТИВНЫЕ, ПЕРФОРМАТИВНЫЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ.

GODDEN N. A co-operative inquiry using narrative, performative and visual methods // Qualitative research. - 2017. - Vol. 17, N 1. - P. 7594. - D0I:10.1177/1468794116668000.

Ключевые слова: социальная реальность, представленная в различных формах художественного перформанса; формы художественного перформанса; партиципативное исследование; эпистемология перформанса; совместное исследование; соисследова-тели; доверие; методы исследования различных форм перформанса.

Автор из Австралии разрабатывает эпистемологию перформанса (presentational epistemology) в рамках партиципативной (participatory) исследовательской парадигмы. Она проводит так называемое совместное обследование (co-operative inquiry): члены исследуемого сообщества становятся соисследователями (co-inquirers), а исследователи получают доступ к культурным кодам изучаемого сообщества через обсуждение с соисследователями смысла различных перформансов сообщества, тем самым производя новые знания об изучаемой реальности и одновременно продвигая ее социальную практику.

То, что в современной социологической науке определяется как совместное исследование (проводимое совместными усилиями исследователей и соисследователей из числа исследуемых), пишет автор, представляет метод, охватывающий несколько типов знания: опытное (experiential), демонстративное (presentational), теоретическое (propositional) и практическое. Опытное знание - основа всех

других типов знания - возникает и накапливается в результате прямых ежедневных контактов человека с окружающей действительностью. Демонстративное знание, иначе определяемое как знание, основанное на искусстве, - образное выражение опытного познания через чувственно (эмоционально) воспринимаемые искусства музыки, танца, поэзии, театра, художественной прозы. Теоретическое знание - знание идей и теорий. Практическое знание представляет умения и компетенции, необходимые в практической жизни и приводящие в целостность все другие формы знания.

По мнению автора, «именно демонстративное (основанное на искусстве) знание играет в совместном исследовании ключевую роль, вводя исследователей в креативное и образное пространство познания» (с. 76). Это познавательное пространство требует использования соответствующих методов, которые могли бы работать с нарративом, перформансом, визуальным, символическим материалом. В общественных науках подобные методы все еще рассматриваются как «эмерджентные», методы «быстрого реагирования», к которым исследователи прибегают, когда ничего другого не остается. Вместе с тем в некоторых областях качественного исследования признается важность демонстративного знания и законность соответствующих исследовательских методов, расширяющих академическое знание представлением о многомерности человека как физического, эмоционального, духовного, социального и культурного существа.

Исследователи, сторонники методов получения демонстративного (основанного на искусстве) знания, отмечают, что подобная «смелая» исследовательская методология, вовлекая в орбиту исследования многомерный человеческий мир через его образы от искусства, тем самым работает на «воспитание человека» (с. 76). Центральное понятие, характеризующее демонстративное знание, -«перформанс» (performance). В данном контексте этому понятию следует, полагает автор, приписать смысл этнографического пер-форманса как акции воплощения ежедневных ритуалов. Перформанс в этом смысле - важный объект для исследования, которое стремится быть не зрителем, но активным его участником, вступать с ним в диалог. Оно наделено критической рефлексией, неконсервативно, движимо социальной справедливостью, целенаправленно

развивает креативные идеи о многомерной, нелинейной и многозначной человеческой реальности.

Исследовательские методы, нацеленные на анализ социальной реальности в различных формах ее художественного перформанса - художественной прозы, поэзии, театра, музыки, танца, -мотивируют всех участников исследования (исследователей и исследуемых) к совместной и творческой работе, развивающей практическое и теоретическое знание изучаемого фрагмента социума в ходе диалогов и полемики, рождающих новое понимание предмета, новое знание о нем и новую его социальную практику. Речь, таким образом, идет о том, что сама совместная исследовательская работа, которую вместе с исследователями делают и исследуемые в качестве соисследователей, и есть методология, позволяющая не только вывести партиципативное качественное исследование на новый, более высокий уровень, но и влиять (через соисследовате-лей, приобретающих соответствующие теоретические и практические знания) на изучаемый социальный процесс, изменять его ход. То есть совместное исследование перестает быть чисто академическим предприятием и приобретает значение прямого фактора социальной динамики.

Наряду с ключевым термином «совместное исследование» автор предлагает еще один термин своего методологического проекта - «любовь» (love). При этом она вкладывает в это понятие не обыденный, а социально-практический смысл - смысл характера социального взаимодействия, социальных взаимоотношений. Любовь в контексте проекта «совместное исследование», поясняет автор, - это ненасилие и непричинение вреда, диалог и сотрудничество или, как в феминистском движении, борьба за равноправие против систем, защищающих неравенство, таких как патриархальная, расистская или капиталистическая системы. В немногих исследованиях разрабатывается тема любви как практика социального милосердия, и совсем мало исследований, рассматривающих с точки зрения социального понятия «любовь» коллективную деятельность (community work), хотя именно она всегда имеет ценностную базу. Например, среди мизерного числа научных работ, посвященных теме любви в социальном смысле, есть исследования, показывающие важность этого понятия для социально гонимых людей и разного рода волонтеров, образующих «братства». Однако

полностью отсутствует разработка указанной темы именно с помощью методологии совместного (партиципативного) исследования.

