Научная статья на тему '2003. 02. 051. Достойный труд и неформальная экономика. Женева: МБТ, 2002. 167 с'

2003. 02. 051. Достойный труд и неформальная экономика. Женева: МБТ, 2002. 167 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ В НЕФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ / МОТ И НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 02. 051. Достойный труд и неформальная экономика. Женева: МБТ, 2002. 167 с»

В заключение авторы отмечают, что при разработке политики в отношении ТЭ следует иметь в виду следующие обстоятельства:

— рост ТЭ приводит к сокращению государственных доходов, что, в свою очередь, сказывается на количестве и качестве общественных товаров и услуг;

— наименьшие размеры ТЭ имеют место в странах, где наиболее высоки доходы от налогов, что обусловлено более низкими налоговыми ставками, ограниченным числом законов и норм регулирования;

— снижение налоговых ставок не может существенно сократить ТЭ, но может ее стабилизировать;

— замена прямых налогов косвенными вряд ли улучшит ситуацию;

— сокращению величины ТЭ может способствовать более частое проведение налоговых аудитов и более жесткие наказания за уклонение от уплаты налогов;

— правительства должны стремиться к легализации ряда видов экономической активности, например, путем либерализации рынка труда;

— либерализация регулирования снижает стимулы для коррупции и поощряет фирмы к выходу «из тени».

Н.Н.Иванова

2003.02.051. ДОСТОЙНЫЙ ТРУД И НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. - Женева: МБТ, 2002. - 167 с.

В докладе Международной организации труда (МОТ) предпринимается попытка проанализировать формы, масштабы и значение неформальной экономики (НЭ). При этом подчеркивается необходимость получения более точных статистических данных и проведения научных исследований в помощь директивным органам.

Проблема НЭ, отмечают авторы, обсуждалась МОТ еще 30 лет назад, но с тех пор она стала более сложной и масштабной: НЭ получила распространение почти во всех странах, включая промышленно развитые (ПРС). В связи с тем что большинство людей не могут найти работу или начать свое дело в формальной экономике, основная часть новых рабочих мест, созданных в последние годы в развивающихся странах (РС) и странах с переходной экономикой, приходится на НЭ.

К трудящимся, занятым в НЭ, относятся самостоятельно занятые трудящиеся, выполняющие работы, дающие средства к существованию; наемная домашняя прислуга; надомные работники и работники предприятиях с потогонной системой труда, являющиеся «скрытыми наемными трудящимися»; самостоятельно занятые работники на мелких предприятиях, работающие на свой страх и риск или использующие труд членов своей семьи, а иногда имеющие учеников и/или наемных работников. Эти группы объединяет одна общая черта: они не получают никакой защиты в законодательных рамках. Для неформальных работников и предпринимателей характерна высокая степень уязвимости: они практически лишены доступа к государственной социальной инфраструктуре и пособиям, их занятость в целом нестабильна, а доходы крайне низки и нерегулярны.

Неформальная экономическая деятельность находится на грани криминала, государственные органы и власти иногда отождествляют ее с преступной деятельностью. Конечно, НЭ включает в себя преступную деятельность, в частности торговлю наркотиками и людьми, отмывание денег (в докладе эти вопросы не рассматриваются), а также противоправные виды деятельности, в т.ч. уклонение от уплаты налогов. Но большинство занятых в НЭ, не будучи зарегистрированными и выпадая из сферы действия официального права, производят товары и услуги, являющиеся законными.

Неформальный статус не означает полного отсутствия правил и норм, регулирующих деятельность трудящихся или предприятий. Неформальная деятельность опирается на собственную «политэкономию»: неформальные или коллективные правила, договоренности, структуры, оказывающие помощь, предоставляющие займы, организующие профессиональную подготовку, обеспечивающие доступ к коммерческой деятельности и рынкам и соблюдение условий контрактов. Однако неизвестно, на чем основаны эти правила или нормы и как соблюдаются в них основополагающие права трудящихся. В целом у трудящихся и предпринимателей неформального сектора отсутствует возможность пользоваться гарантированным доступом на рынки труда, защищенной занятостью, защищенными рабочими местами, гарантией безопасности труда, гарантией повышения профессиональной квалификации и гарантией представительства.

По оценкам МОТ, для НЭ характерен дефицит достойного труда: рабочие места низкого качества, непроизводительный и низ-

кооплачиваемый труд, не признаваемый и не защищаемый законодательством, отсутствие прав в сфере труда, неадекватная социальная защита и отсутствие организаций, эффективно представляющих интересы трудящихся.

По данным МОТ, в 17 из 42 стран, по которым имеется информация, более половины общей занятости приходится на НЭ, и только в 4 странах в НЭ трудится менее 10% всех занятых (с.15). Самая высокая доля неформальной занятости наблюдается в странах, расположенных южнее Сахары. В целом в Африке 80% занятости в несельскохозяйственной сфере и 60% занятости в городах приходится на неформальный сектор (с.20). Самая низкая доля неформальной занятости отмечается в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы и СНГ.

