Научная статья на тему '2011. 02. 041. Егорова Т. В. Чернолаковая керамика IV-II вв. До Н. Э. С памятников Северо-Западного Крыма / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. Фак. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. - 253 с. , ил. - библиогр. : С. 182-192'

2011. 02. 041. Егорова Т. В. Чернолаковая керамика IV-II вв. До Н. Э. С памятников Северо-Западного Крыма / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. Фак. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. - 253 с. , ил. - библиогр. : С. 182-192 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРЫМ / ПАМЯТНИКИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА / IV-II ВВ. ДО Н.Э. / ЧЕРНОЛАКОВАЯ КЕРАМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 041. Егорова Т. В. Чернолаковая керамика IV-II вв. До Н. Э. С памятников Северо-Западного Крыма / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. Фак. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. - 253 с. , ил. - библиогр. : С. 182-192»

виде руднинская культура органично вписывается в круг локальных культур среднего неолита юга Дальнего Востока, отличительной чертой которых является традиция штамповой орнаментации керамики, которая тем не менее индивидуальна для каждой из конкретных культур» (с. 110).

О.Л. Александри

2011.02.041. ЕГОРОВА ТВ. ЧЕРНОЛАКОВАЯ КЕРАМИКА IV-II вв. ДО Н.Э. С ПАМЯТНИКОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРЫМА / МГУ им. М.В. Ломоносова. Ист. фак. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. - 253 с., ил. - Библиогр.: с. 182-192.

Ключевые слова: Северо-Западный Крым, памятники эллинистического периода, 1У-П вв. до н.э., чернолаковая керамика.

Реферируемая монография посвящена чернолаковой керамике - одной из наиболее многочисленных категорий археологических находок на греческих памятниках эллинистического времени в Северо-Западном Крыму. «Являясь массовым материалом, особенно в раннеэллинистических слоях, чернолаковая керамика позволяет датировать комплексы, не содержащие достаточное количество находок клейм и монет для определения времени их бытования» (с. 82).

Основным содержанием работы стало комплексное исследование всей импортной и местной чернолаковой керамики с 10 археологических памятников Северо-Западного Крыма, а также основных типов сероглиняной керамики с черным покрытием предположительно херсонесского производства. Книга состоит из введения, четырех глав и заключения. В качестве приложения представлен подробный иллюстрированный каталог. Для каталога отобрано максимально возможное количество целых, археологически целых и фрагментированных сосудов, несущих наиболее полную информацию о форме изделий, в количестве 805 шт. Отбор производился в фондах Евпаторийского краеведческого музея из коллекций археологических экспедиций 1953-2004 гг. Хронологические рамки работы ограничены серединой IV - второй половиной II в. до н.э., временем существования «дальней хоры» Херсоне-са и начальным этапом позднескифского влияния в регионе. Исследовались все основные типы памятников - укрепленные (го-

родища Беляусское, «Чайка» и Кульчукское) и неукрепленные сельские поселения (Южно- и Западно-Донузлавские поселения), усадьбы херсонесских колонистов («Песчинка» и «Маяк») и их некрополи. В состав хоры входила также Керкинитида (совр. Евпатория), крупный греческий полис, основанный во второй половине VI в. до н.э. и сохранявший независимость до вхождения в состав Херсонесского государства в середине IV в. до н.э.