Совместное исследование - весьма эффективный метод. Его действенность обязана динамичному взаимодействию знания об изучаемой практике и самой этой практике в отличие от академической традиции, предлагающей ограничиваться теоретическими и интеллектуальными конструкциями. В совместном же исследовании исчезает граница между исследователями и исследуемой социальной практикой. Исследуемая практика становится соисследова-телем себя самой. Между всеми участниками исследования возникают уникальные взаимоотношения единства, которые характеризуются словом «любовь». Создается действительно неординарная ситуация, когда обе стороны действуют не вынужденно, а вполне добровольно в интересах друг друга, поскольку их интересы оказываются едиными. Ничего подобного нет и не может быть в традиционном академическом исследовании, где интересы исследователей, с одной стороны, и исследуемых - с другой, попросту не соприкасаются между собой, а потому и не возникает эмпатиче-ского явления соисследования.

Метод совместного исследования отличен от других методов: 1) трансформацией всех субъектов исследования в соисследовате-лей в отношении всех содержательных и методологических исследовательских решений; 2) формированием системы взаимодействия всех сторон исследовательского процесса, меняющих друг друга в ходе исследования; 3) искренним интересом к проведению добросовестного исследования в отношении процедур и результатов; 4) не просто познанием исследуемой реальности, а познанием, преобразующим эту реальность; 5) использованием ряда специальных методов, призванных для анализа символических (художественных) образов исследуемой реальности; 6) такими инструментами, как все человеческие чувства вместе с многомерной эпистемологией опытного, демонстративного, теоретического и практического познания.

Процесс совместного исследования - демократический и циклический - включает несколько стадий обсуждения и действия. На первом обсуждении соисследователи принимают решение о структуре исследования, своих ролях и исследовательской задаче. После этого группа развивает первое свое действие, предприни-

маемое индивидуально или коллективно, и согласовывает получаемые данные. Потом соисследователи возвращаются к обсуждению, начиная второй круг с анализа и интерпретации данных, полученных в ходе первого действия. Они модифицируют исследовательскую задачу и на этой основе развивают второе действие. Обычно исследование насчитывает от пяти до восьми таких циклов и заканчивается финальным обсуждением решения исследовательской задачи.

Совместное исследование становится креативным благодаря привлечению соисследователей, вместе с которыми на правах субъекта в исследование входит сама исследуемая реальность. Это радикально меняет исследовательскую ситуацию, поскольку само явление соисследователей раздвигает академические рамки и впускает в них свободу воображения и методическую свободу - методы анализа нарративов, перформансов, визуальных презентаций. Они позволяют работать с метафорами и через них получать о человеке и обществе знания, которые невозможно получить с помощью традиционных академических методов. Эффективность указанных методов обусловлена тем, что их применение в рамках совместного исследования связано с определенной ценностной средой - парти-ципативной, неиерархической, демократической. В этой среде все соисследователи пользуются одинаковым уважением как эксперты независимо от их образовательного уровня; мнение каждого из них одинаково весомо в коллективном обсуждении исследовательских данных.

Главным в методологии совместного исследования автор считает эмоциональную атмосферу доверия в исследовательской группе, атмосферу своего рода «братства», когда никто не хочет друг друга подвести, атмосферу, отсекающую интересы, посторонние интересам честного выполнения исследовательской работы. Совместное исследование - методология, которая впервые прямо и открыто вводит в научное исследование фактор доверия между людьми не как некое периферийное в научной деятельности ее «человеческое измерение», но именно в качестве важного фактора получения научного знания. Поэтому совместное исследование представляется методологической инновацией, нацеленной на получение знаний о человеке и обществе с помощью самих человека и общества - ресурсов, которые, собственно, и хранят знания, но

которые академическая наука практически не использует, относясь к социальной реальности как к «объекту», а не субъекту, соиссле-дователю.

А.А. Али-заде

2018.01.005. НАУЧНЫЙ МЕТОД В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПАРАДИГМЕ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ. (Обзор).

Ключевые слова: научный метод; общественные науки; природа и общество; полидисциплинарная наука; трансдисциплинарная наука; технологический прогресс; коммуникационные технологии; методологическая трансдисциплинарность.

Авторы статей данного обзора рассматривают проблему научного метода, отмечая, что она обязана общественным наукам, предмет которых (человеческая / социальная реальность) сопротивляется канону научности / научного метода (канону достоверного знания), исторически заданному естественными науками. Они показывают, что эту проблему дезинтегрированной (на естествознание и обществознание) науки реально решает вхождение современного научного развития в парадигму трансдисциплинарности, формируемую именно общественными науками. Эта парадигма характеризуется тем, что исследовательские методы не только свободно преодолевают границы между академическими дисциплинами, но и нередко выходят за рамки академической науки, беспрецедентно демократизируя исследовательскую коммуникацию.

Авторы статей сходятся в том, что научный метод - это очень старая проблема. Она возникла, когда протонаучное (философское) мышление, производившее в свободном полете теоретической фантазии всеобъемлющее, синтетическое знание, вошло в парадигму полидисциплинарной, разделенной на области естествознания и обществознания эмпирической науки. Это движение от философии как протонауки к эмпирической науке представляло исторически необходимый процесс взросления человеческого мышления - перехода от мифологического к реалистическому сознанию.

Известно, что развитие человеческого сознания в онтогенезе (индивидуальной истории) ускоренно повторяет развитие сознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.