Почти в половине обследованных стран доля неформальной занятости в общей занятости среди женщин выше, чем среди мужчин. В течение 1990-х годов доля неформальной занятости в общей занятости возрастала как среди мужчин, так и среди женщин. Однако в странах Латинской Америки темпы роста доли неформальной занятости женщин были выше, чем у мужчин.

Рассматривая региональные и национальные особенности НЭ, авторы указывают, что европейские ПРС можно разделить на три группы. В первой группе (Скандинавские страны, Австрия, Ирландия и Нидерланды) уровень теневой деятельности относительно низок и составляет около 5% ВВП. К странам с наиболее высоким уровнем подпольной деятельности относятся Греция и Италия (20% ВВП) (с.30). Остальные страны по уровню развития НЭ занимают промежуточное положение. В Скандинавских странах, Нидерландах, Бельгии и Великобритании среди работающих в НЭ обычно преобладает молодежь, квалифицированные трудящиеся мужчины, в то время как во Франции, Германии и Австрии — нелегальные иммигранты, что создает серьезные проблемы. В Южной Европе рабочая сила в НЭ — это обычно молодежь, женщины, работающие на дому, и нелегальные иммигранты.

В США различные формы неформальной занятости все чаще наблюдаются в таких секторах, как электроника и швейная промышленность, где на предприятиях с потогонной системой работают трудящиеся из Латинской Америки и Азии, особенно женщины. Широкое распространение получают и различные формы гибкой занято-

сти, меняющие характер рынков труда США и Канады, а также других стран ОЭСР. Они создают новые проблемы с точки зрения трудовых отношений и соблюдения трудового и социального законодательства.

В НЭ широко используется детский труд, причем зачастую на самых опасных видах работ, включая принудительный труд и рабство. Из предполагаемых 211 млн. работающих детей в мире в возрасте от 5 до 14 лет по крайней мере 11 млн. трудятся полный рабочий день на местах, сопряженных с риском (с.33).

К основным причинам развития НЭ относятся правовые и административные препоны, делающие невозможным переход в формальную экономику или сохранение официального статуса как для предприятия, так и для трудящегося; правительственная политика прямого или косвенного сдерживания создания рабочих мест в формальной экономике; отсутствие или ограничение доступа к сильным и эффективным рыночным и нерыночным институтам; демографические тенденции, включая массовую миграцию сельского населения в города и пандемию ВИЧ/СПИДа; дискриминацию женщин и других уязвимых категорий населения; отсутствие представительных организаций, способных защитить интересы работающих в НЭ.

Кроме того, расширение границ НЭ связано с темпами экономического роста. В некоторых странах в последние десятилетия темпы экономического роста были либо очень низкими, либо он вообще отсутствовал, в то время как другие сконцентрировали свои усилия на стимулировании роста за счет развития капиталоемкого производства, что приводило к росту безработицы. И в том и в другом случае количество создаваемых рабочих мест было недостаточным для трудоустройства всех ищущих работу, что заставляло людей становиться наемными работниками или создавать свои собственные рабочие места в НЭ.

Росту НЭ способствовала и политика стабилизации и структурной адаптации 1980 — 1990-х годов, которая во многих странах привела к росту нищеты, безработицы и неполной занятости. Финансовый кризис второй половины 1990-х годов, разразившийся в Азии, стал также важным фактором роста НЭ. Экономическая перестройка, особенно в странах с переходной экономикой, сопровождавшаяся сокращением масштабов предприятий, не оставила многим уволенным трудящимся иного выбора, кроме работы в НЭ.

Еще одной причиной распространения НЭ является рост уровня бедности. В связи с этим меры, направленные на решение проблем НЭ и обеспечение достойного труда, помогут ликвидации бедности. И наоборот, действенные меры по борьбе с бедностью создают условия для более продуктивного, защищенного и достойного труда.

Авторы доклада отмечают, что глобализация оказывает неоднозначное действие на НЭ. Благодаря ей появились новые возможности с точки зрения рабочих мест для наемных трудящихся и новых рынков для самостоятельно занятых лиц. Если в какой-либо РС неформальный сектор появился в связи с процессом глобализации, это часто означает, что страна не была интегрирована в мировую экономику. Не сама глобализация как таковая, а неумение или неспособность стран участвовать в процессах глобализации мешают им воспользоваться торговыми, инвестиционными и технологическими преимуществами. Под воздействием междуна-родной конкуренции фирмы реального сектора распространяют на наемных трудящихся условия занятости, принятые в НЭ (отсутствие минимальной заработной платы, гарантий занятости или социальных пособий), а предприятия НЭ переводят трудящихся с полупостоянных контрактов на сдельную или повременную оплату труда также без гарантий занятости, минимальной оплаты труда или пособий. От политики, проводимой правительством той или иной страны, зависит, приведет ли процесс глобализации к достойному труду или к дефициту достойного труда в НЭ.

