Научная статья на тему '2005. 02. 021. Кобликов А. С. Юридическая этика. - М. : норма, 2004. - 176 с'

2005. 02. 021. Кобликов А. С. Юридическая этика. - М. : норма, 2004. - 176 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 021. Кобликов А. С. Юридическая этика. - М. : норма, 2004. - 176 с»

2005.02.021. КОБЛИКОВ А.С. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА. - М.: Норма, 2004. - 176 с.

Автор определяет мораль как один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины. Их выполнение контролируется всеми. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер, выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о достойном и недостойном.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, необходимости уважения к правам личности. Эту функцию автор характеризует как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, его мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного. Первичный элемент нравственной деятельности - поступок, поскольку в нем воплощаются моральные цели. Поступок включает в себя мотив, намерение, цель, деяние и последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в

отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Моральные принципы - это одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, и лежат в основе конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных норм.

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно вторгаться, например, в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, а также самооценка человека, его совесть.

Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро - этическая категория, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение,

отвечающее требованиям нравственности, служащее разграничению нравственного и безнравственного, противостоящего злу. Зло - категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая моральная характеристика отрицательных моральных качеств.

В этике справедливость - категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности. Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.

В судебном разбирательстве, где судьи непосредственно вступают в общение со всеми участниками процесса, нравственные отношения складываются как внутри коллегии судей или присяжных заседателей, так и между судьями и сторонами. Судьи реализуют нравственную обязанность объективно, непредвзято исследовать дело и справедливо его разрешить. При этом они учитывают разное положение и разные притязания сторон. Средства, применяемые участниками уголовного процесса, должны соответствовать его целям, этическим нормам. При этом, независимо от своих целей, никто из участвующих в уголовном деле лиц не вправе прибегать к средствам, не разрешенным законом.

Отрицание возможности установить по уголовному делу истину лишает правосудие нравственной цели и содержания и может служить оправданием любой несправедливости. Установление истины, а следовательно, справедливое разрешение дела: осуждение только виновного и в соответствии со степенью его вины и безусловное оправдание невиновного - нравственный долг судьи. Установление истины - высоконравст-

венная цель доказывания, без достижения которой справедливое правосудие невозможно.

Обязанность доказывания обвинения целиком лежит на обвинителе. Тот, кто обвиняет кого-либо в преступлении, несет юридическую и нравственную обязанность доказать свое утверждение. Утверждать, что человек - преступник, не имея для этого достаточных доказательств, -безнравственно. Бездоказательное обвинение аморально. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению состоит в том, что за свое решение о доказанности или недоказанности обвинения и его последствиях судья несет ответственность перед своей совестью судьи и человека. Суверенный в принятии решения, судья отвечает нравственно за его правильность перед обществом, перед подсудимым, потерпевшим, другими участниками процесса, будучи связан с ними чувством профессионального и человеческого долга, нравственными отношениями.

Привлечение к уголовной ответственности за лжесвидетельство сопряжено с решением определенных нравственных вопросов. Лжесвидетельство, как и все другие преступления, аморально. Но нравственные оценки его в общественном сознании различаются в зависимости от того, каково содержание заведомо ложных показаний. Если свидетель дает заведомо ложные показания с целью обвинить в преступлении невиновного, то такие действия однозначно признаются аморальными. Но в случаях, когда ложные показания направлены на освобождение от ответственности виновного, оценки могут различаться. Здесь приобретает значение мотив, которым руководствовался свидетель.

В Российском государстве признается преступлением и строго карается принуждение к даче показаний путем применения угроз или иных незаконных действий со стороны лица, производящего дознание. А если эти действия соединены с применением насилия или из-

девательств над личностью допрашиваемого, то они влекут весьма строгую санкцию. Принуждение к даче показаний путем угроз или иного психического насилия и всякое физическое насилие при допросах с целью просто получить показания или же показания, желательные допрашивающему, преступно и глубоко аморально.

Судебная власть должна быть равной для всех. Это нравственное требование выражает уравнительный аспект справедливости. Однако требование обеспечения равенства в суде настолько важно, что оно специально выделяется законодательно и фигурирует в нравственном сознании общества. Беспристрастность судебной власти, проявляющаяся в отсутствии приверженности к какой-либо из сторон, способности равно относиться к их притязаниям и действовать лишь в интересах истины и справедливости на основании закона и совести - фундаментальное требование нравственного и правового свойства. Судебная власть, не способная или не стремящаяся действовать беспристрастно, не заслуживает доверия общества.

В речи защитника нельзя использовать доводы, несостоятельность которых очевидна. Обман, ложь, сознательное искажение фактов глубоко безнравственны. Они несовместимы с престижем адвоката как человека и как юриста, выполняющего гуманные функции. А с позиций эффективности защиты они представляют опасность и для судьбы клиента адвоката. Обнаруженный обман даже «в мелочах» подрывает доверие ко всему, что говорил защитник, так как честность градаций не имеет.

О.В.Летов

2005.02.022-023. ЭТИКА И МЕДИЦИНА. (Сводный реферат).

2005.02.022. BARILAN M.Y. Medicality: The fifth bioethical principle of medical ethics for the internal morality of medicine // Eubios: J. of Asian a. intern. bioethics. - Christchurch, 2003. - Vol.13, N6. - P.168-175. - Mode of access: http://www.biol.tsukuba.ac.jp.

2005.02.023. KNOEPFFLER N. Organ donation as an ethical imperative // Eubios: J. of Asian a. intern. bioethics. - Christchurch, 2004. - Vol.14, N6. -P.211-213. - Mode of access: http://www.biol. tsukuba.ac.jp.

Майкл Бэрилэн (Университет Тель-Авива, Израиль) в статье «Ме-дикальность: Пятый биоэтический принцип медицинской этики, касающийся профессиональной медицинской морали» (022) отмечает, что обычно общественность оказывает доверие как медицине в целом, так и тем, кто в ней работает. Многие люди рассматривают медицину как мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.