Научная статья на тему '2004. 03. 016. Мадл Ф. Процесс европейской интеграции: ожидания Венгрии. Madl F. europaischer Integrationsprozess. Ungarische Erwartungen / mit einer Replik von Dietrich von Kyaw. - B. : Humboldt Univ.. Zu Berlin, 2002. - 35 S. - (off. Vorlesungen / Humboldt Univ.. Zu Berlin; H. 114) (humboldt-reden zu Europa; № 3)'

2004. 03. 016. Мадл Ф. Процесс европейской интеграции: ожидания Венгрии. Madl F. europaischer Integrationsprozess. Ungarische Erwartungen / mit einer Replik von Dietrich von Kyaw. - B. : Humboldt Univ.. Zu Berlin, 2002. - 35 S. - (off. Vorlesungen / Humboldt Univ.. Zu Berlin; H. 114) (humboldt-reden zu Europa; № 3) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС И ВЕНГРИЯ / ЕС ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 016. Мадл Ф. Процесс европейской интеграции: ожидания Венгрии. Madl F. europaischer Integrationsprozess. Ungarische Erwartungen / mit einer Replik von Dietrich von Kyaw. - B. : Humboldt Univ.. Zu Berlin, 2002. - 35 S. - (off. Vorlesungen / Humboldt Univ.. Zu Berlin; H. 114) (humboldt-reden zu Europa; № 3)»

предвидится, и, как сказал в Брюсселе дипломат одной из вступающих стран, «мы бы охотно присоединились к линии ЕС в иракском вопросе, но никто не знает, в чем она заключается» (3, с. 32). Разобщенность и недоверие возрастут с присоединением 10 новых стран и поставят ЕС перед жестким испытанием, по крайней мере, до 2006 г., когда будут проходить переговоры о финансировании ЕС, о том, кто будет получателем, а кто - плательщиком распределяемых Брюсселем ежегодно почти 100 млрд. евро.

Даже евро, казавшийся символом почти удачной интеграции, может пострадать от последних событий: в Швеции восхищение единой валютой идет на спад, британское правительство, как и прежде, не спешит определить срок референдума по вопросу о переходе к евро. В то же время вступление Великобритании, Швеции и Дании в зону евро, учитывая их экономическую мощь, было бы важнее для евро, чем присоединение новых стран, которое, скорее, может подорвать стабильность евро. Проведение общей торговой политики также будет осложнено из-за различия национальных предпочтений. Ф.Фишеру, члену ЕК, ведающему вопросами единой сельскохозяйственной политики, не удается по-новому организовать порядок предоставления сельскохозяйственных субсидий с учетом требований ВТО. Сегодня фермеры ЕС получают в форме субсидий почти 50 млрд. евро, что искажает условия конкуренции в мировой торговле и наносит ущерб развивающимся странам. Если Европа хочет защитить свои интересы в торговле промышленными товарами и услугами, она должна значительно сократить сельскохозяйственные субсидии, хотя большинство стран ЕС к этому не готово.

В заключение подчеркивается, что лозунг канцлера Г.Шрёдера «больше Европы» будет реализован не слишком быстро, ибо для этого нужна единая политическая воля, проявлению которой мешает нежелание правительств 15 стран - членов ЕС поступиться своими интересами.

В.И.Шабаева

2004.03.016. МАДЛ Ф. ПРОЦЕСС ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОЖИДАНИЯ ВЕНГРИИ.

MADL F. Europaischer Integrationsprozess. Ungarische Erwartungen / Mit einer Replik von Dietrich von Kyaw. - B.: Humboldt Univ. zu Berlin, 2002. -35 S. - (Off. Vorlesungen / Humboldt Univ. zu Berlin; H. 114) (HumboldtReden zu Europa; № 3).

Президент Венгерской Республики, рассматривая некоторые проблемы предстоящего вступления Венгрии в ЕС, подчеркивает, что расширение ЕС на Восток в связи с предстоящим приемом в эту группировку стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), знаменует собой начало новой эпохи европейской истории, которую можно назвать эпохой воссоединения. В результате тысячелетнего развития Венгрия стала значительной страной в Европе, органичной частью западной цивилизации, которая активно участвует в ее развитии. С открытием границ в Европе и падением берлинской стены в конце 1980-х годов в стране осуществилась мирная революция, в результате которой создана демократическая Венгрия, которая показывает высокие темпы роста почти во всех областях - в экономике, культуре, образовании, в международных экономических отношениях и т. д. Страна вносит весомый вклад в стабильность, особенно в Европе. Результатом ее достижений является стремление вступить в ЕС и желание ЕС принять ее в число своих членов. В соответствии с достигнутыми соглашениями, это произойдет в 2004 г.

Глобализация является одной из общемировых тенденций, которая значительно воздействует на развитие интеграционных процессов в рамках ЕС и отдельных европейских стран, включая Венгрию. Глобализация не означает полного объединения государственных, экономических, финансовых и культурных пространств, т. е. «стирания границ». Она позволяет осуществлять трансграничную торговлю товарами и услугами, финансовые сделки и операции с капиталом, совместные исследования и обмен технологиями. Положительные последствия глобализации очевидны и простираются от стимулирования инвестиций и технологических инноваций, особенно в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, до взаимного обогащения национальных культур.

