Научная статья на тему '2005. 04. 012-014. Энергетическая политика России в центральной Азии'

2005. 04. 012-014. Энергетическая политика России в центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РФ В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАНАХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 012-014. Энергетическая политика России в центральной Азии»

вия договора оказали политические соображения, что договор подписан на условиях туркменской стороны, так как «Газпром» никогда не хотел платить дороже 25-27 долл. за 1000 куб.м.

Туркменистан этим договором решил одну из важнейших задач: определил, куда он будет продавать свой газ в ближайшие 25 лет. С другой стороны, Россия крайне нуждается в туркменском газе для внутреннего потребления, что дает ей возможность экспортировать свой газ в страны ЕС, к тому же нейтрализуя возможных конкурентов: сейчас уже забыто предложение о строительстве Транскаспийского трубопровода, поддержанное США и Турцией, для поставок туркменского газа в европейские страны через территорию Азербайджана и Турциию. Он был признан слишком дорогостоящим. Москва стремится монополизировать транзит туркменского газа, поскольку это способствовало бы росту ее влияния в Центральной Азии (ЦА), и использует для этого не грубый нажим, а налаживание отношений с авторитарными правителями стран ЦА.

В то же время туркменбаши, напуганный падением режима Саддама Хусейна, ищет союзников и возможной защиты. Российско-туркменское соглашение имеет большое геополитическое значение, в частности, оно может изменить будущее Трансафганского проекта, соглашение о котором заключили Туркмения, Афганистан и Пакистан. Оно предусматривало строительство трубопровода стоимостью 2,5 млрд. долл., который можно будет продлить и в Индию и который будет перекачивать 20 млрд. куб. м газа в год с туркменского месторождения Довлета-бад. Но это месторождение все еще привязано к бывшей советской трубопроводной сети. Отныне весь свой газ Туркмения будет экспортировать в Россию, что сразу ставит под сомнение жизнеспособность Трансафганского трубопровода, тем более что в будущем предполагается разработка морских месторождений Туркмении консорциумом российских компаний.

Также в мае 2003 г Россия подписала соглашения с Киргизией и Таджикистаном, по которым они «получат столько газа, сколько они никогда не получали со дня независимости» (012, с. 105). С одной стороны, эти соглашения разрывают зависимость этих стран от Узбекистана, а с другой -предоставляют «Газпрому» прочную основу для освоения новых энергоресурсов этих двух государств. С получением независимости они быстро стали крупными должниками Узбекистана, поставляющего им газ и часто использовавшего их зависимость, временами прекращая поставки. Теперь они будут получать газ по-прежнему из Узбекистана, но не от него, а от

«Газпрома» которому и будут платить, а Ташкент попадет в частичную зависимость от России.

Согласно российско-таджикскому соглашению, будет вестись совместная разведка новых месторождений и добыча газа в Таджикистане, строительство и реконструкция трубопроводов, сотрудничество в сфере очистки, транспортировки и реализации газа. Считают, что Таджикистан имеет запасы более 1 трлн. куб. м газа, но разведанные запасы малы и добываемые объемы не обеспечивают внутреннего потребления. Добытый газ направляется на юг республики (в 2002 г. 24 млн. куб. м), а север снабжается газом из соседнего Узбекистана (в 2002 г. - 485 млн.куб.м) (012, с. 105).

«Газпром» включил в соглашения модернизацию центральноазиат-ской трубопроводной системы, которая связывает инфраструктуру региона с российской системой; объединение этих двух систем экспорта газа позволит России держать под контролем все его поставки из региона, а также уменьшит интерес Таджикистана и Киргизии к строительству Трансафганского трубопровода.

Киргизия и Таджикистан располагают крупными ресурсами гидроэнергии, подписанные соглашения дают России доступ к одному из самых перспективных энергетических ресурсов региона. Реализация только двух гидроэнергетических проектов - Рогунской ГЭС и каскада в Киргизии позволит экспортировать электроэнергию. В этом заинтересованы и Афганистан, и Пакистан. Участие Москвы в проектах создаст ей прочные стратегические позиции в эксплуатации двух самых больших рек Центральной Азии - Сырдарьи и Амударьи, а они обеспечивают водой поля Узбекистана, Казахстана и Туркмении.

«Лукойл» и «Итера» готовятся подписать соглашение с государственной нефтяной компанией Узбекнефтегаз по схеме раздела продукции при освоении Кандымской группы месторождений на северо-западе страны. Считают, что запасы газа здесь превышают 100 млрд. куб. м; в целом запасы Узбекистана оцениваются в 1,7 трлн. куб. м газа и 1,7 млрд. т нефти и газового конденсата (012, с. 107). Для их освоения Узбекистан нуждается в инвестициях, но иностранных инвесторов не устраивают условия. Если соглашение о разделе продукции будет подписано, то российские компании станут первыми значительными инвесторами в узбекистанский нефтегазовый сектор.

