Научная статья на тему '2011. 02. 070. Гаджиев К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России / Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений РАН. - М. , 2010. - 531 с'

2011. 02. 070. Гаджиев К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России / Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений РАН. - М. , 2010. - 531 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
267
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАКАВКАЗСКИЕ РЕСП
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 070. Гаджиев К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России / Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений РАН. - М. , 2010. - 531 с»

2011.02.070. ГАДЖИЕВ КС. КАВКАЗСКИЙ УЗЕЛ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТАХ РОССИИ / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - М., 2010. - 531 с.

Монография посвящена проблемам развития новых государств Южного Кавказа - Азербайджана, Армении и Грузии, а также их взаимоотношениям с Россией и другими странами мира. Анализируя пути и особенности формирования современных южнокавказских государств, автор подчеркивает, что геополитический облик региона в целом и судьба каждого из проживающих там народов зависят от параметров и вектора социально-экономического развития.

Под тяжестью проблем или из-за давления международных финансовых организаций южнокавказские республики ввели в действие комплекс социальных и экономических реформ, которые, начиная с конца 1990-х годов, стали давать результаты. Несмотря на политические пертурбации, государства региона демонстрировали устойчивый экономический рост. Так, в 2005 г. в Азербайджане объем ВВП вырос на 21,8%. Армения заняла вторую позицию, увеличив ВВП на 11,6%, а ВВП Грузии увеличился на 7,7% (с. 161).

Ключевую роль на Южном Кавказе и вокруг Каспия играет Азербайджан, который не только обладает большими углеводородными ресурсами, но и занимает весьма выгодное положение на пути транспортировки нефти и газа в западном направлении с территории всего Каспийского бассейна. Азербайджанские эксперты также оценивают потенциальные запасы золота в своей стране более чем в 1 тыс. т, что превышает известные запасы Грузии и Армении вместе взятых.

С середины 1990-х годов в страну пошли инвестиции благодаря заключению ряда крупных контрактов, появились новые рабочие места как в нефтяной сфере, так и в других отраслях экономики. При содействии ЕС осуществляются реорганизация и модернизация отраслей промышленности, связанных с энергетикой, а также крупных нефтехимических комплексов. По имеющимся данным, в 2006 г. объемы добычи нефти в Азербайджане достигли 30 млн. т и продолжали расти (с. 153-154). Для переработки золота в республике предполагается построить аффинажный завод. Разработан комплекс стратегически важных преобразований в

сельскохозяйственном секторе. Республика в состоянии добиться самообеспечения зерном, сахаром и чаем. Ощутимый приток валюты может дать развитие туризма.

Азербайджан стремится использовать свой значительный транзитный потенциал. В настоящее время построены и функционируют нефтепроводы Баку - Супса и Баку - Тбилиси - Джейран, которые в значительной степени уменьшили зависимость Азербайджана от России в транспортировке нефти на западные рынки, и газопровод Баку - Тбилиси - Эрзерум. Так называемый кавказский транспортный коридор, который в значительной своей части пролегает по территории республики, может превратить Азербайджан в один из региональных центров международной торговли и реэкспорта. В частности, летом 2007 г. начато строительство железной дороги Баку - Тбилиси - Ахалкалаки - Карс, стоимостью 420 млн. долл. (с. 156).

Главные проблемы Азербайджана связаны с последствиями карабахского конфликта: фактическое отделение Нагорного Карабаха и объявление им независимости, потеря ряда других территорий, в том числе Лачинского коридора. Весьма острыми остаются вопросы связи основной территорию страны с Нахичеванью, отделенной от нее территорией Армении. Попасть в Баку наземным транспортом из Нахичевани можно только через территорию Ирана. Другим аспектом является проблема беженцев, которые расселились в основном в городах Баку, Гянджа, Сумгаит и Ханхер. По утверждению азербайджанских властей, число беженцев и вынужденных переселенцев в республике в настоящее время составляет около 1 млн. человек. При этом за период с 1989 по 1997 г. из Азербайджана выехали около 330 тыс. армян и более 220 тыс. русских (с. 157).