В первой главе дается краткий очерк истории исследования чернолаковой керамики. Первое серьезное исследование аттической керамики принадлежит Г. Томпсону, опубликовавшему в 1934 г. в периодическом издании Американской школы классических исследований в Афинах материалы с Афинской Агоры конца IV -конца II вв. до н.э., сведенные в каталог с подробным описанием основных параметров сосуда (высота, диаметр) и места находки, что стало образцом для классификации столовой посуды. В изданной Т. Ивановой «Аполлонии» (1963) давалась четкая схема деления всего комплекса с выявлением относительной хронологии некоторых фрагментов. При датировке некоторых типов канфаров впервые для эллинистической чернолаковой керамики вводится объективный критерий отношения диаметра венчика к высоте сосуда, что позволило установить закономерную тенденцию постепенного изменения пропорций сосудов. В 1980-х годах появляются публикации аттических материалов С. Ротрофф, где приводится сводная таблица соответствий коэффициентов (отношение максимального диаметра тулова к высоте) сосудов с узко датированными слоями классического и эллинистического периодов, в которых были найдены сосуды. Наиболее полные труды на сегодняшний день - работы, вышедшие в серии «Афинская Агора»: Б. Спаркеса и Л. Талькотт1 (1970), исследующие материалы VI-IV вв. до н.э., и исследование эллинистической чернолаковой керамики С. Рот-рофф2 (1997). В последние десятилетия активно публикуются находки чернолаковой керамики, как импортной (аттической), так и

1 Sparkes B.A., Talcott L. Black and plain potteri of the 6th, 5th, 4th cent. b.c. // The Athenian Agora. - Princeton, N.J.: American School of Classical Studies in Athens, 1970. - Vol. XII.

2

Rotroff S.I. Hellenistic pottery. Athenian and imported wheelmade table ware and related material // Ibid. - 1997. - Vol. XXIX.

местной из памятников эллинистического периода, расположенных в бассейне Эгейского моря.

В отечественной историографии наиболее распространены работы, вводящие в научный оборот некоторое количество черно-лаковой столовой посуды в рамках публикаций материалов отдельных памятников (с. 11), что позволяет анализировать различные формы чернолаковой посуды в комплексе с приводимым здесь же сопутствующим материалом. Что касается местного подражания импортным образцам (так называемой «сероглиняной керамики с черным покрытием»), то ее изучение велось по двум направлениям: выделению продукции Херсонесского производства и исследованию ольвийской местной керамики.

Вторая глава посвящена технологии производства и внешнему оформлению чернолаковой керамики, а также базовым критериям ее анализа, к которым относятся состав и характер глины, оформление поверхности и, главное, форма сосудов. Состав глины позволяет производить первичную сортировку по областям производства, которых можно выделить три: Аттика, центры, расположенные в бассейне Эгейского моря, и Херсонес. Для каждого центра были характерны свои виды глины, определяемые по цвету и примесям. Что касается покрытия, то в эллинистический период на смену классическому черному лаку приходят различные по качеству лаковые покрытия. Теперь уже можно считать доказанным, что при датировании эллинистических чернолаковых изделий нельзя применять этот критерий, поскольку «на протяжении всего эллинистического периода сосуществуют различные по цвету и качеству покрытия» (с. 15). Экспериментальные исследования немецких технологов в начале 1940-х годов и последующие разработки английских ученых в лаборатории Британского музея показали, что оттенок и цвет лака - красный или черный - зависел не от его состава, а от технологии обжига. Лак же сосудов херсонесского производства разительно отличался от импортных образцов. Покрытие наносилось тонким слоем сильно разбавленного состава, одним из компонентов которого была глина, из которого был изготовлен сам сосуд. Такой состав при обжиге не давал никакого блеска, поверхность изделия оставалась шершавой, поэтому результат трудно было назвать «лаком», отсюда название «черное покрытие».

В книге рассмотрены некоторые общие моменты технологии производства чернолаковой посуды. В качестве основных приемов орнаментации выделены две. Первая называется стилем «западного склона афинской Агоры», который полностью сменил в эллинистический период краснофигурную роспись. Для него характерно использование в качестве краски разведенной бежевой и оранжевой глины и наличие элементов, выполненных белой краской. Второй прием орнаментации - штампованный и врезной орнамент. Он был широко распространен как украшение внутренней поверхности донцев открытых сосудов. Основные мотивы, характерные как для Аттики, так и для других центров бассейна Эгейского моря, -пальметки, отпечатанные самыми разнообразными штампами. В конце IV и первой половине III в. до н.э. популярны изображения из четырех пальметок, помещенных в центре донца сосуда. С этого же времени прослеживается тенденция к упрощению и схематизации орнамента. Таким образом, отмечает автор, подобная орнаментация может быть дополнительным признаком при датировке конкретных изделий.

