Научная статья на тему '2004. 03. 013-015. Расширение ЕС на Восток: экономические и политические проблемы. (сводный реферат)'

2004. 03. 013-015. Расширение ЕС на Восток: экономические и политические проблемы. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
246
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 013-015. Расширение ЕС на Восток: экономические и политические проблемы. (сводный реферат)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

2004.03.013-015. РАСШИРЕНИЕ ЕС НА ВОСТОК: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сводный реферат).

1. BUCH Cl. Die Osterweiterung der EU aus ökonomischer Sicht // Weltwirtschaft. - Tubingen, 2003. - H.2. - S.180-194.

2. STENZEL U. Erweiterung - das Ende der Nachkriegsordnung // Eu-rop.Rundschau. - Wien, 2003. - Jg.31, № 2. - S.31-36.

3. HANDSCHUCH K., WETTACH S. Virus des Misstrauens // Wirtschaftswoche. - Dusseldorf, 2003. - N 17. - S.30-35.

В обзоре рассматриваются некоторые экономические и политические проблемы и последствия, связанные с принятием в мае 2004 г. в ЕС десяти новых стран-членов. Вступление в ЕС стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) требует от них полного принятия принципов и правил регулирования единого внутреннего рынка, в том числе устранения всех тарифных и нетарифных ограничений, принятия единых таможенных тарифов, обеспечения полной свободы движения рабочей силы, капиталов и товаров; взаимного признания стандартов в области здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды, проведения общей конкурентной политики и политики взаимопомощи; устранения контроля на внутренних границах ЕС. За последние десять лет страны ЦВЕ предприняли значительные усилия по реформированию своей экономики и приспособлению своих институциональных структур к требованиям ЕС. Вместе с тем, подчеркивает К. Бух, до сих пор сохраняются значительные различия между экономическими структурами не только стран ЦВЕ и ЕС, но и в рамках региона ЦВЕ. Хотя процесс реформирования привел к устранению многих барьеров для международного движения товаров и капиталов, предстоит еще немало сделать для необходимого выравнивания относительных цен. Теоретически такое выравнивание может быть достигнуто путем увеличения объема внешней торговли либо усиления мобильности факторов производства (труда и капитала). При анализе влияния интеграции на уровень благосостояния часто проводятся различия между статическими и динамическими эффектами, соответственно, между эффектами распределения и накопления. От увеличения объема внешней торговли не все страны выигрывают в равной степени. Большое значение имеют региональные предпочтения - страны, расположенные поблизости и имеющие общие границы, торгуют друг с другом больше,

чем отдаленные друг от друга. В случае Европы это означает, что страны, граничащие со вновь вступающими странами, могут извлечь большую выгоду от торговой интеграции.

После вступления в ЕС на новые страны-члены будут распространены действующие в Евросоюзе принципы взаимной торговли на едином внутреннем рынке, а также общие таможенные барьеры по отношению к третьим странам. В частности, в аграрном секторе это может означать, скорее, увеличение, чем снижение уровня эффективной защиты сельского хозяйства стран ЦВЕ по отношению к третьим странам. Если в прежних исследованиях снижение торговых издержек в ходе расширения на Восток оценивалось в 10%, то в последнее время они оцениваются всего в 5%. Выигрыш отдельных стран ЕС от либерализации внешней торговли зависит главным образом от их географического положения. Если значение внешней торговли с вновь вступающими странами для таких стран, как Австрия, Германия, Финляндия или Швеция в 1990-х годах существенно возросло, то для Испании, Португалии, Греции или Ирландии это значение гораздо меньше. В целом доля торговли со странами Восточной Европы в ВНП стран ЕС не превышает 10%, тогда как для стран ЦВЕ торговля с ЕС имеет особое значение (1, с. 185).