Несмотря на улучшение экономической ситуации в республике в докризисный период, властям не удалось полностью решить проблему безработицы и ликвидировать бедность. Особое значение для будущего республики имеет выезд за ее пределы различных категорий азербайджанского населения. По разным данным, в настоящее время только в России нашли пристанище от 1,5 млн. до 3 млн. граждан Азербайджана. Это в основном наиболее работоспособные и предприимчивые люди, оказавшиеся невостребованными у себя на родине.

Благодаря достигнутому в советский период уровню развития, Армения имела основания надеяться на успешные перспективы социального, экономического, культурного и политического развития. Однако сразу же проявились трудноразрешимые проблемы, из них основная - ограниченность ее природных ресурсов, которая обусловила почти полную зависимость Армении от поставок российского газа и нефти, осуществляемых транзитом через Грузию. Данное положение усугубляется тем, что страна зажата между не всегда дружественными странами и не имеет выхода к морю. Проблема фактической транспортно-энергетической блокады республики решается, в частности, путем создания транспортного коридора в Иран, через каспийские порты которого можно осуществлять связи с разными странами. Другим фактором, препятствующим экономическому развитию Армении, является неурегулированность карабахского конфликта.

В условиях войны и почти полной энергетической и транспортной блокады одним из важнейших решений, позволивших в буквальном смысле спасти экономику республики, стала решительная аграрная реформа. Примерами успешной предпринимательской деятельности в Армении служит также создание совместных с иностранными компаниями предприятий по производству пива и сигарет. В стране наблюдается настоящий строительный бум, быстрыми темпами ведется реконструкция дорог. Экономический рост поддерживается со стороны международных финансовых организаций, а также денежными поступлениями от многочисленных армянских диаспор, живущих за рубежом.

Тревогу властей вызывает массовая эмиграция трудоспособного населения из страны. По некоторым оценкам, за пореформенный период Армению покинули около 750 тыс. человек, что составляет 20% общей численности населения (с. 160). Только в России по официальным данным насчитывается более 1 млн. армян, а с учетом рабочих-мигрантов и просто незарегистрированных эта цифра значительно больше (с. 161).

Как и другие республики Южного Кавказа, Грузия в советский период располагала крупной и развитой промышленностью. Но с распадом СССР и приобретением национальной независимости в силу целого комплекса обстоятельств она испытала длительный и глубокий кризис экономики. В последующие годы ежегод-

ный рост грузинской экономики составлял в среднем 9% и в значительной степени был обеспечен за счет масштабной финансовой помощи от США и ЕС (с. 162). Поступление средства в бюджет также было достигнуто в результате ужесточения налоговой дисциплины, борьбы с контрабандой и теневой экономикой. Одновременно были сокращены социальные расходы и произведены массовые увольнения бюджетников в системе здравоохранения и образования.

Одной из серьезных проблем современной грузинской экономики является значительный внешний долг. В республике также до сих пор не преодолен перекос в сторону сельского хозяйства и торговли, хотя в последние годы наблюдается рост производства промышленной продукции. Не оправдываются пока надежды на доходы от курортной зоны и развития туризма.

Самым слабым местом грузинской экономики является ее зависимость от ввозных энергоресурсов. Небольшие месторождения каменного угля характеризуются сложными горногеологическими условиями. Месторождения нефти и газа в Грузии плохо изучены и, по мнению специалистов, мало перспективны. По имеющимся данным, запасы нефти на территории Грузии оцениваются в 580 млн. т, из которых около 200 млн. т глубоколежащей нефти приходится на акваторию Черного моря. Полагают, что в Тарибанской степи запасы нефти достигают 1 млрд. баррелей. Здесь уже начато бурение нефтяных скважин. Там же начата добыча газа (на Ниноц-миндском месторождении) объем которой предполагалось довести до 0,5 куб. м в день (с. 164). Большую поддержку в разведке и разработке грузинских месторождений оказывают специалисты из США.

Важными стратегическими ресурсами Грузии являются ее выгодное географическое положение и наличие морских портов Поти и Батуми на Черноморском побережье. Страна возлагает большие надежды на участие в межгосударственном перераспределении углеводородных ресурсов и проектах строительства трубопроводов для транспортировки каспийской нефти и газа. Перспективы прохождения через территорию республики евразийского транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (ТЯЛСБКЛ) также сулят немалые экономические выгоды и позволяют ее экономике интегрироваться в мировое хозяйство.