Касаясь основных тенденций в развитии форм сосудов, автор пишет, что появившиеся в VI-V вв. до н.э. формы бытовали на протяжении довольно длительного времени, а их изменения носили эволюционный характер. Однако в эллинистический период появляются совершенно новые формы и типы сосудов. «Фактически происходит полная смена форм столового набора, что свидетельствует о сильных изменениях во вкусах и соответственно в традициях в этот период. Этот процесс происходит более или менее постепенно и наблюдается уже с начала III в. до н.э., окончательно оформившись во второй его четверти, т.е. около 275 г. до н.э.» (с. 21).

В третьей главе исследуются различные виды чернолаковой керамики с памятников Северо-Западного Крыма. Керамика аттического производства подразделяется на различные виды сосудов. Среди сосудов для питья преобладают классические канфары и родственные им формы. В количественном отношении эти виды сосудов преобладают над всеми другими формами. Широко представлены канфары классической серии и кубковидные канфары. Менее популярны чашевидные канфары, канфары с фигурными ручками; встречаются единичные фрагменты чашеобразных кубков и чаш с валикообразным венчиком. Из прочих сосудов для питья в

эллинистических слоях памятников Северо-Западного Крыма представлены скифосы и чашевидные скифосы. «Характерно, -отмечает автор, - отсутствие находок так называемых аттических канфаров эллинистической серии, ассортимент которых был достаточно разнообразен в III в. до н.э. в Аттике» (с. 30). Здесь они, видимо, были вытеснены продукцией малоазийских мастерских.

Сосуды для сервировки стола представлены в первую очередь мисками и солонками. Миски с отогнутым наружу краем встречаются классического и эллинистического типа, при этом классические миски, как правило, имели штампованный орнамент в виде пальметок. Выделены миски с краем, загнутым внутрь, миниатюрные миски с диаметром венчика, не превышающим 10 см. Большое распространение имели солонки, имевшие два основных вида - солонки с вогнутыми стенками и солонки на кольцевом поддоне. На многих памятниках Северного Причерноморья позд-неклассического и раннеэллинистического времени выявлены одноручные чаши, являющиеся образцами финальной стадии развития этой формы. Среди прочих видов сосудов можно назвать тарелки с валикообразным венчиком и рыбные блюда, соусницы с сильно отогнутым наружу краем, парфюмерные сосуды, пиксиды, сосуды для хранения и розлива вина, масла и воды. Таким образом, «аттическая керамика весьма широко и разнообразно представлена на поселениях Северо-Западного Крыма. Набор столовой посуды стандартен для эллинистического времени. Для большей части целых форм и фрагментов прослеживаются аналогии как среди материалов, найденных в самой Аттике, так и за ее пределами» (с. 46).

Керамика из центров бассейна Эгейского моря выделяется по двум основным параметрам: глина (ее цвет, структура, наличие визуально различимых примесей) и формы изделий, не имеющие аналогов среди материалов из Аттики. После прекращения Афинами производства классических канфаров сосуды сходных форм, с некоторыми отличиями, появляются в других центрах производства чернолаковой керамики, например в Пергаме, на Лемносе, в Македонии. Канфары эллинистического времени разделяются на сосуды с коротким горлом, резко отделенным от тулова, и кубки-канфары с биконическим туловом, получившие большое распространение в поздних эллинистических памятниках Северо-Западного Крыма.