Расширение в последнее время НЭ связано не только со способностью фирм реального сектора поглощать рабочую силу, но и с их готовностью делать это. Все чаще фирмы вместо производства, основанного на использовании постоянной рабочей силы, прибегают к децентрализации производства и организации труда в соответствии с принципом «гибкой специализации», создавая более мелкие, гибкие и специализированные подразделения, часть из которых не регистрируется, т.е. является неформальной. Для сокращения издержек и усилий, необходимых для повышения конкуренто-способности, фирмы все чаще используют небольшой костяк наемных трудящихся на обычных условиях (официальная занятость), который базируется на постоянном рабочем месте, а также непостоянный штат «нестандартных» или «нетипичных» и зачастую неформальных трудящихся, разбросанных по рабочим местам разной локализации. Это подразу-

мевает эрозию трудовых отношений с переходом на более гибкие неформальные трудовые отношения.

Таким образом, подчеркивают авторы, четкая граница между неформальной и формальной экономикой отсутствует. Процессы, происходящие в НЭ, оказывают влияние на трудящихся и работодателей в формальной экономике, и наоборот. Кроме того, предприятия НЭ вступают в недобросовестную конкуренцию с предприятиями формальной экономики, так как не платят налогов и взносов в фонды социального обеспечения или избегают иных хозяйственных издержек, которые несут остальные предприятия. Таким образом, предприятия и трудящиеся обоих секторов экономики сосуществуют в единой среде, но в НЭ, особенно на ее нижней ступени (женщины, молодежь), наблюдается наиболее серьезный дефицит достойного труда, хотя он существует и на некоторых рабочих местах в реальном секторе. Тем не менее по мере продвижения вверх к формальной экономике условия труда становятся все более достойными. Однако, подчеркивают авторы, правами в сфере труда должны пользоваться все работающие, включая и работников НЭ.

Предлагаемая МОТ комплексная и всесторонняя стратегия по обеспечению достойного труда в рамках всей экономики, основанная на сбалансированном и комплексном подходе к вопросам устойчивого развития и роста глобальной экономики, в которой экономические, социальные и экологические задачи могут решаться одновременно, предусматривает:

— в самой ближайшей перспективе сокращение дефицита достойного труда в НЭ за счет правового признания лиц, занятых в настоящее время в этом секторе, предоставления им прав, юридической и социальной защиты, а также возможности создавать представительные организации, защищающие их интересы;

— в краткосрочной и долгосрочной перспективе предоставление трудящимся и предпринимателям, занятым в неформальном секторе, впервые ищущим работу и потенциальным предпринимателям возможности найти свое место в более формальных, защищенных и достойных секторах; наиболее пристальное внимание должно быть уделено лицам, находящимся в особо неблагоприятном положении или являющимся объектом дискриминации на рынке труда, в частности женщинам, безработной молодежи и трудящимсямигрантам;

— в более длительной перспективе создание для всех трудящихся и работодателей достаточного объема защищенной и достойной занятости. Новые рабочие места должны создаваться не в НЭ, а в формальной экономике.

Для обеспечения в среднесрочной и отдаленной перспективе качественного перехода трудящихся и предпринимателей из неформального сектора в формальную экономику с ее достойным трудом необходимо принять меры, направленные на инвестирование в рабочую силу с целью увеличения спроса на нее, повышение производительности и гибкости работников. Обращается внимание на меры, облегчающие открытие и рост малых и микропредприятий в формальной экономике и проведение ими стратегии, ведущей к росту производительности и созданию качественных рабочих мест. Для этого необходимы благоприятные политические условия и правовые рамки, а также соответствующие организационные структуры поддержки и продуманное управление, без которых эти меры окажутся неэффективными.

С.Н.Куликова

2003.02.052. БРОАЙЕ Ф. ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ: НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАВКИ.

BROYER Ph. Le blanchiment de l'argent: Nouveaux enjeux internationaux // Etudes. - P., 2002. - T.396, №5. - P.611-621.

В статье французского исследователя рассматриваются воз-мож-ности эффективной борьбы с отмыванием денег (ОД).

Для внедрения в легальную экономику деньги сомнительного происхождения нуждаются в отмывании, что прямо связано с деятельностью организованной преступности, развитие которой характеризуется диверсификацией и интернационализацией. Пути, средства и места проведения операций по ОД очень разнообразны, что необходимо для оптимизации условий перемещения нелегальных доходов в легальную экономику. Широкий размах ОД получило в 70-е годы ХХ в., поскольку в руках крупных криминальных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.