Либерализация движения капиталов между странами ЦВЕ и ЕС происходит высокими темпами: если к началу 1990-х годов страны ЦВЕ были почти полностью изолированы от международного рынка капиталов, то к настоящему времени некоторые страны-кандидаты стали импортерами значительных объемов иностранного капитала. Именно поэтому интенсификация потоков капиталов после вступления этих стран в ЕС маловероятна. Для стран ЕС инвестиционные сделки со странами-кандидатами не имеют существенного значения, хотя в перспективе влияние интеграции на международное движение капиталов между Западной и Восточной Европой должно усилиться.

Если в области внешней торговли и движения капиталов существующие барьеры для интеграции рынков уже в значительной степени преодолены, то в области мобильности рабочей силы существенных изменений пока не произошло: в 1997 г. в странах ЕС находилось менее 1 млн. выходцев из стран ЦВЕ (из них более половины в Австрии и Германии), что составляло 0,2% населения Евросоюза (1, с. 188). Такая ограниченная мобильность рабочей силы сохранится в течение длительного переходного периода, поскольку для ее интенсификации необходимы определенные условия. По данным Брюккера (2001 г.), потенциал миграции

может составить 2-3% населения стран происхождения, а ГРО-ГшйШ оценивает этот потенциал в 4-5% населения (1, с. 189). Такое расхождение в прогнозах свидетельствует о большой неуверенности в оценке миграционного потенциала. Нечеткие прогнозы дают и результаты устных опросов, которые показывают, что почти 20% населения стран ЦВЕ проявляют заинтересованность в эмиграции, но только 8% ищут конкретную информацию и всего 1% запрашивает выездные документы (1, с. 190).

В заключение автор пишет, что расширение ЕС на Восток является честолюбивым интеграционным проектом с многочисленными последствиями в экономической и политической областях. К ожидаемым эффектам этого проекта нужно подходить селективно, так как они не только будут иметь положительные последствия для внешней торговли, миграции и движения капиталов, но и будут сопряжены с определенными издержками в области экономики и политики. Принятие странами ЦВЕ новых стандартов и рамочных условий потребует от них издержек, которые не в полной мере будут компенсироваться повышением благосостояния. Следует, однако, учитывать, что расширение на Восток должно повысить политическую стабильность, и хотя этот эффект нельзя представить в экономическом анализе, его нужно иметь в виду, взвешивая все «за» и «против» расширения.

15 апреля 2003 г. главы государств и правительств 15 стран - членов ЕС и 10 стран-кандидатов подписали договор о расширении ЕС, в соответствии с которым прием новых членов намечен на май 2004 г. Это расширение ЕС является не только самым крупным, оно потребует от новых членов колоссальных усилий, поскольку они вступают в уже сильно интегрированную Европу и должны включить в собственное законодательство многие нормы и правила, действующие в ЕС. Правда, некоторые из этих правил и положений, например о свободном перемещении рабочей силы или о возможности приобретения земли, могут быть реализованы соот-ветственно через 7 и 12 лет, а прямые субсидии фермерским хозяй-ствам будут предоставляться только с 2013 г. (2, с. 32). Еще больший переходный период потребуется для решения проблем охраны окружающей среды. Следующее расширение ЕС может произойти не ранее 2007 г. с участием Болгарии и Румынии, что зависит от процесса преобразований в этих странах. Кандидатом на вступление является также Хорватия, которая получит поддержку на грядущем раунде по расширению.

Честолюбивые устремления ЕС очевидны, но средства ограничены и при этом отсутствует политическая воля к проведению общей внешней политики и политики безопасности. Не удается быстро преодолевать противоречия между политикой ЕС как целого, с одной стороны, и сохранением национальных интересов - с другой. Что может произойти после расширения ЕС до 25 членов? Некоторые страны будут искать спасения в так называемом «усиленном сотрудничестве», когда небольшое число стран создадут «клуб в клубе», примером чего является встреча в верхах по проблемам безопасности между Бельгией, Францией, Люксембургом и ФРГ 29 апреля 2003 г. (2, с. 36). И хотя участники встречи подчеркивали, что далее этот путь открыт и для других стран, подобные инициативы оставляют «дурной привкус», поскольку способствуют не усилению роли Европы, а скорее, ее фрагментации.