Из столовой посуды выделяются миски разнообразных форм и размеров, соусницы и солонки. Особую группу столовой посуды составляют тарелки и блюда. Большинство рыбных блюд с центральной солонкой, найденных в Северо-Западном Крыму, по структуре, цвету глины и профилировке относятся к пергамскому производству. На начальном этапе производства (конец IV - III в. до н. э.) блюда подражают более ранним аттическим формам, но с конца III - начала II в. до н.э. они приобретают своеобразные черты. В то же время чернолаковые кувшины различных центров производства являются большой редкостью для эллинистических слоев в Северо-Западном Крыму, где более распространены простые красноглиняные сосуды, иногда украшенные росписью красной или коричневой краской в виде простых линий или растительных орнаментов. Среди этих редких сосудов можно выделить кувшины, ольпы, лекифы, амфориски, флаконы, аски, фимиатерии и ситуло-образные сосуды. Таким образом, в Северное Причерноморье, особенно во второй половине III - II в. до н.э., поступала продукция из различных греческих полисов и областей бассейна Эгейского моря -Пергама, Эфеса, Эретрии, Локриды, городов Македонии и Фессалии. «Вероятнее всего, с этими полисами и были налажены торговые отношения поселений Северо-Западного Крыма в позднеэлли-нистическое время. Поставки скорее происходили не напрямую, а опосредованно через один из крупнейших импортеров керамики в Северное Причерноморье в этот период - Пергам» (с. 65)

Сероглиняная керамика с черным покрытием, найденная в гончарных печах Херсонеса, четко выделяется по совокупности признаков: по глине, характеру лакового покрытия и по формам изделий. Несмотря на то что прежде подобную керамику определяли как ольвийскую, автор считает, что по глине подобные изделия (это в основном рыбные блюда с высоким бортиком солонки и рожки-поильники) должны считаться херсонесской продукцией, поскольку во второй половине IV-III вв. до н.э. они встречаются в некрополях Херсонеса, Керкинитиды и «Чайки», в то время как продукцию ольвийских мастерских на территории дальней хоры Херсонеса в период его расцвета находят довольно редко (с. 66). Херсонесская керамика с черным покрытием изготавливалась по образцу привозной аттической или малоазийской, однако при этом отдельные детали предметов разительно отличались от первоис-

точника. Причиной могло быть различие пластических характеристик разных регионов - пластичные аттические глины позволяли делать тонкостенные сосуды самых замысловатых форм. Определенную роль играли и местные традиции. В книге представлены 72 целых и фрагментированных сосуда из раскопок Керкинитиды, городища и некрополя «Чайка», поселений «Маяк» и «Песчинка».

В главе четвертой чернолаковая керамика рассматривается как источник по торговой истории Северо-Западного Крыма. Поскольку чернолаковая столовая посуда широко распространена во всех без исключения эллинистических памятниках региона, ее можно отнести к категории массового материала. В то же время период бытования таких предметов ограничен в силу их активного использования при хрупкости материала. Вместе с тем такой товар, как керамика, при условии регулярной торговли попадал даже в самые отдаленные местности с небольшим временным интервалом, исчисляемым несколькими годами. Существовало два основных морских пути, по которым товар мог доставляться в Западный Крым. Первый пролегал вдоль западного побережья Черного моря через Тиру, Ольвию и Керкинитиду. Второй, короткий путь, который активно использовался с середины IV в. до н.э., шел через Понт к Херсонесу, далее через Керкинитиду на сельские поселения Северо-Западного Крыма. «Почти полное отсутствие на указанных поселениях ольвийской продукции, в том числе сероглиняной керамики, в эллинистический период косвенно свидетельствует, что второй путь оставался единственным в это время. Активную торговлю с Ольвией и Тирой Херсонес осуществлял, очевидно, напрямую по морю, минуя поселения дальней хоры» (с. 71). Узкие хронологические рамки существования той или иной формы сосудов являются основанием для привлечения данной категории находок в качестве одного из базовых датирующих материалов. Общий анализ тенденций в изменении внешнего облика сосудов, факт появления новых типов в эллинистическое время свидетельствует о сильных изменениях во вкусах и соответственно в традициях в этот период. Постепенная смена форм и столового набора наблюдается уже с начала III в. до н.э. и окончательно оформляется во второй его четверти.

О. Л. Александри

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.