Принципиальное значение в формировании и реализации как внутренней, так и внешнеполитической стратегии Грузии имеют конфликты с Абхазией и Южной Осетией. Проблема территориальной целостности страны усугубляется наличием значительного контингента беженцев. А государство тратит колоссальные средства на создание армии по натовскому образцу и на содержание правоохранительных органов.

При этом численность населения Грузии за 1990-1994 гг. уменьшилось с 5,5 млн. до 4 млн. человек (с. 167). Основная масса эмигрантов осела на территории РФ. И одним из основных источников существования многих жителей страны стала помощь родственников, проживающих в России.

В период расторжения отношений с Россией государства Южного Кавказа питали иллюзии относительно быстрого экономического развития и роста благосостояния народа. Однако путь в этом направлении оказался тернистым и сопряженным со множеством трудноразрешимых проблем. Главным препятствием стало то, что социально-экономическая и политическая нестабильность многократно усиливалась военными действиями в зонах этнонацио-нальных и территориальных конфликтов.

Южнокавказским странам также приходится преодолевать маргинальность своего статуса в глобальной экономической системе. Открытость их экономик носит преимущественно односторонний характер. За исключением углеводородных ресурсов Азербайджана, товары в основном идут в эти страны, но у Южного Кавказа мало что есть для экспорта.

Запасы углеводородных ресурсов в регионе специалистами оцениваются по-разному. Ряд американский ученых оценивают запасы каспийской нефти в пределах 15-20 млрд. баррелей, некоторые европейские эксперты - в пределах 7-14 млрд., российские -от 7 до 10 млрд. баррелей. Регион располагает примерно 3-4% мировых запасов нефти и 4-6% газа, большая часть которых приходится на Туркмению (с. 500). На долю Азербайджана приходится всего 0,6% от разведанных мировых запасов нефти (1 млрд. т или 7 млрд. баррелей) и 0,8% от разведанных мировых запасов газа (1,37 трлн. куб. м) (с. 501). Это несравненно меньше, чем объемы углеводородного сырья, которыми располагают Россия или государства Ближнего и Среднего Востока. Внешнеэкономическое зна-

2011.02.071-075

чение южнокавказского региона прямо пропорционально способности достичь договоренности с руководителями Казахстана, Туркмении и отчасти Узбекистана о предоставлении своих энергоресурсов по намечаемому транскаспийскому трубопроводу.

Другим значимым ресурсом региона является его выгодное географическое положение. Используя его, государства Южного Кавказа надеются стать транспортным звеном между Европой и Азией (в обход России), включая новые маршруты транспортировки углеводородных ресурсов на мировые рынки. Осложняет ситуацию тот факт, что все большую актуальность приобретает вопрос транспортировки каспийской нефти не только в западном (через Южный Кавказ и Северный Иран) и северном (через Россию), но в южном (через Иран и Турцию) и восточном (в Китай) направлениях. Центральноазиатские страны заинтересованы в диверсификации маршрутов трубопроводов в плане сокращения зависимости от российской сети, а Иран и Турция в этом вопросе преследуют собственные экономические интересы.

Анализируя перспективы проектов, объединяемых под общим названием «новый Великий шелковый путь», автор делает вывод, что в лучшем случае они могут стать дополнением к уже существующим и создаваемым маршрутам, соединяющим Запад и Восток, Азию и Европу, но никак не составят серьезной альтернативы российским поставкам углеводородов в страны Евросоюза. Кроме того, проекты по развитию коммуникаций на Южном Кавказе не могут рассматриваться изолированно от процессов формирования единой пространственной инфраструктуры мирового сообщества, а их привлекательность не однозначна в свете развития энергетики и роста энергопотребления в различных регионах мира.

М.А. Положихина

2011.02.071-075. СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ: ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА. (Сводный реферат).

1. ШОХИНА Е. От слов к делу // Эксперт Online. - Режим доступа: http://expert.ru/articles/2010/10/08/slovo_delo

2. Эксперты: Модернизация экономики по зарубежному образцу в России невозможна. - Режим доступа: http://blog.soaringhawk.name/ eksperty-modernizaciya-ekonomiki-po-zarubezhnomu-obrazcu-v-rossii-nevozmozhna.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.