Вместе с тем в последние годы особенно четко проявились и отрицательные последствия глобализации, сказавшиеся в усилении нестабильности финансовых рынков, в сокращении занятости, в обострении межстрановых и региональных противоречий и т.д., не говоря о международной преступности, нанесении ущерба окружающей среде, культурным ценностям наций. В связи с этим возникает проблема развития механизмов коллективного управления и регулирования с участием национальных государств. В этом отношении особое значение имеют институты ЕС, с участием в деятельности которых связаны нынешние венгерские ожидания.. Венгрия весьма заинтересована в участии в Европейском совете ЕС, в разработке и реализации коммунитарных программ, особенно

в области социальной, сельскохозяйственной и природоохранной политики, в научных исследованиях, в развитии информационных систем, транспортных сетей и т.д.

Создание успешно функционирующей системы защиты от негативных и стимулирования позитивных эффектов глобализации на национальном и коммунитарном уровнях - очень трудная задача, решение которой требует всестороннего и ответственного мышления, соответствующих действий и наличия мобильных материальных средств. Решение такой задачи на глобальном уровне еще сложнее. В конечном счете, речь идет о возможности создания «глобального правительства» с привлечением международных организаций, национальных государств и межгосударственных органов без учреждения утопического «мирового государства». Один из самых серьезных вызовов ХХ1 в. заключается в том, чтобы научиться управлять процессами глобализации с помощью морального воздействия или экономических мер, привлекая для этого национальные государства, которые даже при ослаблении их экономической мощи и суверенитета еще долго будут оставаться основой национальной идентичности и соблюдения прав.

Ослабление безопасности, низкие темпы перехода к демократии, терроризм, растущая преступность и торговля наркотиками становятся для мирового сообщества все более серьезными вызовами. Обостряется проблема внутренней «общественной безопасности», особенно в многоэтнических государствах ЦВЕ, вступающих в ЕС. Неравномерность политического и экономического развития и медленное улучшение условий жизни в странах ЦВЕ являются источниками возможной социальной и политической напряженности. Страны, находящиеся в лучшей ситуации в отношении безопасности, стабильности и благосостояния, в том числе Венгрия, способны быстрее преодолеть трудности, связанные с вступлением в ЕС. Большую роль в этом процессе должны сыграть различные программы поддержки и финансовой помощи, а также программы развития демократических институтов и т.д. Международная солидарность в решении проблем социально-экономического развития, распределение и перераспределение средств структурных фондов ЕС - именно с этим связаны главные ожидания будущих членов ЕС. После событий 11 сентября 2001 г. в мире появилось осознание того, что мир нуждается в широком обновлении и развитии солидарности в различных областях, особенно в преодолении драматического неравенства во многих сферах человеческого существования, которое является главным источником противоречий и

конфликтов. При этом правительства, международные и региональные институты, частный капитал и государственные органы должны действовать быстро и скоординированно. Венгрия осознает эту ответственность и готова действовать соответствующим образом в рамках ЕС и других международных организаций.

Сегодня становится все очевиднее, что европейская интеграция из сообщества экономического роста превращается в сообщество социально-экономического развития. В свое время вступление в ЕС менее развитых стран, таких как Испания, Португалия, Греция, увеличивало внутренние диспропорции в ЕС. Стало ясно, что в расширяющемся Евросоюзе для эффективного преодоления различий в уровне развития неоклассическая неолиберальная политика интеграции должна быть дополнена политикой органов ЕС и национальных государств, что позволяет успешно преодолевать асимметрию рыночной интеграции. Процесс выравнивания уровней развития стран ЕС во многом осуществлялся благодаря деятельности структурных фондов, получателями средств из которых будут и новые страны - члены ЕС. Как считают страны ЦВЕ, вступление в ЕС является для них заключительной фазой создания системы, основанной на солидарности и равенстве и равносильной объединению Европы. Правда, опыт объединения Германии показал, как трудно на практике преодолевать внутренние различия с помощью распределения финансовых средств даже в одной стране. Очевидно, что в рамках ЕС этот процесс будет гораздо более трудным, но осуществлять его нужно, поскольку в долгосрочном плане он принесет выгоды всем странам и Европе в целом.

В.И.Шабаева

2004.03.017-024. ВЫЗОВЫ ДЛЯ НОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. (Сводный реферат).

1. DELHOMMAIS P.-A., MARTI S. Les defies de J.-C. Trichet a la Banque centrale europeenne // Monde - Economie. - P., 2003. - 28 oct. - А. 59, N 18274. - P. 1.

2. Une banque centrale doit d'abord inspirer la confiance // Monde - Economie. - P., 2003. - 28 oct. - А. 59, N 18274. - P. 2.

3. DOMART Q. Une politique monetaire qui gagnerait a etre plus lisible // Monde - Economie. - P., 2003. - 28 oct. - А. 59, N 18274. - P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.