«Газпром» ведет переговоры с Казахстаном об аналогичном соглашении сроком на 25 лет. Казахстану принадлежит самая большая часть

прикаспийских запасов нефти. Для России Казахстан имеет большое геополитическое значение: это большая протяженность общей границы, поставка нефти из Казахстана через Россию на западные рынки, проходящий через Казахстан газопровод Средняя Азия - Центр. Не имея теперь былой военной мощи, Москва последовательно проводит политику более глубокого проникновения в республики ЦА, прекрасно зная их экономическое состояние и нужды, в долгосрочной перспективе это заложит основы для дальнейшего развития отношений России со странами ЦА.

Корреспондент «Петролеум аргус» в Каспийском регионе Р. Гусейнов (Баку, Азербайджан) (013) пишет, что в последние несколько лет ЦА стала объектом пристального внимания крупнейших российских нефтегазовых компаний с целью восстановления утраченных здесь позиций, казалось бы, вчистую проигранных западным странам. Это произошло после резкого изменения геополитической ситуации в 2001 г. с началом антитеррористической кампании, когда в этих странах стали появляться американские военные базы и одновременно США начали укреплять политико-экономические отношения со странами ЦА.

Казахстан, богатый природными ресурсами, является наиболее привлекательным, здесь интенсивно работает компания «Лукойл», господствующая в регионе, в том числе и в разведке российского сектора моря. «Лукойлу» принадлежало 2,7% акций в СП «Лукарко», компания участвовала в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), имела 15% в проекте разработки газового месторождения Карачаганак на западе страны и 50% в СП «Тургай петролеум», добывающем кумкольскую нефть в центральной части Казахстана. Но во всех этих проектах она не была оператором. «Лукойл» активизировал свою деятельность с подписанием в 2003 г. российско-казахстанского межправительственного соглашения о разграничении национальных секторов Каспия. Оператором Казахстана стал госхолдинг «Казмунайгаз», а России - «Лукойл» (на месторождениях Центральное и Хвалынское), Роснефть (Курмангазы) и «Газпром» (Центральное). Оценочные запасы этих трех месторождений составляют около 1,5 млрд. т нефти и более 800 млрд. куб. м газа; предусматривается их сдача в эксплуатацию в 2005-2006 гг. (013, с. 71).

Наиболее многообещающим месторождением является Кашаган в северной части Каспия, по оценкам, его запасы приближаются к 1 млрд. т, что выводит его в крупнейшее из открытых в мире за последние 30 лет. В 2004-2005 гг. республика намерена выставить на тендеры 23 перспективных участка, всего их в секторе моря 100 блоков. Ряд западных крупных

компаний заявил об участии в тендерах, «Лукойл» уже провел серию переговоров и заключил с Астаной первое из запланированных Казахстаном соглашений о разделе продукции. С политической точки зрения этот контракт стал первым серьезным успехом российских нефтяных компаний в Казахстане.

По расчетам Минэнерго Казахстана, в 2004 г. республика получит 55 млн. т, в 2005 г. - 60 млн. т, а к 2015 г. - 150 млн. т нефти при условии привлечения в отрасль 54 млрд. долл. извне. Перспективный рост добычи и соответственно поступлений в бюджет привел Астану к решению в конце 2003 г. изменить требования к инвесторам, ужесточив налоговый режим. Был введен рентный налог на экспорт нефти, ужесточились расчеты по компенсации производственных затрат и разделу прибыли. Иностранные инвесторы выразили озабоченность новым режимом, им остается добиваться определенных льгот, мотивируя их сложными геологическими условиями разработок и особым статусом проекта. Они считают, что завышенные налоговые требования могут подорвать доверие зарубежных фирм к проектам; в случае падения нефтяных цен многие компании могут вообще отказаться от крупных капиталоемких проектов. Уже -сточение налогового режима выглядит вполне логичным шагом, здесь республика пошла по пути России и до определенного момента готова жертвовать геополитическими интересами.

Несмотря на объективные трудности, российские компании все же надеются закрепиться на перспективном энергетическом рынке Казахстана. Так, Роснефть и «Газпром» могут быть привлечены к строительству газоперерабатывающего завода на гигантском месторождении Карачага-нах, запасы которого составляют 1,2 млрд. т нефти и 1,35 трлн. куб. м газа (013, с. 75). В их разработке участвуют британская «Би-Джи» и итальянская ЭНИ. Их консорциум планирует увеличить добычу с 5 млрд. куб м до 14 млрд., из них 6,6 млрд. пойдет на Оренбургский завод в Россию, 1 млрд. - на внутреннее потребление, еще 6,6 млрд. будут закачиваться обратно в пласт. Рост добычи до 18-16 млрд. куб. м сдерживается отсутствием рынков сбыта. Республика намерена развивать собственную газопереработку и нефтехимию, а не экспортировать ценное сырье, что позволит избежать зависимости от переработки газа на Оренбургском заводе. Сегодня Казахстан может получить доступ к европейским рынкам сбыта газа только через систему трубопроводов «Газпрома», который жестко контролирует основной объем экспорта газа из Туркмении и Узбекистана, покупая его по заведомо низким ценам. Республике предпочтительнее

иметь собственный ГПЗ, однако это потребует крупных инвестиций; скорее всего Астана примет политическое решение - создать СП с «Газпромом» на базе Оренбургского завода, это позволит снять проблему сбыта продукции и избежать полной зависимости от западных партнеров. «Газпром» планирует стать акционером газотранспортной системы Казахстана в случае ее продажи; Газпром заинтересован в увеличении пропускной способности магистрали Средняя Азия - Центр, общая ее модернизация рассчитана на 10 лет, и Газпром планирует увеличить свои закупки узбекского и туркменского газа.