Авторы статьи «Вирус недоверия» (3) развивают эту мысль, утверждая, что принятие в ЕС, находящийся в глубоком кризисе, 10 новых членов лишь усилит внутренний разлад и ослабит общую экономическую мощь Евросоюза. Гармония между 15 членами ЕС и 10 вновь вступающими странами существует только «по предписанию свыше». ЕС переживает наихудший в своей истории кризис, повсюду наблюдаются противоречия: старая Европа противостоит новой, большие государства -малым, реформируемые - «склеротичным», экономные - расточительным. Общим для стран-членов является стремление к сохранению национальных интересов, даже если это ослабит ЕС в целом. Это четко показал конфликт по иракскому вопросу, когда Евросоюз не смог выработать общую позицию. Несмотря на обещание превратить Экономический и валютный союз в политический, ЕС оказался парализованным перед супердержавой США. До сих пор во многом актуальны слова одного из бельгийских министров, сказанные им в конце 1980-х годов: «в экономическом отношении ЕС - гигант, в политическом - карлик, в военном -червяк» (3, с. 30).

Как считает премьер-министр Нидерландов Вим Кок, «Европа должна организоваться по-новому, так как сейчас не время для больших амбиций» (3, с. 30). Острые противоречия между Великобританией и Францией по поводу войны в Ираке могут надолго осложнить сотрудничество в Брюсселе. «Вирус недоверия начинает пожирать Европу изнутри», и вступление каждого нового члена будет лишь увеличивать разночтения. В отличие от предыдущих кризисов, когда большинство противостояло явному меньшинству, в новой ситуации четкого большинства не

предвидится, и, как сказал в Брюсселе дипломат одной из вступающих стран, «мы бы охотно присоединились к линии ЕС в иракском вопросе, но никто не знает, в чем она заключается» (3, с. 32). Разобщенность и недоверие возрастут с присоединением 10 новых стран и поставят ЕС перед жестким испытанием, по крайней мере, до 2006 г., когда будут проходить переговоры о финансировании ЕС, о том, кто будет получателем, а кто - плательщиком распределяемых Брюсселем ежегодно почти 100 млрд. евро.

Даже евро, казавшийся символом почти удачной интеграции, может пострадать от последних событий: в Швеции восхищение единой валютой идет на спад, британское правительство, как и прежде, не спешит определить срок референдума по вопросу о переходе к евро. В то же время вступление Великобритании, Швеции и Дании в зону евро, учитывая их экономическую мощь, было бы важнее для евро, чем присоединение новых стран, которое, скорее, может подорвать стабильность евро. Проведение общей торговой политики также будет осложнено из-за различия национальных предпочтений. Ф.Фишеру, члену ЕК, ведающему вопросами единой сельскохозяйственной политики, не удается по-новому организовать порядок предоставления сельскохозяйственных субсидий с учетом требований ВТО. Сегодня фермеры ЕС получают в форме субсидий почти 50 млрд. евро, что искажает условия конкуренции в мировой торговле и наносит ущерб развивающимся странам. Если Европа хочет защитить свои интересы в торговле промышленными товарами и услугами, она должна значительно сократить сельскохозяйственные субсидии, хотя большинство стран ЕС к этому не готово.

В заключение подчеркивается, что лозунг канцлера Г.Шрёдера «больше Европы» будет реализован не слишком быстро, ибо для этого нужна единая политическая воля, проявлению которой мешает нежелание правительств 15 стран - членов ЕС поступиться своими интересами.

В.И.Шабаева

2004.03.016. МАДЛ Ф. ПРОЦЕСС ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОЖИДАНИЯ ВЕНГРИИ.

MADL F. Europaischer Integrationsprozess. Ungarische Erwartungen / Mit einer Replik von Dietrich von Kyaw. - B.: Humboldt Univ. zu Berlin, 2002. -35 S. - (Off. Vorlesungen / Humboldt Univ. zu Berlin; H. 114) (HumboldtReden zu Europa; № 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.