Узбекистан обладает большим нефте|газовым потенциалом, здесь открыто 190 месторождений углеводородов. Запасы газа оцениваются в 2-5 трлн. куб. м, нефти - в 5,3 млрд. т, газового конденсата в 480 млн. т. Добывается 580 млрд. куб. м в год, из них экспортируется не более 10 млрд. куб.м. Экспортные возможности сильно ограничены удаленностью от мировых рынков сбыта. Для разработки газовых месторождений необходим иностранный капитал, но они малопривлекательны для него из-за своей удаленности. Для повышения интереса к узбекскому газу необходима «единая стратегия для трех стран региона, чем в последние два года вплотную и занимается «Газпром» (013, с. 78). Он подписал в 2003 г. соглашение с Ташкентом на период до 2012 г. о совместной разработке месторождений и поставках 5 млрд. куб. м газа в год до 2005 г. и 10 млрд. куб. м в год к 2012 г. В среднесрочной перспективе «Газпром» сможет перейти от перепродажи газа к его добыче, т. е. начать новый этап бизнеса в регионе и восстановить прежнюю цепочку геологических, промысловых и транспортных активов бывшего СССР, тем самым усилить свой экспортный потенциал и укрепить отношения со странами ЦА. В 2004 г. было подписано соглашение о разделе продукции сроком на 35 лет между «Лукойлом» и Узбекнефтегазом, создано СП, в котором доля «Лукойла» составит 90%, Узбекнефтегаза - 10%. Объем вложений в проект составляет 1 млрд. долл., промышленная добыча начнется в 2007 г. Проект предусматривает добычу 9 млрд. куб. м газа, строительство современного газохимического комбината, бурение 240 эксплуатационных скважин, прокладку более 1500 км трубопроводов. Газ планируется перекачивать через магистральные трубопроводы «Газпрома». Активная позиция крупнейших российских нефтегазовых компаний позволила им занять доминирующее положение в ТЭК Узбекистана, чего раньше не удавалось ни одному иностранному инвестору. В отличие от Казахстана, где этим компаниям предстоит серьезно конкурировать с «Шевро-Тексако», ЭНИ,

тетной основе с ЗАО Национальная компания «Казмунайгаз» совместное предприятие ЗАО «Казросгаз» для исследования рынков сбыта газа и продуктов его переработки, обеспечения загрузки ГПЗ, создания условий для транспортировки газа, его реализации, ввода в строй новых транспортных мощностей и инфраструктуры. В среднесрочной перспективе экспорт казахстанского газа на рынки СНГ и Европы планируется осуществлять по территории России. Прорабатываются также проекты других маршрутов - Транскаспийский (Казахстан - Туркмения - Азербайджан -Грузия - Турция), азиатский - в Индию и Китай; но выход на новые рынки - задача весьма отдаленной перспективы. На нынешнем этапе сотрудничество с Москвой выгодно для Астаны, поскольку газ республики уже вышел в Западную Европу и обеспечивает страны Южного Кавказа.

По трубопроводу Средняя Азия - Центр газ Туркмении, Узбекистана и Казахстана идет на экспорт в Россию и дальше в Европу. Основная проблеме в том, что эта система не справляется с растущими поставками, прежде по ней шел только туркменский газ, к тому же трубопровод приближается к граничному сроку эксплуатации (33 года). Пропускная способность трубопровода не превышает 45 млрд. куб. м в год, а ожидаемый объем экспорта только туркменского газа приближается к 51 мдрд. куб. м (014, с. 102). Уже в ближайшие год-полтора необходимо довести пропускную способность газопроводов до 100 млрд. куб. м в год. Этот проект стоимостью около 3 млрд. долл. должен быть реализован в 20062007 гг., а также в 2006-2009 гг. завершено строительство Прикаспийского газопровода.

«Экспансия России в газовую отрасль Центральной Азии будет иметь ряд геополитических последствий. Осознав влияние контроля над газовыми рынками СНГ и Евросоюза, Москва использует этот фактор в качестве стимула для сколачивания пока «газового Союза», который со временем может трансформироваться в новый СССР под ее эгидой» (014, с. 106). Россия завершает строительство «либеральной империи в отдельно взятой отрасли СНГ». На этом пути России необходимо получать концессию сроком на 30 лет на украинскую газотранспортную систему, создать на базе Белтрансгаза российско-белорусское СП и подписать с Казахстаном 25-летнее соглашение о стратегическом сотрудничестве.

Передача странами ЦА своих газовых секторов России отрицательно скажется на их экономике и способности принимать самостоятельные политические решения. Захват «Газпромом» газотранспортных активов ЦА обеспечит России полный контроль над отраслью. Контроль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.